На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………...3 

Глава 1. Структура федерального собрания…………………………………….5
            1.1 Государственная дума……………………………………………......7
            1.2 Совет федерации………………………………………………….....11
           
Глава 2. Место и роль парламента в системе органов государственной   власти……………………………………………………………………………..23
            2.1 Законодательный процесс……..…………………………………....28 

Заключение…………………………………………………………………….....42 

Список  использованных источников…………………………………………...45 
 
 
 
 
 
 
 

           
                
          
             
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

    В Российской Федерации парламентом  является Федеральное Собрание. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993)2 Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII - XIII веках. Однако история современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм - особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.
     В настоящее время высший представительный и законодательный орган в  разных странах имеет разное название. «Парламент» как собственное  наименование для обозначения данного  органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии, Молдове, Казахстане и др. В США и большинстве  стран Латинской Америки парламент  называется конгрессом, в Норвегии – стортингом, в Литве и Латвии - сеймом и так далее1.
     Объект исследования данной работы – Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации.
     Предметом исследования являются Конституция РФ, нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебная и научная литература.
     Цель работы – всесторонне исследовать Федеральное Собрание как особый государственный орган. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
     Исследовать историю российского парламентаризма; проанализировать статус Федерального Собрания, его положение в системе органов государственной власти РФ; дать характеристику основным функциям Федерального Собрания; выявить структуру Федерального Собрания; охарактеризовать статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Структура федерального собрания 

      Исторически двухпалатная структура парламента возникла в странах Запада как  способ сдерживания одной палатой (верхней) чрезмерного радикализма  другой (нижней). Это был типичный продукт буржуазно-демократических  революций, приведших к власти буржуазию, опасавшуюся разбушевавшегося народа.3 Новые правящие круги считали, что прямое представительство населения, основанное на всеобщем избирательном праве, может привести в нижнюю палату (Палата общин в Англии, Национальное собрание во Франции, Палата представителей в США и др.) представителей «низов», горячность которых должна уравновешиваться представителями высших слоев общества или во всяком случае более ответственными и опытными государственными деятелями (Палата лордов в Англии, Сенаты во Франции и США и др.). Верхние палаты обычно комплектовались откровенно недемократическим или менее демократическим путем, имели более длительный срок легислатуры, обладали правом вето « на законопроекты, принятые нижней палатой, и другие привилегии. Таким путем правящим кругам удавалось достигать известного равновесия палат и стабилизирующего воздействия парламента на общественную жизнь.
      С годами, уже в XX веке, произошла некоторая  демократизация верхних палат, был  признан принцип равноправия  палат, но роль верхней палаты как  органа «на всякий случай» сохранялась. В связи с этим двухпалатность стала все чаще подвергаться острой критике со стороны демократической общественности и науки конституционного права. В некоторых унитарных государствах от двухпалатности отказались. Исторический опыт всех федераций (США, Австралия, Германия, Мексика и др.) показал, что палата, состоящая из представителей субъектов федерации (обычно это сенаты), надежнее обеспечивает учет региональных интересов
______________________ 

3Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 2003. С. 430
населения и равное участие всех частей федерации  в решении общегосударственных  задач. Сам федерализм таким путем  обретает в глазах граждан уважение своей способностью обеспечивать единство общих и региональных интересов  и через двухпалатный парламент  добиваться преодоления внутренних противоречий в государстве. Этими эффективными результатами объясняется то обстоятельство, что в федеративных государствах двухпалатность признана принципом демократическим и функциональным. Двухпалатная структура парламента означает такое строение парламента, когда парламент состоит из двух палат, формируемых в особом порядке. Парламент при наличии двухпалатной системы вправе избрать один из принципов работы: а) принцип равенства палат в объеме и характере полномочий - у палат равное число депутатов, одинаковый объем полномочий, сходные повестки пленарных заседаний, проведение палатами совместных заседаний и создание совместных органов и др. и б) принцип верхней и нижней палаты - у каждой палаты свой круг полномочий, разный характер работы, как правило, отсутствуют общие органы палат, различный количественный состав палат и порядок их формирования и др.
      Последний принцип исповедуют большинство  современных парламентов.
      Принцип деления парламента на верхнюю и  нижнюю палату означает следующее. Одна палата (именуемая нижней) выражает прямое представительство всего  населения и формируется путем  общенациональных выборов. Другая палата (именуемая верхней) представляет интересы субъектов Федерации и формируется  путем представительства от каждого  такого субъекта. Такой подход отражен  в строении Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Государственной  Думы и Совета Федерации. При этом Государственная Дума является представительством всего многонационального народа России, а Совет Федерации отражает федеративный характер российской государственности. Условно эти палаты именуются нижней (Государственная Дума) и верхней (Совет Федерации), хотя Конституция РФ этими терминами не оперирует.
      Двухпалатная  структура палат исторически  возникает в период буржуазно-демократических  революций в качестве способа  сдерживания одной палатой (верхней) радикализма другой (нижней). Представляя  привилегированные слои общества, верхние  палаты формировались менее демократическим  путем по сравнению с нижними, имели более длительный срок легислатуры, им принадлежало право вето на законы, принимаемые нижней палатой, и др. Таким образом, верхние палаты играли сдерживающую роль по отношению к  нижним и тем самым обеспечивали стабилизирующее воздействие парламента на события общественной жизни. В  современный период эта роль верхней  палаты утратила свое значение. В унитарных  государствах верхняя палата стала  играть в большей степени роль парламентского экспертного учреждения, что в значительной мере повышает качество принимаемых парламентом  законов. Иное значение принцип двухпалатности парламента приобрел в федеративных государствах, применительно к которым  утвердилось двойное представительство  народа в общенациональном парламенте: посредством прямого пропорционального  представительства на основе всеобщего  избирательного права; через равное представительство каждого из субъектов  федерации. 

      1.1 Государственная Дума 

   Государственная Дума — одна из двух палат Федерального Собрания РФ, обеспечивающая прямое представительство всего населения страны и играющая ведущую роль в законодательной деятельности парламента. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на общенациональных выборах на основе сочетания пропорциональной (225 депутатов избираются по общефедеральному избирательному округу по партийным спискам) и мажоритарной (225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам) систем сроком на 4 года. Выборы происходят на основе не только Конституции РФ, но и специального Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (июнь 1999 г.). Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Он не может быть одновременно членом Совета Федерации, депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Работая на профессиональной постоянной основе, депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.4
   Государственная Дума собирается на первое заседание  на тридцатый день после избрания, хотя Президент может созвать ее и ранее этого срока. Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего состава прекращаются. Регламент устанавливает, что Государственная Дума РФ ежегодно проводит две сессии — весеннюю (более шести месяцев — с 12 января по 20 июля) и осеннюю (почти три месяца — с 1 октября по 25 декабря). Государственная Дума избирает из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком. Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов создается Совет Государственной Думы, в состав которого с правом решающего голоса входят Председатель Думы и руководители депутатских объединений, а с правом совещательного голоса в его работе принимают участие заместители
   Председателя  Думы и председатели ее комитетов. На заседаниях Совета могут присутствовать депутаты палаты. 
 
 

________________________
4Российская газета. 1999. 1 и 3 июля
В составе  Государственной Думы образуются комитеты и комиссии,
осуществляющие  подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов и проводящие парламентские слушания по вопросам своего ведения (ст. 99 и 101). Все депутаты Думы, за исключением ее Председателя и его заместителей, обязаны войти в один из около 30 комитетов палаты, численность состава которых составляет от 12 до 35 депутатов. Председатели и заместители председателей комитетов избираются палатой, а их персональный состав утверждается палатой с учетом пожеланий депутатов.
   Комиссии  Думы (мандатная, по этике, для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах и др.) формируются из числа членов комитетов палаты. Председатель Государственной Думы и его заместители не могут входить в состав комитетов, а каждый депутат может
членов  комитетов палаты. Председатель Государственной  Думы и его заместители не могут  входить в состав комитетов, а  каждый депутат может быть членом только одного комитета палаты.
   К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. По этим вопросам Дума принимает постановления, как правило, большинством голосов от общего числа ее депутатов. На практике Дума принимает постановления и по другим вопросам. Эти и другие постановления не нуждаются в каком-либо дополнительном утверждении.
   Как уже отмечалось, Государственной  Думе принадлежит ведущая роль в  законодательном процессе. Ее депутаты обладают правом законодательной инициативы. Все законопроекты вносятся только в Думу, обсуждаются, принимаются или отклоняются ею. Для принятия федерального закона, как правило, требуется большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а федерального конституционного закона — не менее двух третей голосов от того же числа депутатов. Поскольку принятый Думой закон нуждается в одобрении Совета Федерации и его подписании Президентом РФ, обладающим правом отлагательного вето, Государственная Дума в свою очередь обладает возможностью, в случае ее несогласия с решением Совета Федерации, преодолеть это препятствие путем получения при повторном голосовании не менее двух третей голосов от общего числа депутатов этой палаты; в таком же порядке, но уже при поддержке и Совета Федерации, возможно и преодоление вето Президента РФ (ст. 104— 108). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.5
   Государственная Дума может быть распущена, но только в двух определенных Конституцией РФ ситуациях (ст. 109). Во-первых, в случае конфликта Президента с Думой, когда  последняя трижды отклоняет представленные Президентом кандидатуры Председателя Правительства (ст. 111); и во-вторых, в случае конфликта между Думой и Правительством, когда Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ (ст. 117). В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею
обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Совета Федерации, а также  в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения и в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. 

__________________ 

5Енгибарян Р. В, Тодевосян Э. В. Конституционное право России; с.267
1.2 Совет Федерации 

    Согласно  ч. 2 ст. 95 Конституции, в Совет Федерации  входят по два представителя от каждого  субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного  органов государственной власти. В ч. 2 ст. 96 Конституции указывается, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается Федеральным  законом.
    Первый  состав Совета Федерации, сформированного  в 1993 г., избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов  Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г., утвержденным Указом Президента Российской Федерации  от 11 октября 1993 г.
    Согласно  этому Положению, выборы депутатов  Совета Федерации осуществлялись гражданами Российской Федерации на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право  избирать депутатов Совета Федерации  принадлежало каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Совета Федерации мог  быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста.
    В Совет Федерации избирались по два  депутата от каждого субъекта Российской Федерации на основе мажоритарной системы  по двухмандатным (один округ - два депутата) избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов  Российской Федерации. При выборах  в Совет Федерации каждый избиратель подавал голос за двух кандидатов. Кандидаты в депутаты Совета Федерации  выдвигались группами избирателей  и избирательными объединениями, включающими  региональные организации общефедеральных  политических партий, общефедеральных  политических движений, уставы которых  были зарегистрированы Министерством  юстиции РФ, политические движения в субъектах Федерации, уставы которых  были зарегистрированы соответствующими органами юстиции, или блок таких общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов.6
    Организацию и проведение выборов депутатов  Совета Федерации осуществляли Центральная  избирательная комиссия по выборам  в Государственную Думу, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 1993 г , окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Совета Федерации, сформированные Центральной избирательной комиссией, а также участковые избирательные комиссии по выборам депутатов Совета Федерации, которыми являлись участковые избирательные комиссии, образованные в соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденным Указом Президента РФ от 1 октября 1993 г.
    В Положении о выборах депутатов  Совета Федерации устанавливалось, что число избирательных округов  по выборам депутатов Совета Федерации  равно числу субъектов Российской Федерации. На территории каждого субъекта Федерации образовывался один избирательный  округ. Вот почему избирательные  округа, образованные в краях или  областях, имеющих в своем составе  автономные округа, не охватывали территории этих округов. И следовательно, депутаты Совета Федерации, избранные от таких  краев и областей, не представляли интересы избирателей автономных округов, входящих в состав этих краев и  областей.
    В соответствии с "Заключительными  и переходными положениями" Конституции  РФ Совет Федерации первого созыва, сформированный в 1993 году, был избран сроком на два года. Таким образом, порядок выборов Совета Федерации первого состава был исключением из общего принципа формирования этой палаты, установленного ст. 95 и 96 Конституции РФ.
    5 декабря 1995 г. был принят Федеральный  закон "О порядке формирования  Совета Федерации Федерального  Собрания Российской
__________________ 

6Козлова. Е. И, Кутафин. О. Е, Конституционное право России, с.199.
Федерации". Согласно этому Закону, в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации.
    В соответствии с Федеральным законом  от 5 августа 2000 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
    Членом  Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации  не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной  власти.
    Член  Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  на срок полномочий этого органа, а  при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов  этого органа.
    Член  Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока  полномочий соответствующей палаты.
    Кандидатуры для избрания представителя в  Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем.
    Группа  депутатов численностью не менее  одной трети от общего числа депутатов  законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя  в Совет Федерации.
    Представитель в Совете Федерации от исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается  высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.
    Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации об избрании представителя  в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации  принимается тайным голосованием и  оформляется постановлением этого  органа, а двухпалатного законодательного (избирательного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации - совместным постановлением обеих  палат.
    Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в  Совете Федерации от исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется  указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указ (постановление) в трехдневный  срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной  власти субъекта Российской Федерации.
    Указ (постановление) о назначении представителя  в Совете Федерации от исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации вступает в  силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации две трети  от общего числа его депутатов  не
проголосуют против назначения данного представителя  в Совете Федерации от исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации.6
    Решения об избрании (о назначении) членов Совета Федерации направляются в Совет  Федерации принявшими их органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  не позднее пяти дней после вступления в силу этих решений.
    Согласно  новому Закону избрание (назначение) всех членов Совета Федерации должно быть завершено не позднее 1 января 2002 г.
    Члены Совета Федерации - представители по должности от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации  будут продолжать исполнять свои полномочия после вступления в силу нового закона впредь до вступления в  силу решений об избрании (о назначении) членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти соответствующих субъектов  РФ.
    Со  дня вступления в силу решений  об избрании (о назначении) членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации  полномочия членов Совета Федерации - представителей по должности от соответствующих  субъектов Российской Федерации  прекращаются.
    Согласно  ст. 102 Конституции, к ведению Совета Федерации относятся 
___________________ 

6Козлова. Е. И, Кутафин. О. Е, Конституционное право России, с. 200.
утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение  указов Президента Российской Федерации  о введении военного и чрезвычайного  положения; решение вопроса о  возможности использования Вооруженных  Сил Российской Федерации за пределами  ее территории; назначение выборов  Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность  судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора  РФ.
    В соответствии со ст. 101 Конституции  Совет Федерации и Государственная  Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой  определяются Федеральным законом  от 11 января 1995 г. "О Счетной палате Российской Федерации". Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает на должность судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств. В соответствии с п. 7 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств 6 июля 1992 г., судьи Экономического Суда назначаются в порядке, установленном для назначения судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В соответствии со ст. 21 Постановления Совета Федерации "О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" Совет Федерации рассматривает предложения Президента Российской Федерации и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
    Порядок деятельности Совета Федерации, его  органов и должностных лиц  определяется Конституцией РФ, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, принятым Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и решениями  Совета Федерации.
    Деятельность  Совета Федерации основывается на принципах  коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Основной формой работы Совета Федерации являются его  заседания, проводимые открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом Совета Федерации, палата вправе проводить  закрытые заседания.
    Совет Федерации избирает из своего состава  тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Председатель и его заместители  не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.
    Для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его  постоянным функционированием, образуется Совет палаты, являющийся постоянно  действующим коллегиальным органом  Совета Федерации.
    В его состав входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов Совета Федерации и  Комиссии по регламенту и парламентским  процедурам.
    Председатель  Совета Федерации, в частности, представляет на рассмотрение Совета палаты проект повестки дня ее заседания; организует работу Совета палаты; ведет заседание  палаты; подписывает постановления  Совета Федерации; созывает, в том  числе по предложению Президента РФ, Правительства РФ, субъекта РФ либо по предложению комитета Совета Федерации, группы членов Совета Федерации численностью не менее одной пятой от общего числа его членов, внеочередное заседание  палаты; ведает внутренним распорядком  деятельности палаты; направляет для  рассмотрения в соответствующие  комитеты Совета Федерации законы, принятые Государственной Думой, а  также законопроекты, которые предполагается внести в Государственную Думу; направляет Президенту РФ для подписания и опубликования  федеральные конституционные и  федеральные законы, принятые Государственной  Думой, после их одобрения Советом  Федерации; решает вопросы распределения  обязанностей между своими заместителями; представляет палату во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств; решает иные вопросы организации деятельности Совета Федерации.
    Заместители Председателя замещают Председателя в  его отсутствие, а также осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего  распорядка деятельности палаты в соответствии с распределением обязанностей между  ними.
    Председатель  Совета Федерации и его заместители  могут быть освобождены от занимаемых должностей решением Совета Федерации, принимаемым большинством не менее  двух третей голосов от общего числа  членов палаты.
    Заседания Совета Федерации проводятся в Москве. По решению Совета Федерации место  проведения заседаний может быть изменено.
    Решением  палаты на ее заседания приглашаются представители государственных  органов, общественных объединений, научных  учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для  предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым  Советом Федерации вопросам. Присутствие  представителей средств массовой информации на открытых заседаниях палаты регулируется Пресс-службой Совета Федерации.
    На  открытых заседаниях Совета Федерации  вправе присутствовать депутаты Государственной  Думы, члены Правительства РФ.
    Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, Председатель Правительства РФ и члены Правительства, Председатель Конституционного Суда РФ и члены Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда РФ и члены Верховного Суда, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и члены Высшего Арбитражного Суда, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или Руководителя Аппарата Совета Федерации.
    Заседания Совета Федерации проводятся в период с 16 сентября по 15 июля. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта Российской Федерации, комитетов Совета Федерации либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации.
    Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов палаты. Члены  Совета Федерации обязаны присутствовать на его заседаниях.
    Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации  подлежат послания и обращения Президента РФ; поправки к гл. 3 - 8 Конституции  РФ; проекты федеральных конституционных  законов, одобренные Государственной  Думой; федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению Советом  Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции; проекты постановлений  Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией (ч. 1 ст. 102); предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции  РФ; предложения о направлении  запросов Совета Федерации в Конституционный  Суд РФ; федеральные законы, принятые Государственной Думой, по вопросам ратификации и денонсации международных  договоров Российской Федерации.
    Общим ходом заседания палаты руководит  председательствующий. Он не вправе комментировать выступления членов Совета Федерации. Если председательствующий посчитал необходимым  принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он, получив слово, передает функции председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу другому председательствующему.
    Работа  в Совете Федерации ведется на русском языке. Член Совета Федерации, желающий выступить на ином языке  народов Российской Федерации, не менее  чем за сутки уведомляет об этом председательствующего. Такое выступление  обеспечивается переводом на русский  язык.
    На  заседаниях Совета Федерации предусматриваются  следующие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово, выступление кандидата на выборную должность, выступления в прениях  по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам  голосования, по порядку ведения  заседания, а также предложение, справка, информация, заявления, обращения.
    Решения Совета Федерации принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование  может быть поименным. Голосование  осуществляется с использованием электронной  системы подсчета голосов, без использования  электронной системы, бюллетенями  и путем опроса. Решение считается  принятым, если за него проголосовало  более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иное не предусмотрено  Конституцией РФ и Регламентом Совета Федерации.
    Открытое  голосование в Совете Федерации  проводится с помощью электронной  системы подсчета голосов либо по решению палаты без использования  электронной системы.
    Голосование с использованием электронной системы  может быть количественным, рейтинговым, альтернативным.
    Количественное  голосование представляет собой  выбор варианта ответа: "за", "против" или "воздержался". Подсчет голосов  и объявление результатов голосования  производятся в абсолютном и процентном выражениях.
    Рейтинговое голосование представляет собой  ряд последовательных количественных голосований, в которых может  принять участие каждый член Совета Федерации по каждому из вопросов. При этом объявление результатов  голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию  производится только после проведения голосования по всем вопросам.
    Альтернативное  голосование представляет собой  голосование только за один из вариантов  вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.
    Тайное  голосование проводится по решению  Совета Федерации, принимаемому большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами. Тайное голосование  проводится с использованием электронной  системы или бюллетеней.
    Поименное голосование проводится по решению  Совета Федерации, принимаемому не менее  чем одной пятой от числа членов Совета Федерации, принявших участие  в голосовании, но не менее 18, с использованием электронной системы подсчета голосов  или именными бюллетенями.
    При голосовании в Совете Федерации  используются следующие понятия, применяемые  для определения результатов  голосования:
    а) общее число членов Совета Федерации - 178 человек;
    б) число присутствующих на заседании  членов - число членов Совета Федерации, зарегистрировавшихся во время последней  перед проведением голосования  регистрации;
    в) число членов Совета Федерации, принявших  участие в голосовании, - число  членов Совета Федерации, проголосовавших  по данному вопросу "за" и "против", а также воздержавшихся;
    г) простое большинство голосов - число  голосов, превышающее в зависимости  от рассматриваемого вопроса половину от общего числа членов Совета Федерации  или от числа членов, принявших  участие в голосовании;
    д) квалифицированное большинство  голосов - число голосов, составляющее три четверти, две трети или  три пятых голосов от общего числа  членов Совета Федерации.
    Решение по процедурному вопросу может быть принято без голосования, если никто  из присутствующих на заседании членов Совета Федерации не возражает против его принятия. В случае, если кто-либо из присутствующих на заседании членов Совета Федерации возражает против принятия предложенного решения, внесенное  предложение ставится председательствующим на голосование.
    Совет Федерации создает Аппарат, который  состоит из Секретариата Председателя Совета Федерации, секретариатов заместителей Председателя Совета Федерации, подразделений  правового, информационного, аналитического, организационного, документационного  и финансово-хозяйственного обеспечения, кадровой службы, аппаратов комитетов  Совета Федерации, комиссии по регламенту и парламентским процедурам, других подразделений.
    Основными задачами Аппарата Совета Федерации  являются правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и  финансово-хозяйственное обеспечение  деятельности Совета Федерации и  его органов, членов Совета Федерации; правовое и организационное обеспечение  согласительных процедур, используемых для разрешения разногласий между  Советом Федерации и Государственной  Думой, Президентом РФ, Правительством РФ, а также межпарламентских связей.
    Структура и штаты Аппарата Совета Федерации  утверждаются постановлением палаты. 
 

      Глава 2. Место и роль парламента в системе органов государственной власти 

     Традиционно, парламент рассматривается как  один из атрибутов современного государства, как один из важнейших его институтов.7
     Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта  статья помещена в гл. 2 «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной  власти можно только через сложный  порядок изменения самой Конституции  РФ. Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией – настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (это  вытекает из ч. 1 ст. 135 Конституции РФ)3 Федеральное Собрание представляет собой избираемый сроком на 4 года двухпалатный парламент Российской Федерации, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Место и роль Федерального Собрания в системе разделения властей характеризуют следующие особенности:
      1) Федеральное Собрание есть общенациональный  представительный орган государственной  власти, институт народного представительства.  Народное представительство в  Федеральном Собрании гарантируется  демократической избирательной  системой, свободным характером  выборов, обеспечивающим формирование  парламента в таком составе,  который способен максимально  отражать интересы различных  групп людей, выражать общенациональные  интересы, волю всего многонационального  народа (всей нации) или всей  совокупности российских граждан.  Природа Федерального  

____________________ 

7Котелевская И. В. Современный парламент.//Государство и право, 1997 № 5, с.5
3 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М, 2003. С. 426
Собрания  как органа народного представительства  обусловлена его структурой. Федеральное  Собрание состоит из двух палат - Государственной  Думы и Совета Федерации. Государственная  Дума формируется из числа депутатов, избираемых всем населением страны; Совет  Федерации формируется путем  представительства от каждого субъекта РФ. Такой способ формирования российского  парламента обеспечивает наиболее полную реализацию им функции общенационального  представительного органа власти;
      2) Федеральное Собрание есть законодательный  орган власти РФ. Это означает, что только данный орган обладает  прерогативой принимать федеральные  законы. В предоставлении парламенту  законодательной власти реализуется  принцип народного суверенитета - принадлежность всей власти  народу и признание народа  единственным источником власти (ст. 2 Конституции);
      3) Федеральное Собрание - это постоянно  действующий орган власти (в этом  находит воплощение один из  важнейших принципов парламентаризма): избирается сроком на 4 года и  действует на постоянной основе;
      4) Федеральное Собрание осуществляет  свою деятельность в строгих  организационно-правовых формах - заседания  палат, совместные заседания палат,  сессии палат, заседания комитетов  и комиссий, депутатских фракций,  парламентские слушания и др. В подобных формах никакой  иной орган государственной власти  не осуществляет свои функции;
      5) Федеральное Собрание отличает  использование особых процедурных  форм. Таковыми формами являются: законодательный процесс как  особый порядок разработки и  принятия законов; контрольный  процесс как форма осуществления  парламентом своих полномочий  по контролю за деятельностью  иных органов государственной  власти; бюджетный процесс - порядок  рассмотрения, утверждения Государственного  бюджета и осуществления контроля  за его исполнением. Независимость  – важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы без чьей-либо указки. Федеральное Собрание не подчиняется какому бы ни было контролю со стороны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость. Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиями Конституции РФ. И самое главное: никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается подлинное всесилие парламента и его независимость в отправлении своей главной функции. Вместе с тем парламентская независимость не является абсолютной.3 Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его «сдержками и
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.