Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственное регулирование инвестиций

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание  
 

Введение           3
1. Методы и  инструменты государственного воздействия 
на инвестиционную деятельность       4
2. Государственная  инвестиционная политика как  способ 
развития инвестиционной деятельности       10
3. Федеральная  адресная  инвестиционная программа
как инструмент государственной инвестиционной политики России 14
Заключение          23
Список литературы         25
 

Введение 

     Инвестиционная  деятельность предприятия зависит  от  состояния и развития внутренней и внешней инвестиционной среды; от эффективно использовать внутренние и внешние инвестиции в конкурентной рыночной экономике; от инвестиционной активности предприятия; от экономических условий деятельности предприятия на определенном цикле производства.
     Существует  тесная взаимосвязь и взаимозависимость между инвестиционным потенциалом предприятий и их экономической состоятельностью, включая производственную, рыночную, финансовую, социальную, состоятельность.
     На  инвестиционный потенциал предприятий  активно влияет внутренняя и внешняя экономическая среда, состояние и развитие экономических отношений на макро, мезо и микроэкономическом уровнях.
     Процессы, происходящие на макроэкономическом уровне, существенным образом предопределили необходимость формирования принципиально  новой государственной инвестиционной политики, где регулирование инвестиционных процессов должно иметь системный характер и отражать экономическую ситуацию с учетом интересов участников воспроизводственного процесса и их потенциальных возможностей. В этой связи регулирование с точки зрения использования потенциальных возможностей его участников представляет собой систему инвестиционных интересов в базовых отраслях экономики, где главную роль должно играть государство [13. С.42].
     Активизация инвестиционного процесса - это задача долговременного характера, решение которой связано с обеспечением устойчивого экономического роста, социально-экономическими преобразованиями и развитием национальной экономики. Отсутствие стройной инвестиционной стратегии и острейшая необходимость ее формирования проявляется в территориальном инвестиционном дисбалансе, что не позволяет своевременно реагировать на состояние национальной экономики и тенденции рыночной конъюнктуры, от которой зависит экономический рост и макроэкономическая стабильность в целом.
     Для решения проблемы активизации инвестиционной деятельности необходима  серьезная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики. 

1. Методы и инструменты  государственного воздействия
на инвестиционную деятельность 

     В отечественной литературе принято  выделять две группы методов, при  помощи которых государство воздействует на инвестиционный процесс: методы прямого и косвенного (непрямого) воздействия. Все формы воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический.
     Методы  прямого воздействия реализуются  через инструменты правового (законодательного) регулирования, административного и экономического влияния. Методы косвенного регулирования осуществляются только экономическими средствами. Таким образом, в экономических средствах сочетается использование как прямых, так и косвенных инструментов (методов) управления.
     К инструментам правового регулирования  относятся [4. С.39]:
    Разработка, принятие и издание нормативно-правовых (законодательных) и индивидуальных (подзаконных) актов.
    Заключение договоров (инвестиционных, кредитных соглашений).
    Принятие государственных программ.
    Система реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.
     В настоящее время законодательная  база, направленная на косвенное регулирование  инвестиционной сферы, может быть представлена в виде системы:
    Кодексы РФ (налоговый, бюджетный, земельный, лесной).
    Федеральные законы, содержащие отдельные нормы, влияющие на инвестиционную деятельность («О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и др.).
    Постановления правительства РФ («Об утверждении положения о продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества») и др.
     Инструменты административного регулирования относятся к группе средства прямого регулирования инвестиционной деятельности и включают в себя:
    Регистрацию.
    Лицензирование.
    Квотирование.
    Применение системы санкций ограничений.
    Разработку и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.
    Введение административных мер.
    Согласительно-разрешительные (распорядительные) процедуры.
    Управление государственной собственностью.
     Экономические инструменты (регуляторы). Блок экономических методов государственного управления инвестиционной сферой определяется ролью экономики, которую она играет в жизни государства и общества.
     Совокупность  инструментов экономического регулирования  включает в себя следующие группы инструментов: активно-структурные, фискально-структурные, монетарные и другие [4. С.42].
     К активно-структурным методам относятся:
    государственная поддержка;
    государственное финансирование инвестиций (государственные инвестиции);
    государственное участие;
    связанное кредитование;
    прямое проектное финансирование;
    управление внешним активным и пассивным долгом.
     Поддержка инвестиционной деятельности со стороны  государства подразумевает непосредственно  инструменты поддержки инвестиционной деятельности, а также инструменты  государственного финансирования инвестиционных проектов (поддержки финансами), налоговой и административной поддержки. Государственная поддержка может осуществляться как в прямой, так и в косвенной формах. В соответствии с Концепцией государственной инвестиционной политики прямая государственная политика реализуется посредством:
    финансов (предоставление средств бюджетов развития РФ, бюджетных ссуд, предоставляемых а счет государственных внешних заимствований РФ; предоставление инвестиционных налоговых кредитов; возмещение из федерального бюджета разницы процентных ставок по кредитам, предоставление отсрочки по уплате долгов или списание долгов перед государственными предприятиями и организациями, производимые за счет государственных и муниципальных средств);
    активов;
    государственных гарантий.
     Косвенная поддержка предполагает применение:
    квот;
    тарифов и пошлин (таможенных);
    льгот при уплате налогов и сборов;
    отдельных соглашений, затрагивающих будущие доходы государства (включение и (или) последующее финансирование инвестиционных проектов в рамках межправительственных соглашений).
     Государственное финансирование инвестиций (госинвестиции) - это инвестиционная деятельность государства, направленная на создание и модернизацию государственной собственности и на обеспечение государством своих функций.
     Государство является одним из активных участников инвестиционной деятельности. Как участник финансово-инвестиционного рынка государство использует широкий набор инструментов и средств развития и совершенствования инвестиционной сферы. Поэтому неудивительно, что многие представленные виды государственного участия встречаются среди других групп инструментов управления (например, выпуск займов, договоры, концессии и другие).
     В соответствии с Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных  вложений», прямое государственное участие в инвестиционной деятельности включает в себя следующие виды [10. С.39]:
    разработку, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов РФ;
    экспертизу инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;
    формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета;
    вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
    размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития РФ) и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов;
    защиту российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации бюджета развития РФ);
    разработку и утверждение стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;
    выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов;
    предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).
     Связанное кредитование является одним из активных инструментов государственного участия  в реализации инвестиционных проектов. Со своей стороны Правительство  РФ дает поручения и распоряжения Минэкономразвития и Министерству финансов по обеспечению кредитования реализации проектов.
     В схеме связанного кредитования правительство  субъектов РФ, со своей стороны, предоставляет  гарантии и поручительства для правительства  субъектов РФ и банка, который заключает кредитное соглашение с банком-кредитором.
     Бюджетно-налоговая  политика подразумевает сокращение правительственных расходов, повышение  налогов или то и другое одновременно. Этот подход называется фискальной рестрикцией  и обеспечивает снижение совокупного спроса и регулирование потенциального инфляционного воздействия притока инвестиционного капитала [15. С.50].
     Государственное налоговое регулирование инвестиционной деятельности состоит в ее стимулировании или дестимулировании следующих налоговых рычагов:
    установления периода «налоговых каникул»;
    введения ускоренной амортизации имущества;
    введения и применения системы льгот.
     Монетарные  инструменты (инструменты денежно-кредитной  политики). Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государственная монетарная политика направлена на изменение денежных потоков и направлений, воздействуя тем самым на экономические процессы. Выделяются следующие основные инструменты монетарного влияния:
     Организационно-управленческие формы воздействия (имплемен-тационные и институциональные мероприятия). Данная группа регуляторов пронизывает всю систему инвестиционной деятельности и является движущей силой, направленной на активизацию инвестиционных процессов и повышение интенсивности инвестиционных потоков. К ним относятся:
    информационно-аналитическое обеспечение;
    методы (инструменты) продвижения структурных реформ и конкретных проектов;
    методы (инструменты) повышения инвестиционного имиджа (PR, маркетинг территорий и другие).
     Информационно-аналитическое  и технологическое обеспечение инвестиционной деятельности со стороны государства предполагает:
    анализ существующих проектов, инициатив, информационных материалов;
    создание единой специальной государственно-общественной системы в Интернете с размещением в нем открытой информации о текущей деятельности регионов;
    создание системы обмена информации о наличии перспективных инвестиционных проектов и др.
     Система продвижения структурных реформ и конкретных проектов включает следующие инструменты:
    совместную работу с представителями различных зарубежных организаций и правительств иностранных государств, касающуюся их участия в различных инвестиционных программах;
    участие представителей государства в формировании инвестиционных программ крупнейших компаний с государственным участием в финансово благополучных и экспортоориентированных отраслях;
    установление постоянных контактов с зарубежными центрами поддержки малого бизнеса с целью отработки новых методов продвижения проектов;
    обеспечение оценки, экспертизы и отбора инвестиционных проектов;
     Повышение инвестиционного имиджа страны обеспечивают следующие маркетинговые инструменты:
    пропаганда достижений страны (паблисити);
    стимулирование потока инвестиций;
    реклама предприятий, нуждающихся в инвестициях;
    конференции, семинары, форумы, «круглые столы», личные встречи;
    выставки, ярмарки.
 
2. Государственная инвестиционная политика как способ развития инвестиционной деятельности  

     Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.
     Цель  инвестиционной политики государства заключается в [2. C.78]:
    обеспечении структурной перестройки экономики;
    стимулировании предпринимательства  и частных инвестиций;
    создании дополнительных рабочих мест;
    привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
    стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;
    создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;
    развитии лизинга в инвестиционной деятельности;
    поддержке малого и среднего предпринимательства;
    совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
    создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.
     Содержание  государственного регулирования инвестиционной деятельности  определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении инвестиционной политики [13. С.42].
     Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.  Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.
     До  недавнего времени политика в  области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения  о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность  такой системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается  на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.
     К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести [3. С.106]:
    снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;
    проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;
    осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;
    формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;
    повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств.
     В условиях глобализации экономики и  интернационализации инвестиций  еще одним важным принципом инвестиционной политики государства является создание условий для совершенствования корпоративных отношений, приведения уровня корпоративного управления в отечественных компаниях к международным стандартам.
     Не  меньшее значение на современном  этапе развития российской экономики    приобрела региональная инвестиционная политика.
     Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся  в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.
     Под отраслевой инвестиционной политикой  понимается инвестиционная поддержка  приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.
     Под региональной инвестиционной политикой  понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
     Инвестиционная  политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:
    экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
    величиной имеющегося производственного потенциала;
    природно-климатическими условиями;
    оснащенностью энергосырьевыми ресурсами;
    географическим местонахождением и геополитическим положением;
    состоянием окружающей среды;
    демографической ситуацией;
    привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.
     Для проведения эффективной муниципальной  инвестиционной политики (на уровне муниципальных образований) требуется выработка стратегии инвестиционной деятельности на уровне региона (области, края, республики). Привлечение инвестиций на региональном уровне целесообразно проводить с учетом следующих мер:
    оценки собственного инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон региона;
    формирования и реализации стратегии регионального развития;
    разработки целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и других мер по привлечению инвестиций в регион. В целевых комплексных программах может быть отражена система программных мероприятий, например создание бизнес-карты, которая содержит информацию о деловом потенциале региона в целом и его отдельных территориальных образований;
    формирование банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, неэффективно используемых, а также имущества для передачи в лизинг;
    разработка программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а также мер по снижению незавершенного строительства;
    формирование бизнес-профилей по отдельным отраслям и предприятиям.
 
3. Федеральная адресная  инвестиционная программа
как инструмент государственной  инвестиционной политики России 

     Одним из важнейших инструментов воздействия государства на инвестиционную деятельность является федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП), которая формировалась исходя из объемов капитальных вложений, направляемых на реализацию федеральных целевых программ (далее – ФЦП), а также на решение не включенных в эти программы отдельных важнейших социально-экономических вопросов на основании предложений, одобренных решениями Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации.
     Формирование и реализация ФАИП в 2010 году осуществлялись в условиях выхода российской экономики из кризиса. Учитывая ограниченность финансовых ресурсов, бюджетные инвестиции в рамках ФАИП были в первую очередь направлены на реализацию важнейших стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития российской экономики в среднесрочной перспективе, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, с учетом сохранения преемственности направлений инвестирования в предшествующие годы, концентрации инвестиционных ресурсов на решении ключевых проблем, стоящих перед государством, и ориентации бюджетных инвестиций на конечный результат использования бюджетных средств - ввод в действие мощностей и объектов [12].
     Реализация  ФАИП в 2010 году осуществлялась в соответствии с Перечнем строек и объектов для  федеральных государственных нужд на 2010 год, финансируемых за счет бюджетных  ассигнований на осуществление бюджетных  инвестиций в объекты капитального строительства, включаемые в ФАИП и находящиеся в государственной собственности Российской Федерации и в собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2130-р (далее – Перечень строек и объектов).
     По  состоянию на конец года, с учетом всех внесенных изменений, на строительство  объектов и реализацию мероприятий, включенных в ФАИП, в 2010 году были  предусмотрены средства федерального бюджета в размере 651,5 млрд. рублей.
     На  финансирование объектов, включенных в ФЦП (программная часть ФАИП), в 2010 году были предусмотрены средства в размере 321,9 млрд. рублей (49,4% от общего объема ФАИП). На строительство объектов и реализацию мероприятий, не включенных в ФЦП (далее – непрограммная часть ФАИП) - в размере 231,9 млрд. рублей, что составляет 35,6% от общего объема ФАИП. На финансирование специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, в 2010 году были предусмотрены средства в размере 97,7 млрд. рублей, или 15,0% от общего объема ФАИП.
     Для сравнения, в 2009 году на те же цели были предусмотрены средства в размере 601,3 млрд. рублей, что на 62,2 млрд. рублей меньше, чем в 2010 году. В том числе в рамках программной части ФАИП - 298,9 млрд. рублей или 49,7% от общего объема ФАИП, по объектам непрограммной части ФАИП – 197,8 млрд. рублей или 32,9%, на финансирование специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ – 104,5 млрд. рублей или 17,4%.  

       
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Динамика роста объема ФАИП в 2008-2010 гг.
     Формирование  ФАИП на 2010 год осуществлялось в  соответствии со следующими приоритетными  направлениями государственного инвестирования:
     1. Создание условий для ускорения социального развития страны, в том числе развития здравоохранения, образования, культуры, обеспечения жильем, улучшения демографической ситуации.
     На  указанные цели в 2010 году были предусмотрены  средства федерального бюджета в  размере  порядка 207,0 млрд. рублей, или 31,8% от общего объема ФАИП в 2010 году.
     Наибольший  объем средств предусмотрен по направлению  «Жилище» - 146,3 млрд. рублей, в частности на федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 годы – порядка 2,6 млрд. рублей и по непрограммной части ФАИП – 143,7 млрд. рублей.
     По  направлению «Здравоохранение»  были предусмотрены средства в объеме  31,6 млрд. рублей. По направлению «Культура» было предусмотрено 23 млрд. рублей, в том числе на финансирование ФЦП «Культура России (2006-2010 годы)» - 17,1 млрд. рублей. В рамках направления «Образование» были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 6,1 млрд. рублей.
     2. Создание условий для ускорения  экономического роста за счет  развития производственной инфраструктуры, в том числе транспортной, трубопроводной, информационно-коммуникационной.
       На указанные цели в 2010 году  были предусмотрены средства  федерального бюджета в размере   порядка 138,3 млрд. рублей, или 21,2% от общего объема ФАИП в  2010 году.
     В рамках данного приоритета осуществлялось финансирование таких ФЦП, как «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации  на 2009-2015 годы».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.