На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом История создания ЮНЕСКО, ее цели и задачи. Конвенция Об охране Всемирного культурного и природного наследия. Положения по сохранению историко-культурного богатства планеты. Участие России в международных программах развития образования, науки, культуры.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика ЮНЕСКО, как международной организации по сохранению Всемирного наследия
1.1 История создания организации, цели и задачи
1.2 Организационная структура
1.3 Финансирование деятельности организации
Глава 2. Основные направления деятельности ЮНЕСКО по сохранению Всемирного историко-культурного и природного наследия
2.1 Конвенция "Об охране Всемирного культурного и природного наследия" 1972 года
2.2 Основные положения по сохранению историко-культурного и природного наследия
2.3 Список Всемирного наследия
Глава 3. Участие России в международных программах развития образования, науки и культуры
3.1 Особенности развития отечественной науки и образования
3.2 Работа по сохранению национального наследия
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования определяется постоянно возрастающей ролью международного сотрудничества в условиях современного мира и затрагивает самые широкие слои населения всего земного шара. В этом процессе ЮНЕСКО играет исключительно важную роль в социально-экономической и технологическом прогрессе, развитии человеческого потенциала, прежде всего, в решении проблем сохранения Всемирного наследия, всеобщей грамотности, подготовке специалистов для будущего и формировании поколения людей в духе мира, взаимопонимания, толерантности и демократия.
Политика Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) включает стратегию деятельности, разработку международной нормативно-правовой базы и практику сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе, что, в совокупности даёт возможность интегрировать культурные процессы как на национальном, так и международном уровнях.
Анализ реальных событий в международной сфере в мире, в отдельных регионах и странах показывает, что в течение второй половины XX столетия деятельность ЮНЕСКО была направлена на решение острых проблем взаимоотношения -- от начального до высшего как в целом, так и в конкретных регионах и отдельных категорий населения.
Цели деятельности ЮНЕСКО приобретают особую актуальность в условиях глобализации мировой экономики и информационных технологий. Предстоит решить многие задачи в области образования, связанные с его доступностью, совершенствованием структуры непрерывного образования, диверсификацией и гибкостью высшего образования, внедрением различных систем обучения с помощью современных информационных технологий; культуры; науки и т.д..
Историография и степень разработанности проблемы. В историографии деятельности ЮНЕСКО следует выделить труды, авторы которые занимались проблемами этой организации продолжительное время как ученые-международники, эксперты, практические работники ЮНЕСКО и дипломаты -- Вахрушев В.В., Кашлев Ю.В., Ломейко В.Б., Романовский С.К., Рубаник К.П., Канаев Н.М., Можаев Г.А., Сисакян Н.М., Шведов Г.В., Тангян С.А., Майор Ф., Мацуура К., Пирадов А.С., Салтыков Б.Г., Шапошников B.C., Шведов Г.В., Морозов Г. И. и др.
Одной из первых фундаментальных работ отечественной историографии, посвященных анализу деятельности ЮНЕСКО, явилась монография "Юнеско и современность", которая вышла в 1966 году. В пяти главах книги и одиннадцати приложениях раскрывается роль ЮНЕСКО в современном мире, как координатора международного сотрудничества в области образования. Логическим продолжением этой книги явилась монография Уранова Г.В. "ЮНЕСКО. К 40-летию деятельности".
Среди работ этого профиля следует отметить такие издания обобщающего характера, как: "ЮНЕСКО. Деятельность в области образования во всем мире"; "Всеобщая декларация прав человека. 45-я годовщина-- 1948-1993 гг." (авторы Глен Джонсон, Януш Симонидес); Ж. Аллак "Вклад в будущее: приоритет образования".
В этих изданиях содержится информация о политике и деятельности ЮНЕСКО, анализируются международные нормы и стандарты образования в контексте Всеобщей декларации прав человека. Авторы этих монографий много внимания уделили планам и мероприятиям ЮНЕСКО по реализации совместно с национальными комиссиями стран-членов ЮНЕСКО наиболее актуальных программ.
К этому типу литературы можно отнести авторские работы экспертов ЮНЕСКО, в которых анализируются конкретные вопросы деятельности ЮНЕСКО в контексте международных отношений.
Различные теоретические аспекты деятельности ЮНЕСКО, в том числе и в контексте международного сотрудничества, освещаются в работах Борисович КВ., Гершунского Б.С., Дмитриевой С.В., Ильинского И.М., Мошняги В.П., Смирновой Н.В., Тангян А.С.
Заметное место в историографии занимает литература, посвященная участию ЮНЕСКО в ликвидации неграмотности, в создании национальных систем образования и подготовке кадров в развивающихся странах.
В последние годы особое внимание сосредоточено на проблемах модернизации образования, тематика которой представлена в разных исследованиях, с учетом потребностей современных технологий, в том числе процессов информатизации, компьютеризации и мягких технологий.
Актуальность избранной для дипломного исследования темы и состояние теоретического анализа деятельности ЮНЕСКО в этот период позволили следующим образом определить цель дипломной работы: осуществить научный анализ деятельности ЮНЕСКО в сфере сохранения Всемирного наследия.
Реализация поставленной цели достигается решением следующих задач:
-- исследовать концептуальные основы деятельности ЮНЕСКО;
-- проанализировать основные направления деятельности ЮНЕСКО;
-- выявить направления участия России в деятельности ЮНЕСКО.
Объект исследования -- содержание и основные направления деятельности ЮНЕСКО.
Предмет исследования -- объекты Всемирного культурного и природного наследия находящиеся под охраной ЮНЕСКО.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных принципов познания, теории и истории, сочетание принципов историзма, объективности, системности и комплексности.
В ходе анализа различных явлений, процессов и действий использован конкретно-исторический и сравнительно-аналитический подходы, которые представлены следующими методами:
Хронологические рамки дипломного исследования охватывают период конца 20 - начала 21 вв.
Научная новизна и теоретическая значимость. Комплексная научная разработка проблем политики и деятельности ЮНЕСКО в отечественной исторической науке практически осуществлена. Но в плане разработанности проблемы сохранения историко-культурного наследия проблема разработана не полностью. В данном исследовании особенно обращалось внимание на роль ЮНЕСКО и ее деятельность в таких сферах как образование, наука и культура. Всесторонне проанализирована нормотворческая работа ЮНЕСКО и обобщен опыт международного сотрудничества.
Источниковая база. Исследование выполнено на основе изучения целого комплекса международных источников, многих статистических данных соответствующих служб ООН и ЮНЕСКО, официальных докладов государств-членов, материалов международных конференций.
Важным источником исследования проблемы явились официальные документы ООН и ряда международных форумов, в которых в контексте мирового социального развития рассматриваются вопросы сохранения Всемирного наследия.
В процессе изучения избранной темы использованы выступления официальных представителей ЮНЕСКО, издаваемые ЮНЕСКО информационные материалы, в том числе журналы, сборники, бюллетени и досье. Это прежде всего журналы "Перспективы. Вопросы образования", "Курьер ЮНЕСКО", "Международное сотрудничество", "Международный журнал социальных наук", "Магистр", отечественные журналы "Международная жизнь", "Мировая экономика и международные отношения", "Общественные науки и современность", "Социально-гуманитарные знания", "Alma Mater" и др.
Таким образом, перечисленные источники позволяют достаточно подробно раскрыть поставленные задачи дипломного исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы могут быть использованы в деятельности современных отделений ЮНЕСКО в России.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Характеристика ЮНЕСКО, как международной организации по сохранению Всемирного наследия

1.1 История создания организации, цели и задачи

За последние четверть века в наш научный лексикон, да и в широкое обращение прочно вошло понятие о Всемирном наследии. Сама идея интернациональной ответственности за сохранение наиболее ценных культурных и природных объектов возникла во время Второй мировой войны. Основание ЮНЕСКО произошло по инициативе конференции министров образования стран союзников, созванной во время войны. Конференция проводилась в период с 16 ноября 1942 по 5 декабря 1945 года, и 16 ноября 1945 года представители 37 государств подписали в Лондоне Устав ЮНЕСКО. В его преамбуле - еще под впечатлением преступлений фашизма против человечества - государства, подписавшие договор, заявляли, "что, поскольку мысли о войне рождаются в умах людей, в их сознании следует укоренять идею защиты мира". Эта ведущая идея, этот идеал выражает стремление и надежду воспитать идеального человека, чтобы создать основополагающие предпосылки для укрепления мира во всем мире.
Говоря о создании ЮНЕСКО нельзя сказать, что это решение было спонтанны и новым. Попытки создания международной организации, которая занималась бы всемирным наследием человечества, существовали уже с 20-х годов XX века. Учредители Юнеско могли опереться на примеры из прошлого. Так, 4 января 1922 года совет Лиги Наций принял решение создать Международный комитет духовного сотрудничества (CICI), который состоял из 12 знаменитых ученых из стран-участников. Он представлял собой консультативный орган, но не имел своего управленческого аппарата. В соответствии с решением Федерального собрания Лиги Наций Франции 9 августа 1925 года создан в юридическом отношении самостоятельный Международный институт духовного сотрудничества с собственным секретариатом. CICI был куратором этого института. Затем, 18 декабря 1925 года, в Женеве было учреждено Международное бюро по просвещению в качестве неправительственной организации, которое 25 июня 1929 года было преобразовано в межгосударственную организацию.
С самого начала при определении статуса ЮНЕСКО возникла широкая дискуссия. Должна ли это быть государственная или негосударственная организация по модели CICI? Или ЮНЕСКО должна объединиться с состоящей из трех частей Международной организацией труда? Должна ли идти речь об организации, занимающейся только вопросами образования и культуры ЮНЕСКО, или необходимо охватить и другие области деятельности (наука, сфера коммуникаций)? Должна ли организация строить свою работу в соответствии со всемирной гуманистической идеей "видения мирового общества как органического целого", или она должна ограничиться строго функциональной практической деятельностью, как этого хотело бы большинство ее членов?
Принятая позже структура Организации воплощает компромиссное решение этой дилеммы. Вялотекущий кризис организации, начавшийся в середине 80-х годов, в определенной мере представляет собой проявление споров, возникших еще при основании Организации. Таким образом, дискуссии о сильных и слабых сторонах ЮНЕСКО так же стары, как и сама Организация, и будут существовать до тех пор, пока она существует.
Устав ЮНЕСКО вступил в силу 4 ноября 1946 года, после того как он был ратифицирован 20 государствами. В соответствии со статьями 57 и 63 Устава ООН договор, заключенный ЮНЕСКО с экономическим и социальным советом о статусе специализированного учреждения ООН, был утвержден Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1946 года.
Целями ЮНЕСКО, согласно ст. 1-й её Устава, являются: содействие миру и международной безопасности путём развития сотрудничества между государствами в области образования, науки и культуры; обеспечение всеобщего уважения основных прав и свобод человека без различия расы, пола, языка или религии; распространение культурной и научно-технической информации; защита национальных культур и др. Деятельность ЮНЕСКО охватывает широкий круг вопросов: ликвидация неграмотности и борьба с дискриминацией в области образования; воспитание молодёжи в духе мира и международного взаимопонимания; содействие в подготовке национальных кадров; изучение национальных культур; проблемы океанографии, биосферы, геологии, социальных наук, информации и др. В 60-начале 70-х гг. ЮНЕСКО приняла ряд решений, направленных на активизацию её роли в борьбе за мир, против расизма и колониализма.
Решающие направления и стратегия деятельности ЮНЕСКО определяются её главным руководящим органом - Генеральной конференцией, которая состоит из делегаций государств-членов. В соответствии с принципом суверенного равенства государств каждая делегация имеет один голос. Со второй половины 70-х гг. в ЮНЕСКО сложилась практика, в силу которой почти все важные решения принимались конференцией без голосования - при общем согласии всех её участников (путём консенсуса). В заседаниях конференции участвуют также многочисленные наблюдатели от государств, не являющихся членами ЮНЕСКО, от международных межправительственных и неправительственных организаций, от национально-освободительных движений, десятки и сотни журналистов. Поэтому общее количество участников сессии нередко превышает 2-2,5 тыс. человек. Сессии Генерального конференции проводятся, как правило, раз в два года, но за время существования Организации состоялось ещё несколько внеочередных сессий. Чаще всего заседания Генеральной конференции проходят в штаб-квартире ЮНЕСКО, но иногда в столицах и других городах различных государств-членов.
Одним из позитивных и конкретных результатов деятельности ЮНЕСКО по обобщению и распространению позитивного национального и международного опыта в областях её компетенции стала активная разработка международно-правовых актов (конвенций, деклараций, рекомендаций, соглашений и т.д.), преследующих цель закрепить в международном общении принципы равноправного сотрудничества и взаимопонимания между народами. Число таких документов составляет уже несколько десятков. В качестве примеров можно назвать Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (14 декабря 1960 г.), Всемирную конвенцию об авторском праве (6 сентября 1952 г.), Декларацию принципов международного культурного сотрудничества (4 ноября 1966 г.), Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (16 ноября 1972 г.), Рекомендацию о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и уважения прав человека и основных свобод (19 ноября 1974 г.), Декларацию об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне (в 1978 г. разработанная по инициативе СССР) и др.
Широкой известностью в мире пользуется и издательская деятельность Организации, которая носит многоотраслевой характер и имеет самые разнообразные формы в зависимости от того, к какой части аудитории она адресуется. Для специалистов и учёных особый интерес представляют многочисленные исследования, материалы научных конференций, различные фундаментальные издания.
Большой популярностью пользуются периодические издания ЮНЕСКО. Их число, правда, за последнее время сократилось вследствие широкого использования видеокассет, слайдов, магнитофонных и компакт записей, компьютерных сетей. Наибольшее число периодических изданий выходило во второй половине 70-х гг. - до 250, в 1985 г. их количество уменьшилось до 50, а в настоящее время Организация издаёт более 200 периодических и свыше 100 непериодических изданий. Среди них наиболее популярен ежемесячный журнал "Курьер ЮНЕСКО". Он зародился как информационный бюллетень Секретариата Организации в 1948 г., а с 1954 г. стал полноправным журналом, выходя на английском, французском и испанском языках 11 раз в год. С января 1957 г. он печатается и на русском языке, а сейчас издаётся более чем на 32 языках мира.
Следует отметить также такие журналы ЮНЕСКО, как "Музеум", "Импакт" (наука и общество), "Перспективы" (образование), "Природа и ресурсы" (проблемы природных ресурсов и охраны окружающей среды), "Культуры" (с 1982 г. все эти журналы стали выходить и на русском языке), "Международный журнал социальных наук" (ежеквартальный, выходит на английском, французском, испанском языках), бюллетень "Новости" (выходит на всех основных языках). Большой интерес вызывает публикация "Статистического ежегодника ЮНЕСКО", где обобщены многие данные по очень широкому кругу проблем и аспектов состояния современной цивилизации.
На основе информации, получаемой от государств-членов, ЮНЕСКО составляет Календарь празднования годовщин великих людей и исторических событий, а в ряде случаев Генеральная конференция принимает специальные решения о широком международном праздновании таких дат. Например, ЮНЕСКО принимала решение о международном праздновании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 100-летия со дня смерти Маркса, 50-й и 60-й годовщин Октябрьской социалистической революции, 60-летия образования СССР, 2000-летия Ташкента, 1500-летия основания Киева, 800-летия "Слова о полку Игореве" и др.
Расширению знаний в мире о ЮНЕСКО и её деятельности содействует обширная сеть клубов ЮНЕСКО, оформившаяся во Всемирную ассоциацию этих клубов. Эти общественные организации действуют сейчас во многих странах. В 1985 г. их число достигло 2900, причём большая их часть приходится на Азию и Африку.
Организация много сделала для реализации проекта т.н. "ассоциированных школ ЮНЕСКО", которым она направляет в целях пропаганда идей международного взаимопонимания, сотрудничества и мира информацию о своей деятельности.
Для ЮНЕСКО характерно большое разнообразие конкретных направлений деятельности, нацеленных на решение главной задачи организации - укрепление мира и взаимопонимания между народами средствами образования, науки и культуры. Ряд стран Запада во главе с США в последние годы прилагали усилия, чтобы помешать участию ЮНЕСКО в борьбе за мир, "деполитизировать" её, ограничить её деятельность техническим обслуживанием культурного и научных обменов. На 22-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1983 г. при обсуждении проблем нового международного информационного порядка была предпринята откровенная попытка в этом направлении. Не добившись своего, США вышли из ЮНЕСКО с января 1985 г. В 1985 г. из ЮНЕСКО вышли Великобритания и Сингапур В поддержку США выступили ещё 24 западных государства, в т.ч. ФРГ, Нидерланды и ряд других стран - партнёров США, однако из состава ЮНЕСКО не вышли, подчеркнув, что "они останутся в составе ЮНЕСКО и будут вести борьбу изнутри".
В последние годы в деятельности ЮНЕСКО произошли важные изменения - эта международная организация не является больше "полем битвы "холодной войны", а преувеличенно идеологизированный подход, характерный для предыдущего периода, сменяется более конструктивным, нацеленным на сотрудничество между государствами с различным социально-политическим строем. США и Великобритания, несмотря на резкую критику деятельности ЮНЕСКО, не предусматривающей проведения кардинальной реформы её системы управления, рассматривают вопрос о возвращении в ЮНЕСКО.
На 25-й сессии Генеральной конференции, проходившей в Париже в октябре-ноябре 1989 г., обсуждался новый, третий среднесрочный план, проект программы и бюджета на 1990-91 гг. В их основу была положена формула "меньше, но лучше". Вместо 14 ранее планировавшихся основных программ в новом проекте намечалось осуществить лишь 7, среди которых "Образование и будущее", "Наука во имя прогресса и окружающей среды", "Культура: прошлое, настоящее и будущее", "Коммуникации на службе человечества", "Человек и общество в меняющемся мире". Среднесрочный план ЮНЕСКО на 1990-95 гг. ориентирован на "новую стратегию", предусматривающую в частности, исследование воздействия массовой информации, особенно новейших технологий, на общество, культурную самобытность; заключение международных соглашений, полезных для свободного распространения идей; воспитание критического отношения к средствам массовой информации и т.д. В документе подчёркивается необходимость разнообразия решений проблем коммуникации, способствующего обеспечению свободы печати, независимости и плюрализму средств информации в соответствии с потребностями и ценностями каждого народа и общества.
Подводя итог параграфа, хотелось бы отметить, что попытки создания международной организации, занимающейся образованием, наукой и культурой, были сделаны задолго до организации ЮНЕСКО. Именно поэтому при создании ЮНЕСКО возник вопрос на базе, какой уже существующей организации необходимо ее создавать. Этот вопрос был частично решен в уставе ЮНЕСКО и при последующей его практической деятельности.
1.2 Организационная структура

Генеральная конференция определяет политику и общее направление деятельности Организации, утверждает её программы и бюджет, избирает членов Исполнительного Совета и других руководящих рабочих органов, назначает по представлению Исполнительного совета Генерального директора ЮНЕСКО, решает другие вопросы, требующие одобрения со стороны государств-членов. ЮНЕСКО проводит свою работу в соответствии с программой и бюджетом, утверждаемыми сессией Генеральной конференции на двухлетний период. Перспективные задачи ЮНЕСКО устанавливаются среднесрочными планами, утверждаемыми Генеральной конференцией на шестилетний период.
Исполнительный совет является главным руководящим органом ЮНЕСКО в периоды между сессиями Генеральной конференции. Председателем Исполнительного Совета был Х. Уинтер (Ямайка, с ноября 1974 г.). Исполнительный Совет состоит из представителей 51 государства-члена, избираемых на 4 года на основе справедливого географического распределения: каждая из пяти избирательных (региональных) групп имеет определённое число мест, а выдвижение кандидатур от конкретных стран определяется, как правило, внутри самих избирательных групп. Места в Совете распределены следующим образом: I группа (страны Западной Европы, Северной Америки и Израиль) - 10 мест; II группа (страны Восточной Европы) - 4 места; III группа (страны Латинской Америки и Карибского бассейна) - 9 мест; IV группа (страны Азии и бассейна Тихого океана) - 8 мест; V группа (страны Африки и арабские государства) - 20 мест.
Генеральный директор ЮНЕСКО является, согласно Уставу Организации, главным должностным лицом. Генеральный директор назначается Генеральной конференцией сроком на шесть на лет, но может быть переизбран и на второй срок. Первым Генеральным директором ЮНЕСКО был крупный английский учёный-биолог Дж. Хаксли (1946-1948 гг.), его сменил на этом посту министр иностранных дел Мексики Х. Торрес Боде (1948-1952 гг.), затем Генеральными директорами были американец Л.Г. Эванс (1953-58 гг.), итальянец В. Веронезе (1958-1961 гг.), француз Р. Майо (19622-1974 гг.). С ноября 1974 г. Генеральным директором был представитель Сенегала А.М. М'Боу.
Генеральный директор руководит административно-техническим органом ЮНЕСКО - Секретариатом, он назначает "на возможно более широкой географической основе" и с учётом профессиональных данных сотрудников персонала Секретариата. Служащие Секретариата являются международными чиновниками. В конкретных обстоятельствах между ЮНЕСКО и ООН могут заключаться специальные соглашения о создании совместных служб, о наборе общего персонала и об обмене персоналом (ст. IV Устава). Устав ЮНЕСКО требует, чтобы представителями назначались лица, компетентные в области искусства, литературы, науки, образования и распространения знаний и обладающие необходимым опытом и авторитетом.
В рамках ЮНЕСКО создана Международная система научно-технической информации - ЮНИСИСТ.
Основная часть персонала ЮНЕСКО сосредоточена в её штаб-квартире. Наиболее крупными подразделениями Секретариата ЮНЕСКО являются сектора, возглавляемые, как правило, заместителями Генерального директора. Действуют сектора: образования, естественных наук, общественных наук, культуры, коммуникации, сотрудничества и внешних связей, поддержки программы, общей администрации. В каждом из секторов имеется ряд функциональных подразделений (дирекции, отделы, бюро, службы и т.д.). Кроме того, два заместителя Генерального директора (по исследованиям и программированию; по кабинету Генерального директора) возглавляют ряд подразделений, ведающих административно-бюджетными, организационными, кадровыми вопросами. В ведении секторов находятся различные представительства, бюро и учреждения ЮНЕСКО, расположенные вне штаб-квартиры, на территории ряда государств-членов ЮНЕСКО согласно Уставу. Национальные комиссии по делам ЮНЕСКО действуют в 153 странах. В целях координации деятельности ЮНЕСКО и её учреждений на местах действуют четыре региональных координатора: для Африки, для Латинской Америки и Карибского бассейна, для арабских стран, для стран Азии и бассейна Тихого океана. ЮНЕСКО имеет более 20 региональных бюро и центров, сотрудничает более чем с 570 международными неправительственными организациями.
Такая система позволяет ЮНЕСКО осуществлять практическую работу не только непосредственно через свою штаб-квартиру в Париже, но и на местах. О масштабах децентрализации свидетельствовали приведённые на 23-й сессии Генеральной конференции в Софии данные о том, что 82,6 % общих ассигнований на программную деятельность ЮНЕСКО в 1984 г. и за 6 месяцев 1985 г. приходились на мероприятия по сотрудничеству с национальными комиссиями, национальными, субрегиональными или региональными организациями. Если же взять бюджет ЮНЕСКО на 1984-85 гг. в целом, то 78 % его расходов приходилось на штаб-квартиру, остальное - на долю учреждений и персонала вне штаб-квартиры. Функциональное распределение расходов выглядело по этому бюджету следующим образом: 57,4 % - расходы на персонал, 15,7 - средства на проведение конференций и разного рода международных совещаний и встреч, 10,5 - стоимость публикаций ЮНЕСКО, 9,7 - консультативные услуги государствам-членам, 3,6 - оплата стипендий и стажировок, 2,9 - помощь международным неправительственным организациям, 2,4 - оплата разного рода миссий в странах, 0,5 - разное. Успехи ЮНЕСКО связаны с реализацией многих конкретных мероприятий, предусматриваемых двухлетними программами и оплачиваемых за счёт расходов в рамках соответствующих бюджетов ЮНЕСКО. Это программная деятельность ЮНЕСКО, которая осуществляется в рамках 14 крупных программ, а также так называемой Программы участия, то есть заявок по оказанию помощи государствам и национальным комиссиям, проводящим те или иные мероприятия ЮНЕСКО на своей территории.
Большую и продуктивную роль играют мероприятия ЮНЕСКО, прежде всего в целях развития освободившихся стран, осуществляемые в основном за счёт внебюджетных ассигнований путём их финансирования другими международными организациями системы ООН и главным образом ПРООН, ФАО, ЮНИСЕФ и др., а также Всемирным банком, МБРР, различными международными и частными фондами. Это так называемая оперативная деятельность ЮНЕСКО, в ходе которой она выступает как инициатор, исследователь, проектант, координатор, гарант, исполнитель конкретных проектов. В 60-е гг. расходы на оперативную деятельность ЮНЕСКО превысили 160 млн. долл., составив несколько более 60 % расходов по регулярному бюджету Организации. Это соотношение сохраняется в основном и поныне, хотя после ухода США из ЮНЕСКО наметилась тенденция некоторого сокращения внебюджетных расходов ЮНЕСКО. В 1980-85 гг. на оперативную деятельность ЮНЕСКО было затрачено 470 млн. долл., из них 270 млн. поступили от ПРООН (Программы развития ООН).
По состоянию на 30 июня 1985 г. ЮНЕСКО выполняла в рамках этой оперативной деятельности 829 проектов. Из них 271 - в Африке, 216 - в странах Азии и бассейна Тихого океана, 127 - в Латинской Америке и Карибском бассейне, 111 - в арабском мире, 28 - в Европе и 76 - на межрегиональной или всемирной основе.
ЮНЕСКО уделяет большое внимание организации и проведению многочисленных международных средств, симпозиумов, конференций в целях обмена национальным опытом в сферах её компетенции, координации усилий государств-членов по проблемам, представляющим для них общий интерес, для обобщения итогов международного сотрудничества по программам и проектам Организации. Поначалу большая часть этих мероприятий проходила в штаб-квартире, но с годами доминирующей стала тенденция их проведения вне Парижа. При этом особенно заметно увеличилось число международных встреч по линии ЮНЕСКО, проводимых на территории освободившихся государств, хотя по общему их количеству первое место приходится и поныне на европейский континент.
Подводя итог данному параграфу можно сделать вывод, что ЮНЕСКО является сложноструктурированной организацией. Каждое подразделение организации имеет свои права и обязанности, которые закреплены в Уставе.
1.3 Финансирование деятельности организации

Генеральная конференция совместно с рабочей программой принимает подготовленный Генеральным директором и прошедший через Исполнительный совет проект двухгодичного бюджета. Она определяет и шкалу взносов в бюджет для отдельных государств-членов, которая ориентируется на ставку взноса в Организацию Объединенных Наций. Генеральная конференция утверждает проект программы, для различных служб Секретариата и предусмотренное для этого штатное расписание. Неиспользованные средства, которые в последние годы появились из-за неполного расходования резерва на случай колебаний валютных курсов, после финансового отчета либо возвращаются государствам-членам в соответствии с квотой взносов, либо записываются как аванс на будущее.
В настоящее время наибольшую долю в бюджет вносят Япония (25%), Германия (13%), Франция (9%), Италия (7%), Великобритания (7%), затем следуют Канада (4%) и Испания (3%). Наименьшую ставку взноса в 0,001% имеют 40 государств-членов, из которых большинство являются развивающимися странами. С 1986 года бюджет ЮНЕСКО реально снизился, а с начала 90-х годов остался на том же уровне. На начало XXI века бюджет составил 544 миллиона долларов США.
Наряду со странами из регулярного бюджета, Организация располагает также и внебюджетными средствами, которые предназначены в первую очередь на оперативную деятельность ЮНЕСКО в государствах-членах. Эти денежные средства поступают от других учреждений системы ООН, от региональных банков развития и других региональных организаций, а также в форме добровольных взносов от отдельных государств-членов, например, в целевые фонды (funds-in-trust, fonds-en-depot), но также и от неправительственных организаций и даже от отдельных граждан. Данные по величине и назначении этих взносов предоставляются в качестве информации для Генеральной конференции. После того как в период с 1983 по 1987 годы эти средства сократились с 197 до 144 миллиона долларов США и потом слегка увеличились, в 1999 году сумма в 263 миллиона долларов США впервые свидетельствовала о значительном росте. При этом бросается в глаза, что доля фондов ООН заметно снизилась по сравнению с целевыми средствами на проекты технической помощи из других источников, включая целевые фонды. После вступления многочисленных государств "третьего мира", ставших независимыми в конце 50-х годов, и последующей за этим универсализацией Организации в ней изменился общеполитический климат: в центре внимания встали противоречия Север-Юг, накладываясь при этом на продолжающуюся до конца 80-х годов конфронтацию Восток-Запад. В своей работе в настоящее время ЮНЕСКО руководствоваться следующими принципами:
- прозрачность, ответственность, оценка по достигнутым результатам;
- более совершенная межсекторальная координация, междисциплинарный подход;
- более эффективное руководство персоналом;
- мобильность и ротация кадров;
- поощрение духа инициативы;
- продвижение женщин на руководящие должности;
- географически более справедливое распределение позиций внутри Секретариата, а также среди экспертов и консультантов.
Инструментами воплощения этих принципов станут:
- оптимизация высшего звена управления ЮНЕСКО;
- укрепление позиций ЮНЕСКО на местах;
- неукоснительное выполнение рекомендаций внешнего Аудитора;
- укрепление Службы внутреннего контроля;
- использование местных кадров, особенно в странах, где ЮНЕСКО еще не представлена.
Автор приветствует решение Комитета помощи развитию ОЭСР поднять соответвующий коэффициент для ЮНЕСКО с 25% до 44%, что означает признание значительного вклада Организации. Автор также убеждена, что этот коэффициент следует увеличить до 75%.
ЮНЕСКО должна сконцентрироваться на сокращенном количестве приоритетных программ, где компетенция ЮНЕСКО и её роль лидера общепризнаны и бесспорны. Это предполагает консультации всех заинтересованных сторон - задача сложная и трудоемкая, требующая мужества, решимости и терпения. Финансирование программ из внебюджетных средств - еще один вызов Организации. Мы являемся свидетелями роста внебюджетных средств на фоне уменьшения основного бюджета. Должен быть найден баланс между этими двумя составляющими.
Политика покрытия расходов ЮНЕСКО должна снизить давление на основной бюджет. Без такой политики основной бюджет становится все менее эффективным. Эту задачу ЮНЕСКО должна решить, гармонизируя свою деятельность с общей практикой системы ООН. Подводя итог параграфа можно сказать, что бюджет ЮНЕСКО скромнее амбиций. Однако следует быть реалистами: в годы кризиса ЮНЕСКО должна лучше и эффективнее использовать располагаемые ресурсы, снижать административные расходы, модернизировать свою структуру, становиться более гибкой и совершенной организацией. Выполнение программ должно пользоваться приоритетом по отношению к административной деятельности.
Подведем итог главы. Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры - это межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Основана в 1946 г. Цели ЮНЕСКО: вклад в дело мира и безопасности через поощрение международного сотрудничества в области образования, науки и культуры; обеспечение законности и справедливости, прав человека и основных свобод без различия расы, пола, языка или религии согласно Уставу ООН. Членами ЮНЕСКО являются 183 государства, включая Российскую Федерацию.
Глава 2. Основные направления деятельности ЮНЕСКО по сохранению Всемирного историко-культурного и природного наследия

2.1 Конвенция "об охране Всемирного культурного и природного наследия", 1972 г.

Проблемы выявления и сохранения необыкновенных мест света - решалась в разное время и в разных обществах. Греческий список семи чудес света второго столетия до нашей эры свидетельствует о ранних попытках зафиксировать в документах выдающиеся достижения человечества. Из тех семи памятников в настоящее время остались только пирамиды в Гизе, другие же стали жертвой разрушений, и только фрагментарные остатки напоминают об их прежних размерах. На протяжении веков неизменными оставались мысль о необходимости защищать или, по крайней мере, желание защитить необыкновенные произведения культуры. Однако практическое осуществление этого намерения затруднялось многочисленными преградами, которые частично были обусловлены и частично остаются обусловленными природными условиями, но значительно чаще зависели и зависят от человека. Стремительный рост угрозы уничтожения естественных и культурных ценностей Земли с начала индустриального века побудило людей, прежде всего в промышленно развитых странах, осознать, что необходимы огромные усилия для сохранения достижений культуры и самобытности нации. Как следствие созрело убеждение, что защита в национальных рамках не всегда достаточна.
Это убеждение окрепло после опустошений. Второй мировой войны и в конце концов выразилось в принятии соответствующих конвенций и соглашений в рамках и вне рамок ЮНЕСКО на национальном, европейском и международном уровнях.
В принятой в 1972 году Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия проявилась воля мирового сообщества к международному сотрудничеству, в котором впервые рядом были поставлены культурные и природные ценности.
Первоочередной задачей Конвенции ЮНЕСКО является:
а) определение всемирного статуса природных и культурных объектов во всех странах мира;
б) объединение всех наций и народностей в целях эффективного осуществления спасения и охраны культурных и природных памятников или представляющих интерес и ценность для всего человечества.
Конвенция о Всемирном наследии - это самая известная конвенция ЮНЕСКО в области культуры и защиты природных ценностей. До сего времени ее ратифицировали 164 страны, то есть свыше трех четвертей государств-членов ЮНЕСКО.
В основе Конвенции ЮНЕСКО лежит идея коэволюции культуры и природы. До недавнего времени эти два понятия противопоставлялись друг другу: культура символизировала мир человека, а природа рассматривалась как нечто противоположное культуре, как объект покорения, как предмет технических усилий человека. Однако природа и культура взаимно дополняют друг друга; культура оказывает мощное воздействие на эволюцию биосферы, в свою очередь развитие культуры обусловлено природными факторами. Подобно тому, как биосфера переходит в ноосферу (В.И. Вернадский), природа "становится" культурой. Это также означает: отношение человека к природе должно стать основным критерием развития культуры. Исполнено глубокого смысла то обстоятельство, что в одном Списке всемирного наследия представлены и культурные, и природные объекты, общезначимые для всего человечества.
Концепция Конвенции по Всемирному наследию имеет в своей основе идею, что договорившиеся государства совместно отвечают за всемирное наследие, отмеченное содружеством государств как имеющие чрезвычайную универсальную ценность. Эта концепция является новой в международном праве. Конвенция должна быть инструментом общей ответственности за это общее наследие. Государства, подписавшие ее, добровольно обязуются охранять и сохранять всемирное наследие для всего человечества в рамках своих границ, а также поддерживать другие государства в их усилиях по охране наследия. Но не только государства, а и отдельные граждане являются целевой группой Конвенции. Посредством общественной работы и образовательных программ с всемирным наследием и его сохранением должны знакомиться, прежде всего, молодые люди, так как наследие, о котором никто не знает, никто не будет охранять.
После вступления конвенции в силу в ноябре 1975 года постепенно стали формироваться претворяющие ее в жизнь структуры, привлекающие к сотрудничеству различные, уже существующие учреждения вне ЮНЕСКО.
Комитет по всемирному наследию является высшим органом (после Генеральной Ассамблеи государств, подписавших Конвенцию), которому поручено проведение Конвенции в жизнь, он несет ответственность за все действия в рамках Конвенции. Избираемые на Генеральной Ассамблее из представителей государств-членов Конвенции члены Комитета (21 человек) представляют 21 государство - по возможности из всех культурных миров и со всех континентов.
Работу комитета, который является организационной рамкой для предусмотренной Конвенцией международной защиты всемирного наследия, поддерживают Бюро по всемирному наследию и Центр по всемирному наследию, а также организации-партнеры. Основной задачей Комитета является выбор объектов для Списка всемирного наследия и списка всемирного наследия, находящегося под угрозой. Одновременно Комитет разрабатывает методы для претворения в жизнь этих целей и развивает их дальше. Он собирается один раз в год.
Как в заседаниях комитета, так и на собраниях Бюро, наряду с представителями стран, принимают участие члены Центра всемирного наследия и некоторых организаций-партнеров, прежде всего Международного союза охраны природы МСОП и Международного совета по охране памятников ИКОМОС. Их присутствие, хотя и без права голоса, является особо важным фактором, так как Бюро на основе работы экспертов по природным и культурным ценностям, составляющих потенциальную картину ценностей всемирного наследия, готовить рекомендации для запросов-представлений государств в Комитете. Организация заседаний Бюро и Комитета находится в компетенции Центра всемирного наследия. Основанный к 20-летию Конвенции Центр является отделом ЮНЕСКО, который непосредственно подчинен заместителю Генерального директора Организации. Его задачей является претворение в жизнь принятых Комитетом по всемирному наследию решений, протоколирование, документирование и публикация Списков. Центр ежегодно актуализирует списки всемирного наследия и курирует фонды всемирного наследия. Центру поручена также работа по ознакомлению общественности с конвенцией.
Таким образом, Конвенция ЮНЕСКО устанавливает механизм международного сотрудничества в целях защиты объектов всемирного наследия. Создан Фонд всемирного наследия, который строго обязательно финансируется государствами-участниками Конвенции, а также различными организациями, юридическими и частными лицами на добровольных началах. Фонд используется для оказания технической и финансовой помощи государственным структурам и организациям, ответственным за сохранение участков всемирного наследия. Фонд сделал значительные вливания (инвестиции), доходящие до нескольких миллионов долларов, для спасения природных и культурных памятников в Азии и Европе, в Африке и Латинской Америке. Средства выделяются на организацию экспертиз в целях определения и устранения причин деградации памятников культуры и природы; обучение местных специалистов по консервации; приобретение специального оборудования; срочную помощь в случае стихийных бедствий; проведение специальных мероприятий по охране объектов всемирного наследия.
2.2 Основные положения по сохранению историко-культурного и природного наследия

Сохранение Всемирного наследия невозможно без определения объекта наследия.
В первой главе Конвенции дается характеристика понятий культурного и природного наследия. Под "культурным наследием" понимаются:
- памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства и науки;
- ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
- достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.
Под "природным наследием" понимаются:
- природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;
- геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения;
- природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты.
Во второй главе Конвенции характеризуется национальная охрана и международная охрана культурного и природного наследия. Каждое государство-член Конвенции - признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории, возлагается, прежде всего, на него. С этой целью оно стремится действовать как путем собственных усилий, максимально использующих наличные ресурсы, так и, в случае необходимости, посредством международной помощи и сотрудничества, которыми оно может пользоваться, в частности, в финансовом, художественном, научном и техническом отношениях.
Государства, подписавшие Конвенцию, по возможности, должны обеспечить более эффективную охрану и сохранение, и более активную популяризацию культурного и природного наследия, расположенного на их территории:
- проводить общую политику, направленную на придание культурному и природному наследию определенных функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в программы общего планирования;
- учреждать, если они еще не созданы, на своей территории одну или несколько служб по охране, сохранению и популяризации культурного и природного наследия, располагающих соответствующим персоналом и средствами, позволяющими выполнять возложенные на них задачи;
- развивать научные и технические разработки и исследования и совершенствовать методы работы, позволяющие государству устранять опасности, угрожающие его культурному и природному наследию;
- принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия; и
- содействовать созданию или развитию национальных или региональных центров подготовки в области охраны, сохранения и популяризации культурного и природного наследия, а также поощрять научные исследования в этой области.
Не смотря на то, что объекты культурного и природного наследия находятся на территории государства-члена и функционирует за счет его финансирования, объекты признаются всеобщим наследием, для охраны которого все международное сообщество обязано сотрудничать. Государства-стороны Конвенции обязуются оказывать содействие признанию, охране, сохранению и популяризации культурного и природного наследия, если об этом попросят государства, на территории которых оно находится. Каждое государство-сторона Конвенции обязуется не принимать каких-либо преднамеренных действий, которые могли бы причинить прямо или косвенно ущерб культурному и природному наследию, расположенному на территории других государств-сторон Конвенции. В Конвенции под международной охраной всемирного культурного и природного наследия понимается создание системы международного сотрудничества и помощи для оказания государствам-сторонам Конвенции помощи в усилиях, направленных на сохранение и выявление этого наследия.
В третьей главе характеризуется деятельность межправительственного комитета по охране всемирного культурного и природного наследия. Здесь определено количество членов комитета, порядок их выбора и цели комитета. Комитет состоит из 21 государств-сторон Конвенции, избираемых государствами-сторонами Конвенции, собирающимися на Генеральную ассамблею во время очередных сессий Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Выборы членов Комитета должны обеспечивать справедливое представительство различных районов и культур мира.
На заседаниях Комитета могут присутствовать с совещательным правом голоса по одному представителю от Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (Римский центр), от Международного совета по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС) и от Международного союза охраны природы и естественных богатств (МСОП), к которым могут присоединиться по просьбе государств-сторон Конвенции, собирающихся на Генеральную ассамблею во время очередных сессий Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, представители других межправительственных и неправительственных организаций, ставящих перед собой аналогичные цели.
Полномочия одной трети членов, назначенных во время первых выборов, истекают в конце первой очередной сессии Генеральной конференции, следующей за той, на которой они были избраны, а полномочия второй трети членов, назначенных в то же время, истекают в конце второй очередной сессии Генеральной конференции. Государства-члены Комитета отбирают в качестве своих представителей компетентных лиц в области культурного или природного наследия. Комитет может создавать консультативные органы, которые он считает необходимыми для выполнения своих задач. Каждое государство-сторона Конвенции представляет, по мере возможности, Комитету всемирного наследия перечень ценностей культурного и природного наследия, расположенных на территории, которые могут быть включены в список Всемирного наследия. Этот перечень должен содержать документацию относительно места расположения данных ценностей и представляемого ими интереса.
На основе перечней, представляемых государствами, Комитет составляет, обновляет и публикует под названием "Список всемирного наследия", список ценностей культурного и природного наследия, имеют выдающуюся универсальную ценность в соответствии с установленными ими критериями. Обновленный список рассылается не реже одного раза в два года. Внесение ценностей в Список всемирного наследия не может быть произведено без согласия заинтересованного государства-участника. Комитет составляет, обновляет и публикует список ценностей, фигурирующих в Списке всемирного наследия, для спасения которых требуются значительные работы, и для которых в рамках Конвенции была запрошена помощь. В этом списке указывается примерная стоимость операций. В этот список могут включаться только ценности культурного и природного наследия, которым угрожают серьезные и конкретные опасности, как например, угроза исчезновения вследствие прогрессирующего разрушения, проекты проведения крупных общественных или частных работ, быстрое развитие городов и туризма, разрушение в связи с изменением предназначения или права собственности на землю, серьезные повреждения вследствие неустановленной причины, заброшенность по каким-либо причинам, стихийные бедствия и катаклизмы, опасность вооруженных конфликтов, большие пожары, землетрясения, оползни, вулканические извержения, изменение уровня вод, наводнения, приливы. В случае чрезвычайных обстоятельств Комитет может в любое время включить в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, новую ценность и немедленно сообщить об этом. Комитет определяет критерии, на основе которых ценность культурного или природного наследия может быть включена в оба списка До того, как принять окончательное решение о не включении ценности в один из двух списков, Комитет консультируется с государствами-сторонами, на территории которых находится вышеупомянутая ценность культурного или природного наследия. Комитет всемирного наследия получает и изучает заявки о предоставлении международной помощи, сформулированные государствами- сторонами настоящей Конвенции в том, что касается ценностей культурного и природного наследия, расположенных на их территории, которые включены или которые могут быть включены в списки. Предметом таких заявок может быть охрана, сохранение, популяризация или восстановление этих ценностей.
Заявки о международной помощи могут также касаться выявления культурного или природного наследия, в том случае, когда предварительные исследования показали, что это будет оправдано. Комитет принимает решение по этим заявкам, определяет, в случае необходимости, характер и объем своей помощи и разрешает заключение от своего имени необходимых соглашений с заинтересованным правительством. Комитет устанавливает порядок очередности для своих операций. Он делает это, принимая во внимание важность для всемирного культурного и природного наследия ценностей, подлежащих защите, необходимость обеспечить международную охрану наиболее представительных ценностей природы, гения и истории народов мира и срочность работ, которые необходимо предпринять, размер ресурсов государств, на территории которых находятся эти ценности, и, в частности, степень, в которой они могли бы обеспечить сохранность этих ценностей своими средствами. Комитет составляет, обновляет и распространяет список ценностей, для которых выделяется международная помощь. Принимает решение об использовании средств Фонда. Он изыскивает средства для пополнения этих средств и принимает в связи с этим все необходимые меры.
Решения Комитета принимаются большинством двух третей присутствующих и участвующих в голосовании членов. Кворум составляет большинство членов Комитета. Комитету Всемирного наследия помогает Секретариат, назначаемый Генеральным директором Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
В главе четвертой Конвенции о всемирном культурном и природном наследии дана характеристика Фонда. Фонд согласно соответствующим статьям Положения о финансах Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры является целевым фондом. Средства Фонда состоят из:
- добровольных и обязательных взносов государств-сторон настоящей Конвенции;
- вкладов, даров или завещанных сумм, которые могут быть сделаны:
- другими государствами;
- Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и другими организациями системы Организации Объединенных Наций, в частности, Программой развития Организации Объединенных Наций и другими межправительственными организациями;
- государственными или частными органами или физическими лицами;
- процентов с сумм, одолженных Фондом;
- сумма сборов от мероприятий, организованных в пользу международного Фонда, а также
- любые других ресурсов, утвержденных в соответствии с положениями о Фонде, разработанными Комитетом всемирного наследия.
Взносы в Фонд и другие формы предоставляемой Комитету помощи могут использоваться только в целях, определяемых Комитетом. Комитет может принимать взносы, предназначенные только для определенной программы или конкретного проекта при условии, что Комитет примет решение о выполнении этой программы или проекта. Внесение взносов в Фонд не сопровождается какими-либо политическими условиями.
Государства-стороны Конвенции обязуются уплачивать регулярно раз в два года в Фонд всемирного наследия взносы, сумма которых, составляющая одинаковый процент для всех государств, определяется Генеральной ассамблеей государств-сторон Конвенции. Принятие этого решения Генеральной ассамблеей требует большинства голосов присутствующих и голосующих государств-сторон. Ни в коем случае обязательный взнос государств-сторон Конвенции не может превышать 1 процента их взноса в обычный бюджет Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Государство-сторона Конвенции, сделавшее заявление, предусмотренное в пункте 2 16 статьи, может в любой момент изъять вышеупомянутое заявление путем уведомления Генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Однако изъятие заявления будет иметь влияние на обязательный взнос этого государства только со дня очередной Генеральной ассамблеи государств-сторон. С тем чтобы Комитет смог эффективно планировать проведение своей деятельности, взносы государств-сторон Конвенции, должны вноситься на регулярной основе, по крайней мере, раз в два года. Любое государство-сторона Конвенции, которое имеет задолженность по своим обязательствам или добровольным взносам за текущий год и календарный год, который непосредственно предшествует ему, не может быть избрано в Комитет всемирного наследия. Полномочия такого государства, являющегося членом Комитета, истекают в момент выборов.
Государства-стороны Конвенции способствуют созданию государственных или частных национальных фондов или ассоциаций, имеющих целью поощрять пожертвования для охраны культурного и природного наследия. Государства-стороны настоящей Конвенции оказывают помощь организуемым под эгидой Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры международным компаниям по сбору средств для Фонда всемирного наследия.
В пятой главе Конвенции о всемирном культурном и природном наследии выделены условия и формы предоставления международной помощи. Любое государство-сторона настоящей Конвенции может обращаться с просьбой о предоставлении международной помощи в пользу ценностей культурного или природного наследия, имеющих выдающуюся универсальную ценность, расположенных на его территории. Оно должно представить вместе со своей заявкой информацию и документацию, которой оно располагает и которая необходима Комитету для принятия решения. Международная помощь в соответствии с Конвенцией может предоставляться лишь для культурного и природного наследия, которые Комитет всемирного наследия решил или решает включить в один из списков.
Комитет Всемирного наследия определяет процедуру рассмотрения заявок о предоставлении Фондом международной помощи, которую он призван оказывать, и указывает, в частности, какие элементы должны содержаться в заявке, в которой должны содержаться описание предполагаемой деятельности, необходимых работ, их примерной стоимости, срочности и изложение причин, в силу которых ресурсы государства, обращающегося с заявкой, не позволяют ему полностью произвести необходимые расходы. Заявки должны всякий раз, когда это, возможно, подкрепляться заключением экспертов.
Заявки о помощи, поданные в связи с катастрофами и стихийными бедствиями, ввиду срочности работ, которые, возможно, необходимо будет осуществить, должны рассматриваться Комитетом в первую очередь, который должен располагать резервным фондом, предназначенных для подобных случаев. Перед принятием решения Комитет может провести исследования или консультации, которые он сочтет необходимыми. Помощь, предоставляемая Комитетом всемирного наследия, может иметь следующие формы:
- исследование художественных, научных и технических проблем, которые ставят охрана, сохранение, восстановление и популяризация культурного и природного наследия;
- направление экспертов, техников и квалифицированных рабочих для обеспечения удовлетворительного выполнения утвержденного проекта;
- подготовка специалистов всех уровней в области выявления охраны, сохранения, восстановления и популяризации культурного и природного наследия;
- предоставление оборудования, которым заинтересованное государство не располагает или не в состоянии приобрести;
- предоставление займов с низким процентом или без процента, которые могут погашаться на долгосрочной основе;
- предоставление в исключительных и специально мотивированных случаях безвозмездных субсидий.
Комитет всемирного наследия может также предоставлять международную помощь национальным или региональным центрам подготовки специалистов всех уровней в области выявления, охраны, сохранения, восстановления и популизации культурного и природного наследия.
Предоставлению значительной помощи должны предшествовать научные, экономические и технические исследования. В этих исследованиях необходимо использовать самые передовые методы охраны, сохранения, восстановления и популяризации культурного и природного наследия и отвечать целям настоящей Конвенции. В исследованиях должны также определяться пути, позволяющие рационально использовать наличные ресурсы заинтересованного государства.
В принципе финансирование необходимых работ должно лишь частично возлагаться на международное сообщество. Финансовое участие государства, пользующегося международной помощью должно являться значительной частью средств, выделяемых для каждой программы или проекта за исключением тех случаев, когда его средства не позволяют этого.
Комитет всемирного наследия и получающее помощь государство определяют в заключаемом ими соглашении условия, на которых должны осуществляться программа или проект, являющиеся предметом международной помощи, согласно настоящей Конвенции. Государству, пользующемуся этой международной помощью, надлежит по условиям, определенным в соглашении, продолжать охранять, сохранять и популяризировать подлежащие сбережению ценности.
В шестой главе Конвенции о Всемирном культурном и природном наследии дана характеристика просветительных программ. Государства-стороны Конвенции стремятся, применяя все соответствующие средства и, в частности, просветительные и информационные программы, укреплять уважение и привязанность своих народов к культурному и природному наследию. Они обязуются широко информировать общественность об опасностях, грозящих этому наследию, а также о мерах, принимаемых во исполнение настоящей Конвенции. Государства-стороны Конвенции, получающие международную помощь в соответствии с данной Конвенцией, принимают соответствующие меры в целях ознакомления с важностью наследия, которое получило такую помощь, и ролью, которую она сыграла.
В седьмой главе Конвенции о всемирном культурном и природном наследии охарактеризованы доклады. Государства-стороны настоящей Конвенции сообщают в докладах, которые они представляют Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в установленные ею сроки и форме, о законодательных и регламентирующих положениях и о других мерах, принятых ими в целях выполнения настоящей Конвенции, а также сведения об опыте, накопленном ими в этой области. Эти доклады доводятся до сведения Комитета всемирного наследия.
Комитет предоставляет каждой очередной сессии Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры доклад о своей деятельности.
Конвенция составлена на английском, испанском, французском и русском языках, причем все пять текстов имеют равную силу.
Конвенция подлежит ратификации или принятию государствами-членами Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в порядке, предусмотренном их конституциями. Ратификационные грамоты или акты о принятии сдаются на хранение Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
К Конвенции может присоединиться любое государство, не являющееся членом Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, которое получит от Генеральной конференции Организации приглашение присоединиться к ней.
Присоединение осуществляется путем сдачи акта о присоединении на хранение Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Каждое государство-сторона Конвенции может денонсировать данную Конвенцию. Денонсация нотифицируется письменным актом, который сдается Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Денонсация вступает в силу через двенадцать месяцев после получения акта о денонсации. Она никоим образом не изменяет финансовые обязательства, принятые на себя денонсирующим государством, до даты вступления в силу денонсации.
Таким образом, в Конвенции всесторонне рассмотрен вопрос сохранения и использования Всемирного наследия, определены основные принципы, раскрыты основные термины.
2.3 Список Всемирного наследия

Для усиления эффективности работы Конвенции в 1976 году были организованы Комитет и Фонд всемирного наследия, а спустя два года первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия.
Статус объекта всемирного наследия дает следующие преимущества:
1. Дополнительные гарантии сохранности и целостности уникальных природных комплексов.
2. Повышает престиж территорий и управляющих ими учреждений.
3. Способствует популяризации включенных в Список объектов и развитию альтернативных видов природопользования (в первую очередь, экологического туризма).
4. Обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов всемирного культурного и природного наследия, в первую очередь, из Фонда всемирного наследия.
5. Способствует организации мониторинга и контроля за состоянием сохранности природных объектов.
По состоянию на апрель 2009 года, в Списке всемирного наследия 878 объектов (в том числе 679 культурных, 174 природных и 25 смешанных) из 145 стран. Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия ратифицировали 186 государств.
Для того чтобы сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своем рода, а также из-за стремления к объективности были составлены оценочные критерии. Изначально существовали только критерии для объектов культурного наследия - этот список насчитывал шесть пунктов. Затем для восстановления равновесия появились четыре природных критерия. И, наконец, в 2005 году, обе группы критериев были сведены воедино, и теперь каждый объект Всемирного наследия имеет в своем описании хотя бы один из них.
Культурологические критерии:
1. Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения
2. Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определенном культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.
3. Объект является уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.
4. Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.
5. Объект является выдающимся примером человеческого традиционного сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых изменений.
6. Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность (по мнению комитета ЮНЕСКО, этот критерий предпочтительно использовать вместе с каким-либо еще критерием или критериями).
Природные критерии:
1. Объект представляет собой природный феномен или пространство исключительной природной красоты и эстетической важности.
2. Объект является выдающимся образцом главных этапов истории земли, в том числе памятником прошлого, символом происходящих геологических процессов в развитии рельефа или символом геоморфических или физиографических особенностей.
3. Объект является выдающимся образцом происходящих экологических или биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, береговых и морских экосистем и растительных и животных сообществ.
4. Объект включает в себя наиболее важную или значительную естественную среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки и охраны.
По данным на апрель 2009 года, Россия представлена в Списке всемирного наследия следующими объектами:
1) Московский Кремль и Красная площадь (культурные критерии: 1, 2, 4, 6; год включения в Список: 1990).
2) Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников (культурные критерии: 1, 2, 4, 6; год включения в Список: 1990).
3) Погост Кижи (культурные критерии: 1, 4, 5; год включения в Список: 1990). 4) Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей (культурные критерии: 2, 4, 6; год включения в Список: 1992).
5) Историко-культурный комплекс Соловецких островов (культурные критерии: 4; год включения в Список: 1992).
6) Белокаменные памятники Владимира и Суздаля (культурные критерии: 1,2, 4; год включения в Список: 1992).
7) Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад (культурные критерии: 2, 4; год включения в Список: 1993).
8) Церковь Вознесения в Коломенском, Москва (культурные критерии: 2; год включения в Список: 1994).
9) Девственные леса Коми (природные критерии: 7, 9; год включения в Список: 1995).
10) Вулканы Камчатки (природные критерии: 7, 8, 9, 10; год включения в Список: 1996, 2001).
11) Озеро Байкал (природные критерии: 7, 8, 9, 10; год включения в Список: 1996).
12) "Золотые горы Алтая" (природные критерии: x; год включения в Список: 1998).
13) Западный Кавказ (природные критерии: 9, 10; год включения в Список: 1999).
14) Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля (культурные критерии: 2, 3, 4; год включения в Список: 2000).
15) Куршская коса (трансграничный объект; культурные критерии: 5; год включения в Список: 2000).
16) Ансамбль Ферапонтова монастыря (культурные критерии: 1, 4; год включения в Список: 2000).
17) Центральный Сихотэ-Алинь (природные критерии: 10; год включения в Список: 2001).
18) Убсунурская котловина (трансграничный объект; природные критерии: 9, 10; год включения в Список: 2003).
19) Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента (культурные критерии: 3, 4; год включения в Список: 2003).
20) Ансамбль Новодевичьего монастыря, Москва (культурные критерии: 1, 4, 6; год включения в Список: 2004).
21) Природный комплекс заповедника Остров Врангеля (природные критерии: 9, 10; год включения в Список: 2004).
22) Исторический центр Ярославля (культурные критерии: 2, 6; год включения в Список: 2005).
23) Геодезическая дуга Струве (трансграничный объект; культурные критерии: 2, 4, 6; год включения в Список: 2005).
Таким образом, включение памятника в список Всемирного наследия означает, что этот памятник автоматически попадает под защиту ЮНЕСКО. Россия в списке представлена большим списком памятников истории и культуры, что ставит ее в один ряд со странами с выдающимся культурным и природным потенциалом.
Глава 3. Участие Российской Федерации в международных программах развития образования, науки и культуры
3.1 Особенности развития отечественной науки и образования

Россия активно участвует в деятельности ЮНЕСКО в сфере образования, реализуя многие ее положения по развитию науки и образования. Первоначально проанализируем общую стратегию образования.
Основы действующей стратегии ЮНЕСКО в области образования (вплоть до 2015г.) заложены на Всемирный форум по образованию, принявшем "Дакарские рамки действий". На 32-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО базовое образование для всех признано главным приоритетом на 2009--2010 гг. Основной задачей провозглашено достижение целей образования для всех на всех уровнях на протяжении всей жизни. Образование рассматривается как основа для реализации потенциала личности, важный фактор в борьбе с нищетой и обеспечении устойчивого развития.
Подчеркивается необходимость обновления среднего образования, реформирования технического и профессионального образования. В области высшего образования основные цели состоят в том, чтобы расширить доступ, повысить качество, содействовать разработке учебных программ. Особое внимание будет уделяться вопросу воздействия глобализации на высшее образование.
Эта стратегия имеет важное значение для России. ЮНЕСКО будет содействовать повышению качества образования и обновлению системы образования. Усилия будут направлены на обеспечение того, чтобы образование соответствовало реальным потребностям, как отдельных людей, так и общества.
На основе стратегии взаимодействия России и ЮНЕСКО постоянно происходит обмен передовым опытом. Международное бюро просвещения (МБП) раз в четыре года проводит Международные конференции по образованию на уровне министров.
При содействии ЮНЕСКО в России ежегодно проводятся 5--6 международных конференций и семинаров по различным вопросам образования. В 2009 г. крупнейшими из них были:
* Международный студенческий форум языков (Казань);
* Международная конференция "Образование взрослых: глобальный диалог" (Санкт-Петербург);
* Международная конференция "Интеграция науки и образования в 21 веке" (Санкт-Петербург--Петрозаводск);
* Международная школа-семинар "Образование и подготовка специалистов" (Махачкала).
Конференции, проводимые при содействии ЮНЕСКО, представляют собой уникальную возможность для сверки отечественных подходов к образованию с практикой и опытом других стран. Что играет важную роль в развитии новой системы образования в России.
Программа УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО. ЮНЕСКО рассматривает программу "УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО" в качестве основной формы развития межуниверситетского сотрудничества и содействия повышению качества преподавания, подготовки кадров и научных исследований.
В ее рамках создана всемирная сеть университетов и кафедр, насчитывающая на сегодняшний день более 500 кафедр ЮНЕСКО в 113 странах мира. Они занимаются обменом опытом, преподавателями, технологиями в образовании в таких сферах, как права человека, экология, авторское право, коммуникация, сохранение природного и культурного наследия и др.
В университетах и научных учреждениях России действуют 37 международных кафедр ЮНЕСКО, ставших составной частью всемирного межуниверситетского сотрудничества.
Кафедрами ЮНЕСКО открыто более 200 филиалов и отделений в различных городах России. Эта программа в свою очередь играет важную роль для России. Международные сети межуниверситетского сотрудничества и кафедры ЮНЕСКО представляют собой важное и динамично развивающееся направление вовлечения российских образовательных учреждений в мировую инфраструктуру и рынок образовательных услуг. Сеть ЮНЕВОК, созданная в 1992г., объединяет центры в 136 странах и пропагандирует передовую практику в области профессионально-технического образования и подготовки. Содействует обмену опытом в этой сфере, а также облегчает доступ к базам данных и информации.
При Международном центре обучающих систем создана сеть отделений по профессионально-техническому образованию в ряде городов России. Программа предоставляет возможность получения международного опыта в сфере реформирования системы профессионально-технического образования. В связи с актуальностью проблемы профессиональной переподготовки и переориентации молодежи проект ЮНЕВОК приобретает особое значение.
Сеть Системы ассоциированных школ, созданная в 1953 г., объединяет в настоящее время более 7000 учреждений (детских садов, школ, педагогических колледжей) в 171 стране.
Темы, над которыми работают ассоциированные школы, подобраны таким образом, чтобы сосредоточить внимание на основных проблемах современного мира:
-- образование в духе мира, прав человека, демократии и терпимости;
-- сохранение окружающей среды и всемирного культурного наследия;
-- культурное многообразие и самобытность народов мира;
-- роль ООН и других международных организаций в современном мире.
В России 139 образовательных учреждений в 37 субъектах Федерации имеют статус ассоциированной школы ЮНЕСКО.
Международная сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО способствует развитию связей российских образовательных учреждений с их зарубежными коллегами, содействует их самостоятельному участию в международном сотрудничестве и школьных обменах.
ЮНЕСКО оказывает содействие восстановлению системы образования в Чеченской Республике. Принципиальная договоренность об оказании ЮНЕСКО содействия в восстановлении системы образования в Чечне была достигнута в ходе встречи Президента Российской Федерации В.В.Путина с Генеральным директором ЮНЕСКО К.Мацуурой 30 октября 2000г. Результатом подписанного в октябре 2001 года соглашения стал Оценочный доклад "Образование в Чеченской Республике: состояние, проблемы, перспективы восстановления и развития" (2002г.).
В марте 2003г. подписан Меморандум о сотрудничестве между Минобразованием России и ЮНЕСКО по восстановлению системы образования ЧР. Меморандум подтверждает обязательства России и ЮНЕСКО по осуществлению рекомендаций и проектных предложений, содержащихся в Оценочном докладе.
Россия сотрудничает с ЮНЕСКО также в области образов и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.