На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Законодательный процесс в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агентство по образованию
     Государственное образовательное учреждение
     высшего профессионального образования
     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
     Институт  заочного обучения
     Кафедра правового обеспечения управления
     Специальность: "Юриспруденция" - 021100
     Форма обучения: заочная 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА
     по  дисциплине "Конституционное (государственное) право России"
     ТЕМА: Законодательный процесс в Российской Федерации 
 

                  Исполнитель:
                  студентка 2 курса (группа ЮР4-08/3)
                  Научный руководитель:
                  Е.В.Зайцева-Совкович 
                   
                   
                   
                   

     Москва 2010
 

      Содержание

Введение
1. Понятие и сущность законодательного процесса
2. Процесс рассмотрения  законопроектов в Федеральном  Собрании
2.1 Процесс рассмотрения  законопроектов в ГосударственнойДуме
2.2 Порядок рассмотрения Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой
2.3 Повторное рассмотрение Государственной Думой федеральных законов, отклоненных Советом Федерации
3. Порядок принятия решений палатами Федерального Собрания
4. Президент Российской Федерации в системе законодательного процесса
Заключение
Список источников 

 

      Введение 

     Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания Российской Федерации являются принимаемые им нормативные правовые акты. Основные акты Федерального Собрания — это законы Российской Федерации.
     Закон РФ характеризуется рядом свойственных ему черт:
     - принимается только палатами  Федерального Собрания и выражает  волю народа РФ;
     - содержит правовые нормы и  поэтому является нормативным  правовым актом;
     - обязателен для исполнения всеми  государственными органами, действующими  на территории РФ, органами местного  самоуправления, общественными объединениями  и гражданами РФ;
     - имеет прямое действие на всей  территории РФ;
     - является юридической базой деятельности  всех государственных органов,  органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан  и обладает высшей юридической  силой по сравнению с любыми  актами государственных органов,  кроме Конституции РФ, которой  закон не может противоречить.
     В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76) по предметам ведения РФ принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые  не могут противоречить федеральным  конституционным законам. 

 

      1. Понятие и сущность законодательного процесса 

     Одной из основных функций Федерального Собрания Российской Федерации является законодательная  деятельность, венцом которой является принятие законов. В юридической  литературе имеются различные терминологические  варианты наименования процедуры принятия законов. В. Е. Чиркин говорит о законодательном процессе и других формах работы парламента, налагая, что главной формой работы парламента является законодательствование. При этом он использует термин "процесс законодательства". Конечно, законодательный процесс отражает и является проявлением форм деятельности парламента. Однако сводить деятельность парламента только к этой форме деятельности — явно не достаточно.
     Достаточно  широко понимает суть законодательного процесса Б. А. Страшун. По его мнению, законодательный процесс как  юридическое понятие необходимо строго отграничивать от общесоциального  понятия законотворчества. Законодательный  процесс, как и любой юридический  процесс, имеет два значении: 1) порядок  деятельности (в данном случае - по созданию закона) и 2) сама эта деятельность. Она  осуществляется законодательным органом  — парламентом и главой государства  при возможном в определенных случаях участии правительства  либо, в редких случаях, — посредством  процедуры референдума. Законотворчество — более широкое понятие, охватывает деятельность, подчас не регулируемую, и не исчерпывается собственно созданием  закона, а включает оценку его эффективности  и возможную последующую корректировку. Если продолжать анализ проблемы с  точки зрения терминологического ее обозначения, то, например, в Регламенте Государственной Думы применяется  термин "законодательная процедура".
     Такой вариант также возможен, имея в  виду семантическую близость терминов "процесс" и "процедура".
     Наиболее  оптимальным, на наш взгляд, является следующее определение законодательного процесса — это упорядоченная  деятельность парламента по принятию федерального закона, включающая ряд  последовательных стадий (этапов): внесение законопроекта, рассмотрение законопроекта, принятие федеральных законов, подписание и обнародование федеральных  законов. Конституцией РФ предусмотрено  три вида законов Российской Федерации:
     - федеральные законы;
     - федеральные конституционные законы;
     - законы РФ о поправках к Конституции РФ.
     Федеральные законы составляют основной законодательный  массив, над которым работают парламентарии. Они принимаются простым большинством голосов.
     Федеральные конституционные законы впервые  были закреплены в конституционном  законодательстве Конституцией РФ 1993г. Их исчерпывающее число и предмет  регулирования прямо установлены  Конституцией РФ. К ним относятся  законы: об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на территории РФ или в ее отдельных местностях (ст. 56 и 88); о принятии в РФ и образовании  в ее составе нового субъекта, а  также об изменениях в составе РФ (ст. 65, 66, 137) и т.д.
     Для того чтобы принять ФКЗ требуется  квалифицированное большинство  голосов парламентариев — не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации  и ? от общего числа депутатов  Государственной Думы. Принятый федеральный  конституционный закон не может  быть отклонен Президентом РФ. 

 

      2. Процесс рассмотрения  законопроектов в  Федеральном Собрании 

     2.1 Процесс рассмотрения  законопроектов в Государственной Думе 

     Процесс рассмотрения законопроектов в Государственной  Думе состоит из нескольких стадий (этапов).
     Первый  этап начинается с порядка внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительного рассмотрения. На этой стадии необходимо назвать право и субъектов законодательной инициативы. К ним (субъектам права законодательной инициативы), согласно ст.104 (ч.1) Конституции РФ отнесены Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
     Законопроект  считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта. В электронной регистрационной карте фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступления в Государственную Думу, о прохождении законопроекта в Государственной Думе, об одобрении Государственной Думой федерального конституционного закона или принятии федерального закона и рассмотрении указанных законов Советом Федерации и Президентом РФ.
     Председатель  Государственной Думы направляет поступивший  законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для  сведения и комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения, который определяет соответствие законопроекта требованиям ст. 104 Конституции РФ и Регламента и представляет законопроект в течение 14 дней на рассмотрение Совета Государственной Думы.
     Совет Государственной Думы назначает  один из комитетов Государственной  Думы ответственным по законопроекту и принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию или календарь рассмотрения вопросом Государственной Думы на очередной месяц. Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссию и депутатские объединения, Президент РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ — по ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.
     Законопроекты по предметам совместного ведения  РФ и субъектов Российской Федерации Совет Государственной Думы, как правило, не позднее, чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляет в законодательные (представительные) субъектов Российской Федерации для подготовки предложений и Совет Государственной Думы с учетом предложений ответственного устанавливает срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний.
     В случае, если внесены в Государственную  Думу альтернативные проекты до рассмотрения в первом чтении законопроекта по тому же Совет Государственной Думы принимает решение отложить рассмотрение в первом чтении законопроекта, внесенного в Государственную Думу ранее  устанавливает срок рассмотрения альтернативных законопроектов и ответственному комитету подготовить альтернативные законопроекты  к рассмотрению Государственной  Думой в первом чтении одновременно с законопроектом, внесенным в  Государственную Думу ранее.
     Законопроект  направляется в Совет Государственной  Думы, как правило, не позднее, чем  за 14 дней до внесения его на рассмотрение Государственной Думы.
     Второй  этап законодательного процесса —  порядок рассмотрения законопроектов Государственной Думой.
     Рассмотрение  законопроектов Государственной Думой, как правило, осуществляется в трех чтениях. Обязательным условием рассмотрения законопроекта в первом чтении является его рассылка всем участникам законодательного процесса не позднее чем за три дня до его рассмотрения Государственной Думой.
     Процедура рассмотрения законопроекта во втором чтении начинается с доклада представителя ответственного комитета, который сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, представители субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения депутатских объединений, депутатов Государственной Думы или приглашенных на заседание представителей субъектов права законодательной инициативы против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта, рассматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта.
     По  окончании голосования по поправкам  председательствующий ставит на голосование  предложение о принятии законопроекта  во втором чтении. Если по итогам голосования  такое предложение не набрало  необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.
     После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий ставит на голосование предложение  о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования  такое предложение не набрало  необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается  с дальнейшего рассмотрения. Это  решение направляется субъекту права  законодательной инициативы, внесшему законопроект. Специальным решением палаты законопроект может быть возвращен  к процедуре первого чтения.
     Голосование по вопросу о принятии закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено по предложению депутатов Государственной Думы только при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены.
     Принятый  во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для  устранения с участием Правового  управления Аппарата Государственной  Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи  статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта  при рассмотрении его во втором чтении.
     Совет Государственной Думы назначает  третье чтение законопроекта для  голосования в целях его принятия в качестве закона. На данном этапе  не допускаются внесение в законопроект поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к  обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Процедура третьего чтения завершается после выступления  представителя ответственного комитета, докладывающего о результатах завершения работы над законопроектом и предлагающего  внести законопроект на "час голосования".
     Третий  этап законодательного процесса —  принятие федерального закона.
     На  заседаниях Государственной думы по средам после утверждения порядка  работы Государственной Думы проводится "час голосования". По решению Совета Государственной Думы либо по решению палаты может быть определен иной день и иное время проведения "часа голосования". На "час голосования" выносятся только те законы, законопроекты и проекты постановлений, которые уже были предметом обсуждения палаты. К ним относятся:
     а) законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении;
     б) законопроекты о федеральном  бюджете на очередной год (итоговое голосование при рассмотрении в  четвертом чтении);
     в) законопроекты о ратификации  международных договоров Российской Федерации;
     г) законы, отклоненные Советом Федерации;
     д) законы, отклоненные Президентом РФ;
     е) проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы.
     Во  время "часа голосования" не допускается внесение в законы, законопроекты и проекты постановлений поправок, и возвращение к обсуждению в целом либо обсуждение отдельных разделов, глав, статей, частей, пунктов.
     Председательствующий  на заседании оглашает название закона, законопроекта либо проекта постановления  Государственной Думы, после чего осуществляется процедура голосования.
     Если  законопроект не принимается Государственной  Думой в третьем чтении, то дальнейшему  рассмотрению он не подлежит.
     Одобренные  Государственной Думой законы Российской Федерации о поправках к Конституции  РФ, федеральные конституционные  законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями  Государственной Думы, стенограммами заседаний Государственной думы, заключениями Правительства РФ и другими необходимыми материалами в течение пяти дней передаются Государственной думой на рассмотрение Совета Федерации. 

     2.2 Порядок рассмотрения Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой 

     Принятые  Государственной Думой федеральные  законы направляются на имя Председателя Совета Федерации. Если в документах и материалах, сопровождающих поступившие  из Государственной Думы федеральные  законы по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые  за счет федерального бюджета, отсутствует  заключение Правительства РФ, то Совет  Федерации обязан запросить заключения на указанные федеральные законы в Государственной Думе. Отсутствие заключений Правительства РФ может  служить основанием для отклонения указанных федеральных законов.
     Поступивший из Государственной Думы федеральный  закон регистрируется в Совете Федерации  и в срок, не превышающий 48 часов, вместе с сопровождающими его  документами и материалами направляется всем членам Совета Федерации. Официальные  документы, сопровождающие федеральный  закон, поступившие из Государственной  Думы дополнительно, регистрируются в  Совете Федерации и рассматриваются  на заседании палаты вместе с соответствующим  федеральным законом.
     Официальные отзывы Правительства РФ о рассматриваемых  Советом Федерации федеральных  законах подлежат оглашению или  распространению на заседании комитета, комиссии Совета Федерации.
     Комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, определяется Председателем  Совета Федерации или по его поручению  заместителем Председателя Совета Федерации. Они вправе передать федеральный  закон нескольким комитетам Совета Федерации, определив при этом комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона.
     Члены Совета Федерации организуют обсуждение федерального закона в субъектах  Российской Федерации и при наличии  замечаний по федеральному закону направляют их в комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона.
     В соответствии со ст. 106 Конституции  РФ обязательному рассмотрению в  Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные  законы по вопросам:
     а) федерального бюджета;
     б) федеральных налогов и сборов;
     в) финансового, валютного, кредитного, таможенного  регулирования, денежной эмиссии;
     г) ратификации и денонсации международных  договоров Российской Федерации;
     д) статуса и защиты государственной  границы Российской Федерации;
     е) войны и мира.
     Рассмотрение  в комитетах федеральных законов  происходит открыто. На заседание комитета могут быть приглашены инициаторы законопроекта, ученые и специалисты в качестве экспертов, а также представители  средств массовой информации.
     Если  подготовка заключения по федеральному закону поручена нескольким комитетам  и единое заключение не выработано, то каждый комитет представляет свое заключение.
     Ответственный комитет должен указать в заключении, подлежит ли рассматриваемый закон  в соответствии со ст. 106 Конституции  РФ обязательному рассмотрению в  Совете Федерации.
     В заключении ответственного комитета по федеральному закону, не подлежащему  обязательному рассмотрению Совета Федерации, дается оценка рассматриваемого федерального закона и формулируется  одно из следующих решений:
     а) одобрить принятый Государственной  Думой федеральный закон и  не вносить его на рассмотрение палаты;
     б) рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон.
     Решение комитета, ответственного за рассмотрение федерального закона, рекомендовать  Совету Федерации обсудить на своем  заседании принятый Государственной  Думой федеральный закон, принимается  в случае, когда комитет считает  необходимым отклонить федеральный  закон в целом либо внести в  него изменения и дополнения. Такое  решение должно быть мотивировано.
     По  федеральным законам, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом  Федерации, комитет, ответственный  за рассмотрение федерального закона, вправе принять одно из следующих  решений:
     а) рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой;
     б) рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, изложив в заключении мотивы, по которым комитет считает необходимым его отклонить.
     В отношении принятых Государственной  Думой федеральных законов, не подлежащих обязательному рассмотрению Советом  Федерации, которые комитет предлагает одобрить и не вносить на рассмотрение палаты, Председатель Совета Федерации  или по его поручению заместитель  Председателя Совета Федерации принимает  одно из следующих решений:
     а) согласиться с решением комитета и не вносить федеральный закон на рассмотрение Совета Федерации;
     б) отклонить решение комитета и  включить в повестку дня заседания  Совета Федерации федеральный закон, принятый Государственной Думой.
     Рассмотрение  принятого Государственной Думой  федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения  докладчиком заключения ответственного комитета, результатов юридической  экспертизы Правового управления Аппарата Совета Федерации и проекта постановления  Совета Федерации. Затем слово предоставляется  представителю Правительства РФ, после чего принимается решение  одобрить или отклонить федеральный  закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.
     Началом рассмотрения в Совете Федерации  федерального закона, подлежащего обязательному  рассмотрению в Совете Федерации, считается  включена в повестку дня заседания  палаты соответствующего вопроса или  издание Председателем Совета Федерации (либо по его поручению заместителем Председателя Совета Федерации) соответствующего распоряжения.
     По  результатам обсуждения принятого  Государственной Думой федерального закона Совет Федерации принимает  одно из следующих решений:
     а) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон;
     б) отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.
     Решение об одобрении или отклонении принятого  Государственной Думой федерального закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и в подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока, исчисляемого со дня, следующего за днем регистрации этого закона в Совете Федерации.
     Если  федеральный закон, не подлежащий обязательному  рассмотрению в Совете Федерации, не был рассмотрен в течение четырнадцатидневного срока, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.
     Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало  необходимое число членов Совета Федерации. В постановлении Совета Федерации об отклонении федерального закона может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данного федерального закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации  и Государственной Думой, а также  может содержаться предложение  о создании согласительной комиссии.
     Голосование по проектам федеральных конституционных  законов, а также по федеральным  законам, одобренным Государственной  Думой в ранее принятой редакции, может проводиться путем опроса членов Совета Федерации; закреплением их мнения в подписном листе.
     Постановление Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона вместе с федеральным законом, а также постановление Совета Федерации об одобрении принятого Государственной Думой федерального закона в пятидневный срок направляются в Государственную Думу. 

     2.3 Повторное рассмотрение  Государственной  Думой федеральных  законов, отклоненных Советом Федерации 

     Процедура рассмотрения Государственной Думой  законов отклоненных Советом  Федерации, имеет устоявшуюся практику.
     Федеральный закон в этом случае передается Советом  Государственной Думы на заключение ответственного комитета. После рассмотрения отклоненного закона ответственным  комитетом, последний предлагает Государственной  Думе один из трех вариантов решения:
     1) создать согласительную комиссию  для преодоления возникших разногласий;
     2) принять федеральный закон в  ранее принятой Государственной  Думой редакции;
     3) снять закон с повторного рассмотрения.
     Принципиальным  для снятия противоречий между Государственной  Думой и Совета Федерации является то, что Государственная Дума во главу угла ставит возможность нахождения компромисса.
     Компромиссное решение спора лежит в процедурах согласования позиций Государственной  Думы и Совета Федерации во время  работы согласительной комиссии по отклоненному закону, которая создается по инициативе Совета Федерации либо Государственной  Думы. В ее состав входят депутаты Государственной  Думы и члены Совета Федерации  на паритетных началах. Решение о создании согласительной комиссии и об избрании в ее состав депутатов Государственной Думы, а также об избрании сопредседателя согласительной комиссии от Государственной Думы принимается на заседании палаты.
     Сопредседатель  и члены комиссии образуют депутацию  Государственной Думы в согласительной комиссии. Такую же депутацию образуют члены комиссии и сопредседатель от Совета Федерации.
     Избранными  членами согласительной комиссии от Совета Федерации считаются те кандидаты, которые из всех предложенных на заседании  палаты кандидатур получили наибольшее число голосов, но не менее половины от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.
     Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации, избранные в состав согласительной комиссии, обязаны присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании согласительной комиссии по уважительной причине члены согласительной комиссии заблаговременно информируют  своего сопредседателя согласительной комиссии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.