На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Контрреформы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КОНТРРЕФОРМЫ 1880-1890-х годов.
СОДЕРЖАНИЕ 

    
Введение 3-4
    Новая политика императора
5-10
    Земство
11-13
    Городское самоуправление
14
    Суд
15-17
    Образование
18-19
    Печать
20-21
Заключение 22-25
Список  литературы 26
 
    
                        Новая политика императора                       
Новый правительственный  курс видимым образом отличался  от реформаторской
деятельности  Александра II и его ближайшего окружения  – либерально
настроенных министров. На смену последним пришли Д.А.Толстой,
К.П.Победоносцев, С.Г.Строганов, В.П.Мещерский, ставший ближайшим советником
Александра III. Это  были люди с иным складом ума, другими  взглядами на пути
развития России и роль государства. Подобная замена ключевых фигур в
правительстве означала решительный отход от прежнего курса правления.
Предыдущий, реформаторский, период прошёл под знаком модернизации
общественного строя России. Предпринимались попытки  хотя бы частично привести
его в соответствие с требованием времени, с западноевропейским опытом
предоставления гражданских свобод. Наступившая эпоха предпочитала сверять
время по собственным  историческим часам. Именно в этот период благодаря
трудам Победоносцева (1827-1907), одного из влиятельнейших деятелей нового
царствования, приобретает  наиболее законченные и совершенные черты российская
государственная идеология, отстаивающая незыблемость самодержавия.
Основная причина  резкой смены правительственного курса  в начале 80-х гг. XIX
столетия заключалась  не только в своеобразии личности Александра III и его
сподвижников. Решающую роль сыграла напряжённая внутриполитическая
обстановка, вызванная  террористической деятельностью народовольцев, и прежде
всего убийством  Александра II. Гибель императора произвела  на страну
ошеломляющее  впечатление. Александр II стал не только царем - освободителем,
но и царём  – мучеником. Воспоминания о цареубийстве предопределили отношение
к революционным  и либеральным силам не только со стороны власть имущих, но и
большей части  просвещенного общества, настроенного на необходимость
«наведения порядка».
Продолжать начатый  отцом курс будущий император  был не расположен уже при
восшествии на престол, хотя на второй день после  гибели отца, собрав высшие
чины и свиту, сказал: «Я принимаю венец с решимостью. Буду пытаться следовать
отцу моему  и закончить дело, начатое им. Если бы Всевышний и не судил мне ту
же участь, как  ему, то, надеюся, вы будете моему сыну также верны, как моему
отцу».
В депешах, отправленных 4 марта русским послам при иностранных  дворах, было
сказано, что  «государь император посвятит себя прежде всего делу внутреннего
государственного  развития, тесно связанному с успехами гражданственности и
вопросами экономическими и социальными, составляющими нынче  предмет особых
забот всех правительств».
В обществе о  новом государе сложилось представление как о человеке
либеральных взглядов, не чуждом и конституционных идей. Это поддерживало
надежды на продолжение  и развитие тех начинаний, с которыми Александр II
вернулся в  последний год царствования. Однако этим надеждам не суждено было
осуществиться.
Первые шаги Александра III на троне были крайне осторожными. Новый самодержец
как бы выжидал  и оценивал расстановку сил в  правительственных верхах.
Заседание Совета министров 8 и 21 марта с участием великих князей,
посвященное обсуждению проектов Лорис-Меликова продемонстрировало заметное
преобладание  сторонников преобразований. Однако Александр III, интуитивно
осознавая ту опасность  для своей единоличной власти, которая исходила от
замыслов конституционных  реформ, отложил их выполнение.
В первые месяцы царствования Александр III проводил политику лавирования
между двумя  противостоящими политическими  группировками – «либеральной»  и
«охранительной» (возглавляли их соответственно М.Т.Лорис-Меликов, А.А.Абаза,
Д.А.Милютин - с  одной стороны, К.П.Победоносцев - с другой) – Александр III
склонился в  пользу последней. Уже в марте  был «похоронен» конституционный
проект министра внутренних дел М.Т.Лорис-Меликова, предполагавший введение
общероссийского представительного органа. (Александр II дал согласие
рассмотреть проект за несколько часов до своей трагической  гибели.)
Характерна резолюция  Александра III на проекте Конституции: “Слава богу, этот
преступный и  спешный шаг к конституции  не был сделан, и весь этот
фантастический  проект был отвергнут”1. Новый царь питал отвращение ко всяким
сколько-нибудь прогрессивным движениям века. Поэтому  суть внутренней политики
Александра III содержала  постепенный возврат к старому: укрепление сословного
строя и самодержавия.
В опубликованном 29 апреля 1881 г. царском манифесте, составленном
К.П.Победоносцевым, заявлялось о решимости «стать бодро  на дело правления, с
верою в силу и истину самодержавной власти», которую император призван
«утверждать и  охранять для блага народного  от всяких на неё поползновений»
Формулировались основные принципы внешней и внутренней политики: сохранять
порядок и крепкую  власть, соблюдать справедливость и  экономию, возвратится к
исконно русским  началам и повсеместно обеспечивать исконно русские интересы.
С конституционными мечтаниями было покончено. В России повеяло холодом.
Из писем К.П.Победоносцева  Александру III: «В нынешнее смутное  время у всех
добрых людей  душа в крайнем смущении, в болезни.Душа у всех объята страхом, -
боятся больше всего именно этого коренного  зла, конституции., которой русская
душа не понимает. Это гибулль России и Ваша; это  ясно для меня как день. Время
тажкое, я не успокоюсь, покуда здесь ещё остаются и граф Лорис-Меликов, и
Абаза, и великий  князь Константин Николаевич. Дай  Бог, чтобы они ушли и
разъехались как  можно скорее[2]»
На следующий  день после опубликования манифеста  в знак протеста начали
подавать в  отставку министры-либералы прежнего царствования – М.Т. Лорис-
Меликов, военный  министр Д. А. Милютин, министр финансов А. А. Абоза.
Вскоре Александр III в письме к брату Владимиру  сформулировал свое
политическое  кредо: “Я никогда не допущу ограничения  самодержавной власти,
которую нахожу нужной и полезной для России”
Первые мероприятия  правительства Александра III подтвердили решимость властей
твёрдо проводить  провозглашённый “охранительный»  курс: 14 августа 1881 г.
было принято  «Положение о мерах к охранению  государственной безопасности и
общественного спокойствия». Теперь в любой губернии разрешалось вводить
чрезвычайное  положение «для водворения спокойствия  и искоренения крамолы».
Любого её жителя могли подвергнуть аресту, сослать  без суда на пять лет,
предать военному суду. Но так как шкалы чрезвычайных ситуаций не
существовало, то в губерниях начался беспредел. Увеличиваются штаты
отдельного корпуса  жандармов, создаются новые охранные отделения, а в 1882 г.
– секретная  полиция. Губернаторы получили право  закрывать органы печати,
торговые и  промышленные предприятия, учебные  заведения; приостанавливать
деятельность  земств и городских дум. Изданное как «временное», сроком на три
года, это «Положение»  постоянно возобновлялась и действовало  вплоть до
1917 г.
В условиях развивающегося капитализма Александр III, выражая  интересы
наиболее консервативных кругов дворянства, сохранял помещичий уклад жизни.
Однако в области  экономической политики император  вынужден был считаться с
ростом капиталистических  элементов в стране. Александр III, потрясенный
смертью отца, стремился  всякими способами ограничивать влияние революционных
группировок в  стране.
Основными направлениями  деятельности нового правительства  были “искоренение
крамолы” и  успокоение общественности. Особая роль в укреплении и охранении
режима отводилось Департаменту полиции, деятельность которого приобрела
невиданный размах после назначения на пост его директора  В.К. Плеве, а затем
И.Н. Друнова. В 1882 г. политический розыск в России возглавил  подполковник
Отдельного корпуса  жандармов Г.П. Судейкин. Этот умный, предприимчивый и
честолюбивый  чиновник тщательно изучил опыт работы тайной полиции европейских
стран. На посту  инспектора секретной полиции и  начальника Петербургского
охранного отделения  он создал в России продуманную систему  политического
сыска, основанную на провокаторской деятельности, шпионаже и шантаже.
Помимо официальных  полицейских органов в марте 1881 г. возникла своеобразная
тайная общественная организация для защиты императора и борьбы с
революционным террором – “Священная дружина”. Она  была создана с ведома
Александра III и  объединяла более 700 представителей высшей знати, сановной
бюрократии, генералов  и др. Среди них были братья царя, министр двора И. В.
Воронцов-Дашков, граф П. А. Шувалов, С. Ю. Витте. При помощи собственной
агентуры, а также  шпионажа и провокаций “Дружина”  пыталась дезорганизовать
действия революционных  организаций изнутри. Вскоре ее активная, но
непрофессиональная  деятельность стала мешать работе Департамента полиции. А к
концу 1881 г. Александр III осознав опасность этого “добровольного”
карательного  органа, подрывавшего авторитет власти и ее монополию на
репрессии, велел  распустить “Священную дружину”.
Всю намеченную программу контрреформ царизму  провести не удалось. Оно не
могло не считаться  с реальным положением дел в деревне, с развитием новых
капиталистических отношений в экономике. Так, в 1881 г. был утвержден закон
об обязательном выкупе временнообязанных крестьян, значительно понижены
выкупные платежи, отменялась подушная подать. Под влиянием роста рабочего
движения в 1881 г. правительство издает закон по рабочему вопросу.
Экономическая политика имела буржуазный характер.
     ЗЕМСТВО
В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это  означало возрождение
древнего земства  с его идеей народного представительства  и независимыми от
центральной власти органами самоуправления. Роль последних была сведена на
нет ещё на исходе XVII в.
В декабре 1880 года всем губернаторам было поручено вместе с уездными и
губернскими земскими собраниями начать обсуждение крестьянского  вопроса с
целью ускорить процесс выкупа крестьянами земли и прекращения состояния
«временнообязанных» крестьян. Впервые земства работали совместно с
правительством.
Вместе с тем  министр внутренних дел Лорис- Меликов  в своём докладе императору
отмечал невозможность  создания в России конституционных учреждений, но
указывал на необходимость привлекать представителей общественности к решению
государственных задач.
Министр предлагал  создать две реакционные комиссии: административно-
хозяйственную, на которую возлагались задачи преобразования губернского
управления, прекращения  обязательных отношений крестьян и  облегчения выкупных
платежей, пересмотра земского и городового положений  и т.д.; финансовую,
решавшую податные, паспортные и другие вопросы.
Составленные  этими комиссиями законопроекты  должны были поступать на
обсуждение общей  комиссии, состоящей из членов подготовительных комиссий и
экспертов, избираемых земскими учреждениями. Затем законопроекты  должны
поступать в  Государственный совет, в котором  их представляли выборные от
земств лица.
Подготавливаемые Лорис- Меликовым реформы были прерваны убийством императора
Александра II 1 марта 1881 года.
Однако волна  контрреформ в 80-90-х годах захватила  и сферу органов местного
самоуправления. По новому «Положению о губернских и уездных земских
учреждениях» 1890 г. земство было преобразовано. Дворянство получило
возможность избирать большую часть выборных земских  деятелей – гласных (около
57%). Имущественный  ценз (минимальный уровень доходов,  дающий право
представителю того или иного сословия участвовать  в деятельности земских
учреждений) понижался  до дворян и повышался для городского населения.
Земледельческая курия теперь становилась только дворянской, в эту курию
отныне не могли  избираться представители крупной  буржуазии. Для дворян
баллотировавшихся в Земледельческую курию, понижался до 1-1,5 тыс. рублей в
губернских городах  и до 300 рублей в уездах, а число  гласных увеличивалось
пропорционально уменьшению представительства остальных  курий. Для городской
курии существенно  увеличился имущественный ценз, представительство буржуазии
в земских учреждениях  сокращалось в среднем на ?  часть. Крестьянская
курия избирала представителей в земские гласные, из их числа уездный съезд
земских начальников  представлял список депутатов, который  утверждал
губернатор.
Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал
губернатор из среды крестьянских выборщиков –  лиц, уполномоченных
крестьянскими обществами участвовать в выборах.
Вновь избранные  земские гласные утверждались губернатором, что ставило
земские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически это
перечёркивало главную идею земства – независимость  от органов государственной
власти и царя в решении вопросов местного самоуправления. Смысл земской
контрреформы  состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе
земских органов  «случайных» (нежелательных для  режима) людей, увеличить
представительство дворян – опоры трона и в  конечном итоге сделать земства
лояльными по отношению  к самодержавной власти. Во всех этих мерах отразилось
противостояние  царя и дворянства демократическому русскому земству («земле»,
«люду») – противостояние, уходящее в самую глубь российской истории.
     ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и земская:
ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами
государственного  самоуправления, и расширить сферу  правительственных
полномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный  ценз,
дававший право  участвовать в выборах, повышался. В результате число
избирателей в  Москве, например, сократилось в  три раза.
Из законодательства изымалось положение о том, что  городские думы и управы
действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской  администрации в
их дела. Правительство  получало право не утверждать официально избранного
городского голову – председателя городской думы. Количество заседаний
последней ограничивалось. Таким образом, городское самоуправление было по
сути дела превращено в разновидность государственной  службы.
     СУД
Судебная реформа  России – наиболее удачное детище отстраненных от власти
реформаторов  – не потерпела в это время  каких-либо значительных изменений.
Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако  в
судопроизводстве  по политическим делам гласность  ограничивалась: публикации
отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения  суда присяжных были
изъяты все  дела о насильственных действиях  против должностных лиц.
Это объяснялось  тем, что в Министерстве юстиции имелись данные о большом
числе оправдательных приговоров.
В 1878 году Сенат  разъяснил, что временные комиссии по составлению списков
присяжных заседателей  формируются земскими собраниями, в 1884 году в состав
комиссий были введены председатели уездных съездов мировых судей,
председатели  земских уездных земских управ, городские головы, члены уездных
по крестьянским делам присутствий, уездные исправники, полицмейстеры,
товарищи прокуроров окружных судов.
В 1887 году меняется порядок составления списков присяжных заседателей:
председатель  земской уездной управы подавал  сведения о кандидатах в окружной
суд. Очередные  списки пртсяжных составлялись комиссиями в составе уездного
предводителя  дворянства, председателя уездного съезда мировых судей,
участкового мирового судьи, уездного исправника, председателя уездной земской
управы, мирового посредника и др. Закон включал  в состав комиссии лиц,
располагающих сведениями об имущественном и ионм положении кандидатов в
присяжные.
Существенные  изменения произошли в низовых судебных органах. Мировые судьи,
которые помимо разбора мелких дел решали спорные  вопросы между крестьянами и
помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились  они только в трёх
крупных городах  – Москве, Петербурге и Одессе.
Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, наделённых
широкими административно-судебными  правами в отношении крестьянского
населения. Они  осуществляли контроль над сельскими  и волостными органами
самоуправления, руководили полицией и надзирали  за деятельностью волостных
судов. В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались:
высшее образование  или занятие в течении нескольких лет должности мирового
посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание
потомственного  дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился здесь со
всей откровенностью.
В городах учреждались  должности городских судей, назначаемых  министром юстиции.
Апелляционной инстанцией для дел, рассматриваемых  земскими начальниками и
городскими судьями, было судебное присутствие уездного съезда, в которое
входили предводитель дворянства, член окружного суда, городские  судьи и
земские участковые начальники уезда.
Кассационной  инстанцией для тех же дел были губернские присутствия, состоящие
из губернского  предводителя дворянства, вице-губернатора, прокурора, членов
окружного суда. Фактически обжалование дел осуществлялось в административных
органах административными  чинами. Кассационная деятельность в  ходе такой
реорганизации перестала быть исключительной компетенцией Сената. Кроме того,
в 1885 г. наряду с  кассационными департаментами Сената организовано
специальное административное (Первое) присутствие, отобравшее у  департаментов
ряд дел кассационного  производства.
Административное  вмешательство в судопроизводство повлекло за собой отход от
одного из важнейших  принципов судебной реформы- гласности  суда. В 1887 году
провозглашено право суда рассматривать дела при  закрытых дверях, в 1891 году
резко сузилась гласность гражданского судопроизводства.
Волостные суды, которые уже в ходе самой судебной реформы составляли особое
звено судебной системы (специальный порядок судопроизводства, применение
телесных наказаний), с 1889 года подпали под непосредственный контроль
земских начальников. Последние отбирали кандидатов для  волостных судов,
осуществляли  ревизии, штрафовали и арестовывали без особых формальностей
волостных судей.
Против выделения  судебной власти в качестве особой, независимой от других
государственных органов отрасли, выступил новый  министр юстиции Н.В.
Муравьёв. В начале 1894 года в докладе Александру III он заявил, что « суд
должен быть прежде всего верным и верноподданным проводником и исполнителем
самодержавной воли монарха».
В мае 1885 года закон  предоставил министру юстиции право  надзирать за чинами
судебного ведомства, в 1887 году он получает право устранять гласность
судебного разбирательства, в 1889 году министру юстиции были подчинены
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.