Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ и планирование валового дохода

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание

 

      ВВЕДЕНИЕ

 
     Формирование  рыночных отношений в нашей стране самым  непосредственным образом  сказалось на организации деятельности  торговых предприятий.  Основной  целью  деятельности  каждого  торгового  предприятия, впрочем  как  и  предприятий  в  других отраслях экономики,  является  получение  доходов от  реализации  товаров  населению.
       В связи с тем,  что торговля  как отрасль не осуществляет  самостоятельного производства товаров, а только реализует товары, произведенные  другими  отраслями,  основным  источником  получения  доходов  торгового  предприятия  является  разница  между  ценой  закупки  и  реализации  товаров.
       Именно  эта  разница в  ценах идет  на  покрытие издержек  торгового  предприятия  и  формирование  прибыли.
     Актуальность  вопроса  формирования   валового  дохода  заключается  в том, что  его величина должна обеспечивать прибыльную работу  предприятия  с  условием сохранения  конкурентоспособных цен  на  товары.
     Это связано тем,  что в своем  стремлении  увеличить свои  доходы  торговое  предприятие  может  пойти  на  сознательное  повышение  цен  на  реализуемые  товары. Однако  на  определенном  этапе  это  может  оказать  отрицательное  влияние  не  только  на  размер получаемых доходов, но и  на  место предприятие  на рынке, так  как  покупатели  могут  уйти  в  другие  торговые предприятия  по причине более низких цен на  товары, устанавливаемые  в  них. В  результате  доходы  предприятия  не  только повысятся, но и   даже  снизятся.
     Таким  образом, вопросы  формирования  валового  дохода  торгового  предприятия  являются   достаточно  актуальными, так  как  именно  он  является  источником  получения  прибыли  от  торговой  деятельности.
     Предметом  исследования  является  процесс  формирования  валового  дохода  на  предприятиях торговли.
     Объектом  исследования в работе является магазин «Монетка».
     Цель  написания данной работы –  разработать  мероприятия  по  повышению валового  дохода  на  торговом  предприятии.
     Поставленная  цель  определяет  необходимость  решения  следующих задач:
     - рассмотреть  экономическую сущность  валового дохода;
     - изучить  основные факторы  влияющие на формирование валового  дохода,
     - провести анализ формирования  валового  дохода  торгового  предприятия по общему объему и структуре,
     - провести планирование валового дохода.
     Теоретической базой в данной работе являются работы отечественных авторов, посвященные вопросам  формирования   валового   дохода  торговых предприятий, таких как Николаева Т.И., Кравченко Л.И., Бланк И.А и др.
       В  процессе  написания  работы  используются следующие  приемы:  метод сравнения, метод процентных чисел с применением приема разниц, метод скользящей средней, оценка абсолютных и относительных величин.
 

     

         1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ ВАЛОВОГО ДОХОДА И  ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

 
     Одним  из основных требований успешного функционирования  предприятий в условиях  рыночной  экономики является  безубыточность  хозяйственной деятельности, возмещение расходов  собственными  доходами и обеспечение в определенных  размерах прибыльности, рентабельности деятельности.1 Главной задачей предприятия является  хозяйственная деятельность, направленная  на  получение прибыли для удовлетворения  социальных и  экономических интересов членов  трудового  коллектива  и  интересов собственника  имущества  предприятия.
     В  торговле, как в  любой другой сфере   предпринимательства,  исходной  основой  коммерческого  расчета являются доходы от хозяйственно-финансовой  деятельности. Они  служат  финансовой базой  для  возмещения всех текущих затрат (издержек обращения) торговой организации, выполнения ее  финансовых обязательств перед государством (налоговых платежей) и  формирования чистой прибыли, которая используется для развития  материально-технической  базы, пополнения  собственных оборотных средств, обеспечения социального развития  трудового коллектива, выплат дивидендов владельцам имущества, дополнительного материального стимулирования   персонала.
     Доход представляет  собой сумму выручки, полученной  в   определенном  периоде от  реализации  товаров  и  других активов, а  также  поступлений  от  внереализационных операций, связанных с осуществлением его  хозяйственной   деятельности2.
     По  источникам формирования доходы торговых предприятий   классифицируют  следующим  образом (рисунок  1):
     - доходы от реализации товаров,  услуг, имущества и  имущественных  прав;
     - доходы  от  внереализационных  операций.

     Рисунок  1  -  Классификация доходов торговых предприятий3 

     К одному из основных видов доходов  относится валовой доход от  реализации  товаров, продукции.
     Валовой доход, - показатель характеризующий  финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени.         
     Основа  формирования  валового дохода, как  источника доходов  торгового  предприятия  определяется Налоговым  Кодексом  РФ  и  Положением по  бухгалтерскому  учету  «Доходы  организации»  ПБУ  9/99. 
     Валовой доход представляет собой сложную  экономическую категорию, природа которой раскрывается в единстве с другими стоимостными показателями, характеризующими хозяйственную деятельность предприятий торговли и общественного питания. Взаимосвязь эта показана на рисунке 2. 

     
     
       

     
     
     
       

       
 
 
 
 
 

       

       

     Рисунок  2 - Взаимосвязь стоимостных показателей предприятий торговли и общественного питания4 

     Валовой доход представляет собой часть стоимости товаров, продукций и услуг, созданной в торговле и общественном питании и используемой для возмещения издержек и образования прибыли. В составе валового дохода выделяется чистая продукция - это вновь созданная стоимость, состоящая из заработной платы, отчисленной на социальные нужды прибыли.
     Валовой  доход  состоит:
     1)  из сумм  денежных средств,  полученных от  реализации  товаров,  за  счет   разности  между   ценой  продажи  товаров  (товарооборотом)  и  ценой   их  приобретения. Эта  часть валового  дохода  представляет  собой  торговую надбавку;
     2)  поступления за  оказанные   услуги  и  выполненные  работы (подгонка  верхней  одежды,  раскрой  тканей, доставка  товаров   на  дом  и  др.);
     3)  прочие доходы от неосновной  деятельности  (сальдо доходов и   расходов от внереализационных операций, реализации излишков оборудования,  передачи временно неиспользуемых помещений и объектов  мелкорозничной  сети  в аренду,    доходы  от долевого  участия в   деятельности  других организаций, от ценных бумаг, принадлежащих фирме  и  др.)5.
     Роль  и значение валового дохода как экономического показателя заключаются  в  следующем:
     - валовой  доход  является  источником  формирования  прибыли;
     - за  счет  валового  дохода  возмещаются  издержки  обращения;
     - валовой доход служит источником  пополнения  собственных оборотных  средств;
     - за  счет  валового  дохода  формируются  различные  бюджетные  фонды в  результате  отчисления  налогов, включаемый  в  валовой   доход;
     -  за  счет валового  дохода  предприятия  торговли  уплачивают  акцизы  и  таким  образом  участвуют  в  формировании  бюджета  страны.6
     Валовой доход исчисляется в абсолютном и относительном выражений. Абсолютным показателем валового дохода выступает его сумма, а относительным - процентное отношение суммы валового дохода к различному товарообороту, в оптовой торговле - к объему оптового товарооборота с участием в расчетах, в общественном питании - к валовому товарообороту.
     На  предприятиях оптовой и розничной  торговли наибольший удельный вес в валовом доходе имеют доходы от реализации товаров, а на предприятиях общественного питания  еще и доходы от реализации продукции собственного производства. Для некоторых они являются единственным видом доходов.
     Валовой доход от реализации создается за счет торговых надбавок в оптовой и розничной торговле и наценок на продукцию собственного производства в общественном питании, являющихся основным структурным элементом цены товара и отражающих долю предприятий в его формировании.
     Торговая  надбавка является ценой услуг предприятий торговли » общественного питания по доведению товара до потребителя и его реализации Ее основные цели состоят в возмещении текущих затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю и обеспечение рентабельности реализуемого товара.
     Достижение  поставленных целей зависит от размера  торговой надбавки, определяемого как  внешними, так и внутренними границами  ее формирования.
     Внешние границы формирования торговой надбавки обусловлены складывающейся конъюнктурой на потребительском рынке. Нижний предел формирования торговой надбавки зависит от цены оптового предложения производителей и оптовых посредников. Верхним пределом формирования торговой надбавки являются цены спроса покупателей товара, которые в такой же степени меняются в зависимости от уровня торгового обслуживания, условий оплаты и других факторов.
     Внутренние  границы формирования возможного диапазона  торговой надбавки обусловлены ее структурой, характеризующейся двумя основными элементами показанными на рисунке 3.
     Уровень  торговых надбавок  и  наценок  с  конца  1992 года  определяется  предприятием  самостоятельно,  исходя  из конъюнктуры  рынка, кроме  торговых надбавок, уровень  которых  регулируется  в  соответствии  с  действующим  законодательством.
     
     
       

     
       
 

     Рисунок  3 – Структура  цены 

     В настоящее время для формирования торговых надбавок в процентах к товарообороту определяется путем суммирования прогнозируемых уровня издержек, показателям рентабельности (прибыли в процентах и товарообороту). Такой метод расчета торговой надбавки применяется для товаров, реализуемых в условиях незначительной конкуренции. В последние годы все шире применяется рыночный подход к установлению торговых надбавок, сущность которого состоит в том, что цена определяется рынком на основе спроса и предложения. Данный подход при определении уровня торговой надбавки имеет место в условиях развитой конкуренции на товарных рынках.
     Торговая  надбавка  может  колебаться  в  определенных пределах, которые представлены  на  рисунке 4.
     Из  рисунка 4 видно, что  нижним пределом формирования  торговой  надбавки предприятий розничной торговли выступают цены оптового  предложения  товара на рынке,  определяемые ценами его производителей и оптовых посредников. Эта  нижняя  граница  формирования  торговой  надбавки розничных предприятий  в  определенной степени подвижна, т.к. цена оптовых продавцов в процесса  совершения коммерческих сделок может подлежать «уторговыванию». Верхним пределом формирования торговой надбавки   предприятий  розничной  торговли являются  цены спроса  конечных покупателей товара. Эта верхняя граница также может варьировать в  определенной  степени  за  счет уровня  торгового обслуживания покупателей, сопровождающего розничную продажу товаров. Таким образом, «поле» формирования  ценовой  политики предприятиям   розничной  торговли, хотя имеет четко выраженные рыночные ограничители, в  количественном  отношении все  же является до определенной  степени подвижным. 

Цены   предложения  производителей   товаров Цены  предложения  оптовых посредников «Поле» формирования торговой Цены  спроса  
розничных покупателей
надбавки  предприятиями  розничной  торговли
    Цены  предложения   на  потребительском  рынке Цены  спроса  на  потребительском  рынке
 
     Рисунок  4   -  Рыночный  диапазон  («поле»), в  рамках   которого формируют   свою ценовую политику предприятия  розничной  торговли7 

     Являясь составным элементом цены товара, торговые надбавки (наценки)  выполняют  ряд  экономических функций, тесно  связанных между  собой:
    измерительная, благодаря  которой удается установить  долю  предприятий  в цене  реализуемого  товара;
    планово-учетная функция связана с измерительной. Определяя долю в цене товара, торговые надбавки  становятся  инструментом  учета  валового  дохода, полученного  от  реализации. Наряду с учетом торговые надбавки  используются  в  анализе  и  планировании  валового  дохода.
    Стимулирующая функция проявляется в повышении заинтересованности предприятий торговли и общественного питания в получении прибыли, обеспечивающей их устойчивое положение на рынке, расширение объема  деятельности  и  развитие  социальной  сферы. Этим  обеспечивается  решение  задач  самоокупаемости  и  самофинансирования;
    Регулирующая  функция  выражается  в  том, что  торговые  надбавки  (наценки)  представляют собой механизм уравновешивания спроса и предложения товара на рынке. Их повышение  или  снижение вызывает  ответную реакцию потребителя, характеризующуюся изменением спроса. Регулирующаяся функция также проявляется в виде государственного воздействия  на  формирование   оптовых и  розничных цен  с  помощью  устанавливаемого  им верхнего  предела  торговых надбавок. 8
     Стремление  наращивать валовой доход вызывает необходимость изучения факторов, его определяющих, с целью созданий механизма управления валовыми доходами. Эти факторы весьма разнообразны .
     В процессе управления валовыми доходами - при их анализе, поиске резервов роста и планировании - все факторы принято подразделять на две основные группы;
     1) зависящие от деятельности предприятии  торговли и общественного
     питания (внутренние факторы).
     2) не зависящие от деятельности предприятий торговли и общественного питания (внешние факторы).
     В системе внешних факторов выделяются: политика государства в обрасти  регулирования торговых надбавок (наценок), таможенных пошлин,. ставок банковских процентов за пользование кредитами, арендных ставок, различных тарифов; степень конкуренции на рынке потребительских товаров; платежеспособность населения;
     Размер  валового дохода зависит от политики государства в вопросах регулирования торговых надбавок. Определяя верхнюю границу торговых надбавок на социально значимые товары, государство, с одной стороны, защищает интересы потребителя, препятствуя формированию высоких доходов торговли и общественного питания, а с другой - создает заинтересованность предприятий торговли и общественного питания в снижении издержек и образовании прибыли.
     К системе внутренних факторов относятся: объем товарооборота,. его структура., состав, звенность товародвижения, типизация предприятий торговли и общественного питания, качество товаров и уровень торгового обслуживания, целевая стратегия.
     Косвенное влияние на величину валового дохода оказывает изменение ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек. К ним относятся: отчисления на социальное страхование, в фонд занятости, в пенсионный фонд, на медицинское страхование, налогооблагаемой базой которых является фонд заработной платы. Поскольку он составляет существенную долю в издержках, то и величина этих платежей значительна. Изменение их ставок отражается не только на уровне издержек, но и на формировании соответствующего уровня торговых надбавок, а значит и на величине валового дохода. Таким же образом не размер валового дохода оказывает влияние изменение ставок банковских процентов. арендных ставок, различных тарифов, оплачиваемых предприятиями торговли и общественного питания за предоставленные извне услуги. За их ростом незамедлительно следует повышение уровня торговых надбавок.
     Одним из внешних факторов, оказывающих  влияние на формирование уровня торговой надбавки, выступает конкуренция. Стремясь поддерживать цены на более низком уровне, чем у конкурентов предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий уровень торговых надбавок, осуществляя режим экономии издержек для того, чтобы возместить расходы и иметь возможность получить прибыль.
     Базой формирования уровня торговой надбавки служит уровень цен приобретения товара. Так, при низком уровне цены производителя может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки, и наоборот - при высоком уровне цены производителя предприятия торговли и общественного питания ограничиваются низким уровнем торговой надбавив,
     Существенное  влияние на размер валового дохода оказывает платежеспособный спрос населения на потребительские товары. Чем выше его объем, тем больше качественных и дорогостоящих товаров будет приобретать население, тем выше будут доходы торговли и общественного питания от реализации товаров и продукции собственного производства.
     Величина  валового дохода зависит от территориального расположения предприятий торговли и общественного питания относительно поставщиков и района деятельности. Более высокий уровень торговой надбавки устанавливается на тех предприятиях торговли и общественного питания, которые расположены дальше от поставщиков товаров и сырья. Это требует повышенных расходов по доставке. Дифференциация торговых надбавок в зависимости от района деятельности предприятий торговли и общественного питания выражается в том, что на одни и те же товары могут устанавливаться торговые надбавки разных уровней: более высокие - в престижных районах, меньшие - в обычных.
     В системе внутренних факторов, влияющих на формирование валового дохода. Наиболее заметную роль играет товарооборот. Между этими показателями существует прямая зависимость - рост объема товарооборота сопровождается ростом объема валового дохода и характеризует его с количественной стороны. Качественная характеристика валового дохода раскрывается при определении влияния фактора цен. Так, получение валового дохода только за счет роста цен косвенным образом свидетельствует о снижении объема продажи товаров в физических единицах и тем самым о потере предприятием торговли и общественного питания определенной доли потребительского рынка. Чем больше валового дохода получено за счет роста цен, тем ниже качество его формирования.
     Большое влияние на изменение объема валового дохода оказывает ассортиментная структура товарооборота. Повышение в товарообороте удельного веса товаров и товарных групп с высоким уровнем торговых надбавок ведет к росту валового дохода; при уменьшении их в товарообороте размер валового дохода снижается.
     На  величину валового дохода оказывает влияние состав товарооборота При росте реализации товаров населению в розничной торговле» со склада в оптовой торговле и продукции собственного производства в общественном питании этот уровень повышается и зависит от структуры расходов, необходимых для осуществления процесса продажи.
     Так, в розничной торговле продажа  товаров населению требует больших  расходов, чем при мелкооптовом отпуске  за счет средств, необходимых на оплату труда продавцов, кассиров и связанных с ней расходов на социальные нужды, а также затрат на упаковку, сортировку товаров,
     Фактором, снижающим уровень торговой надбавки, является рост звенности товародвижения Увеличение количества посредников  в продвижении товара в сфере обращения приводит к значительному росту его цены. так как каждый из них прибавляет к цене приобретения свой уровень торговой надбавки. Чем выше эта цена. тем ниже уровень торговой надбавки устанавливает следующее звено товаропроводящей сети, ориентируясь на цену, которую может заплатить потребитель,
     Уровень торговой надбавки зависит от применяемого метода организации продажи. Так, внедрение самообслуживания, торговли по образцам, через торговые автоматы способствует установлению более низкого уровня издержек за счет экономии средств на оплату живого труда. Уменьшение этих расходов обеспечивает возможность снижения цены товара, одновременно стимулируя рост объема реализации и величины валового дохода.
      Для увеличения суммы валового дохода торговому  предприятию необходимо повысить объем реализации товаров за счет ведения эффективной ценовой и ассортиментной политики с целью привлечения более широкого круга покупателей. Под формированием ценовой политики предприятия понимается обоснование системы дифференцированных уровней торговой надбавки на реализуемые товары и разработка мероприятий по обеспечению оперативной их корректировки в зависимости от изменения ситуации на потребительском рынке и условий хозяйствования.
      Ценовая политика является не только одной  из главных составляющих системы управления доходами торгового предприятия, но и важным механизмом, обеспечивающим, многие приоритеты его экономического развития. Она существенно влияет на объемы хозяйственной деятельности предприятия, формирование его имиджа у покупателей, уровень финансового состояния. Кроме того, ценовая политика торгового предприятия представляет собой действенный инструмент его конкуренции на потребительском рынке.
      На  формирование ценовой политики на торговом предприятии оказывает влияние  множество внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся: цели деятельности, стратегия, издержки. К внешним- характер рынка и спрос, конкуренция, государственное регулирование, экономическая ситуация и т.д.
      Основной  целью деятельности торгового предприятия является получение прибыли. Но в условиях острой конкуренции, изменения потребительских вкусов и с проблемой сбыта товара, из-за насыщения рынка большим количеством разнообразной продукции, торговое предприятие ставит целью выживание на рынке.
      При этом ценовая политика магазина ориентируется на поведение конкурентов, т.е. предприятие основывает свою цену главным образом на ценах конкурентов; может назначить столько же, больше или меньше, чем его основные конкуренты.
      Такая ценовая политика предприятия вызвана прежде всего неблагоприятным месторасположением магазина и проблемой сбыта товаров в результате ограниченного количества покупателей. Чтобы быть конкурентоспособным, привлечь большее количество покупателей предприятие старается устанавливать торговую надбавку так, чтобы конечная цена на товар была чуть ниже, чем у конкурента. Расчет торговых надбавок в основном производится путем сопоставления цен (из величины цены, по которой товар продает магазин, минус цену оптовую).
     Формирование  ценовой политики на данном предприятии, определяется следующими моментами:
      - при формировании своей ценовой  политики предприятие в значительной  части ориентируется на ценовую  политику производителя (посредника) и конкурента.
     - магазин формирует свою ценовую  политику по конкретным разновидностям групп товаров. Для каждой группы товаров используются различные целевые ориентиры ценовой политики. Так на товары пользующиеся повышенным спросом устанавливается более высокая торговая надбавка, и наоборот на товары периодического спроса более низкая.
     - в случае если товары не  пользуются спросом, магазин производит  их уценку за счет снижения  размера торговой надбавки.
     Ценовая политика является не только одной  из главных составляющих системы  управления доходами торгового предприятия, но и важным механизмом, обеспечивающим, многие приоритеты его экономического развития. Она существенно влияет на объемы хозяйственной деятельности торгового предприятия, формирование его имиджа у покупателей, уровень финансового состояния. Кроме того, ценовая политика торгового предприятия представляет собой действенный инструмент его конкуренции на потребительском рынке. Возможность осуществления торговым предприятием собственной дифференцированной ценовой политики является одним из несомненных достижений, осуществляемых в стране рыночных реформ.
      Но, несмотря на высокую степень связи  с ценой производителя, уровень  торговой надбавки далеко не всегда определяется уровнем цены на товар. Так, при низком уровне цены на товар, предложенном его производителем, может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки, и, наоборот - при высоком уровне цены производителя (посредника) магазин часто ограничивается низким уровнем торговой надбавки.
      Верхним пределом формирования торговой надбавки являются цены спроса на потребительском рынке и цены конкурентов.
     Все вышерассмотренные факторы взаимосвязаны, действуют одновременно и часто разнонаправлено, увеличивая или снижая валовой доход предприятий торговли и общественного питания.
     В  настоящее  время  для  формирования  торговых надбавок  (наценок)   на  товары, реализуемые по свободным ценам, используются  два подхода -   затратный и рыночный9.
     При  затратном   подходе  величина   торговых надбавок  (наценок)   в  процентах к товарообороту  определяется путем суммирования прогнозируемых   уровня  издержек,  показателя  рентабельности  (прибыли в процентах к това-рообороту). Такой метод расчета торговой надбавки (наценки)  применяется для товаров (продукции), реализуемых в условиях незначительной   конкуренции.
     В последние годы все шире  применяется   рыночных подход  к  установлению торговых надбавок  (наценок), сущность которого  состоит  в   том, что  цена  определяется  рынком на  основе  спроса  и   предложения. Зная  рыночную цену   товара  (сырья), торговая  фирма ищет возможности покупки его по  наиболее  низким ценам, с тем, чтобы получить  такой валовой доход, который был бы достаточным для возмещения издержек и образования прибыли. Данный подход при определении уровня торговой надбавки (нацен-ки)  имеет место  в  условиях  развитой конкуренции на  товарных рынках.
     Анализ  валового дохода является составной  частью анализа финансовых результатов деятельности торговых предприятий.
     Основная  цель анализа - поиск резервов роста  валового дохода для обеспечения большей финансовой устойчивости предприятий торговли и общественного питания на рынке.
     Задачами  анализа валового дохода являются:
     1) Выполнение плана изучение динамики  изменения показателей валового дохода по предприятию в целом и его подразделениям, по общему объему, составу, структуре реализуемых товаров и продукции собственного производства.
     2) Выявление и количественное изменение  факторов, оказывающих влияние на  выполнение плана валового дохода  и его динамику.
     3) Определение неиспользованных возможностей и резервов их снижения
     4) Осуществление контроля за выполнением  плана, направленного на своевременное  выявление факторов, отрицательно  повлиявших на формирование валового  дохода.
     Анализ  валового дохода производится в определенной последовательности. Основные этапы анализа показаны на рисунке 5.
     Основными материалами, используемыми для анализа валового дохода, являются бухгалтерские, статистические данные и данные оперативного учета.
     Анализ  степени выполнения плана и динамики изменения показателей валового дохода включает в себя изучение:
     1) изменения суммы валового дохода  по сравнению с планом, темпов его изменения, которые сопоставляются с темпами развития  товарооборота  и   прибыли (Iвал. дох. > I товарооб. > Iприб.)
     2) изменения среднего уровня торговой надбавки (наценки) по сравнению с планом и в динамике, а при наличии информации - в разрезе отдельных товаров (сырья). Проведение этого анализа дает представление о соотношении суммы получаемых доходов и объема закупаемых товаров (сырья). Важным этапом анализа является изучение структуры элементов, входящих в состав средней торговой надбавки (наценки): издержек и прибыли, позволяющей установить обоснованность ее уровня. Исследуется сложившаяся дифференциация уровня и структуры торговой надбавки (наценки) в разрезе отдельных товаров (сырья). В процессе анализа сформировавшегося размера торговой надбавки (наценки) определяются возможности снижения уровня текущих затрат за счет их экономии и намечаются мероприятия по повышению эффективности использования всех ресурсов в предстоящем периоде;
       

     
     
     
       

     Рисунок  5 -   Этапы анализа валового  дохода10 

     3) показателей эффективности формирования  валового дохода: уровня валового дохода к товарообороту, уровня прибыли от реализации к валовому доходу, уровня издержек к валовому доходу, дающих представление о соотношении товарооборота, прибыли от реализации и издержек с объемом валового дохода.  Система  показателей  эффективности  формирования  валового  дохода, методика  расчета  и  их экономический  смысл  представлены в  табл. 1.
     На  втором этапе производится анализ факторов, повлиявших на формирование суммы и уровня валового дохода в предплановом периоде. Вначале определяется влияние факторов первого порядка: объема товарооборота и среднего уровня валового дохода. 

     Показатели  валового   дохода,   характеризующие  эффективность его  формирования  на  предприятия  торговли  и  общественного  питания11
     Таблица  1
Показатель Методика   расчета Условные   обозначения Содержание
Средний  уровень валового дохода, %  к  товарообороту
УВД -  средний  уровень   валового   дохода, % ВД -  сумма  валового  дохода, тыс. р.
О –объем  товарооборота, тыс. р. 
Характеризует  долю   валового  дохода  в  цене  товара  (цену  торговой  услуги) 
Рентабельность   валового  дохода, %
 
Р-  рентабельность  валового  дохода, %  П–сумма   прибыли   от  реализации  товаров,  тыс. р.
Характеризует   долю  прибыли  в  валовом  доходе  от  реализации  товаров 
Уровень  издержек  в  валовом  доходе, %
Уи -  доля  издер-жек   в  валовом  доходе, % И –  сумма  издержек, тыс. р. 
Характеризует  долю  издержек  в  валовом  доходе  от  реализации  товаров  
Валовой  доход  на  1  среднесписочного  работника, тыс. р.
ВДч-сумма валового дохо-да на одного среднеспи-сочного  работника; Ч- среднесписочная   численность  работников
Характеризует величину  валового  дохода, приходящегося  на   одного  средне-списочного  работника
Валовой  доход  на  1  кв. м.  торговой  площади, тыс. р.
S  -  торговая  площадь, кв. м. Характеризует величину   валового дохода, приходящегося  на   1  кв. м. торговой   площади 
 
     Измерение влияния состава и структуры  товарооборота осуществляется способом процентных чисел с применением приема разниц.
     Сумма валового дохода изменяется под влиянием ценовой политики предприятия, направленной на рост или снижение уровня торговых надбавок (наценок) по отдельным товарам (продукции).
     На  основе выборочного учета и по данным о выполнении договоров поставки определяют влияние звенности товародвижения.
     Завершающая стадия анализа - обобщение влияния  всех факторов на формирование валового дохода предприятия торговли и общественного питания.
     Третий  этап в проведении анализа валового дохода связан с выявлением неиспользованных возможностей и резервов роста валового дохода. К неиспользованным возможностям относятся сумма и уровень валового дохода за счет факторов, имеющих отрицательные значения и зависящих от деятельности предприятий (снижение объема товарооборота в сопоставимых ценах, увеличение доли продажи мелким оптом в рознице и общественном питании, транзитных поставок на оптовых предприятиях, покупных товаров на предприятиях общественного питания, рост объема закупки товаров через оптовых посредников и т.д.).
     Немаловажное  значение при определении возможностей роста валового дохода имеет сравнительный  анализ с работой лучшего однотипного  предприятия торговли и общественного  питания, определяющий сумму валового дохода, которая могла быть получена за счет изучения и использования его опыта. Для этого фактический товарооборот умножают на возможный прирост уровня валового дохода, получаемого при сравнении данных лучшего и изучаемого предприятий, и делят на 100.
     На  основе выявленных неиспользованных возможностей роста валового дохода определяют его  резервы за счет вовлечения в товарооборот до-полнительных товарных ресурсов, сокращения числа посредников при закупке товара, проведения более эффективной ценовой политики, изучения и использования опыта работы лучших торговых предприятий и т.д.
     Результаты  проведенного анализа используют в  качестве основы планирования валового дохода на предстоящий период.
     Планирование  валового дохода является важной стадией экономического обоснования финансового плана. В современных условиях коммерческое предприятие самостоятельно разрабатывает план валового дохода на квартал (год) с помесячной (поквартальной) разбивкой в сумме и по уровню.
     Для  достижения  целей  торговому  предприятию   необходимы   ресурсы, источники  их формирования, период  времени, в  течение   которого эту  цель  можно  достигнуть. Для  этого  предприятие  должно  планировать   свою  деятельность.
      Достижение  цели предполагает:
      1)   осуществление   глубокого  анализа  валового  дохода, позволяющего  оценить  деятельность  предприятия  по его формированию;
      2)  изучение  рынка  потребительских  товаров  и услуг  для   экономического обоснования   их цены и  входящей  в   него  торговой  надбавки;
      3)   выбор  метода  планирования  валового  дохода, определяемый  целями  развития предприятия;
      4)  координацию плана  валового  дохода  с  другими  планами   хозяйственной  деятельности:   товарооборотом, издержками, прибылью;
      5) разработка  управленческих решений,  способствующих выполнению  плана   валового  дохода;
       6)  корректировку  планов  в   связи  с  изменяющимися   условиями  деятельности  предприятия  на  потребительском   рынке   товаров  и услуг12 
     Расчет  плановой суммы валового дохода основывается на использовании ряда методов, выбор которых зависит от информационной базы, ценовой политики, определяемой целевыми приоритетами, выбранными предприятием на предстоящий период, от уровня планово-экономической работы и др.
     Исходными предпосылками для разработки прогноза валового дохода служат план продажи товаров в ассортиментном разрезе, целевая стратегия (увеличение доли рынка, максимизация прибыли и др.), возможности предприятия (материально-техническая база, товарное обеспечение), потребности в прибыли для развития торгового предприятия, план поступления товаров в разрезе источников, законодательная база по вопросам ценообразования и др.
     Для планирования валового дохода используются следующие методы: технико-экономических  расчетов (метод прямого счета); расчетно-аналитический; экономико-статистические; экономико-математические; оптимизационные модели; на основе прогнозируемой величины прибыли.
     Метод технико-экономических расчетов можно использовать в трех вариантах. По первому расчет валового дохода на планируемый период базируется на прогнозируемой структуре товарооборота и действующих нормах торговых надбавок, в том числе регулируемых государством, социально значимым и свободным (на уровне сложившихся в ближайшем прошедшем сравнимом периоде).
     По  второму варианту прогнозируемая величина валового дохода определяется путем прямого расчета доходности каждого источника поступления товаров, каждого заключенного договора поставки с учетом звенности товародвижения, влияния основных факторов.
     Метод технико-экономических расчетов позволяет  дать полное экономическое обоснование  валового дохода и рассчитать различные варианты плана, но его применение на практике ограничено ввиду отсутствия к моменту планирования необходимой исходной информации, долгосрочных контактов с поставщиками, неустойчивости хозяйственных связей, налогового законодательства, нереальности прогнозов товарного обеспечения, кризисного состояния экономики.
     Наиболее  прост в использовании расчетно-аналитический метод прогнозирования валового дохода. Его сущность состоит в том, что на основе отчетных данных за истекший период текущего года и изучения динамики уровня валового дохода за два предшествующих года определяется ожидаемый уровень валового дохода за текущий год. Этот ожидаемый уровень валового дохода принимают за базовую величину для прогнозирования суммы валового дохода.
     Экономико-статистические методы используются при планировании валового дохода на предприятиях, работающих стабильно в течение нескольких лет. Выявленные в ходе анализа тенденции формирования валового дохода распространяются на перспективу. К этим методам относятся методы, основанные на расчете коэффициента эластичности, скользящей средней. Коэффициент эластичности показывает зависимость изменения суммы валового дохода от изменения товарооборота на 1%.
     Среди экономико-статистических методов наиболее широко в целях прогнозирования используется метод скользящей средней. С помощью метода скользящей средней определяется средний прирост (снижение) уровня валового дохода за предплановый период, корректирующий последний показатель выравненного динамического ряда уровней валового дохода. Суть метода заключается в выравнивании по методу скользящей средней динамического ряда (4—5 лет) уровня валового дохода и распространения выявленной тенденции в развитии валового дохода на перспективу.
     Расчет  валового дохода при помощи экономико-математических методов предполагает решение многофакторной модели с использованием ЭВМ.
     Оптимизационное моделирование валового дохода основано на применении экономико-математических методов, с помощью которых определяется лучший вариант из нескольких при различных размерах товарооборота, прибыли, издержек, соотношения удельного веса продовольственных и непродовольственных товаров. При этом лучший вариант (или оптимальные величины валового дохода) может принимать как максимальные, так и минимальные значения, определяемые целями предприятия в планируемом периоде.
     Метод планирования валового дохода на основе целевой суммы прибыли является наиболее прогрессивным, так как позволяет увязать планируемую сумму валового дохода со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия (товарооборотом, издержками, прибылью), обеспечивая необходимый объем самофинансирования. В качестве базового показателя определения плановой суммы валового дохода используется целевая сумма чистой прибыли.
     При планировании валового дохода можно  использовать сочетание различных  методов.
     Прогнозные  величины  валового  дохода  от  реализации, произведенные   с  использованием  каждого  из  вышеизложенных  методов  в  отдельности  или в  комплексе, считаются  надежными  тогда, когда  их расчетная  величина  удовлетворяет требованию обеспечения, с одной стороны, безубыточности работы предприятия, с другой — получению необходимой чистой прибыли для финансирования его производственного и социального развития (для самофинансирования).
     С этой целью рассчитывается ряд показателей, которые позволяют удостовериться в оптимальности прогнозной величины валового дохода. Такими показателями являются критическая величина валовых доходов, точка безубыточности, запас финансовой прочности, размер валового дохода, обеспечивающий получение необходимой целевой прибыли при действующем налогообложении.
     Точка безубыточности показывает, при каком объеме продаж величина валового дохода покроет понесенные затраты. Ее расчет можно произвести по следующей формуле:
                                                   (1)
     где: Тб — точка безубыточности;
     ИОп — сумма постоянных издержек обращения;
     Увд — уровень валовых доходов;
     Уи.о. пер — уровень переменных издержек обращения.
     Критическую величину валовых доходов (ВДкрит ) можно рассчитать по формуле
                                                             (2)
     где Кп — коэффициент покрытия, характеризующий  соотношение между величиной  валовых доходов и переменными издержками:
                                                        (3)
     Планирование  валового дохода по товарным группам, видам продукции базируется на тех же методах, которые были рассмотрены выше. Период планирования валового дохода зависит от стабильности экономического развития предприятия и осуществляется на год (квартал) с поквартальным (помесячным) распределением в зависимости от планируемого товарооборота по периодам.
     После осуществления всех необходимых  расчетов составляется план валового дохода по предприятию в целом и по товарным группам (видам сырья).
     Рассчитанные  уровни валового дохода по предприятию  в целом, а также по товарным группам (видам сырья), являются основой для определения соответствующих уровней торговых надбавок (наценок).
     В современных нестабильных условиях хозяйствования в разработке прогнозов  валового дохода целесообразно идти не от общего к частному (от годовых объемов к квартальным), а от частного к общему. Это позволит повысить достоверность расчетов, оперативно учесть особенности складывающейся ситуации в ходе формирования валового дохода и внести соответствующие коррективы в целевые установки.
     На  последнем этапе процесса планирования валового дохода осуществ-ляется разработка системы мероприятий по обеспечению выполнения плана.
     Основными направлениями увеличения доходов  от торговой   деятельности  могут  быть:
     -  увеличение объема закупок непосредственно у отечественных  предприятий-производителей товаров и сокращение  числа посредников при закупке товаров, не требующих подсортировки и длительного хранения;
     -  использование  системы  скидок   по  договоренности  с  поставщиками  за счет закупки  больших партий  товаров, при  сезонных  и  предпраздничных их распродажах по  существенно сниженным ценам, в  связи с  установлением  постоянных связей   и  в  других случаях;
     - повышение уровня торгового обслуживания  с соответствующим повышением   уровня цен  на   отдельные товары;
     -  использование благоприятной торговой  конъюнктуры   для  увеличения  объемов  реализации  товаров;
     - эффективное  осуществление   маркетинговой  и  ценовой   политики;
     - расширение и обновление ассортимента товаров, включение в  ассортиментный перечень взаимозаменяемых   и  взаимодополняющих товаров;
     - проведение эффективной рекламной   и  информационной   деятельности   торговой  организации по  итогам  маркетинговых исследований13.
        

     2. АНАЛИЗ ВАЛОВОГО ДОХОДА

      2.1. Анализ динамики  валового  дохода

 
      В основании торговой сети «Монетка» лежит крупнейшая оптовая компания «R-Modul», основанная в 1994 году, специализирующаяся на продаже шоколада, сигарет и кондитерских изделий.
      Первая  «Монетка» появилась 19 апреля 2001 года - открыт магазин формата Cash&Carry на Бархотской 1а и в этом же месяце универсам эконом-класса на Сулимова, 29.
      Сегодня торговая сеть МОНЕТКА - одна из лидирующих торговых сетей Екатеринбурга и  Уральского региона. В составе сети на январь 2011 года - 235 магазинов. Из них 21 - универсамы Монетка Супер и 214 - дискаунтеры Монетка. Магазины ТС Монетка работают в Свердловской, Челябинской, Тюменской, Калужской, Владимировской, Курганской, Московской областях, ХМАО и ЯНАО, Республике Башкортостан и Пермском край.
      В сети действует единая система скидок по дисконтным картам. Оформление всех универсамов решено в едином фирменном  стиле. ТС Монетка постоянно обновляет  ассортимент, предлагая новинки  и размещая товар таким образом, чтобы покупатель тратил минимум своего времени. Заботясь о своих покупателях, Монетка проводит гибкую ценовую политику, предоставляя дополнительные скидки. Регулярно в магазинах ТС Монетка проводятся розыгрыши ценных призов.
      Структура управления Торговой Сетью «Монетка» представлена на рисунке 6
      Для  управления  Торговой  сетью  сформирована  линейно-функциональная  структура  управления, которая  предполагает  выделение  функциональных звеньев  управления - Департамент финансов, Департамент по работе с кадрами,  Департамент продаж, Отдел  информационных технологий.  Такое  разделение  функций   управления  позволяет  четко  распределить  обязанности  по организации  коммерческой  деятельности   предприятий в  составе  ТС.
      .
 

      Рисунок  6 – Структура  управления  торговой  сетью  «Монетка» 

      Департамент финансов организует и управляет  всеми аспектами   финансовой деятельности ТС, осуществляет расчеты  с поставщиками и  коммерческими  банками  и  другими  контрагентами,  осуществляет   расчеты  с  работниками  по  заработной плате, с бюджетом по налогам и сборам. Кроме  того, на  Департамент  финансов возложена аналитическая функция  по контролю  за  работой  ТС.
      В подчинении у Департамента  финансов находятся  бухгалтера   магазинов.
      В функции Департамента  по   работе  с  кадрами включаются:
      а) подбор  и расстановка кадров;
      б) организация профессионального обучения  и переобучения  сотрудников;
      в) ротация кадров.
      Основной  функцией Отдела  информационных технологий является   создание  и  обслуживание  единой  информационной  сети  ТС.
      Наибольшее  значение  для организации  работы имеет  Департамент  продаж, который   включает  в  себя:
      Департамент поставок;
      маркетинговый   отдел;
      Департамент  развития;
      Служба  реализации по  городу.
      Директору службы реализации по городу подчиняются магазины, расположенные  в  городах.  В  связи  с  этим  в  каждом  городе  создается  свое  структурное  подразделение.
      Структура  управления  каждым  магазином   представлена  на  рисунке 7.
     В каждом из магазинов также используется линейно-функциональная  структура управления, в результате чего имеется возможность четкого  разграничения  функций  управления  и  должностных обязанностей.
     Одним из магазинов в составе сети «Монетка» является магазин, расположенный  по  адресу   г. Нижний  Тагил, ул. Садовая, 16.
     Основными целями деятельности магазина являются:
    Получение прибыли
    Насыщение потребительского рынка товарами и услугами.
    Повышение благосостояния собственника  магазина.

      Рисунок  7 – Типовая  структура  управления   магазинами  в  составе  Торговой сети  «Монетка» 

     Данное  торговое предприятие имеет частичную хозяйственную самостоятельность.
     Магазин «Монетка» обеспечивает население товарами повседневного спроса.
     Реализация  товаров осуществляется методом  самообслуживания. Режим работы  магазина  с 8 до  23 часов без перерыва  и без выходных дней.
     Общая  численность  работников  магазина  - 40 человек.
     Продавцы  работают в 2  смены – понедельно с 8 до 20 часов, что  обус-лавливает  наличие двух бригад продавцов. Режим  работы директора,  товароведа,  бухгалтера,  грузчика  и   уборщицы – 5 дней  в  неделю, с  8 до  16 часов.
     Деятельность  магазина «Монетка» в 2008-2010 гг. характеризуется данными, приведенными в таблице 2.
     Анализ  основных показателей деятельности магазина «Монетка»  показы-вает, что объем  товарооборота в  течение трех лет имел устойчивую тенденцию  роста. Так, в 2009 г. по  сравнению с 2008 г. объем товарооборота   увеличился  на  14849,40 тыс. р.. а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. – на  7215,9  тыс. р. 

      Основные  показатели  работы  магазина  «Монетка» за  2008-2010 гг.
      Таблица 2

и т.д.................


Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. Отклонение
2009 г. от  2008 г.
2010 г. от  2009 г
Товарооборот, тыс. руб. 155401,40 164497,80 167793,20 9096,40 3295,40
Валовой  доход, тыс. руб. 27879,01 28935,16 29279,91 1056,15 344,75
в % к товарообороту 17,94 17,59 17,45 -0,35 -0,14
Издержки  обращения, тыс. руб. 22067,00 22865,19 23155,46 798,20 290,27
в % к товарообороту 14,20 13,90 13,80 -0,30

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.