На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разделение властей и система сдержек и противовесов в современных демократических государствах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Санкт-Петербургский  государственный университет экономики  и финансов
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства  и права
Тема: Разделение властей и система сдержек  и противовесов в современных  демократических государствах.
Курсовая  работа
Студента  группы Ю-102
Шахбазяна Баграта Сергеевича
Научный руководитель
Доцент, к.ю.н.
Турбова Яна Валентиновна
Санкт-Петербург
2010
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теория разделения властей в концепции правового государства, ее соотношение с концепцией единства власти………………………………5
Глава 2 Законодательное закрепление принципа разделения властей в конституциях зарубежных государств…………………………………….15
Глава 3 Законодательное закрепления принципа разделения властей и его практическая реализация в современной России…………………….…..23
Заключение………………………………………………………………….32
Список  литературы………………………………………………………...35
 


Введение

    Вопрос  «разделения властей в правовом государстве» для Российского государства  является достаточно актуальным на современном  этапе.
    Связано это в первую очередь с тем, что произошедшая коренная реконструкция Российского государства и соответствующих государственных структур, начавшаяся на рубеже 80–90-х годов ХХ века, выдвинула на первый план следующую общегосударственную цель  — создание правового государства.
    «Правовым государством может быть признана такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан»
    Вполне  естественно возникает вопрос: как построить такое государство, как должен быть организован и на каких принципах должен функционировать государственный механизм?
    Известно, что власть всегда стремится к  саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нужен механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей,
    Речь  идет не о том, чтобы разделить  единую власть между различными общественными  силами или социальными группами. Назначение принципа разделения властей  — исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание.
    Именно  поэтому принцип разделения властей  отнесен к числу основных конституционных  принципов всех современных демократических государств. Составными частями механизма власти повсеместно признаются законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых, воплощая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной.
    Рассматриваемый вопрос разделения властей привлекает пристальное внимание со стороны как зарубежных, так и отечественных теоретиков права. И хотя на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства, к настоящему моменту уже можно говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане.
    В изучении принципа разделения властей  можно выделить следующий круг вопросов:
    Каковы исторические корни принципа разделения властей.
    Как разделяется государственная власть по трем ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной.
    Как определяется система и функции органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации.
    При подготовке ответов на эти вопросы  изучались нормативные акты, монографии, научно–учебные пособия, энциклопедические  издания, материалы периодических  изданий. В совокупности  данные источники отражают современные  точки зрения в правовой науке  на принцип разделения властей.
    Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме, его  позитивный и критический анализ.
 
 
 
 
Глава 1. Теория разделения властей  в концепции правового  государства, ее соотношение  с концепцией единства власти.
    В современной конституционно-правовой науке существуют разные подходы  к исследованию принципа "разделения властей" и разные его оценки.
    Соответственно, можно говорить о нескольких значениях  понятия "разделение властей" либо о разных сторонах этого понятия. Разделение властей исторически  проявило себя как определенная идея, зародившаяся еще в античные времена (Аристотель) и выросшая в особое учение, в теорию разделения властей (Ш.Л.Монтескье). "Все погибло, - писал  Ш. Монтескье, - если бы в одном и  том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых  людей, были соединены эти три  власти: власть создавать законы, власть претворять в исполнение постановления  общегосударственного характера и  власть судить преступления или тяжбы  частных лиц"1. В рамках теории "разделения властей" был сформулирован и обоснован одноименный правовой принцип, который получил законодательное закрепление в качестве одной из основ конституционного строя (впервые в Конституции США 1787 г.) и был претворен на практике.
    Различают два аспекта разделения властей: юридический и политический. Первый предполагает его формально-юридическое  закрепление, второй - фактическое "разделение властей". Между ними нередко образуется разрыв, который нетрудно обнаружить в конституционном законодательстве многих государств2.
    Правда, следует оговориться, что формально-юридическое  закрепление этот принцип в основном получает в Конституциях слабо- и  среднеразвитых стран, недавно ставших на путь демократического развития. Конституции большинства развитых стран исходят из аксиоматичности этого принципа и закрепляют только полномочия соответствующих органов государственной власти.
    Разделение  властей - явление многоцелевое, имеющее  и положительные, и отрицательные  черты. Приведенное выше высказывание Ш. Монтескье выражает его вторую направленность - против сосредоточения всей власти "в одном и том  же лице или учреждении". В таком  понимании принцип разделения властей  сыграл в свое время прогрессивную  роль в борьбе против абсолютизма  и произвола королевской власти.
    Сущность  теории разделения властей - так структурировать  единую государственную власть, чтобы  взаимно уравновесить судебную, исполнительную и законодательную власти, а цель - не давать возможности концентрировать  эти три власти в руках одного лица, в противном случае, как  правильно отметил Ш. Монтескье, это приведет к всякого рода произволу и злоупотреблениям властью3. В результате получается: чтобы обеспечить демократию, необходимо разделить власть - такова логика.
    Под демократией можно понимать конституционный  принцип принадлежности власти народу, который по-разному нашел свое закрепление в конституциях многих стран. Так, в Конституции Бельгии  от 17 февраля 1994 г. установлено: "Все власти исходят от Нации" (ст. 33); в Конституции Болгарии 1991 г. говорится (ст. 1): "Вся государственная власть принадлежит народу"; ст. 3 Конституции Франции 1958 г. гласит: "Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума"; согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации 1993 г.: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ"; в ст. 2 Конституции Республики Армения установлено: "Власть в Республике Армения принадлежит народу"; в ст. 3 Конституции Республики Казахстан закреплено: "Единственным источником государственной власти является народ", и в той же самой статье сказано, что "государственная власть в Республике едина"4.
    Отсюда  следует, что: а) единственным источником и носителем власти является народ (нация), который сам выбирает модель организации и механизм осуществления  власти; б) государственная власть (власть) едина. Получается, что механизм осуществления  государственной власти построен на основе двух теорий: разделения властей  и единства власти. В связи с  этим возникает необходимость выяснить, либо эти концепции имеют разнонаправленность  и противоречат друг другу, либо они  связаны друг с другом и дополняют  одна другую, что и является, по нашему мнению, более убедительным, поскольку  известно, что развитие государственности  возможно лишь при обеспечении единства государственной власти, при разделении властных функций и полномочий между  органами власти, принадлежащих к  ее различным ветвям.
    Отсюда  следует, что народ как единственный источник и носитель власти, с одной  стороны, концентрирует в своих  руках всю власть, а с другой - самостоятельно через конституцию  государства определяет круг полномочий субъектов разных ветвей единой государственной  власти, т.е. степень концентрации и  деконцентрации, централизации и  децентрализации власти.
    Разделение  властей, в конечном счете - это разделение властных полномочий единой государственной  власти между государственными органами одного уровня, а также между субъектами власти соответствующих территориальных  единиц. В обоих случаях объектом является единая государственная власть. Усилия властных полномочий направлены на обеспечение прав и свобод граждан. Ведь именно стремление к обеспечению  свободы и прав граждан составляет общественную ценность власти, что  и служит, в свою очередь, основой  для вывода: разделение властей является гарантом демократии.
    Необходимо  различать разделение властей как  действительность, т.е. как реальное положение, и как идеал, т.е. который  представлял себе Ш.Монтескье. Практика показывает, что до сих пор ни в одном государстве разделение властей не является осуществлением идеала - даже в США, где, как порой  считается, разделение властей получило идеальную реализацию. В литературе верно подмечено, что "разделение властей было хорошей фразой, но опытные политики в Филадельфии  признали, что полное разделение невозможно. Вместо полномочий они разделили  людей"5. Действительно, сторонники теории разделения властей выдают желаемое за действительное, необоснованно полагая, что существует некое "идеальное" состояние государственного механизма, при котором в большей или меньшей степени, но в общем обеспечено фактическое, а не формальное равенство всех властей. К этому идеальному состоянию и следует стремиться. Однако на самом деле это состояние не достигнуто нигде в мире и, более того, недостижимо в принципе6, поскольку речь идет о единственной и единой государственной власти.
    Анализ  показывает, что многие правоведы  обоснованно критиковали и критикуют  неточность самого термина "разделение властей". Так, дореволюционные русские  авторы отмечали, что неверно говорить о разделении одной (единой) государственной  власти. Предлагалось использовать иные определения: "разграничение деятельности власти", "разграничение властей" (Н.Ворошилов)7, "распределение властей" (Ф.Кокошкин)8, "обособление властей" (В.М. Гессен)9.
    Ф.Кокошкин писал: "Монтескье вовсе не представлял  себе три ветви в виде 3 самостоятельных  субъектов или 3 отдельных воль государства. Слово "власть" он понимает иначе, чем немецкие юристы, и понимает гораздо более правильно с  юридической точки зрения"10. По мнению Ф.Кокошкина, Монтескье пишет не о разделении, а о распределении и не властей, а полномочий между ними. Он вовсе не представлял себе три ветви власти в виде абсолютно самостоятельных субъектов или трех совершенно отдельных воль государства. Эта мысль французского философа наиболее ярко и отчетливо выражена в афоризме его последователя, деятеля революционной эпохи Мунье: "Чтобы власти были действительно разделены, они не должны быть обособлены друг от друга"11.
    А.Н.Пилипенко  замечает, что Монтескье использует термин "distribution" - распределение, а не "se'peration" - отделение, разделение. Кроме того, слово "pouvoir" во французском  языке довольно многозначно и  помимо обозначения "власти", "органа" имеет и другой смысл - "полномочие". Говоря о власти, Монтескье пользуется термином "la puissanse", различая, таким  образом, власть и полномочие. Англо-американский вариант "separation of powers" также можно  перевести как "разделения полномочий"12.
    Таким образом, необходимо отметить тот факт, что предмет разногласия между  авторами заключается в том, чтобы  разделить власть или властные полномочия. Думается, что ни то и ни другое. Надо разделить функции единой государственной  власти, поскольку власть едина и  неделима, и как справедливо отметил  русский дореволюционный правовед А.С.Алексеев, в обратном случае несколько  равноправных властей в одном  и том же государстве и на одной  и той же территории привели бы к неизбежным и юридически непредотвратимым конфликтам и столкновениям из-за отсутствия высшей авторитетной власти. При существовании неравных властей  одна из них, согласно А.С.Алексееву, должна стать необходимостью выше других, и тогда эта высшая власть и будет верховной государственной властью, которой подчиняются остальные и которая не поддается разделению13. И действительно, если признать, что в государстве одновременно существуют три независимые власти, то мы должны признать также, что каждая из них обладает суверенитетом, чего не может быть, поскольку суверенитет является свойством единой государственной власти.
    Однако  отсюда нельзя сделать вывод, что  единство власти означает сосредоточение всей власти в руках одного человека или государственного органа. Надо различать единство власти и формы  обеспечения этого единства. В  юридической науке единство власти рассматривается в трех аспектах: социальное единство; организационно-правовое единство; единство принципиальных целей  и направлений деятельности всех государственных органов.
    Полагаем, что правильнее единство власти, прежде всего, рассматривать с точки  зрения единства содержания власти. Содержание государственной власти как важной общественной функции составляет управление делами общества. Управление есть процесс  реализации власти, т.е. при помощи управления власть из статического положения переводится  в динамическое положение. Иначе  говоря, управлять означает осуществлять власть.
    Получается, что управление является формой осуществления  власти, каковыми являются и руководство, организация, контроль, властвование, поскольку все они являются средствами воздействия на волю людей. Не случайно управление рассматривается как "целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное), организующее и регулирующее воздействие  людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и  через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.)"14.
    Уместно отметить, что власть сама по себе не воля, а определенное соотношение  одной воли с другой. Власть - это  возможность сделать волю одного (народа, социальной группы, партии и  т.д.) обязательной для другого. В  цивилизованных, правовых государствах таковым является только народ, чью  общую волю делить нельзя, потому что  она формируется и делается общеобязательной посредством принятия конституции  и других законов, это осуществляет в одном случае народ непосредственно, в других - через своих представителей. Все другие формы формирования общей  воли народа и придания ей общеобязательного  характера вытекают из первого. Иначе  говоря, исполнительная и судебная функции единой власти являются подзаконными функциями, так как должны осуществляться в соответствии с конституцией и  другими законами.
    Социальное  единство власти может наличествовать только в гражданском обществе, правовом, социальном государстве, где существует экономика с социальной направленностью, свободное предпринимательство, реальное равенство и защищенность со стороны  государства форм собственности, демократический  политический режим и т.д. Только в этом случае государство может  преобразоваться в социальное государство, ликвидировать социальное неравенство. В этом случае становится возможным  формирование легитимной власти, обеспечение  социального единства власти.
    Отсюда  вытекает, что необходимо различать  понятия "носитель", "источник власти" и "социальное единство", и при обсуждении вопроса о  единстве власти необходимо ударение поставить на носителе и источнике  власти, а не на социальном единстве, которое не всегда существует.
    Можно полагать, что единство государственной  власти, прежде всего, обусловлено: во-первых, источником и носителем власти; во-вторых, единством содержания власти; в-третьих, суверенитетом власти, который, как свойство власти, исключает существование в государстве другой суверенной власти, и это обеспечивается таким фактом: власть выступает как единая государственная власть, а не как государственная и общественная власть, что пытаются представить ряд авторов.
    Единство  власти рассматривается также с  точки зрения организационно-правового  единства. Уместно отметить, этот аспект единства государственной власти фактически не получил разработки, поддержки  со стороны ученых Запада. Он в основном детально разрабатывался и обосновывался  со стороны марксизма-ленинизма, где  отвергался принцип разделения властей. Правда, и здесь были разные подходы. Очевидно, государственно-властными  полномочиями - издание велений, обязательных для соответствующих адресатов  правовых актов, обеспечение их выполнения мерами воспитания, убеждения, поощрения  и защиты при помощи принудительной силы государств и т.д. - обладают все  государственные органы, независимо от их формы, и это не было предметом  разногласий. Предметом спора было то, что осуществление подобных функций  служит основой признания этих органов  в качестве органов государственной  власти. Одни авторы считали, что все  органы являются органами власти, а  по мнению других, органами власти являлись только Советы народных депутатов.
    Но, поскольку государство есть государственная  власть, то, следовательно, органы государства  являются органами власти, что не может  быть предметом дискуссий. Поскольку  понятие "государственный орган", прежде всего, связано с осуществлением государственной власти, государственно-властных полномочий, постольку государственная  власть материализуется в государственных  органах. Единство власти не означает, что она осуществляется только со стороны одного субъекта. Отвергая теорию разделения властей, социалистическое государствоведение, советская теория и практика государственного строительства  использовали идею разделения общественного  труда по управлению государственными делами, что является не чем иным, как возложением на государственные органы функций единой власти для осуществления своих целей в практической деятельности.
    Отсюда  следует, что непризнание теории разделения властей вовсе не означало, что отвергалось функциональное разделение властей. Основная проблема, на наш взгляд, заключается, во-первых, в том, что Советы были фактически безвластными органами и реальная власть находилась в руках правящей коммунистической партии, и во-вторых, не была разработана  система сдержек и противовесов.
    Принцип разделения властей предполагает действие механизма взаимосдерживания, взаимосогласования, взаимоконтроля различных ветвей власти, гарантируя при этом сохранение их самостоятельности и независимости. Отсутствие таковых качеств у  каждой из отраслей власти делает невозможным  действие механизма разделения властей.
    Конституционно-правовое регулирование подобного взаимодействия, основанного на принципе разделения властей, - необходимое условие эффективного функционирования государственного механизма. Таким образом, теория разделения властей  является принципом взаимоотношений  и кооперации государственных органов. По своей сути это не раздробление единой власти, а принцип построения государственной власти, структурно-функциональная характеристика ее организации, ее механизм.
    Принцип разделения властей является основой  структурного строения механизма государства, трансформируясь в функциональную дифференцированность полномочий органов  государственной власти.
    Исторически единство государственной власти понималось и реализовывалось различными способами, каждый из которых складывался в  конкретных исторических условиях и  в той или иной форме сохраняет  свое действие также и в современных  условиях. К ним можно отнести:
    1. Иерархический способ обеспечения  единства государственной власти (система строгого и безусловного  соподчинения органов государства  сверху вниз). Этот способ характерен  для неразвитых состояний власти  и сохраняет свое значение как частный компонент современных систем государственной власти, используемый в достаточно ограниченных формах.
    2. Обеспечение единства государственной  власти через приоритет одной  из властей. Такой способ обеспечения  единства государственной власти  был обоснован Д. Локком. В системе  государственной власти он выделял  законодательную, исполнительную  и федеральную власти и обосновывал  необходимость подчинения исполнительной  и федеральной ветвей власти  законодательной в целях обеспечения  единства и целостности всей  системы государственной власти. Указанный способ получил распространение  в государствах с парламентской  формой правления.
    3. Третьим и достаточно распространенным  способом обеспечения единства  государственной власти является  создание системы сдержек и  противовесов между разделенными  ветвями государственной власти, в рамках которой каждая власть  связана с другой таким образом,  что ни одна из них не  может подавлять другую, не может  осуществлять своих задач без  взаимодействия с остальными. Такой  способ обеспечения единства  государственной власти в свое  время был разработан Ш.Л.Монтескье  в обширном труде "О духе  законов" и получил свое  практическое осуществление в  США и ряде других стран.
    Механизм  сдержек и противовесов - это система  политико-правовых средств, позволяющих  одному органу государственной власти влиять на деятельность другого, что  осуществляется путем узаконенного проникновения в сферу его  деятельности и/или взаимного контроля.
    4. Можно полагать, что способом  обеспечения единства власти  является также наличие президентской  власти при полупрезидентской  форме правления, где основной  задачей президента является  обеспечение нормального функционирования  законодательной, исполнительной  и судебной властей15.
    Таким образом, в стране существует один субъект (народ) одной и единственной государственной  власти. Это - основное положение демократической  сущности правового государства  с республиканской формой правления. Поэтому власть не разделяется на какие-либо ее виды, формы, органы, должностные  лица, как все еще часто пишут  во многих научных исследованиях  и публицистике, а разделяется  ее осуществление с тем, чтобы  никто не мог присваивать власть в стране, осуществить захват власти или присвоение властных полномочий.
    Итак, условием обеспечения единства государственной  власти является надлежащая организация  взаимодействия разделенных властей  на всех уровнях осуществления государственной  власти, а разделение властей является организационной основой правового  государства и важным условием его  существования.
Глава 2 Законодательное  закрепление принципа разделения властей  в конституциях зарубежных государств.
    Мировой государственно-правовой практике известна разная глубина разделения властей  и соответственно разное "дозирование" полномочий высших органов государственной  власти. В целом в юридической  литературе утвердилось следующее  представление о существе этого  принципа. Единство и целостность  государства не позволяет ставить  вопрос о том, какая власть важнее и в силу этого должна обладать большими властными полномочиями. Ни одна из них не может существовать без двух других. В этом смысле бесплодны  попытки сосредоточить исполнительные функции на уровне власти законодательной, и наоборот16.
    Большинство ученых-юристов считает, что полное абсолютное разделение властей абсурдно, ибо вступает в противоречие с  перспективой выживания государства и сохранения политической системы. Но это говорит не против разделения властей, а в пользу осторожного и мудрого осуществления этого принципа без всяких нажимов и крайностей. В противном случае исчезают необходимые взаимосвязи и взаимодействия между ветвями власти, нарушается единство государственной власти.
    Способ  формирования органов исполнительной власти, субъект назначения и смещения министров, а также ряда других должностных  лиц зависит от формы правления. Так, например, конституции всех парламентарных республик наделяют главу государства  правом участия в формировании правительства. Ст. 92 итальянской Конституции гласит: "Президент республики назначает  председателя совета министров и  по его предложению министров"17. Еще категоричнее говорит об этом Конституция Дании: "Король назначает и увольняет премьер-министра и других министров. Он определяет их число и обязанности" (Параграф 14). В Конституции Королевства Нидерландов (редакция 1983 г.) сказано: "Премьер-министр и другие министры назначаются и смещаются Королевским Указом" (ст. 43). Примерно в таком же духе трактуют этот вопрос конституции других парламентарных республик. На практике же роль главы государства в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Он может назначить премьером лишь лидера победившей партии или главу партийной коалиции.
    Вместе  с тем из этого правила есть исключения. Например, в КНДР правительство  образуется высшим органом народного  представительства, а в Румынии  для назначения министров требуется  вотум доверия, выраженный парламентом18
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.