На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инвестиционная активность Южного Федерального Округа

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Содержание 
   Введение………………………………………………………………………..3
    Инвестиционная сфера российской экономики………………………….5
    Инвестиционная активность предприятий Южного Федерального Округа………………………………………………………………………..11
      Основные инструменты государственного стимулирования инвестиционной активности предприятий Южного Федерального Округа ………………………………………………………………………….17
      Пути улучшения инвестиционного климата Южного Федерального округа России………………………………………………………….26
    Заключение…………………………………………………………………..29
    Список  использованной литературы………………………………………..31
    Приложения…………………………………………………………………..33 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение
     Исследование  проблем инвестирования экономики  всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено  тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.
     Актуальным  в настоящее время является углубленное  теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро- и макроуровнях. Важной проблемой  выступает теоретическое обоснование  критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности  капитальных вложений и структурных  сдвигов в экономике, определения  приоритетов в отраслевой структуре  инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного  производства (собственно производства), производственной и социальной инфраструктур. В настоящее время экономика России все еще находится в состоянии перехода от плановой к рыночной. Этот сложный процесс реализуется в определенном времени и требует принятия большого количества решений относительно капиталовложений. Затянувшийся инвестиционный кризис затронул практически все регионы страны.
     Однако  в Южном Федеральном Округе  инвестиционный процесс имеет свои специфические особенности. Здесь инвестиционный спад принял более мягкие формы и сочетается с относительной инвестиционной активностью транспорта и связи.
     В регионе имеются благоприятные  условия для значительного притока  инвестиций.
     В связи с актуальностью проблемы инвестиционной активности в регионе этой теме посвящены множество исследований. Цель моей работы состоит в выявлении и исследовании проблем инвестиционной деятельности в Южном Федеральном Округе и ее развития в перспективе. Для достижения цели поставлены следующие основные задачи:
    Рассмотреть инвестиционную сферу российской экономики;
    Оценить инвестиционную деятельность в Южном Федеральном Округе, для чего рассмотреть такие факторы, как социально-экономический потенциал региона, собственный инвестиционный потенциал региона, внешние инвестиции в экономике региона, нормативно-правовая база привлечения инвестиций и уровень развития рыночной инфраструктуры;
    Рассмотреть основные инструменты государственного стимулирования инвестиционной активности предприятий Южного Федерального Региона;
    Выявить возможные пути развития инвестиционной деятельности предприятий региона.
     В первой главе  рассматривается инвестиционная сфера российской экономики поскольку  невозможно рассматривать экономические  процессы, проходящие в регионе, в  отрыве от экономики страны в целом.
     Вторая  глава курсовой работы посвящена оценке инвестиционной деятельности предприятий региона, рассмотрению основных инструментов государственного стимулирования инвестиционной деятельности Южного Федерального Округа, а также выявлению путей улучшения инвестиционного климата ЮФО.
     Одним из выходов из сложившегося экономического кризиса является повышение инвестиционной активности в будущем.  
 
 

    Инвестиционная  сфера российской экономики
     Исследование  проблем инвестирования всегда находилось в центре экономической науки. Это  обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом.
     Глубинные основы кризиса в народном хозяйстве  следует искать в тенденциях структурных изменений. В периоды эволюционного развития последние отличаются инерционностью, однако, в условиях кризиса их темпы многократно ускоряются, приобретают черты хаотичности, вызывая цепочку экономических и социальных противоречий.
     За  годы реформ наиболее значительные сдвиги произошли в отраслевой структуре народного хозяйства, вызванные неравномерными темпами снижения производства и инвестиций в отдельных секторах. Прежде всего, намного сократилась доля производственной сферы при соответствующем увеличении удельного веса сферы услуг. В структуре производства промышленной продукции произошло изменение соотношения между добывающими и обрабатывающими отраслями в пользу первых. Особенно значителен рост удельного веса топливно-энергетического комплекса. Разбухание топливно-сырьевого комплекса происходило в ущерб потребительского и инновационно-инвестиционного секторам. Экономика оказалась неспособной удовлетворить потребности населения в продовольствии, промышленных товарах и услугах и обеспечит на только расширенное, но и простое воспроизводство, обновление основного капитала.
     В числе других негативных тенденций - существенное снижение роли машиностроения, АПК и широкого круга отраслей, производящих потребительские товары. Заметно сдали позиции лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность стройматериалов, а также химическая и нефтехимическая отрасли. Ухудшилась технологическая структура экономики. Сократилась доля передовых технологий.
     Кроме отмеченных негативных моментов, необходимо учитывать значительное качественное отставание отечественных технологий от мировых аналогов. Решение данных проблем определяет уровень экономического развития. Сейчас, когда снижается инвестиционная активность, необходимо значительно ускорить темпы обновления производства за счет внедрения перспективных технологий, техники, инноваций.
     Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной  движущей силой развития общественного  производства и тесно взаимодействуют  с инвестиционной деятельностью.
     Инвестирование  средств в инновационный сектор производства позволит повысить уровень общественного производства, улучшить качество продукции, способствует созданию социально-привлекательных рабочих мест с высоким уровнем оплаты. Новые технологии обеспечивают повышение доходов предприятия. Рост налоговых поступлений в казну государства позволит увеличить долю инвестируемых средств, направленных на социальную сферу (жилищное строительство, медицина, наука, образование). Повышение активизации деятельности социально-ориентированной политики государства способствует разрешению многих социальных проблем и установлению более гармоничного развития общества.
     Российская  Федерация, имея численность населения  в 1,9 раза меньшую, чем США, своей бюджетной системой (федеральным бюджетом и всеми бюджетами регионов) консолидирует в 25 раз меньше финансовых ресурсов, чем американская. Следствием этого являются и крайне ограниченные возможности социальной защиты населения, финансовой поддержки регионов, инвестиционных вложений в производство.
      Главный путь преодоления противоречий и  факторов, провоцирующих снижение эффективности  бюджетной системы страны, лежит  в области оздоровления финансов предприятии.
      Интересы  России и ее субъектов смыкаются  в том, чтобы совместными усилиями преодолеть кризис производства и финансовой системы, встать на путь наращения бюджетного потенциала страны за счет использования ее огромных возможностей и стратегических ресурсов, усиления контроля над финансовыми потоками, особенно за теми, которые «утекают» за рубеж.
      В настоящее время в России сложилась  ситуация. характеризующаяся утратой  доверия населения (потенциальных  инвесторов) к каким-либо вложениям, связанным с государством. Негативное влияние этого фактора на стабильность федеральной и региональной экономики очевидно. Мировой опыт показывает, что если иностранный инвестор покидает страну, то рынок поддерживает внутренний вкладчик. К сожалению, в Российской Федерации основная ставка по-прежнему делается на иностранные фирмы.
      По  моему мнению, массовый приход иностранных  инвесторов в Россию не произойдет до тех пор, пока государству не удастся вернуть доверию к рынку со стороны своих граждан; в свою очередь, это доверие  может стать шагом вперед на пути к экономическому росту, обеспечению экономической безопасности страны. Если граждане России, лучше иностранцев знающие политическую и экономическую ситуацию в стране, будут продолжать расходовать свои сбережения на покупку иностранной валюты, вместо того, чтобы вкладывать их в отечественную экономику, то не имеет смысла надеяться на поступление иностранных инвестиций.

      В условиях формирования рыночной модели хозяйствования государственная региональная инвестиционная политика базировалась на общих принципах децентрализации инвестиционного процесса. Реализация этого курса на практике применительно к регионам явилась основой возрастания их роли в инвестиционном процессе и активизации их собственной инвестиционной политики.

     При последовательном сокращении доли федерального бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал доля бюджетов субъектов Российской Федерации, и местных бюджетов продолжала держаться на уровне немногим выше 10%.1

     Вместе  с тем активизация собственной  инвестиционной политики регионов имеет и ряд других причин. Среди этих причин: попытки преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства, элиминировать непоследовательность инвестиционной политики центра, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в локальных рамках региона.

     Региональные  органы власти стали проявлять значительную активность в улучшении инвестиционного  климата, создании зон наибольшего  благоприятствования, предоставлении различных налоговых льгот, развитии лизинговой деятельности, кредитной поддержки инвестиций.

В целом  процесс формирования регионального  инвестиционного права был направлен  на совершенствование и дополнение в рамках компетенции региональных органов власти федеральной нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности. Вместе с тем анализ показывает наличие существенных различий в ранних и более поздних законодательных актах: если первые законодательные акты были нацелены в основном на привлечение иностранных инвестиций, то последующие документы определяли условия, благоприятные для всех типов инвесторов. В определенной степени это явилось отражением постепенного отхода от младореформистской трактовки иностранных инвестиций как решающего фактора экономического развития и признания того факта, что масштабный приток иностранных инвестиций, как правило, следует за возобновлением внутренних инвестиций в результате создания благоприятных и стабильных условий в стране.

     Имел  возможность в рамках существующего  федеративного устройства России вести  собственную инвестиционную политику, создавать и реализовывать различные схемы стимулирования инвестиций, региональные власти накопили за период рыночного реформирования значительный опыт в сфере инвестиционного сотрудничества, и их роль в этом процессе в последнее время все усиливается.

     В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующие  основные элементы:

    разработка  и принятие пакета законодательных  и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;
    предоставление  гарантий сохранности частного капитала;
    предоставление  налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;
    создание  организационных структур по поддержке  инвестиционной деятельности;
    содействие  в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;
    выдача  гарантий и поручительств коммерческим банкам, финансирующим инвестиционные проекты;
    мобилизация средств населения посредством  выпуска муниципальных ценных бумаг;
    содействие  становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры.

     С активизацией инвестиционной политики регионов возникает ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных  противоречий. В их числе усиление конкуренции за привлечение инвестиционного  капитала, возрастание дифференциации уровней социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционного пространства. Эти противоречия достаточно тесно взаимосвязаны.

     Российские  регионы характеризуются высокой  степенью экономической неоднородности, а следовательно, и различием возможностей привлечения инвестиционных ресурсов. Анализ региональной структуры инвестиций свидетельствует о неравномерном распределении средств: предпочтения инвесторов связаны в основном с вложениями ресурсов в крупные центры с развитой рыночной инфраструктурой, со сравнительно высокой платежеспособностью населения, а также в сырьевые регионы. Рост самостоятельности регионов в проведении региональной политики инициирует усиление конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий для его использования. Это имеет не только позитивные, но и негативные последствия.

     Дифференцированность  инвестиционной среды, многообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения  проектов затрудняют активизацию инвестиционного  процесса. Анализ фактологического и  статистического материала свидетельствует  о продолжающихся процессах вывоза отечественного капитала, отсутствии масштабного притока иностранных  инвестиций и т.д.

     Для инвесторов, особенно иностранных, первостепенное значение имеют стабильность и транспарентность экономики государства в целом, поэтому при принятии инвестиционных решений учитываются в первую очередь не региональные, а страновые риски. Мировой опыт показывает, что основные потоки средств стратегических инвесторов устремляются не столько в места, где созданы максимальные налоговые льготы, сколько в страны, экономика которых стабильно и последовательно развивается на собственной, внутренней основе, так как здесь можно рассчитывать на сохранность вложений, устойчивую прибыль и дальнейшие перспективы.

    Инвестиционная  активность предприятий  Южного Федерального Округа

     Регион-субъект  РФ представляет собой сформировавшуюся социально-экономическую систему  и в то же время выступает подсистемой  социально-экономического комплекса  страны. Важнейшие его признаки таковы: историческое прошлое территориальной общности; природно-ресурсный потенциал; комплекс экономических, социальных, политических и межнациональных отношений; наличие территориальных границ и территориальных органов управления. Кроме того, регион-субъект РФ обладает правом на саморазвитие и является неотъемлемой частью единого экономического, правового, территориального пространства Российской Федерации.

     Инвестиционная  привлекательность региона является основой принятия инвестиционного решения. От ее реальности зависят последствия как для инвестора, так и для экономики региона и макроэкономики в целом. Чем сложнее ситуация, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата на уровне макроэкономики и региона. Отметим, что история оценок инвестиционной привлекательности или инвестиционного климата стран мира насчитывает более 30 лет. Первые такого рода оценки были разработаны и применены западными экспертами в середине 60-х годов.

     Одной из первых оценок в этом направлении  стало исследование Гарвардской школы бизнеса. В основу сопоставления была положена экспертная шкала, включавшая следующие характеристики каждой страны: законодательные условия для иностранных и национальных инвесторов, возможность вывоза капитала, состояние национальной валюты, политическая ситуация в стране, уровень инфляции, возможность использования национального капитала.

     Очевидно, что создание благоприятного инвестиционного  климата в России является одним  из важнейших условий привлечения  инвестиций и последующего экономического роста страны.

     Россия - страна настолько резких межрегиональных  экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный  инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционном климате может выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования. Появление в России вместо одного и единственного инвестора - государства - множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов, а также приход на российский рынок иностранных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной привлекательности регионов России. Однако, так как регион или, точнее говоря, субъект федерации имеет существенные отличия от страны или государства в целом, то механическое перенесение известных и апробированных в международной практике методологических подходов оказалось невозможным.

     Регионы России сильно дифференцированы по соотношению  инвестиционного риска и потенциала. (Приложение 2)

     Южный Федеральный Округ – одна из наиболее привлекательных в инвестиционном плане и динамично развивающихся  территорий страны. Однако инвестиционный потенциал регионов, входящих в Южный федеральный округ, неодинаков. Федеральные и региональные власти прилагают значительные усилия, чтобы если не выровнять ситуацию в областях и республиках ЮФО, то, по крайней мере, сгладить наиболее явные диспропорции в их социально-экономическом развитии. Решение этих задач осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Юг России» и других целевых программ.

     В Краснодарском крае, как известно, сейчас случился инвестиционный бум, связанный  во многом с подготовкой к предстоящей  в 2014 году Олимпиаде в городе Сочи. Но не менее оживленная инвестиционная деятельность наблюдается и в Ростовской области. Этот регион имеет хорошие перспективы с точки зрения географического положения и природных ресурсов, концентрации промышленности, и в том числе инновационного потенциала. В несколько худших условиях пока находятся Волгоградская и Астраханская области, существенно потерявшие в развитии за 90-е годы. Волгоградская область была в основном индустриальным регионом. Все крупные заводы, которые там расположены, на сегодняшний день только восстанавливаются, и новые производства еще не в полной мере развиты. Что касается Астраханской области, это сегодня очень привлекательный с точки зрения инвестиций регион. И хотя по темпам развития он, конечно, значительно уступает Краснодарскому краю, но, тем не менее, там есть немало интересных инвестиционных проектов – и в нефтегазовом комплексе, и в транспортно-логистическом, и в сельском хозяйстве, – которые, как мы рассчитываем, позволят существенно улучшить социально-экономическую ситуацию в этом регионе. Кроме того, у области имеется хорошая перспектива сотрудничества с прикаспийскими государствами: с Казахстаном, Туркменией, Азербайджаном и Ираном. Значительно хуже ситуация в северокавказских республиках. Безусловно, здесь определенную роль играет фактор нестабильности, напряженности. Но на сегодняшний день положение качественно меняется по сравнению с тем, что было четыре-пять лет назад. Появляются интересные инвестиционные проекты, связанные и с производством строительных материалов, и с сельским хозяйством, и с развитием других видов производств, в том числе глубокой переработки. Такие же позитивные перемены, хотя и не в столь значительной степени, происходят и в Чеченской Республике, потому что те усилия, которые были затрачены, в том числе и федеральным центром, на восстановление экономики и социальной сферы, дали свой положительный эффект.

     Оценка  инвестиционного климата Юга  России определяется целым рядом взаимодействующих между собой условий и факторов.
     В стратегическом плане в пользу инвестиционной привлекательности региона, конечно, выступает геополитическое положение  Юга России в целом, и Северного Кавказа, в особенности. Еще академик Юрий Жданов назвал Юг России «солнечным сплетением Евразии». Действительно, регион лежит на перекрестке стратегических транспортных путей, соединяющих Запад с Востоком и Север с Югом Евразийского континента.
     Кроме международного транспортного узла, Юг России выполняет и важные макроэкономические, народнохозяйственные и магистрально-инфраструктурные функции. Этот регион можно назвать  «шлюзом», который через свои южные  торговые ворота, с незамерзающими портами Черного и, частично, Азовского  и Каспийского морей соединяет  отечественную экономику с системой мирохозяйственных связей.

     С моей точки зрения, там целесообразно вложение инвестиций в развитие магистральной транспортной инфраструктуры.

     Необходимо  отметить, что в регионы округа, где имеются перспективные предприятия топливной, металлургической, химической промышленности и машиностроения (в первую очередь Волгоградскую, Астраханскую, Ростовскую области), в последние годы стал активно перетекать капитал российских финансово-промышленных групп из других регионов страны, специализирующихся на экспорте углеводородного сырья и металлов, а также на операциях на финансовых рынках. (Приложение 1)
     Однако  решая проблему дефицита инвестиций, процесс перехода контроля над промышленностью Юга России в руки трансрегиональных компаний порождает новые трудности. Подчас этот переход сопровождается "акционерными войнами", приводящими к дестабилизации производства. Полученная прибыль нередко выводится за пределы регионов, а толлинговые операции и трансферные цены сокращают поступления в бюджет территорий. Модернизация предприятий, как правило, приводит к их перепрофилированию, сокращению числа рабочих мест и увеличению социальной напряженности.
     Несомненно, что из финансово-промышленных групп, которые нацелены на осуществление стратегических инвестиционных проектов и имеют планы длительного присутствия в регионах, играют позитивную роль в развитии и интеграции экономики округа, а также в формировании инновационных процессов. Однако зачастую их деятельность сводится к спекулятивным сделкам, целью которых является банкротство предприятий, скупка акций, а затем выгодная перепродажа. В связи с тем, что приток капитала в регионы ЮФО будет происходить и дальше, весьма актуальной является выработка правовых механизмов, способствующих достижению баланса территориальных и корпоративных интересов.
     Особенности инвестиционных процессов на Юге  России также определяются сложившейся отраслевой структурой экономики, где преобладают агропромышленный, топливно-энергетический, машиностроительный и транспортный комплексы. Объективно и исторически сложившийся приоритет сельского хозяйства, дотационность бюджетов и дефицит собственных инвестиционных ресурсов обусловливают также то, что направления и масштабы инвестиционной деятельности в Южном федеральном округе весьма зависимы от внешних факторов. Таким образом, ситуацию в округе следует рассматривать в общем контексте инвестиционных проблем страны.
Как и  во многих других регионах страны, инвестиционный процесс на Юге России очень неустойчив. Это объясняется неравномерностью территориального размещения и динамики ввода крупных и крупнейших объектов, источниками финансирования которых в основном являются бюджетные средства и средства крупных финансово-промышленных компаний.
     Безусловно, важным стратегическим фактором привлечения  инвестиций на Юг России является реализация олимпийского проекта «Сочи-2014». Кроме прямых инвестиций в строительство олимпийского комплекса, предполагается развитие дорожно-транспортной инфраструктуры не только Краснодарского края, но и всего региона.
     Естественно, геополитическое положение Краснодарского края, а также реализация проекта «Сочи-2014», создают ему сравнительные преимущества с точки зрения инвестиционной привлекательности, однако и в других регионах Юга России есть свои серьезные потенциальные конкурентные позиции.
     Речь, прежде всего, может идти о развитии высоких технологий в наукоемком секторе обрабатывающей промышленности Ростовской области. Значительный инновационно-производственный потенциал этого региона сосредоточен в Приазовской агломерации, включающей Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Азов и так далее. С моей точки зрения, там имеется солидная промышленно-производственная база, кадровый, научный, технологический и информационно-ресурсный потенциал, уже созданы или формируются Центр нанотехнологий, технопарки, Центр трансферта высоких технологий.
     Однако  до сих пор регион ориентирован на развитие добывающих отраслей топливно-энергетического комплекса и развитие транспортной инфраструктуры. Развитие же высокотехнологичного комплекса наукоемких производств обрабатывающих отраслей, по моему мнению, могло бы исправить деформацию в отраслевой структуре экономики региона и предотвратить сползание региона на позиции мировой периферийной провинции.
     Это направление представляется мне  перспективным не только с позиции интересов макроэкономической политики России, но и создания благоприятных условий развития социума региона.
     Наряду  с этим, перспективной представляется инвестиционная поддержка промышленного кластера Волгограда, развитие газоконденсатного комплекса Астрахани и обустройство рекреационно-туристского и оздоровительного комплексов в регионе Кавказских Минеральных Вод с прилегающими территориями сопредельных республик Северного Кавказа и Приазовского побережья.
     За несколько лет инвестиционный климат ЮФО заметно улучшился. Это произошло за счет реализации новых инвестиционных проектов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.