На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление рынком труда и занятостью на муниципальном уровне

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
      высшего профессионального образования
      «Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления»
      (ФГБОУ  ВПО ВСГУТУ)
      Кафедра «Экономическая теория, национальная и мировая экономика» 
 
 

      Курсовая  работа
      по  дисциплине:
      Управление  рынком труда и занятостью на муниципальном уровне 

      На  тему:
      Социальная  поддержка безработных и ее основные элементы 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Раднажапов А.Е
Студент группы №5187
      Проверил: Алексеев А.А.
      к.э.н., ст. преподаватель 
 

      г. Улан – Удэ
      2011 г.
      Содержание 

      Введение
      Глава 1. Социальная поддержка безработных и ее основные элементы…………………………………………………………………………...5
      1.1. Понятие социальной поддержки безработных…………………….5
      1.2. Понятие безработного, порядок и  условия признания граждан безработными……………………………………………………………………8  

      Глава 2. Психологическая поддержка безработных как основной элемент социальной поддержки безработных…………………………………12
      2.1 Понятие психологической поддержки безработных……………….12
      2.2 Порядок осуществления психологической поддержки как государственной услуги…………………………………………………………17 

      Глава 3. Предоставление государственной услуги по социальной и психологической поддержке безработных в Республике Бурятия…………24
      Заключение………………………………………………………………..28
      Список использованных источников……………………………………29 

 

       Введение 

     С переходом страны к новым формам экономической жизни и появлением нового для нашего общества социально-экономического явления безработицы со всей остротой встала проблема ее влияния на психическое состояние человека и необходимость поиска адекватных мер коррекции ее негативных последствий.
     В отечественной и зарубежной литературе отмечались негативные последствия  безработицы, проявляющиеся в росте  уровня заболеваемости и смертности, числа самоубийств, алкоголизма и разводов. В целом, у многих безработных снижаются способности адаптироваться к новым и сложным для них жизненным условиям.
     Оказание  эффективной помощи таким клиентам службы занятости осложняется из-за отсутствия целостного, достаточно проработанного методологического подхода к определению содержания, форм и методов психологической поддержки.
     Государственная услуга по социальной поддержке безработных граждан направлена на повышение конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности безработных граждан к существующим условиям реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния, полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации.
     Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью такой государственной услуги как социальная и психологическая поддержка безработных для решения проблемы занятости.
     Цель курсовой работы - раскрыть сущность социальной поддержки безработных.
     Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность осуществления психологической поддержки безработных; проанализировать порядок осуществления психологической поддержки безработных как государственной услуги; выявить сущность социальной поддержки безработных; рассмотреть порядок предоставления психологической и социальной поддержки безработных в республике Бурятия.
     При выполнении работы был изучен ряд  учебной и научной литературы, такой как: "Технология поиска работы" под редакцией Рыковой Е.А., "Рынок труда. Занятость. Безработица" под редакцией Павленкова В.А., "Рынок труда и доходы населения" - учебное пособие под редакцией Волгина Н.А. и др.
 

       Глава 1. Социальная поддержка безработных  и ее основные  элементы. 

      1.1 Понятие социальной поддержки .
     Социальная  поддержка - это система социально-психологических  способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению  личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
     Рассматривая  этот вопрос, необходимо остановиться на определении статусных ролей  безработного и вытекающих отсюда типов  поведения на рынке труда. Здесь  можно выделить два варианта.
     Первый  состоит в том, что статусно-ролевое  поведение безработного обусловлено  не только и даже не столько экономическими (материальными) мотивами, сколько нормативно-ценностной сферой социального действия. А, как  известно, именно социокультурные аспекты общественных отношений являются наименее динамичной (наиболее консервативной) составляющей социальной структуры. Отсюда становится более понятным поведение некоторых безработных, предпочитающих сохранять статусные позиции своей профессии и отказывающихся от переобучения или от "неподходящей", хотя и более высокооплачиваемой работы. Безусловно, в социальных действиях нормативно-ценностный аспект определяется психологией безработного.
     Второй  заключается в том, что поведение  индивида строится с ориентацией на реакцию социальной среды. В этом плане социальная роль безработного включает в себя, с одной стороны (со стороны прав), ожидания по поводу действий по отношению к нему со стороны службы занятости, а значит, и социума, а с другой стороны (со стороны обязанностей), ожидания других, т.е. общества и службы занятости, по поводу поведения безработного, соответствующего его статусу. Ожидания безработного, обусловленные его социальным статусом, связаны с получением социальной и психологической поддержки, т.е. с содействием в получении работы, материальной помощи и т.д. Вместе с тем ожидания непосредственного окружения безработного, службы занятости и общества в целом связаны с целеустремленностью и активностью безработного при поиске работы, а также с его возможной социальной мобильностью.
     В решении совокупности проблем, с  которыми сталкивается специалист службы занятости, вступая во взаимодействие с безработным, выделяются несколько  разных подходов.
     Первый  подход - гуманитарный. Его характерную особенность можно кратко сформулировать, используя известную фразу "Клиент всегда прав". В данном случае речь идет о посетителе службы занятости. Для организации практической работы специалиста службы занятости это означает не установленный временной интервал приема посетителя и психологическое обслуживание (снятие стрессового состояния, в котором находится подавляющее большинство безработных). Приоритет в данном случае отдается правам безработных1.
     Второй  подход - формальный. В данном случае имеется в виду строгое и формализованное отношение к посетителям службы занятости. Такой подход базируется на предположении, что все безработные, не устроившиеся на работу при наличии любых вакансий, просто не хотят работать. Как известно, многие социальные нормативы, предусмотренные действующим законодательством, не имеют строго фиксированных значений, а действуют в определенных пределах, и поэтому решение проблем возможно в соответствии с жестким соблюдением действующего законодательства. Здесь речь идет и о начислении пособия, и о проверке правильности заполнения необходимых документов, и о строгости контроля посещения безработным службы занятости, и об активности самостоятельного поиска работы, и о "транспортной доступности" предлагаемого рабочего места, и о многом другом.
     Третий  подход - функциональный. Он основывается на оптимальном сочетании гуманистических  и формализованных моментов в  рамках действующего законодательства. Применительно к взаимоотношениям безработного и службы занятости  это означает, что фиксированное время на прием специалистом посетителя (ищущего работу или безработного) не исключает их психологического взаимодействия. Здесь прослеживаются два варианта.
     Во-первых, инициатива специалиста в плане  снятия у посетителя стрессового  состояния и психологического напряжения может не уложиться в отведенное для приема время. Здесь организуется проведение семинаров для безработных по проблемам межличностных коммуникаций, по правовым и психологическим аспектам трудоустройства, действуют клубы поиска работы, проводится индивидуальное психологическое консультирование и др.
     Во-вторых, с учетом разнообразных форм специальной  социально-психологической поддержки  безработных применение специалистами  психологических знаний и навыков  должно быть направлено главным образом на установление рабочего контакта с посетителем.
     Помощь, оказываемая службой занятости, не может быть одинаковой для всех безработных. Разные стратегии разрешения кризисной ситуации потери работы, выбираемые индивидами, определяют меру участия службы занятости в психологической адаптации безработных. Степень адаптивности (приспособленности) социального поведения безработного можно оценить по тому, чувствует ли он себя жертвой или хозяином положения, в котором находится. Характер процесса принятия решения о смене профессии обусловлен интегральным личностным свойством, отражающим степень ее социализации, сформированными нормами и принципами социального поведения. Индикатором тут выступает локус контроля, введенный в науку Дж. Роттером. Под локусом контроля понимают свойство личности, ее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным усилиям. Исследования о влиянии локуса контроля на поведение людей показывают, что чем сильнее человек возлагает ответственность за свою занятость на государство (в лице СЗН), тем дольше он остается без работы и, следовательно, больше мера участия службы занятости в психологической адаптации безработных. Задача службы занятости состоит в переориентировании безработных (насколько это возможно) с неадаптивными стратегиями поведения на компенсаторную линию поведения2. 

      1.2. Понятие безработного, порядок и  условия признания граждан безработными. 
      На  основании ст. 3 Закона РФ «О занятости  населения в РФ» — безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, в Постановлении Правительства РФ от 22.04.1997 г. №458, добавлен ещё один критерий признания гражданина безработным, помимо перечисленных в Законе «О занятости» — это не трудоустроенность в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы.
      Решение о признании гражданина, зарегистрированного  в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня  предъявления органам службы занятости  паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.
      В случае представления справки о  среднем заработке за последние  три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод  иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.
      При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня  их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
      Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании  его безработным дополнительно  предъявляет индивидуальную программу  реабилитации инвалида, выданную в  установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
      Безработными  не могут быть признаны граждане:
      - не достигшие 16-летнего возраста;
      которым в соответствии с законодательством  Российской Федерации назначена  трудовая пенсия по старости (часть  трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона «О занятости», либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
      Граждане, которым в установленном порядке  отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение  в органы службы занятости через  один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
      Правовой  статус безработного гражданина состоит  из прав и обязанностей, которые  носят корреспондирующий характер. Праву безработного гражданина на получение  подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы.
      В свою очередь, орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.
      В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О занятости  населения в Российской Федерации» безработные граждане имеют право  на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.
 

      Глава 2. Психологическая поддержка безработных как основной элемент социальной поддержки безработных  

      2.1 Понятие психологической поддержки безработных 

     В литературе, посвященной вопросам профориентации и психологического консультирования, несмотря на широкое распространение термина "психологическая поддержка", не имеется четкого содержательного его определения. В данной работе психологическая поддержка рассматривается как заданное воздействие на клиента в целях коррекции его психического состояния для облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новом рабочем месте.
     Как отмечают специалисты службы занятости, после увольнения трудовая активность людей в целом снижается. Для безработных характерны пассивность и иждивенческая позиция. По данным социологических исследований, более половины безработных не участвуют ни в одной из форм занятости. Молодые безработные относятся к своему положению как временному явлению, выход из которого произойдет без дополнительных усилий с их стороны, при помощи родителей, знакомых, государственных служб. Подобная позиция характерна и для части безработных женщин. В решении своих жизненных проблем они проявляют недостаточную активность и редко берут на себя ответственность за изменение существующей ситуации.
     Хроническая безработица приводит к тому, что  люди, оставшиеся на длительное время без работы, испытывают чувство неполноценности, депрессию, стресс, утрачивают основные жизненные ориентиры, становятся безразличными ко всему. Находясь в постоянной ситуации неопределенности и будучи крайне неуверенными в себе, хронические безработные испытывают моральное и духовное уничижение, ощущают отстраненность от полноценной жизни. Наблюдается отчетливая тенденция увеличения среди безработных доли тех, кто в поисках средств решения жизненных проблем готов заниматься незаконной деятельностью (рэкет, проституция, торговля наркотиками, воровство мошенничество, браконьерство и т.п.).
     У длительно безработных граждан  резко ограничивается возможность отстаивать свои права и интересы, снижается уровень референтности по отношению к прежним коллегам и повышается по отношению к родственникам, товарищам по поиску работы и т.д.
     В течение многих десятилетий для  большинства людей была характерна высокая референтность по отношению к коллегам (неформальные отношения, совместное времяпрепровождение и отдых, помощь коллектива и предприятия в решении возникающих жизненных проблем). Материальное и моральное стимулирование сотрудников к длительной работе на одном предприятии также укрепляло эти связи. Проявляемое ранее государством поощрение привязанности работника к одному рабочему месту укоренило в сознании многих людей отрицательное отношение к смене места работы, тем более сферы профессиональной деятельности. Усвоенное человеком за многие годы превратилось в образ жизни, потеря которого воспринимается как жизненная катастрофа3.
     В то же время в ситуации длительной безработицы происходит снижение субъективной значимости профессиональной деятельности. Поэтому в качестве компенсирующего фактора у безработных женщин усиливается ориентация на психологическое самоутверждение в деятельности по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства.
     Долгое  отсутствие работы неизбежно сопровождается изменениями в поведении человека. Наиболее простыми являются изменения, носящие внешний характер и относящиеся, например, к организации дня. Когда у безработного появляется много свободного времени, режим дня теряет для него актуальность: человек поздно ложится и поздно встает. Он может опоздать на назначенную встречу, неоправданно затягивать беседу с работником службы занятости и т.д. Подобные действия безработного являются следствием естественной утраты временных ориентиров.
     Меняется  также пространственная организация  поведения. Для безработного становится несущественным разделение пространства на домашнее и рабочее.
     Оказавшись  в состоянии безработицы (тем более хронической), люди теряют ощущение принадлежности к какой-либо социальной группе, то есть происходит маргинализация. Новые (связанные с изменениями социально-экономической структуры и безработицей) маргинальные группы определяет как социально - профессиональные группы в современной социальной структуре, переживающие наиболее значительные, интенсивные, масштабные изменения своего положения по отношению к прежней системе социальных отношений, обусловленные внешними, кардинально и необратимо изменившимися социально-экономическими и политическими условиями.
     Степень маргинальности определяют прежде всего характеристики и значимость ситуации, в которой находится индивид (является ли эта ситуация постоянной и центральной частью его жизни), и степень его адаптации. Объективные показатели степени маргинальности - продолжительность, неизменность ситуации, обусловленность внешними обстоятельствами, фатальность (отсутствие возможностей изменить ее или ее составляющие в положительном направлении); субъективные показатели - возможности и мера адаптации, самооценка вынужденности или добровольности изменения социального положения, повышения или понижения своего социально-профессионального статуса, преобладание пессимизма или оптимизма в оценке перспектив4.
     На  степень маргинальности влияет психологическая неготовность к смене занятий, изменению положения, а также способность переучиваться, способность к перемене работы, подработкам, занятию малым бизнесом, открытию своего дела, самозанятости, к смене места жительства и другим видам мобильности; возраст, семья, наличие работников, дополнительных источников дохода (приусадебное хозяйство и т.п.), знакомства, связи исследования показывают, что адекватно оценить ситуацию на рынке труда и свои шансы труднее работникам, имеющим большой производственный стаж и высокий уровень образования, квалификации. Кроме того, высокий уровень образования часто является психологическим фактором, затрудняющим переобучение. Конъюнктура российского рынка труда сейчас такова, что подавляющее большинство вакансий - это рабочие профессии, поэтому возможность трудоустройства чаще всего связана с понижением профессионального статуса.
     Среди безработных женщин больше всего  специалистов с высшим образованием в основном в возрасте 35-45 лет. Особенности этой группы определяются высоким образовательным и профессиональным уровнем, а также стремлением поддержать свой социально-психологический статус. Поэтому стрессовое состояние женщин, потерявших работу, усугубляется невостребованностью обществом их знаний и имеющегося профессионального опыта. Таким образом, получается, что именно женщины с высшим образованием имеют сегодня наибольшие шансы потерять работу и, напротив, наименьшую вероятность повторного трудоустройства в соответствии с полученной профессией.
     Многие  женщины более подвержены действию стереотипов, более инертны, проявляют меньшую активность при поиске работы, уровень их профессиональной и социальной мобильности снижен.
     Кроме того, их приверженность к прежней  профессии часто носит не содержательный, а, скорее, инерционный характер. Для поведения большинства безработных на рынке труда характерны социальный и профессиональный консерватизм, неуверенность в собственных силах и возможностях, низкая социально-профессиональная мобильность, тревога о сохранении семьи в связи с профессиональным успехом (у женщин).
     Типичен для многих безработных синдром "выученной беспомощности" - делегирование ответственности за решение проблем своей профессиональной занятости различным социальным институтам.
     Длительная  безработица приводит к увеличению маргинальной прослойки, формированию личности, очень быстро деградирующей. Безработный, который активно не ищет свое место на рынке труда, не борется за достойное существование, а рассчитывает лишь на пособие, деградирует как работник, как человек. Привычка жить на пособие сродни наркомании: появляется легко, отвыкнуть от нее сложно. Чем дольше человек является безработным, тем тяжелее ему восстановить себя как активную самостоятельно действующую личность.
     Вместе  с тем нынешняя социальная ситуация диктует необходимость мобильной перестройки поведения и установок личности, изменения иерархии ценностей и критериев жизненного успеха. Таким образом, сложность проблемы заключается в том, что внутренний мир человека с его ценностями и установками имеет свойство инерционности, стремление к устойчивости и сохранению своего внутреннего состояния.
     Реализация  данного воздействия может быть осуществлена на нескольких уровнях:
     мотивационном как повышение активности человека, актуализация потребности в работе, в самопознании и саморазвитии;
     когнитивном как повышение самооценки, коррекция  представлений человека о самом себе;
     эмоциональном как коррекция текущего состояния  клиента и формирование умений саморегуляции;
     поведенческом как формирование эффективных умений и навыков.
     В соответствии с таким подходом основными  задачами психологической поддержки в службе занятости являются:
     коррекция психического состояния безработных  снятие эмоционального
     напряжения  для обеспечения эффективности  профконсультации;
     социально-психологическая  адаптация граждан (переоценка жизненной ситуации и формирование у клиентов позитивной жизненной перспективы);
     обучение  умениям и навыкам эффективного поведения на рынке труда.
     Практическая  необходимость решения указанных  задач обусловлена психическим  состоянием и особой жизненной позицией, характерной для российских безработных.
     Поэтому в работе с безработными необходимы мероприятия, направленные на коррекцию  их состояния, повышение активности и ответственности5. 

      2.2 Порядок осуществления психологической поддержки как государственной услуги 

     Государственную услугу предоставляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственные учреждения службы занятости населения.
     Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, организуют, осуществляют, обеспечивают и контролируют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации деятельность государственных учреждений службы занятости населения по предоставлению государственной услуги.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.