На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Франчайзинг как форма взаимодействия крупного и малого бизнеса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ.
Пензенский  государственные университет
архитектуры и строительства.
Институт  экономики и менеджмента
Кафедра «Маркетинг и экономическая теория»  
 
 

Курсовая  работа
По курсу  «Микроэкономика»
На тему: «Франчайзинг как форма взаимодействия крупного и малого бизнеса». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Пенза 2009
СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы франчайзинга……………………………….5
       1.1 Сущность и виды франчайзинга……………………………….5
       1.2 Построение бизнеса франчайзингово  формата……………….8
       1.3 Причины распространения франчайзинга……………………10
2.Анализ современных тенденции франчайзинга…………………….13
       2.1Приобретение франшизы……………………………………....13
       2.2 Реализация франчайзингового проекта………………………16
3. Рекомендации и перспективы развития франчайзинга в России…19
       3.1 Развитие франчайзинга в России и за рубежом…………………….19
       3.2 Плюсы и минусы законодательства………………………………….…24
Заключение……………………………………………………………...27
Библиографический список……………………………………………29
Приложение…………………………………………………………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          2
      
 ВВЕДЕНИЕ 

     В России развитие малого предпринимательства испытывает определенные трудности, которые обусловлены не только существующим законодательством, не создающим благоприятных условий для развития малого бизнеса, но и тем, что контингент, занятый в этой сфере, как правило, не имеет необходимых экономических и юридических знаний, без которых невозможно проведение серьезных маркетинговых исследований, принятие обоснованных решений по проблемам, связанным со сбытом товаров и услуг, а также выработкой эффективной стратегии и тактики для ведения конкурентной борьбы с крупными компаниями. Совокупность этих причин часто приводит вновь создаваемые малые предприятия к банкротству.
     При таких обстоятельствах малые  предприятия все больше стремятся  превратиться из конкурентов в партнеров  крупных предприятий, обеспечивая себе тем самым более благоприятные условия не только для вхождения в соответствующий сектор рынка, но и для выживания в нем.
     В современных условиях крупный и  малый бизнес не могут существовать изолированно, ибо они нуждаются  друг в друге, а объективные причины ведут к интеграции этих двух секторов экономики.
     Одним из современных видов партнерского бизнеса является система франчайзинга, в которой крупная фирма создает  свою собственную внутреннюю инфраструктуру, охватывающую всю палитру «бизнес-функций», связанную с передачей нематериального актива (финансовые, юридические, рекламные, по связям с общественностью, контроль качества предоставляемых товаров и услуг и т.д.). Данные формы контрактных отношений дают возможность обеспечить партнерам поддержку в конкурентной борьбе, создании нового бизнеса, выходе на новые географические и продуктовые рынки.Франчайзинг широко используется в развитых странах, а в России он только развивается.
                                                       3
       В настоящее время франчайзинг охватывает около 30% объема продаж в США, 10% - в Европе. Данные Института Гэллапа за 2003 г. свидетельствуют о том, что 85% независимых предпринимателей прекращают свою деятельность через пять лет после создания своего дела, тогда как 92% предпринимателей, создавших свое дело на базе франчайзинга, через пять лет успешно продолжают работать. [17]
     В настоящее время особое место  в организации обслуживания населения  занимает сфера торговли. Благосостояние населения страны и отдельных  регионов оценивается, не в последнюю очередь, по уровню торгового обслуживания потребителей. Оно как идеальный индикатор характеризует и развитие промышленности, и уровень жизни, и открытость экономики, и научно-технический прогресс в совокупности с общей образованностью граждан.
     Сфера торговли - одна из наиболее значительных для общества отраслей хозяйства. В России в 2007 г. насчитывалось 212,0 тыс. организаций розничной торговли, совокупный годовой оборот которых превышал 250 млн. долл. США, и было занято около 2 млн. работников. [18]
     Так как юридическое оформление франчайзинга в настоящее время наиболее распространено в торговых сетях, представляется необходимым  определить основные характеристики организации  системы франчайзинга в этой отрасли, а также ее значение и возможные перспективы в современных условиях развития российского предпринимательства.
     Цель  и задачи Основная цель работы состоит в исследовании сущности франчайзинга как процесса взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса в сфере торговли. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
      определить сущностные характеристики системы франчайзинга;
      выявить причины распрастранения системы франчайзинга;
      провести анализ системы франчайзинга в развитых странах;
                                                  4
      исследовать особенности развития и нормативно-правовую основу системы франчайзинговых отношений в России;
     1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 

         1.1Сущность и виды франчайзинга 

     Франчайзинг – это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определенной территории. Они имеют льготы в виде скидок на приобретение и монтаж оборудования, получение кредитов и т.д [13.С.74].
     Франчайзинг в зависимости от направления бывает четырёх видов:
     1)Франчайзинг  товара.
     2)Производственный  франчайзинг.
     3)Сервисный  франчайзинг.
     4)Франчайзинг бизнес-формата [5.С.471].
     Рассмотрим  в общих чертах каждый из видов.
     Франчайзинг товара.
     Представляет  собой продажу товаров, производимых франчайзером и маркированным его товарным знаком. Существует три основные схемы (рис.1.1).
     Франчайзинг товара не нашел широкого распространения. Такого рода отношения в большинстве  случаев выгодны франчайзеру, так  как они обеспечивают ему продвижение товарного знака, расширение системы сбыта и непрерывную связь с потребителями через систему сбыта. Франчайзи при этом является частью контролируемой франчайзером системы сбыта.  

                                                   5
     Поскольку в подавляющем большинстве случаев для торговых предприятий важное значение имеет ассортиментная политика, торговля избранным товаром не всегда является эффективной. Но существуют исключения, примером эффективной работы в этом направлении может служить компания “Дженерал моторс”, которая до настоящего времени является лидером автомобильной промышленности [5.С.472].
     Производственный  франчайзинг.
     Это наиболее эффективная организация производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает права на использование этой технологии [5.С.473].Три основные схемы (рис.1.2).
     Производственный  франчайзинг основывается на общих для сторон целях: разделение труда и специализация производства, повышение объема производства и расширения производственной программы, обеспечение экономичности производства, увеличение гибкости производства и сбыта в соответствии с требованиями рынка, освоение производства новых изделий в зависимости от изменений на рынке.
     Производственный  франчайзинг имеет много общего с лицензионным договором, но не ограничивается им. Условия лицензионного договора являются лишь частью отношений, предусмотренных системой франчайзинга. Наиболее ярким представителем, использующим систему производственного франчайзинга, является компания Coca-Cola.
     Сервисный франчайзинг.
     Представляет  собой нечто среднее между  двумя указанными выше видами. Сфера его применения — услуги (рис.1.3).
                                                      6
     Сущность  заключается в том, что франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера [5.С.474].
     Основная  направленность - высокий уровень обслуживания потребителей.
     Наиболее  яркий представитель этой системы - знакомая всем франчайзинговая система “Макдоналдс”.
     Франчайзинг бизнес – формата.
     Франчайзер  передаёт франчайзи разработанную  им технологию организации и ведения  бизнеса [5.С.476].
     Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность  не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включить в систему различные  направления бизнеса.
     Рассмотрим  на примере АЗС (рис.1.4).
     Высокая репутация фирмы в одной сфере деятельности при использовании системы франчайзинга бизнес-формата на практике дает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирме (в данном случае она, естественно, будет франчайзером), так и предприятиям, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса.
     Таким образом, франчайзинг применим практически во всех направлениях сферы услуг. Все активнее выходят на российский рынок зарубежные сервисные компании с предложением покупки франшизы.
                                                    7
     1.2 Построение бизнеса франчайзингового формата
     Единого мнения о том, как должен выглядеть  идеальный отдел франчайзинга, разумеется, нет. На разных рынках, в разных компаниях  неизбежны вариации, причем значительные. Однако общие принципы построения структуры, отвечающие за развитие сетевого проекта, почти не вызывают споров. При этом абсолютно не важно, каков размер компании – франчайзера и как много партёров насчитывает франчайзинговая сеть сегодня. Куда важнее сколько сотрудников работает в отделе франчайзинга. Ведь, как это ни смешно, большинство проблем возникает вовсе не потому, что франчайзинг, как деловая схема – плох, а из – за крайне скромных человеческих ресурсов, призванных обслуживать рост сети.
     Отдел франчайзинга должен обеспечить реализацию трех основных функций. Это развитие, поддержка и контроль.
     С развитием все ясно. При запуске  каждого франчайзингового проекта  темпы прироста сети являются одним  из ключевых элементов планирования. Расширение территории присутствия бренда,появление новыхфирменных предприятий, поиск и формирование более эффективных каналов дистрибуции – все это обязательные шаги на пути к главному: эффекту масштаба, который на определенном этапе развитиядолжна обеспечить созданнаясистема. При этомколичественные показатели вряд ли оказываются важнее качественных. Большое число партнеров - это хорошо. Но с оговорками. Ведь множество неустойчивых франчайзи делают нестабильной всю сеть. Вместо того, чтобы двигаться дальше, франчайзеру приходится тушить пожары кризисов и микробанкротств то тут, то там. На таком фоне меньшее количество крепких и устойчивых партнеров, с каждым годом наращивающих обороты, - явно куда более многообещающий результат. 

8
     Как следствие, трудно себе представить процесс развития франчай-зинговой сети без квалифицированной поддержки партнеров. В идеале построенная машина должна работать сама, но так бывает только в кино. На самом деле типовые формы содействия франчайзи (вроде обучения персонала, организации поставок товара и оборудования) редко работают при отсутствии комплексной, а порой «штучной» консультационной поддержки франчайзи. Нередко для ликвидации системных сбоев в бизнесе партнера представителям франчайзера приходится изучать множество мелких деталей, чтобы точно диагностировать истинные причины возникающих проблем. Поговорите с действующими франчайзи. Они в один голос подтвердят: объем и качество поддержки, а также способность оперативно реагировать на трудности — чуть ли не главные требования покупателей франшиз к франчайзерам.
     Разумеется, не обойтись и без контроля. Порой достаточно жесткого. Возможно, это как раз самая сложная задача, которую должен реализовать отдел франчайзинга. Так, почему-то принято считать, что контролировать следует франчайзи, хотя в действительности истинная цель куда сложнее. Контролируя партнеров, франчайзер пытается стандартизировать отношения с потребителем, прямой контакт с которым отсутствует. Другой разговор, что в России попытки поставить участников любой сети в жесткие рамки далеко не всегда успешны. В случае с франчайзингом все еще сложнее, поскольку на местах всеми процессами управляют не наемные менеджеры, а предприниматели, вложившие в дело собственные деньги инвесторы. В итоге все, что формально не является предметом контроля со стороны франчайзера, порой превращается в этакую казачью вольницу, не имеющую ничего общего с творческой инициативой.
     Эффективный контроллинг во франчайзинговых  сетях осложняется еще и тем, что на поверку зачастую вскрываются факты сговора между проверяющими и проверяемыми.
9
     А значит, придется поставить под жесткий контроль еще и сам отдел франчайзинга [11.С.23].
     Таким образом, запуск франчайзингового проекта  влечёт за собой  перераспределение  ресурсов предприятия, реструктуризацию системы управления и перестройку оргструктур. Следует выстроить эффективный отдел франчайзинга. Именно он станет ключевым элементом в процессе реализации новой стратегии. 

     1.3 Причины распростронения франчайзинга
     Франчайзинг распространился за последние сорок лет как предпочтительный по сравнению с другими бизнес-форматами вариант осуществления сбыта и распределения по следующим причинам:
    он выгоден и франчайзеру, и франчайзи;
    в социально-экономической среде действовали благоприятные факторы;
    сыграли роль заинтересованные третьи стороны.
     Точка зрения франчайзера
     Основным  побудительным мотивом для франчайзера  является обычно недостаток капитала или нежелание подвергать себя риску, беря в долг. Поскольку франчайзи предоставляет капитал, который вкладывается в новое предприятие, экспансия может осуществляться с меньшими затратами капитала фирмы, и некоторые риски, связанные с коммерческой деятельностью, переходят с фирмы на франчайзи.  

10
     Также возникает потенциальная возможность  более быстрого роста, чем было бы возможно при самостоятельном расширении компании, и франчайзеру требуется меньше сотрудников, чем для собственных подразделений.
     Относительно  небольшие капиталовложения со стороны франчайзера должны привести к более высокой прибыли от использованного капитала.
     Более того, франчайзинг позволяет фирмам на уровне своих торговых точек приобретать некоторые из характеристик, присущих малым предприятиям, например знание местных условий, более длительные часы работы, гибкость. Поскольку франчайзи вкладывают собственные средства в бизнес, они обычно являются высокомотивированными, показатели их предприятий будут лучше, чем у тех, которыми руководят менеджеры компании. И наконец, но ни в коем случае не в последнюю очередь, поскольку владение собственным делом дает некоторые преимущества, проще найти хороших франчайзи, чем хороших менеджеров, так что компания, которая не может позволить себе нанять менеджера необходимого уровня или с особыми знаниями для управления своим подразделением, при помощи франчайзинга получает возможность решить проблемы персонала.
     Точка зрения франчайзи
     Человек решает стать франчайзи, а не независимым владельцем малого предприятия, потому что его может заинтересовать выгодная комбинация малого и большого бизнеса.
     Хотя  франчайзи и должны быть готовы пожертвовать некоторой независимостью, в обмен на это они получают «возможность и поддержку», которые значительно сокращают риск, присущий созданию своего дела. Это происходит благодаря тому, что они свободно действуют в контролируемой среде, где им предоставляется помощь и поддержка, и в то же время они пользуются преимуществами известной торговой марки, профессионального управления и экономии масштаба более крупной организации.
                                                            11
       И наконец франчайзи получают бизнес, который, надо надеяться, можно будет выгодно продать [17].
     Обратная  сторона франчайзинга
     Несмотря  на то, что франчайзинг предоставляет много преимуществ и франчайзеру, и франчайзи, в управлении такой системой возникают некоторые сложности. С одной стороны, франчайзи являются высокомотивированными, преданными и инициативными работниками, а также вкладывают свой капитал в бизнес, с другой — все эти преимущества могут быть в некоторой степени сведены на нет затратами и трудностями, связанными с поддержанием единых стандартов обслуживания и неизменного общественного мнения о компании в условиях такой децентрализованной организации. В некоторой степени это обусловлено тем фактом, что бизнес франчайзи юридически является независимым от франчайзера. Вследствие этого франчайзер не может также свободно отдавать приказы, как в своих собственных подразделениях. По существу, франшиза является партнерством, хотя и неравным, и именно сложности такого соглашения и потенциальная возможность возникновения конфликта приводили к провалу франчайзинговых организаций.
     Кроме того, тот факт, что франчайзеру  приходится убеждать франчайзи, а не просто отдавать приказы, как в ситуации с менеджерами своей компании, привел некоторых наблюдателей к заключению, что франчайзинговые фирмы менее способны приспосабливаться к переменам, чем полностью интегрированные компании [18].
     Для франчайзера самой большой проблемой  является успешное управление всеми  аспектами взаимоотношений с франчайзи. Для франчайзи самой главной заботой является качество франчайзера,  

                                                        12
     т. е. насколько хорошо была проверена  на практике концепция фирмы и насколько хорошо будет франчайзер исполнять свои постоянные обязанности по отношению к своим франчайзи. 

     2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ  ТЕНДЕНЦИЙ ФРАНЧАЙЗИНГА 

          2.1 Приобретение франшизы
     До  покупки франшизы предприниматель должен убедиться в том, что его решение стать франчайзи является обоснованным. Анализ является первым этапом, на котором от предпринимателя требуется установить и определить свои квалификацию и желания. Последующие два этапа – выбор товара или услуги и поиск подходящей франшизы - должны осуществляться одновременно.
     Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются:  

     1)Прямой  франчайзинг. Франчайзор продает  франшизу напрямую местному предпринимателю  (франчайзи). Это самый лучший  способ, чтобы обеспечить хорошую  взаимосвязь между франчайзором  и франчайзи.
     2) Мастер франшиза. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти) [15].
     Следует отметить, что существует множество направлений франчайзинга: продукты питания (Yogen Fruz Worldwide, Dairy Queen, Dunkin’ Donuts, рестораны быстрого питания ( Blimpie, Subway, Cousins Subs), сервисные услуги, мойка и прокат автомобилей (Budget Rent A Car, Rent-A-Wreck),  

                         13
     отели (Country Inns&Suites by Carlson, Choice Hotels Intl.), рекрутинг (Management Recruiters Intl., MRI Humana, RemedyTemp Inc.), почтово-куръерные  услуги (Mail Boxes Etc., PostNet), недвижимость (Re/Max, Coldwell Banker Real Estate Corp., Century 21), финансовые услуги (The Interface Finansial Group), пиццерии (Domino’s Pizza, Pizza Hut, Pizza Inn) (рис.2.1).Но независимо от сектора экономики, схема приобретения франшизы одинакова у всех:  
- вступительный взнос в франшизную систему (в некоторых случаях ее нет, но это всегда оговаривается отдельно);  
- периодические платежи (роялти);  
- отчисления за рекламу (взимаются лишь некоторыми франчайзерами);  
- капитальные вложения в открытие бизнеса [17].

     Нет сомнений, приобретение франшизы - подходящий вариант для людей, стремящихся открыть собственное дело, но не имеющих необходимого опыта создания бизнеса, управления им. Приобретая франшизу, вы покупаете практически готовый бизнес, который можно не только увидеть на бумаге, но и изучить в реальности.
     Салонный  бизнес в стране бурно развивается. Но главное, быстро  растет прослойка платежеспособных потребителей, для которых посещение салонов красоты становится привычным атрибутом жизни. По данным ассоциации «Старая Крепость», в 2003 году оборот рынка салонных услуг составлял $1,04 млрд, а в 2004 году эта цифра увеличилась более чем на 15%.  Тенденция  к ежегодному  росту объёмов салонного рынка на 10-15% сохраняется и сейчас.
     История отечественного франчайзинга салонов красоты началась в 1993 году, когда в России открылся первый российский салон под маркой Jean-Claude Beguine. Сегодня в стране действует около 30 тысяч салонов и парикмахерских, причём чуть ли не десятая их часть сосредоточена в Москве – более двух с половиной тысяч. Выбор салонных франшиз в России уже достаточно широк, однако условия франчайзеров пока не впечатляют.
      14
     Ведущие франчайзеры: «Персона», «Аида», «Aldo Coppola», «Jean-Claude Biguine», «Мысин Студио», «Dessange», «Infanta», «Franck Provost», «АШ20», «Алессандро», «Иночи», «Созвездие»[2.C.24]. Стоимость некоторых франшиз представлены в сводных таблицах (табл.2.2).
     «Арконада»  один из крупнейших оптовиков на российском рынке бытовой техники и электроники (по данным компании, оборот в 2007 году составил 960 миллионов долларов), оказалась пару лет назад именно в таком, довольно непростом положении. Оптовый бизнес продолжал приносить деньги, но его стратегические перспективы вызывали все больше вопросов. После недолгих раздумий и споров победил компромиссный вариант. Было принято решение пустить от оптового ствола новый, розничный побег. Идея не слишком оригинальная, если только не учитывать любопытный тактический прием: розничная сеть должна была формироваться на базе прежних региональных клиентов оптовика, формирующих единый закупочный пул.Каков итог? К началу 2008 года под маркой «Линия тока» работало уже 247 магазинов (всего у «Арконады» около 1 000 партнеров в 84 регионах России). Но главное, сети удается сохранять завидную динамику: каждый месяц открывается до полутора десятков новых торговых точек [8.С.50].
     В заключение стоит привести основные правила, которых надо придерживаться при покупке франшизы. Они действуют  и в Америке, и в России, и  в Африке.
     1. Не подписывайте договор до  того, пока с ним не ознакомится Ваш юрист или бухгалтер.  
2. Учтите, что обещания, данные франчайзером, не имеют силы, пока не будут включены в окончательный франшизный договор.  
3. Записывайте все беседы со всеми франчайзерами - запишите дату, время, с кем говорили, обещания франчайзеров, Ваши вопросы и ответы.  

                                                             15
     4. Поговорите со многими франчайзи,  в том числе с теми, которых  франчайзер не рекомендовал. Свяжитесь  с теми, кто покинул систему.  Пообщайтесь с франчайзи своего региона или города. Наконец, поговорите с новичками, которые в бизнесе от 3 до 12 месяцев, и со старожилами, которые в системе много лет.  
5. Всегда учитывайте размер первоначального капитала для вхождения в бизнес. Убедитесь, что у вас есть достаточно средств для ведения бизнеса до момента получения первой прибыли.

     2.2 Реализация франчайзингового  пректа
     Уделяя  должное внимание процессу отбора партнеров, франчайзер может существенно снизить риски при построении сети и сформировать мотивированную команду. Впрочем, применяемые франчайзерами методы и технологии отбора партнеров оказываются не менее важными и для потенциальных франчайзи: процесс «ухаживания» может дать обильную почву для размышлений и анализа перспектив [8.С.27].
     В России деловой опыт потенциальных франчайзи становится все более важным критерием отбора. Например, для получения франшизы «Копейки» предприниматели должны подтвердить безупречную деловую репутацию на локальном рынке, наличие опыта ведения бизнеса и способность эффективно управлять проектами. Некоторый опыт управления бизнесом требуется соискателям франшиз Motivi и Сагlо  Раzolini.   Большинство дей ствующих в России франчайзеров подходит к этому вопросу довольно мягко, однако если кандидатов на развитие франшизы в регионе несколько, победителем, скорее всего, окажется предприниматель с солидным багажом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.