На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные этапы подготовки проекта Конституции 1992-1993гг

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
  Введение   4с.
Глава 1. Разработка  и проблемы Конституции Российской Федерации 6с.
§1.1 Понятие и значение Конституции Российской Федерации  как основного закона 6с.
§1.2 Структура и  основное содержание Конституции Российской Федерации 11с.
Глава 2. Основные этапы  подготовки проекта Конституции 1992-1993гг. 19с.
§2.1. Исторические  условия принятия Конституции Российской Федерации 1993г. 19с.
§2.2. Работа над  проектом в 1992г.-налале 1993г. 29с.
§2.3. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок 36с.
  Заключение    39с.
  Список использованных источников 41с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение  
                                
      Для России сегодня Конституция значит очень много. В соответствии со назначением, основной ролью в жизни страны она представляет юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону.
     Приоритетное место отведено Конституции в правовой системе. В ней закрепляются базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права, идеи и принципы, определяющие характер общества. И тем успешнее Конституция выполняет свою функцию в развитии общества, чем она
ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки.
      Прежде  всего, Конституция вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В ней закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны Конституция устанавливает: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Так же Конституция определяет
основные начала внешней политики государства, соотношение внутригосударственного и международного права.
      Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса гражданина и человека. Но в наше время такое определение недостаточно. Оно не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение.
           Между тем ее справедливо называют  основным, главным законом государства. Если представить многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного взаимосвязанного и организованного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция - это стержень, основание и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.
       Конституция 1993г. будучи принята в условиях переходного этапа, отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления.  Конституция призвана стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.
       И поэтому основной целью данной работы является характеристика основных положений Конституции Российской Федерации 1993 года.
В рамках поставленной цели необходимо раскрыть две ключевые проблемы:
Во-первых, особенно важным представляется рассмотрение процесса принятия Конституции РФ в  сложившихся исторических и политических условиях, а также
тех предпосылок, которые послужили основной причиной ее принятия.
Во-вторых, необходимо рассмотреть характерные  особенности Конституции Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном этапе.
       В силу чего данная курсовая работа разделена на две части, каждая из которых призвана изучить соответствующую проблему. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Разработка и проблема принятия Конституции  Российской Федерации 1993 года
§1.1. Понятие и значение Конституции Российской Федерации как  основного закон.
      Конституция - это закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом           Термин «конституция» (с лат. - установление) употреблялся в древнем Риме для обозначения одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и др.) В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка «основной закон», которая теперь часто используется как синоним слова «конституция».           Термин «конституция» употребляется много столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным. Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства (хотя и были  некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслей права) Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций (США в 1787г., Франция и Польша в 1791г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права.  Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.
     Конституция учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина. Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать» или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее  законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.   Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права. В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания. В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, и т.п., то есть сложилась определенная модель демократического государства, соответствующего принципам современной цивилизации.
Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним.     Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее  как особое правовое явление, то раскрытие сущности  конституции связано  с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю, конституция выражает. По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.    Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет.   Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли. Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума. Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от «революционных» конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.  Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции. Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности. Конституции можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости  от  способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются  на писанные, т.е. составленные в виде единого документа, чем и является Конституция РФ, и не писанные – состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев. По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются  конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.     Конституция РФ по способу изменения, внесения поправок и дополнений является жесткой, что характерно для писаных конституций. По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции. Конституция РФ является республиканской. По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, Индии, и в том числе России.  Унитарными – конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.
     В зависимости от соответствия или  несоответствия тем  фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются: действительные и фиктивные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина. 
     О фиктивности конституции речь может  идти при несоответствии устоям социально-экономической  и общественно - политической жизни, систематическом нарушении декларированных прав и свобод человека и гражданина, игнорировании суверенитета народов и национальных групп. Реальным конституциям противостоят фиктивные, которые наполнены демагогией и декларациями. Они порождают конституционные иллюзии, т.е. обманчивую веру в конституцию. Конституционные иллюзии появляются, когда конституция есть, но фактически она игнорируется. Считается, что Конституция 1993 года приближена к действительности ближе, чем предшествующие ей. Таким образом, конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт и выражаются:
    в верховенстве конституции
    в стабильности
    в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права
    в реальности
    в народности
    в легитимности

§ 1.2. Структура и основное содержание Конституции РФ
     Под структурой конституции понимается  принятый в ней порядок, посредством  которого устанавливается определённая  система группировки однородных  конституционных норм в разделы,  главы и последовательность расположения.  В основе обобщения конституционных норм в определённые общие комплексы (разделы, главы) лежит единство предмета регулирования, то есть, связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.
     По своей структуре Конституция 1993г. состоит из преамбулы и двух разделов.
      Конституцию открывает преамбула, то есть, вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание.
      Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для дальнейшего развития государства и общества.
      В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это:
    1. Утверждение  прав и свобод человека;
    2. Утверждение  гражданского мира и согласия  в Российской Федерации;
    3.  Сохранение исторически сложившегося государственного единства;
    4. Возрождение  суверенной государственности России;
    5.Утверждение незыблемости демократических основ Российского государства;
    6. Обеспечение  благополучия и процветания России. Эти цели лежат в основе  всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции[1].
Первый  раздел содержит собственно Конституцию  и состоит из девяти глав:
    1. Основы  конституционного строя. Глава  закрепляет исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни современного российского общества, определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и недрами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии;
    2.      Права и свободы человека и  гражданина;
    3. Федеративное  устройство. В этой главе развивается  ряд существенных положений, содержащихся  в гл. 1 «Основы конституционного  строя», где, в частности, указано, что наша страна является федерацией, что и закреплено в ее названии. Там же определенно, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти ее субъектов, а также на равноправии и самоопределении народов Российской Федерации;
    4. Президент.  В соответствии со ст. 80 Конституции  именно Президент обеспечивает  согласованное функционирование  и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, которые затем реализуются в соответствующих законах и подзаконных актах, принимаемых государственными органами власти всех уровней.
         В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской  Федерации, прав и свобод человека и гражданина»;                                                                          
5. Федеральное  собрание. Глава 5 раскрывает основы  организации и деятельности парламента  Российской Федерации. Согласно  ст. 11 Конституции Федеральное Собрание  наряду с Президентом и судами  Российской Федерации осуществляет  государственную власть в нашей стране. Как установлено ст. 10, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации;
    6. Правительство РФ. Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания приведенных положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя слово «высший» применительно к этому федеральному органу в Конституции не употребляется. Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность;
    7. Судебная  власть. В главе утверждается  понятие правового института  судебной власти в действующем  законодательстве. Глава характеризуется  новым, нетрадиционным подходом  к раскрытию сущности названной  политико-юридической категории. За органами судебной власти признаются самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти.
    8. Местное  самоуправление. В этой главе  конкретизированы положения об  основах конституционного строя.  Закрепленная здесь модель местного самоуправления приближается к общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления как демократического института;
    9. Конституционные  поправки и пересмотр конституции.  В гл. 9 регламентируется порядок  изменения действующей и принятия новой Конституции, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем динамику его развития с учетом постоянно меняющихся общественных потребностей.
           Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения». Там закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежне Конституции и Федерального Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы [2].
          Конституция как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения. Она не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений. В этой связи конституция носит, как правило, стабильный долгосрочный характер.
          Конституции свойственны признаки, отличающие ее от актов текущего законодательства, которые в юридической науке именуются юридическими свойствами.
           Одним из юридических свойств конституции является её верховенство в правовой системе. Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства.
          Верховенство  Конституции обеспечивается:
    1. Особым  порядком её принятия и изменения;
    2. Приданием  конституционным предписаниям высшей  юридической силы;
    3. Созданием  специального органа охраны конституционной законности
    (конституционным  судопроизводством).[3]
            За соблюдение конституционных  предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных  законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).
         Важным юридическим свойством  конституции является её стабильность, то есть, незыблемость конституционных предписаний.
         Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии  на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция – важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.
      Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром, фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы.   Конституция - органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник. [4]
      Именно  Конституция определяет сам процесс  правотворчества – устанавливает, какие нормативные  акты принимают  различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру  принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.
        Комплексное развитие всех отраслей права на базе Конституции  обеспечивает наилучшие условия  для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.
      Для Конституции РФ важное значение имеет  определение соотношения её юридической  силы не только с федеральными конституционными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, актами субъектов РФ, но и с международно-правовыми актами, ратифицированными СССР и РФ. Общепризнанные нормы и принципы международного права трансформируются во внутригосударственные. Это отражает процесс унификации законодательного регулирования в мировом масштабе.
      Как одно из юридических свойств конституций реальность связывают, прежде всего, с тем, что основные законы соответствуют фактически существующим общественным отношениям. В этом смысле реальность Конституции РФ заключается в том, что она должна отвечать потребностям общества, интересам граждан РФ. Конечно, никакого автоматизма здесь нет. Реальность Конституции обеспечивается организаторской работой, прежде всего государства и его органов, но в немалой степени также и общественных объединений, включая многочисленные политические партии.
      Организаторские усилия должны привести в действие всю совокупность компетентных органов и лиц, реализующих конституционные предписания, соизмеряющих с ними свою деятельность.[5]
      Реальность любой конституции, в том числе и Конституции РФ, должна обеспечиваться постоянным углублением ее социально-экономических, политических, организационных гарантий. Мало пользы от конституции, состоящего из прекрасных лозунгов и положений, не имеющих под собой как
реальной  почвы, так и стремления ее создавать  и укреплять.
      Думается, можно говорить и еще об одной предпосылке реальности конституции - социально-психологической. У граждан надо воспитывать чувство уважения к конституции, необходимость соблюдать ее нормы. Если у конституции нет авторитета в обществе, это как бы признак того, что она не имеет реального значения; и наоборот - даже если не все еще существует, что заложено в конституции, но у граждан есть вера в непреложность конституционных постулатов, она поможет скорректировать действительность в духе основного закона.
      Народность, эту черту конституций связывают  с тем, что они выражают интересы народа. Если говорить более конкретно, народность конституции обусловливается  следующими факторами.
      Во-первых, именно сам народ создает объективные  предпосылки появления новых  конституций, т.е. закрепляемые в конституциях общественные отношения - результат деятельности народа.[6]
     Сказанное относится и к Конституции  РФ. Вне всякого сомнения, то, что  изменения в жизни страны были  инициированы определенными общественными  силами. Однако, предлагая свои пути, они исходили из назревших объективных условий и потребностей народа. Иначе говоря, что-то уже сформировалось в обществе, а что-то уже было на грани образования, но нужна была соответствующая нормативная основа. И не случайно конституционные реформы получили воплощение в жизни, хотя трудности были и есть немалые, поскольку создается новая социальная система.
      Таким образом, народность Конституции РФ выражается как в том, что она фиксирует определенные итоги по созданию гражданами России нового общества, так и в том, что Конституция является опорой на будущее, отражает задачи и перспективы развития РФ.
      Во-вторых, народность конституций выражается также и в том, что народ может непосредственно участвовать в разработке и (или) принятии нового основного закона. И данное положение приемлемо для отечественных конституций.   
      При разработке ныне действующей Конституции  РФ официально такое мероприятие  как всенародное обсуждение проекта  не проводилось. Однако и официальный  проект Конституционной комиссии, и  появившийся на последнем этапе проект Президента РФ публиковались в газетах и отдельными изданиями с миллионными тиражами. Поэтому граждане могли знакомиться с текстами и вносить по ним свои предложения.
      Зато для данной Конституции характерно такое проявление народности как принятие ее путем референдума (всенародного голосования).
      Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается  либо законно избранным государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером.
      Легитимный  характер Конституции РФ 1993 года проявляется  в том, что она принята референдумом, который проводился впервые в  России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.