Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние качества товара на конкурентоспособность предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
          Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования
             «Национальный исследовательский  ядерный  университет  «МИФИ»
(НИЯУ  МИФИ)
    Экономико-аналитический институт НИЯУ МИФИ 

         КАФЕДРА  №72 Управление бизнес-проектами 
     

      Специальность: 080502 Экономика и управление на предприятии (в энергетике)                        индекс и полное наименование 
 

Пояснительная записка
      УИР и КП на  тему:  
 

«Влияние качества товара на конкурентоспособность предприятия» 
 
 

1. Студент группы   У8-721        Матвеенко Иван Сергеевич              ______            __________
                                       (индекс)                           (фамилия, имя, отчество)                                                    (подпись) 

2. Руководитель           Корниец Татьяна Петровна, к.э.н, доцент.
                                        (фамилия, имя, отчество, должность, степень, звание) 

         тел. 323-90-25 
 

3. Оценка  руководителя______________________             ____________________________
                                                                                                                                                              (подпись  руководителя) 

Комиссия:  _______________________________       ____________________________
    (фамилия,  инициалы)                                   ( подпись) 

                          _______________________________         ___________________________
    (фамилия,  инициалы)                                  ( подпись) 

                          _______________________________         ____________________________
    (фамилия,  инициалы)                                   ( подпись) 

      _______________________________         ____________________________
    (фамилия,  инициалы)                                   ( подпись) 

4. Оценка  комиссии__________________________________________________________ 
 

МОСКВА    2011г.
Содержание. 

Введение…………………………………………………………………3
1. Класс и понятие качества……………………………………………4
1.1.Система показателей качества……………………………………..5
1.2. Факторы влияющие  на качество продукции……………………..9
2.Конкурентоспособность,  сущность и методы ее определения…..14
2.1.Факторы влияющие  на конкурентоспособность………………...14
2.2.Обеспечение  конкурентности продукции
 и пути  ее повышения………………………………………………….17
3. Оценка конкурентоспособности……………………………………23
3.1. Методика  оценки…………………………………………………..23
3.2. Пример расчета по предлагаемой методике……………………..39
Заключение……………………………………………………………...43
Список использованной литературы………………………………....44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
В условиях рыночной экономики повышение конкурентоспособности является важнейшей задачей предприятий, так как в этой комплексной категории сочетаются и фокусируются основные производственные, коммерческие, социально-экономические и финансовые результаты деятельности, качество коллективного труда. Конкурентоспособность представляет собой сложную категорию, состоящую из ряда элементов, важнейшим из которых является их качество, которое представлено совокупностью свойств и характеристик продукции (или услуги), обеспечивающей удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей.
    Основным  законом бизнеса в отношении  качества является утверждение о  том, что если потребитель считает, что данный товар плохого качества, значит, он действительно плохого качества, даже если соответствует чертежам и спецификациям и это подтверждается инспекцией. Но, в отличие от зарубежных, отечественные фирмы, к сожалению, не прислушиваются к этому неписанному закону. Приходится констатировать, что многие наши руководители и специалисты не обладают стратегическим мышлением, не воспринимают новых концепций и методов обеспечения качества, не ориентируются на долгосрочное планирование в области качества. Они не могут или не хотят понимать, что в условиях рыночной экономики проблемы качества становятся первоочередными, ошибочно полагая, что улучшение качества влечет за собой лишь дополнительные затраты. Чем раньше придет понимание того, что при решении проблемы качества повышаются эффективность производства и конкурентоспособность продукции, тем лучше и надежнее будет обеспечена устойчивость предприятия в условиях конкуренции в будущем.
    В настоящее время складываются предпосылки, которые поставят предприятия перед необходимостью решения проблемы качества. Поэтому выбранная тема учебно-исследовательской работы, касающаяся изучения влияния качества товара на конкурентоспособность предприятия является актуальной экономической проблемой, решение которой необходимо для каждого современного предприятия, независимо от его масштабов. 

Глава 1. Класс и понятие качества
Сегодня, когда со всего света в Россию поступает много товаров не всегда хорошего качества, чтобы уберечь  покупателей нужна информация и контроль.
Проблема качества, непростая во все времена. Наши предприятия  сталкиваются с большими трудностями, сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё  и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны.
В том-то и дело, что именно качество –  это тот ключ. Которым, как показывает опыт многих стран, открывают двери выхода из кризиса.
      Качество  – многосложное понятие, и его  обеспечение требует объединение  научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов.  И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.
      Специалисты Госстандарта России прежде всего совершенствуют нормативную базу в области качества. Сегодня государственная система стандартизации перестроена для работы в условиях рыночной экономики в соответствии с правилами работы и нормами международной стандартизации.
      Стандартизация  расценивается государством, как  средство управления государством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей. По прогнозам специалистов в современных условиях вышеназванная роль стандартизации будет возрастать в связи с появлением новых сфер применения стандартов: в социальной сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и ряде других.
      Правовую  основу контроля за качеством создают законы «Об обеспечении единства измерений»,  «О сертификации продукции и услуг», и «О стандартизации».
      Следует так же сказать о совершенствовании  деятельности в области государственного контроля. Она должна быть направлена на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей от поступления некачественных товаров как отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей.
      Сертификация  продукции так же играет  немаловажную роль в повышении качества продукции и услуг, она тесно связана с развитием системного подхода к управлению.
      Наиболее  эффективный метод – внедрение  систем управления качеством на базе стандартов ISO серии 9000. Это особенно важно для предприятий пытающихся выйти на международный рынок.
      В целях максимальной гармонии с зарубежными  системами сертификации систем качества сейчас готовятся документы, необходимые  для признания результатов ИСО/МЭК.
1.1.Система показателей качества
Уровень качества продукции вычисляется на основе системы показателей ее качества. Для этого необходимо знать численное значение каждого из этих показателей и сравнить с аналогичными показателями продукции, принятой в качестве базовой для сравнения.
Под определением показателя качества продукции подразумевается нахождение его численного значения. На практике в зависимости от специфики продукции применяются следующие методы:
    измерительный метод (при помощи инструментов, приборов);
    регистрационный метод базируется на регистрации и подсчете числа определенных событий (например, отказов при испытаниях) или предметов (например, при стандартизированных, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами). Регистрационным методом могут определяться такие показатели, как безотказность, патенто-правовые, стандартизация, унификация;
    вычислительный метод строится на применении специальных математических моделей для нахождения показателя качества продукции;
    органолептический метод предусматривает анализ восприятия человеческих органов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность найденных значений зависят от квалификации, навыков и способности лиц, их определяющих;
    социологический метод осуществляется на основе и анализе мнений о продукции ее фактических и возможных потребителей;
    экспертный метод реализуется группой специалистов, например, дизайнеров, дегустаторов.
На практике для оценки уровня качества продукции  используется система показателей, которая включает обобщающие и единичные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели качества характеризуют уровень качества продукции в целом по отрасли или предприятию. К ним относятся: сортность, марка, класс, содержание полезного вещества, доля продукции, соответствующая мировым стандартам, и др.
Единичные показатели очень разнообразны и зависят от специфики той или иной продукции. Их можно объединить в две большие группы: единичные показатели предметов труда и единичные показатели средств труда.
Единичные показатели предметов труда более разнообразны и «специфичны и зависят от сущности предметов труда. Например, железорудное сырье характеризуют такие показатели, как содержание железа, влажность, крупность, основность, содержание вредных и полезных примесей и др.
О качестве той  или иной ткани можно судить по таким показателям, как прочность, расцветка, гигроскопичность, несминаемость и др.
Индивидуальные  показатели средств труда, несмотря на их многообразие, можно объединить в следующие группы: технологические, эксплуатационное, эргономические и эстетические, патентно-правовые, экономические, каждая из которых характеризует качество средств труда с определенной стороны.
Показатели технологичности  имеют большое значение при организации  производства и ремонте изделия. Технологичность конструкций продукции  машиностроения оценивается многими единичными и комплексными показателями. К их числу относятся показатели сборности (блочности) изделия, трудоемкость и материалоемкость изделия, показатели степени использования прогрессивных и экономичных материалов, показатели унификации и стандартизации изделия и др.
Эксплуатационные  показатели характеризуют средства труда в процессе их эксплуатации. Основными из них являются: производительность, мощность, показатели надежности, скорость, расход ТЭР и др.
Надежность продукции  — один из ключевых показателей качества продукции и означает способность сохранения в заданном отрезке времени всех ее потребительских свойств.
К наиболее важным единичным показателям надежности относится средняя наработка на отказ (То), которая определяется (по ГОСТ 27002-89) как отношение суммарной наработки восстанавливаемого объекта к математическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки.
Другим, не менее  важным единичным показателем надежности является среднее время восстановления (tвос), под которым понимается математическое ожидание времени восстановления работоспособного состояния объекта после его остановки.
Математически показатель надежности (Кнможно выразить следующим образом:
Кн = 1 – tвос / То.
Фактически Ки показывает ожидаемое отношение работоспособного состояния объекта к его сроку службы.
Наиболее характерным  единичным показателем, значение которого указывается в паспортных данных на продукцию, считается гарантированное время работы до первого ремонта (7^). Это наиболее объективный показатель, так как его невыгодно произвольно завышать (возрастают убытки производителя продукции при гарантированном обслуживании малонадежной продукции) и произвольно занижать (занижаются достижения производителя в части фактического обеспечения надежности). Таким образом, гарантированное время работы должно автоматически поддерживаться на оптимальном фактическом уровне, обеспечивающем рекламу и прибыль производителю продукции.
Другим единичным  показателем, особенно важным с точки  зрения потребителей, признается среднее время ремонта (tрем) – время, когда потребитель лишен возможности пользоваться продукцией из-за ее ремонта. Сокращение этого времени представляет собой составную часть конкурентоспособности продукции.
Таким образом, показатель надежности поданному критерию будет выглядеть следующим образом:
Кн = 1 – tрем / Тгар.
Эргономические  показатели делятся на четыре группы: 1) гигиенические (освещенность, температура, влажность, давление и т.п.); 2) антропометрические (соответствие конструкции изделия  размерам тела человека и его отдельных частей, соответствие конструкции изделия распределению массы тела человека и т.п.); 3) физиологические и психофизические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека); 4) психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации, соответствие закрепленным и вновь формируемым навыкам человека при пользовании изделием).
Эстетические  показатели включают выразительность, оригинальность внешнего вида, гармоничность, целостность, соответствие среде, стилю и др.
Патентно-правовые показатели качества характеризуют  патентную чистоту продукции, ее конкурентную способность на мировом рынке.
Экономические показатели характеризуют продукцию со стороны ее экономичности (себестоимость изготовления, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления).
Среди экономических  показателей особое значение имеет  цена потребления, которая складывается из продажной цены и затрат, связанных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупателя. Цена потребления существенно выше продажной цены (в общих эксплуатационных расходах за весь срок жизни грузовика продажная цена занимает лишь 15%, магистрального самолета — примерно 11, бытового холодильника — 10, трактора — 25%).
Показатели качества продукции необходимы для анализа и планирования уровня качества продукции на предприятии и определения ее конкурентоспособности.
1.2. Факторы влияющие  на качество продукции.
Качество начинается с исследования потребностей. Это самый важный этап жизненного цикла любого товара, так как именно на нем решается общий замысел товара, формируется образ, определяются самые общие характеристики.
На каждом предприятии  на качество продукции влияют самые различные факторы, как внутренние, так и внешние.
К внутренним факторам относятся такие, которые связаны  со способностью предприятия выпускать  продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и  их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально–психологические.
Технические факторы  самым существенным образом влияют на качество продукции. Поэтому внедрение  новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции. Технический уровень и прежде всего производственное оборудование непосредственно отражаются на качестве продукции.
Чем выше точность, надежность и прогрессивность применяемого оборудования, тем выше качество продукта деятельности организации. Достижение необходимого технического уровня связано не только с его обновлением, но и с поддержанием соответствующего уровня действующего оборудования в процессе технического обслуживания и ремонта. Наибольший эффект может быть достигнут при высоком уровне отлаженности технического процесса. Чем меньше сбоев в работе, тем выше качество продукции.
Важнейшим фактором, влияющим на качество продукции, является система стандартизации. Стандартизация – это установление правил и их применение с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и должны обеспечивать оптимальную пользу обществу [11] организационные факторы связанны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы ОТК.
Влияние культуры производства на качество конечного  продукта деятельности организации  достаточно велико. Например, запыленность или загрязнение часто бывают причиной брака при окраске различных  изделий, плохое освещение часто  вызывает большое число ошибок, особенно в процессах, требующих высокой точности.
Чем выше уровень  квалификации персонала, тем выше качество продукции. Основная задача подготовки, переподготовки, повышение квалификации и аттестации кадров заключается  в обеспечении соответствия квалификационного уровня руководителей и специалистов организации требованиям задач, решаемым в области качества.
Процесс приведения системы качества в соответствие с требованиями стандарта может  быть трудоемким и занимать много  времени. Поэтому, прежде чем принять решение о подготовке системы качества к сертификации, руководство предприятия должно тщательно взвесить все “за” и “против”, а также ясно определить, зачем компании нужен сертификат на систему качества.
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политики ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.
Затраты на качество продукции – это затраты, которые необходимо понести, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя продукцией. Существует несколько классификаций затрат на качество.
«Затраты на предупредительные мероприятия» и  «Затраты на контроль» соответствуют  категории «Затраты на соответствие», т.е. все затраты, которые необходимо понести, чтобы сделать все правильно с первого раза. Данные затраты невозможно свести к нулю, так как не оценивать качество и не проводить предупредительных мероприятий – означает пустить качество на самотек. «Внешние потери» и «Внутренние потери» соответствуют «Затратам на несоответствие» (т.е. все затраты, которые приходится нести из–за того, что не все делается правильно с первого раза) так как бра, обнаруженный внутри фирмы или же потребителем – это в любом случае потери, за которые приходится платить. Данные затраты можно и нужно сделать как можно меньше  довести до нуля.
Социально–психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально–психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе – все это важные составляющие для выпуска качественной продукции.
Иногда, даже трудно понять, какие факторы более важны  для решения рассматриваемой  проблемы.
Внешние факторы (те, на которые организация не может  воздействовать и которыми она не управляет) в условиях рыночных отношений  также способствуют формированию качества продукции. Факторы внешней среды оказывают влияние на нее косвенно, к ним в первую очередь относятся: поставщики; потребители; конкуренты; нормативные документы в области качества продукции; маркетинговые посредники; контактные аудиторы, т.е. необходимость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
К факторам внешней  среды мы относим: непосредственных конкурентов фирмы по выпускаемым  ею товарам; всех конкурентов поставщиков (“вход”). Чем выше конкуренция по “входу” и ”выходу“ системы, тем выше будет конкурентоспособность выпускаемых фирмой товаров. Упрощенная схема влияния внешней среды фирмы на ее функционированием представлена на рисунке 1.7, на котором показано что из внешней среды на фирму “давят” контактные аудиторы (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т.д.). Конкуренты поставщиков фирмы ”выталкивают“ из данного сегмента непосредственных поставщиков, с которыми фирма заключила контракты, и они относятся в данный момент к ее “входу”. Конкуренты фирмы по выпускаемым ею товарам тоже ”выталкивают“ ее из данных сегментов, т.е. оказывают сопротивление (поэтому стрелки направлены против хода). Маркетинговые посредники по “входу” и ”выходу“ фирмы оказывают содействие (помогают) ей в реализации поставленных целей. 
Чтобы заключать  договора с поставщиками (“вход” системы): надо изучить показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалов; показатели качества (полезного эффекта) комплектующих  изделий, оснастки, запасных частей и  т.д.; показатели качества информации, поступающей на фирму; показатели качества подготовки специалистов, поступающих на фирму; прогноз изменения условий поставок.
С потребителями (”выход“ системы): тенденции изменения  круга потребителей основных потребителей товаров фирмы; прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров; прогноз изменения доходов потребителей; прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире.
Конкуренция в  широком смысле слова означает соперничество в любой сфере деятельности. Чтобы более рационально использовать все имеющиеся ресурсы предприятия организация должна проводить анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов; анализ организационно–технического уровня производства основных конкурентов; прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов; прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов.
Конкурентные  аудиторы проводят: анализ отношения  к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций.
Маркетинговые посредники: анализируют имидж структуры  и стратегии торговых посредников  и уточняют совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров; налаживают контакты с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований); устанавливают связь с кредитно–финансовыми учреждениями.
Нормативные документы в области качества продукции помогают: анализировать влияние ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы фирмы; подготавливать предложения по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.
В основном все  факторы, как внутренние, так и  внешние, тесно связаны между  собой, и все они влияют на качество продукции. Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития предприятия  степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие службы должны их ранжировать по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Конкурентоспособность,  сущность и методы ее определения.
2.1.Факторы  влияющие на конкурентоспособность
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение не только его сильных и слабыхсторон, но также и тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателейк предприятию. Фактор – это основной ресурс как на уровне производственной деятельности предприятия, так ив экономике в целом; фактор – это движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающих влияние на результат производственной, экономической деятельности.
Факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютнойи относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторонууменьшения. Факторы – это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Следует оговориться, что наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимуществана основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.
К факторам конкурентоспособности  относят: финансовое положение предприятия; состояние базы для собственных  научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и уровень расходов на них; наличие передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность к продуктовому и ценовомуманеврированию; наличие сбытовой сети; состояние технического обслуживания; возможность кредитования; действенность рекламы и средств стимулирования сбыта; обеспеченность информацией, платежеспособность основных покупателей.
Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих факторов:
1) ресурсного – затраты ресурсов на единицу готовой продукции. Предприятие само способно контролировать повышение производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства, а следовательно,и ресурсного фактора роста конкурентоспособности;
2) ценового – уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию. Данный фактор является менее контролируемым со стороны предприятия, поскольку уровень цен в стране во многом зависитот экономической политики государства;
3) «фактора среды» – в данный фактор, по мнению автора, входят такие составляющие, как: экономическаяи политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента.
Исходя из данной классификации факторов конкурентоспособности предприятия предприятие не можетконтролировать все факторы конкурентоспособности, и поэтому активное вмешательство государствав экономические процессы в качестве действующего гаранта прав и обязанностей приобретает все большее значение.
Деятельность  любого предприятия находится под  воздействием как факторов, которые возникают при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческой задачи, так и факторов, возникающих при открытом взаимодействии предприятия с внешней средой при решении той же задачи. Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние.
Внутренние факторы – объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. К внутренним факторам можно отнести:
1) потенциал маркетинговых служб;
2) научно-технический потенциал;
3) производственно-технологический потенциал;
4) финансово-экономический потенциал;
5) кадровый потенциал (структуру, профессионально-квалифицированный состав);
6) эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;
7) уровень материально-технического обеспечения;
8) условия хранения, транспортировки, упаковки продукции;
9) уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями;
10) подготовку и разработку производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;
11) эффективность производственного контроля, испытаний, обследований;
12) уровень технического обслуживания в постпроизводственный период;
13) уровень сервисного и гарантийного обслуживания.
Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.
Под внешними факторами  следует понимать:
1) меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную политику, инвестиционную политику, участие в международном разделении труда); административного характера (разработку, совершенствование и реализацию законодательных актов, демонополизацию экономики, государственную систему стандартизации и сертификации, правовую защиту интересов потребителей);
2) основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличиеи возможности конкурентов);
3) деятельность общественных и негосударственных институтов;
4) деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановкув стране.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия  представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой стороны – внешних по отношению к немуфакторов.
В России управление деятельностью предприятий и обеспечение им должного уровня конкурентоспособностив условиях расширения их прав и обязанностей и необходимости адаптации к изменениям проходят весьма сложно.
Гибкое приспособление к внешней среде, которая в нашей стране играет важную роль, – одно из условийфункционирования субъекта экономики. В настоящее время значение факторов внешней среды повышается. Необходим подбор четко определенного конкретного набора факторов, оказывающих влияние на работу предприятияв конкретный период времени.
2.2.Обеспечение  конкурентности продукции  и пути ее повышения
  В современных условиях возникает  необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой  и выпускаемой продукции.
  Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров – конкурентов.
  Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств  продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению и утилизации продукции. Общая схема оценки конкурентоспособности представлена на рис 1.
   Рис 1. Схема обеспечения конкурентоспособности 

 

   Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования:
      если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
      если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.
  Независимо  от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:
      рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
      анализируются направления развития аналогичных разработок;
      рассматриваются сферы возможного использования продукции;
      анализируется круг постоянных покупателей.
  Вышеизложенное подразумевает “комплексное исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития. На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке.
  При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По каждой из групп  параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.
  Анализ  конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует  уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.
  Производится  подсчет групповых показателей, которые в количественной форме  выражают различие между анализируемой  продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности  по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.
  Результаты  оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а  также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.
  Однако  факт высокой конкурентоспособности  самого изделия является лишь необходимым  условием реализации этого изделия  на рынке в заданных объемах. Следует  также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.
  В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие пути повышения конкурентоспособности  решения:
    изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов),  комплектующих изделий или конструкции продукции;
    изменение порядка проектирования продукции;
    изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
    изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
    изменение порядка реализации продукции на рынке;
    изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
    изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
    изменение системы стимулирования поставщиков;
    изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
  Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии  фирмы. Объектами прогнозирования  являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям  товаров конкурентов.
  10 этапов для повышения качества по Джозефу М.Джурану
    Сформируйте осознание потребности в качественной работе и создайте возможность для улучшения качества.
    Установите цели для постоянного совершенствования деятельности.
    Создайте организацию, которая будет работать над достижением целей, создав условия для определения проблем, выбора проектов, сформировав команды и выбрав координаторов.
    Предоставьте обучение всем сотрудникам организации.
    Выполняйте проекты для решения проблем.
    Информируйте сотрудников о достигнутых улучшениях.
    Выражайте свое признание сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.
    Сообщайте о результатах.
    Регистрируйте успехи.
    Внедряйте достижения, которых Вам удалось добиться в течение года, в системы и процессы, регулярно функционирующие в организации, тем самым, закрепляя их.
7 успешных факторов качества:
      фокус на потребителя;
      фокус на процесс и его результаты;
      управление участием/ответственностью;
      непрерывное улучшение;
      проблемы, зависящие от рабочих, должны составлять не более 20 %;
      проведение измерений;
      постоянно действующие сквозные функциональные Советы, представляющие собой постоянно действующие команды по улучшению качества.

Глава 3. Оценка конкурентоспособности.

 
3.1. Методика оценки
Одной из важнейших  целей оценки конкурентоспособности является повышение эффективности деятельности фирмы.
Наиболее распространенное направление анализа конкурентоспособности  — это сравнительная оценка конкурентоспособности  продукта данной фирмы. Такую оценку на практике провести наиболее легко, так как информация о потребительских свойствах и эксплуатационных характеристиках продуктов является доступной. Проводя исследование потребителей, торговых организаций, можно получить информацию о престижности торговых марок, предпочтениях потребителей, рыночной доле и т.д.
Оценка конкурентоспособности  фирмы — гораздо более сложная  задача. Проблемность такой оценки усугубляется невозможностью во многих случаях законными способами  получить достоверную информацию о  различных аспектах производственно-хозяйственной деятельности конкурентов.
Вследствие этого  представляет определенный интерес  оценка изменения конкурентоспособности  фирмы во времени без учета  деятельности фирм-конкурентов. Безусловно, такая оценка носит ограниченный характер. Показатели конкурентоспособности в данном случае сами по себе характеризуют только динамику изменения эффективности рыночной деятельности фирмы и не содержат информацию о ее позиции на рынке относительно позиций фирм-конкурентов.
Однако и такая  неполная информация позволяет выявить сильные и слабые стороны в деятельности, проанализировать улучшение или ухудшение в целом рыночной позиции фирмы. К тому же при использовании данного подхода не требуется информация о деятельности фирм-конкурентов.
Безусловно, создание универсальной методики оценки конкурентоспособности, применимой для любых фирм, вероятно представляет собой невыполнимую задачу. Фирмы характеризуются разными сферами деятельности, различиями в производстве и сбыте, разными продуктами, имеющими несравнимые параметры. Речь, скорее, может идти только о неких общих методических подходах, которые в различных случаях могут воплощаться во множество конкретных методик оценки конкурентоспособности.
Об одной такой  конкретной сфере применения методики оценки конкурентоспособности для фирмы «СИРИУС» речь и пойдет ниже.
Фирма «СИРИУС» является обществом с ограниченной ответственностью, ведет свою деятельность в сфере аренды недвижимости. Оценка эффективности деятельности проводилась в динамике за три года: 2002, 2003 и 2004 гг. Продуктами фирмы являются различные виды помещений, сдаваемые в аренду.
Итоговый показатель оценки конкурентоспособности фирмы (К) рассчитывается как средняя величина трех составляющих по формуле:
 
(1)

 
где Мс маркетинговая составляющая конкурентоспособности  фирмы;
  Кф финансовая  составляющая;
  потери от риска j-го вида деятельности;
  П прибыль за отчетный период;
  m число рисковых видов деятельности. В данном случае m = 3.
Суммарные потери от рисков составляют:
 
(2)

где DR суммарные потери от рисков;
  DRd предполагаемые  потери от делового риска;
  DRu предполагаемые  потери от инфляционного риска;
  DRk предполагаемые  потери от коммерческого риска.
Поскольку в  деятельности фирмы «СИРИУС» производство и НИОКР отсутствуют, оценка конкурентоспособности ограничивается только финансовой составляющей. Кадровая составляющая присутствует опосредовано в маркетинговой и финансовой составляющих, так как эффективность этих видов деятельности прямым образом зависит от квалификации соответствующего персонала. Оценка эффективности продаж осуществляется при расчете маркетинговой составляющей. Эффективность снабжения опосредовано учитывается при расчете риска от коммерческой деятельности.
Как видно, главной  особенностью данной методики расчета  является учет факторов риска деловой  активности фирмы.
Оценка маркетинговой составляющей Мс
Итоговый показатель конкурентоспособности фирмы по маркетинговой составляющей (Мс), рассчитывается по формуле:
 
(3)

где Кп продуктовая конкурентоспособность;
  Ксб конкурентоспособность сбыта;
  Крек конкурентоспособность продвижения продукта на рынок, в частности, рекламной деятельности.
Для расчета  конкурентоспособности фирмы, имеющей  несколько продуктов, нужно рассчитать показатель Кп следующим образом:
 
(4)

где Кпj коэффициент конкурентоспособности j-го продукта,
  n количество  продуктов фирмы.
Следует отметить, что Кп выражает среднюю величину конкурентоспособности фирмы по совокупности продуктов.
Поскольку все  приводимые ниже формулы расчета  годятся для оценки всех продуктов  фирмы «СИРИУС», то далее для простоты индекс j опускается, а Кп рассматривается как показатель конкурентоспособности одного продукта.
Расчет Кп проводится по следующей формуле:
 
(5)

где Кпф коэффициент значимости j-го продукта фирмы на рынке;
  Кач показатель  качества j–го продукта.
   
Показатель Кпф  рассчитывается по следующей формуле:
 
(6)

где Крд рыночная доля;
  Кmn эффективность затрат на предпродажную подготовку;
  Кv коэффициент изменения  объема продаж.
   
Расчет данных коэффициентов производится следующим  образом:
 
(7)

где Vп объем продаж продукта фирмой;
  Ve общий объем  продаж продукта на рынке всеми конкурентами.
Коэффициент эффективности  затрат по предпродажной подготовке:
 
(8)

где Сn сумма затрат на предпродажную подготовку;
  Сэ сумма затрат на эксплуатацию и организацию продаж.
Для фирмы «СИРИУС» Сn — затраты на ремонт и отделку помещений, предназначенных для аренды. Сэ — затраты на уборку и обслуживание помещений.
Коэффициент Кmn характеризует экономию суммарных  затрат на предпродажную подготовку, эксплуатацию и организацию продаж за счет более качественной предпродажной подготовки. За счет экономии затрат цена аренды снижается. Кv показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет изменения объема продаж. При увеличении объема продаж конкурентоспособность фирмы также имеет тенденцию к увеличению. Это проявляется в росте рыночной доли за счет конкурентов.
 
(9)

где объем продаж на конец отчетного периода;
  объем продаж на начало отчетного периода.
Показатель качества продукта определяется по формуле:
 
(10)

где Ко качество отделки  и дизайна помещений;
  Эк экологическая чистота материалов, использованных при строительстве и отделке;
  Б соответствие  зданий требованиям сейсмобезопасности Сахалинского региона;
  Сm соответствие зданий требованиям СНИП.
Все данные показатели оценки качества продукта измеряются в баллах от 0 до 1. Оценку проводят эксперты.
Коэффициент эффективности  каналов сбыта Ксб, характеризующий  усилия фирмы по доведению продукта до потребителя, рассчитывается по формуле:
 
(11)

где V суммарный объем  продаж через два канала продаж на конец отчетного периода;
  C затраты на создание и функционирование каналов продаж.
Для фирмы «СИРИУС» характерны собственные продажи и продажи через канал сбыта – привлеченную фирму «Сахалинская недвижимость» по продаже (аренде) объектов недвижимости.
Крек — коэффициент  рекламной деятельности:
 
(12)

где Ккк количество  телефонных звонков, писем, факсов, электронных  сообщений, переговоров, визитов и  т.п. за отчетный период;
  Ккн тоже за аналогичный  период прошлого года.
  Vкк объем продаж за отчетный период;
  Vкн объем продаж на начало отчетного периода.
   
Расчет финансовой составляющей Кф
Коэффициент финансовой составляющей конкурентоспособности  фирмы Кф рассчитывается по формуле:
 
(13)

где Кnm коэффициент переуступки  прав требования;
  Рф рентабельность  фирмы, характеризует уровень отдачи затрат и степень использования  средств фирмы;
  Пл показатель  ликвидности, характеризует способность  фирмы к быстрой реализации активов;
  Пфу показатель  финансовой устойчивости;
  Пда показатель  деловой активности;
  Пос показатель, характеризующий  основные средства;
  Кнл коэффициент налоговых  льгот.
 
(14)

где Дзд дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются через более чем 12 месяцев после отчетной даты (строка 230 ф. № 1);
  Дзк дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются  в течение 12 месяцев после отчетной даты (строка 240 ф. № 1);
  Кз кредиторская  задолженность (строка 620 ф. № 1).
 
(15)

где Ро общая рентабельность;
  Рск рентабельность  собственного капитала.
 
(16)

где
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.