Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Введение в муниципальное право

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение  в муниципальное право
    Общая характеристика местного самоуправления.
    Понятие местного самоуправления в РФ.
    Общие принципы организации местного самоуправления в РФ.
    Система местного самоуправления в РФ.
Вопрос 1.
Впервые термин местное самоуправление появляется в 17-ом веке в Англии, и связан со становлением городского самоуправления. В России он появляется с середины 19-го века, при Александре II, связан с его реформами (городская, земская реформа). Первые исследователи под местным самоуправлением понимали государственное управление, осуществляемое через лиц, не являющимися государственными служащими. Такое управление - противоположность бюрократическому, осуществляется через заинтересованных лиц. Профессор Лазаревский (СПб) под местным самоуправлением понимал децентрализованное государственное управление, где самостоятельность органов, обеспечена системой гарантий, устанавливающих тесную связь таких органов с территорией и населением. Редрих и Ашлей: местное самоуправление - это осуществление жителями или их избранными представителями обязанностей и прав, которые предоставлены им в силу полномочий или принадлежат по общему правилу.
С учётом развития истории развития местного самоуправления, сформировалось несколько  теорий местного самоуправления (вообще, местное самоуправление это очень дискуссионный вопрос, и сегодняшний день не исключение, грядут реформы государственного устройства):
1. Свободной общины - эта теория исторически первая, суть в том, что существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная, а согласно теории, есть и четвёртая - муниципальная или общинная. Государство не создаёт общину, а признаёт уже существующую, община существует по тому: 1) что круг общинных дел отличен от круга дел государственных; 2) община является субъектом специальных прав, которые принадлежат только ей; 3) должностные лица, общинного управления, это именно общинные должностные лица, а не государственные. С точки зрения этой теории, можно говорить об общинном характере происхождения местного самоуправления.
2. Хозяйственная теория - возникла как реакция на критику теории свободной общины, суть в том, что собственные дела общины, дела строго хозяйственные, и с учётом этого все её дела - только хозяйственные. Община должна развивать все формы собственности, формировать органы общины как эффективных собственников и предпринимателей.
3. Юридическая теория - органы местного самоуправления выполняют функции государственного управления, но являются органами не государства, а органами общины. Все общины как самоуправляющие единицы, являются субъектами прав, предоставленных им государством. Суть в том, что государство признаёт неприкосновенность прав общины, и должно всемерно уважать эти права.
4. Политическая теория - суть в том, что противопоставляется земское (муниципальное) и опричное (бюрократическое) начало. Население и его представители не являются чиновниками, государственными служащими. Население осуществляет самодеятельность, независимую от правительства, и свободно в осуществлении местного самоуправления.
5. Государственная теория - местное самоуправление, это часть государства, оно должно заниматься осуществлением государственных задач, всякое публичное управление, есть управление государственное, а, следовательно, тот кто несёт обязанности по местному самоуправлению, выполняет задачи государства.
6. Органическая теория - государство является сложной личностью, состоящей из социальных организмов. Самое низовое структурное подразделение государства, это община, она имеет ряд полномочий, но они не делегированы общине государством, а принадлежат ей как социальному организму.
Все эти  теории местного самоуправления содержат в совокупность четыре признака, которые и характеризуют местное самоуправление:
    Связан с различием в характере власти - государственная власть суверена, самостоятельна, муниципальная власть подзаконна и действует в порядке и рамках, указанных государством.
    Связан с разграничением уровней компетенции государства - в унитарном государстве эти уровни разграничиваются на два: государство и местное самоуправление, в федеративном на три: федеративное государство, субъекты федерации и местное самоуправление.
    Наличие у местного самоуправления собственной материально-финансовой базы.
    Местное самоуправление всегда территориально организовано и формируется в результате выборов.
Вопрос 2.
Конституция РФ рассматривает местное самоуправление в трех аспектах:
    Как основу конституционного строя.
    Как право населения на местное самоуправление.
    Как форму народовластия.
Есть  много точек зрения по поводу такой многоаспектности, но это основные.
Местное самоуправление как  основа конституционного строя. Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - ФЗ) в ст.2 определяет местное самоуправление как основополагающий принцип организационного построения власти в государстве, который активно определяется системой управления.
    С учётом того, что Конституция РФ признаёт местное самоуправление, следовательно, система управления в РФ является децентрализованной.
    Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и не могут рассматриваться как структурные подразделения системы государственной власти.
    В юридическом смысле органы государственной власти и органы местного самоуправления равны между собой.
    В законодательстве специально закреплена особая группа вопросов, получивших название "вопросов местного значения".
Местное самоуправление как  право населения. Согласно Конституции РФ население это главный и основной субъект местного самоуправления. Конституция закрепляет гарантии этого особо статуса:
    Население любого поселения не может быть лишено права на местное самоуправление.
    Лишить права на местное самоуправление можно только такое муниципальное образование, которое не является поселением (сельский район, округ).
    Население обладает правом инициировать создание нового муниципального образования.
    Население может самоуправляться не только в рамках местного самоуправления, но и на локальных территориях в рамках территориального общественного самоуправления.
    Граждане РФ имеют равные права на участие в местном самоуправлении, как непосредственно, так и через своих представителей, более того, Конституция гарантирует как активное, так и пассивное избирательное право в органы местного самоуправления.
    Государство не только признаёт, но и закрепляет право за населением на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления.
    Без учёта мнения населения не могут быть изменены территориальные границы ни одного муниципального образования.
    Органы государственной власти обязаны создавать правовые, организационные, материальные условия, для осуществления местного самоуправления.
Местное самоуправление как  форма народовластия. Конституция закрепляет три формы народовластия: через государственные органы, непосредственно и через органы местного самоуправления. В последнем случае народ делает это через особый субъект - население местного самоуправления, имеется и особый объект - вопросы местного значения. Местное самоуправление занимает особенное положение в демократическом механизме управления обществом и государством. Оно обладает самостоятельностью, и при этом, муниципальные образования несут собственную ответственность за свои действия.
Риторический  вопрос: "Необходимо ли местное самоуправление Российскому государству"? Оставим в стороне все остальные моменты, и затронем лишь юридический, да необходимо, так как помимо провозглашения принципа местного самоуправления в Конституции, 28 февраля 1996 подписана Европейская хартия местного самоуправления, и 11 апреля 1998 года она была ратифицирована Государственной Думой РФ.
Вопрос 3.
Общие принципы организации местного самоуправления выражают, прежде всего, политику децентрализации, которая закреплена в Конституции  РФ 1993. В литературе выделяется различное количество принципов, их даже классифицируют, но мы затронем лишь те, которые упоминаются в Конституции:
1) Самостоятельное решение населением вопросов местного значения - реализуется через самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления, через избрание населением депутатов, через обязательное согласование с населением изменение границ муниципальных образований.
2) Принцип организационного обособления местного самоуправления в системе управления государством. Речь идёт о том, что органы местного самоуправления (ст.12 Конституции) не входят в систему органов государства, но эту норму нельзя понимать буквально, это не значит, что органы местного самоуправления вообще находятся вне государства. Это всего лишь организационное обособление.
3) Принцип разграничения компетенции РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в области местного самоуправления. До Конституции РФ, и ФЗ, в РФ никогда не было норм, разграничивающих компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления. ФЗ это сделал впервые в новейшей истории российской государственности.
Какие вопросы организации местного самоуправления относятся к ведению РФ в целом:
    федеральное законодательство о местном самоуправлении;
    конституционный контроль;
    обеспечение гарантий осуществления местного самоуправления государством;
    регулирование порядка передачи федеральной собственности в муниципальную;
    установление государственных и социальных стандартов, касающихся различных аспектов жизни местного самоуправления (напр., нормы питания детей в школе, дорожное хозяйство);
    принятие федеральных программ развития местного самоуправления;
    компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, если они возникли по вине органов государственной власти;
    регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
    обеспечение финансовой самостоятельности местного самоуправления (на практике, норма практически не действует, скорее наоборот, налоговая реформа полностью лишила местное самоуправление финансов);
    прокурорский надзор за деятельностью местного самоуправления;
    особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях;
    регулирование основ муниципальной службы.
Вопросы организации местного самоуправления, которые относятся к ведению субъектов РФ:
    принятие и изменение законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении;
    обеспечение соответствия законов субъектов РФ Конституции России и федеральному законодательству;
    регулирование порядка передачи собственности субъектов федерации в муниципальную собственность;
    регулирование отношений между бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами;
    обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
    делегирование органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъектов федерации в области местного самоуправления;
    принятие региональных программ развития местного самоуправления;
    защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
    обеспечение финансовой самостоятельности местного самоуправления;
    обеспечение государственных социальных минимальных стандартов;
    установление порядка решения вопросов административно-территориального устройства;
    компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникающих в результате принятия решений органами государственной власти субъектов федерации;
    законодательство о муниципальной службе;
    законодательство об административной ответственности (вопросы, касающиеся местного самоуправления);
    установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.
Вопросы организации местного самоуправления, которые относятся к ведению  муниципальных образований. Здесь  вопросы делятся на две большие  группы: вопросы местного значения и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления, по общему правилу, последнему их наделяют субъекты федерации. Обычно отдельные государственные полномочия, делегируются в рамках бюджетного процесса. Вопросы местного значения также закреплёны в ФЗ:
    принятие и изменение уставов муниципального образования;
    владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
    местные финансы;
    комплексное социальное и экономическое развитие территории;
    содержание и использование муниципального жилого и нежилого фонда;
    содержание и развитие муниципальных учреждений образования;
    содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения;
    охрана общественного порядка;
    планирование и застройка населённых пунктов;
    контроль за использованием средств;
    регулирование использования других природных ресурсов на территории муниципального образования;
    организация, содержание и развитие муниципальных систем электро-, газа-, водоснабжения, канализаций;
    снабжение топливом;
    муниципальное дорожное строительство и содержание дорог;
    благоустройство территорий муниципального образования;
    организация утилизации и переработка бытовых отходов;
    организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
    муниципальные архивы;
    транспортное обслуживание населения, услуги связи;
    создание условий для развития услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
    создание условий для деятельности учреждений культуры и образования;
    сохранение памятников истории и культуры в муниципальной собственности;
    создание и содержание муниципальной информационной службы;
    создание условий для развития СМИ;
    развитие физической культуры и спорта;
    обеспечение социальной поддержки и занятости населения;
    участие в охране окружающей среды;
    обеспечение пожарной безопасности.
Даже  беглый взгляд на этой перечень показывает, что он весьма не бесспорен, хотя бы последний тезис о пожарной безопасности, это МВД, сама пожарная охрана, никак  не может относиться к компетенции  местного самоуправления, но тем не менее, во всём мире пожарные органы относятся к компетенции местного самоуправления. Тезис о муниципальной информационной службе, не более чем тезис, поскольку у нас, как правило, такие службы либо отсутствуют, либо действуют локально (для служащих), это плохо. В Барселоне, не мог найти книгу, кореш посоветовал - сходи в муниципалитет, там подскажут, пришли, 12-ть компьютерных мест, к любому, ищёт книгу по местному самоуправлению в Испании, ему распечатали перечень книг и где они продаются, он довольный пошел и купил.
4) Принцип территориально-поселенческой организации местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает наибольшие возможности организации местного самоуправления для населения.
5) Принцип законности. Суть в том, что деятельность по осуществлению местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией, федеральными законами, законами субъектов федерации, локальными актами.
6) Принцип выборности. Сегодня идёт дискуссия, назначать глав местной администрации или выбирать.
7) Принцип приоритета представительных органов местного самоуправления над исполнительными. ФЗ содержит перечень исключительный компетенции представительных органов местного самоуправления, эти вопросы могут быть рассмотрены только представительным органом.
8) Многообразие структурной организации местного самоуправления. Суть в том, что не существует единой структуры, в соответствии с которой, должны моделироваться все остальные модели местного самоуправления, в разных местах могут быть различные модели местного самоуправления.
9) Принцип полноты экономической и финансовой основы местного самоуправления. Экономическую основу составляет муниципальная собственность, и другие виды и формы собственности. Финансовую - местный бюджет, а также те элементы, которые обеспечивают доходную часть этого бюджета.
10) Принцип запрета ограничения прав местного самоуправления. Суть в том, что когда органы государственной власти федерального уровня, или субъектов принимают решения, они не могут ограничивать этими решениями права местного самоуправления.
11) Принцип гарантированности и ответственности местного самоуправления. Провозглашает обязательность решений органов местного самоуправления для любых субъектов права, при условии, что эти решения приняты в пределах компетенции органов местного самоуправления. При этом, органы местного самоуправления несут всю полноту ответственности перед государством, населением, юридическими и физическими лицами.
Вопрос 4.
Традиционно, выделяют четыре элемента, входящие в  систему местного самоуправления:
    Формы непосредственного осуществления местного самоуправления (выборы, референдумы, народная правотворческая инициатива).
    Представительные формы осуществления местного самоуправления, связаны с деятельностью представительных органов.
    Иные формы осуществления местного самоуправления, которые нельзя отнести не к первым не ко вторым, это территориальное общественное управление.
    Различные ассоциативные связи в системе местного самоуправления (ассоциации и союзы муниципальных образований). Первый ассоциации - региональные ассоциации (ассоциация Сибирских, Уральских городов). И только потом появился Союз Российских Городов, у всех одна цель, как можно лучше организоваться, и сохранить институт местного самоуправления для населения. 28 октября 1998 указ Президента - создан Конгресс Муниципальных Образований РФ.
Муниципальное право как отрасль российского  права
    Понятие и предмет муниципального права.
    Муниципально-правовые нормы.
    Муниципальные правоотношения.
    Источники муниципального права.
    Система муниципального права.
Вопрос 1.
Появление современного российского муниципального права связывают с двумя законодательными актами: закон РСФСР от 21 ноября 1990-го года "О дополнительных полномочиях  местных советов народных депутатов  в условиях переходного периода"; закон РСФСР "О местном самоуправлении" от 6 июля 1991-го года. Дело в том, что закон от 1990-го года, очень небольшой по своему объёму, был очень революционен по своему содержанию, это был первый закон, где был сформулирован институт муниципальной собственности. А в законе от 1991-го года была нормативно закреплена заинтересованность государства в существовании местного самоуправления как организационного обособленного от государственной власти. Вот эти два момента: появление муниципальной собственности как основы местного самоуправления и заинтересованности государства, и послужили отправной точкой в формировании местного самоуправления.
Муниципальное право появлялось не на голом месте, до этого существовала вся структура  законодательства, отрасли права (государственное, административное). По отношению к государственному праву, муниципальное право было и остаётся вторичным. Нормы муниципального права являются и нормами государственного права, административного права и даже гражданского права. В литературе однозначно сформировался тезис, что муниципальное право это вторичная отрасль права.
Своеобразие предмета муниципального права проявляется в том, что:
    Муниципальные правоотношения имеют чётко выраженных характер, они возникают, развиваются и прекращаются на территории конкретных муниципальных образований.
    Муниципальные правоотношения носят комплексный характер, так как местное самоуправление является комплексным правовым институтом, который охватывает почти всех сферы общественной жизни на территории муниципального образования.
    Муниципальные правоотношения почти всегда осуществляются специальным субъектом, это либо население, либо органы и должностные лица местного самоуправления.
Муниципальное право - это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правых норм, регулирующих общественные отношения в системе местного самоуправления.
Вопрос 2.
Муниципально-правовые нормы имеют специфические черты:
    Если обычные правовые нормы, появляются в результате деятельности государства, то муниципально-правовые нормы наряду с этим, в результате, в том числе правотворческой деятельности органов местного самоуправления.
    Каждая муниципально-правовая норма одновременно является и нормой какой-либо другой отрасли права.
Классификация муниципально-правовых норм:
1. По кругу общественных отношений:
    нормы, регулирующие общественные отношения в области основ местного самоуправления, принципов и функций местного самоуправления;
    нормы, регулирующие территориальные основы местного самоуправления;
    нормы, регулирующие организационные основы местного самоуправления;
    нормы, регулирующие гарантии местного самоуправления;
    нормы, регулирующие ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;
    нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления в отдельных отраслях и сферах местной жизни.
2. По территории действия:
    федеральные муниципально-правовые нормы;
    муниципально-правовые нормы субъектов РФ;
    локальные муниципально-правовые нормы, действующие в пределах территории муниципальных образований.
3. По источникам:
    муниципально-правовые нормы, содержащиеся в Конституции РФ;
    в федеральных конституционных законах;
    в федеральных законах;
    в актах Федерального Собрания РФ;
    в указах Президента РФ;
    в постановлениях Правительства РФ;
    в постановлениях Конституционного Суда.
4. По характеру предписаний:
    уполномочивающие;
    обязывающие;
    запрещающие.
Вопрос 3.
Под муниципальными правоотношениями понимаются общественные отношения, закрепляющие взаимные права и обязанности их участников, регулируемые муниципальными нормами и возникающие в системе местного самоуправления.
Своеобразие муниципальных правоотношений, прежде всего, проявляется в своеобразии  их субъектов, обязательными субъектами муниципальных правоотношений могут быть:
    Население муниципального образования в целом.
    Органы местного самоуправления.
    Должностные лица местного самоуправления.
    Граждане.
    Депутаты.
    Иные члены выборных органов местного самоуправления.
    Органы, территориального общественного самоуправления населения.
    Государственные органы, при условии, что они выполняют полномочия, делегированные им органами местного самоуправления.
Вторая  своеобразная группа субъектов муниципальных правоотношений - это муниципальные образования (исключительно своеобразный субъект, в других отраслях его нет). Под муниципальными образованиями - понимаются городские или сельские поселения, иные по наименованию территории, где действуют органы местного самоуправления, есть муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков, означает, что данная территория муниципальным образованием не является.
Третья  группа субъектов муниципальных правоотношений, участвует в правоотношениях в связи с делегированными полномочиями - это союзы и ассоциации муниципальных образований.
Классификация муниципальных правоотношений:
    По формам осуществления власти:
    отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения, путём непосредственного выражения воли населения;
    отношения, связанные с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления;
    отношения, которые возникают в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
    По областям общественной жизни:
    отношения, возникающие в области местного хозяйства;
    в области социально-культурного развития;
    в административно-политической отрасли.
    По месту местного самоуправления в системе российского федерализма:
    отношения, которые возникаю в связи с самостоятельной деятельностью населения или органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
    отношения, которые возникают в связи с деятельностью органов местного самоуправления по реализации отдельных государственных полномочий, делегированных субъектами РФ;
    отношения, возникающие в связи деятельностью органов местного самоуправления по реализации полномочий, делегированных государственными органами РФ.
Вопрос 4.
Источники муниципального права - это акты, содержащие муниципально-правовые нормы. Классифицируются обычно по уровню правового регулирования: на источники федеральные, субъектов и местные.
Федеральные и источники субъектов РФ вы сами прекрасно знаете, мы лишь остановимся на одном из местных. Основным местным источником муниципального права является устав муниципального образования, который закрепляет основные начала местного самоуправления на территории муниципального образования. Устав муниципального образования - "это местная конституция", он подлежит государственной регистрации, её может осуществлять законодательный орган субъекта РФ (так в нашей области).
Вопрос 5.
В науке  муниципального права вопрос по системе  муниципального права является дискуссионным. Точки зрения:
    Кутафин и Фадеев, главным для идентификации отрасли права, является предмет и метод, а всё остальное - система правовых институтов, поэтому система состоит только из правовых институтов.
    Правовые институты делятся на общую и особенную часть. В Общую часть муниципального права входят: понятие, предмет, нормы, отношения, территориальная основы, организационная основа местного самоуправления, гарантии местного самоуправления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. В Особенную часть: общее понятие компетенции и полномочий местного самоуправления и разделение этих полномочий по отраслям и сферам местной жизни: полномочия в области местного хозяйства (бюджет, собственность, отношения), социально-культурного развития (образование, культура, спорт и т.д.), административно-политической (административная ответственность, милиция, пожарная охрана).
    Шудриной, муниципальное право делится на общую, особенную и специальную часть. Общая и особенная часть содержит те же положения, что и выше, а вот специальная - описание особенностей местного самоуправления в зарубежных странах. Но ведь нет международного муниципального права (оно всегда принадлежность какого-то государства), поэтому не может быть специальной части, местное самоуправление занимается только своими вопросами.
 
 
 
 
 
 
Источники муниципального права 
А) Европейская  хартия местного самоуправления (октябрь 1988г.), международно-правовые акты, касающиеся местного самоуправления.
Б) Внутрироссийская система источников муниципального права:
Первого уровня:
    Конституция РФ (ст.12, 130, 131, 132, 133);
    ФЗ от 12.08.95 № 154 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";  ФЗ 126 "О финансовых основах местного самоуправления в РФ"; ФЗ 8 "Об основах муниципальной службы в РФ"; ФЗ 124 "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ"; "О милиции", "Об основах налоговой системы РФ", "Об охране природной среды", "О недрах", "О закрытом административно-территориальном образовании" и др.; 
    Отраслевые правовые акты (кодексы).
    Указы Президента РФ, содержащие нормы муниципального права – от 11.06.97 № 568 "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ", от 10.03.97 № 193 "О мерах по реализации постановления Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 года" и др.; 
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.