На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация нарушений речи. Характеристика речевых нарушений

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Реферат
по дисциплине: «Основы специальной педагогики и психологии»
на тему «Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация нарушений речи.
Характеристика  речевых нарушений» 
 

Содержание
    Введение
    Понятие речевого нарушения
    Классификации нарушений речи
    Клинико-педагогическая классификация
    Психолого-педагогическая классификация
    Заключение
    Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются  у человека в детстве. И немалую  роль в становлении личности играет речь.
     Речь  — важнейшая психическая функция, присущая только человеку, и развитие ее зависит от многих моментов.
Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребенок учится говорить на примере  речи родителей, педагогов, друзей. Очень  важно, чтобы ребенок с раннего  возраста слышал речь правильную, отчетливо  звучащую, на примере которой формируется  его собственная речь.
     Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно  пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании.
     На  основе речи и ее смысловой единицы  — слова формируются и развиваются  такие психические процессы, как  восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский.
     В тех случаях, когда у ребенка  сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые  нарушения, которые не могут не сказаться  на формировании всей его психики, говорят  об особой категории аномальных детей  — детях с речевыми нарушениями.
     Дети  с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении. Знание педагогом основ логопедии необходимо для нахождения адекватных форм обучения и воспитания таких детей.
     В настоящее время проблема классификации  речевых нарушений остается одной  из актуальных.
     Понятие речевого нарушения
     Нарушения речи — собирательный термин для  обозначения отклонений от речевой  нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации  человека. Как правило, они обусловлены  отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины — расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения. Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска.
     В связи с этим следует различать  патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды.
     Речевые нарушения могут затрагивать  различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую (смыслоразличительную), лексику, грамматический строй.
     Речевые нарушения не исчезают самостоятельно - они требуют специально организованной коррекционной работы. Определить приемы коррекционной и терапевтической помощи возможно на основе классификации речевых расстройств. 
 
 
 

     Классификации нарушений речи
     Научно  обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода  выразилось в настоящее время  в двух основных классификациях речевых  расстройств — психолого-педагогической (М.Е.Хватцев, Ф.А.Рау, О.В.Правдина, С.С.Ляпидевский, Б. В. Гриншпун) и клинико-педагогической (Р.Е.Левина), которые не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая речевые расстройства в различных аспектах.  

    Клинико-педагогическая классификация
     Клинико-педагогическая классификация ориентирована на те нарушения, которые подлежат логопедической коррекции, поэтому основывается на подходе от общего к частному.
     Основные виды нарушений речи, рассматриваемые в клинико-педагогической классификации подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.
Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа:
    фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи;
    структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания.
 
 
 
      Расстройства фонационного оформления высказывания:
1. Дисфония (нарушение голоса) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
2. Брадилалия (брадифразия) - патологически замедленный темп речи. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной.
3. Тахилалия (тахифразия) - патологически ускоренный темп речи. При ускоренном темпе - торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием - нарушение темпа речи.
4. Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
5. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. 
     Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.
6. Ринолалия (гнусавость, палатолалия) - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
7. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдается несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.
II. Нарушения структурно - семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.
1. Алалия (дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота) - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
2. Афазия (распад) - полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия.
     Нарушения письменной речи подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности - расстройства чтения.
1. Дислексия (алексия) - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова.
2. Дисграфия (аграфия) - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.
     Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков письма и чтения. 

    Психолого-педагогическая классификация
     Психолого-педагогическая классификация основывается на подходе от частного к общему; учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени.
     Психолого-педагогическая или педагогическая классификация  речевых нарушений была разработана  Р.Е.Левиной в 50-60-х годах 20 века, когда  возникла необходимость в организации  групповых форм логопедической работы. Принципы, положенные в ее основу, удобны при комплектовании речевых групп  в детских садах, отборе детей  в специальные учреждения. В этой классификации основное внимание уделяется  общим проявлениям речевого дефекта  при разных формах аномального развития речи у детей. Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы. Первая группа - нарушение средств общения. В ней выделяют:
     1. Фонетико-фонематическое недоразвитие  речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
     2. Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III и IV уровней) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне (лексика, грамматика, фонетика и фонематика).
     В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный  словарный запас, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
     Вторая  группа - нарушения в применении средств общения, куда относится  заикание, которое рассматривается  как нарушение коммуникативной  функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.
     Возможен  и комбинированный дефект, при  котором заикание сочетается с общим  недоразвитием речи.
     В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений  речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе  фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные  несформированностью фонематических и морфологических обобщений.
Заключение
     Приведенные классификации отражают современное  состояние теории логопедии. Между  ними нет противоречий - они дополняют друг друга.
     Приведенные классификации разработаны преимущественно  по отношению к первичному недоразвитию речи у детей, т.е. к тем случаям, когда нарушения наблюдаются при сохранном слухе и интеллекте. Однако эта категория детей не однородна по своему составу, так как к ней относятся и дети с задержкой психического развития, с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. Важно решить вопрос о том, применимы ли разработанные в логопедии классификации к нарушениям речи у названных категорий детей или необходимы новые поиски.
     Наиболее  приемлемой для указанных случаев  является клинико-педагогическая классификация, поскольку она строится на признаках, максимально-дифференцирующих виды речевых  нарушений, позволяющих логопеду квалифицировать  дефект речи при разных формах аномального  развития и осуществить логопедическое воздействие с опорой на принцип  индивидуального подхода. В свою очередь, те признаки, которые положены в основание психолого-педагогической систематизации, помогут в организации  групповых форм логопедической работы при разных формах аномалий, но при  общности проявлений речевого дефекта. 
 
 
 
 

Список  литературы
    Белякова Л.И., Филатова Ю.О. «Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции»// Дефектология №5, 2007 г.
    Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. -- М.: Академия, 2006.
    Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
    Лалаева Р. И. Логопедия: Учебное пособие. - М., 1995.
    Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991.
    Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.