На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Курсовая  работа 

ФОРМИРОВАНИЕ  ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ДИЗАРТРИЕЙ 
 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Сущность интонации, ее основные компоненты 5
1.2 Становление интонационных компонентов речи у детей с нормальным речевым развитием 8
1.3 Особенности интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией и их коррекция 11
Выводы по первой главе 13
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Организация и методика исследования интонационных возможностей детей старшего дошкольного возраста 15
2.2 Особенности владения старшими дошкольниками интонационной стороной речи 18
Выводы по второй главе 20
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
3.1 Организация и содержание работы по формированию интонационных компонентов речи у детей с дизартрией 21
3.2 Методические рекомендации по формированию интонационной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 34 
 
 

 


ВВЕДЕНИЕ

 
 
     Актуальность  исследования. Человек должен владеть интонационным богатством языка, важным не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Поэтому очень важно начинать работу по формированию интонационной выразительности речи еще в дошкольном возрасте, так как эта работа стимулирует развитие связной речи, позволяет избежать таких недостатков высказывания как нечеткость дикции, монотонность, нерасчлененность речи, замедленный или убыстренный темп, влияющих на понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.
     Особенности интонационной выразительности  речи у детей в онтогенезе рассматривались  психологами, лингвистами, педагогами (C.JI. Рубинштейн, А.Н. Гвоздев, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, М.Ф. Фомичева и др.).
     Преодоление расстройства интонационной выразительности  является необходимым элементом  полноценного развития речи, подготовки детей к успешному школьному  обучению, профилактики школьной дезадаптации различных категорий детей.
     У большинства детей с нарушениями речи, по мнению Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, E.H. Винарской, Л.В. Лопатиной, Л.А. Копачевской,        Н.А. Туговой и др., помимо нарушений лексико-грамматического строя речи, в той или иной степени отмечается неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка. Речь детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.
     В то же время подробное изучение особенностей овладения различными типами интонации и их восприятием, знание затруднений, которые при этом дошкольники с тяжелыми нарушениями речи испытывают, учет выявленных особенностей просодики у данной категории детей позволит определить целенаправленно и дифференцированно строить работу по воспитанию правильной интонации как важнейшего компонента нормированной речи.
     Все вышесказанное обусловливает необходимость  детального теоретического и практического  изучения нарушений просодической  стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и определение наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов и средств коррекционного воздействия в процессе логопедической работы по преодолению выявленных нарушений.
     Объект  исследования: интонационная сторона речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
     Предмет исследования: технология развития и совершенствования интонационных компонентов речи у старших дошкольников с дизартрией.
     Цель  исследования: теоретически обосновать и разработать основные направления логопедической работы по развитию интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией.
     В соответствии с целью, объектом и  предметом были поставлены следующие задачи исследования:
     1.Определить основные подходы к изучению и коррекции нарушений интонационного оформления высказывания у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
     2. Выявить характерные особенности нарушения интонационной стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии в сопоставлении с нормально говорящими детьми.
     3.Раскрыть  последовательность и содержание логопедической работы по коррекции интонационных возможностей речи у старших дошкольников с дизартрией.
     В процессе решения поставленных задач  применялись следующие методы исследования:
      библиографический поиск;
      теоретический анализ литературы в свете проблемы исследования;
      констатирующий эксперимент;
      качественный и количественный анализ полученных результатов.
     Практическая  значимость исследования: полученные данные могут быть полезны в процессе дальнейшей разработки методических рекомендаций формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
     Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, библиографического списка и приложений. 
 

 


ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ  РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

     1.1 Сущность интонации, ее основные компоненты

 
     Интонация является одним из важнейших выразительных  средств речи. По данным проф. Н.И. Жинкина [12], интонация увеличивает объем сообщения, так как сообщается не только то, что содержится в тексте, но и в подтексте. Анатомофизиологическую природу интонации составляют речедвижения, в основе которых лежат модуляции глоточной трубки, влияющие на мощность звуков речи.
     Интонация уточняет семантическую сторону  речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие  на слушателя. И.П. Павлов [33] рассматривал интонацию как условно-рефлекторный раздражитель в процессе речевого общения.
     Значение  интонационной стороны речи подчеркивали многие исследователи. Так, Ю.А. Флоренская [32] указывала, что интонационные упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры.
     Исследователи по-разному определяют понятие интонации, исходя из целей и задач, решаемых ими. Некоторые языковеды истолковывают  этот термин слишком узко, имея в  виду лишь повышение и понижение  голоса, другие – шире, подчеркивая, что в интонации сочетаются темп речи, сила, высота и тембр голоса. Есть и более широкий подход, рассматривающий  в качестве взаимосвязанных компонентов  интонации технику речи, логику произнесения и эмоционально-образную выразительность.
     Но  все они сходятся в одном: интонация  – не только средство выразительности, она является важным средством формирования высказывания и выявления его  смысла. Одно и то же предложение, произнесенное  с разной интонацией, приобретает  иной смысл.
     Само  название «интонация» происходит от латинского «intonatio» (это слово образовано от глагола «intono», «intonare» – «громко произносить»). Интонация представляет собой комплекс взаимосвязанных ритмико-мелодических компонентов, включающих: мелодику, темп, ритм, ударение, паузы, тембр произнесения [35, с. 12].
     В «Справочнике логопеда» М.А. Поваляевой указывается, что интонация –  сложный комплекс просодических  компонентов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения  для выражения синтаксических значений и грамматических категорий, а также экспрессий и эмоций [26, с. 404].
     В.А. Артемов указывает, что интонация – звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пуаз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится [2, с. 5].
     В психолингвистике единицей интонации  является интонема. Интонема – это набор интонационных аудитивных характеристик, который позволяет различить значения двух или более высказываний, одинаковых по своему словесному составу и разных по интонационному оформлению. Интонема передает коммуникативный тип высказывания (сообщение, побуждение, вопрос и т.д.), а также смысловую важность каждой части высказывания – синтагмы .
     И.Г. Торсуева [30] подчеркивает, что под интонацией в лингвистике понимают систему фонетических средств, служащих для оформления фонетической целостности высказывания и выявления его смысла.
     Интонация относится к сверхсегментным  средствам языка, объединяющим сегменты (слоги, слова, словосочетания, высказывания). В высказывании она выполняет следующие функции: 1) объединение частей в единое целое, оформление высказывания; 2) расчленение высказывания на ритмические группы; 3) выражение различных эмоций; 4) характеристика говорящего и ситуации общения в целом; 5) выявление подтекста высказывания, не выраженного явным образом (в словах); 6) различение коммуникативных типов высказывания (побудительное, повествовательное, восклицательное, вопросительное, подразумевающее); 7) выделение наиболее важной в смысловом отношении части высказывания (новой информации, которую сообщает говорящий о предмете, уже известном слушающему).
     В тексте интонация также играет большую  роль, выполняя следующие функции: 1) разделяет текст на смысловые части; 2) осуществляет межфразовую связь, объединяет высказывания внутри каждой смысловой части текста; 3) различает стили и жанры повествования; 4) осуществляет эмоционально-эстетическое воздействие; 5) служит изобразительным средством, позволяя говорящему выделять положительные и отрицательные персонажи или действия, передавать эмоциональное состояние персонажей, характер их движений или действий, физические свойства предметов и явлений (размер объектов, скорость изменения событий и т.п.).
     Итак, интонация – это очень сложное и далеко еще не установившееся в лингвистике понятие. Обычно под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей, устной речи. К числу этих основных средств относятся: логическое ударение; мелодика (движение основного тона голоса); паузы (перерывы в звучании); сила звучания отдельных слов в речи; темп речи; тембр речи, ритм речи. Эти интонационные средства, как отмечают В.А. Артемов [2], Л.П. Блохина [4], Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина [35] и др., в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность.
     Логическое  ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.
     Мелодика – это изменение (повышение или понижение) высоты тона голоса на протяжении высказывания. Она является главным компонентом интонации, иногда ее называют интонацией в узком смысле слова или фразовой интонацией, наблюдаемой в рамках синтаксических единиц – словосочетания и предложения. Это движение создает тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывает и членит речь.
     Пауза – перерыв в звучании является важным средством смыслового членения предложения. В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания.
     Громкость – это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Обычно более важные в смысловом отношении части высказывания характеризуются более высокой интенсивностью, произносятся более громко, чем менее значимые части. Кроме того, интенсивность высказывания обычно уменьшается к концу высказывания.
     Темп  речи – скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов, синтагм, высказываний); определяется количеством элементов, произнесенных за единицу времени (секунду или минуту). Основные закономерности изменения темпа речи на протяжении высказывания состоит в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале, и, кроме того, наиболее важные слова и части высказывания характеризуются замедлением темпа речи. Другими словам, то, что говорящий считает важным, он обычно произносит более медленно. Кроме того, темпом называют длительность произнесения речевых отрезков.
     Ритм  речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием. Это последовательное чередование ударных и безударных элементов речи (слогов, слов, синтагм) через определённые промежутки времени.
     Временные компоненты интонации – темп и  ритм – физиологически обусловлены  организацией речевого дыхания.
     Речевое дыхание – дыхание в процессе речи. Оно непосредственно сопровождает процесс порождения речи, являясь основой голосообразования, формирования звуков, мелодики. Речевое дыхание отличается от обычного дыхания: более быстрым вдохом и замедленным выдохом; значительным увеличением дыхательного объема; преимущественно ротовым типом дыхания; максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.
     Тембр – это индивидуальная окраска (колорит) голоса, уникальная для каждого человека. Тембр может изменяться в зависимости от эмоционального состояния говорящего.
     Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластичности голосовых складок.
     Индивидуальную  окраску и характерное звучание придают голосу верхние резонаторы: глотка, носоглотка, полость рта, полости  носа и его придаточных пазух. Голос характеризуется следующими признаками:
     1) высотой, которая зависит от  частоты колебаний голосовых  складок и служит основным  средством для передачи эмоциональной  и смысловой выразительности  речи;
     2) громкостью или силой, которая  зависит от степени смыкания  и амплитуды колебания голосовых  складок;
     3) тембром, который определяется  формой колебания голосовых складок  и наличием обертонов – добавочных  тонов, присоединяемых к основному  тону. Определенное сочетание обертонов  создает индивидуальную окраску  голоса. Тембр голоса изменяется  в зависимости от возраста  человека;
     4) диапазоном, т.е. количеством тонов.  Диапазон голоса взрослого человека  может изменяться в пределах 4-5 тонов, у детей – в пределах 2-3.
     Качество  голоса, навыки владения голосом оказывают  большое влияние на такие характеристики устной речи, как темп, слитность, мелодика, словесное и логическое ударение. Голос определяет выразительность, интонационную оформленность, внятность  устной речи.
     Таким образом, интонационная сторона речи человека является сложным и многогранным явлением. 
 

     1.2 Становление интонационных компонентов речи у детей с нормальным речевым развитием

 
     Как считает Н.И. Жинкин [12], просодические (интонационные) средства языка появились раньше, чем вербальные (словесные). Подтверждением этому служат многочисленные наблюдения психофизиологов, неврологов, психологов, логопедов, лингвистов за звуковыми средствами коммуникации у младенцев и детей преддошкольного возраста.
     Началом доречевого развития является первый рефлекторный крик новорожденного. В нем присутствуют как голосовая составляющая, так и шумы. Этот крик – недифференцированный, в нем нельзя выделить какие-либо членораздельные звуки или речевые элементы. В то же время крик каждого младенца индивидуален. Более того, вскоре начинают определяться различные типы крика: крики, связанные с физическим дискомфортом (хочется есть – «крик голода»; мокро, что-то болит – «крик боли») и крики, связанные с психологическим дискомфортом (ребенку не нравится, когда у него отнимают пустышку и т.п. – «крик лишения»; не хочется оставаться одному – «крик одиночества»). «Крик боли», «крик голода» и «крик лишения» появляются сразу же, в первые три недели жизни младенца, а «крик одиночества» — на третьей неделе жизни.
     Мать  ребенка быстро научается различать  эти разные крики. Средством различения как раз и служат компоненты интонации  — изменения мелодики, громкость, модуляции звука. Интонация младенческого  крика сохраняется и затем  воспроизводится в плаче у  детей более старшего возраста и  даже у взрослых.
     К двум-трем месяцам  появляется гуканье (звуки наподобие «гы», «кхы»), а с третьего месяца – гуление (воспроизведение звукосочетаний «агу», «бу», «амм», «мам»). Эти звуковые комплексы, а также крики становятся хорошо модулированными и интонированными и начинают служить не только сигналом о неблагополучии, но и выражением удовольствия.
     В три-четыре месяца младенец реагирует на интонацию взрослого, старается повторить ее, активно усваивает типы интонации. Его общение со взрослым становится все более выразительным благодаря интонации и мимике.
     В шесть месяцев появляется лепет – повторяющиеся открытые слоги типа «ма-ма», «ба-ба», «да-да-да», «тя-тя-тя», «ня-ня-ня» и т.п. С лепетом младенец осваивает ритмическую структуру речи. Ребенок слушает не только речь окружающих, но и свои звуки, и пытается подражать тому, что произносит взрослый. Так происходит усвоение речи. При этом Р.В. Тонкова-Ямпольская подчеркивает, что интонационное поле речеслухового анализатора, которое отвечает за восприятие интонации, начинает формироваться уже на стадии гуления и полностью формируется уже к концу периода лепета [29, с. 96].
     К шестому месяцу жизни у младенца появляется не только интонация удовольствия, но и интонация радости (радостное восклицание). На седьмом месяце появляется уже и интонация просьбы.
     На  седьмом-восьмом  месяцах жизни у младенца идет процесс активного накопления звуков, артикуляция становится все более четкой, звуки – более дифференцированными.
     В возрасте от семи-восьми месяцев до года артикуляторный запас уже практически не расширяется и формируется понимание речи. Вот как описывает этот процесс Е.Ф. Архипова: «Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова. Общение осуществляется с помощью эмоциональной интонации. Примерно к 11 месяцам появляются активные лепетные цепи слогов. При этом какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Вероятнее всего, это начальная стадия формирования ударения» [3, с. 26].
     В этот период младенец, воспринимая речь, ориентируется на интонацию, ритм и тембр голоса. Он уже отличает по этим признакам голос матери или голоса других близких людей от голосов «чужих». Например, ребенок в восемь месяцев может уже выработать реакцию на часто повторяющийся вопрос «Где мама?». Услышав этот вопрос от матери, он поворачивает голову в ее сторону, улыбается, тянется к ней. Но если этот же вопрос задает другой человек или даже мать, но с другой интонацией, привычной реакции не будет. 

     Итак, из всех речевых средств ребенок в онтогенезе прежде всего воспринимает и усваивает интонацию, а затем уже – вербальные составляющие речи (фонетику, лексику, грамматику). Ребенок в возрасте до одного года ориентируется на ритмико-мелодические компоненты высказывания. Таким же образом воспринимают человеческую речь животные. Это доказывает, что и в филогенезе речь изначально возникла на основе интонации.
     Дальнейшее  развитие интонации в онтогенезе происходит следующим образом. На втором году жизни ребенок усваивает вопросительную интонацию. В это время у него уже появляются первые слова. Р.В. Тонкова-Ямпольская [29] подчеркивает, что первоначально вопрос в детской речи выражается только с помощью интонации, имитирующей интонацию окружающих. Примерно с одного года одиннадцати месяцев, когда в речи ребенка появляются высказывания из двух и более слов, он усваивает фразовое ударение. Примерно к двум годам появляется интонация перечисления, тогда как союзы перечисления возникают в детской речи только к двум годам трем месяцам. И здесь интонация опережает вербальные средства (лексику и синтаксис). Усвоение слов, их точное воспроизводство осуществляются на базе усвоенной в течение первого года жизни ритмики слов и интонаций, на базе слоговых тренировок лепетной речи. Нарушения механизмов освоения ритмики и слога на первом году жизни приводят к существенным и трудно устранимым дефектам дальнейшего речевого развития на всех последующих его этапах.
     По  мере роста и развития ребенка растет и изменяется и его речевой аппарат, прежде всего – органы голосообразования. При этом разные органы, входящие в состав голосового аппарата, растут неравномерно, поэтому голос ребенка с возрастом изменяется по следующим показателям: по силе, высоте, тембру, диапазону, регистрам.
     О.С. Орлова [23] отмечает, что голос в онтогенезе проходит различные стадии развития:
     1) Голос новорожденных и грудных детей (младенческий голос). Высота голоса у всех детей примерно одна и та же – один-два тона а пределах «ля» первой октавы. По тембру голоса отличаются друг от друга; новорожденных на третий-четвертый день жизни можно различать по голосам.
     2) Голос преддошкольников (детей младшего дошкольного возраста). Диапазон несколько расширяется по высоте: два-три тона в пределах «фа» — «ля» первой октавы. Сила голоса невелика.
     3) Голос детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Отмечается заметное расширение диапазона по силе и высоте (4-5 тонов).
     4) Голос в период мутации. Мутация проходит в возрасте от 11 до 19 лет. В этот период голос становится нестабильным, он часто меняется по высоте, срывается. Диапазон голоса во время мутации: 250—680 Гц. В норме по окончании периода мутации фальцет уже исчезает, голос приобретает взрослый (мужской или женский) тембр. 

 


     1.3 Особенности интонационной стороны  речи у детей дошкольного возраста  с дизартрией и их коррекция

 
     Расстройства  интонационной стороны речи могут  проявляться в нарушениях темпа, ритма, мелодики, акцентуации (восприятия и постановки ударений), паузации.
     Л.А. Копачевская [15] подчеркивает, что речь у детей с речевыми нарушениями достаточно монотонная, невыразительная. В большинстве случаев затруднена передача основных видов интонации, при этом дети затрудняются не только в воспроизведении различных интонационных структур, но и в их слуховом восприятии и различении. У детей часто затруднено использование основных типов интонации: вопросительной, незавершенной повествовательной, интонации выделения. Следовательно, интонация в речи этих детей не выполняет коммуникативную функцию – не дает информацию о том, является ли высказывание законченным или незаконченным, содержит ли оно в себе вопрос, ответ и т.п. Кроме того, в каждом акте коммуникации должно быть выражено не только содержание высказывания (денотативный аспект), но и отношение к сообщаемому самого говорящего (коннотативный аспект). Эмоциональный аспект интонации, выражая эмоциональное состояние говорящего, может воздействовать на слушающего. Эти два аспекта интонации взаимосвязаны, и нарушение одного из них так или иначе может приводить к нарушению другого.
     Темп  речи у детей с преобладанием  процесса торможения – замедленный, с преобладанием процесса возбуждения  – ускоренный. Нарушения темпа  речи обусловлены нарушениями равновесия между основными нервными процессами, а также нарушением нормативной  длительности звуков, прежде всего  гласных. При увеличении нормативной  длительности гласных темп речи замедляется, а при уменьшении – ускоряется, с проглатыванием целых слогов.
     Фраза у детей формулируется нечетко, недоговаривается, беспорядочно расставляются  смысловые ударения, нарушается расстановка  пауз, характерны пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы.
     Ю.Е. Вятлева подчеркивает, что дети с  речевой патологией не умеют изменять силу и высоту голоса, недостаточно четко воспроизводят звуки и  их сочетания, неправильно воспроизводят  речевой материал в заданном темпе. У них нарушено восприятие и воспроизведение  различных ритмов. Дети не пользуются в своей речи интонационными средствами [9, с. 82].
     Проблема несформированности интонационной выразительности речи в является теоретически и практически значимой для общей и для специальной педагогики. Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова [17], Л.А. Позднякова [27] и др. указывают, что особенно она актуальна в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими дизартрию (нарушение речи органического характера, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата), т. к. наряду с нарушением звукопроизношения, у них отмечается несформированность интонационной выразительности речи.
     Е.Н. Винарская [7] отмечает, что уже в раннем возрасте (1-3 месяца) в случаях дизартрии отмечается нарушение дифференцированности различных эмоциональных реакций, проявляющееся в данный возрастной период их фрагментарностью.
     Нарушение эмоциональных и голосовых реакций  может быть обусловлено локальными нарушениями мимической, голосовой  и дыхательной мускулатуры.
     В дальнейшем неполноценность голосовых  реакций в этом периоде проявляется  бедностью и однообразием интонирования  звуковых комплексов. В возрасте около  года у детей с дизартрией оказываются  неразвитыми дифференцированные мимические и интонационно-выразительные голосовые  реакции. В дальнейшем с развитием  фразовой речи у дошкольников отмечаются недостатки мелодической организации  речевого высказывания, нарушения тембра, темпа речи, назализованность, быстрое  истощение голоса.
     В специальной литературе широко представлены симптоматика и структура выраженных дизартрических нарушений у детей (Е.Ф. Архипова [3], Е.М. Мастюкова [20], E.H. Винарская [7] и других). Они подчеркивают, что интонационные расстройства отмечаются при некоторых типах дизартрии.
     Так, при мозжечковой дизартрии главным симптомом служит нарушение ритма речи, которое проявляется в скандированности (то есть в нарушении плавности речи, когда больной говорит как бы по слогам). У таких больных также страдает мелодика речи, происходит повышение тона на ударном гласном, присутствуют лишние паузы. Это приводит к трудностям восприятия смысловой стороны речи (вопросительные фразы у больных звучат как восклицательные, а повествовательные – как вопросительные). Речь при этом звучит напряженно, недостаточно внятно.
     При экстрапирамидной дизартрии темп речи замедлен, мелодика вырождается, речь становится монотонной; нарушается структура синтагм; страдают паузация и акцентуация. В основе данного расстройства лежит распад подкоркового фона речевых движений.
     При постцентральной апраксической дизартрии речь замедляется, становится неплавной и напряженной; просодические нарушения напоминают нарушения при заикании. В основе этого типа дизартрии лежит расстройство праксиса.
     Нарушения просодики нередко возникают  при стертой дизартрии у детей. Нарушаются: темп речи, ритм, мелодика, акцентуация. Исследования Е.Ф. Архиповой [3], Л.В. Лопатиной [18], Л.А. Поздняковой [27] и других показали, что в этом случае у детей страдает в первую очередь восприятие интонационных структур, а также способность владеть своим голосом (больным не удаются модуляции голоса по силе и высоте, голос звучит слишком тихо или слишком громко). Темп речи обычно ускорен, нарушается тембр, речь монотонна, голос угасает, искажается интонационная структура высказывания.
     Большую трудность представляют воспроизведение  ритма и логического ударения. В основе данного дефекта лежит  нарушение восприятия и дифференциации интонационных компонентов.
     Речь  дошкольников со стертой формой дизартрии  характеризуется как малопонятная, интонационно невыразительная, монотонная.
     У них нарушено речевое дыхание  и связанная с ним слитность  речи, изменения имеют место в  просодике высказывания. Утрата звучности  и силы голоса связаны с понижением мышечного тонуса голосового аппарата, изменением режима работы голосовых  связок.
     Нарушения голоса характеризуются его слабостью, хриплостью, монотонностью, сдавленностью, назализованностью. Они влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность  и семантическую структуру речи ребенка.
     Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с  окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения  личности в цепи развития “ребенок-подросток-взрослый”, т.е. ведут к возникновению у  детей закомплексованности, мешая  им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и  интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми –  сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.
     Как отмечает Л.А. Позднякова [27], интерес к проблеме нарушений просодики при стертой дизартрии вызван тем, что она играет большую роль в осуществлении коммуникативной функции речи. Соответственно, в случае нарушения просодической стороны речи у дошкольников могут возникнуть трудности организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого общения, что в дальнейшем может обусловить недостаточное формирование полноценной учебной деятельности.
     У детей со стертой дизартрией вследствие артикуляторных нарушений и органической недостаточности мышц речевого аппарата нарушаются просодические компоненты, а именно темп и тембр речи, сила и высота голоса, интонационное оформление речи, умение различать и воспроизводить ритм, ударение, паузацию в речи. Учет выявленных нарушений интонационной  стороны речи у данной категории  дошкольников позволит определить дифференцированный подход к логопедической работе, направленной на их коррекцию. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной. 
 

     Выводы  по первой главе
     Интонация является обязательным признаком устной, звучащей речи. Речь без интонации  невозможна. Богатство и содержательность речи, ее выразительные возможности  обеспечиваются не только богатством словаря и мастерством словесного выражения, но также ее интонационной  гибкостью, выразительностью и разнообразием.
     Сформированность  интонационной стороны речи служит предпосылкой для успешного обучения в школе.
     Формирование  умений интонационного оформления высказывания не должно остаться за пределами работы по развитию речи детей. Необходимо каждому  ребенку обеспечить возможность  соприкоснуться с интонационным  богатством русского языка, помочь в  его освоении.
     Речь  детей с дизартрией имеет значительные отклонения от нормы по интонационным  характеристикам: интонационная незавершенность  окончания фразы, нарушения синтагматического  ударения внутри фразы, отсутствие паузы  в конце синтагм и фраз. В  целом речь таких детей интонационно обеднена.
     В настоящее время проблемы интонационного оформления речевого высказывания детей  с речевыми нарушениями выдвигаются  на первый план не только в лингвистике, психолингвистике, теории коммуникации, но методике коррекционного обучения. 
 

 


ГЛАВА 2

ОСОБЕННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

     2.1 Организация и методика исследования интонационных возможностей детей старшего дошкольного возраста

 
     В рамках изучения проблемы исследования было организовано изучение состояния  интонационной стороны речи старших дошкольников, посещающих ГОУ «Ясли-сад № 299» г. Минска. Всего в экспериментальном исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 6-7 лет: 20 детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и 20 детей с нормальным речевым развитием.
     Цель  констатирующего эксперимента: изучить особенности развития интонационных компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста.
     Задачи исследования:
    сопоставление уровней развития интонационных элементов речи старших дошкольников с речевой патологией и нормально развивающихся сверстников;
    выявление возможностей детей в воспроизведении интонационных конструкций, продуцировании логического ударения, воспроизведения отраженного темпа речи, повторении ритмичных ударов.
     Диагностика проводилась в привычной для детей обстановке в виде метода индивидуального констатирующего эксперимента. В качестве основных компонентов интонации, подлежащих изучению, были выделены мелодика, логическое ударение и речевое дыхание.
     Констатирующее  экспериментальное исследование включало пять серии заданий (Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина [35]).
     Первая  серия заданий была направлена на выявление умения воспроизводить основные интонационные конструкции.
     Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за мной отдельно каждое предложение».
     1. Сегодня светит солнце.
     2. Как твои дела?
     3. Дети любят играть?
     4. А мама придет?
     5. Какой ты молодец!
     В протоколе фиксировались варианты модуляции высоты голоса при воспроизведении  фраз. Оценка результатов:
    1) все интонационные конструкции правильно воспроизведены — 2 балла:
    2) модулирует высоту тона при воспроизведении 1-2 фраз — 1 балл;
    3) при воспроизведении интонационных конструкций не отмечается модуляция высоты тона — 0 баллов.
     Задания второй серии выявляли способность детей воспроизводить интонационную конструкцию на материале одной и той же фразы.
     Инструкция: «Произнеси за мной одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно».
        - Завтра будет дождь.
        - Завтра будет дождь?
        - Завтра будет дождь!
     Фиксировалась адекватность воспроизведения интонации. Оценка результатов:
   1) все интонационные конструкции воспроизведены адекватно — 2 балла:
   2) адекватно воспроизведены 1-2 фразы — 1 балл;
   3) не выявлена адекватность воспроизведения интонации фразы — 0 баллов.
     Задачей третьей серии было определение сформированности умения выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.
     Инструкция: «Я скажу предложение и голосом выделю в нем "главное" слово. Слушай внимательно, повтори предложение и тоже выдели в нем "главное" слово».
        - Вова рисует машину.
        - Вова рисует  машину.
        - Вова рисует машину.
     В протоколе фиксировалось наличие  и место ударного слова. Оценка результатов:
    1) во всех фразах правильно поставлено логическое ударение — 2 балла:
    2) логическое ударение правильно поставлено в 1-2 фразах — 1 балл;
    3) ребенок не изменяет логическое ударение во фразах — 0 баллов.
     Четвертая серия заданий была направлена на воспроизводить по подражанию ритмические структуры услышанного (повтор ритмичных ударов).
     Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:
     1.простые ритмы — II I, I II, II I I, I I II, I III.
     Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;
     2.сложные ритмы — III I I, I II II, I III I, II III I.
     Критерий  выполнения такой же, как в простых  ритмах.
     Оценка  результатов:
     1) выполнены оба задания — 2 балла:
     2) выполнены только простые ритмы  — 1 балл;
     3) не выполнено ни одного задания  — 0 баллов.
     Задачей пятой серии было исследование воспроизведения отраженного темпа речи. Ребенку предлагается прослушать предложения и повторить их в том же темпе.
     Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной предложения точно так же».
     - Весной тает снег и бегут  ручьи (нормальный темп)
     - Самолет построим сами и помчимся над полями (быстрый темп)
     - Улитка носит свой домик на спине (медленный темп)
     Оценка  результатов:
     1) все фразы повторил верно —  2 балла:
     2) темп изменяет незначительно — 1 балл;
     3) задание недоступно — 0 баллов.
     Исследование велось по протоколам. Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается общее количество баллов.
     При исследовании дыхательной функции учитывается тип и вид физиологического дыхания, оцениваются возможности речевого дыхания (по результатам произношения на едином выдохе фразы, состоящей из 4-5 слов), его длительность и интенсивность, ритмичность, синхронность.
     Параметры оценки:
    Тип физиологического дыхания: носовое (N); ротовое; смешанное.
    Вид физиологического дыхания: ключичное/верхнегрудное; диафрагмальное; брюшное/нижнереберное; смешанное.
    Нарушения дыхания: отсутствуют, дыхание свободное (N); затрудненное; поверхностное; неровное, неритмичное.
    Дифференциация ротового и носового выдоха: сохранна (N); нарушена; ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий.
    Речевое дыхание:
      * объем речевого выдоха (нормальный; недостаточный);
      * длительность и интенсивность (норма; недостаточная);
      * ритмичность (сохранна; нарушена);
      * плавность (сохранна; нарушена).
     Были  выделены три уровня развития интонационных компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста:
     Низкий  уровень – ребёнок затрудняется модулировать высоту голоса при воспроизведении фраз, неадекватно воспроизводили интонацию фразы, не изменяет логическое ударение во фразах, с ошибками воспроизводить ритмические структуры услышанного. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого (0-5 баллов).
     Средний уровень – ребёнок допускает ошибки по постановке логического ударения, моделировании высоты голоса, воспроизведении интонации фразы, повторении ритмического рисунка, но в состоянии исправить их при помощи взрослого (6-8 баллов).
     Высокий уровень – ребёнок легко модулирует высоту голоса, адекватно воспроизводит интонацию фразы, правильно расставляет логическое ударение во фразах, без ошибок воспроизводить ритмические структуры услышанного (9-10 баллов).
 

     

     2.2 Особенности владения старшими  дошкольниками интонационной стороной  речи

 
     Результаты  констатирующего исследования показали, что у большинства детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии имеются определенные отклонения в развитии интонационных компонентов речи по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.
     Как показали результаты исследования, дошкольники с речевой патологией воспроизводят речевой материал достаточно монотонно, не всегда изменяют логическое ударение и модулируют высоту тона.
     Количественные  результаты эксперимента наглядно представлены в таблицах 1 и 2 (см. Приложение), а также в таблице 2.1. 

     Таблица 2.1 – Уровни развития интонационных элементов речи старших дошкольников, в %
Группа  старших дошкольников
Уровни  развития просодических элементов речи, в %
высокий средний низкий
Дети  со стертой формой дизартрии 10 50 40
Дети  с нормальным речевым развитием 65 30 5
 
     По  результатам диагностики, высоким  уровнем развития интонационных элементов речи обладают 65 % детей с нормальным речевым развитием и 10 % детей со стертой формой дизартрии. Для этих ребят характерно умение моделировать высоту голоса, адекватно воспроизводить интонацию фразы, темп речи, логическое ударение, правильно воспроизводить ритмические структуры услышанного. При этом дети испытывают интерес к подобному виду заданий.
     Большинство старших дошкольников, принимавших участие в данном исследовании (30 % нормально говорящих детей и 50 % детей со стертой формой дизартрии), обладают средним уровнем развития интонационной стороны речи. Эти дети иногда допускают ошибки, но могут их исправить после уточняющих вопросов педагога.
     Для речи детей характерно:
     - небольшие трудности воспроизведения фраз с соответствующей интонацией: преобладание интонации сообщения, замена вопросительной, побудительной интонации интонацией сообщения;
     - замедленный темп воспроизведения фраз;
     - речь недостаточно выразительная, эмоционально окрашенная;
     - логическое ударение употребляет не всегда правильно;
     - единичные ошибки при воспроизведении  ритмического рисунка услышанного.
     40 % старших дошкольников со стертой формой дизартрии и только 5 % детей с нормальным речевым развитием отнесено по результатам диагностики к низкому уровню развития интонационной стороны речи. Было установлено, что у детей:
      речь неразборчивая, маловыразительная, недостаточно внятная;
      трудности переключения с одного типа интонации на другой (застревание на одной интонации);
      голос глухой, сдавленный;
      темп высказываний замедленный;
      логическое ударение употребляет неправильно;
      интонационная речь невыразительна.
     Т.е. у детей обнаруживаются нарушения большинства интонационных характеристик речи: мелодики, логического ударения, темпа, ритма и т.д., отсутствует эмоциональность и выразительность. Фраза формулируется нечетко, беспорядочно расставляются логические ударения.
     Результаты  исследования дыхания показали, что:
     - у 75 % дошкольников с нормальным  речевым развитием отмечены диафрагмальный тип дыхания, дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха, сильная и целенаправленная выдыхаемая воздушная струя. Речь детей на выдохе, объем речевого дыхания хороший.
     - у 20 % детей с нормальной речью и только у 10 % детей со стертой формой дизартрии выявлены диафрагмальный тип дыхания, дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха, снижение объема и силы выдоха. Речь детей на выдохе, объем речевого дыхания ограничен.
     - для 5 % дошкольников с нормальным речевым развитием и 65 % детей с речевой патологией характерны диафрагмальный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха. Речь детей на выдохе, но ослаблен речевой выдох.
     - у 25 % детей со стертой формой  дизартрии отмечены поверхностный ключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, неумение дифференцировать ротовой и носовой вдох и выдох. Речь детей возможна на вдохе, характерна дискоординация дыхания и фонации.
     Данные  констатирующего эксперимента указывают на то, что у большинства детей со стертой формой дизартрии, по сравнению со старшими дошкольниками с нормальной речью, отмечаются недостаточное по длительности, объему и интенсивности дыхание, а также нарушения ритмичность и плавность дыхания. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. 
 

     Выводы  по второй главе
     У детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии отмечается значительное отставание в формировании интонационных компонентов речи. Ограниченные интонационные возможности детей характеризуются рядом особенностей:
    нечетким восприятием и воспроизведением мелодических рисунков фраз;
    трудностями восприятия и воспроизведения логического ударения;
    трудностями восприятия и воспроизведения ритмических структур;
    некоторыми изменениями темпо-ритмической организации речи;
    ограниченными возможностями голоса.
     Для детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией характерны инфантильные схемы дыхания: преобладание брюшного дыхания, большая его частота  и недостаточная глубина.
     Полученные  данные свидетельствуют о необходимости организации целенаправленной логопедической работы по развитию речевого дыхания и интонационно-выразительной окраски речи у дошкольников данной категории. 
 

 


ГЛАВА 3

НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ  РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

     3.1 Организация и содержание работы по формированию интонационных компонентов речи у детей с дизартрией

 
     Основная цель логопедической работы: устранение речевых нарушений и, прежде всего, нормализация интонационной организации речи детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрией.
     Задачи:
     - развивать артикуляционные и  мимические движения;
     - развивать голос;
     - развивать речевое дыхание;
     - научить детей ритмично выполнять  задания педагогов;
     - развивать слуховое внимание;
     - научить детей подбирать рифмующееся  слово;
     - развивать умение пользоваться  интонацией, паузой;
     - научить правильно пользоваться  ударением.
     Работа  по формированию интонационной стороны речи у старших дошкольников должна проходить через всю деятельность детей на занятиях.
     В формировании интонационного компонента речи отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности, эмоциональности. Чтобы интересно, эмоционально и ритмически грамотно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать предмет, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
     Коррекционная работа по развитию интонационных компонентов речи включает в себя:
     1. Логоритмические минутки.
     Цель: научить соотносить движения с музыкой и со словами.
     Логоритмические минутки могут быть использованы на любом этапе логопедической работы – на уровне звука, слова, фразы, текста разной степени сложности. Они хорошо вписываются как физпаузы в середине занятия.
     2. Медленные стихи.
     Цель: развивать чувство ритма.
     Большим и указательным пальцем медленно в ритм текста стучать по столу.
             Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,
             Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам.
             Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,
             Ко-зел ша-га-ет по цве-там.
     3. Подбор рифмы.
     Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.
     Читается  стихотворение, не договаривая последнее  слово, дети должны подобрать рифмующееся  слово из ряда близких по смыслу:
        Воробей, чего ты ждешь?
        Хлебных крошек не ... (Ешь? Кушаешь? Млеешь?)
                     Маленький бычок,
                     Рыженький бочок.
                     Ножками ступает.
                     Головой ...  (Трясет? Вертит? Мотает?)
     Читается  стихотворение, дети договаривают целое  словосочетание, выбирая его из ряда сходные по смыслу:
          Наша старшая сестра
          Вяжет ...   (До позднего вечера? С самого утра? Целыми днями?)
                     У меня в кармашке
                     Маки ...  (И незабудки? Да ромашки? И колокольчики?)
     Логопед дает опорные слова, дети пробуют  сами придумать стихотворение:
     Шина, машина, прокололась, ехала.
             Ехала машина.
             Прокололась шина.
     Ножки, сапожки, надевай, на, теплые.
                 Надевай на ножки
                 Теплые сапожки.
     4. Работа над ритмом.
     Цель: развивать чувство ритма.
     Логопедическая  работа по данному направлению ведется  через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических  структур, на усвоение ритмики слова  и предложения:
     1. Развитие восприятия ритмических  структур.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.