На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие Древнерусского права (IX- XIвв.)

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное Агентство по Образованию
     ГОУ ВПО «Волгоградский Государственный  Университет»
     Юридический Факультет
     Кафедра История государства и права  России 
 

     Реферат
     Развитие  Древнерусского права (IX- XIвв.) 
 
 
 

     Выполнил:
     Студент группы Ю-114
     Казарян Г.В.
     Проверил:
     Ассистент Алексеев Е.Ю. 
 

     Волгоград 2011
     СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ………………………………..………………………3
     Глава 1. Обычное право………………………………............4-5
     Глава 2. Источники права..…………………………………….6
     Глава 3. Законодательные памятники Древней  Руси…………………………………………………………..........7-8
     Глава 4. Государственное устройство………………………..9
     Глава 5. Форма правления Древнерусского государства...10-12
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..………………………………………..13
     ЛИТЕРАТУРА................................................................14
 

     
     ВВЕДЕНИЕ
     Право - элемент культуры человечества. Оно  появляется тогда, когда общество достигает  определенного уровня развития. Оно  есть следствие роста материальной культуры, совершенствования орудий производства и вытекающего отсюда развития производственных отношений.
     Право есть вместе с тем порождение классового общества на антагонистические классы. Оно закрепляет сложившееся социальное неравенство, эксплуатацию человека человеком, угнетение трудящихся эксплуататорами. Лишь при социализме право служит интересам трудящихся.
     Право возникает вместе с государством. Оно не может ни возникнуть, ни существовать вне государства: законы издаются государственными органами, органы государства и обеспечивают выполнение правовых норм. В. И. Ленин  говорил, что «воля, если она государственная, должна быть выражена как закон, установленный  властью», и в то же время «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права». Таким образом, проблема возникновения  права – это одновременно и  проблема возникновения государства.
 

     
     Глава 1. Обычное право
     Первый  период истории русского права есть время господства обычного права: законодательная  деятельность власти хотя начинается с древнейших времен и потом постепенно расширяется, но далеко еще не может  конкурировать со средой действия обычаев.
     История знает восточных славян во время  полного господства у них обычного права; древнейшие термины, означающие право вообще, относятся к обычному праву: "правда", "норов", "обычай", "преданье".
     Вышеприведенные термины указывают и на происхождение  обычного права, и на его свойства.
     Признавая автономию действия частного лица за первоисточник права вообще, полагают возможным установить следующий  процесс образования обычного права:
     ¦более  энергичное лицо поступает как ему  угодно,
     ¦другое следует ему из пассивной подражательности,
     ¦через  установившуюся практику образуется привычка поступать так, а не иначе,
     ¦повальный  обычай,
     ¦общее  убеждение о необходимости всем действовать именно так, а не иначе.
     Таким образом в основе права был  положен произвол, т. е. отрицание  права.
     Первоисточник права есть природа человека (физическая и моральная), подчиненная таким  же законам, что и природа органическая и неорганическая.
     Право на первой ступени является чувством (инстинктом) — месть, защита детей родителями.
     На  второй ступени право проникается  сознанием (в союзах общинных и государственных), превращаясь из явления природы в действия воли: то, что есть (факт), превращается в то, что должно быть (право). Привычка укрепляет действие единообразных норм, а не создает их.
     Обычное право выражается прежде всего в  юридических действиях (фактах). Важнейшей  формой выражения обычного права  являются акты юридических сделок и  судебные  акты. Они служат преимущественно  для распознания права  гражданского и уголовного. В них действующие  лица стараются совершить действие согласно с правом, но не всегда достигают  этой цели. Наконец, право может быть выражено в словесных формулах —  юридических пословицах, из которых  некоторые позднее стали формой закона, а многие
     уцелели до наших дней со времен древнейших, например: "Молодой — на битву, а старый — на думу"; "Молодой  князь — молода и душа"; "На одном вече, да не одни речи" и  т. д.
     Обычное право обладает двойной обязательностью  — внутренней и внешней, т. е. право  изменяется не только личной совестью и сознанием права.
     Для сообщения праву внешней обязательной силы ему придается религиозное  значение, т. е. происхождение обязательных норм возводится к самому божеству.
     Обычное право:
     ¦считалось  прирожденным для известного племени  или национальности; отсюда каждый в чужой стране стремился сохранить  за собой свои отечественные права;
     ¦сохранялось  традицией, передачей, оно в высшей степени консервативно, ибо изменение  его грозило разрушением самого права; отсюда — поступать по старине  значит "поступать по праву";
     ¦как  право, не выраженное в твердой (письменной) форме, было способно изменяться вместе с жизнью.       

 

     
     Глава 2. Источники права
     Древнейшими источниками права были правовые обычаи, нормы которых использовались в устной форме при заключении сделок и осуществлении судебных действий.
     Первыми письменными памятниками права, в которых содержались нормы  «Закона русского» (свода устных норм обычного права) были договоры Руси с Византией (911, 944, 971 гг.). Их тексты содержали нормы византийского  и русского права, относящиеся к  международному, торговому, процессуальному, гражданскому и уголовному праву.
     В договорах определялось юридическое  положение русских купцов в Византии, торговые льготы и пошлины, положения  о взаимном выкупе рабов и пленников, выдаче преступников.
     Нормы уголовного права содержали положения  о смертной казни и кровной  мести, наказаниях за причинение телесных повреждений, имущественных преступлениях (краже, грабеже и разбое).
     К сфере гражданского права относятся  нормы о завещаниях и наследовании, заключении договоров, возвращении  беглых рабов (что также относилось к имущественным обязательствам).
     После крещения Руси (988 г.) роль правовых источников стали играть также церковные  уставы князей Владимира и Ярослава (X-XI вв.), содержавшие большое число норм о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.
     В уставах закреплялось положение  о десятине, согласно которому государство передавало Церкви одну десятую долю со всех собираемых им даней, судебных платежей и торговых пошлин.
     Церковь осуществляла собственную юрисдикцию (по установленному для нее кругу  лиц и дел) на основании сводов канонического, церковного права, составленных из различных норм византийского  права (Кормчая книга). 
 

 

     
     Глава 3. Законодательные  памятники Древней  Руси
     Весь  X в. есть век периодических движений целых масс восточных славян в Византию. С греками было заключено четыре договора: в 907 г. и в 911 г. Олегом, в 945 г. Игорем, в 972 г. Святославом.
     Первый  договор. В 907 г. Олег пошел на греков, собравши множество варягов, славян (ильменских), кривичей, полян, северян, древлян, родимичей, хорватов, дулебов  и тиверцев. Дойдя до Константинополя, он заставил греков заплатить единовременный выкуп по числу его воинов и  затем, несколько отступив от города, заключил мир с царями Львом и  Александром через посредство пяти своих послов. Главные пункты договора заключались в следующих обязательствах греков:
     ¦платить  дань русским на каждый из старших  городов, в которых сидели князья — подручники Олега (Киев, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любеч  и др.);
     ¦давать корм тем русским, которые приходят в Византию, а русским гостям —  месячное содержание.
     Греки только прибавили необходимую оговорку, чтобы русские, приходящие в Византию, не разбойничали на улицах и в окрестностях Византии.
     Содержание  договора 907 г. казалось на первых порах  достаточным; но в следующие годы сами греки должны были внушить русским  мысль о необходимости более  подробных условий.
     В 911 г. был заключен второй договор  в Византии, через послов Олега. Этот договор уже гораздо богаче первого  юридическим содержанием; он касался  отношений (уголовных и гражданских) между греками и русскими, находившимися  в Византии, международных обязательств русских возвращать имущество греков, потерпевших кораблекрушение, взаимного выкупа и возвращения в отечество рабов-пленников.
     В 945 г. был заключен новый, третий договор  с греками, который включал статьи из договоров 907 и 911 гг. с некоторыми изменениями не в пользу русских  и добавку о пограничных странах.
     В войне 971 г. Святослав был побежден греками и заключил договор (четвертый) о вечном мире с греками.
     Право, выраженное в договорах, было искусно  составлено договаривающимися сторонами, которые стремились согласовать  русское обычное право со столь  отличным от него византийским правом. Однако в договорах гораздо больше следов русского права, чем византийского. Так, за убийство назначалась смерть, что для греков означало смертную казнь, а для русских — месть  родственников убитого.
     Договоры, не устанавливая норм для отечественного русского права, имели значение и  для истории русского права. Под  влиянием культуры Византии русские  в первый раз пробуют выразить нормы своего права в объективной (письменной) форме и потом сделать  их для себя обязательными по силе внешнего принуждения и клятвы.
     В конце X в. (988 г.) отношения с Византией привели к принятию христианства, что произвело настоящий переворот во всех сферах правовой жизни: обычное русское право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковного права; с христианством явилась церковь как учреждение внешнее, имевшее свои канонические законы, во многом несогласные с обычаями русских; с церковью явилось множество лиц из Византии (духовные и светские), образованных и влиятельных, привыкших к своему праву и не желавших подчиниться ни лично, ни по имуществу праву русскому. Такой всеобъемлющий переворот мог бы привести к полной замене местного права чужим. Русское обычное право отличалось устойчивостью, что и привело только к необходимому усвоению церковного права и к частичной и свободной рецепции некоторых кодексов византийского светского права.
     Заимствование светского византийского права  совершалось с относительной  свободой в выборе кодексов. Наиболее важные из реципированных кодексов:
     ¦Эклога Льва Исаврянина и Константина Копранима (739—741 гг.);
     ¦Прохирон Василия Македонянина (870—878 гг.).
     Свободное отношение к византийским кодексам обнаруживается: из состава Судебника  царя Константина или Закона судного  людям, который дошел до нас в  двух редакциях (краткой и пространной); в кормчих и мерилах праведных; в переработке содержания византийских источников (приспособлении их к русскому праву). Например, членовредительные  и болезненные наказания заменены денежными пенями и продажами; назначено  определенное число послухов, смотря по важности дела; закон о подделке монеты (которой на Руси еще не чеканили) заменен другим.
     Сфера действия реципированного права  простирается в некоторых отношениях на все гражданское общество (право  семейное и некоторые части уголовного) и на некоторые классы общества ("людей  церковных"). 

     Глава 4. Государственное  устройство.
     Вопросы о времени возникновения и  типе государственного устройства, сложившегося на территории Древней Руси, вызывали и продолжают вызывать многочисленные споры в научной литературе. Основная причина подобных дискуссий –  отсутствие достоверной и полноценной  источниковой базы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.