На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Русская философия XIX - XX веков

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание ;
1)Русская философия XIX - XX веков………………………………………2
2) Искусство: виды, формы, функции………………………………………8
3)Идеи психоанализа З.Фрейда и теория архетипов          К.Юнга………………………………………………………………16
4)СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               1.Русская философия XIX - XX веков.
История русской  философии - одна из важнейших составных  частей нашей культуры. "Основные проблемы мировой философии, - писал  Б. П. Вышеславцев, - являются, конечно, и проблемами русской философии... Но существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения. Разные нации замечают и ценят различные мысли и чувства в том богатстве содержания, которое дается каждым великим философом" (Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии // Этика преображенного эроса. М.., 1994. С.154 ).
Говоря о русской  философии, мы имеем в виду прежде всего те произведения русских мыслителей, которые не могут быть понятны лишь как вариант того, что создано в сфере мысли другими народами, но представляют собой оригинальное интеллектуальное явление. Такова философия И. В. Киреевского, П. Я. Чаадаева, А. С. Хомякова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Вл. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, Н. О. Лосского, П. А. Флоренского, Н. Ф. Федорова, В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского и других русских мыслителей XIX - начала XX в. Характерной чертой русской философии является ее генетическая связь с эллинизмом, истоки которого следует искать в греческом (восточном) христианстве. Другой основной чертой, ярко выступающей в русской философии, является ее глубокий интерес к человеку: Что такое я сам? Что такое человек? Для русской философии и всего русского мышления характерно, что его выдающиеся представители рассматривали духовную жизнь человека не как область субъективного (тем более не как сферу абстрактного субъекта) - они видели в ней особый мир, своеобразную реальность, связанную в своей глубине с космическим и божественным бытием; характерны акцентирование способности и предназначенности человека уподобляться Богу, включенность человека в Космос.
В развитии русской  философской мысли особенно важную роль играли проблемы нравственности. Впечатляющим примером может служить  система нравственной философии Вл. Соловьева, где центральным компонентом содержания становится Добро как онтологическая сущность, "через все осуществляемая". Русский мыслитель всегда ищет правду, стремится не только понять мир и жизнь, а постичь нравственные принципы мироздания, чтобы преобразить мир. Этот вопрос составляет и тему русской литературы, русской поэзии (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Ф. И. Тютчев и др.).
Одной из крупных  проблем русской мысли является отношение русского мира к культуре Западной Европы (см. далее - "западники" и "славянофилы").
К особенностям русской философии можно отнести  гносеологический реализм. Человек  видит мир проникающим в себя и себя входящим в мир. Человек  не противопоставляется миру, но принадлежит  ему и не сомневается в принципиальной познаваемости мира. Кроме интеллектуального, рационального, логического видов  познания, огромная роль отводится  непосредственному постижению реальности, интуиции, чувственному опыту. "Русские  философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому  опытам... но прежде всего они доверяют мистическому религиозному опыту", - писал Н. О. Лосский.
Рассмотрение  человеческого духа в социальной и исторической философии выступало  здесь как религиозная этика  коллективного человечества. В противоположность  западному, русское мировоззрение  содержит в себе ярко выраженную философию "Мы" или "Мы-фило-софию". Это находит свое объяснение прежде всего в простой религиозной уверенности, что спастись можно только вместе. Кроме того, "Мы" является органическим целым, единством, в котором его части с ним связаны и им пронизаны, но при этом свобода и своеобразие "Я" не отрицается.
В философии  ряда русских мыслителей (А. С. Хомяков  и др.) нашло свое развитие понятие  соборности. Идея соборности имела  большое значение. Соборность означала сочетание единства и свободы  многих лиц на основе их общей любви  к Богу и всем абсолютным ценностям. Легко увидеть, что принцип соборности имеет значение не только для церковной  жизни, но и для разрешения многих вопросов в духе синтеза индивидуализма и универсализма, для рассмотрения вопросов духовной и общественной жизни.
Можно было бы отнести  к чертам (и вместе с тем к  недостаткам) русской философии XIX - начала XX в. ее несистематичность, систематическую  недоработанность, некоторую недооценку рационалистических конструкций.
И наконец, нельзя не отметить религиозность русской  философии. Ведь сама религия и теология были первой формой философствования, переполнены философскими размышлениями. Кроме того, как это уже отмечалось, русские философы особо доверяли мистическому религиозному опыту, устанавливающему связь человека с Богом. Религиозный опыт, подчеркивал Н. О. Лосский, дает наиболее важные данные для главной задачи философии - разработки теории о мире как едином целом. Ряд русских мыслителей - Вл. Соловьев, С. Г. Булгаков, П. А. Флоренский и многие другие - посвятили свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения.
П. Я. Чаадаев. Славянофилы  и западники. Одним из виднейших  представителей русской философии  первой половины XIX в. был Петр Яковлевич  Чаадаев (1794 - 1856). Как отмечал историк  русской философии В. В. Зеньковский, в центре философии П. Я. Чаадаева стоят проблемы антропологии и философии  истории; его учение - это богословие культуры, именно потому, что он глубоко  ощущал религиозную проблематику культуры. Его взгляд на общественные события  как подчиненные религиозной  и церковной истории стал отправным  пунктом для социологии славянофилов, а его ориентация на культуру Западной Европы как образец для России была исходным рубежом для воззрений  западников.
В "Философических письмах" П. Я. Чаадаев характеризует  тяжелое положение русского народа и пытается ответить на вопрос о  судьбах России, найти корни современной  жизни в истории страны. Он считал самой печальной чертой русской  цивилизации ее изолированность  от общечеловеческого развития. Главные  пороки русской жизни Чаадаев  видел в самодержавии и крепостничестве - главных свидетельствах ее отсталости. Чаадаев чувствовал отвращение к  николаевской России и, как сам впоследствии признался, впал в крайность, придя  к национальному нигилизму и  искажению русской истории. Вместе с тем он не отрицал общечеловеческую роль русского народа. Божественная идея, лежащая в основе человеческого  мира, по его мнению, полнее всего  выражена в христианской религии, которую  он считал самым непосредственным общественным стимулом. Различием католичества и  православия он объяснял неодинаковость западной и русской цивилизации. Россия, приняв византийское православие, замкнулась в своем религиозном  обособлении, в стороне от европейских  принципов жизни. Чаадаев отдавал  предпочтение католицизму, считая, что  в нем заложено некое объединяющее начало, которое сформировало западный мир, создало политический уклад, философию, науку, улучшило нравы.
Подобно Шеллингу, Чаадаев видел одну из главных  задач философии в решении  проблемы единства мира и отстаивал  идеалистический взгляд, принимавший  за основу мира активное идеальное  начало.
Чаадаев был  одним из создателей русской историософии (философии истории). Характерной ее чертой является провиденциализм - истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. По его мнению, сущность исторического процесса состоит не в физическом существовании, а в развитии духа. Движение мысли - вот подлинная история. Движущей силой общественного прогресса он считал нравственность, основанную на христианских идеалах и ценностях.
В учении о человеке он также подчеркивал значение разума и нравственности.
Из двух выделяемых им видов познания - опыта и непосредственного  озарения - безусловное предпочтение отдавал последнему.
Необходимо отметить, что "Философические письма" Чаадаева оказали большое влияние на последующее  развитие русской философии. К проблемам, поднятым Чаадаевым, впоследствии не раз  обращались российские философы.
К направлениям, опиравшимся в некоторых вопросах на Чаадаева, но в то же время не согласных  с ним по ряду проблем, относилось свлавянофильство. Его представители выступали с критикой слепого подражательства Западу, прямого заимствования западных форм общественной и культурной жизни, их бездумного переноса на российскую почву. Основой самобытности России они считали православие. Отличительной чертой славянофилов явилось соединение в их творчестве православия и российского патриотизма. Главное в их философском учении - стремление к целостности и единству. В этой связи ими развивалось учение о соборности. Славянофилы также считали, что высшая истина дается не только логическому мышлению, но уму, чувству и воле вместе, т.е. духу.
Славянофилы выступали  против крепостного права; определяющими  для них были принципы классового мира и эволюционного (путем реформ) прогресса. Большую роль в выработке  и развитии взглядов славянофилов сыграли  А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, П. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин и др.
Для западников, как и для славянофилов, также  характерно стремление теоретически осмыслить  историю России и Европы, их будущее, осуждение самодержавия и крепостничества, отрицание философии стяжательства  и грубой силы. Но в отличие от славянофилов, западники делали акцент на творческом усвоении опыта Западной Европы, особенно в общественно-политической области. Для достижения целей социально-политического преобразования российского общества (отмены крепостного права, обеспечения свободы личности, свободы слова и печати и т.п.) западники предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, коренной ломки традиций российского общества.
Они скептически  или отрицательно относились к исторической роли православия и не видели в  нем основ для будущего развития России. Главное внимание сосредоточивалось  на общественно-политических проблемах. Славянофильское стремление к возрождению  народного быта, обычаев, традиций считали "карнавальным".
К западникам относят  таких мыслителей, как А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев, В. П. Боткин, Е. Ф. Корш и др.
Материалистическая  философия XIX.в. Наиболее видными представителями материализма и диалектики XIX в. были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Их объединяли не только общие философские принципы, но и ненависть к любым формам угнетения человека, революционный демократизм, не только теоретическое, но и практическое отстаивание своих идей, интенсивность общественной деятельности и трагизм жизненного пути.
Александр Иванович Герцен (1812 - 1870) - философ, писатель, публицист, один из идейных вдохновителей революционно-демократического движения в России.
Философские взгляды  А. И. Герцена формировались под  влиянием Гете, Гегеля, Фейербаха, Прудона. Теоретическая философия интересовала его прежде всего возможностью ее практического применения в борьбе за социальную справедливость. Диалектику он оценивал как "алгебру революции". Одним из первых Герцен провозгласил необходимость взаимодействия философии и науки. Вопрос о соотношении философии и естествознания подробно рассмотрен в "Письмах об изучении природы*. Он считал, что философия может выполнить свою роль упорядочивающего и гармонизирующего начала жизни только в том случае, если будет опираться в своих обобщениях на естествознание. Но данные наук, лишенные мировоззренческого и методологического философского синтеза, рискуют оставаться мертвой совокупностью разрозненных фактов. "Философия, не опертая на частных науках, на эмпирии, - призрак, метафизика, идеализм, - писал он. - Эмпирия, довлеющая себе вне философии, - сборник, лексикон, инвента-рий" (Герцен А. И. Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1946. С. 99).
Отвергая агностицизм, А. И. Герцен считал несостоятельным  стремление установить границы познания. Придавая большое значение чувственно-эмпирическому  познанию, он в то же время возражал против недооценки активности самого разума. Истинное познание, по Герцену, - это единство опыта и умозрения, которые он сравнивал с двумя магдебургскими полушариями, "которые ищут друг друга и которых, после встречи, лошадьми не разорвешь" (там же. С. 95). А. И. Герцен постоянно говорит, что познание - не самоцель, а средство для изменения жизни, что человек не может отказаться от участия в "человеческом деянии" и должен действовать в своем месте, в своем времени. Герцен ратовал за снятие крайностей идеализма и реализма на путях разработки нового мировоззрения, где мышление признается высшим результатом развития природных начал. Он отмечал, что сознание возникло в ходе исторического развития природы, по отношению к которой оно вторично и производно.
В философии  истории А. И. Герцен явился сторонником  такой позиции, согласно которой  социальное развитие - это неподвластный  никакому предопределению процесс, направляемый стремлением людей  к самопознанию и сознательной деятельности во имя свободы.
Считая высшим достижением социологической мысли  социалистический идеал, Герцен в 50 - 60-е  гг. развивает идеи русского социализма. Он критикует западноевропейский путь буржуазного развития, полагая, что  у России должна быть иная историческая судьба. Он утверждал, что русская  деревенская обшина с ее коллективной собственностью на землю, уравнительными отношениями и самоуправлением содержит зачатки социализма, который найдет свое осуществление в России раньше, чем на Западе. Для этого необходимо просвещение народа и его приобщение к идеям социализма. Представления 
 
 
 
 
 
 
 

2. Искусство: виды, формы, функции.
Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира.
Первые следы  первобытного искусства относятся к эпохе позднего палеолита, примерно за 40-20 тыс. лет  до н.э. У первобытных народов связь искусства с трудом непосредственна, в дальнейшем она становится более сложной. 

Искусство  возникло с появлением человека разумного (основная закономерность).
Таблица: Наука  и искусство:
Искусство, творчество Наука
    субъективность
    образное отражение реальности
    отражение действительности в художественных образах.
    формирование чувства прекрасного
    эмоционально-чувственное отражение реальности
    отражение мира через образы и символы
    эстетическое освоение мира
    воздействие на эмоции человека
    объект профессиональной деятельности
    любой человек в той или иной форме является его потребителем
    одно из проявлений культуры
    неповторимость
    ярко выраженное творческое начало
    художественное творчество, проявляющееся в архитектуре, живописи, литературе, музыке, танцах, постановках кино и театра
    стремление к достоверности
    обоснованность предположений
    достоверность результатов
    ясность и логичность выражения
    логическая доказательность комплексное описание объекта
стремление  к познанию действительности  
 
Само искусство  возникло :
    С появлением человека разумного
    При переходе к неолиту
    При переходе к цивилизации
    С возникновением человека современного физического типа
Функции искусства:
    Пробуждает в человеке художника
    Воспитывает способность находить внутреннюю гармонию предметов и явлений
    Учит чувствовать и понимать красоту, творить сообразно ее законам
    Формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире
    Удовлетворение эстетических потребностей людей путем создания произведений, могущих доставить человеку радость, наслаждение, духовно обогатить его.
 
Литература  и искусство – способы познания мира, орудия исправления нравов, средства общения, действенные инструменты борьбы идей на разных этапах культурно-исторического развития общества.
Искусству, как  виду человеческой деятельности, обязательно  присуще создание художественных образов .
Сама по себе деятельность художника :
    формирование чувства прекрасного
    эмоционально-чувственное отражение реальности
    создание художественного образа
Предмет искусства  точно может создать: архитектор, художник, композитор.
Эстетическое  воспроизведение мира осуществляется через:
Литература Живопись Графика Скульптура Музыка Театр и кино
слово зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира линия рисунка, штрих, светотень пластические  образы звукоинтонации воплощение  живыми людьми действий героев и лежащих  в их основе драматических конфликтов
 
Основные направления  в искусстве из шести стилей: 

Основные  стили и направления в искусстве Духовное содержание
1) Рококо (первая половина XVIII в.) Кризис абсолютизма, уход от жизни в мир фантазий, театрализованной игры, мифических и  пасторальных сюжетов, красивых ситуаций. Грациозный, изящный, прихотливый    орнамент. Отсутствие глубины.
Интимность, внимание к личному   комфорту. Уход от жизни в мир фантазий, легкость, изящество, интимность, тяга к наслаждениям, комфорту.
2) Романтизм  (вторая половина XVIII – начало XIX вв.) Стремление  к свободе и независимости, индивидуализм  творческой личности, героика протеста и мировая скорбь, идеализация  средневековья.
3) Ампир  (начало XIX в.) Вершина развития классицизма, идеал - императорский  Рим, массивные монументальные формы.
4) Реализм  (середина XIX в.) Изображение несправедливости и пороков существующего общества.
5) Барокко  (конец XVI - начало XVII вв.) Контрастность, напряженность,     динамичность образов, стремление к величию и пышностью, к совмещению  реальности и иллюзии. В центре - конфликт «Бог - человек природа», контрастность, стремление к величию и пышности.
6) Классицизм  (XVIII в.) Рационализм, разумная закономерность, возвышенные героические  идеалы. Рационализм, представление  о разумной  закономерности   мира, возвышенные героические нравственные идеалы, гармония общественного строя, порядок, ясность.
 
Направления в искусстве: 

Основные  стили и направления в искусстве Духовное содержание
Барокко (конец XVI -  начало XVII вв.) Контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышностью, к совмещению  реальности и иллюзии. В центре - конфликт «Бог - человек -  природа», контрастность, стремление к величию и пышности.
Рококо (первая половина XVII в.) Уход от жизни  в мир фантазий, лег- кость, изящество, интимность, тяга к наслаждениям, комфорту.
Классицизм (XVIII в.) Рационализм, разумная закономерность, возвышенные героические  идеалы. Гармония общественного  строя, порядок, ясность.
Ампир (начало XIX в.) Вершина развития классицизма, идеал - императорский  Рим,  массивные монументальные формы.
Романтизм (вторая половина XVIII - начало XIX вв.) Стремление  к свободе и независимости, индивидуализм  творческой личности, героика протеста и мировая скорбь, идеализация  средневековья.
Реализм (середина XIXв.) Изображение несправедливости и пороков существующего общества.
Импрессионизм 19-20 в. (от франц . impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Модернизм Общее обозначение  всех авангардистских направлений  в изо-культуре 20 в., программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного "искусства  современности" или "искусства  будущего". В более строгом        историческом смысле - ранние стилистические тенденции такого направления  (импрессионизм,    постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией                      еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм               является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением     или ранним этапом.
Примитивизм Совокупное  название тенденций в художественной культуре (главным образом 20 в.), опирающихся  на архаические, "примитивные" формы  творчества: первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки, Америки, Океании или местный         крестьянский и городской фольклор и самодеятельное "наивное искусство".  Примитивистские веяния в той или иной степени свойственны большинству   авангардистских течений нашего века - от фовизма, экспрессионизма и сюрреализма до "новых диких".
Кубизм (С французского  cubisme, от cube - куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве 1-й четверти 20 в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Г рис),              в других странах. Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые.
Футуризм (От лат: futurum - будущее), авангардистское направление в европейском искусстве             1910 - 20-х гг., преимущественно в Италии и России.   Стремясь создать "искусство будущего", декларировал отрицание традиционной культуры(наследия "прошлого"), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы - переплетение документального материала и фантастики, в поэзии - языковое экспериментирование ("слова на свободе" или "заумь").
Абстракционизм беспредметное искусство, нефигуративное искусство, совокупность направлений в изобразительной культуре 20 в., заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность более или менее свободной игрой линий, красок и форм   (сюжет и предмет лишь угадываются, символически подразумеваются или исчезают вообще).
Конструктивизм Направление в  изобразительном искусстве, архитектуре  и дизайне 20 в., поставившее своей  целью художественное освоение возможностей современного научно-технического   прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму.
Неомодернизм Происшедший в  конце 50-х гг. кризис функционализма( основное развития происходит            для масс широкой публики
Дадаизм Авангардистское литературно-художественное течение  в 1916-22. Дадаизм сложился в Швейцарии. Выразился в отдельных скандальных  выходках - заборных каракулях, псевдочертежах, комбинациях случайных предметов.
Экспрессионизм (От лат . expressio - выражение), направление в литературе и искусстве 1-й четв. 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Стремление к "экспрессии", обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов
Сюрреализм (С французского  surrealisme, букв. - сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом - разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивая ряд черт дадаизма. С 1930-х гг. главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность.
Авангардизм Совокупное  наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном  искусстве 1910-х гг. описан именно фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими  стилями, с традиционализмом как  таковым было особенно резким и полемичным. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм  придал особую масштабность утопическим  надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     3. Идеи психоанализа  З.Фрейда и теория архетипов К.Юнга. 

Вряд ли можно  найти еще одну такую теорию, которая  вызвала бы столь противоречивые и резкие оценки, как теория З. Фрейда (1856-1939). 
          С уверенностью можно сказать, что это была одна из первых психологических теорий, давшая объяснение причинного характера поведения человека. Причинность интерпретировалась в терминах бессознательного, и поэтому во многом была непохожа на принятое в объективной науке толкование детерминирующих тенденций. 
          Довольно серьезным моментом критики концепции Фрейда является его стремление свести все многообразие побуждений личности к узко специфическим, биологическим
детерминантам
          Одним из исходных постулатов его концепции является представление о психическом как о специфической энергии. Эта мысль была усвоена Фрейдом благодаря общению с Эрнстом Брюкке - крупным представителем физико-химической школы в физиологии. Именно Брюкке, исследовавший физиологические процессы в терминах энергетических превращений, укоренил в сознании Фрейда взгляд на организм как на динамическую величину. В течение всей последующей жизни он будет верен этой идее, реализуя ее посредством изучения таких феноменов, как инстинктивные побуждения, защиты, интересы Эго, конфликты, формирование симптомов, амбивалентность и проч. 
          Следующая базовая идея состоит в том, что причины, вытесненные в силу каких-то причин в бессознательное, продолжают оказывать влияние на поведение. Это положение было сформулировано в ходе общения Фрейда с Жаном Шарко. Обсуждая дискуссионный вопрос, касающийся истерии, Фрейд пришел к выводу, что это не биогенное, а
психогенное заболевание, вызванное действием каких-то психологических механизмов, в частности путем расщепления сознания и замены одних представлений другими. Одним их доводов, предъявляемых Фрейдом критически настроенному научному миру, явилась демонстрация случая мужской истерии без явных соматических дефектов. Это событие, если и не опровергло общепринятое мнение о том, что заболевание вызвано патологическими изменениями в женских половых органах (Hysteron - матка в переводе с греческого языка, то заставило изменить взгляд на истерию как на симуляцию. Было показано, что посредством гипноза можно вызвать истерические симптомы - паралич, дрожь, потерю чувствительности и таким же образом избавиться от них. "Все это означало, что какой бы неизвестной ни была неврологическая основа истерии, сами ее симптомы могут излечиваться и сниматься посредством одних только представлений. Они имеют психогенное происхождение. Это ставило саму психологию на совершенно новую основу, отличную от предыдущей академической, и делало возможными открытия относительно более глубоких слоев психики, которые нельзя было бы получить никаким другим путем" (Джонс Э. Жизнь и творение Зигмунда Фрейда. М.: Гуманитарий, 1997. С. 132). 
          Влияние гипнотического сна на истерическую
симптоматику позволило сформулировать механизм образования симптомов и избавления от них. Этим механизмом было названо вытеснение как действие, посредством которого субъект пытается устранить или удержать в бессознательном представления, связанные с влечениями (мысли, образы, воспоминания). Симптомы образуются вследствие замещения вытесненных представлений, которые не согласуются с установками сознания. В случае конверсионной истерии происходит смещение психологического конфликта и попытка разрешить его через различные симптомы - соматические и моторные. Это происходит в результате того, что либидо - психическая (сексуальная, по Фрейду) энергия отделяется от вытесненного представления и преобразуется в нервную энергию, в соматическую иннервацию. Действие гипноза, продемонстрированное И. Брейером, обнаружило и важную функцию воспоминания, которое позднее ляжет в основу классических психоаналитических техник. Для феномена освобождения от симптомов, от аффектов путем воспоминания о вызвавших их обстоятельствах Брейером было использовано понятие катарсис, или очищение души (Аристотель). 
          Опыт общения с И. Брейером и с многими другими видными учеными позволил Фрейду сформулировать еще одно, принципиально важное для него положение о сексуальной природе психологических трудностей и конфликтов. Многие пациенты, страдающие истерией прямо или косвенно выводили Фрейда на свои ранние детские воспоминания, предметом которых становились проблемы сексуального характера. 
 
          В научном творчестве З. Фрейда можно выделить три этапа: 
 
          Первый этап (1886-1897) связан с разработкой модели аффективной травмы. Одной из серьезных научных работ этого периода является труд, написанный вместе с И. Брейером "Очерки об истерии" (1895). В этот период причинами невротических расстройств он считает: 1) реальные внешние травматические события, происходившие в детском возрасте (например, сексуальное насилие) и 2) аффекты, вызванные невыносимыми представлениями и травмами. В первой модели психический аппарат наделяется такими функциями, как приспособление к событиям, происходящим во внешней реальности, усиление и отвод возбуждения, восприятие, внимание, перевод психической энергии из одного состояния в другое. Именно в этот период психическая травма рассматривалась как следствие сексуального совращения, имевшего место на самом деле, в действительности. Позднее он приходит к мысли, что речь идет не о реальных сексуальных действиях, которые совершались в отношении ребенка, а о его собственных фантазиях, представлениях-желаниях. 
 
          Второй этап (1897-1923) приходится на годы, в течение которых были написаны фундаментальные научные работы "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Влечения и их судьба" (1915) и др. В этот период разрабатывается модель новая топическая модель. В этот период энергия влечения рассматривается в качестве важнейшего мотивационного фактора поведения детей и взрослых. Именно благодаря "Трем очеркам по теории сексуальности" детская сексуальность стала одной из составных частей классического психоанализа. Приспособление меняет направленность - от адаптации к внешним событиям - к адаптации, приспособлению к своим внутренним силам. Сексуальное понимается как то, что складывается из учеты противоположности полов, получения удовольствия, наслаждения от функционирования органов, продолжения рода и скрываемого неприличного. 
          В этот период Фрейд выделяет такие влечения, как сексуальное желание (
Либидо) и влечение к самосохранению. Последнее влечение определяется как потребности, связанные с телесными функциями, необходимыми для поддержания жизни индивида. В этот период он противопоставляет эти два вида влечений. 
          Топическая (пространственная) модель психического аппарата представлена на трех уровнях - бессознательном, предсознательном и сознательном. Бессознательное состоит из психических содержаний, которые функционирует по своим законам и правилам, является вместилищем психической энергии, врожденных влечений. На уровне бессознательного действуют первичные процессы, которые характеризуются алогичностью, вневременной и пространственной динамикой. На предсознательном и сознательном действуют вторичные процессы - внимание, суждение, рассуждение, контролируемое действие. Имеющие свою логику, направление и способность к контролю. Предсознательное расположено между бессознательным и сознательным, от первого оно отделено цензурой, не допускающей бессознательные содержания в предсознание. Переход от предсознания в сознание обусловлен второй цензурой, которая не столько искажает, сколько отбирает тревожащие индивида содержания. В предсознательное входят мысли, которые непосредственно не осознаются, но легко могут быть осознаны. "В более общем смысле предсознательное есть то, что неявно и неосознанно присутствует в психике; именно это имеет в виду Фрейд, "описательно" определяя предсознательное как бессознательное, но доступное осознанию, тогда как собственно бессознательное навсегда остается оторванным от сознания" (Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. С. 352). Сознательное включает в себя осознанные мысли и чувства, действует на основе вторичных процессов по принципу реальности. Сознание, по мысли Фрейда, дает возможность человеку воспринимать качества вещей, активно используя процессы восприятия, внимания и суждения. 
 
          Третий этап (1923-1939) представлен работами, которые подготавливают момент его наступления, - "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), "Я и Оно" (1923) и отражают новый взгляд на влечения и психический аппарат, названный структурной моделью. 
          В этом подходе по-новому трактуются человеческие влечения. Фрейд выделил влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Первое включило в себя сексуальное влечение и влечение к самосохранению, второе - стремление к разрушению, полному устранению напряжения, к покою. Мысль о том, что кроме влечения к жизни, есть влечение к смерти, возникла у Фрейда после Второй мировой войны. Определяя это понятие, он имеет в виду стремление организма, во-первых, к разрушению и, во-вторых, к закономерному переходу в неорганическое состояние . 
          Структурная модель психического аппарата приходит на смену топической. Вместо трех уровней - бессознательного, предсознательного и сознательного выделяются Id (Оно), Ego (Я), Super-Ego (Сверх-Я). "Разделение психики на Оно, Я и Сверх-Я. 
          Благодаря одновременному, не менее сильному подчеркиванию функционального значения этих структур привело к решению вопроса, в каком отношении с сознанием находятся психические содержания - вопрос, над которым все время бился Фрейд в течение первого и второго периодов. Теперь же сознание
дескриптивно было просто сведено к состоянию, которое возникает в результате восприятия сенсорных качеств и которое понятийно охватывалось выражением "орган чувств в Я". Иначе говоря, сознание стало пониматься не как проявление специфической системы (системы "осознанного восприятия", соответствующей системам "предсознательное" и "бессознательное" в топической теории", а как одна из функций среди многих - как одна из трех основных структур души, а именно Я" (Холдер А. Фрейдовская теория психического аппарата // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998, с. 230). 
          Оно - врожденная бессознательная инстанция, вместилище врожденных желаний и вытесненных представлений. Оно действует по принципу удовольствия посредством первичных процессов. Кроме первичных процессов на уровне Оно функционируют рефлекторные действия. Это - фантазийная форма человеческих представлений, алогичная и иррациональная. Эго - формируется из Оно, появляясь с возникновением знания о внешнем мире. Эта инстанция действует по принципу реальности, применяя
перцептивные и когнитивные стратегии, т.е. внимание, логическое мышление, рассуждение и оценку. Цель инстанции Я состоит в отсрочке удовлетворения инстинктов для сохранения целостности организма и психики. Основой Я являются вторичные процессы. Снижение тревоги обеспечивается с помощью специальных механизмов, называемых защитными. Это - приемы, которые удерживают самооценку на определенном уровне путем отрицания, вытеснения, изоляции, расщепления, всемогущего контроля, примитивных форм проекции и идентификации, регрессии, а также при поддержке механизмов идентификации, интеллектуализации, рационализации, юмора и сублимации и проч. Супер-Эго формируется к концу третьей, фаллической стадии психосексуального развития и представляет собой систему ценностей, стандартов, норм поведения, интернализированных ребенком благодаря общению со взрослыми. Супер-Эго состоит из совести и эго-идеала. Совесть формируется в результате наказаний, а эго-идеал - поощрений родителей. 
          Динамика сексуального инстинкта в процессе жизни человека так и оставалась для Фрейда одной из важных составляющих его концепции. Она представлена в его стадиях психосексуального развития, или превращения, метаморфоз либидо. Он выделял четыре полноценные стадии - оральную, анальную, фаллическую и генитальную и некий промежуточный период между фаллической и генитальной стадиями, названный латентным в силу того, что в это время сексуальная энергия находится практически в нейтральном состоянии. При описании этих стадий З. Фрейд исходит из того, что инстинкт - это врожденная психологическая репрезентация внутреннего соматического источника возбуждения, где психологическая репрезентация называется желанием, а телесное возбуждение - потребностью. Понятие влечения отражало для Фрейда двойственность телесных и ментальных явлений, органического и психического. В силу этого на разных стадиях психосексуального развития психическая энергия концентрируется вокруг определенной телесной (эрогенной) зоны. 
          На оральной стадии (0-18 мес.) такой областью является рот. Естественным способом редукции напряжения и получения удовольствия на этой стадии является процесс сосания, позже кусания.
Фрустрация либидо на этой стадии приводит к фиксации и развитию у ребенка орального характера. 
          На анальной стадии (1.5-3 лет) роль ведущей эрогенной зоны переходит к прямой кишке. Освобождение кишечника вызывает чувство наслаждения и удовольствия. Сопутствующими этому процессу психическими явлениями выступают аккуратность, педантизм, скупость, способность контролировать свои эмоции и поведение. 
          На фаллической - главной для концепции Фрейда - стадии энергия концентрируется на гениталиях. Основная задача стадии - идентификация с родителем того же пола. Однако выполнение этой задачи связано с целым рядом трудностей. Это - развитие Эдипова комплекса и комплекса кастрации. Эдипов комплекс описывается как упорядоченная совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей. Представление об этом комплексе появляется в работах 1910 г. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившимся на матери, скрыт, по Фрейду, ключ к тяготеющему над каждым мужчиной комплектом - будучи маленьким мальчиком, он испытывает влечение к матери и ненависть к отцу, воспринимая его как соперника. Комплекс кастрации формируется на основе влечения к матери и интерпретации отсутствия у девочки пениса как того, что ее когда-то наказали за несоответствующие сознательным установкам мысли и чувства, т.е. любовь к родителю противоположного пола. Фрейд полагал, что к концу этой стадии формируется Супер-эго. 
          На латентной стадии (6-12 лет) в развитии организации влечений наступает затишье, продолжают развиваться Я и Сверх-Я. "Обычно на всем протяжении этой стадии правит враждебное к влечениям Сверх-Я, которое пытается сдержать как агрессивно-садистские, так и либидинозные импульсы. Благодаря работе Сверх-Я и Я-идеала инстинктивные, направленные на объект энергии возвращаются в Я и десексуализируются, садизм нейтрализуется" (Цизе П. Психоаналитическая теория влечений // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998. С.362). 
          Генитальная стадия (пубертат) начинается с нарушения внутреннего равновесия вследствие типичных для этого возраста гормональных перестроек, попутно оживают комплекс кастрации и Эдипов комплекс, а также парциальные влечения. "Оральная организация либидо проявляется в патологическом обжорстве, анальная организация либидо проявляется в садистских импульсах, нечистоплотности, неряшливости и бесстыдстве. Вслед за этим, оживляя эдипову ситуацию, пробиваются генитальные побуждения" (Там же. С. 362). Родительские идеалы утрачивают свое влияние, изменяются ценности, нормы, способы поведения. Страх отделения может сопровождаться прорывами либидинозных и агрессивных влечений. С возрастом конфликты редукция либидо начинает осуществляться посредством сексуальных отношений между взрослыми партнерами, либо сублимироваться на другие, несексуальные отношения. 
          Теория Фрейда имела громадное значение для психологии ХХ в., поскольку в ней был сделан акцент на особенностях мотивации и ее собственно психологической интерпретации. Именно с момента возникновения классического психоанализа психология того времени обрела еще один, огромный пласт проблем, связанных с внутренней детерминацией человеческого поведения.

Карл Густав Юнг - выдающийся швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из самых  известных направлений глубинной  психологии - аналитической психологии. Будучи одним из учеников Фрейда, близких  ему по духу, он тем не менее предложил свой обоснованный и проверенный опытным путем взгляд на психическую жизнь человека. Прекрасно зная восточную философию, мифологию и алхимию, он искал подтверждение своих гипотез в этих общечеловеческих, исторически складывающихся духовных формах человеческого существования. Теорию К. Юнга можно изложить по таким базовым теоретическим положениям, по которым он концептуально расходился с Фрейдом. Это - структура психики и бессознательного, представление о личностных типах, понимание либидо, представление о стадиях развития личности и их детерминации, о методах диагностики личностных проблем, роли сновидения для сновидца. 
          В структуре психики Юнг выделял следующие слои - Эго как центр сознания, сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. 
          Эго - это комплекс представлений, которые составляют центр сознания личности и кажутся ей непрерывными и идентичными. 
          Сознание определяется как функция или деятельность, которая поддерживает связь психического с Эго. 
          Личное бессознательное (в некоторых аспектах идентичное инстанции Ид по Фрейду) - включает в себя содержания, которые являются неосознанными, но которые легко могут быть осознаны, а также вытесненные подпороговые мысли и чувства, называемые комплексами. Комплекс - это отколовшаяся душевная часть личности, группа психических содержаний, которые, отделившись от сознания, функционируют самопроизвольно и автономно. Он имеет ядерный элемент - носитель значения, который не может контролироваться субъектом, а также множество связанных с ним ассоциаций. Комплексы обладают большой энергетической силой, способной влиять на личность в целом, нарушая психическое равновесие. 
          

Коллективное  бессознательное - врожденная часть психики человека, которая передается по наследству, обладает универсальной структурой и не имеет содержаний индивидуального опыта конкретного человека. Благодаря выделению этого уровня психики теорию Юнга считают социотропной. Коллективное бессознательное включает в себя формы, образцы поведения, типичные реакции человечества вообще на типичные жизненные события (отношения с родителями, способы поведения в состоянии агрессии и любви, переживание чувства страха, ситуации рождения и смерти и проч.). Такие феномены получили название архетипов. Архетипы - "прообразы", "древнейшие образцы", мыслеформы, представляющие собой отображаемые в инстинктах реакции, психически необходимые человеку для отношения в определенной ситуации и поведения в ней. В коллективном бессознательном содержится великое множество архетипов, среди них - архетип Тени, Персона, архетип Матери, Трикстер, Самость и др.
Кроме структурных  составляющих психики Юнг определяет ее функциональные возможности. Психическая функция - психическая деятельность, не зависящая от содержания и при различных обстоятельствах остающаяся равной самой себе. Человек обладает четырьмя функциями - двумя рациональными (мышление и чувство) и двумя иррациональными (ощущение и интуиция). "Сам термин "иррациональный" применительно к функциям ощущения и интуиции не означает чего-то неразумного или неблагоразумного, он подразумевает нечто выходящее за рамки рассудочного, лежащего в узких пределах здравого смысла. Физическое восприятие чего-то, что не зависит ни от какой логики - нечто просто есть
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.