Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система гарантий прав человека в современном мире

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство образования  и науки Российской Федерации
     Московский  Авиационно-технологический университет
     им. К. Э. Циолковского 
 
 
 
 
 

     Курсовая  Работа
       по праву
     Тема: «Система гарантий прав человека в  современном мире» 
 
 
 
 

     Выполнил: Старков С. А.
     3 курс 
     Преподаватель: Джафаров Н. К.  
 
 
 
 
 

     Москва 2011 
 
 

     Введение………………………………………………………  3
     1. Что такое права человека в  современном мире?
     1.1. Развитие понятия «права человека» в мировой истории…. 4
     1.2. Универсальность прав человека…………………………… 7
     1.3. Современные концепции понимания прав человека…… 11
     2. Система гарантии прав человека
     2.1. Нормативное закрепление гарантии прав человека: национальный и международно-правовой уровень…………………………………  18
     2.2. Исламский подход к проблеме прав человека………..  22
     2.3. Система защиты прав человека в современном мире…. 25
     Заключение……………………………………………………. 32
     Список  литературы………………………………………………. 33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Сегодня высокоразвитые страны и народы, а  также мировое сообщество рассматривают  права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и стабильности. Весь современный мир движется по этому магистральному пути. Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Поэтому неслучайно, что изучение прав человека является важным и значительным.
     Таким образом, проблема прав человека является в современном мире сложной и  многоплановой, имеет множество аспектов, а, следовательно, требует научной оценки.
     Актуальность  изучения данной темы определяется тем, что в современном демократическом  государстве личные права человека представляют собой важнейший политико-юридический  и социальный институт, выступающий мерилом достижений общества, его «визитной карточкой».
     В современном мире общепризнанным является взгляд на права человека как универсальную  категорию, отражающую наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты  в области свободы личности. В этом плане права человека являются не государственно-правовой, конкретно-юридической категорией, а обще-социальным понятием. Их основные характеристики определяются тем, что: во-первых, они вытекают из природы самого человека и определяются уровнем развития человеческой цивилизации в целом; во-вторых, эти права складываются объективно в результате социально-экономического и политического развития общества, они не зависят от государственного признания; в третьих, права человека принадлежат индивиду от рождения, для обладания ими не требуется наступления каких-либо юридических факторов; в-четвертых, эти права являются неотчуждаемыми, они неотъемлемы от биосоциальной природы человеческой личности. Таким образом, права человека как общесоциальная категория представляют собой объективно складывающиеся в результате закономерного развития человеческой цивилизации и вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования человеческой личности в обществе и государстве. [1]
     Человек - это разумное существо, обладающее даром мышления и речи. Этим он отличается от всех иных биологических индивидов. Человек - существо не только биологическое, но и социальное, он находится в сложной системе отношений с другими людьми, осознает и аккумулирует в себе окружающую его действительность, способен изменять ее или, по крайней мере, влиять на нее.
     1. Что такое права человека в современном мире?
      Развитие понятия «права человека» в мировой истории
 
      Общие идеи о правах человека возникают  еще в Средние века и получают свое наиболее мощное развитие в Новое  время. В 18 веке, веке свободы, рождаются  концепции свободного человека, формируются первые Конституции: французская, американская, польская. Развиваются социалистические теории.
      Рубеж 19 и 20 веков стал периодом первой глобализации в мире.
      Рубеж 20 и 21 века – период второй глобализации.
      Результатом этих процессов становится то обстоятельство, что на сегодня бюджеты некоторых частных компаний превышают бюджеты многих государств, идет интенсивная миграция человеческих и материальных ресурсов, возникает ситуация, при которой гражданское общество космополитического масштаба стремится определять положение с правами человека в мире.
      Во  второй половине 20 века возникает и  постоянно развивается борьба за концепцию ограниченного суверенитета государства. Источники этой идеи кроются  в такой трагедии человечества как  вторая мировая война, а реализацией становится создание различного рода надгосударственных структур: ООН, международного уголовного суда, Европейского суда по правам человека, принятие международно-правовых актов, обязывающих государства-участников к соблюдению определенных стандартов в области прав человека и межгосударственного поведения.
      В этих условиях возникает европейская  система защиты прав человека, самая  жесткая и эффективная. Кроме  того, формируется система защиты прав человека ООН. Но на сегодня при  действующей роли в мировой политике США система ООН дает сбои, т.к. не в силах противодействовать имперской мощи этого государства.
     Система прав человека имеет свою логику развития, распадаясь на ряд последовательных этапов. В последнее время ученые все чаще говорят о так называемых «трех поколениях прав человека». [2]
     «Первым поколением» прав человека принято  считать гражданские и политические права. Они были завоеваны в ходе буржуазно-демократических революций  в Европе, а также в результате борьбы Соединенных Штатов Америки за свою независимость. Политические права были направлены в первую очередь на обуздание произвола государственной власти. В качестве программного требования была выдвинута идея об обязанности государственной власти, не вмешиваться в сферу, задевающую свободу и автономию человека. Это стало возможным только после свершившегося факта разделения властей и утверждения принципа формального равенства всех граждан перед законом независимо от их социального положения.
     «Второе поколение» прав человека формировалось под действием ряда факторов объективного и субъективного свойства. В конце IX - начале XX столетия стали происходить существенные сдвиги в экономической сфере многих промышленно-развитых стран. Демократизация капитала, сопровождающаяся быстрым ростом акционерных предприятий, концентрацией производства и возрастанием роли рабочего (профсоюзного) движения стали главными причинами, в силу которых государственно-правовое закрепление получили социально-экономические права. Прежде всего, к ним относят право на труд, на приемлемый уровень жизни, право на образование и многие социальные гарантии: пособия по случаю полной, частичной или временной утраты трудоспособности, право на пенсию, пособие по безработице и т.д.
     Наконец «правами третьего поколения» принято считать так называемые «права солидарности», имеющие надгосударственную и наднациональную природу и коллективный характер. По общему правилу в качестве таковых называют право на мир, на безопасную экологию, право пользования экономическим и культурным потенциалом человечества.
     Подчеркивание прав человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой, защищаемой государством, не означает и не допускает  какого-то принижения государства. Наоборот, эта обязанность правового государства  может значительно повысить его авторитет и значение в жизни общества, в организации экономической и культурной жизни общества.
     Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности  бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.
     Права человека дают обществу возможность  управлять государством или дистанцироваться от него, самоопределяться в сфере  частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, собственности. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.
     Для России крайне важны понятия прав человека. Особая их значимость в жизни общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между людьми и социальными группами, между личностью и государством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения. В общественном сознании, в культуре страны - как дореволюционной, так и послереволюционной - права человека не занимали значительного места. На сегодняшний момент в России все еще отсутствует подлинное уважение к человеку и его правам, так как деформация правосознания, происходившая десятилетия, укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создают ситуацию незащищенности человека, его неуверенность в предсказуемости действий властей. 

     1.2. Универсальность  прав человека
     Универсальность прав человека заключается в том, что они принадлежат всем людям. Так, согласно преамбуле Всеобщей декларации прав человека, «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных, неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».
     Исторический  опыт показывает, что развитие прав человека связано с конкретными  изменениями в экономической, социальной, политической и культурной жизни  общества. Например, право на жизнь  было закреплено в международном праве и конституциях многих стран после Второй мировой войны.
     В соответствии с Уставом ООН одной  из целей Организации является «создание  условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных  отношений между нациями, основанных на уважении принципов равноправия и самоопределения народов». Таким образом, права человека являются неотъемлемой составляющей миролюбивого мирового сообщества.
     В конце XX в. проблема обеспечения всеобщего  уважения и соблюдения прав человека перестала считаться исключительно внутригосударственным делом, став частью общей системы международных отношений. Межгосударственное сотрудничество – сложный и очень противоречивый процесс, особенно когда это касается таких непростых вопросов, как права человека. Это объясняется многообразием современного мира, разной степенью и характером развития государств, различием их законодательств, множественностью религий, особенностью обычаев, самобытностью культур и традиций. Именно поэтому всем участникам мировых процессов при рассмотрении вопросов, касающихся прав человека, необходимо проявлять максимальное терпение и такт.
     В настоящее время на международной  арене государствами созданы  различные контрольные механизмы  по правам человека как в системе  ООН, так и в различных региональных структурах.
     То  есть, национальные правительства, отказавшись  частично от суверенитета в этой области, передали некоторые свои полномочия на международный уровень. Поэтому  нарушение прав человека в наши дни  уже не является более только внутренним делом государств, хотя непосредственная защита прав человека всё же остается внутригосударственным делом, так как только государство с помощью норм национального права и внутренних механизмов и процедур может предоставить своим гражданам всю полноту принадлежащих им прав. Организация Объединенных Наций занимает центральное место в формировании принципов и норм в области прав человека. В рамках Организации была разработана значительная часть международных документов, направленных на повсеместное обеспечение основных свобод и прав человека. Обязанностью же государств является соблюдение этих прав человека в любых ситуациях, что неоднократно подтверждалось многочисленными резолюциями ООН.
     Каждая  страна внесла свой вклад в формирование универсальной концепции прав человека. Помимо документов, принятых в рамках ООН, существует также целый ряд региональных международно-правовых документов в этой области (правовые акты Совета Европы, ОБСЕ, Американская конвенция о правах человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г., Всеобщая исламская декларация прав человека 1981 г.). К тому же в законодательстве многих стран мира юридически закреплены важнейшие положения всевозможных документов ООН в области защиты прав человека. Однако некоторые государства, в первую очередь африканские и азиатские страны, периодически поднимают вопрос об универсальности принципа прав человека. По их мнению, концепция прав человека, базирующаяся на европейских ценностях, не учитывает национальные, религиозные, исторические и другие особенности каждого государства.
     Данная  проблема постоянно находится в  поле зрения мирового сообщества, ведь права человека – это не абсолютный критерий. Важной вехой в этом вопросе  стала Вторая Всемирная конференция  по правам человека (Вена, 14–25 июня 1993 г.).
     Ряд развивающихся стран выступил с  «новой», отличной от традиционной идеей  концепции прав человека, суть которой  сводилась к следующим положениям:
     а) основное внимание следует уделять  региональной специфике, отказавшись  тем самым от принципа универсальности прав человека;
     б) социально-экономические права более  значимы, чем гражданские и политические, «причём в их коллективном выражении, в ущерб индивидуальным правам»;
     в) право на развитие рассматривается  в качестве одного из основных прав человека;
     г) принцип невмешательства во внутренние дела любого государства является приоритетным и определяющим даже при грубых нарушениях прав человека [3].
     Блестящим ответом критикам принципа универсальности  прав человека стала речь представителя  Ирана (страны с исламскими, а вовсе не европейскими ценностями). Так, было заявлено, что, «согласно божественной логике, права даются не соглашением или договором, а дарованы человеческим созданиям их творцом. Они универсальны, не зависят от условий, им чужды границы, будь они временными или географическими, не зависят от пола или других внешних качеств и барьеров» [4].
       Особого внимания в связи с  рассматриваемой проблемой заслуживает,  без сомнения, доклад на конференции  6-го Генерального секретаря ООН  Бутроса Бутроса-Гали.
     «…Мы  можем обеспечить существование  прав человека, которые мы провозглашаем  и которые стремимся гарантировать, лишь в том случае, если преодолеем себя, если сознательно попытаемся вычленить нашу общую суть, преодолев  наши видимые раздоры, наши временные разногласия, наши идеологические и культурные барьеры…
     Права человека – это …квинтэссенция ценностей, с помощью которых  мы все вместе утверждаем, что являем собой единое сообщество людей…
     Мы  должны подняться до такой концепции  прав человека, которая сделала бы такие права подлинно всеобщими» [5].
     Большинство государств – участников Венской  конференции не поддержало сторонников  «новой» концепции. И в итоговых документах конференции Венской  декларации и Программе действий был вновь подтверждён принцип универсальности прав человека. Так, подчеркивалось, что «все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе» [6].
     Данная  дилемма была всегда. Ведь уважать права человека – значит уважать и культурные различия, поскольку каждый человек существует в рамках своей культуры. И всё же ни одна культура не может диктовать другим свои правила. Таким образом, создание принципов, основанных на вероисповедании или моральных стандартах одной конкретной культуры, в определённой степени противоречит Всеобщей декларации прав человека.
     Ярким свидетельством практической неуниверсальности  прав человека является различный и  не всеобщий статус ратификации международных соглашений, пактов и конвенций государствами – членами ООН. При этом ратификация этих документов вовсе не гарантирует их имплементацию на национальном уровне. К примеру, Соединённые Штаты Америки, провозгласившие себя главным поборником прав человека, сами ратифицировали далеко не все международные документы, либо сделали это с многочисленными оговорками. К примеру, Конвенция ООН о правах ребёнка является единственным практически универсальным документом, к которому присоединились почти все государства мира, кроме США и Сомали (которые лишь подписали эту Конвенцию).
     Ни  одно государство в современном  мире не отрицает значение прав человека, однако неправильная трактовка мировым  сообществом формы реализации этих прав зачастую заканчивается обвинениями в их нарушении. Для понимания и адекватной оценки той или иной ситуации необходимо принимать во внимание культурные и исторические традиции стран. Хотя, конечно же, в идеале обеспечение прав человека не должно зависеть от их национальной, культурной или религиозной принадлежности. 

     1.3. Современные концепции  понимания прав  человека
     Современная концепция прав человека наглядно свидетельствует  о том, что закреплённые в международных  соглашениях нормы в этой области  являются результатом деятельности государств на внешнеполитической арене. Окончание холодной войны подарило мировому сообществу надежду на то, что международные принципы, в том числе и в области прав человека, станут в ближайшее время по-настоящему всеобщими. Однако завершение противостояния двух сверхдержав не способствовало снижению напряжённости в мире. К тому же оказалось, что значительное число противоречий и разногласий предыдущих эпох и исторических периодов никуда не исчезло, а лишь было отодвинуто на второй план блоковым противостоянием и идеологической войной XX в. Именно поэтому в настоящее время особенно остро встал вопрос о роли ООН в формировании нового мирового порядка, а вопросы прав человека приобрели приоритетное значение.
     В настоящее время на международной  арене государствами созданы различные контрольные механизмы по правам человека как в системе ООН, так и в различных региональных структурах.
     То  есть, национальные правительства, отказавшись  частично от суверенитета в этой области, передали некоторые свои полномочия на международный уровень. Поэтому нарушение прав человека в наши дни уже не является более только внутренним делом государств, хотя непосредственная защита прав человека всё же остается внутригосударственным делом, так как только государство с помощью норм национального права и внутренних механизмов и процедур может предоставить своим гражданам всю полноту принадлежащих им прав. Организация Объединенных Наций занимает центральное место в формировании принципов и норм в области прав человека. В рамках Организации была разработана значительная часть международных документов, направленных на повсеместное обеспечение основных свобод и прав человека. Обязанностью же государств является соблюдение этих прав человека в любых ситуациях, что неоднократно подтверждалось многочисленными резолюциями ООН.
     Обратимся теперь к вопросу о том, что  собственно представляет собой понятие  «права человека», оказывающее толь серьезное влияние на развитие человеческой истории в планетарном масштабе.
     Действительно, говорить о правах человека мы можем лишь тогда, когда человек находится в отношениях вертикали «личность – государство (власть)». Горизонтальные отношения внутри гражданского общества не касаются понятия права человека, т.к. права человека – это небольшой по объему набор ценностей, ограничивающих власть и обеспечивающих развитие и бытие автономной человеческой личности. Именно поэтому права человека всегда индивидуальны и принадлежат человеку вне зависимости от включения его в какую-либо группу или структуру. Это общечеловеческая ценность, существующая вне гражданства, национальности, социального статуса и т.п.
     В наши дни для большинства стран  права человека являются высшей ценностью, признанной мировым сообществом. Сам  термин «права человека» употребляется  как в широком, так и в узком смыслах. В узком значении — это только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционного закрепления и государственных границ. К ним относятся равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др. В широком значении права человека включают весь обширнейший комплекс прав и свобод личности, их различные виды.
     Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей их классификацией является деление всех прав на негативные (свободы) и позитивные. Такое разграничение прав основано на различении в них негативного и позитивного аспектов свободы. Как известно, в негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, ограничений по отношению к личности, возможность действовать по своему усмотрению, в позитивном — как свобода выбора, а главное, как способность человека к достижению поставленных целей, проявлению способностей и индивидуальному развитию в целом.
     В соответствии с таким пониманием свободы негативные права определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права считаются основополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит от ресурсов государства, уровня социально-экономического развития страны. Негативные права составляют фундамент индивидуальной свободы. Почти все либеральные права имеют характер негативного права.
     Типичным  примером юридической фиксации этой группы прав и в целом негативного (и либерального) подхода к правам человека является Билль о правах конституции США. Так, его первая статья гласит: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений». Термин «не должен» содержится почти во всех статьях (кроме одной) этого документа. Практически все содержание Билля о правах направлено на ограждение личности от всякого рода несправедливых и нежелательных посягательств со стороны правительства.
     В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют обязанности  государства, лиц и организаций  предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Характер позитивного права носят все социальные права. Это, например, право на социальное вспомоществование, образование, охрану здоровья, достойный уровень жизни и т.п. Реализовать эти права гораздо труднее, чем права негативные, так как ничего не делать гораздо легче, чем что-то делать или предоставлять каждому гражданину. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и демократичности ее политической системы. В случае ограниченности ресурсов позитивные права могут гарантировать гражданам лишь «равенство в нищете», как это имело место во многих странах административного социализма. Более конкретной и широко распространенной классификацией прав личности по сравнению с их делением на негативные и позитивные является их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные (в узком значении этого слова), культурные и экологические.
     Гражданские (личные) права — это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права. Их не следует путать с правами гражданина, которые охватывают весь комплекс прав, обеспечиваемых государством лицам, имеющим гражданство. Гражданские права производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. Эти права позволяют человеку сохранять индивидуальность, быть самим собой в отношениях с другими людьми и государством. К гражданским правам обычно относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго имени, на справедливый, независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого, на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений, свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну, и др.
     В конституциях многих государств гражданские  права обычно объединяют в одну группу с правами политическими. Основанием для этого служит преимущественно негативный характер тех и других, а также направленность обоих видов этих прав на обеспечение свободы личности в ее индивидуальном и общественном проявлениях.
     Политические  права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся право человека на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и некоторые другие.
     В СССР и других коммунистических государствах длительное время господствовал  разрешительный подход к политическим правам, который по существу сводил их на нет, требуя согласия властей  на их реализацию. Для того же чтобы  эти права можно было свободно реализовать, их предоставление должно носить преимущественно регистрационный характер, т.е. условием их реализации должно быть не предварительное разрешение властей, а лишь уведомление гражданами соответствующих органов и учет их предписаний по обеспечению законности и общественного порядка.
     К гражданским и политическим правам непосредственно примыкают права экономические. Они связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силой: Вплоть до середины XX в. важнейшие из этих прав — права частной собственности, предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой — обычно рассматривались как основополагающие гражданские права. В современных юридических документах эти права чаще называют экономическими и выделяют в относительно самостоятельную группу, однопорядковую с правами гражданскими, политическими и т.п.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.