На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Понятие и виды управления природопользованием  и охраной окружающей среды  

     Управление  природопользованием и охраной  окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление.
     Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:
     · создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
     · подзаконное нормотворчество;
     ·  координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
     · распоряжение (управление) природными ресурсами;
     · планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения  состояния окружающей среды;
     · экологическое нормирование;
     · экологическая экспертиза;
     · экологическое лицензирование;
     · экологическая сертификация;
     · экологический аудит;
     · наблюдение за состоянием окружающей среды;
     · учет состояния и использования  отдельных природных объектов и  окружающей среды в целом, а также  вредных воздействии;
     · контроль за использованием и охраной объектов природы;
     · разрешение в административном порядке  споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.
       Наиболее значимыми функциями  общественного управления является  участие граждан и общественных  формирований в подготовке экологически  значимых хозяйственных решений  в рамках оценки воздействия  планируемой деятельности на  окружающую среду, в принятии  таких решений посредством проведения  общественной экологической экспертизы, экологический контроль.
     Содержание  производственного управления природопользованием  и охраной окружающей среды определяется задачами конкретного предприятия  по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др.
     Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием  и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей  отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана  с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду.
     В масштабах государства наибольшая ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах, осуществляющих государственное  управление природопользованием и охраной окружающей среды. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению.
     Государственное управление природопользованием и  охраной окружающей среды осуществляется на основе ряда методов. Методы делятся на:
    административные (прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения),
    экономические (создание условий экономической заинтересованности организаций и трудовых коллективов в выполнении требований законодательства и управленческих решений)
    моральные (награждение государственными наградами, присвоение почетных званий и т.п.).
 
 
     2. Принципы государственного управления  природопользованием и охраной  окружающей среды   

     Государственное управление природопользованием и  охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:
     · законности управления;
     · комплексного (всестороннего) подхода  к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
     · сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;
     · разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций  при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов.
     Комплексный (всесторонний) подход в процессе государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды обусловлен объективным законом единства природы, всеобщей взаимосвязью происходящих в природе явлений. 
     Принцип сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды проявляется в разных формах. В области водопользования он заключается в том, что государственное управление использованием и охраной вод осуществляется не только федеральными органами и органами субъектов Федерации в области управления водным фондом, но и инспекциями по регулированию использования и охране вод, образованными применительно к бассейнам основных внутренних морей, рек, озер. Например, деятельность Московско-Окской бассейновой инспекции охватывает территории Московской, Тверской, Калужской и Рязанской областей.
     Бассейновый принцип применяется также в  организации государственного управления использованием и охраной рыбных запасов страны. Управления и инспекции рыбоохраны образованы применительно к бассейнам основных рыбохозяйственных водоемов.
     Управление  использованием и охраной недр также  осуществляется с учетом существующих геологических особенностей формирования месторождений полезных ископаемых.
     Разделение  хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных  функций в организации государственного управления природопользованием и охраной природы как принцип проявляется в том, что органы, наделенные контрольно-надзорными функциями управления использованием и охраной природных ресурсов не могут выполнять функций по хозяйственному использованию соответствующих ресурсов. 

     3. Виды органов государственного  управления природопользованием  и охраной окружающей среды.  Органы общей компетенции   

     Государственное управление использованием и охраной природных  ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида:
     -органы  общей компетенции, 
     -органы  специальной компетенции, 
     -функциональные органы.
     Особенность управления природопользованием и  охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается  в том, что они осуществляют эту  деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, – развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.
     К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:
     • Федеральное Собрание РФ;
     • Президент России;
     • Правительство России;
     • администрация субъектов РФ, а  также 
     • органы местной администрации.
     роль  Федерального Собрания РФ в государственном  управлении природопользованием и  охраной окружающей среды минимальна сводится, в частности, к принятию решения об объявлении зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия в соответствии со ст. 58 и 59 Закона «Об охране окружающей природной среды».
     С учетом того, что государственное  финансирование охраны окружающей среды  имеет решающее значение для достижения целей поддержания и восстановления благоприятного состояния окружающей среды, контроль Государственной Думы за деятельностью Правительства при формировании бюджета – важная функция управления.
     К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренных  Конституцией, можно отнести определение  основных направлений внутренней и  внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.
     Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами – как общими, так и экологическими. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:
     • обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области  экологии;
     • осуществляет управление федеральной  собственностью на природные ресурсы;
     • проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.
     Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» в отдельной статье определил  полномочия Правительства РФ в сфере  природопользования и охраны окружающей среды. Согласно ст. 18, Правительство РФ:
     • обеспечивает проведение единой государственной  политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
     • принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
     • организует деятельность по охране и  рациональному использованию природных  ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
     • координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
     Более подробно полномочия Правительства  РФ регламентированы в Законе «Об  охране окружающей природной среды», иных актах законодательства об окружающей среде. В частности, Правительство  РФ: 
     • обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических  программ; 
     • координирует деятельность министерств  и ведомств на территории РФ в области  охраны окружающей среды;
     • устанавливает порядок образования  и использования федерального внебюджетного  экологического фонда;
     • организует подготовку и распространение  ежегодного государственного доклада  о состоянии окружающей природной среды;
     • устанавливает порядок разработки и утверждения экологических  нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную  среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов;
     • устанавливает порядок определения  платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной  среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;
     • принимает решения об организации  особо охраняемых природных территорий и объектов и включении их в  природно-заповедный фонд Российской Федерации;
     • организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования  граждан и др.
     Правительство РФ осуществляет деятельность в области  природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так  и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведает Департамент реформирования агропромышленного комплекса и защиты окружающей среды, созданный в 1997 г. (до этого – Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды). Вспомогательным органом Правительства РФ является также Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию, действующая на основе Положения от 14 февраля 1997 г. К ее основным задачам относится рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением экологической безопасности, рациональным использованием природных ресурсов, сохранением биологического разнообразия, разработкой и реализацией стратегии устойчивого развития страны; рассмотрение предложений по совершенствованию государственного управления и развитию федеративных отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также проектов и программ федерального и международного значения по изучению, освоению, воспроизводству, охране природных ресурсов и окружающей среды.
     Деятельность  органов общей компетенции в  области природопользования и охраны окружающей среды на уровне субъектов Российской Федерации регулируется как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Она включает обеспечение реализации государственной экологической политики; координацию деятельности министерств и ведомств в данной сфере; планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды; организацию ведения кадастров природных ресурсов на уровне субъектов; осуществление государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды и др.
     Полномочия  органов местного самоуправления в  области охраны окружающей среды  и природопользования определены как  Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», так и отдельными актами экологического законодательства. К  вопросам местного значения относятся:
     • владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в  муниципальной собственности;
     • обеспечение санитарного благополучия населения;
     • регулирование планировки и застройки  территорий муниципальных образований;
     • контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
     • регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений  общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
     • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
     • участие в охране окружающей среды  на территории муниципального образования;
     • организация и содержание муниципальной  информационной службы. 

     4. Специальные органы государственного  управления природопользованием  и охраной окружающей среды   

     К специализированным относятся органы, созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодействия общества и природы. Поскольку власть этих органов по специальным вопросам охраны природы и рациональному природопользованию распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их часто называют межотраслевыми или надведомственными органами.
     В последние годы система центральных  органов исполнительной федеральной  власти в области природопользования и охраны окружающей среды неоднократно изменялась, причем не в сторону  ее совершенствования.
     Существовавший  с 1988 г. Государственный комитет  РСФСР по экологии и природопользованию в 1991 г. был преобразован в Министерство экологии и природных ресурсов РФ. В 1996 г. решением Президента РФ Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов было упразднено. Вместо него создан Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология). Одновременно на базе упраздненной Минприроды, Комитета РФ по водному хозяйству и Комитета РФ по геологии и использованию недр было образовано Министерство природных ресурсов РФ.
     Госкомэкология России выполняет осуществление государственной политики в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, межотраслевую координацию и функциональное регулирование в этой сфере деятельности, а также осуществление государственного экологического контроля, государственной экологической экспертизы и управления государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями, находящимися в его ведении.
     Что касается Министерства природных ресурсов РФ, то на него возложено проведение государственной политики в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и осуществление управления государственным фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда.
     Помимо  Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и Министерства природных ресурсов РФ в систему специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды входят:
     • Государственный комитет РФ по земельным  ресурсам и землеустройству;
     • Федеральная служба лесного хозяйства  России.
     Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем России) действует на основании Земельного кодекса РСФСР и Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1993 г. Его основными задачами являются:
     •осуществление  государственной политики в области  рационального использования и  охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды;
     • организация и проведение работ, связанных с приватизацией земель;
     • осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;
     • ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
     • организация и проведение работ  по землеустройству;
     • организация выполнения научно-исследовательских  работ по проблемам землеустройства, государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
     • создание банка данных о федеральных  и других землях;
     • разработка мер по экономическому стимулированию рационального использования земель и развитию всех форм хозяйствования на земле.
     Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз) является федеральным органом  исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории РФ, осуществляющим государственное регулирование  и государственный контроль в  области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Рослесхоз осуществляет свою деятельность на основе Лесного кодекса РФ и Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июля 1994 г. Основными задачами Рослесхоза являются:
     • разработка основных направлений государственной  политики в области использования, воспроизводства, охраны, защиты лесов  и развития лесного хозяйства;
     • обеспечение непрерывного и неистощительного лесопользования, сбережения и приумножения лесных богатств, сохранения и усиления защитных, водоохранных, оздоровительных и иных полезных природных функций леса;
     • обеспечение в пределах своей  компетенции соблюдения всеми владельцами  лесного фонда и лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством;
     • соблюдение федеральных интересов  при регулировании лесопользования, восстановлении, охране и защите лесов;
     • совершенствование экономических и других методов управления лесным хозяйством. 

     5. Государственное управление природопользованием  и охраной окружающей среды  функциональными и иными органами    

     В системе центральных  органов федеральной исполнительной власти имеется ряд органов, на которые  также возложены специальные  задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач. К таким органам относятся:
     · Федеральная служба России по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды;
     · Министерство сельского хозяйства  и продовольствия РФ;
     · Министерство здравоохранения РФ;
     · Федеральная служба геодезии и картографии  России;
     · Министерство внутренних дел РФ;
     · Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;
     · Министерство строительства РФ;
     · Федеральный горный и промышленный надзор России;
     · Федеральный надзор России по ядерной  и радиационной безопасности;
     · Государственный таможенный комитет  РФ;
     · Федеральная пограничная служба РФ;
     · Министерство РФ по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий.
     8 сентября 1994г.
     Основные  задачи Росгидромета включают:
     • гидрометеорологическое и гелиогеофизическое обеспечение народного хозяйства, органов государственной власти, населения и Вооруженных Сил РФ и мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, комплексный фоновый мониторинг и космический мониторинг состояния природных объектов;
     • оценку климатических изменений, агроклиматических  и поверхностных водных ресурсов РФ и субъектов РФ;
     • исследование гидрометеорологических и геофизических процессов в  атмосфере, на поверхности суши и в Мировом океане, включая Арктику и Антарктику, околоземном космическом пространстве;
     • осуществление активных воздействий  на гидрометеорологические и другие геофизические процессы и явления в интересах народного хозяйства;
     • государственный надзор за проведением  предприятиями, учреждениями и организациями  работ по активному воздействию  на гидрометеорологические и другие геофизические процессы и явления;
     • выполнение в установленном порядке  международных обязательств РФ по вопросам гидрометеорологии и гелиогеофизики, климата и его изменений, мониторинга загрязнения окружающей среды, состояния верхних слоев атмосферы и ее озонового слоя, изучения Мирового океана, Арктики и Антарктики, активного воздействия на гидрометеорологические процессы.
     Министерство  сельского хозяйства  и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России) занимает особое место в системе функциональных органов, обеспечивающих государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды, так как является специально уполномоченным государственным органом по охране и регулированию использования животного мира на территории России в части охраны и регулирования использования охотничьих животных и рыболовства.
     В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ, утвержденным постановлением Правительства  РФ от 12 августа 1994 г., на него возложены  задачи разработки и реализации мероприятий  по охране окружающей среды и природных  ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности; осуществляет государственное управление охотничьими хозяйствами, охрану и контроль за охотничьими животными и ведением охотничьего хозяйства; ведет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных в РФ; обеспечивает воспроизводство плодородия и сохранение почв, защиту растений от сорняков, вредителей, болезней и реализует мероприятия по охране окружающей среды; организует защиту от проникновения на территорию Российской Федерации болезней животных и растений, вредителей, сорняков и других карантинных объектов.
     Минздрав  России осуществляет свою деятельность на основе Закона РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.; Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 1997 г.* 
     К основным задачам Минздрава РФ относятся  разработка основ государственной  политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора; санитарно-гигиеническое нормирование, координация и регулирование вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности.
     К главным задачам Минздрава относится  также создание функциональной подсистемы экстренной медицинской помощи в  чрезвычайных ситуациях Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях и руководит ее деятельностью совместно с МЧС России.
     В области профилактики заболеваний  Минздрав РФ осуществляет мероприятия  по профилактике инфекционных, паразитарных заболеваний, особо опасных инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний и отравлений, а также неинфекционных заболеваний, связанных с воздействием на здоровье человека неблагоприятных факторов среды его обитания.
     В области санитарно-эпидемиологического  благополучия населения Минздрав РФ осуществляет гигиеническую сертификацию продукции; создает государственную систему наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека (социально-гигиенический мониторинг), формирует базы данных о состоянии охраны здоровья человека и среды его обитания; проводит государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ.
     Федеральная служба геодезии и  картографии России (Роскартография) осуществляет топографо-геодезическое и картографическое обеспечение федеральных и региональных экологических программ. Ее деятельность в данной сфере координируется Госкомэкологией России. Совместно с Госкомэкологией, Госкомземом, Рослесхозом, Министерством природных ресурсов РФ Роскартография создает соответствующие кадастры.
     На  Роскартографию возложено топографо-геодезическое картографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии Государственной границы РФ, формирование банков данных об этой границе, границах континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и границах зарубежных стран.
     Роскартография проводит свою деятельность на основе Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «О геодезии и картографии» и Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.