На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Учение Ш. Монтескье о государстве

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Государственное Образовательное Учреждение Высшего  Профессионального Образования
«Уральская Государственная Юридическая Академия»
                                           Институт прокуратуры
                            Кафедра истории государства и права 
 
 
 
 
 
 

Доклад  в кружке СНО по предмету: «История политических и правовых учений» на тему: 
 

«Учение Ш. Монтескье о государстве» 
 
 
 
 

Выполнила:
                                                                                  Степовая О.С. группа 109
Научный руководитель:
Профессор, д.и.н Константинов С.И. 
 
 

Екатеринбург 2011
Содержание
Введение...........................................................................................................3 
I. Общие положения учения Ш.Монтескье о государстве.......................................................................................................5 
II. Основные формы правления по Ш.Монтескье....................................................................................................7 
III.Теория разделения властей согласно воззрениям Ш. Монтескье….....................................................................................................14 
Заключение.......................................................................................................20
 Список использованной литературы.............................................................22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – известный французский юрист, политик, социолог; был одним из выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Его работы предвосхитили многие положения современного понимания политики, государства и права. Тремя основными его произведениями являются "Персидские письма" (1721), "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734) и итог двадцатилетнего труда "О духе законов" (1948).
     Политические  и правовые идеи Монтескьё оказали  непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное  законодательство периода Великой  французской революции, на Гражданский  кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни  Монтескьё обрёл европейскую  известность благодаря работе «О духе законов»
     Учение Монтескье, находясь в рамках теории естественного права, иначе трактовало многие ее проблемы. Монтескье пытался преодолеть слабости рационалистических интерпретаций теории естественного права, сформулировав историко-факторологическую концепцию государства и права, которая рассматривала политико-правовые явления не только с рационалистической, но и исторической точки зрения. В учении Монтескье исторический и социологический подходы к государству и праву становятся ведущими принципами рассмотрения политико-правового мира.     Разработанная Монтескье историко-факторологическая концепция политического правления и права сыграла важную роль в дальнейшем становлении и развитии буржуазных политико-правовых теорий конца ХVIII - начала XIX века: историческую школу права, позитивистскую социологию О.Конта, философию права Гегеля. Тем самым учение Монтескье было важной ступенью в приближении к подлинно научному познанию феноменов государственности и права. Оно явилось составной частью того идейного материала, который критически усвоила и переработала марксистско-ленинская теория государства и права.
     Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье  и основная ценность, отстаиваемая в ней, - политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.
     Актуальность  данной темы выражается именно в том, что в трудах и воззрениях Монтескье усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, а также в том, что Монтескье наряду с Ж.- Ж. Руссо и Д.Локком считаются основоположниками современных форм представительной демократии. Отсюда, цель работы – это выявление основных политических и правовых воззрений, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли.
     Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    рассмотреть ключевые положения учения Ш.Монтескье о государстве и праве;
    изучить основные политико-правовые работы Ш.Монтескье;
    выяснить значение воззрений Ш.Монтескье на развитие политико-правовой мысли.
     Систематизируя  и анализируя политико-правовые знания, Монтескье использовал историко-сравнительный  метод, за что многие исследователи  называют его родоначальником сравнительного правоведения. 
 
 
 
 
 
 

      Общие положения учения Ш.Монтескье о государстве
      По  теории общественного договора государство  и право возникли в результате соглашения между людьми, находившимися  до договора в естественном состоянии. В этом состоянии у людей не было политической власти и законов, а их поведение регулировалось естественными  законами, вытекающими из их потребностей, интересов, свойств и т. п.
        К необходимости общественного  соглашения люди пришли из-за  невозможности полностью обеспечить  свои прирожденные права и  другие блага: безопасность, свободу,  равенство и др.  По Монтескье,  естественное состояние — это  мирная жизнь людей в семье.  Вражда между людьми возникла  на более поздних этапах развития  человеческого общежития.
      Хотя  возникшее государство вытекает из состояния вражды, его наличие  предполагает согласие всех людей стать  гражданами государства. В свою очередь, соглашение об образовании государства  в учении Монтескье не произвольное, а опосредовано действием различных  факторов общественного развития, концентрированным  выражением которых был дух народа.
        Монтескье по-новому трактует  содержание общественного договора  между народом и правителями.  В концепции Монтескье общественный  договор представляет собой не  сделку, а лишь вручение народом  власти правителям, где народ  лишь делегирует свою власть. Он вправе без согласия правителей  изменить форму правления, если  те злоупотребляют полученной  властью и правят тиранически.1 
        Суверен, согласно Монтескье,  должен подчиняться не только  естественным законам, но и  положительным законам своей  страны. Для Монтескье интересы  государства и его граждан  выше интересов государя. 
        Наличие в государственно-организованном  обществе права — важнейший  признак, отличающий государство  от иных ступеней развития  форм человеческого общежития.  Монтескье часто утверждал, что  государство есть общество, в котором есть законы. Он называл его великой семьей, охватывающей отдельные семьи, где отношения между людьми регулируются, прежде всего, положительными законами. 
      Положительные законы народов, образовавших государства, определяют и обеспечивают основные блага в обществе.  Главная  задача государства — силой заставить  отдельных членов общества выполнять  законы, выражающие общее благо, примирить  социальные противоречия, состояние  войны людей друг с другом и  направить борьбу между людьми в  законное русло.
        По Монтескье, на  правительствах  лежит обязанность гарантировать  всем подданным государства защиту  их законных интересов.  При этом основным руководящим принципом деятельности государства он называет благо народа, которое «есть верховный закон»2.
      Правовой  подход к изучению генезиса, сущности и задач государства привели  Монтескье к выводу о том, что  государство как институт справедливо  по природе. Несправедливости, произвол, которые он видел в истории, присущи  не государству вообще, а его должностным  лицам и правительствам, которым  подданные не противодействуют успешно  в силу характерных особенностей их общего духа. Монтескье различает государство как союз граждан и государство как  совокупность должностных лиц.  
 
 
 
 
 
 
 

      Основные  формы правления  по Ш.Монтескье
      Основное внимание в учении о государстве Монтескье уделил проблемам форм правления и разделению властей. В учении Монтескье формы правления, прежде всего, делятся не по числу лиц, которым вручена государственная власть, а по характеру политических и иных отношений  между правителями и управляемыми, где значительное место уделяется правовому оформлению политических отношений. У Монтескье впервые в истории политико-правовых учений прослеживается тесная связь политических и правовых явлений в социальной жизни людей. Важное значение в концепции Монтескье имеет его анализ форм правления в их соотношении с различными факторами общественного развития, где тому или иному обществу  может соответствовать лишь какая-либо  одна   из   форм  правления3.
      Для классификации форм правления Монтескье  использовал два понятия: природа  правления и принцип правления.
      По  природе правления Монтескье  делит государства на республики, монархии и деспотии. При этом республики и монархии являются умеренными формами  правления. Их природа представляет собой политические отношения между  правителями и управляемыми, регулируемые положительными законами государств. Монтескье особо подчеркивает, что  в монархиях, хотя в них и правит одно лицо, как и в деспотиях, государь управляет на основании установленных, неизменных законов.  Кроме того, государственная власть в умеренных  формах правления не концентрируется  в одних руках, а распределяется и разделяется между различными государственными органами и магистратами, что делает форму правления более  прочной, стабильной.  Монтескье  писал о необходимости увеличения числа носителей власти как факторе, обеспечивающем безопасность и стабильность правительства. В умеренных формах правления многие отношения между правителями и управляемыми определяются и регулируются законами, в которых четко устанавливаются взаимные обязанности сторон. Наличие законов дает возможность подданным осуществлять контроль за действиями правительства, а также одним должностным лицам — за деятельностью других. Ничего подобного не существует в деспотии, где отношения имеют одностороннюю направленность — от деспота к подданным.
      В деспотических государствах, согласно Монтескье, управляет один человек  на основании своей воли и прихоти. В этом государстве нет основных законов, а само правление противоречит разумной и свободолюбивой природе  людей. Природа деспотии — не политические отношения между государем и  подданными, а отношения господина  и рабов. Это правление— результат  проявления страстей, а не разума при  учреждении государства, последствие  заблуждений и малой просвещенности у законодателей. Государственный  строй деспотии отличается простым  устройством и отсутствием распределения  власти между различными органами и  магистратами.
        По принципу правления Монтескье  классифицирует государства на  демократии, аристократии, монархии  и деспотии.  
      Природа и принцип правления находятся  в связи друг с другом и взаимно  дополняют друг друга. Принцип правления  — та сила, которая обеспечивает целостность и стабильность природы  правления. 
      Принцип каждой формы правления создает  в государстве состояние равновесия в отношениях между правителями  и управляемыми. В учении Монтескье  взаимосвязь понятий природы  и принципа выражается законом соответствия природы правления ее принципу.
      Демократия  — умеренная форма правления. В демократии верховная власть принадлежит  всему народу. Природа демократии — это политико-правовые отношения, где «народ в некоторых отношениях является государем, а в некоторых отношениях — подданным».4
      Из  природы демократии Монтескье выводит  ее политико-юридическую структуру. Основным учреждением демократии является народное собрание, где народ путем  голосования своей волей создает  законы и принимает решения по основным вопросам управления государством. Здесь же народ выбирает должностных  лиц в сенат или совет, которые  в перерывах между собраниями ведают делами государства и готовят  вопросы, проекты решений для  народных собраний.
      В демократии при помощи закона четко  определяется компетенция всех учреждений, их права и обязанности. Эти учреждения должны находиться в отношениях необходимого взаимного контроля и зависимости.  В результате такого распределения  государственной власти, взаимоконтроля и зависимости учреждений и руководителей  демократии, правового характера  деятельности властей уменьшается  возможность для учреждений и  должностных лиц править произвольно, злоупотреблять властью. При таком  устройстве различные органы демократии взаимно сдерживают друг друга от нарушений законов и злоупотреблений, чем обеспечивается стабильность и  прочность государства. Укрепление принципа демократии в первую очередь  достигается установлением с  помощью правовых норм принципа равенства  и умеренности в обладании  имуществом всех социальных слоев такого государства.
      Однако  принцип демократии может нарушиться в результате чрезмерной концентрации всей полноты власти в руках народа. Это приводит к анархии и злоупотреблениям властью со стороны демагогов, которые возглавляют в это время народ. Впоследствии они становятся деспотами.
      Государственный строй аристократии, являющейся разновидностью республики, Монтескье определял  тем, что в ней верховная власть находится в руках группы лиц. Эти лица выделяются из народа в  силу своей знатности, богатства  или иных преимуществ перед другими  людьми.
      В основе аристократии лежат такие  политико-правовые отношения, где правящие лица из аристократии относятся к  другим, членам этого сословия как  народ между собой в демократии, тогда как народ к аристократам — как в монархии подданные  к государю.
      Монтескье указывал на обширность власти аристократического сословия, что могло привести к  злоупотреблениям и произволу должностных  лиц. В этом заключается слабость аристократического правления, а ее стабильность и жизненность зависят  от того, в какой степени она  близка к демократии. Для упрочения  аристократического строя правящее сословие должно, насколько это возможно, сближаться с народом.
      Принципом аристократического правления Монтескье  называл умеренность, которая сдерживает аристократию от произвольного правления  и тем самым сохраняет стабильность данного строя. Он отмечал, что аристократия успешно сдерживает народ от нарушений  законов, но этому сословию трудно преодолеть самого себя. Монтескье считал, что посредством умеренности аристократия заставляет забыть народ о своем бессилии в управлении государством, а сама руководит в соответствии с законами страны.5
      Он  называл ряд правовых гарантий, способствующих сохранению умеренности в аристократической  республике: запрещение сбора налогов  или податей знатью, запрещение права  выбора в сенат самими членами  сената, ограничение роскоши и  др. Важное значение имеют законы, запрещающие  наследование власти. Гибель аристократии мыслитель связывал с утратой  принципа законности. В этом случае государство изменяет свою форму правления и превращается в «деспотическое государство со многими деспотами».6
      Государственный строй монархии определяется тем, что  верховная власть в ней вручается  одному лицу при наличии основных законов в государстве. Эти основные законы составлялись первыми королями на всенародных собраниях. Они превратили монарха в лицо, заставляющее исполнять  законы, в блюстителя и исполнителя  основных законов. Природа этого  правления характеризуется политико-правовыми  отношениями между государем  и его подданными, которые лишены права непосредственного участия  в управлении.
      В монархиях государь не только правит сам, но и распределяет и разделяет  свою власть между различными учреждениями и должностными лицами, которые находятся  в определенной субординации между  собой и подконтрольны монарху, отчитываются  перед ним в своей  деятельности.
      Много внимания уделял Монтескье анализу  деятельности судей в монархии, которые  в этой форме правления должны быть независимы от государя, что обеспечит  подданным определенную степень  свободы, безопасности, защиту их собственности.
      Кроме того, Монтескье считал, что в монархиях должны быть учреждения, сохраняющие чистоту первоначальных законов, поскольку совет государя по своей природе не годится для такой цели. Этими учреждениями могли бы быть учреждения, похожие на средневековые парламенты.
      Деспотия  — антипод государства с умеренными формами правления — республик  и монархий. Для её природы характерно отсутствие политико-правовых отношений  между правителями и управляемыми; их отношения представляют собой  отношения между господином и  рабами.
      В деспотии отсутствуют основные законы. Государь правит по своей капризной  изменчивой воле, передавая власть визирю и своим чиновникам, которые этой властью пользуются бесконтрольно и произвольно. Деспотическая форма правления во многом есть результат невежества народа, отсутствия просвещения, политических знаний при учреждении государства, когда законодатели не смогли разумно разделить, распределить, ограничить и уравновесить различные власти и руководствовались страстями, а не разумом при создании формы правления.
      Деспотизм может возникнуть и тогда, когда  правители страны используют армию  против собственного народа.  Сила деспотического государства заключается не в  нем самом, а в войске, которое  его основало; это войско приводит всю страну в состояние страха. Деспотическое правление пагубно не только для подданных, но и для самих государей.   Государственный строй деспотии, согласно Монтескье, отличается чрезмерной концентрацией власти в руках государя и его слуг. В ней отсутствуют законы о престолонаследии, и государь сам назначает себе наследника. Для законодателя и судей здесь нет места. Более того, в деспотии правитель является единоличным судьей, действуя тем самым во вред самому себе.
      Принцип деспотического правления вытекает из образа жизни людей этого государства, где крайности в имущественном  распределении достигли своей высшей степени. Воспитание, в деспотии направлено на формирование в людях духа рабства. Нагнетая обстановку страха, террора, устрашения, государь таким способом подавляет в своих подданных волю к борьбе против произвола. Деспотическое государство, по Монтескье, противоречит природе человека, и «человеческая природа будет постоянно возмущаться против деспотического правления...»7.
        Проблемы форм правления Монтескье  решал в тесной связи с теорией  факторов общественного развития. Моральные и физические факторы  в их совокупности непосредственно  влияют на природу и принцип  различных форм правления, их  стабильность и вырождение, на  характер отношений между правителями и подданными. К ним относятся: религия страны, нравы, обычаи, черты характера того или иного народа и др.
      Большое значение в определении формы  правления имеет образ жизни  народа, объединяющегося в государство, характер его основных занятий: пастушество, земледелие, ремесло, торговля. У земледельческих  народов зачастую возникает правление  одного, тогда как занятие народа ремеслами и торговлей предполагает установление республиканской формы  правления. 
      На  формы правления влияют факторы  географической среды, среди которых  значительное внимание Монтескье уделил климату, почве, ландшафту, величине страны.
        Разумный законодатель, по мнению  Монтескье, должен учитывать весь  комплекс факторов, определяющих  формы правления, но он способен  преодолеть отрицательное влияние  на дух народов этих факторов, в том числе и географических. Примером такой деятельности законодателей является наличие в истории государств сложной формы правления - федеративной республики, которую считал идеальной формой правления.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Теория  разделения властей  согласно воззрениям Ш. Монтескье
      Теологическая и абсолютистская концепции государства  и права подвергнуты глубокой критике  в основном  труде  Монтескье «О духе законов». В этом же трактате Монтескье излагает свою теорию разделения властей. Теорию разделения властей Монтескье невозможно рассматривать  в отрыве от его политических и  правовых взглядов. В трудах Монтескье теория разделения властей получила классическую формулировку.
     Хотя  идея разделения властей и принадлежит  Д. Локку, свою классическую формулировку она получила именно у Монтескье. Основная цель разделения властей –  избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, подчеркивает Монтескье, «необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Подобное взаимное сдерживание властей – необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных границах. Причем ведущие и определяющие позиции в системе различных властей занимает законодательная власть.
     Разделение  и взаимное сдерживание властей  являются, согласно Монтескье, главным  условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству. Политическую свободу Монтескье определяет, как "право делать все, что дозволено законами", т.е. право - есть мера свободы.8 По Монтескье, свобода достижима лишь в государстве, где все отношения опосредованы правом. Таким государством, полагает он, может быть только государство умеренного правления: демократия, аристократия и монархия, которые характеризуются господством законов. В деспотии нет законов, а значит, нет и политической свободы, там царствуют произвол и рабство. Но и умеренные государства, по мысли Монтескье, могут стать деспотическими, если право, определяющее политическую свободу, не будет превалировать над волей правителей. Итак, право в развиваемой теории есть мера свободы. Поэтому если в конституциях умеренных государств не будут предусмотрены гарантии обеспечения верховенства права, препятствующие злоупотреблениям властью и нарушению законов, политическая свобода в них также утрачивается.
      Верховенство  права, в концепции Монтескье, может  быть  обеспечено лишь разделением властей таким образом, чтобы они могли бы взаимно сдерживать друг друга. Он протестует против отождествления свободы с формами правления, и, прежде всего с демократией. Свобода возможна при  любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения верховной власти на законодательную, исполнительную  и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга. Разделение властей в учении Монтескье наряду с правом становится критерием различения форм правления. В конституциях всех государств  умеренного правления в той или иной мере закреплено разделение властей. В деспотиях же его нет.
      Монтескье исходит из принципа разделения полномочий в процессе осуществления власти в государстве, которому придается  политический смысл. Подобное деление власти мыслитель в первую очередь связывал  с целями конституции государства.
      Вместе  с тем разделение властей —  не только политическое разделение труда, закрепленное в конституциях, но и  распределение власти между различными социальными слоями, отражающее сложившееся их соотношение.
      Итак, свободное государство, по Монтескье, теоретически должно основываться на принципах разделения властей, взаимного  сдерживания властей от произвола, распределения верховной власти между различными социальными слоями общества.
      В соответствии с конституционным  проектом Монтескье законодательная  власть является лишь выражением общей  воли государства. Ее основное назначение —  сформулировать право   в  виде положительных законов государства, обязательных для всех граждан. Лучше всего, считает Монтескье, когда законодательная власть принадлежит всему народу. Однако в таких государствах, как Франция, это невозможно из-за больших размеров территории и наличия различных социальных сил, в том числе и знати. Поэтому законодательную власть целесообразно вручить собранию представителей народа и собранию знатных.
      Исполнительная  власть в свободном государстве  предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной  властью. Ею наделяется, прежде всего, монарх, а также другие лица, но только не члены законодательного собрания, так как это привело бы к утрате свободы.
      Судебная  власть «карает преступления и разрешает  столкновения частных лиц»9, тогда как обе другие регулируют общие дела государства. В силу этого свобода и безопасность граждан зависят, прежде всего, от четкого функционирования судебной власти. Монтескье предлагает передать судебную власть лицам из народа, которые созывались бы по мере необходимости для осуществления судебных полномочий. Последние не должны быть связаны с профессией, богатством, знатностью. Задача судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Именно учитывая специфику данного рода деятельности, Монтескье утверждает, что судебная власть в известном смысле не является властью. Поэтому в его проекте она не сдерживается никакой другой властью. В отличие от нее законодательная и исполнительная власти, также имея правовой характер, все же могут злоупотреблять своим положением, допускать произвол, что приводит к ликвидации свободы и безопасности граждан. Чтобы избежать подобных нежелательных последствий, они должны быть не только разделены, но и наделены правом приостанавливать и отменять решения друг друга.
      Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое, в конечном счете, отражает компромисс сталкивающихся воль и интересов различных социальных слоев и сил. Тем самым Монтескье делает попытку примирить враждующие социальные силы Франции середины XVIII в. компромиссной конституцией, разделив между ними верховную власть. Согласно его концепции каждая социальная сила имеет свой орган, выражающий ее интересы и обладающий частью власти. Представительное собрание призвано выражать интересы народа, законодательный корпус — знати, исполнительная власть — монарха. Все они в лице соответствующих органов наделяются различными полномочиями, применение которых должно быть взаимно согласовано10.
      Палаты  законодательной власти (представительное собрание и законодательный корпус) заседают раздельно, а законы принимаются  лишь при взаимном согласии. Законодательное  собрание не только издает законы, но и  контролирует их исполнение государем  и его министрами. За нарушение  законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к  ответственности. В свою очередь  исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную  власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливает регламент его  работы и распускает собрание. Личность монарха объявляется священной.
      Конечно, взаимные сдерживающие полномочия властей, подчеркивает Монтескье, могли бы привести к их бездействию. Но так как необходимое  течение вещей заставит их действовать, то они будут вынуждены действовать  согласованно. При этом  гармоничность  их взаимодействия, по Монтескье, обеспечивается верховенством законов: само государство, в котором осуществлено разделение властей, реализует свои функции  в правовой форме. В этом смысле Монтескье  можно назвать одним из предшественников теории правового государства11
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.