На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности трудового воспитания дошкольников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Особенности трудового воспитания дошкольников 

      В Энциклопедическом словаре понятие  «труд» трактуется как «целесообразная  деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».
      Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомним пословицы о труде и отношение людей к труду («Праздность – мать всех пороков», «Ничего не делая люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными»). Много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы («Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай». – А. Чехов, «Ничто, так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». – Л. Толстой).
      Важное  значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих  работах определил теоретический  и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
      Большое значение труду придавали А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. В первые годы после Октябрьской революции, когда возник вопрос о создании школы нового типа, проблема трудового воспитания подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, ставилась очень остро. Уже первый съезд по дошкольному воспитанию (1919) определил содержание труда дошкольников и требования к нему. Считалось обязательным вводить труд по самообслуживанию, работу на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами; привлекать детей к уборке комнаты, стирке. Заслугой съезда явилось то, что он сформулировал требования к организации детского труда, учитывающие особенности возраста: труд должен быть посильным и понятным по цели, доставлять детям радость.
      С 1964 г. начинаются систематические углубленные  исследования проблемы трудового воспитания (В.Г.Нечаева, Е.И.Радина, И.Лаунер, Г.Н.Година, Д.В.Сергеева, Р.С.Буре, А.Д.Шатова, В.И.Логинова, Д.О.Дзинтере и могие другие). Именно эти исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности ребенка дошкольного возраста.
      Современный этап отличается «забвением» этой важной проблемы. В новых программах воспитания дошкольников этот раздел отсутствует. На страницах профессиональных журналов также редко встречаются статьи по проблеме трудового воспитания. Данная тенденция не только неправомерна, но и таит в себе опасность, связанную с задержкой в развитии личности ребенка.
      Итак, может ли трудиться ребенок дошкольного  возраста? А если может, то чем отличается его труд от труда взрослых людей?
      Первое  отличие состоит в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей. Дело не в том, что у труда ребенка нет результата, что то, что он делает, никому не нужно. Труд дошкольников имеет общественное значение.
      В давние времена, когда детство было короче и ребенок раньше включался в деятельность взрослых, его труд был общественно значим. Однако современный ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста, не может включаться в производство и, следовательно, не может создавать материальные ценности. Труд детей носит воспитывающий характер – так на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми – так воспринимает эту деятельность сам ребенок.
      Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре.  Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т.д. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом.
      В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки (как, например, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения.
      Труд  ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.
      Особенностью  детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого. 
            
 

Изучение  взаимосвязи детского сада и семьи по вопросам трудового  воспитания детей дошкольного возраста
(Киселева  Г.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики  Шадринского педагогического института)
в кн. «Опытно-экспериментальная  работа в учреждениях народного  образования.» (Методические рекомендации) Выпуск 1. Курган, 1990 год. 

      Изучение  вопросов сотрудничества детского сада и семьи осуществляется с помощью  разнообразных методов, сочетание  которых помогает получить объективные  знания о ребенка, об условиях его  воспитания в семье, определить оптимальные методы и формы оказания помощи родителям в воспитании детей.
      В педагогической практике сложились  две группы методов, которые имеют  разное назначение. К первой группе методов, которая направлена на изучение относительно узкого круга семей, относятся целенаправленные наблюдения, консультации, беседы, решения педагогических задач и ситуаций. Используя данные методы, необходимо помнить о трудности «вхождения» в семью, установления доброжелательных отношений с родителями, членами семьи. Важно установить контакт, вызвать у взрослых желание общаться, быть искренними в беседе, правильно отвечать на вопросы. 

      Вопросы к беседе № 1.
      Цель  беседы – выяснить организацию труда  детей в семье.
    Какие обязанности имеет ребенок  в семье?
    Как вы приучаете ребенка к труду?
    С какими трудностями вы сталкиваетесь в процессе воспитания вашего ребенка?
    Как часто вы трудитесь вместе  с ребенком?
    Считаете ли вы необходимым оценивать труд детей? И каким образом?
 
    Вопросы к беседе № 2.
    Цель  беседы – выяснить отношение родителей к трудовому воспитанию дошкольника.
      Как вы считаете, с какого возраста необходимо приучать детей трудиться?
      Нужно ли заставлять детей трудиться?
      Анализировали ли вы причины отказа детей от трудовых поручений?
      Считаете ли вы необходимым привлекать детей к совместному труду с родителями? (генеральная уборка, работа на садовом участке, по ремонту книг, игрушек).
      Назовите наиболее часто даваемые вашему ребенку в семье поручения.
      Вопросы к беседе № 3.
    Цель  беседы – выяснить соотношение различных  видов самостоятельной деятельности ребенка в семье и характер оценочного влияния взрослых.
    Чем занимается ваш ребенок вечером?
    Может ли ребенок в домашней обстановке занять себя сам?
    Какую помощь вы оказываете ребенку в воспитании самостоятельной деятельности?
    Какие условия созданы в семье для организации самостоятельной деятельности?
    Есть ли у вас контакт с детьми?
 
     Анализ  ответов, полученных в процессе беседы, позволит сделать более четкие выводы, выделить различные типы семей, в  которых особое внимание уделяют  трудовому воспитанию, организации самостоятельной деятельности.
      Целенаправленное  наблюдение за воспитанием детей  в семье. По договоренности с родителями несколько раз посетить семью. Цель посещения – изучить условия  организации труда в семье, изучить  методы руководства со стороны родителей детским трудом. В конце посещений обсудить с родителями вопросы воспитания детей в семье, подвести итоги, обсудить с родителями вопросы воспитания детей в семье, подвести итоги, обсудить возможность обмена опытом с другими родителями.
      Анализ  наблюдения за семьями воспитанников  позволит выделить несколько типов  семей по уровню трудового воспитания детей. Его социальной  направленности.
      Д.О. Дзинтере определяет несколько типов  семей:
      1 тип – высокий образец семьи;
      2 тип – семья с необходимыми, но неустойчивыми условиями для формирования социальной направленности трудовой деятельности;
      3 тип – семья, где отсутствуют  условия для трудового воспитания  детей в его социальной направленности, что вызвано отрицательными взаимоотношениями между взрослыми в семье;
      4 тип – неблагополучные семьи.
      Решение педагогических задач, ситуаций родителями позволяет вместе выбрать правильную позицию при решении вопросов воспитания детей, а также сопоставить  факты, обобщить их, понять внутреннюю сущность изучаемого явления. Педагогические ситуации, имеющие цель изучить направленность личности дошкольника в семье, могут быть различными по характеру предполагаемой деятельности, по кругу общения, по способу проявления направленности личности (вербальные, практические, естественные и игровые), по отношению к различным членам семьи. 
 
 

      Для примера приводим несколько задач  и ситуаций.
      Ваш ребенок просит дать ему постирать платочки, но начинает играть. Как вы поступаете в такой ситуации? Почему ребенок играет?
      Оценивая труд ребенка, мать сказала, что лучше бы сама все сделала. Правильно ли она поступила? Почему?
      Ваш ребенок с радостью берется за все, но не доводит до конца начатое дело. Как вы будете поступать в таких ситуациях?
      Рассказывая о своем труде, взрослые очень часто подчеркивают возможность получить больше денег. На какие вопросы необходимо больше обращать внимания? Как вы относитесь к элементарному экономическому воспитанию детей дошкольного возраста?
      Часто дети предлагают свои услуги «я помогу, я умею», но не всегда у них получается. Как вы в этом случае поступаете?
 
     Педагогические  ситуации, задачи можно взять из следующей литературы:
      Куриленко Т.М., Петроченко Г.Г. задачи и упражнения по дошкольной педагогике. М., 1970.
      Петроченко Г.Г. педагогические ситуации в дошкольной педагогике. – Минск, 1984.
      Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям. М., 1983.
 
     С целью изучения воздействия родителей  на детей можно использовать метод  домашних заданий, поручений. Данный метод  позволяет выявить отношение родителей к воспитанию детей, активизирует общение родителей с детьми.
     Примеры таких домашних заданий:
    Запишите вопросы, которые задает вам ребенок в выходные дни.
    Составьте вместе с детьми рассказ о пройденном выходном дне – напишите данный рассказ или нарисуйте.
    Организуйте вместе с детьми совместный ремонт игрушек, книг для детского сада.
    Расскажите детям о своей профессии.
    Вместе с детьми сделайте альбом на предложенную тему.
    Сделайте вместе с детьми игрушку-самоделку и т.п.
    Сделайте совместный подарок для малышей, для именинника.
    Соберите с детьми семена плодов и растений для подкормки птиц.
    Отремонтируйте кукольную мебель.
    Вместе с детьми подготовьте фон для рисования.
     Организация таких домашних заданий позволяет  изучить отношение родителей  к воспитанию положительного отношения к труду, в то же время позволит детям в процессе совместной трудовой деятельности преодолеть какие-то затруднения, перенять от взрослых умение планировать, договариваться о совместных действиях, готовить необходимое оборудование, достичь лучшего результата. По результатам выполнения домашних заданий родителям можно оформить таблицу, график, диаграмму.
     Для сбора массового материала о  состоянии  вопроса в широкой  практике воспитания используются социально-педагогические и социально-психологические методы – анкетирование, интервьюирование, элементы социометрической методики.
     I. Для изучения вопросов организации трудового воспитания в семье, отношения родителей к трудовому воспитанию возможно составить анкеты.
     При составлении анкеты необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов, обеспечить возможность более краткого ответа на поставленные вопросы. Вопросы в анкете можно сгруппировать по трем направлениям.
     1. Данные о составе семьи, жилищных  и материальных условиях, об образовании, роде занятий.
     2. Содержание трудовой деятельности  ребенка и его отношение к  трудовым поручениям и обязанностям  в семье.
            а) испытываете ли вы какие-нибудь осложнения в трудовом воспитании ребенка?
            б) если да, то в чем  выражаются трудности?
            в) какие постоянные обязанности ребенок выполняет  в семье?
            г) выполняет ли ребенок  обязанности постоянно, систематически, эпизодически (подчеркнуть нужное).
      3. Уровень педагогической подготовленности  родителей, их отношение к трудовому  воспитанию, использование различных методов
            а) как часто хвалите  детей за выполненную работу?
            б) какие вопросы  трудового воспитания детей Вас  интересуют (ознакомление с трудом взрослых, трудовое обучение, собственная  трудовая деятельность)? (подчеркнуть).
      4. Следует ли мальчиков готовить к домашнему труду? 

      II. При изучении проблем семейного воспитания, влияния труда на воспитание детей, особенности организации труда в семье, достижения, трудности, противоречия в воспитании; успешно применяется интервьюирование родителей.
      Во  время интервьюирования можно пользоваться открытыми и закрытыми вопросами. Преимущество закрытых вопросов состоит  в том, что ответы на них легко  кодировать. Открытые вопросы вызывают значительные трудности при классификации  ответов на них и их анализе. Вместе с тем такие открытые вопросы побуждают родителей к более глубоким, откровенным, содержательным ответам. (В то же время вопросы должны быть четкими, дающими возможность высказать свою точку зрения).
      Вопросы для интервьюирования:
    Что вам больше всего нравится в вашем ребенке?
    Каким вы считаете уровень трудовой подготовки у вашего ребенка? Почему? Как вы объясняете наличие того или иного уровня трудовой подготовки?
    Что необходимо вам знать для организации труда детей в семье?
    Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка в будущем?
    Какие качества личности необходимы будущему школьнику? Сформированы ли они у вашего ребенка?
     Ценность  данного метода исследования состоит  в том, что такая информация собирается с небольшой группой родителей. Формулируя вопросы, необходимо в них вкладывать познавательное и воспитательное значение, т.е. способствовать расширению педагогических знаний родителей, возбуждать интерес к улучшению воспитания детей в семье. 

     III. При изучении взаимоотношений родителей и детей, положения ребенка в семье применяется социометрический метод.
     Суть  данного метода заключается в  том, что каждый отвечает на вопросы, касающиеся выбора партнера для совместной работы, отдыха, занятий. Вопрос к детям: «С кем ты хочешь постоянно трудиться  дома?»
     По  результатам данного опроса можно  установить, кто больше занимается трудовым воспитанием детей. На основании  данных опроса можно составить график, таблицу.
     Образец таблицы «Трудовое воспитание детей  в семье»:
     Данный  метод может дать поверхностную, случайную картину, поэтому данные этого метода могут лишь частично пополнить знания о семье, о детях, о взаимоотношениях в семье.
       
Буре  Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 204. – 144 с., ил.
      В учебном пособии освещены проблемы развития системы трудового воспитания детей дошкольного возраста, представлены средства формирования у них представлений  о труде и формы организации  деятельности детей. В пособии предлагаются вопросы к самопроверке и примерные конспекты занятий воспитателя по трудовому воспитанию.
      Каждому, кто имеет дело с воспитанием  дошкольников, известно знаменитое изречение  ребенка «Я сам!». Это удивительное заявление говорит о качественном скачке в развитии малыша, ибо этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний.
      В развивающей позиции ребенка  «я сам», «я могу», «я научусь!», «я умею»  заложены зачатки будущих важнейших  качеств: самостоятельности, ответственности, активности в познании мира, в деятельности. И потому очень важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлениях ребенка, а всячески поддерживать и развивать их.
      Так, уже двухлетний ребенок в первых трудовых действиях может проявить самостоятельность – например, овладеть процессами самообслуживания. Его «я сам» в конце третьего года жизни есть результат сформировавшихся ранее умений. А потому трудовое воспитание дошкольника начинается именно в этом возрасте.
      Несмотря  на то, что результаты детского труда не играют большой роли в жизни общества, роль его в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.
      Участие в труде всегда обеспечено действием  мотивов, побуждающих  к активности: овладение  новыми навыками, забота о сверстниках, проявление внимания к взрослым, забота о своем внешнем виде и т.д. – это очень ценные мотивы.
      Известно, что первые трудовые действия связаны  с самообслуживанием. Как трудно малышу справляться с процессом  одевания! И как упорно при этом он пытается проявить самостоятельность! Но к сожалению, под нажимом взрослого, которому некогда ждать, а легче одеть ребенка самому, малыш может смириться с положением пассивного существа, опекаемого взрослого (мамой, бабушкой, педагогом). И совершается грубая ошибка в воспитании: ребенок все сильнее начинает чувствовать свою беспомощность, и вместе с тем растет его неуверенность, пропадает стимул к самостоятельности. В дальнейшем у него вырабатывается привычка пользоваться услугами взрослых, появляется убежденность в том, что удовлетворение его потребностей – это обязанность взрослых.
      Постепенно  овладевая трудовыми  процессами, связанными с самообслуживанием, ребенок все больше начинает чувствовать, что он уже что-то умеет, благодаря  чему достигает успехов. Он отказывается от помощи взрослых, которые спешат его одеть, и все чаще просит: «Я сам…»
      Предположим, ребенок овладел навыками одевания. Более того, у него сформировалось понимание об опрятности, и он заботится  о своем внешнем виде. А дальше? Постепенно все сопутствующие одеванию действия становятся повседневными делами: поставить обувь на место, аккуратно повесить в шкафчик одежду и т.д. Детское «я сам» наполняется новым содержанием: «Я умею сам и потому буду делать сам!», «Я всегда буду убирать игрушки после игры, ведь я это умею делать, я уже большой!» У ребенка формируется стремление к порядку, желание поддерживать чистоту.
      Дети  растут, и возможностей выполнять  различные трудовые поручения у  них становится больше. В детском  саду они уже могут накрывать  на стол, мыть игрушки, протирать влажной тряпкой полки и т.д.
      Педагогу  важно оценить важность детского труда для группы и подчеркнуть, что все это дети уже могут  выполнить сами, без помощи взрослых. Так постепенно появляется потребность делать полезное для других. А поручения становятся все более систематическими, разнообразными.
      Особая  специфика в трудовом воспитании детей появляется при переходе их в среднюю группу. Здесь они  впервые встречаются с понятием «вместе», в связи с чем педагогу необходимо правильно распределить одно задание между всеми участниками трудового процесса, учитывая при этом интересы каждого. И именно в этот период детское заявление «я сам» постепенно перерастает в «я сам вместе с друзьями».
      В процессе коллективной деятельности возможно возникновение конфликтных ситуаций, если воспитатель не разъяснит детям нравственные нормы взаимоотношений. Позиция ребенка, ведущим мотивом которой станет осознание своих возможностей, будет побуждать его к активному усвоению этих норм, ибо они становятся средствами налаживания доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Появляется новая позиция ребенка: «Я могу отвечать за результат общего дела», ребенок начинает осознавать свое место в обществе сверстников: «Я вместе с друзьями» и позже – не «я», а «мы вместе». Ребенок начинает тянуться к обществу сверстников, а чувствуя поддержку с их стороны и испытывая удовлетворение от сделанного им, становится членом этого общества.
      Организация труда – дело хлопотное для  педагога. Но в труде даже самые  непослушные, неуравновешенные дети становятся целеустремленными, активными, организованными, они потому и непослушны, что не умеют реализовать свою потребность в активной деятельности, а труд помогает им в этом.  И если педагог постоянно поддерживает трудовую активность своих воспитанников, их уверенность в собственных силах, то трудолюбие становится чертой их личности. 

Современное состояние теории и практики трудового  воспитания детей  дошкольного возраста.
      К сожалению, сегодня, на рубеже XX-XXI веков, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Созданные в прошедшие годы пособия стали библиографической редкостью, и можно предположить, что во вновь открывающихся дошкольных учреждениях их вовсе нет. Современные образовательные программы воспитания и бучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место. Исключением является программа «Детство», разработанная авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка, о методике трудового воспитания, придавая особое значение словам основателя научной школы, создателя НИИ дошкольного воспитания АПН СССР А.В. Запорожца, который писал: «Центральным звеном всей этой системы (имеется ввиду система всестороннего воспитания дошкольников), как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности».
      На  другую сторону воспитательного влияния труда на детей обращал внимание В.А. Сухомлинский: «Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».
      Особого внимания требует обсуждение вопроса теории и методики трудового воспитания детей дошкольного возраста. В ранее созданных работах они представлены преимущественно в рамках дисциплинарного подхода, при котором ребенок оставался лишь объектом деятельности педагога: дети включались в труд, но нередко он оставался «нейтральным» (А.С. Макаренко) процессом в деле воспитания.
      В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитание акценты  должны быть перенесены на личностное развитие ребенка: какие стили поведения  и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность.  
      Целью предлагаемого пособия является раскрытие системы трудового воспитания детей дошкольного возраста, включающей в себя задачи, средства и методы руководства детским трудом с учетом постепенного накопления дошкольниками собственного опыта участия в труде, совершенствования навыков, их растущего осознания значения трудовой деятельности, побуждающего включаться в труд. В пособии реализован возрастной подход, т.е. материал представлен раздельно для младших, средних и старших групп. 

Задачи  трудового воспитания детей дошкольного возраста. 

     1. Воспитание в детях уважительного  отношения к труженику и результатам  его труда, желания подражать  ему в своей деятельности, проявлять  нравственные качества. Решение  этой задачи должно привести  к развитию у дошкольников  осознания важности труда для общества.
     2. Обучение детей трудовым умениям,  навыкам организации и планирования  своего труда, осуществлению самоконтроля  и самооценки. Решение этой задачи  должно привести к формированию  у детей интереса к овладению  новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.