Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Детское питание

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 
 

Введение ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 характеристика рынка  детского питания
      Современные аспекты развития рынка детского питания…………….5
      Характеристика потребительских свойств детского питания………..16
      Характеристика современного ассортимента детского питания…….18
      Признаки доброкачественности детского питания
2 Анализ ассортимента  и качества детского  питания
2.1 Характеристика  магазина «Бэби»
2.2 Анализ ассортимента  детского питания
2.3 Контроль  качества детского питания 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    В качестве объекта исследования данной выпускной квалификационной работе  выбрано детское питание. Актуальность темы состоит в том, что современная экономическая ситуация в России  повлекла за собой изменения в деятельности предприятий, выпускающих детское питания, что повлекло за собой увеличение ассортимента детских продуктов.
    Детское питание предназначено для удовлетворения физиологических потребностей ребенка в необходимых веществах и энергии, продукты, относящиеся к детскому питанию должны отвечать обычно  предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами  требованиям к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
       Пищевая ценность продуктов детского  питания соответствует функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста. Продукты детского  питания должны быть безопасными для здоровья ребенка.
    Теоретические подходы и инструментарий оценки качества продуктов питания обоснованы в работах Ю. П. Адлера, Г. Г. Азгальдова, Ю. В. Богатина, В.В. Байцова, Л.М. Богданова, А.В. Гличева и др.
    Вопросы увеличения объемов промышленного  производства продуктов детского питания, расширения его ассортимента нашли  отражения в работах СИ. Елизарова, А.Ф. Крашенинина, В.И. Кружика, В.Д. Лисыцына, Г.Ю. Сажинова и др.. В этих работах содержатся, в основном, технико-экономические аспекты производства продуктов детского питания, а также рецептуры продуктов. Такие разработки, несомненно, имеют большое теоретическое и практическое значение. Однако в большинстве из них отсутствует процессный подход к системе менеджмента качества в производстве продуктов детского питания.
    Поэтому возникает необходимость создание научно обоснованного механизма  оценки и управления качеством детского питания.
    Целью исследования является анализ ассортимента и качества детского питания, реализауемого в магазине «Бэби» п. Агинское. т
    Для реализации поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
    1. проанализировать состояние и развитие пищевой промышленности в условиях проведенных в России экономических реформ.
    2. провести исследование рынка детского питания и выявление роли детского питания в системе национальной безопасности России.
    3. исследовать ассортимент детского питания магазина «Бэмби».
    4. рассмотреть факторы, формирующие  качество детского питания.
    Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую и информационную базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления качеством, а также вопросы реформирования российской экономики.
    При рассмотрении предметной области исследования использовались нормативно - правовые акты России, Федеральный закон о техническом регулировании, материалы Федеральный службы государственной статистики, финансовая отчетность предприятий, производящих детское питание и внедряющих систему менеджмента качества, а также материалы периодической печати и сети Интернет, проекты, планы и концепции федеральных программ производства продуктов детского питания, научные отчеты Института детского питания РАСХН, Института Питания РАМН, научная литература. 
 
 

    ГЛАВА 1 характеристика рынка детского питания 

    В первой главе нами рассмотрены следующие  вопросы: характеристика современного развития рынка детского питания, характеристика потребительских свойств детского питания,  анализ ассортимента детского питания на современном этапе, признаки доброкачественности детского питания.  

    
      Современные аспекты развития рынка детского питания
 
    История рынка детского питания составляет чуть более 100 лет. Принято начинать отсчет с момента появления на рынках первых  специализированных продуктов для детей.
      Это были продукты для младенцев.  В середине 60-х годов ХIХ столетия  фармацевт Генри Нестле на  основе коровьего молока, муки  и сахара создал заменитель  женского молока.
    Вскоре основанная в то же время “Англо-швейцарская компания по производству сгущенного молока” также добавила к своему ассортименту искусственное грудное молоко. Спустя некоторое время появились производители смесей для искусственного вскармливания и в других странах. Первые немолочные консервы для детей появились в 1927 году.
    А потом появились подобные фирмы  не только в США, но и в других странах, в том числе и в  Советском Союзе. Рос и расширялся ассортимент продукции, появилось  детское мясное питание. Возраст  потребителей специализированного питания постепенно начал увеличиваться, но это было пока питание для детей до года-полутора, необходимость специализации продуктов для которых ни у кого никогда не вызывала сомнений.
      Уже в последние десятилетия  ХХ века начали появляться специализированные продукты для детей более старшего возраста. Сначала это были всевозможные сухие завтраки на основе злаков и молочные продукты, обогащенные кальцием. В последние десятилетия появились колбасы и сосиски, предназначенные для детей младшего и школьного возраста. [6, c.89]
    Видимо, одной из причин появления таких  продуктов стал компромисс между  извечной любовью детей к колбасам и сосискам и определенной долей  недоверия, которую проявляют мамы к этим продуктам. Их сомнения можно  понять, ведь часто колбасы содержат слишком много жира, соли и острых специй, что не так уж хорошо для детского организма. Сначала специализированные колбасы появились на Западе. В европейских странах существует великое множество разновидностей колбасных и сосисочных изделий для детей, продаются они, как правило, по средней цене и вполне доступны для широких масс. В последнее время во многих странах, где озабочены вспышкой  детского ожирения, даже проводится организованная популяризация сосисочных и колбасных изделий для детского питания в противовес увлечению многих детей сладкими и калорийными продуктами. Из школ изгоняются шоколадные батончики и газированные напитки, а на смену им приходят сосиски и колбасы как более подходящее питание для подрастающего поколения.
    В России тоже многие мясокомбинаты приступили к выпуску колбас и сосисок  для детей.  Первым среди российских мясокомбинатов на этот рынок вышел “Кампомос”, выпустив в 2000 г. линейку под общим брендом “Кампуша”. За ним последовали Таганский мясоперерабатывающий завод, МПК “Останкино”, АПК “Черкизово” и “Микоян”. Появились производители детских колбас и в регионах. [6, c.90]
    Например, Кузбасский пищекомбинат, Тихорецкий мясокомбинат, Таганский МК, Курская  птицефабрика и другие.
      Названия детских колбас и сосисок сразу дают понять о том, что продукт предназначен для детского потребления: например, колбасы “Колбаскин”, “Детская”, “Гулливер”, “Школьная”, “Классная”, “Сказка”, сосиски “Дюймовочка”, “Ням-Ням”, “Школьник” и даже ветчина “Пятачок” и “Алиса”.
    Развитие  рынка детского питания в России имеет ряд особенностей, которые  отразились и на структуре продаж.
    Основную  роль здесь сыграл тот факт, что  в начале 90-х годов, когда российский рынок детского питания стали  активно осваивать иностранные  производители, аптеки по ряду причин оказались к этому не готовы. Причин было много. Это и сложившееся отношение покупателя к аптечному ассортименту, и особые условия хранения детского питания, и сам процесс реализации, который подразумевает консультационные услуги, практики которых у аптек на тот момент не было. Свою роль сыграло и непредвзятое отношение потребителя к месту покупки: детское питание покупали везде, где его продавали - в продуктовых магазинах, киосках, универсамах.
    Активное  развитие рынка на фоне возрастающих критериев потребительского спроса привело к тому, что в России появились специализированные магазины детского питания - явление уникальное и присущее только нашему рынку. На сегодняшний день, по мнению экспертов, они более всего соответствуют запросам потребителя: гарантия качества, широкий ассортимент, профессиональные консультационные услуги. Однако такие же услуги сейчас могут предоставить покупателю и аптечные учреждения.
      Кроме того, современная аптечная  сеть - хорошо развитая разветвленная структура предприятий по всей стране, а прерогатива специализированных магазинов - это, как правило, только крупные города. Поэтому аптеки можно рассматривать как еще мало освоенную нишу продаж с потенциалом на будущее (на настоящий же момент доля аптечных продаж оценивается экспертами в 5-10% в зависимости от региона).
    Некоторые производители и дистрибьюторы  детского питания уже начали работать с аптечными предприятиями и  продолжают довольно успешно осваивать  розничный сектор фармрынка.
      Особенно это заметно на региональном уровне, при повышении критериев оценки потребителем места покупки в регионах целесообразно использовать для продажи детского питания сети городских аптек.
    География примеров успешного сотрудничества операторов рынка и аптечных предприятий достаточно обширна: Санкт-Петербург ("Даниил", "Аптека матери и ребенка"), Челябинск (аптека №1) , Нижний Новгород ("Вера", "Крошка Енот"), Набережные Челны ("Медиум"), Рязань ("Спрей"), Челябинск ("Классика"), Самара ("Вита") и т.д. Специализированные детские аптеки, которые стали появляться во многих городах, как показала практика, являются просто идеальным вариантом для родителей.
      Примером может быть аптечная  сеть "Крошка Енот" в Нижнем  Новгороде  или специализированная  детская аптека в Санкт-Петербурге "Даниил".
    Более 60% физического объема продаж детского питания в России принадлежит отечественным брендам и транснациональным компаниям, выпускающим продукцию на российских мощностях. В стоимостном выражении лидирует импорт, занимая более 60% рынка.
    Экспертами  отмечается рост как в целом рынка  детского питания, так и отдельно по сегментам фруктовых, овощных  и мясных пюре. Увеличивается доля и количество потребителей различных  видов детского питания.
      Если в 1999 г. только 23,3% российских  семей с детьми до 3 лет использовали детские каши при кормлении ребенка, то в 2004 г. эта цифра увеличилась до 35,6%, и она продолжает расти в настоящее время. Потребление фруктовых и овощных пюре возросло в 1,2 раза, мясных - в 1,4 раза. Использование заменителей грудного молока остается стабильным и не меняется сильно с течением времени.
      За последние 5 лет наибольший  рост интенсивности потребления  произошел в сегменте детских  пюре: фруктовые и овощные - в  1,4 раза, мясные - в 1,3 раза.
    
    Рисунок 1.1. Динамика потребления детского питания с 1999г по 2008 г 

    По  другим категориям детского питания  интенсивность растет медленнее: примерно в пределах 1-2% в год.
      В сегменте пюре, по сравнению  с другими, постоянно меняется  и улучшается ассортимент, что  не может не привлекать потребителей, к тому же в пюре и соках возможно пересечение вкусов и намного более богатое, чем, например, в кашах.
    Кроме того, сильная конкуренция между "Вимм-Билль-Данн" и "Лебедянским  КЗ" в этих сегментах, способствуют борьбе за потребителя, улучшая качество продукции, ассортимент, усиливая интенсивность рекламы.
      Говоря о других сегментах,  к примеру, заменители грудного молока (ЗГМ) матери вынуждены использовать до тех пор, пока ребенку можно будет давать другое питание. Немаловажную роль в незначительном развитии играет активная политика поддержки грудного вскармливания.
      За последние три наблюдается постоянное уменьшение числа матерей, предпочитающих готовить различные виды детского питания самостоятельно, в пользу приобретения питания промышленного производства.
      К примеру, если в 2002 г. 17,2% московских  матерей, готовили каши сами  и не покупали каши промышленного  производства, то в настоящее  время их доля сократилась  до 10%. [6, c.90]
    

    Рисунок 1.2. Количество матерей , готовящих детское  питание самостоятельно 

    По  категории фруктовых пюре количество таких матерей сократилась в 1,64 раза, по сокам - в 1,9 раза. Растет использование  относительно новых для российского  потребителя видов детского питания, таких как детские творожки, детское  печение, детский чай, детская питьевая вода - становится популярным среди матерей с детьми до 3 лет. Наибольшей популярностью пользуются детские творожки - около 80% московских мам хотя бы 1 раз в месяц приобретали их для кормления ребенка, печение - около 50%, чай и питьевую воду - около трети мам с детьми до 3 лет.
    Основной  проблемой, препятствующей развитию рынка  детского питания, является низкий уровень  культуры потребления и знания потребительских  свойств детских продуктов и  множество стереотипов о принципах  кормления ребенка, сложившихся среди взрослого населения.
    Под культурой потребления эксперты подразумевают переход на использование  новых товаров и услуг промышленного  производства, которые, как правило, заменяют старые менее эффективные  товары и услуги или не использовались ранее. Фактором, сдерживающим развитие рынка, специалисты называют то, что до сих пор относительно большое количество матерей предпочитают кормить детей продуктами домашнего приготовления и коровьим молоком. Эту проблему может решить повышение уровня доходов населения.
    Основной  причиной отказа от использования питания  промышленного производства является мнение о "полезности" питания  собственного приготовления. Основные высказывания респондентов: "Питание  собственного приготовления полезнее"; "Мы едим только натуральные продукты"; "Считаю, что в подобной продукции присутствуют химические препараты". В то же время главные аргументы за питание промышленного производства - простота в приготовлении и польза: "Питание промышленного производства содержит больше полезных веществ".
    Получается, что те, кто не пользуется питанием собственного приготовления, считают, что оно вредно, а те, кто кормит своих малышей питанием промышленного  производства, - что оно полезно. Данная ситуация показывает, что в  обществе нет четкого понимания, что полезно, а что вредно для питания ребенка. В результате перевес субъективного мнения окружения матери определяет, будет ли использовано питание промышленного производства.
    Характерным примером может послужить ситуация вокруг сегмента ЗГМ. Основным фактором, обуславливающим выбор типа вскармливания, является уровень образованности матери. Если среди женщин с неполным средним образованием только около 15% придерживаются грудного вскармливания, то среди матерей с высшим образованием эта доля составляет более 30% - то есть искусственное вскармливание наиболее популярно среди малообразованных матерей.
    С другой стороны, в этом сегменте большое  значение имеют рекомендации врачей.
      Производители активно работают  с педиатрами, поскольку других разрешенных каналов продвижения продукции ЗГМ у них нет. Согласно Международному кодексу по маркетингу заменителей грудного молока, принятого Ассамблеей ВОЗ в 1981 г. в мире и в России действует полный запрет на рекламу заменителей грудного молока.
    Эксперты  отмечают, что в реализации продуктов  детского питания за последние несколько  лет на рынке усилились позиции  супермаркетов и гипермаркетов. Более того, этот канал продаж в  последние 2 года доминирует. Тем не менее, специализированные магазины пользуются стабильным спросом, поскольку в них молодые матери могут получить консультацию квалифицированного специалиста по подбору питания для своего ребенка. Также весьма развиты киоски при детских поликлиниках, их основное удобство - возможность купить питание во время визита к врачу.
    Среднее количество брендов, представленных в  магазине смешанного ассортимента примерно в 2 раза ниже, чем в специализированных детских магазинах. Но несмотря на более  широкий выбор в детских магазинах, в продажах детского питания отмечено увеличение доли магазинов современного формата (гипермаркеты, супермаркеты, минимаркеты). Доля таких магазинов смешанного ассортимента составляет около 70% в физическом и 30% в стоимостном объеме продаж детского питания, аналогичные показатели доли специализированных магазинов - около 60% и 40% соответственно. Детское питание, особенно такое, как соки и пюре, по мнению игроков, не нуждается в специализированных каналах сбыта. Оно хорошо продается в обычных супермаркетах.
    Развитие  сетевой розницы, рост доходов среди населения - факторы, внушающие оптимизм игрокам рынка. Эксперты сходятся в положительных прогнозах развития рынка детского питания - примерно 15% в год. Сохранится тенденция отказа от продуктов домашнего приготовления. Считают, что на рынке будут появляться более дорогие марки. Станет важным качество не только продукта, но и упаковки. В ближайшее время на рынке могут появиться новые виды упаковки: более функциональные, более удобные, более красивые. Продолжится развитие сегментов и вывод новых позиций в категориях детского питания. За последнее время за счет расширения вкусовой гаммы и изменений в размере упаковки на рынке детского питания появилось около 300 новых ассортиментных позиций, около половины которых приходится на питание в баночках, примерно 60% - на соки, 40% - на каши и 20% - на смеси. Доля импорта, по прогнозам экспертов, будет постепенно, по мере открытия в России новых производственных мощностей, сокращаться.
    До  последнего времени рождаемость  в стране падала, но, тем не менее, рынок детского питания расширялся, преимущественно благодаря вложениям западных производителей в продвижение. В настоящее время рынок детского питания уверенно развивается. В немалой степени этому способствует всплеск рождаемости, обернувшийся для России в 1,5 млн. (ФСГС) младенцев в 2004 г., и то, что родители являются благодатной аудиторией для маркетинга детcкого питания. С ростом платежеспособности семьи питание для ребенка - первое, на что будут тратиться молодые родители. В последние 2-3 года объемы рынка растут на 10-15%. Оценки самого объема разнятся, показатели прошлого года находятся в пределах от $200 до $300 млн.
    На  сегодняшний день рынок детского питания имеет большой потенциал. На него оказывает влияние рост рождаемости  в стране, изменения экономической ситуации, рост доходов населения, а также те качественные изменения, которые происходят в сознании потребителей. Все больше мам отказываются от домашнего питания, коровьего молока и отдают предпочтение детскому питанию, произведенному промышленным путем, которое безопасно, сбалансировано по составу и удовлетворяет потребности детского организма в питательных веществах и витаминах. Особенностью же рынка является большое разнообразие марок и отсутствие национального дистрибьютора.
    По  данным агентства "ОптИнформ", на рынке детского питания в 2002 г. работала 51 фирма из 22 стран, которые имели на территории России 2455 представителей. Современный рынок предлагает потребителю около 15 ассортиментных групп продукции и альтернативу выбора в любой ценовой категории (основной ассортимент ведущих западных и отечественных компаний представлен в таблице).
    В целом рынок детского питания  среди группы от 0 до 36 месяцев показывал  значительные темпы роста последние  годы. Так, например, в 1-ом квартале 2008 года он вырос на 42% в натуральном выражении по сравнению с 1-ым кварталом 2007 года. Среди факторов роста есть и рост рождаемости, и рост целевой аудитории, соответственно, и непосредственно рост потребления. В 4-ом квартале 2008 года рынок по-прежнему показывал рост по отношению к 4-ому кварталу предыдущего года, но стагнировал по отношению к 3-му кварталу 2008 года.
    По  данным исследования, самый большой  сегмент детского питания по доле в стоимостном выражении –  это пюре.
    Они присутствуют со значительной долей на протяжении всех первых трех лет жизни ребенка, достигая максимума на втором году жизни.
    Соки, каши – также являются сегментами, имеющими свою важность на протяжении 36 месяцев.
      Другие значительные сегменты  либо очень важны на первом  году жизни (смеси – 41% всех затрат на детское питание на первом году жизни), но теряют свою важность по мере роста ребенка, либо, наоборот, становятся более значимыми ко второму и третьему году жизни ребенка (все молочные продукты).
    В среднем по России на одну покупку тратится 120 рублей (максимум опять приходится на второй год жизни). Конечно, в Москве на одну покупку тратят больше – 214 рублей и покупают чаще – 21 раз за квартал (7 раз в месяц), что делает московский рынок очень привлекательным для производителей.  

                
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Рисунок 1.3 Доли сегментов детского питания в стоимостном выражении 

    Самыми  важными каналами для покупки  детского питания являются специализированные детские магазины (19% рынка) и супермаркеты (23%). Необходимо отметить, что специализированные детские магазины показывают самые высокие темпы роста и при сохранение такой тенденции этот канал скоро может выйти на лидирующую позицию.  
 
 
 

    1.2 Характеристика потребительских свойств детского питания 

    Впервые упоминания о необходимости изготовления продуктов питания для детей с особыми свойствами найдены в литературе второй половины ХIХ столетия, в трудах исследователей упоминалась необходимость использования молока и других белковых продуктов в питании не только совсем маленьких, но и подросших детей.
      Эту необходимость отлично осознавали  как просвещенные  люди, так и простые крестьяне.
    Продукты  деского питания  имеют высокие  функциональные свойства, которые представляют собой пищевую ценность. Пищевая  ценность  продуктов детского питания  обусловлена энергетической и биологичесеской ценностями.
    И действительно, белковые продукты - основа меню растущего организма.  С мясом ребенок получает прежде всего белок, который по своему аминокислотному составу идеально подходит белку растущего детского организма. Потребность в белке у ребенка выше, чем у взрослого человека, поэтому мясные и молочные продукты занимают в питании ребенка особое место. Белок мяса содержит не только все необходимые детскому организму аминокислоты, но и аминокислоту таурин, необходимую для развития головного мозга. Кроме того, мясо содержит животные жиры, источник полинасыщенных жирных кислот. Нехватка, например, такой кислоты, как арахидоновая, в питании ребенка приводит к задержке его физического развития.
    Среди минеральных веществ, содержащихся в мясе, особую ценность для ребенка представляет железо. Железо, содержащееся в мясе и мясных субпродуктах, находится в легкоусвояемой биологически активной форме и усваивается в десятки раз лучше, чем из растительных продуктов. Кроме того, в мясе содержатся такие важные минеральные вещества как магний, медь, цинк, кальций, фосфор, селен и др. Обнаружено в мясе и 20 витаминов, из которых основные это В1, В2, В12, РР. Так что ценность мяса в детском питании  трудно переоценить. И знаменитая французская пословица: “Что недоплатишь мяснику, доплатишь аптекарю” применительно к детям особенно актуальна.
    Современный мир достаточно быстро превращается в мир специализации. Практически  все, с чем соприкасается человек  даже на бытовом уровне -  от одежды до бытовой техники, -  становится все более и более специализированным.
    Количество  белка в смеси должно быть не менее 1,8 г на 100 ккал и не более 4 г на 100 ккал. Будьте внимательны, цифры даны из расчета на 100 ккал, а не 100 мл, так  как калорийность у всех смесей разная. Жиры не менее 3,3 г и не более 6 г на 100 ккал.
    Линолевая кислота - не менее 300 мг на 100 ккал. Количество углеводов: лактоза максимально  приближена к количеству таковой  в грудном молоке - 5,6-8,3 г на 100 мл молока.
      Основные витамины: витамин А 250-500 Международных Единиц (МЕ) на 100 ккал, витамин Д 40-100 МЕ на 100 ккал, витамин С - не менее 8 мг на 100 ккал, максимум не обозначен, витамин Е - 0,7 МЕ на 100 ккал, максимум также не обозначен. Обязательно содержание биотина не менее 1,5 мкг на 100 ккал, холина - не менее 7 мг на 100 ккал.
    Основные  минералы: кальций - не менее 50 мг на 100 ккал, фосфор - не менее 25 мг на 100 ккал, железо - не менее 0,15 мг на 100 ккал.
    Далее идут вещества, которые могут быть добавлены в молочные смеси для детей с рождения. В качестве эмульгаторов: лецитин 0,5 г на 100 мл смеси, моно- и диглицериды - 0,4 г на 100 мл смеси.
    Степень измельчения сырья зависит от назначения консервов. Размеры частиц должны быть (мм, не более) для детей  в возрасте 6...7 мес и больных детей — 0,8 («Малыш», «Малютка», «Чебурашка», «Крепыш» и др.); 8...9 мес — 0,8... 1,5 («Язычок», «Мясное пюре», «Винни-Пух» и др.); 10... 18 мес — 2...3 («Суп-пюре куриный», «Конек-Горбунок» и др.). В консервах (кроме крупно-измельченных и пюреобразных) для детей в возрасте до 3 лет удаляют экстрактивные вещества.
    Сырьем  для мясорастительных консервов  для детей говядина, баранина, свинина или мясной фарш, а также фасоль, горох, чечевица, рис, макароны, вермишель, капуста и другие продукты. Растительные продукты могут составлять до 80 % массы консервов.
    После очистки и мойки крупы бланшируют 8... 10 мин, бобовые замачивают, а затем  бланшируют. Мясо измельчают на мясорезательных  машинах или волчках, затем перемешивают с растительным сырьем, специями и солью. 

      Характеристика  современного ассортимента детского питания
 
    Рынок детского питания делится на два  больших сегмента: заменители женского молока (сухие или жидкие) и продукты прикорма.
    Продукты  прикорма включают соки, пюре (фруктовые, овощные, мясные, с молоком или со злаками), каши - сухие и готовые, а также детскую воду и готовые блюда для детей.
      Все эти категории развиты  примерно в одинаковой степени.  Каждая из них является необходимой  частью ежедневного рациона ребенка.  Самые малоразвитые категории, по мнению специалистов, - это специальные продукты для детей, такие, как детская вода, десерты или готовые обеды и т.п.
    Наибольшим  по объему, по розничным продажам детского питания, был сегмент детских  соков и напитков - более 45%, но он составляет около 20% по стоимости, его обогнал сегмент различных пюре - около 40% по стоимости и около 30% по объему.
    Самым незначительным как в физическом выражении, так и стоимостном  является сегмент сухих супов  и десертов - менее 1%. Доля заменителей грудного молока (ЗГМ) составляет около 10% по объему и около 30% по стоимости, а различных каш - около 10% в физическом и в стоимостном выражении. Во времена Советского Союза детское питание было представлено в основном двумя категориями - заменителями грудного молока и детским питанием в баночках. Именно эти категории в силу исторических факторов и являются сейчас наиболее развитыми. Наибольший рост сейчас демонстрирует сегмент детского питания в баночках.
    В сегменте соков около 80% по объему и  почти 70% по стоимости приходится на российских производителей "Азовский комбинат детского питания", "Вимм-Билль-Данн", "Лебедянский КЗ", "Первый комбинат детского питания". Около 80% сегмента составляет совокупная физическая доля соковых марок этих компаний - "Агуша" ("Вимм-Билль-Данн"), "Азов" ("Азовский комбинат детского питания"), "Тип-Топ" ("Первый комбинат детского питания"), "Фрутоняня" ("Лебедянский КЗ") и около 65% - по стоимости.
      Ниша пюре представлена в смешанном  составе - примерно 90% по объему  и по стоимости занимают компании Hipp, Nestle, Nutricia, Semper AB, "Азовский комбинат детского питания", "Лебедянский КЗ", "Первый комбинат детского питания", "Тихорецкий мясокомбинат", "Завод "Фаустово". Более 80% сегмента как в физическом, так и стоимостном выражении приходится на торговые марки Hipp (Hipp), Nestle (Nestle), Semper (Semper AB), "Азов" ("Азовский комбинат детского питания"), "Бабушкино лукошко" ("Фаустово"), "Тихорецк" ("Тихорецкий мясокомбинат"), "Топ-Топ" (Nitricia), "Фрутоняня" ("Лебедянский КЗ"). В сегменте каш около 85% по объему и 80% по стоимости приходится на компании Heinz, Kolinska, Nestle, Nutricia, с брендами Bebi (Kolinska), Heinz (Heinz), Nestle (Nestle), "Малышка" (Nutricia) - почти 80% и более 70% в физическом и стоимостном выражении. Сегмент ЗГМ на 85% в физическом выражении и в стоимостном представлен компаниями: Friesland, Hipp, Nestle, Nutricia, "Вимм-Билль-Данн". Основные бренды (около 70% по объему и по стоимости) - "Агуша" ("Вимм-Билль-Данн"), Friso (Friesland), Nan (Nestle), Nutrilon (Nutricia), "Малютка" (Nutircia), "Малыш" (Nutricia).
    Смеси, соки, каши и пюре составляют основное предложение рынка. При этом отметим, что смесей - около 100 наименований, а в соках используется около 14 видов овощей и фруктов в  различных сочетаниях.
    Ассортимент каш представлен продуктами с 18 видами наполнителей, пюре - с 34 видами.
    Аптечным  предприятиям, исходя из своих возможностей хранения и реализации такой продукции, при формировании ассортимента следует  обратить внимание и на другие продукты детского питания, которые представляют как отечественные, так и зарубежные фирмы (мюсли, хлопья, печенье, чай, сливки, творожок, вода).
    Кстати, детская вода - продукт еще "нераспробованный", хотя по санитарным соображениям следовало  бы продавать ее в комплекте с заменителями грудного молока, для чего, она, собственно, и предназначена. Это вода, которая не требует кипячения и рекомендуется детям с первой недели жизни. Она проходит современный многоступенчатый уровень технологической обработки, характеризуется оптимальным солевым составом.
    Мясные  консервы для детского питания в  зависимости от назначения делят  на две группы:
    для питания здоровых детей;
    для диетического питания.
    В зависимости от степени измельчения  сырья для питания детей вырабатывают консервы трех видов:
    гомогенизированные — для детей в возрасте более 5 мес;
    пюреобразные — для детей в возрасте более 7 мес;
    крупноизмельченные — для детей в возрасте свыше 9 мес.
    Мясные  консервы для детского питания подразделяют также на группы А и Б.
    Консервы группы А — массовая доля (%): мясного жилованного сырья — не менее 55, в том числе субпродуктов жилованных I категории — не более 30, масла или жира животного и растительного происхождения — не более 8, крахмала или муки — не более 3, крупы — не более 5.
    Консервы  группы Б — массовая доля (%): мясного  жилованного сырья — не менее 35, масла или жира животного и  растительного происхождения —  не более 8, растительных или молочных белков — не более 5, крупы — не более 10, овощных компонентов —  не более 30.
    Так же существует классификация продуктов  детского питания в зависимости  от возрастных групп:
      дети раннего возраста – дети в возрасте от рождения до 3 лет;
      дети дошкольного возраста – дети в возрасте от 3 до 6 лет;
      дети школьного возраста – дети в возрасте от 6 до 14 лет;
      продукты детского питания – пищевые продукты, предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма, в том числе:
      продукты детского питания для детей раннего возраста;
      пищевые продукты детского питания, предназначенные для питания детей в возрасте от рождения до 3 лет, состав и свойства которых должны соответствовать их возрастным физиологическим особенностям, обеспечивать эффективную усвояемость и не должны причинять вред здоровью ребенка;
      заменители женского молока – пищевые продукты в жидкой или порошкообразной форме, изготовленные на основе коровьего молока или молока других сельскохозяйственных животных, белков сои, и предназначенные для использования в качестве заменителей женского молока и максимально приближенные к нему по химическому составу для удовлетворения физиологических потребностей детей раннего возраста;
      продукты прикорма – пищевые продукты, вводимые в рацион ребенка первого года жизни в качестве дополнения к женскому молоку или его заменителям, изготовленные на основе продуктов животного и/или растительного происхождения в соответствии с его возрастными физиологическими особенностями, в том числе: продукты прикорма на зерновой и зерно-молочной основе – пищевые ;
      продукты, изготовленные из муки различных круп в виде сухих молочных и безмолочных каш, растворимого печенья и макаронных изделий;
      продукты прикорма на плодоовощной основе – пищевые продукты, изготовленные на основе фруктов, овощей, ягод в виде консервированных соков, нектаров и пюре;
      продукты прикорма на мясной основе – пищевые продукты, изготовленные на основе говядины, свинины, баранины, конины (для детей с непереносимостью белков говядины), кролика, мяса птицы;
      продукты прикорма на рыбной основе – пищевые продукты, изготовленные на основе океанической, морской и пресноводной рыбы;
      продукты прикорма на мясо-растительной и рыбо-растительной основе – пищевые продукты, изготовленные на основе мяса или рыбы (океанической, морской и пресноводной) с добавлением растительных компонентов (плодов, овощей, круп, муки);
      продукты прикорма на растительно-мясной(рыбной) основе – пищевые продукты, изготовленные на основе растительных компонентов (плодов, овощей, круп,муки), с добавлением мяса или рыбы (океанической, морской и пресноводной);
      продукты прикорма на молочной основе – пищевые продукты жидкие, пастообразные и сухие, изготовленные на основе коровьего молока и молока других сельскохозяйственных животных;
      детские травяные чаи – пищевые продукты, изготовленные на основе трав и экстрактов трав.
    В целом, в России западными компаниями представлено практически все, что  есть на мировом рынке, а по каждому  виду продукции отечественные производители  могут в той или иной степени  предложить альтернативу западным продуктам.
    Таким образом, широта и разнообразие предложения на рынке детского питания позволяет сейчас любому аптечному предприятию сформировать именно "свой" ассортимент, исходя из результатов проведенных маркетинговых исследований и желаний своей клиентуры.Практически все дети до 36 месяцев являются потребителями детского питания. Частота покупок данной категории составляет в среднем 17 раз за квартал (6 раз в месяц). Максимальная частота достигается на втором году жизни ребенка. 

    1.4 Признаки доброкачественности и дефекты детского питания 

    Продукты  питания всегда отличались достаточной  степенью консервативности.
    Но  и они чаще, скорее,  из коммерческих соображений  становятся все более и более специализированными. Например, потребление шоколадных батончиков, чипсов, которые рекламируются как питание подростков, вряд ли имеет какое-то медицинское обоснование. Просто всем известно, что подрастающее поколение отличается хорошим аппетитом, предпочитает проводить время в компании с друзьями и всегда выберет быстрый перекус чем-то вкусным и калорийным в компании друзей  вместо обеда из трех блюд в обществе скучных родственников.
    Продуктов, популярных в среде юных нигилистов, действительно очень много в  молочной и кондитерской индустрии. Мы будем говорить только о продуктах  питания, адаптированных к потребностям детского организма. И эра таких продуктов, по всей вероятности, началась не так давно.
 Предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические  потребности человека в необходимых  веществах и энергии, отвечать обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
       Пищевая ценность продуктов детского  питания должна соответствовать  функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста. Продукты детского питания должны быть безопасными для здоровья ребенка.
      При изготовлении продуктов детского питания и продуктов диетического питания не допускается использовать продовольственное сырье, изготовленное с использованием кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), отдельных видов лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений.
 На  этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана следующая информация на русском языке:
        о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов,  витаминов, макро- и микроэлементов);  о назначении и об условиях  применения (в отношении продуктов  детского питания, продуктов диетического  питания и биологически активных добавок);  о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов); об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения).    
    Вещества регулирующие кислотность смесей: гидроокись натрия, гидрокарбонат натрия, карбонат натрия, гидроокись калия, гидрокарбонат калия, карбонат калия, гидроокись кальция, цитрат калия, цитрат натрия, молочная кислота, культуры, производящие молочную кислоту - количество этих веществ ограничено практикой производства, кроме того, количество калия и натрия должно находиться в пределах не превышающих нормативы: натрий - 20-60 мг на 100 ккал, калий - 80-200 мг на 100 ккал.
    Антиоксиданты: концентрат смешанных токоферолов - 1 мг на 100 мл во всех видах формул, L- аскорбиловый пальмитат.
    Существуют  еще так называемые “загрязняющие  примеси”: продукт на должен содержать - остаточного количества пестицидов, гормонов, антибиотиков, фармокологически активных веществ.
      Продукт не должен содержать патогенных (то есть вредных для здоровья, вызывающих болезни) микроорганизмов, никаких веществ, происходящих от микроорганизмов, представляющих угрозу для здоровья, других токсических веществ в количествах, представляющих угрозу для здоровья.
    Основные  риски, связанные с некачественными  или даже опасными для здоровья детей  детскими сырками связаны с такими понятиями как:
    - кишечная палочка
    - фруктовая начинка
    - красители
    - консерванты
    - крахмал
    При выборе детских каш  особое внимание должно уделяться проверке описания на упаковке и содержанию в детской каше нежелательных компонентов. Основные риски для здоровья малышей, связанные с детскими кашами заключаются в содержании таких неуместных компонентов как:
    - генетически –модифицированные объекты
    - кишечная палочка
    - витамины
    - минералы
    - красители
    - консерванты
    - наличие/отсутствие глютена.
    Целесообразно  отметить, что количество витаминов  и минеральных веществ очень  тщательно контролируется, так как  особенности детского организма  таковы, что переизбыток витамина А и С, может привести к необратимсым нарушениям в печени и кроветворении ребенка.
    Увы, за эти десять лет производители  если в чем-то и продвинулись, так  только в искусстве умалчивания  о проблемах. Вот только некоторые  из причин отзывов смесей и детского питания по всему миру, начиная с 1997 года:
    в том же 1997 г. отозвано 2 141 880 баночек Gerber с продуктами для прикорма из моркови из-за повышенной концентрации мышьяка.
    в 1998 отозвано 25 760 баночек Heinz с продуктами для прикорма из-за повышенной концентрации свинца.
    в 1999 г. 126 456 баночек детского питания Heinz «Брокколи, морковь и сыр» отозвано из-за того, что в продукте для  прикорма содержались кусочки твердого пластика.
    в 2000 году, после долгого игнорирования  предписаний местных санитарных служб, компания HiPP отозвала свою смесь НА1. Катастрофическое превышение содержания тяжелых металлов в уже проданной смеси привело к тому, что компания получила иски от нескольких десятков родителей, дети которых стали инвалидами с почечной патологией.
    в 2001 году несколько раз (!) отзывались различные смеси производителя Mead Johnson из-за ошибок при упаковке, из-за которых на продукты, содержащие молочные протеины, ставилась маркировка «безмолочные». Учитывая, что продукты с такой маркировкой покупаются именно для детей с аллергией на молочные протеины, остается только гадать, сколько малышей пострадало из-за этих ошибок.
    2002 год был богат трагическими  случаями из-за ошибок производителей  смесей. Сначала было отозвано 17 358 банок смеси Portagen того же производителя Mead Johnson из-за того, что смесь была заражена Enterbacter sakazakii – у детей с плохо развитым иммунитетом эта бактерия вызывает сепсис, менингит и некротический энтероколит. Причиной именно этого отзыва стала смерть ребенка из-за болезни, вызванной использованием зараженной смеси.
    затем из-за заражения той же бактерией  было отозвано несколько партий целого ряда смесей под различными названиями – всего 1,5 миллиона банок – производителя Wyeth Nutritionals.
    в 2003 г. смесь от Mead Johnson под названием EnfaCare Lipil снова отзывается из-за инфицирования той же бактерией!
    в 2003 же разразился скандал со смесью Remedia Super Soya 1, которую производила  в Израиле компания Humana – недостаточное  содержание витамина В1 стало причиной госпитализации более чем 20 детей, а трое малышей умерли.
    в 2005 смесь Similac железосодержащий – 82 986 банок – производителя Ross Products отозвана из-за содержания активного поливинилхлорида.
    в 2006 отозваны смеси в бутылочках, готовых к употреблению, Similac (200 000 бутылок) и Alimentum (100 000 бутылок) того же производителя. Причиной стал дефицит витамина С, который мог проявиться у младенцев, которые употребляли эту смесь более 2-4 недель.
    При выборе овощных или фруктовых  пюре для детского питания, следует внимательно изучать упаковку. Риск для здоровья в случае некачественных пюре представляют все те же:
    - гинетически-модифицированные объекты
    - кишечная палочка
    - витамины
    - минералы
    - красители
    - консерванты
    Эффективным современным барьером от влияния окружающей среды является только асептическая картонная упаковка, которая во всех развитых странах остается единственным используемым видом упаковки для продуктов детского питания».
    По  мнению медиков, главное достоинство  асептической картонной упаковки – безопасность продукта.
    Возможность попадания патогенных бактерий исключает  особая технология розлива, которая  проходит в замкнутой автоматизированной системе и шестислойная защита картонного пакета. Весь внутренний объем пакета заполняется, не оставляя места воздуху, а, значит, исключается возможность окисления продукта.
    До  момента вскрытия упаковки в пределах срока хранения содержимое пакета остается гарантированно свежим. Распечатав картонную  коробочку с молоком или кефиром, продукт желательно сразу употребить, поскольку открытий пакет уже не защищен от воздействия внешних факторов.
      Именно поэтому специалисты советуют  отдавать предпочтение детским  молочным продуктам в порционной  упаковке 200 мл.
    В развитых странах на рынке представлено детское питание преимущественно в упаковке 200 мл, - в производстве детских продуктов существует обязательное правило «Одна порция – одна упаковка».
      Учитывая потенциальную эпидемиологическую  опасность молока, кефира и других  молочных продуктов для детей  следует использовать продукцию только в индивидуальной асептической картонной упаковке объемом не более 200 мл.
    Так же существуют специальные требования к детским консервам.
      На крышки литографированных  банок наносят методом рельефного  маркирования или несмываемой краской следующие условные обозначения: дату (число, месяц, год) выработки консервов, номер смены, номер предприятия-изготовителя, индекс системы.
    На  крышки нелитографированных банок  методом рельефного маркирования или  несмываемой краской наносят  знаки условных обозначений в следующем порядке:
    - число выработки — две цифры  (до девятого числа включительно  впереди ставится 0);
    - месяц выработки — две цифры  (до девятого месяца включительно  впереди ставится 0);
    - год выработки — две последние  цифры;
    - номер смены — одна цифра;
    - ассортиментный номер — одна-три  цифры. Для консервов высшего  сорта к ассортиментному номеру  добавляют букву "В";
    - индекс системы, в ведении которой  находится предприятие-изготовитель, — одна-две буквы (мясной промышленности  — А, пищевой промышленности — КП, плодоовощного хозяйства — К, потребкооперации — ЦС, сельскохозяйственного производства — МС, лесного хозяйства — ЛХ);
    - номер предприятия-изготовителя  — одна-три цифры.
    При обозначении ассортиментного номера одним или двумя знаками между ними и номером смены оставляют пробел соответственно в два или один знак [6].
    Маркировочные знаки располагают в два или  три ряда (в зависимости от диаметра банки) на крышке или частично на крышке, а частично на донышке, не разрывая условных обозначений, на площади, ограниченной первым бомбажным кольцом (или кольцом жесткости) [6].
    Не  допускаются к реализации консервы в металлических банках - бомбажные, пробитые, с “птичками”, черными  пятнами (места, не покрытые полудой), а  так же имеющие острые загибы жести, помятость фальцев и банки с “хлопающими” донышками; в стеклянной таре - со значительными складками и волнистостью, с цветными полосами, искаженным внешним видом содержимого [12].
    Ржавчина образуется при наличии кислорода и влаги, а так же вследствие воздействия жира и белка на поверхность банок в присутствии кислорода воздуха. Банки внутри не ржавеют, хотя в них имеется влага, однако кислород Среды поглощается белком мяса при стерилизации.
    Бомбаж - это вздутие банок со стороны дна и крышки. Он бывает микробиологическим, химическим и физическим (ложным).
    Микробиологический  бомбаж - вздутие банок газами (аммиак, сероводород и др.), образовавшимися в результате жизнедеятельности микроорганизмов в консервах. Он является результатом недостаточно эффективного режима стерилизации, неудовлетворительного санитарного состояния технологического оборудования, сырья, тары. Банки с микробиологическим бомбажом подлежат уничтожению или технической утилизации.
      Так , в Омске прокуратура начала проверку по факту отравления грудных детей молочной продукцией. С 30 марта по 8 апреля в детский инфекционный стационар Омской городской клинической больницы №1 поступили 9 детей до трех лет с симптомами острой кишечной инфекции (острого гастроэнтерита), 5 из них находятся в хирургическом отделении, 3 - в отделении реанимации интенсивной терапии. Родители отравившихся детей связывают заболевание с употреблением молочной продукции двух организаций, поставляющих для розничной продажи на молочные кухни кисломолочные продукты собственного производства. С 8 апреля их деятельность временно запрещена, проводится проверка лечебных учреждений с целью установления фактов обращения граждан за медпомощью в связи с аналогичными симптомами заболевания и соблюдения городской больницей требований законодательства в части своевременного информирования компетентных органов о каждом случае инфекционной болезни.
    Консервы  с химическим бомбажом, в которых обнаруживаются соли олова, железа, алюминия, придающие мясу металлический привкус и вызывающие изменение цвета продукта, органолептически определяют по наличию шероховатости на внутренней поверхности банки; они подлежат использованию по указанию саннадзора.
    Физический  бомбаж консервов является следствием вздутия банок в результате замораживания их содержимого, деформации корпуса или переполнения банок; такие консервы подлежат реализации по указанию саннадзора [17]. 

    1.5 Факторы, сохраняющие качество  продуктов детского питания  

    Стойкость консервов при хранении зависит  от положения банок и температуры хранения. Если при транспортировке банки перемещают, то нарушается их временная герметичность, микроорганизмы освобождаются от других частиц и перемещаются внутри банок. При этом в консервах, которые долго хранились в штабелях, может возникнуть микробиологический бомбаж.
    При температуре от 0 до 15°С и относительной  влажности воздуха 75% консервы мясные и мясорастительные с томатной заливкой, квашеной капустой в цельноштампованных банках на предприятиях общественного  питания можно хранить до 30 суток. В сборных банках при этих же условиях на холоде - 1,5 года, в стеклянных - 2 года. Срок хранения мясных консервов с крупами, макаронными изделиями, овощами в цельноштампованных банках до 2-х лет, сборных и стеклянных банках до 3-х лет.
    По  истечению срока хранения пригодность консервов для пищевых целей устанавливают на основе органолептического, бактериологического и химического анализов (определяют массовую долю солей олова, прочих металлов и некоторые другие показатели) в пищевых лабораториях санэпидемстанций.
    Мясные  детские  консервы хранят в охлаждаемых  и неохлаждаемых складах. Ящики  с консервами укладывают в штабеля, нижний слой ящиков устанавливают на деревянных рейках или поддонах. Отступы  от стен, потолка, приборов охлаждения и размеры проездов должны быть такими же, как и при хранении других продуктов питания в таре. Норма загрузки: 0,6 тонны на 1 м2 грузового объема камеры для хранения.
    Хранят  консервы при температуре от 0 до 15°С и относительной влажности  воздуха не выше 75%. При более высокой  температуре хранения и относительной влажности воздуха возрастает скорость коррозии и разрушения консервной тары, ухудшается качество продукта.
    Для предохранения банок от коррозии снаружи их лакируют или смазывают  техническим вазелином. Чтобы банки  не отпотевали, перепад между температурой консервов и температурой окружающей среды не должен превышать 3°С.
    Замораживание мясных и овощных консервов нежелательно, хотя, по данным рядя исследований, замораживание  не ухудшает их качеств.
      Минусовые температуры при хранении и транспортировке банок с мясными консервами, содержащими большое количество жидких наполнителей, часто приводит к физическому бомбажу и нарушению герметичности банок.
    За 2-3 суток перед выпуском консервов  из холодильника в теплое время года их необходимо помещать в камеры с температурой 10-15°С и с усиленной циркуляцией воздуха, чтобы предупредить увлажнение и коррозию жестяных банок.
    В магазинах детские  консервы необходимо хранить в сухих, хорошо вентилируемых  помещениях или камерах с температурой 0-20°С и относительной влажностью воздуха не выше 75% не более 30 суток. При длительном хранении консервов на складе или в магазине периодически проверяют запасы и отбраковывают бомбажные, с подтеками или сильно деформированные банки.
    Банки должны быть чистыми, без подтеков, без вздутых и хлопающих крышек, помятостей, фальцев, ржавчины и бомбажа, без деформации корпуса и крышек и деформации в виде уголков у бортиков банки, резина или паста не должны выступать из-под фальца, донышки должны быть вогнутыми или плоскими, лакированные банки должны быть покрыты сплошным слоем термоустойчивого лака. Стеклянные банки должны быть прозрачными, чистыми, без внутренних и поверхностных пузырей, заусенцев и щербин. Корпус банки должен быть гладким, без выпуклостей и вдавленностей, с равномерной толщиной стенок. Допускается темно-зеленый цвет стекла, незначительные складки и волнистость. Банки с налетом ржавчины, удаляемой при протирке сухой ветошью, подрабатывают и принимают на хранение. Если на банках после удаления ржавчины и смазки вазелином остаются темные пятна, то их после подработки реализуют в первую очередь по разрешению органов санитарного надзора.
    итак, Ассортимент питания для детей дает возможность на протяжении всего года обеспечить детей блюдами.
    Овощные и фруктовые консервы для детей изготовляют из отборных овощей и фруктов в специальных цехах консервных заводов, с соблюдением особо тщательного санитарного и лабораторного контроля. Оборудование для производства детского питания и производственные мощности развернуть не так просто, поскольку к такому производству предъявляются повышенные требования по контролю за качеством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Анализ ассортимента  и качества детского питания

В второй главе рассмотрены следующие  вопросы: характеристика магазина «Бэби», анализ ассортимента детского питания, реализуемого в магазине «Бэби», контроль  и результаты качества детского питания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.