Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Игра как средство формирования нравственности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное учреждение 
среднего  профессионального образования
Калининградской области 
«Индустриально-педагогический колледж» 

Курсовая  работа
Специальность 050711 «Социальная педагогика»
Курс 3 Группа    31 социальная
Студенки 
Тема: «Игра как средство формирования нравственности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения».
Руководитель:
Дата защиты:
Оценка:
Заведующий  кафедрой: 
 
 
 
 
 

           г. Черняховск,2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Анализ психолого-педагогической, специальной литературы по теме «Игра как средство формирования нравственности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения ». 
      Значение игры в процессе социализации детей дошкольного возраста.
      Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста.
      Игра как средство формирования нравственности старшего дошкольного возраста.
      Анализ программ воспитания и развития детей дошкольного возраста в аспекте формирования нравственности.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по теме «Игра как средство формирования нравственности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения».
2.1. Организационно - диагностический этап.
2.2. Интерпретация полученных результатов.
2.3. Обобщающий этап.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения. 
 
 

Глава 1. Анализ психолого-педагогической, специальной литературы по теме «Игра как средство формирования нравственности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения ».
      Игра как средство социализации детей дошкольного возраста.
Социализация  — становление личности — процесс  усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих  ему успешно функционировать  в обществе.
Игра имеет  важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу. Этот переход совершается очень медленно. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки. Но даже и в эту работу он ещё вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручают всё более сложную работу, сначала исключительно в целях самообслуживания, потом и такие работы, которые имеют значение для всей семьи. Но игра в это время составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует, усиливает стремление к игре.
 Воспитание  будущего деятеля должно заключаться  не в устранении игры, а в  такой организации её, когда игра  остаётся игрой, но в игре  воспитываются качества будущего  работника и гражданина.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для  себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное  желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Д.Б.Эльконин опираясь на исследования детской игры, начатые Л.С.Выготским, представил в  своей книге проблему игры как  центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте. Он приводит мысль о внутреннем родстве  всех видов игр, обращая внимание о социальном происхождении и  содержании игры.
Детство без  игры и вне игры ненормально. Лишение  ребенка игровой практики - это  лишение его главного источника  развития: импульсов творчества, признаков  и примет социальной практики, богатства  и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.
Для успешного  воспитания и развития ребенка-дошкольника  необходимо создать такие условия, которые бы обеспечивали всестороннюю детскую деятельность.
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга  знаний и умений, способов овладения  различным содержанием, но и обязательно  достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы и  нравственной позиции, что имеет  не только узко педагогическое, но и  общественное значение.
Игра, по мнению Г.В.Плеханова, предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду. Г.В.Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых.
Игра — это вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Если в труде важнейшим является конечный продукт, результат, ради которых затрачивается физическая и нервно-психическая энергия человека, то в игре основное — субъективная удовлетворенность от самого процесса. В игре можно отвлечься от реальной обстановки с её ответственностью и многими требованиями. В то же время играющий выполняет реальные действия, связанные с решением конкретных, часто творческих задач. (http://psihotesti.ru/gloss/tag/igra/)
В старшем  дошкольном возрастевозникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку, стремление к активному участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, ребенок в воображаемой ситуации воспроизводит действия, поведение, взаимоотношения взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества. В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.
В педагогической литературе можно встретить разную классификацию игр с правилами. Так, В. И. Логинова и П. Г. Саморукова в «Дошкольной педагогике» выделяют следующие виды игр: дидактические, подвижные, музыкальные, а   Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова в учебном пособии «Как играть с ребенком»  говорят о подвижных, настольных и словесных играх. Причем, подчеркивается, что деление игр весьма условное, поскольку каждая из них воздействует на личность ребенка в целом, а отнесение игры к тому или другому виду возможно по ее основному воспитательному или обучающему воздействию. В статье «Взаимодействие взрослого с детьми в игре» эти же авторы приводят такую классификацию игр:
  - шансовые  игры или игры на «удачу»,  где успех не зависит от  усилий играющих, а только от  случая;
  - игры  на физическую компетенцию, где  успех зависит от физических  усилий, умений и ловкости;
  - игры  на умственную компетенцию —  стратегические игры, где необходимы  внимание, память, комбинаторные способности.
Все типы игр  с правилами существуют в мире взрослых, но есть и детские аналоги. Наряду с чистыми типами игры с правилами существуют смешанные формы.
Как было отмечено раньше в силу своего специфического строения каждый из видов игры оказывает  особое влияние на развитие ребенка. Если в сюжетной игре прежде всего развиваются способность к воображению и образное мышление, то структура игры с правилами определяет несколько иное направление развития ребенка.
Необходимость постоянного сравнения своих  результатов с результатами действий других участников, напряжение внимания и мысли с тем, чтобы достичь выигрыша, способствуют развитию умственных операций ребенка. Но основное — это необходимость подчинения своих желаний общей норме, правилам, обязательным для всех участников, что развивает произвольное поведение, волю, но совершенно в другом плане, нежели в сюжетной игре, где ребенок свободен в реализации собственных замыслов. В игре с правилами формируется стремление к личному успеху в сравнении с достижениями других. Ребенок получает опыт переживания временной неудачи пока еще в социально «безобидной» деятельности. Это развивает устойчивость к более серьезным стрессовым ситуациям без ущерба для психического здоровья. Оба вида игр оказывают большое влияние на развитие у детей способности взаимодействовать друг с другом (осваиваются общие способы реализации принципа равноправия — жребий, очередность; умение вступать в состязательные отношения с партнерами). Дополняя друг друга, оба вида игр оказываются весьма эффективным развивающим средством, которое трудно заменить другими формами активности. Именно игра обеспечивает создание уже в дошкольном возрасте независимого от взрослых «детского общества», построенного на свободном общении, равноправии.
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова выделили следующие принципы формирования игровой деятельности:
- взрослому  следует играть вместе с детьми;
-необходимо  ориентировать ребенка на возможное взаимодействие с партнером-сверстником, «обеспечивать» способами согласования действий с партнерами, формировать игровые умения;
-организовать  игру так, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.
Несмотря  на то, что игра с правилами как  специфический вид активности появляется в самостоятельной деятельности детей лишь к старшему дошкольному  возрасту, основа для нее может  закладываться гораздо раньше. Такой  основой, по мнению Н. Я. Михайленко и  Н. А. Коротковой, являются:простые совместные действия по общему правилу, они могут возникать спонтанно уже на третьем году жизни (спрыгивать вместе со скамеечки, один бросает мяч, другой поднимает и. т. п.). Задача взрослого — формировать у детей с двух с половиной лет умение действовать осознанно по простым правилам, произвольно подчиняя им свое поведение. Игры с простыми предметными результативными действиями, где дети осваивают поочередное взаимодействие, это могут быть игры с мячом (бросать друг другу и ловить мяч, катать мяч друг другу, сбивать мячом по очереди кегли и т. п.).
При решении  сенсорных и умственных задач в арсенал детей уже с трех лет вводятся игры типа «Лото», т. е. детские аналоги игр на удачу. Однако в плане формирования игры с правилами такого рода игровой материал дает лишь опыт поочередного взаимодействия и выполнения обязательных правил, так же, как и подвижные и простые игры на ловкость.
Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (1997г.). В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В соответствии с этим выделяют три класса игр:
    игры, возникающие по инициативе ребенка ( самостоятельные игры):
    1.игра-экспериментирование
    2. самостоятельные сюжетные игры:
    - сюжетно-отобразительные,
    - сюжетно-ролевые,
    - режиссерские,
    - театрализованные;
2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
    -игры обучающие:
    - дидактические,
    - сюжетно-дидактические,
    - подвижные;
    досуговые игры:
    - игры-забавы,
    - игры-развлечения, — интеллектуальные,
    - празднично-карнавальные,
    - театрально-постановочные;
3) игры, идущие  от исторически сложившихся традиций  этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей:традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Характеристика  видов игр по их педагогическому  значению есть и у немецкого психолога К. Гроса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гросом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).
(Козлова  С.А Дошкольная педагогика) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста.
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. В дошкольном возрасте возникает и другая форма общения — личностная, характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм. Личностное общение наиболее эффективно подготавливает ребенка к обучению в школе, где ему придется слушать взрослого, чутко впитывая все то, что будет говорить учитель. Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни.
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и  воспитания происходит интенсивное  развитие всех познавательных психических  процессов. Это относится к сенсорному развитию. Сенсорное развитие —  это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, зрительно  возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок  овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической. Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание. Выяснение зависимости запоминания от характера деятельности дошкольников,что различия в продуктивности запоминания в разных видах деятельности у испытуемых с возрастом пропадают.  (Гомезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. ,Возрастная и педагогическая психология).
3-7лет - это  период дошкольного детства, в  котором  завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.Развивается звуковая сторонаречи. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.Интенсивно растет словарный составречи. (Средние данные по В. Штерну: в 1,5 года ребенокактивно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000—1100, в 6 лет — 2500—3000 слов.)Ребенок 3—5 лет не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает языковую действительность. В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. Благодаря общению, названному М.И. Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содержательными диалоги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать — думать вслух. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой лёгкостью самый разнообразный материал. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольнаяпамять. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий — подготовки детей к школьному обучению. Наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести, играя. Интенсивное развитие и включение памяти в процесс формирования личности определяет ее позицию доминирующей в дошкольном возрасте функции. С развитием памяти связано появление устойчивых образных представлений, выводящих на новый уровень мышление. Развитие памяти обусловливает новый уровень развития восприятия и других психических функций.
Восприятиев дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Помимо чисто перцептивной составляющей (целостного образа, определяемого суммой сенсорных воздействий) оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребенок знаком по своему предшествующему опыту. Постепенно начинает развиваться апперцепциявлияние на восприятие собственного опыта. С возрастом роль апперцепции постоянно повышается. В связи с появлением и развитием в дошкольном возрасте апперцепции восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действиянаблюдение, рассматривание, поиск.Эмоции ребенка становятся связанными главным образом с его представлениями. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия с ними, видит и понимает реальные отношения между ними.
У дошкольников восприятие и мышление настолько  тесно связаны, что говорят о  наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже.
Дошкольник  образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. В благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать.В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Так, например, 5-летний ребенок уже приобретает такое отвлеченное понятие, как «живое существо». Он легко и быстро относит к «живым» крокодила (для этого ему нужно всего ,0,4 с), но слегка затрудняется, относя к этой категории дерево (думает 1,3 с) или тюльпан (почти 2 с). Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта. Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра.
(И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий,Возрастная психология) 
 
 
 
 
 
 

1.3 Игра как средство формирования нравственности старшего дошкольного возраста.
Нравственное  воспитание - целенаправленный процесс  приобщения детей к моральным  ценностям человечества и конкретного  общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
(Козлова  С.А Дошкольная педагогика: учебник  для студ. сред.проф.учеб.заведений/С.А.Козлова, Т.А.Куликова.-9-е изд.,
доп.-М.: Издательский центр "Академия", 2008.-416 с.)
В старшей  группе создаются более широкие  возможности для нравственного  воспитания детей в игре. Это объясняется прежде всего углублением и расширением тематики детских игр.
       Содержательнее становятся игры  в «семью», в «детский сад». В них отображаются не только  режимные моменты, но и различные  занятия, прогулки, праздники, развлечения.  Значительно увеличивается интерес детей к играм с общественной тематикой. Дети увлеченно играют, подражая своим родителям — библиотекарю, шоферу, строителю и др. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочения нравственных представлений, чувств, качеств, которые формировались в быту.Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т. д.
Уже трех-, четырехлетние  дети начинают понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. В старшей группе при систематической работе с детьми эти навыки устойчивы. Более того, в этом возрасте дети способны контролировать свои действия, повышая тем самым требования к самому себе. С этой целью полезно проводить кратковременные коллективные беседы с детьми: «Все ли в нашем игровом уголке в порядке»; «Как мы играем».
В старшей  группе расширяется тематика детских  игр. Особенно увлекаются ребята играми в «космонавтов». Но хороший воспитательный результат получается тогда, когда педагог активно участвует в развитии таких игр, вовлекает в их организацию и родителей, когда удается систематизировать разрозненные впечатления, обогатить представления.
Вот как, например, проходила игра в одном детском  саду. Узнав,   что  дети хотят  играть  в  «космонавтов»,   но  имеют  мало   опыта, воспитатель   вместе   с детьми создает альбом «Наши космонавты». Начинаются интересные, целеустремленные поиски. Дети приносят из дому материал о космонавтах. Родители готовят ракету.
Руководство педагога в возникшей игре направлено на поддержку личной и групповой  инициативы детей, на развитие их игровых  и реальных взаимоотношений, на формирование важных нравственных качеств: упорства, целеустремленности, ответственности.
Воспитатель подходит к детям, изображающим космонавтов, и говорит: «Все ли могут лететь в  космос? Прежде чем лететь, космонавты должны подготовиться к полету».—  «Могут лететь в космос сильные, смелые, здоровые. Космонавты занимаются физкультурой, учатся»,— говорит Шурик. «Даже в колесе крутятся. А потом врач проверяет здоровье»,— добавляет Коля.
Воспитатель помогает организовать тренировки. Дети пролезают через обруч, прыгают  со скамейки, бегают. У Сережи не получаются упражнения с обручем. Он бросает  игру. «Что же ты, Сережа: космонавт  должен быть терпеливым и настойчивым. Давай я покажу, как сделать  это упражнение, чтобы оно у  тебя получилось»,— говорит воспитатель.
В игре участвует  несколько групп детей: одни —  космонавты, другие — тренеры, третьи — врачи и медицинские сестры.
«Мы все  готовы, пусть врач нас проверит»,—  говорит Саша и зовет врача. Аля-врач пришла и прослушала каждого, измерила давление крови, проверила пульс. «Кто здоров, тот может лететь в космос»,— говорит врач. «А у тебя, Коля, насморк, наверное, грипп, тебе нужно полечиться,— заботливо, говорит Аля.— Но ты не волнуйся, мы тебя быстро вылечим».
Приемы руководства  развитием сюжета этой игры, воспитания инициативы и настойчивости детей могут быть различны:
-обогащение детей знаниями о космонавтах для сосредоточения их внимания на характеристике деятельности космонавтов и ее важности;
-постановка перед детьми новых целей, что приводит к развитию сюжета, к целеустремленным действиям и самоконтролю;
совет в  ходе игры: этим приемом опосредованно  дается повод к активному припоминанию событий, сопереживанию, пробуждаются положительные эмоции; непосредственное включение детей  в  игру.
Педагог должен привлекать ребенка к самостоятельному анализу отношений со сверстниками, различных конфликтных ситуаций, которые возникают в жизни самих детей.
Обсуждение  с детьми их поведения в играх  — один из способов воспитания дисциплины, сознательных отношений между ними. Эти обсуждения могут проходить в разной форме, но во всех случаях важно, чтобы они были доброжелательными, чтобы в результате у детей возникло желание дружно играть. При проведении беседы воспитатель учитывает, чтобы требования к товарищу по игре сочетались с заботой о нем,с готовностью помочь. Обсуждение поведения детей в игре полезно и тогда, когда в группе есть дети эгоистичные, драчуны, грубо ведущие себя со сверстниками. В процессе беседы воспитатель осуждает неправильное поведение ребенка, объясняет, почему так нельзя поступать.
Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда  появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах (на скотном дворе хорошо заботятся о животных, чтобы было больше молока для детей; шофер содержит всегда в порядке свою машину, чтобы вовремя привезти молоко в детский сад). Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям (в роли шофера — привезти вовремя груз; в роли строителя — построить удобную ферму и др.), повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.
В игре проявляются  такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель — самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. Конечно, в старшей группе часто еще нужна помощь педагога, проявляющаяся в совете, одобрении, рассмотрении детских конфликтов. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в «семью», в «детский сад», в «больницу». В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.
Формирование  правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.
Дети старшей  группы имеют очень смутное представление  о правах и обязанностях организатора. Воспитатель учит детей приемам  организации в игре, помогает каждому  решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных случаях обращаться к педагогу. В процессе развития организаторских умений дети проявляют себя по-разному: одни не уверены в себе, предпочитают индивидуальные игры, малоактивны; другие активные, увлекающиеся, довольно ответственные, но не умеют и не любят подчиняться, с трудом уступают главные роли в игре; третьи — признанные организаторы, вожаки, играют интересно, они настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы, чаще других вступают в конфликты. Эти особенности требуют индивидуальных приемов воспитания, чтобы все дети могли организовать игру, были сговорчивыми, уступчивыми, терпеливыми, уважающими чужую инициативу.
(нравственное  воспитание в детском саду) 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Анализ программ воспитания и развития детей дошкольного возраста в аспекте формирования нравственности. 

    Достаточно  большой популярностью пользуется в настоящее время программа «Радуга». Это — комплексная программа воспитания, образования и развития детей. Она направлена на решение трех основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм: ритуалов приветствия и прощания, ритуалов празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав. Другой важной целью воспитания является формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх).
    Программа "Радуга", разработанная еще в 1989 году авторским коллективом - сотрудниковлаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. Программа разработана под руководством кандидатом педагогических наук Т.Н. Дороновой.
    Почему "Радуга"? Каждый цвет символизирует один из семи основных видов деятельности, согласно этой программе:
    красный: физическая культура;
    оранжевый: игра (основа программы);
    желтый: рисование;
    зеленый: конструирование;
    голубой: музыка;
    синий: развитие речи;
    фиолетовый: математика.
В основу программы  положена идея о том, что каждый год  жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических  новообразований.Программа имеет полный комплект методического обеспечения и представляет собой целостную систему воспитания, развития и обучения детей в условиях детского сада. 
Авторы преследуют цель на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, нравственность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения и другие, которые позволяют ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно.

«Радуга» - это семь важнейших видов деятельности, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка. Программа Рекомендована Министерством образования РФ.
Программу «Детство» разработал авторский коллектив-преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств  ребенка и помощь ему в адаптации  к социуму. Особенность программы  заключается в том, что все  виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация - очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность ребёнку не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности. Программа включает в себя четыре основных блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».Программа "Детство". Содержание программы укладывается в четыре важнейших блока:
    "Гуманное отношение";
    "Созидание";
    "Познание";
    "Здоровый образ жизни".
Устное народное творчество, народные игры, музыка, танцы, декоративно-прикладное искусство  России будет окружать детей, и помогать им расти здоровыми и счастливыми.
Программу «Развитие» создал авторский коллектив сотрудников Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. А начинал ее разрабатывать доктор психологических наук Л.А. Венгер.
Основная  идея программы заключается в  том, что дошкольное детство - уникальный период в жизни человека. Авторы подчеркивают, что на ребенка ни в коем случае нельзя давить, навязывая чуждые дошкольнику школьные формы обучения. А стоит, опираясь на данные ребёнку от природы способности, формировать у него в игре представления об окружающем мире. Особое внимание авторы программы уделяют умственному и художественному развитию детей.
Программы "Радуга", "Детство", "Развитие", "Одаренный ребенок", "Истоки", "Кроха", "Из детства - в отрочество", "Детский сад - дом радости", "Преемственность", "Золотой  ключик", "Школа-2100", "Сообщество" относятся к комплексным программам развития.
Если у  ребенка уже проявляются какие-либо наклонности или он нуждается  в формировании определенных качеств, можно найти  садик со специализированными  программами. К ним относятся:
    "Приобщение детей к истокам русской народной культуры";
    "Физическая культура - дошкольникам";
    экологические "Юный эколог", "Наш дом - природа", " Паутинка";
    программа по культурно-экологическому воспитанию "Семицветик";
    программы художественно-эстетического воспитания детей 2-7 лет - "Красота. Радость. Творчество", "Рисование и лепка", "Москвичок";
    программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет "Какого цвета мир?", художественно-экологическая программа по изобразительному искусству "Природа и художник";
    "Музыкальные шедевры";
    программы, целью которых является приобщение ребенка к социальному миру - "Я - человек", "Я, ты, мы", "Основы безопасности детей дошкольного возраста";
    программа развития самосознания дошкольника и речевой активности "Открой себя";
    программа по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для детей дошкольного возраста "Росток";
    "Дошкольник и экономика";
    воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников - программа "Дружные ребята".
    (http://www.ourbaby.ru/articles/article.aspx?id=464),из статьи журнала «Аистёнок» 
     
     
     
     
     
     
     
     

Программа «Радуга»
Программа воспитания, образования и развития детей.
Задачи Основные пути их решения
I. Охранять здоровье детей и формировать здоровый образ жизни: а) закреплять потребность  в разнообразной двигательной активности; развивать стремление сознательно  совершенствовать движения, учиться  им;
б) совершенствовать и закреплять навыки культуры быта;
в) продолжать формировать  сознательное отношение к своему здоровью  

II. Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка: 

II. 1. Деятельность:
а) создавать условия  для формирования произвольности и  опосредованности основных психических  процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия;
б) начать формирование способности к адекватной оценки результатов собственной деятельности;
в) закладывать основу психологической устойчивости к  неуспеху и вырабатывать установку  на конструктивное преодоление его;
г) формировать мотивацию  и специфические навыки, необходимые  для последующего обучения в школе;
д) формировать предпосылки  трудовой деятельности 

II. 2. Сознание:
а) продолжать расширять  сознание ребёнка за счёт:
-сведений о событиях  и явлениях, недоступных его непосредственному  наблюдению,
-знакомства со  знаковыми системами;
б) способствовать развитию продуктивного воображения;
в) продолжать развивать  начала логического мышления
II. 3. Личность:
а) поддерживать уверенность  в себе, самостоятельность, инициативность;
б) поддерживать у  детей доверительное отношение  ко взрослому: сохранять индивидуальный личностный контакт с каждым ребёнком;
в) продолжать укреплять  отношения взаимопомощи и сотрудничества в детском коллективе;
г) продолжать создавать  благоприятный психологический  микроклимат и в группе;
д) поддерживать познавательное и бережное, созидательное отношение  к окружающему миру;
е) продолжать развивать  эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
III. Обеспечить каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Продолжать вырабатывать правильную позу при работе за столом. 
Создавать условия для разнообразной самостоятельной  двигательной активности на участке  и в группе.
Учить детей  правильному выполнению основных движений.
Начать приобщать  детей к сезонным видам спорта и элементам спортивных игр.
Развивать пластическую выразительность движений.
Совершенствовать  и закреплять навыки самообслуживания
Закреплять  навыки культурного поведения во время еды.
Формировать сознательное отношение к окружающей среде, воспитывать здоровую брезгливость и стремление к чистоте.
Знакомить детей с правилами личной безопасности в быту и в различных жизненных  ситуациях. Учить предвидеть простейшие последствия собственных действий.
Приветствовать  попытки детей к словесному и речевому творчеству
Использовать  специальные игры и упражнения 
 
 

Познакомить детей с различными приёмами исправления  допущенных ошибок 
 

Учить понимать и принимать учебные задачи. 

Продолжать  формировать у ребёнка различные  умения и навыки продуктивной деятельности
Организовывать  совместную трудовую деятельность (взрослый- ребёнок)  в группе и на участке.
Расширять и систематизировать представление  детей о природе 

Дифференцировать  требования к детям и стиль  общения с ними применительно  к каждому ребёнку 

Избегать  состояний соревнования в коллективе детей.
Создавать ситуации сотрудничества в продуктивной деятельности, бытовом труде.
Продолжать  формирование эстетического отношения  к природе, красивым предметам, произведениям  изобразительного искусства
Читать художественную литературу
Подводить детей к пониманию того, что  в произведениях искусства не  только рассказывается о чём-то, но и присутствует определённое настроение.
Обеспечить  контакт с родителями и участие  их в жизни детского сада
Наличие свободного времени для самостоятельной  деятельности
Согласовывать и требования и планы обоих  педагогов и их помощника
Проводить праздники и досуги для детей  и родителей
Планировать мероприятия, направленные на психоэмоциональную разгрузку детей
 
    Игры детей.
К пяти годам  у детей наступил расцвет ролевой  игры. Ролевое поведение приобрело  развёрнутую форму. Дети владеют  уже достаточно широким диапазоном целей человеческой деятельности, имеют  представление об основных способах их достижения. Они активно взаимодействуют  друг с другом в игре в связи  с принятыми ролями, объединяются в игровые группировки по 2-3 человека. Произошло смещение акцента с  индивидуальных ролевых действий на сферу человеческих отношений. Игра детей окрашена яркими ролевыми диалогами («непослушная дочка, ешь сейчас же кашу» - «Не хочу».-«Престань капризничать, не пойдёшь гулять, пока не съешь хоть немного. Поняла?»-«Ладно, съем немного».)
Дети пяти лет самостоятельно играют уже достаточно длительное время. Это говорит о  том, что у детей появилась  способность выстраивать цепочки  игровых целей внутри одной игровой  роли.
Содержание  сюжетов в основном отражает жизнь  людей ближайшего окружения, их быт  и профессиональные отношения.
Пути  педагогического  содействия сюжетно-ролевым  играм.
Три направления  работы, которые будут содействовать  «профессиональной» игре детей, удовлетворять  их игровые интересы и потребности:
    помощь в организации взаимодействия детей в совместной игре;
    обогащение событийной стороны содержания игры;
    создание игровой среды
 
    Основные  задачи работы Пути их решения
      Помогать детям налаживать взаимодействие в совместных играх, раскрывать содержание, связи и соотношение разыгрываемых ролей.
      Знакомить детей с основными моментами организации игры.
      Использовать игру для улучшения положения ребёнка в коллективе сверстников.
    Скрытое управление игрой, то есть брать на себя роль, которая как правило, не принимается самими детьми и потому отсутствует в тех наборах ролей, которые разыгрываются (например роль волшебницы или диспетчера). Это позволит обогащать игру новыми событиями, упорядочивать ролевые взаимоотношения, вводить дополнительны новые роли, улучшать положение отдельных детей в глазах сверстников.
    и т.д.................


    Перейти к полному тексту работы


    Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


    Смотреть полный текст работы бесплатно


    Смотреть похожие работы


    * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.