На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философские проблемы личности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию  
 

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)  
 
 

Контрольная работа по дисциплине
«Философия» 

Тема: «Философские проблемы личности» 
 
 
 

Выполнила: 

Студентка гр. 97-ЭЗ
Финогеева Н.Н. 

Проверила:
М.Ю. Раитина 
 

2009 г 

       План
       Введение……………………………………………………………………………..3
      Понятие личности в философии………………………………………………..4
      Роль личности в развитии общества…………………………………………....5
      Свобода и ответственность – атрибутивные характеристики бытия…………7
    Заключение…………………………………………………………………………..11
    Список  изученной литературы……………………………………………………..12 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение
     Люди  конкретного общества, страны живут  в более или менее одинаковых условиях – в условиях одной культуры, одних нравов и обычаев, одного языка, но люди все равно все разные, непохожие друг на друга. Даже в одной семье дети вырастают разными, хотя воспитываются в одинаковых условиях.
     Что делает всех людей разными, неповторимыми  и уникальными?
     Во-первых, особенности психического склада: темперамент, скорость психических реакций, сообразительность. Все это дается человеку по наследству.
     Во-вторых, опыт детства и воспоминание о  детстве. У каждого человека свой опыт детства, свои переживания, каждому  по- своему открывался мир, каждый по-своему переживал детские страхи, неудачи или радости. Опыт детства накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Возможно, все наши таланты и способности заложены в родительской (прежде всего материнской) любви. Ребенок, который с детства чувствует эту любовь, живет в атмосфере любви, всю свою жизнь, словно броней, защищен ею от невзгод и напастей. У него, как правило, все получается в жизни, он талантлив или обладает многими незаурядными способностями. Наоборот, тот, кто вырос без любви, в холодной и суровой атмосфере равнодушия, всю жизнь чувствует себя одиноким, даже если окружен семьей или родственниками, у него все в жизни складывается трудно и тяжело. Воспоминания детства сопровождают человека до самой смерти, и с годами, что интересно, не только не тускнеют, но становятся ярче. Старые люди с трудом вспоминают, что с ними было 20 или 30 лет назад, но до мельчайших подробностей помнят свое детство с самых ранних дней.
     В-третьих, особенности индивидуальной биографии: каждый живет свою жизнь, и совокупность того, что с ним случается, и то, как он к этому относится, совершенно не похоже на жизнь других людей.
     В-четвертых, противоречивость жизненных ролей. У каждого в жизни одновременно несколько ролей, которые он «играет». Например, студент, когда разговаривает с преподавателями, и особенно с ректором – это один человек, внимательный, почтительный, глаза его так и светятся знанием и усердием. Но стоит ему выйти на улицу, где его ждут друзья, он – совершенно другой. Третьим человеком он становится дома, с родителями. Это не значит, что он всякий раз притворяется – у человека много лиц, вернее, много сторон его личности, много ролей. Часто эти роли даже противоречат друг другу и тем не менее образуют единый комплекс его личности, совершенно своеобразный.
     Все эти четыре момента делают каждого  человека как личность неповторимым и уникальным. И эта уникальность выражается в понятии Я. Я у  человека появляется с трех-четырех  лет, когда он начинает понимать, что есть Я, а есть другие люди. До этого почти все дети говорят о себе в третьем лице. К 10-12 годам складывается образ Я. У каждого человека есть образ самого себя, сумма представлений о самом себе, каким он сам себя видит, и этот образ человек проносит через всю жизнь, немного его исправляя и дополняя. Это, как правило, довольно симпатичный образ – каждый нормальный человек считает себя более или менее интересным, умным, способным, честным, добрым и т.п.
     Самая страшная трагедия человеческой жизни  – распадение образа, когда человек  убеждается, соглашается, что он не добрый, не умный, что он, например, дурак или подлец. Как правило, жизнь после этого кажется конченой, в этом случае человек может даже убить себя.
     Можно сказать, что у человека два Я  – внешнее и внутреннее. Внешнее  Я знакомится с людьми, учится в университете, набирается знаний, делает какие-то дела и совершает поступки. Внешнее Я – это совокупность знаний, правил действия, поведения, приемов мышления.
     Внутреннее  Я – это интимное, скрытое ядро личности, это все наши мечты и надежды, воспоминания о первой любви и первой весне, все наши страсти, желания, которые мы прячем глубоко в душе. Это то, о чем нельзя рассказать другому, передать в виде слов или знаков. Человек часто сам не знает, что в нем заложено. Р. Декарт говорил, что тот, кто сможет все рассказать о себе, тот опишет всю Вселенную. Но попробуй расскажи. Для простого смертного это вещь невозможная. Для этого нужен талант. Любой роман, любая картина или симфония – это рассказ художника о себе. Внутреннее Я и делает нас личностью, без него мы только мыслящие машины. 

       1. Понятие личности  в философии
      Понятие личность обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных ролей (функций). Личность – это человек со своими социально обусловленными индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми.
      В первобытном обществе из-за нерасчлененности общественных функций отдельный  человек не мог стать полноценной  личностью. Дальнейшее развитие общества привело к тому, что человек все больше выделялся из непосредственного слияния с родом и с природой, осуществлял многообразные социальные функции и тем самым развивал в себе личностные качества. Итак, личность – понятие конкретно-историческое. Дидро, Гельвеций и Гольбах отстаивали мысль о том, что «люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».
      Личность  формируется под воздействием наследственности, социальной среды и собственных  усилий человека. Личность – понятие, отображающее социальную природу человека, рассматривающее его как субъекта социокультурной жизни, носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самопознание и т. д.), самораскрывающегося в социальных отношениях, общении и предметной деятельности. Приобретение человеком социальных черт (в ходе социализации, исполнения социально значимых функций под воздействием социального окружения) происходят на основе его биопсихологических задатков.
      Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Под  социализацией понимается:
    освоение человеком системы социальных норм и ценностей, социальных потребностей;
    реальное включение индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей социальными свойствами.
      Социализация  человека многогранна и включает следующие отношения:
    «я – я» - внутренний диалог человека с самим собой, формирующий самосознание;
    «я – ты» - коммуникация (общение, связь) человека с другим человеком как условие формирования нравственного чувства, любви, дружбы и т. д.;
    «я - мы» - разные пласты экономического и социально-политического бытия личности, ее взаимодействия с технологиями и формами собственности, социальной средой, народом, государством, на основе чего через формирование той или иной системы ценностей происходит воспитание чувств и формирование идей национальной, классовой и государственной гордости, групповой солидарности, социальной справедливости;
    «я - человечество», осознание своей причастности к виду «человека разумного», к истории, источник социально-философских, исторических, футурологических и иных рефлексий;
    «я - природа», область формирования натурфилософских проблем, экологического сознания и поведения;
    «я – вторая природа», к миру вещей, создаваемых человеком, возможность стать «мерой всех вещей»;
    «я - универсум», источник мировоззрения, философских рефлексий, религиозных идей, рассуждений о смысле жизни и смерти, ответственного отношения к себе и всему окружающему.
      На  основе коммуникаций «я» с различными средами формируются онтологические, гносеологические, праксеологические, аксиологические и философско-антропологические рефлексии и чувствования, складываются определенные нормы поведения и деятельности людей.
      Социализация  есть процесс подключения человека к культуре. Она осуществляется не только в контексте общения, но и  опосредованно, через знаковые системы культуры (язык, миф, искусство, религия и т. д.). Социализация выступает важнейшим механизмом воспроизводства субъекта и социально-исторического процесса, обеспечивает преемственность в развитии культуры и цивилизации, поддерживает относительно бесконфликтное существование общества посредством адаптации индивида к среде и внедрения в содержание общезначимых норм легитимного поведения.
      Важнейшими  формами социализации являются: обычаи, традиции, государственно-правовые нормы, язык. Посредством этих форм осуществляется воспитание, обучение и деятельность человека. Личность проявляется через свойства: способность к труду, сознание и разум, свободу и ответственность, направленность и неповторимость, характер и темперамент.
      Индивидуальное поступательное развитие личности не бесконечно. Биологическое развитие измеряется состоянием обмена веществ и функций организма. Социальный возраст определяется уровнем социального развития, зависит от овладения индивидом набором социальных ролей. Психическое развитие определяется уровнем умственного, эмоционального и т.д. развития личности. Существует также, помимо объективных показателей, субъективное, опирающееся на внутреннюю точку отсчета, представление личности о степени своего развития. 

      2. Роль личности в развитии общества
      Многообразие  людей не исключает возможности  усмотреть определенные типы их сходства в соответствии с социальными  параметрами:
    принадлежность индивидов к определенной сфере деятельности, т.е. к социальному типу разделения труда;
    фиксированное положение в классах, разделение людей по наличию или отсутствию собственности;
    подчиненность людей национально-культурным условиям.
      В каждую историческую эпоху формируется  совокупность условий, определяющих социальный тип человека и характер его взаимоотношений с обществом. Это:
        «слияние» индивида и общества (коллектива);
        антагонистические отношения между ними;
        единство между человеком и обществом, свободная индивидуальность, основанная, как считал Маркс, на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние.
      При слиянии индивида и общества человек  включен в жестко регламентированную локализованную систему общественных связей (прежде всего в род, общину), реально и в своем сознании не выделялся из коллектива и был непосредственно зависим от него.
      Становление личности происходит на основе развития и усложнения трудовой деятельности, разделения труда, формирования частной  собственности и соответственно частных интересов.
      Исторически прогрессивная роль частной собственности проявляется:                                            
      в формировании отношений «собственник – гражданское общество - государство»;
      в аспекте движущих сил истории через мотивацию заинтересованной человеческой деятельности.
      Первым  термин «гражданское общество» употребил Аристотель. Английские и французские материалисты XVIII в. в гражданском обществе видели совокупность общественных связей, среду, в которой разворачивается деятельность индивидов, обладающих естественными правами, суверенитетом, неприкосновенной частной жизнью и реализующих свои интересы. Гегель под гражданским обществом понимал имущественные отношения, основанные на частной собственности. Гражданское общество в трактовке Гегеля раздвоено на особенное (конкретная личность) и формы всеобщности (экономическая и социальная структуры). Эту дисгармонию разрешает государство как воплощение всеобщей цели, встающее над гражданским обществом.
      Помимо  своей положительной роли в жизни  общества, частная собственность разъединяет людей, возбуждает в них алчность, жажду наживы. Пьер Жозеф Прудон (1809-1865) в своем произведении «что такое собственность?» дал такой ответ на этот вопрос: «Собственность – это кража». Владение собственностью объективно делает человека свободным (он относительно свободно ведет себя перед лицом власти), но субъективно – несвободным, ибо индивид оказывается «привязанным» к собственности и своему делу. При этом огрубляются стимулы деятельности и нравственность отождествляется с прагматизмом.
      В ходе развития частной собственности  слияние индивида и общества заменилось антагонистическими отношениями между  ними, что выразилось в появлении  разнообразных форм эксплуатации трудящихся, основанных на внеэкономическом принуждении: рабства, крепостничества, взимания дани с покоренных народов и т.п.
      С появлением капиталистического зрелого  товарного производства ломаются косные социальные структуры, происходит своеобразная атомизация общества, развивается индивидуализм. Отношения людей в своей основе становятся отношениями товаропроизводителей и товаропотребителей, т.е. вещными отношениями. Появляется новый тип социальности – вещной зависимости и личной независимости. Перед индивидом открывается возможность присвоения накопленных человечеством богатств материальной и духовной культуры. Но реализация этой возможности затрудняется отношениями эксплуатации и различными формами отчуждения.
      Современная предпринимательская система «разворачивает сознание людей… против естественного  чувства человека к взаимной солидарности и выручке, духовного обогащения в процессе общения людей. Происходит замыкание сознания на своем и личном».
      На  основе общественной собственности  складывается новый тип личности. Открываются возможности для  сочетания личных и общественных интересов, личности и коллектива. Однако в условиях командно-бюрократической системы социализма утверждались на деле такие типы коллективности, которые поглощали личность, сковывая предприимчивость во всех видах деятельности. Хотя в СССР попытки по развитию социальной защищенности, удовлетворения права на труд, жилье, образование, социальное обеспечение предпринимались, и определенные успехи здесь имелись, в целом развивались элементы личной (система лимитов, оргнаборов, прописки, шефства и т.д.) и вещной зависимости в большей мере, нежели свободной индивидуальности.
      Общественная  собственность на средства производства необходимое, но недостаточное условие  для полного развития нового типа социальности. Для этого требуется  также высокий уровень производительности общественного труда, увеличение свободного времени, демократизация общественной жизни, развитие творческой инициативы народа и отдельных людей и пр.
      Утверждению общественной собственности как  условия развития нового типа личности предшествует тенденция плюрализации форм собственности, использования частной собственности.
      В каждую историческую эпоху имеются  как господствующие, так и пережиточные формы социальности. Динамичность мира, его постоянная незавершенность  обусловливают гибкость личности, ее выход за границы социального типа.
      Интегративные процессы в обществе размывают социально-национальные качества типов личности. Преодоление  узости социального типа выражается в актах сознательного выбора, в переходе на позиции другого  класса.
      Помимо  социальных, наука выделяет социально-психологические типы личности. Еще Гиппократ поделил людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. В начале XX в. швейцарский психиатр и психолог К.Г. Юнг эмпирически пришел к открытию 16 типов человеческой психики. Эти типы подразделены на 4 группы – квадры. Для каждой из них характерны свои правила поведения, система ценностей. Согласно современным концепциям, яркие представители каждой квадры проявляют себя в определенном времени, в специфических условиях.
      Для личностей – деятелей (ремесленники, землевладельцы, рабочие, инженеры, педагоги, медики, менеджеры и т.д.) главное – действие, изменение мира и других людей, в том числе и самого себя.
      Мыслители приходят в мир для того, чтобы  смотреть и размышлять. Это мудрецы, пророки, летописцы, выдающиеся ученые.
      Третий  тип – люди чувств и эмоций, прежде всего представители литературы и искусства, гениальные прозрения которых порой опережают научные прогнозы и прорицания мудрецов.
      Четвертый тип – гуманисты и подвижники, отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния других людей, любят ближнего, как самого себя (по евангельской заповеди), спешат сделать добро.
      Наше  современное общество находится  на переходном этапе развития. Отсюда – смешанные черты личности, где переплетены элементы тоталитарного и либерального типов. В целом грани между квадратами, социальными и этническими общностями людей подвижны. 

3. Свобода и ответственность  – атрибутивные  характеристики бытия
      Пожалуй, трудно найти еще одно понятие, кроме свободы, которое бы так часто использовалось в столь противоречивых, диаметрально противоположных ситуациях. Под лозунгами свободы совершаются революции и контрреволюции, ведутся войны за освобождение и развязываются вооруженные агрессии. В интересах свободы создаются диктаторские режимы, идет борьба за демократические права. Вместе с тем, в этом контексте часто забывают или не уделяют достаточное внимание антиподу свободы – несвободе, которая существует неразрывно, органично вместе со свободой, следуя за свободой по пятам, побуждая к свободе, порождая свободу, будучи сама порождаема свободой. Несвобода предполагается в самих основополагающих вопросах, которые ставит свобода. Свобода от чего? Свобода для чего? За этими вопросами стоит несвобода. Человек возомнил себя свободным, а потому ни о чем, кроме свободы, слышать не хочет. Несвобода, по его мнению, это, ни больше и не меньше, как наказание. Однако мнить себя свободным и быть свободным, вещи разные.
      Но  что такое свобода? Проблему свободы в обществе органически увязывают с рационализмом, с разумным осмыслением мира и разумным отношением к нему. В этом плане примечательна статья А.Л. Никифорова «Соотношение рациональности и свободы в человеческой деятельности», опубликованная в 1995 г. А.Л. Никифоров, анализируя соотношение рациональности и свободы в человеческой деятельности, отмечает: «…Рациональная деятельность не предоставляет никаких возможностей для самовыражения объекта: все рационально действующие люди будут действовать одинаково, не внося в деятельность ничего личного, своеобразного. Но это и означает, что рациональная деятельность несвободна».
      А.Л. Никифоров, аргументируя свой тезис  о том, что «рациональная деятельность несвободна, свободная деятельность – нерациональна», задается вопросом: «Но разве подчинение необходимости есть свобода?» И сразу же отвечает: «Познание необходимости – условий, законов – есть одно из условий свободы, но не сама свобода». Обосновывая несвободу рациональной деятельности, А.Л. Никифоров отмечает: «Отождествление свободы с познанием и следованием необходимости приводит  к отождествлению человека с логической машиной и к фактическому отрицанию его свободы». В рассуждениях Никифорова проходит идея о том, что: «Нарушение стандартов рациональности – один из важнейших признаков свободы». Нельзя не согласиться с Никифоровым и в том, что: «Свобода всегда идет впереди рациональности, но рациональность постоянно ее настигает, превращая свободную деятельность одного в рациональную деятельность для всех». Никифоров, опираясь в своих рассуждениях на общепринятое определение свободы, смотрит на проблему свободной деятельности с позиции стороннего (внешнего) наблюдателя. Извне все видится именно так, как ставит эту проблему А.Л. Никифоров. Изнутри, с позиций субъекта деятельности, свободная деятельность всегда рациональна, осмысленна. Здесь имеет место столкновение двух точек видения одного предмета под разными углами зрения. Если последовательно встать на одну, а затем на другую точку зрения, то станет ясно, что оба подхода к проблеме имеют право на существование. С позиций сторонника свободы, свобода рациональна. С позиции противника конкретного вида свободы, свобода нерациональна. С позиций абстрактного подхода к проблеме свобода соединяет в себе и рациональное, и нерациональное.
      Дискуссия по статье А.Л. Никифорова тоже представляет самостоятельный интерес. В.С. Швырев отметил, что «А.Л. Никифоров безусловно прав», выступая против интерпретации свободы как познанной необходимости. Несколько иную точку зрения, в ходе обсуждения, высказали А.А. Новиков и Г.Д. Левин. Выражая свое видение свободы, А.А. Новиков отмечает: «…Свободный выбор разумом относительной несвободы и свободное самоограничение есть как раз свидетельство реальной свободы и истинного, а не абстрактного понимания ее сущности». Если интерпретировать эту мысль, не искажая ее содержания, то получается, что свобода – это несвобода, добровольно принятая человеком в качестве основы своей деятельности. В довершение к этой мысли, А.А. новиков добавляет: «Свобода – величайшая ценность и одновременно тяжкий крест, который несет на себе человечество». Такое дополнение больше тяготеет к несвободе, чем к свободе.
      Создается впечатление, что в рассуждениях о свободе как познанной (осознанной)
необходимости в ее соотношении с рациональностью, происходит подмена понятия. А именно: понятие «необходимость», как выражение объективных законов развития, подменяется понятием «действительность». Действительность ассоциируется с необходимостью. Действительность есть реализованная, воплощенная на основе необходимости или случайности, возможность. Действительность – это фаза, ступень развития необходимости. Как новое воплощение, реализация необходимости, действительность разумна, рациональна. Со временем действительность «стареет», утрачивает свою рациональность и требует замены. В повестку дня встает вопрос: необходима ли конкретная действительность? Разумна ли конкретная действительность? Деятельность по устранению действительности, ставшей нерациональной, рациональна.
      Оценка  рациональности или нерациональности социальной деятельности не может быть единой у всего общества, представляющего  конгломерат социальных групп. Она  может не совпадать у индивида и социальной группы. Различие между  индивидуальным и социальным видением и осмыслением рациональности создает то впечатление, которое подметил А.Л. Никифоров, утверждая, что свобода идет впереди рациональности, но рациональность настигает ее, превращая свободную деятельность (кажущуюся нерациональность) отдельных людей в рациональную деятельность для всех. Никифоров отметил: «Свободно действующие люди – это разведчики будущего, которые зачастую ценой своей жизни все-таки прокладывают для общества новые пути». Рациональность освещает свободную деятельность в обществе. Эта деятельность не всеми осознается в качестве рациональной. Исходя из этого, нельзя сказать, что свободная деятельность нерациональна. Она рациональна с позиций субъекта свободной деятельности. Если признать свободную деятельность нерациональной, лишенной разумности, то тогда откуда в ней появляется вдруг разумность, рациональность, как результат свободной деятельности. Свобода, как «нерациональная» деятельность с позиции прошлого, видится как рациональное с позиций настоящего именно потому, что, будучи «нерациональным» прорывом существовавших или существующих устоев, несет в себе частицу рационального настоящего или будущего устройства микро- и макросистем. Рациональные реформаторские, революционные изменения не сразу всеми признаются в качестве рациональных, поскольку вначале попадают в разряд нерациональных. Критерием рациональности или нерациональности, тех или иных изменений, привнесенных на крыльях рациональной свободной деятельности, выступает практика. Свобода отражает вечный конфликт того, кто стремится ограничить любую деятельность рамками законов наличного существования, и того, кто пытается расширить сферу и улучшить условия своего бытия, преодолеть воздвигнутые несвободы.
      Согласие  с существующим порядком вещей и  деятельность на основе согласия есть несвобода. Несвободе как согласию противостоит свобода, опирающаяся на несогласие, на несогласованность. Свобода как деятельность есть несогласие (несогласованность) с действительностью, с различными аспектами объективной и субъективной реальности, и деятельность на основе этого несогласия по изменению и совершенствованию природы, общества и мышления.
      На  различие, а следовательно, на несогласованность, как элемент свободы, указывает  Т.И. Ойзерман. Он пишет: «Выбор – первое условие человеческой свободы. Но действительная свобода предполагает значительные различия между объектами, задачами, решениями, из которых предстоит делать нередко единственный и необратимый выбор».
      Свободу как деятельность может осуществлять только свободный, обособленный, хотя бы относительно независимый субъект деятельности, субъект, обладающий возможностью осуществлять свободную деятельность. Поэтому, помимо свободы как деятельности, следует выделять свободу как состояние, частный случай деятельности, но не бездеятельности. Свобода как состояние есть автономное бытие субъекта свободы, устойчивость к внешнему воздействию, сохранение себя как целостности, в соответствии с законами своего внутреннего существования и развития. Свобода как состояние есть несогласие с навязываемыми извне изменениями. Свобода как обособление в системе не есть обособление от системы. Свобода как состояние есть относительная свобода элемента системы, поскольку основу бытия этого элемента составляет внутренняя обособленность, а бытие в системе есть подчинение внешним для данного субъекта факторам. Поэтому любой субъект свободы как состояния, будь то отдельный человек, социальная группа или государство, подчинен системе внешних несвобод, которые у каждого из этих субъектов свободы как состояния, специфичны. Свобода как состояние есть осознанное  или не осознанное стремление к сохранению неизменности обособленного бытия. В таком понимании расширенное понятие свободы применимо не только к социальным, но и природным объектам, как одушевленным, так и неодушевленным.
      Содержание  понятия «свобода как состояние» противоречиво. При взгляде изнутри  это связи, составляющие бытие предмета как качества, стремящегося к своему стабильному состоянию, а тем  самым – выражение его фактической  несвободы в качестве системы, связанной какими-то необходимыми параметрами. При взгляде извне вещь или предмет предстает как целостность, обособленность, относительно независимый элемент системы, а значит, в этом смысле, относительно свободный. Свобода как состояние характеризует нечто с точки зрения необходимых – т.е. не подверженных выбору, а значит, несвободных – внутренних связей, позволяющих ему оставаться самим собой, иметь свою специфичность. Тем самым, мы можем в определенном смысле считать свободу как состояние внутренней несвободой, характеризующей необходимые структурные параметры ее носителя – субъекта. Свобода как состояние общества есть внутренняя несвобода (социальный строй) под защитой сторонников этой несвободы.
      Свобода не только предполагает свою противоположность  – несвободу, но без несвободы не имеет смысла. При предельно упрощенном подходе несвобода мыслится в качестве чего-то, что противостоит свободе, того, с чем вынуждены считаться, осуществляя акты свободы.
      И несвобода, и свобода характеризуют  состояние и развитие предметов, процессов и явлений объективной и субъективной реальности. Несвобода позволяет наблюдать процесс развития, как процесс устойчивый, детерминированный, закономерный. Свободе присуще привнесение в развитие элемента неустойчивости, случайности, вероятности. Свобода – это отклонение от несвободы, от законов бытия. Это отклонение может быть как минимальным, когда свобода направлена на совершенствование несвободы, так и диаметрально противоположным, когда свобода ориентирована на разрушение, уничтожение несвободы. Несвобода, как и свобода, есть форма деятельности. В обществе, за каждым направлением несвободной и свободной деятельности стоят соответствующие им социальные силы.
      Свобода – понятие, которое традиционно  применяется к социальной сфере  отношений и бытия. Нестабильность не есть свобода, она является важнейшей составляющей проявления свободы, свободы как деятельности. Результаты нестабильности, вплетенные в канву закономерного, несвободного, выступают следствием неосознанного проявления свободы природой. «Чудачества» человеческого разума, осознанные как положительные изменения человеческого бытия, мы признаем за проявление свободы, свободы творчества, свободы деятельности. Аналогичные действия, но совершаемые неосознанно природой мы эгоистически не желаем признавать за проявление свободы природы. Возможно, что здесь сказывается многовековой груз традиций, основанных на догмах религии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.