На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Полномочия Президента России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


П Л А Н 

    Конституционно-правовой статус Президента России.
 
    Полномочия Президента России
 
    Порядок вступления Президента России в должность.
 
    Основания и порядок прекращения полномочий Президента России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Конституционно-правовой статус Президента России. 

      В Конституции Российской Федерации 1993 года предусмотрен институт президентства. Ему посвящена глава 4 .
      Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства.  В предшествующей Конституции Президент являлся высшим должностным лицом  и главой исполнительной власти в Российской Федерации.
      Данные  изменения были необходимы, в связи  с изменением положения в стране и мире. Требовалось повышение  уровня персонифицированного представительства государства. Определение «глава государства»  соответствует более высокому статусу государства.
      Правовой  статус Президента России основан на учете мирового опыта организации  президентской власти. Вместе с тем  устройство президентской власти в  России весьма специфично, отражает условия политической жизни и не дает оснований говорить о механическом копировании опыта какой-либо страны.
      Институт  президентства в России сочетает в себе черты как президентской, так и полупрезидентской республики.
      Статус  Президента Российской Федерации, содержащийся в сегодняшней Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей .
      Данное  понятие не значит, что президентская  власть стоит над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчиненности. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции Российской Федерации, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством Российской Федерации.
      Для того чтобы не повторилась ситуация советского периода Конституция  Российской Федерации 1993 года предусматривает систему гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя. Эта гарантия предусмотрена статьей 81 Конституции, в которой говориться о том, что «Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».1 Так же предусмотрено, что «одно и тоже лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд»2. Так же гарантии предусмотрены тем, что возможно отрешение Президента от должности, об это гласит статья 93. Помимо этого Конституцией предусмотрена и возможность признания не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного суда.
      Закрепляя статус Президента  Российской Федерации  как главы государства, Конституция  в статье 80 предусматривает в  обобщенной форме связанные с  этим функции. Они касаются основ  жизнедеятельности государства  и общества.
      Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина закрепленных в главе 2  Конституции. То есть Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы  защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.
      Выполняя  функцию гаранта Президент имеет  право требовать от всех федеральных  органов и органов власть субъектов  РФ  неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент так же имеет право с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов (Правительства, Совета Безопасности), а так же руководителей тех государственных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях. К примеру, если Президент считает, что Генеральный прокурор РФ не организовал должным образом работу прокуратуры по обеспечению, защите конституционных прав и свобод граждан, он вправе внести в Совет Федерации предложение об освобождении его от занимаемой должности.
      В установленном Конституцией порядке  Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.
      В осуществлении этих функций Президент  может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.
      Это относится и к такой функции Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащиеся в ней установок большинством избирателей.
      Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формируется основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.
      Президент как глава государства представляет Россию  внутри страны и в международных отношениях, о чем гласит ч. 4 ст. 80 Конституции.
      Эта конституционная формулировка отнюдь не означает, что глава государства  единолично решает вопрос о внутреннем и внешнеполитическом курсе России. Определение этого курса есть результат сложного процесса взаимодействия различных политических сил и ветвей государственной власти.
      Основные  параметры, направления государственной  политики России определены в Конституции, которая является не только юридическим, но и отправным политическим документом, выражающим компромисс различных политических сил. Поэтому шаги Президента, направлены на определение основных направлений государственной политики, ограничены действующей Конституцией.
      Но  вместе с тем Президент России обладает большим числом полномочий для определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ. Они касаются кадровой политики, утверждения главных направлений военной политики, руководства внешнеполитической деятельностью, участие в формировании правовой политики, руководства текущей социально-экономической политики. 
      Важным  аспектом в характеристике статуса  Президента является само место в  Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных  органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, так как в ней Президент был главой исполнительной власти.
      Место, которое занимает в ныне действующей  Конституции глава о Президенте , является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России. 
 
 

Полномочия Президента России 

      Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией обладает широким  кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Поскольку Президент наделен обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны. Они закреплены в основном в статьях 83-90 Конституции Российской Федерации 1993 года, а так же в ряде статей, относящихся к деятельности других государственных органов. Так, ч. 3 статьи 115, посвященной правительству РФ, устанавливает право Президента отменять постановления и распоряжения Правительства.
      Полномочия  Президента можно объединить в несколько  групп.
      1. Полномочия по формированию и руководству исполнительной власти. Взаимодействия со всеми ветвями власти Президент больше контактирует с исполнительной властью. Объем его полномочий по отношению к ней дают основания, чтобы говорить, что президент так же является еще и главой Правительства. Эта функция выражается прежде всего в обширном круге полномочий, дающих право Президенту формировать Правительство и контролировать его работу. Именно Президент назначает Председателя Правительства. Так же имеет обширные полномочия по назначению остальных членов Правительства. По предложению Председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.
      Согласно  п. «г»  статьи 83 Конституции, глава  государства представляет Государственной  Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка России и ставит вопрос об освобождении от занимаемой должности.
      Ключевым  полномочием во взаимоотношениях Президента с Правительством является его право  принять решение об отставке Правительства.
      Роль  Президента как руководителя исполнительной власти проявляется не только в его  взаимоотношениях с Правительством. Согласно п. «к» статьи 83 Конституции, глава государства назначает и освобождает своих полномочных представителей. В Конституции не уточняется, о каких именно представителях идет речь.
      Обеспечивает  нормальное функционирование исполнительной власти и право Президента формировать свою Администрацию, которая выполняет функции аппарата главы государства. В Администрации функционируют Контрольное управление Президента, Государственно-правовое управление Президента, Управление делами Президента, Уполномоченный по правам человека, Территориальное управление, а так же иные структурные подразделения.
      2. Полномочия по взаимодействию с федеральными законоданадельной и судебнымой властями. Осуществление государственной власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия главы государства с парламентом. В демократическом государстве законодательная и судебная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния. В рамках этого влияния строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием Российской Федерации.
      Президент располагает совокупностью полномочию, позволяющих  воздействовать как на формирование Государственной Думы  и на прекращение ее полномочий, так и на ее законодательную деятельность.
      Глава государства в соответствии с  п. «а» статьи 84 Конституции назначает выборы Государственной Думы.
      Конституцией 1993 года Президенту предоставлено право  распустить Государственную Думу в  случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией. Это полномочие выступает  как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых  ситуаций, угрожающих  самим условия государственности. Конституция предусматривает три основания роспуска Государственной Думы Президентом: трехкратное отклонение представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства (ч.3 ст.111), повторное в течении трех месяцев выражение недоверия Правительству (ч.3 ст.117), отказ в доверии Правительству, вопрос о котором был поставлен по инициативе его Председателя (ч.4 ст.117).
      Обширны полномочия Президента, дающие ему  возможность участвовать в законодательной деятельности Федерального Собрания. Глава государства обладает правом законодательной инициативы, что предусматривает статья 84  Конституции, позволяющим ему ставить вопрос как о принятии новых законов, так и о внесении изменений и дополнений в действующие.
      Президент, согласно Конституции, не только подписывает, но и обнародует законы посредством  их опубликования. Так же глава государства  имеет возможность оказывать  влияние и на содержание законопроектов путем использования право вето.
      Средством влияния главы государства на деятельность Федерального Собрания является  и предусмотренный п. «е» ст. 84 Конституции институт послания Президента парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
      Статья 84 Конституции в самом общем виде определяет основное содержание послания: положение в стране, основные направления внутренней и внешней политики.
      Во  втором послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию одной  из центральных стала задача укрепления Российского государства, повышение действенности государственной власти, утверждение авторитета и силы права.
      Взаимодействие  Президента с судебной властью выражается в участии формировании органов  судебной власти, которые осуществляются совместно с Советом Федерации.
      Согласно  п. «е» ст. 83 Конституции, Президент  представляет Совету Федерации кандидатуры  для назначения на должности судей  Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Само же назначение судей  осуществляется Советом Федерации. Президенту так же принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора Российского Федерации, а также вносить предложения об освобождении его от должности.
      3. Полномочия в области безопасности и обороны. Безопасность страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных  интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно к основным объектам безопасности относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, среда обитания, конституционный строй, суверенитет и государственная целостность государства. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
      Как глава государства Президент  осуществляет ряд важных полномочий в этой сфере. Согласно п. «ж» ст. 83 Конституции, он формирует и возглавляет  Совет Безопасности.
      К компетенции Президента относится  утверждение военной доктрины России, которая является  частью общей компетенции безопасности. По Конституции Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, присваивает высшие воинские звания. В соответствии с общей международной практикой Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
      В случае агрессии против Российской Федерации  или непосредственно ее угрозы глава  государства вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, согласно статьи 87 Конституции.
      Угроза  безопасности России может возникнуть не только в связи с военной  угрозой, но и в силу ряда внутренних причин: экологические катастрофы, природные бедствия, массовые беспорядки и тому подобное. Президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
      4. Полномочия в области внешней политики и международных отношениях.  Полномочия Президента в сфере внешней политики сконцентрированы главным образом в статье 86 Конституции. Самое важное из них записано в п. «а» этой статьи, где говорится, что Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Формы осуществления этого полномочия весьма многочисленны: подготовка послания Федеральному Собранию, в котором определяются и основные направления внешней политики, назначение на должность министра иностранных дел, назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранные государствах и международных организациях.
      В качестве руководителя внешней политикой России Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, подписывать ратификационные грамоты.
      Согласно  Конституции, Президент принимает  верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Верительная грамота свидетельствует о том, что данное лицо назначено полномочным представителем соответствующего иностранного государства. Отзывная грамота удостоверяет факт прекращения полномочий представителя иностранного государства в связи с окончанием его миссии и вручается перед его отбытием из России.
    Иные полномочия Президента. Наряду с перечисленными группами полномочий Конституция относит к компетенции главы государства и ряд других полномочий.
      Важнейшее из них заключено в п. «в» ст. 84 Конституции РФ – решение о  назначение референдума. Данное полномочие может рассматриваться как форма  участия Президента в законодательной  деятельности.
      К компетенции Президента относится решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. К компетенции главы государства отнесены вопросы приема, выхода и восстановления в гражданстве Российской Федерации.
      На  основании п. «б» ст. 89 Конституции  Президент награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания РФ.
      В п. «п» ст. 89 Конституции предусмотрено, что Президент осуществляет помилование. Актом помилования является решение  главы государства о смягчении  наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим ходатайством.  

Порядок вступления президента России в должность. 

      Порядок выборов Президента Российской Федерации  определяется Конституцией и на ее основе Федеральным законом «О выборах президента Российской Федерации» от  31.12.          1999 года.
      Статья 81 Конституции и ч. 1 ст.3 Федерального Закона «О выборах Президента РФ»  гласят: «президент Российской Федерации  избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». То есть выборы осуществляются наиболее демократическим путем.
      Конституционным условием является то, что кандидатом в Президенты может быть гражданин  России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет, данное требование так же закреплено в Федеральном Законе «О выборах Президента Российской Федерации» от 31.12.99 № 228-ФЗ.
      Федеральный Закон «О выборах Президента Российской Федерации» подробно определяет порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, финансирования соответствующих мероприятий, формирование и организации работы избирательных комиссий разного уровня, обжалования их решений и действий, составление списков избирателей, образования избирательных объединений и блоков, порядок голосования, определения и опубликования его результатов и так далее.
      Выборы  проводятся только в том случая, если зарегистрировано не менее двух кандидатов.
      Избранным считается кандидат, который получил  более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае, если в избирательный  бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата. При этом в Законе установлено условие: число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, должно быть больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.
      Если  выборы Президента РФ признаны несостоявшимися (при явке на выборы менее половины граждан, имеющих право голоса), недействительными (при обнаружении грубых нарушений закона) или если при общих выборах либо при повторном голосовании ни один кандидат не избран Президентом, Совет Федерации назначает повторные выборы. При повторных выборах осуществляются все избирательные действия, предусмотренные Федеральным Законом о выборах Президента России. Повторные выборы проводятся не позднее, чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов.
      «Президент  Российской Федерации, избранный в  соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным  Законом, вступает в должность по истечении четырех лет со дня  вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации, а при проведении досрочных выборов, а так же в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Российской Федерации, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации, - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации»3.
      Практика  показывает, что между подведением итогов выборов нового Президента и вступлением его в должность – инаугурацией – существует определенный переходный период. Он необходим для организационного завершения деятельности прежнего президента и его Правительства и подготовки к выполнению государственных функций вновь избранного Президента и его команды. В Федеральном законе о выборах Президента Российской Федерации установлено, что вновь избранный глава государства вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов.
      Обязательным  атрибутом вступления Президента Российской Федерации в должность, установленным  статьей 82  Конституции, является присяга  Президента. Присяга приносится на специальном экземпляре текста Конституции Российской Федерации. Установлено так же, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда. Текст присяги выглядит следующим образом «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу»3.
      Согласно  статьи 92 Конституции, Президент с  момента принятия им присяги приступает к исполнению своих полномочий и  прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности  с момента принесения присяги  вновь избранным Президентом Российской Федерации.
      Местопребыванием  Президента, его резиденцией является столица России – Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается государственный  флаг России. 
 
 
 
 
 

Основания и порядок прекращения полномочий Президента России. 

      Конституция России предусматривает несколько  оснований прекращения полномочий Президента.
      В обычном порядке полномочия главы  государства прекращаются в связи  с истечением срока, на который он был избран, согласно ч.1 ст. 81 Конституции этот срок равен четырем годам. Момент окончания этого срока определяется днем принесения присяги вновь избранным главой государства.
      Конституционное регулирование статуса Президента предусматривает основания досрочного прекращения его полномочий. Таких основания, согласно ч. 2 ст. 92 Конституции, насчитывается три:
    отставка президента;
    неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
    отрешение Президента от должности.
   Под отставкой Президента, согласно общепринятой государственно-правовой практике, понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Конституция России не конкретизирует формулу отставки, не устанавливает мотивы принятия такого решения, не указывает орган, к которому должно быть обращено заявление от отставке, не дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не регулируются иные аспекты процедуры отставки. Решение же этих вопросов крайне важно для практического применения института отставки.
         Более сложный процесс прекращения президентских полномочий на основании стойкой неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. В нормативных актах Российской Федерации не установлен порядок и процесс установления факта наличия стойкой нетрудоспособности, каковы ее критерии, как обеспечивать такого рода решение, кто его обнародует.
      В отличии от двух названных оснований  прекращения полномочия Президента, порядок отрешения его от должности  прописан в конституции Российской Федерации 1993 года весьма детально. Отрешение Президента от должности выступает в качестве формы государственно-правовой ответственности главы государства. Основание для такого решения Парламента, согласно Конституции, является совершение Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей головной ответственности, которую несет каждый гражданин России за подобные действия, для Президента наступает и государственно-правовая ответственность в виде освобождения от занимаемой должности.
      Содержащиеся  в ст. 93 Конституции понятия «государственная измена» и «тяжкое преступление» конкретизируется в Уголовном кодексе РФ. Согласно ст. 275 УК РФ под государственной изменой понимаются шпионаж, выдача государственной тайны либо иной оказание  помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности Российской Федерации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.