На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аномия в современном российском обществе: состояние и тенденции развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования и  науки Российской Федерации
     Федеральное государственное  бюджетное образовательное
     учреждение  высшего профессионального  образования
     «Тульский государственный  университет» 

     Кафедра социологии и политологии 
 
 
 
 

     Курсовая работа
     по общей социологии на тему:
     «Аномия в современном российском обществе: состояние и тенденции развития» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тула 2011 

     План 

     Введение 
    Сущность и признаки социальной аномии.
    Основные теории социальной аномии
      Теория аномии по Э.Дюркгейму
      Теория аномии по Р.Мертону
    Особенности развития аномии в современном российском обществе:
      Причины специфических особенностей проявления аномии
      Криминализация общества как следствие аномии
      Тенденции развития аномии в современном российском обществе
    Приложение. Рассмотрение вопроса на конференции «Аномия в России»
Заключение
Библиографический список  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Понятие аномии выражает собой исторически  обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических  норм. При достаточно резкой смене  общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать  свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе  социально декларируемые образцы  поведения) отвергаются членами  этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются  собственные (в частности, противоправные).
     Общепринятое  определение аномии сводится к следующему актуальному содержанию: это состояние  общества, в котором те или иные области социальной жизни, типы социальных отношений  и поведения людей  в значительной степени выпадают из сферы нормативного регулирования  со стороны общества. Утрачиваются или предельно ослабевают необходимые  императивы, а значительная часть  граждан не считает обязательным следовать устоявшимся нормам. В результате возникает своего рода нормативный вакуум, поглощающий правовые, нравственные и другие регламентирующие основы общественного бытия, индивидуального и массового сознания.
     Объект  КР – явление аномии.
     Предмет КР – проявление аномии в современном российском обществе.
     Цель  КР – рассмотреть особенности аномии в современном российском обществе и тенденции  её развития.
     Задачи  КР:
    Выявить основные черты социальной аномии.
    Изучить явление аномии в теориях таких учёных как Э.Дюркгейм и Р.Мертон.
    Рассмотреть проявление социальной аномии в современном российском обществе.
    Оценить настоящее состояние и тенденции развития аномии в современном российском обществе.
         Изучением проблемы аномии занимались такие известные  социологи как Э.Дюркгейм и Р.Мертон. В своих работах так же затрагивали  эту тему Р.Дарендорф, Ю,Хабермасс, М.Вебер. Именно труды и взгляды этих выдающихся ученых стали теоретической основой  при написании курсовой работы.
         В качестве источниковой базы использовались труды Э.Дюркгейма и Р.Мертона, публикации в журнале «Социологические исследования» В.В.Кривошеева, Е.М.Бабосовой, В.Э.Бойкова, З.Т.Голенковой. Так же источниками  стали сайты МВД РФ и Наркологического центра, откуда были взяты статистики преступности и алкоголизации в  России. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     1. Сущность и признаки  социальной аномии 

     На  протяжении всего исторического  развития различные общества проходили  через состояния кризисов и дезорганизаций, которые нарушали сложившийся порядок, подрывали стабильность социума, разрушали  его систему норм и ценностей. Одним из таких кризисных, «болезненных»  состояний является аномия, что дословно означает «безнормность» и характеризуется рассогласованностью основных регуляторов социальной структуры – ценностей, отсутствием четкой системы норм. Аномия – явления всеобъемлющее, тотальное, то есть пронизывает все сферы жизни общества. Ещё Э. Дюркгейм в работах «О разделении общественного труда» и «Самоубийство» отмечал, что аномия охватывает социум как на макро (экономическая аномия), так и на микроуровнях (семейная аномия, аномия как психологическое состояние отдельного индивида). Безусловно, о стабильности общества в такой ситуации говорить не приходиться. Периоды дезинтеграции в жизни любой страны – переломные моменты. Они представляют очень тяжёлое испытание для каждого гражданина, поэтому их необходимо преодолеть как можно быстрее, пытаясь уменьшить количество негативных последствий.1
     Понятие «аномия» возникло более двадцати веков  назад. Древнегреческое понятие  «anomos» означает «беззаконный», «неуправляемый». Оно встречается еще у Еврипида и Платона. В Новое время понятие  аномии можно встретить в работах английского историка XIX века Уильяма Мэбейрда, французского философа и социолога XIX века Ж.М. Гюйо. В социологию этот термин ввел выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм, а позднее существенно развил американский социолог Роберт Мертон.
       Аномия (от фр. anomie – буквально  «беззаконие, безнормность»; от  греч. a – отрицательная частица  и nomos – закон) – такое состояние  общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязующих норм, относится к ним негативно или равнодушно.2
       Впервые явление социальной аномии  описал французский социолог  Эмиль Дюркгейм. Аномия – отсутствие  закона, организации, норм поведения,  их недостаточность. Э. Дюркгейм  отмечал, что аномичные состояния  в обществе возникают особенно  часто в условиях экономических  кризисов и динамичных реформ. «В момент общественной дезорганизации, – считает он, – будет ли  она происходить в силу болезненного  кризиса или, наоборот, в период  благоприятных, но слишком внезапных  социальных преобразований –  общество оказывается временно  неспособным проявлять нужное  воздействие на человека…» 3
       Позднее аномия понимается также  как состояние в обществе, вызванное  избыточностью норм, причем противоречивых (Р. Мертон).4 В этих условиях личность теряется, не зная, каким нормам следовать. Разрушается единство нормативной системы, системы регулирования общественных отношений. Люди социально дезориентированы, переживают чувство тревоги, изолированности от общества. Это закономерно ведет к девиантному поведению, маргинальности, преступности и другим асоциальным явлениям.
     Аномия  может выступать также как  исторически переходное кризисно-катастрофическое состояние общественных и личностных структур при сменах социально-нормативных  систем.5
     Проблема  аномии порождена переходным характером эпохи, временным упадком моральной  регуляции новых капиталистических  экономических отношений. Аномия –  продукт неполного перехода от механической к органической солидарности, поскольку  объективная база последней –  общественное разделение труда – прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании.
       Необходимым условием возникновения  аномии является противоречие  между двумя рядами социально  порождаемых явлений (первый –  потребности и интересы, второй  – возможности их удовлетворения). Предпосылкой целостной личности  служит, по Дюркгейму, устойчивое  и сплоченное общество.6 При традиционных общественных порядках человеческие способности и потребности обеспечивались относительно просто, так как соответствующее коллективное сознание удерживало их на низком уровне, препятствуя развитию индивидуализма, освобождению личности и устанавливая строгие принципы (границы) тому, что законно мог добиваться индивид в данном общественном положении. Иерархическое традиционное общество (феодальное) было устойчивым, так как ставило разные цели разным социальным слоям и позволяло каждому ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого слоя. Ход общественного процесса увеличивает «индивидуализацию» и одновременно подрывает силу коллективного надзора, твердые моральные границы, характерные для старого времени. В новых условиях резко расширяется степень свободы личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможности личного выбора знаний и способов действия. Но относительно свободная структура промышленного общества больше не определяет жизнедеятельность людей и словно с естественной необходимостью и постоянно воспроизводит аномию в смысле отсутствия твердых жизненных целей, норм и образов поведения. Это ставит многих в неопределенное положение, лишает коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту в нем отклоняющего и саморазрушающего поведения. 
 
 

     2. Основные теории  социальной аномии
     2.1 Теория аномии  по Э. Дюркгейму 

       Аномия—это состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Первым из европейских социологов, кто начал специально разрабатывать проблему аномии, был Э. Дюркгейм. Согласно его концепции, аномия как противоположность стабильного социального порядка возникает тогда, когда государство и общество ослабляют свой контроль за повелением индивидов. Это происходит в эпохи промышленных, экономических и социально-политических кризисов. Занятая собой и собственными проблемами, государственная машина на время самоустраняется от решения насущных социокультурных, духовно-нравственных задач. В результате у индивидов исчезает чувство общности, а с ним и дух солидарности.7
     Он  считал, что социально отклоняющееся  поведение и преступность — это  вполне нормальные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно  до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется преступность, прекращается прогресс. Преступность—это плата за социальные изменения. В  той же мере, в какой гений должен иметь возможность к самосовершенствованию, преступник должен иметь шанс на преступление. Общество без преступности немыслимо. Если бы перестало совершаться все  то, что сейчас зовется преступным, в категорию преступности пришлось, бы зачислить какие-то новые виды поведения. Ибо преступность неизбежна, неистребима. И причина этого  не в том, что люди слабы и злы, а в том, что в обществе существует бесконечное множество самых  различных видов поведения. Солидарность же в человеческом обществе достигается  только тогда, когда против этого  разнообразия в поведении используют конформистский прессинг.8 Этот прессинг обеспечивают наказания. Преступность—это фактор общественного здоровья, в обществе без преступности давление коллективного сознания было бы настолько сильным и жестким, что никто не смог бы ему противостоять. В этом случае преступность была бы, конечно, уничтожена. Но вместе с ней исчезла бы и всякая возможность прогрессивного социального развития. И если оригинальность идеалиста, чьи мечты опережают свой век, самовыражается, то должна найти свое выражение и «оригинальность» преступника, который изрядно отстает от своего века. Преступник — это не какое-то неспособное к социализации существо, не паразит, не чуждый элемент, не приспособившийся к обществу, а фактор, играющий в жизни общества определенную роль.
       По Дюркгейму, преступность бывает  незначительной в обществе, где  человеческой солидарности и  социальной сплоченности достаточно. В результате социальных изменений,  которые могут идти как в  сторону экономического краха,  так и в направлении расцвета, создаются благоприятные условия  для разделения труда и большего  разнообразия жизни, а интегрирующие,  силы ослабляются.9 Общество распадается и раскалывается. Отдельные его осколки изолируются. Когда единство социума разрушается, а изолированность его элементов увеличивается, социально отклоняющееся поведение и преступность возрастают. Общество оказывается в состоянии аномии. Данное положение Дюркгейм аргументирует следующим образом. Французское общество в последние 100 лет умышленно искореняло факторы самоуправления человеческими инстинктами и страстями. Религия почти полностью потеряла свое влияние на людей. Традиционные профессиональные объединения типа ремесленных гильдий (цехи и корпорации) были ликвидированы. Правительство твердо проводило политику свободы предпринимательства, невмешательства в экономику. А результатом этой политики оказалось то, что мечты и стремления уже ничем не сдерживаются. Эта свобода устремлений стала движущей силой французской промышленной революции; но она же породила хроническое состояние аномии с сопровождающим ее высоким уровнем самоубийств.10
       В деле поддержания общественной  солидарности большую роль играет, по Дюркгейму, наказание преступников. Изначальный и важнейший источник  солидарности общества — это  правильное понимание честности  и порядочности.11 Наказание преступника необходимо, чтобы сохранить приверженность рядового гражданина к данной социальной структуре. Без угрозы наказания средний гражданин может потерять свою глубокую привязанность к данному обществу и свою готовность принести необходимую жертву ради сохранения этой привязанности. Кроме того, наказание преступника служит видимым общественным подтверждением его неполноценности и оправданности порицания любой преступной группы. Это порицание и умаление достоинства преступников усиливает среди основной массы населения чувство превосходства и собственной правоты, что в свою очередь укрепляет и солидарность всего общества. Оно группирует преступников по категориям, делая уголовные наказания сильнейшим из всех имеющихся средств оправдания и сохранения социальной солидарности.
     В условиях аномии существенно расширяются  возможности для свободных волеизъявлений, в том числе для тех из них, что выходят за пределы цивилизованной нормативности. Распространяются эгоистические  умонастроения, пропадает должное  уважение к моральным и правовым нормам, ухудшается состояние нравов, возрастает число самоубийств и  преступлений.
     До  тех пор пока разбушевавшиеся  социальные стихии, предоставленные  самим себе, не придут в состояние  равновесия, любая регламентация  оказывается несостоятельной. Тем  более, что в такие периоды  у большинства исчезает представление  о различиях между справедливостью  и несправедливостью, законностью и беззаконием, возможным и недопустимым.12 

     2.2 Теория аномии  по Р. Мертону 

     В XX в. значительный вклад в разработку концепта аномии внес американский социолог Р. Мертон, исследовавший дисфункциональные  состояния общественных систем, возникающие  в результате обострения социальных противоречий. В условиях кризиса  и дисфункциональности общественной системы возрастает число индивидов, которые для решения своих  жизненных задач и достижения имеющихся целей склонны использовать средства, ведущие к успеху кратчайшим путем. Чаше всего это оказываются  противоправные средства.13
     Если  для Дюркгейма аномия означает неспособность  общества регулировать естественные импульсы и желания индивидов, то, по Мертону, многие желания индивидов необязательно  оказываются «естественными», а  чаще бывают обусловлены цивилизаторской  деятельностью самого общества. Социальная структура ограничивает способность  определенных общественных групп удовлетворять  свои желания. Она оказывает давление на определенные личности в обществе, заставляя их вести себя не конформистски, а противоправно. 14
       Высшей целью западной цивилизации  является достижение материального  благополучия, благосостояния. Это  накапливающееся благополучие в  принципе приравнивается к личным  ценностям и заслугам и связывается  с высоким престижем и социальным  статусом. Люди без денег деградируют.  Цивилизация в западном индустриальном  обществе толкает всех индивидуумов  к тому, чтобы стремиться к  возможно большему благополучию. В то же время существует  эгалитарная, уравнительная идеология,  заставляющая людей думать, что каждый член общества имеет одинаковые шансы добиваться благополучия. Однако никто не ожидает, что все люди достигнут этой цели, хотя каждый надеется хотя бы приблизиться к ней, в противном случае его будут считать лентяем и лишенным честолюбия.
       Западная цивилизация предоставляет  человеку для достижения этой  цели институциональные средства, одобренные обществом, и проверенные  опытом нормы поведения. Общество  требует соблюдения этих норм  всеми его членами, желающими  в соответствии с цивилизаторскими  целями «выйти наверх». Институциональными  средствами в западном обществе  являются ценности среднего слоя, основанные на протестантской  этике труда. Достижение цивилизаторской  цели (материальное благополучие) должно  обеспечиваться упорным трудом, честностью, хорошим воспитанием  людей и предвосхищающим удовлетворением  своих нужд. Насилие и обман  как методы достижения благополучия  запрещаются. Личность, применяющая  дозволенные методы, получает меньшее  признание в обществе, если она  не добивается, по крайней мере, уровня благополучия среднего  слоя. Личность же, добивающаяся  достаточно высокого уровня благополучия, обретает признание, престиж и  высокий социальный статус даже  в том случае, если она пользовалась  не институциональными средствами, не социально структурированными  путями. Этот циничный подход  вызывает повышенный спрос на  институциональные средства, оказывает  особое влияние на ценностные  представления людей, которые  не могут добиться благополучия  на путях, разрешенных обществом.  Это, прежде всего представители  низших слоев. В этих случаях  способность достичь благополучия  ограничивается не только нехваткой  таланта или нужных качеств  индивида, но и самой социальной  структурой. С помощью институциональных  средств и методов лишь те  лица из низших слоев общества  могут добиться благополучия, которые  очень талантливы и работают  исключительно упорно. Для большинства  же представителей низших слоев  такая возможность просто нереальна,  и потому особенно сильным  оказывается влияние социально отклоняющегося поведения, делинквентности и преступности, к которым их толкают условия.
     Итак, культурно одобряемые цели и институциализированные (признаваемые легитимными) средства их достижения - вот те социологические  переменные, которые составили ядро мертоновской теории аномии. Состояние, при котором расхождение между  целями и средствами порождает нестабильность общества, Мертон назвал аномией. Она связана с такими понятиями, как деморализация, деинституционализация средств, диссоциация между культурными целями и институциальными нормами.15
       Отсюда аномия, по Мертону,— это  крушение системы регулирования  индивидуальных желаний, в результате  чего личность начинает хотеть  больше, чем она может добиться  в рамках данной социальной  структуры. Аномия — это полнейшее  расхождение между декларируемыми  цивилизаторскими целями и социально  структурированными путями их  достижения. Применительно к отдельной  личности аномия есть искоренение  ее моральных устоев. Личность  при этом лишается всякого  чувства преемственности, традиционности, лишается всех обязательств. Ее  связь с обществом разрушена.  Аномия—это отсутствие психической  и социальной интеграции, целостности  личности и общества в целом.16 Когда же ценностные и социальные структуры плохо интегрированы, когда сама структура ценностей требует определенного поведения и взглядов, а социальная структура мешает этому, тогда из этого вытекает тенденция к аномии, к коллапсу всех норм, к отсутствию всех правовых норм. Мертон различает пять видов индивидуального приспособления: конформизм, мятеж, инновация, ретритизм, ритуализм.
       Под конформизмом он понимает  гармоничное соединение провозглашенных  цивилизаторских целей и структурных  путей их достижения. Конформизм—символ  социальной стабильности.
       При всем цивилизаторском уповании  на свой успех в достижении  цели те, кто выбрал в качестве  основного вида приспособления  инновацию, понимают, что добиться  этого социально признанными  путями они могут не всегда. И тогда они обращаются к  институционально не дозволенным,  новым и зачастую весьма действенным  средствам. Так, коммерсанты пытаются  достичь желаемого путем разных  хозяйственных правонарушений. Служащие  совершают кражи у своих работодателей.
       Ритуализм предполагает сильное  принижение цивилизаторских целей  или даже полный отказ от  них до тех пор, пока не  удовлетворены запросы каждого  в отдельности. Ритуализм означает  принудительное, судорожное цепляние  за институциональные нормы.
       Когда личность в течение долгого  времени не может достичь цивилизаторской  цели легитимными и даже нелегитимными  средствами, она начинает реагировать  на это отказом, апатией, уходом  от мира, что также является  видом приспособления (адаптации). Эти  «сошедшие с поезда» люди живут  в данном обществе чисто номинально, не будучи включенными, в него. К ним относятся душевнобольные, алкоголики, наркоманы, отвергнутые  обществом, бродяги, бездомные.  Они не чувствуют себя принадлежащими  к своей цивилизации. Они не  видят реальной возможности достижения  успеха. И общество нередко криминализирует  уход от мира, издает законы  против бродяжничества, пьянства  в общественных местах, злоупотребления  наркотиками.
       При мятеже старые цели и  методы отвергаются. Они заменяются  новыми целями и методами. Примерами  мятежа как вида приспособления  служат революции, альтернативные  формы существования. Мятеж вызывает  к жизни такие преступные действия, как покушения на убийство, взрывы бомб или беспорядки с применением насилия. Для концепции Р. Мертона характерно внимание к тому обстоятельству, что эффективность целепреследующей деятельности в большинстве случаев обусловлена способностью субъектов к нарушению морально-правовых норм.17
       Перечисленные им виды приспособления (адаптации) не являются характеристиками личности. Они лишь дают наглядное представление о том, какой вид поведения выбирает индивидуум в качестве ответной реакции на усиливающуюся аномию.  

     
    Особенности развития аномии в  современном российском обществе:
 
     
      Особенности аномии в современном  российском обществе.
      Дезорганизация, дисфункциональность основных социальных институтов, патология социальных связей, взаимодействий в современном российском обществе, которые выражаются, в частности, в несокращающемся числе случаев девиантного и делинквентного поведения значительного количества индивидов, то есть все то, что со времен Э.Дюркгейма определяется как аномия, фиксируется, постоянно анализируется представителями разных отраслей обществознания.18 При этом подходы к выявлению причин современной аномии, а также рассмотрению условий протекания негативных процессов, их содержания, перспектив социального оздоровления российского социума существенно отличаются. Одни социологи, политологи, криминологи полагают, что современное аномичное состояние общества - не более чем издержки переходного периода, свойственные всем трансформирующимся обществам, в частности, Восточной Европы, в которых уже более десяти лет кардинально меняется социально-экономический уклад, политический строй.19 Другие рассматривают происходящее с позиций катастрофизма, выделяют определенные социальные параметры, свидетельствующие, по их мнению, именно о таком развитии социальной системы, необратимости негативных процессов в обществе, его неотвратимой деградации. Своеобразием отличается точка зрения А.А. Зиновьева, который полагает возможным констатировать едва ли не полное самоуничтожение российского социума.20
     Современное российское общество уже достаточно длительное время пребывая в условиях глубочайшей трансформации не может  не испытывать дисфункциональные напряжения. Сравнительно поздний переход к  рынку, своеобразие исторических, ментальных характеристик российского социума, многие другие аспекты его реального  функционирования предопределяют специфические  черты проявления аномии.
     Во-первых, аномия российского социума реально  проявляется в условиях перехода общества от некоего целостного состояния  к фрагментарному, атомизированному.21 Советское общество путем весьма болезненных социальных травм выросло до относительно целостного образования, что, конечно, не исключало наличия в нем и разного рода конфликтов, и идейных разночтений, особенно в последний период истории.
     И все же общие духовные черты, характеристики правовой, политической, экономической, технической культуры можно было отметить у представителей по сути всех слоев, групп, в том числе  и национальных, составлявших наше общество. Как можно было зафиксировать и то, что относительная закрытость общества, специфика его социально-политической подсистемы порождали неразвитость, своеобразную наивность восприятия реальности у миллионов и миллионов людей, их беспомощность в оценке реальности, самоотчуждение от политики. Надо к тому же иметь в виду, что несколько поколений людей формировались в духе коллективизма, едва ли не с первых лет жизни воспитывались с сознанием некоего долга перед другими, всем обществом.
     Одновременно  несколько поколений было вынуждено  формироваться и в условиях весьма своеобразной адаптации к таким  общественным порядкам, когда востребованными  оказались такие черты индивида как социальная пассивность при  разрешенной показной активности, доносительство при официальном оправдании этого  необходимостью укреплять безопасность страны, повышать бдительность в условиях враждебного окружения. Несколько  поколений социализировались при  непрекращающихся разоблачительных идеологических кампаний, когда каждое последующее  политическое руководство начинало свою деятельность "с развенчивания", как говорилось, недостатков, подлинных  и мнимых, своих предшественников. Можно, вероятно, выделить и иные ментальные черты, получившие закрепление в  массовом сознании в отмеченный период, но нам в данном случае важно подчеркнуть  лишь то обстоятельство, что такая, во многом идеологически удерживаемая, целостность общества в период смены  ценностных предпочтений оказалась  в ситуации серьезного испытания. А  многие характеристики ментальных структур, казалось бы, столь устойчивые прежде при непрочности, ненадежности их внутренних оснований стали достаточно быстро уступать место иным установкам: корыстолюбивому себялюбию, индивидуализму, циничному прагматизму. Обстановка вечного разоблачительства, даже осмеяния политической элиты породила обстановку, которую можно оценить как изверие. Внешняя целостность, монолитность, удерживаемая какое-то время и элементарным страхом, внутренне уже была готова к крайней индивидуализации социальной жизни.22
     Во-вторых, специфика аномии российского общества состоит в его небывалой криминальной насыщенности. Аномия в решающей мере выступает в наших отечественных  условиях в форме криминализации социума. Разумеется, любое нарушение моральной и правовой регуляции вызывает нарастание числа преступных поведенческих актов индивидов. Вероятно, можно указать целые периоды в истории России, когда степень криминальности была исключительно высокой.23 Но общество всегда имело потенциал сдерживания избыточной криминальной активности, понижало ее уровень до социально приемлемого.
     В-третьих, особенность аномии российского  общества заключается в том, что  в связи с перестройкой, переходом  к рыночной экономике, сопровождающейся невероятно быстрой сменой ценностей, оказалось дезориентированным всё  население страны. Тех, кто обладал  молниеносной реакцией, «выбросило наверх», остальные - и их подавляющее большинство - с «запоздавшей» реакцией, оказались  в ситуации раскола, разрушения их жизненных  ориентиров, они были вынуждены в  кратчайшие сроки переосмыслить  всю систему жизненных ценностей.24
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.