На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы государственной  политики в  области туризма и практика их применения…………………...
 
7
    1.1. Цели, приоритетные  направления и способы государственного  регулирования туристской деятельности………………………………
 
7
    1.2. Состояние  нормативно-правового регулирования  в сфере туризма в Российской  Федерации……………………………………….
 
19
Глава 2. Роль туризма в экономике государства……………………………. 28
    2.1. Современное  состояние и тенденции развития туризма в мире. Государственная финансовая поддержка сферы туризма……………..
 
28
    2.2. Анализ и  экономическая оценка туристских ресурсов России и их состояние………………………………………………………………
 
43
Глава 3. Основные направления и механизмы  решения задач развития сферы туризма………………………………………………………………….  
54
    3.1. Актуальные  проблемы государственного регулирования  развития туризма в России………………………………………………
 
54
    3.2. Приоритетные цели и задачи развития туризма в России………...
66
Заключение…………………………………………………………………….. 79
Список  используемых источников…………………………………………... 83
Приложения……………………………………………………………………. 90
 

Введение 

     Туризм  – многоликое, комплексное и массовое явление – форма организации  отдыха, способ познания окружающего  мира, область международного сотрудничества, сфера услуг и предпринимательства, часть государственной политики. Значение туризма возрастает во всем мире, он оказывает большое влияние на экономику и социальную сферу, способствуя удовлетворению потребностей населения и организаций; доходам и решению проблем занятости населения; развитию бизнеса в городской и сельской местности; формированию транспортной, гостиничной, сервисной инфраструктуры, что положительно влияет и на другие сферы; улучшению курортно-рекреационного потенциала, возрождению и сохранению памятников истории и культуры, ремесел и народных промыслов; повышению имиджа, инвестиционной привлекательности страны. Жители планеты путешествуют с оздоровительными, познавательными, деловыми, религиозными, образовательными, развлекательными и другими целями. Туризм играет все большую роль в мировой экономике. Таким образом, туризм еще в ХХ в. стал важной и неотъемлемой частью жизнедеятельности населения и стран, высокодоходной отраслью, социальной и экономической сферой деятельности. В ХХI в. это значение еще более увеличивается.
     В мировой практике регулирование  туристской деятельности является важной частью государственной политики и  предметом пристального внимания парламентов  и правительств. В Гаагской декларации по туризму особо подчеркнуто, что "туризм должен планироваться государственными властями, а также властями и туристской индустрией на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов феномена"1. Для современной России проведение целенаправленной, многосторонней и активной государственной политики в области туризма также имеет важное значение.
     Нельзя  не заметить, что в сфере туризма  в последнее десятилетие происходят существенные изменения, отражающие серьезные  процессы социально-экономических  и политических преобразований в  российском обществе. Туризм стал весьма привлекательной для предпринимательства отраслью. Туристический бизнес в нашей стране находится в стадии структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых, межрегиональных и внешнеэкономических связей. Совершенствуется туристическая инфраструктура, формируется соответствующий сегмент рынка труда, создается и новая система государственного регулирования туристической деятельности. Возникают новые подходы к формированию государственной политики в сфере туризма, само его развитие постепенно становится приоритетной национальной задачей.
     На  совещании, проходившем 1 августа 2008 г. в г. Угличе Ярославской области, Президент Российской Федерации  Д.А. Медведев отметил, что богатейшее культурно-историческое наследие страны и уникальные природные условия представляют собой грандиозный ресурс для развития туризма. По мнению Президента России, именно в туризме заложена одна из точек роста для многих российских регионов2.
     В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года3 туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.
     Действительно, как показали последние несколько  лет, в отдельных российских регионах туризм развивается достаточно успешно. Он позволяет обеспечить высокие  и устойчивые темпы экономического роста, интеграцию национальной туриндустрии в мировую экономику, способствует росту занятости и повышению уровня жизни населения, а также увеличивает поступления в бюджеты всех уровней.
     Кроме того, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями  в условиях экономического кризиса. Не случайно в Программе антикризисных мер Правительства России на 2009 год внутренний туризм был отнесен к тем секторам национальной экономики, которые наиболее перспективны с точки зрения импортозамещения и наращивания внутреннего спроса4.
     Между тем, стоит признать, что пока эффективному развитию туризма в России во многом мешает отсутствие четкого понимания того, как должна строиться государственная политика, направленная на содействие развитию туризма, неразвитость инфраструктуры, а также недостаточность изучения туризма с научной точки зрения. Анализ отечественной литературы и практики показывает неразработанность понятийного аппарата, отсутствие системного подхода и научной методологии обоснования характера и степени государственного регулирования туризма.
     Все вышеизложенное подтверждает актуальность и практическую значимость темы исследования.
     Целью настоящего дипломного проекта является развитие теоретических, методологических и методических подходов к организации системы государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию.
     Достижение  поставленной цели требует решения  следующих задач:
     - раскрыть цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности;
     - провести анализ состояния нормативно-правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации;
     - охарактеризовать современное состояние и выявить тенденции развития туризма в мире;
     - проанализировать результаты современной государственной политики в туристической сфере для ее участников и для развития туризма как отрасли российской экономики;
     - выявить актуальные проблемы государственного регулирования развития туризма в России;
     - сформулировать приоритетные цели и задачи развития туризма в России
     Новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что в нем впервые комплексно проанализирована и оценена государственная  политика и роль государства в  лице различных его структур и  степень их влияния на процесс развития российского туризма.
     1. На основе опыта зарубежных  стран показано влияние государственной  политики в сфере туризма для  формирования и поддержки позитивного  имиджа для страны.
     2. Выявлены формы и типы взаимодействия, взаимозависимости и взаимовлияния, различных акторов и органов власти всех уровней.
     3. Обоснована необходимость проведения  в Российской Федерации активной  государственной политики в сфере  туризма, особенно въездного и  внутреннего, вызванная влиянием  туризма на социально-экономическую и политическую сферы.
     3. Дипломный проект дополняет и  развивает существующие научные  представления о формировании  государственной политики в сфере  туризма, предлагает ряд новых  направлений анализа взаимодействия  публичной власти и туристического бизнеса.
 

      Глава 1. Теоретико-методологические основы государственной  политики в области  туризма и практика их применения 

1.1. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности 

     Туризм  в силу вовлеченности в него огромного количества людей и ресурсов не может оставаться без специальных правовых, организационных, экономических средств воздействия, в том числе с целью ограничения отрицательных сторон конкуренции, а также обеспечения основ социальной защиты населения. Поэтому государственное регулирование туризма связано с необходимыми и достаточными требованиями, отражающими интересы общества в целом.
     Формирование  рыночной экономики в России усилило  интерес к формам и методам  туристского обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса.
     Туризм  высокодоходная отрасль экономики, но пока только теоретически. Феномен туризма в правовой сфере состоит в том, что он регулируется практически всеми основными отраслями законодательства. И только там, где государство проводит в жизнь надлежащую государственную политику в отношении туризма, формирование экономико-правовых принципов регулирования этих видов деятельности и обеспечение устойчивого развития туризма, успех в туризме налицо, что подтверждается фантастическими доходами отдельных стран от туристской деятельности (США, Франция, Испания).
     Таким образом, государственное регулирование  туризма – важное звено в экономике  страны.
     Однако, прежде чем перейти непосредственно  к рассмотрению конкретных вопросов государственного регулирования сферы  туризма, следует остановиться на проблеме толкования процессов регулирования и управления. Как справедливо подмечено О.Н. Викуловой "это две различные функции. Управляющий позыв говорит, что делать, а регулирующий – как делать. Учитывая, что туризм является особой отраслью, преимущественно образованной предпринимателями и в незначительной мере государственными структурами, управляющая посылка "что делать" влечет меру ответственности за конечный результат, поскольку предприниматель по определению исполняет свои функции по достижению прибыли за свой счет и на свой риск"5. Поэтому государственная политика в сфере туризма по большей части сводится к государственному регулированию, а не управлению. Хотя последнее иногда можно увидеть в некоторых национальных законах стран СНГ.
     Существуют  разные подходы к определению сущности государственного регулирования. Вот один из них: "государственное регулирование туризма заключается в разработке и принятии основополагающих правил организации и развития туристского бизнеса в стране"6. Вместе с тем в другом издании, посвященном общим вопросам государственного регулирования, регулирование трактуется как "функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров"7. Приняв последнее определение за основу, можно предложить следующую трактовку рассматриваемого понятия, через которое раскрывается его сущность: государственное регулирование туризма – это деятельность органов государственной власти по воздействию на сферу туризма с целью обеспечения ее функционирования в заданных параметрах или достижения новых показателей ее развития.
     Каждое  государство, учитывая интересы нации, устанавливает свои приоритетные направления  туристской деятельности. Практически  во всех национальных законах различных  государств наблюдается единообразное  определение приоритетов: 1) внутренний туризм, 2) въездной туризм, 3) социальный туризм, 4) самодеятельный туризм.
     В общем случае туризм – один из важнейших  способов физического и духовного  оздоровления нации, залог ее возрождения, возможность реализации конституционных прав граждан на отдых и досуг институтами туризма. Поэтому внутренний туризм, как правило, имеет высший приоритет и соответственно поддержку государства. Следует иметь в виду, что далеко не большая часть населения имеет возможность участия в выездном туризме по различным признакам, среди которых экономические – не первые.
     Документы международных конференций по туризму  указывают, что "туризм должен планироваться  государственными властями, а также  местной администрацией и туристскими  организациями на комплексной и последовательной основе"8. Сегодня невозможно обойтись без единого национального механизма, обеспечивающего координацию туристской политики на общегосударственном и региональном уровнях.
     В своих рекомендациях ВТО также  отмечает, что на нынешнем этапе развития туризма только государство и правительство играют в нем первостепеннейшую, если не единственную роль, а частнопредпринимательский сектор участвует в этом лишь частично. Последний никогда не сможет покрыть потребности в крупных инвестициях для развития курортных, гостиничных и иных туристских предприятий, как и основных элементов туристской инфраструктуры. Необходимо отказаться от мысли, что частный сектор способен выполнять отдельные функции НТА (Национальной Туристской Администрации). Во всех сильных туристских державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма, называются они по-разному: в Великобритании – BTA(British Tourist Authority), в Ирландии – Irish Board, в Испании – Turespana, в Италии – ENIT, в Норвегии – NORTRA и т. д. Именно они содержат представительства по туризму в других странах, они разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток туристской информации9. При их помощи в ряде стран разрабатываются государственные программы стимулирования выездного туризма, которые предусматривают льготы в налогообложении, упражнение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров.
     Туристская  политика в России строится на основе соблюдения Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации.
     Рассматривая  форму как внешнее выражение  содержания государственного регулирования, можно выделить такие основные формы, как правотворчество, поддержка, стимулирование, легализация, регламентация и координация. Сущность этих форм, выраженная через деятельность органов государственной власти, представлена в таблице 1.
Таблица 1. Основные формы  государственного регулирования  туризма и их сущность

     В основополагающем нормативно-правовом акте, регулирующем сферу туризма  в Российской Федерации – в  Федеральном законе от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" – закреплено, что государственное регулирование в сфере туризма осуществляется путем10:
     1) определения приоритетных направлений  развития туризма в Российской  Федерации. Ст. 4 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определяются приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности. Ими являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма;
     2) нормативного правового регулирования в сфере туризма, которое включает в себя:
     - выработку концепции нормативного  правового регулирования туристской  деятельности;
     - оценку эффективности действующего  законодательства;
     - системную работу по формированию  правовой базы в сфере туризма;
     - совершенствование действующих нормативных правовых актов путем внесения соответствующих изменений;
     3) разработки и реализации федеральных,  отраслевых, целевых и региональных программ развития туризма;
     4) содействия в продвижении туристского  продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
     5) защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности, которая может быть достигнута путем:
     - разработки и внедрения норм  безопасности путешествий и туристских  пребываний;
     - информирования и просвещения  общественности;
     - создания институциональных рамок  для решения проблем, связанных  с безопасностью туристов, и в  частности в экстремальных ситуациях;
     - международного сотрудничества  на двустороннем, региональном, межрегиональном  и мировом уровнях;
     6) содействия кадровому обеспечению в сфере туризма (подготовка кадров и повышение их квалификации). Одной из основных задач в ближайшие годы является подготовка квалифицированных кадров для обслуживания гостей и участников зимней Олимпиады в Сочи. Для этого необходимы разработка и внедрение специальных образовательных программ для подготовки и повышения квалификации работников туристской индустрии Сочи;
     7) развития научных исследований  в сфере туризма;
     8) стандартизации и классификации  объектов туристской индустрии;
     9) формирования и ведения Единого федерального реестра туроператоров;
     10) информационного обеспечения туризма, осуществляемого путем:
     - размещения информации о субъектах  туристской деятельности;
     - информирования граждан Российской  Федерации, иностранных лиц и  лиц без гражданства об имеющихся объектах туристского показа, туристических маршрутах;
     - создания информационных центров,  специализированных сайтов в  сети Интернет. Во многих субъектах Российской Федерации созданы информационные центры, как, например, в Архангельской области, г. Иванове, Калининградской области, г. Екатеринбурге, Тюменской области, Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России;
     11) создания благоприятных условий  для развития туристской индустрии;
     12) оказания государственных услуг  в сфере туризма;
     13) взаимодействия с иностранными  государствами и международными  организациями в сфере туризма,  в том числе через представительства  федерального органа исполнительной  власти в сфере туризма за  пределами Российской Федерации.
     О.Н. Викулова, к способам государственного регулирования туристской деятельности, помимо указанных в Законе, предлагает также добавлять:
     - установление общих правил осуществления  различных видов предпринимательской  и иной хозяйственной деятельности  в сфере туризма и туристской  индустрии, порядка и правил осуществления контроля и надзора; разработку и нормативное введение технического регулирования в сфере туристской индустрии;
     - защиту прав и интересов туристов, организаторов туризма, исполнителей  туристских услуг и туристского  продукта, обеспечение их безопасности, а также сохранности их имущества;
     - создание прогрессивных методов  регулирования туристской деятельности, в том числе индикативного  планирования, стандартизации и  классификации услуг и объектов  в туристской индустрии, создание и внедрение современных систем управления качеством туристского продукта и туристскими ресурсами;
     - формирование основ деятельности  саморегулируемых общественных  организаций и широкое привлечение  их к регулированию отношений  в сфере туризма на местном уровне;
     - установление правил въезда в  государство, выезда из государства  и пребывания на его территории  граждан с учетом интересов  развития туризма;
     - создание благоприятных условий  для инвестиций в сферу туризма,  прежде всего средств отечественных  предпринимателей;
     - налоговое и таможенное регулирование  туристской деятельности и установление  преференций для туристов; гармонизацию  и установление облегченных валютных (фискальных), миграционных, таможенных, санитарно-эпидемиологических формальностей  (туристские формальности), чтобы способствовать свободе путешествий и доступу максимального числа людей к международному туризму;
     - формирование методов и практическую  реализацию унифицированных методов  государственной статистики в  сфере туризма;
     - формирование единой международной и национальной (региональной) сети туристско-информационных центров (ТИЦ), создание и ведение интегрированных баз знаний о туризме и баз данных реестров и кадастров;
     - содействие участию туристов, организаторов  туризма, исполнителей туристских услуг и их объединений в национальных и международных туристских программах и проектах;
     - обеспечение картографической продукцией  и путеводителями11.
     В государственном регулировании  туризма выделяют два уровня –  федеральный и региональный (уровень субъекта Федерации). И на первом, и на втором уровнях используются различные формы и методы регулирования. При этом некоторые формы и методы присущи только одному уровню, что предопределяется разделением полномочий в данной сфере между федеральным центром и регионами.
     В настоящий момент функции по выработке  и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию  в сфере туризма осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России). В Минспорттуризме России существует отраслевой Департамент, который занимается данными вопросами.
     Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма. Руководство деятельностью Ростуризма осуществляет Минспорттуризм России.
     К полномочиям Ростуризма относится  реализация государственной политики в сфере туризма, а также приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, в том числе:
     - федеральных, отраслевых целевых  программ развития туризма;
     - содействие в продвижении туристского  продукта на внутреннем и мировом  туристских рынках;
     - защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности;
     - содействие кадровому обеспечению  в сфере туризма;
     - развитие научных исследований  в сфере туризма;
     - стандартизация и классификация  объектов туристской индустрии;
     - формирование и ведение Единого федерального реестра туроператоров;
     - информационное обеспечение туризма;
     - создание благоприятных условий  для развития туристской индустрии;
     - оказание государственных услуг  в сфере туризма;
     - взаимодействие с национальными  туристскими администрациями иностранных государств и международными организациями в сфере туризма.
     Как у Минспорттуризма России, так  и у Ростуризма имеются четко  определенные полномочия в области  государственного регулирования туристской деятельности. По мнению главы Ростуризма России А.И. Ярочкина, "работа между этими государственными органами строится на творческой и конструктивной основе. Ростуризм активно взаимодействует с Министерством не только по вопросам своей компетенции (реализации правоприменительных функций, целевых программ и т.д.), но и в области подготовки проектов нормативных правовых актов в сфере туризма"12.
     Реализацию  государственной политики в сфере  туризма в субъектах Российской Федерации осуществляют региональные органы управления туризмом. О важном значении туризма для социально-экономического, культурного, экологического развития регионов России свидетельствует активно формирующееся законодательство субъектов Российской Федерации о туристской деятельности. Более чем в половине субъектов Российской Федерации существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма, а также концепции развития туризма (санаторно-курортного, туристского комплекса) на среднесрочную перспективу, утверждено множество региональных целевых программ развития туризма.
     В зависимости от масштабов задач, решаемых посредством туристской деятельности, в субъектах Федерации в составе  правительства (администрации) создаются  профильные комитеты, как, например, в  Москве и Московской области, или  структурные подразделения в составе многопрофильного комитета, как, например, отдел туризма в Комитете по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области или управление по туризму в Комитете по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга. Следует отметить, что для Санкт-Петербурга, где туризм определен стратегическим сектором экономики города, по мнению некоторых авторов, целесообразно было бы иметь профильный комитет по туризму, что обеспечило бы лучшую управляемость туристской отраслью13. В небольших районах работу по администрированию туризма выполняют отдельные должностные лица.
     В среднем региональные бюджеты выделяют на поддержку туризма и продвижение  регионального туристского продукта 5-7 млн. руб. Эти крайне незначительные суммы тратятся на проведение маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организацию туристских выставок, ярмарок, семинаров.
     Опыт  разных стран показывает, что успех  развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается данная отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Причем поддержка субъектов сферы туризма со стороны органов государственной власти (государства) может носить прямой и косвенный характер. К примеру, выдача государственного кредита предприятию туриндустрии является его прямой поддержкой, а подготовка кадров для таких предприятий в государственных образовательных учреждениях – опосредованной поддержкой.
     Одним из примеров такой поддержки стало  важное событие для развития отрасли – принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2009 г. № 397 "О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристских целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки"14. О подписании Постановления шла речь на встрече Председателя Правительства РФ Владимира Путина и руководителя Ростуризма А. Ярочкина. Согласно этому документу, указанные граждане могут находиться на территории Российской Федерации 72 часа без оформления виз. До подписания этого документа трехдневный безвизовый режим действовал только для пассажиров круизных судов. Между тем ежегодно Россию посещают сотни тысяч пассажиров паромов. В 2008 году только Петербург принял 500 тыс. туристов данной категории, а после принятия указанного Постановления, по прогнозам экспертов, эта цифра удвоится15.
     Недавно принятые изменения в Федеральный  закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", связанные с наделением полномочиями в сфере туризма органов местного самоуправления16, сформировали правовую основу для более активной реализации муниципальной политики в сфере туризма, которая является продолжением государственной политики на местном уровне. В настоящий момент органы местного самоуправления всех уровней имеют возможность более эффективно осуществлять мероприятия по поддержке и развитию туризма и создавать соответствующие органы муниципального управления сферой туризма.
     Важнейшим элементом государственной политики в сфере туризма является формирование культуры отдыха, о которой говорил  Президент России Д.А. Медведев (Красная  Поляна, Сочи, 12 января 2009 г.). Стоит поддержать мнение Е.Л. Писаревского, полагающего, что "культура отдыха (культура туризма) – это качественное состояние сферы туризма, которое характеризуется высоким уровнем развития общественных отношений в данной сфере, индивидуального и общественного сознания у путешественников, должностных лиц, представителей власти, работников предприятий туристской индустрии, населения принимающих туристов регионов (субъекты туризма) "17. Культура отдыха предполагает осознание всеми субъектами туризма роли и места туризма в современном мире, необходимости формирования в обществе модели поведения, связанной с рациональным использованием свободного времени в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и других туристских целях.
     Составной частью культуры отдыха является "культура личной безопасности туриста". Это  значит, что каждый турист в процессе подготовки и совершения путешествия  должен сознательно относиться к  обеспечению своей личной безопасности, в том числе адекватно оценивать опасности (риски) причинения вреда его жизни и здоровью, строго соблюдать меры обеспечения личной безопасности, законы страны (места) временного пребывания, уважать обычаи и традиции населения регионов (центров, территорий), принимающих туристов (местное население), рационально использовать компоненты и объекты окружающей среды, бережно относиться к туристским ресурсам.
     Формирование  культуры отдыха невозможно и без  развития "туристского сознания" местного населения. Гаагская декларация по туризму определяет "туристское сознание" как определенную "идеологию гостеприимства" по отношению к путешественникам и туристам, вырабатываемую "у сотрудников таможенных и иммиграционных властей, персонала туристских предприятий и широкой общественности с целью уважения человеческого достоинства, и в первую очередь для недопущения каких-либо проявлений дискриминации"18. Отрадно, что в российских регионах уже появляются первые программы, направленные на формирование туристского сознания населения туристских центров (например, проект "Сочи – гостеприимный город").
     В дальнейшей части настоящего дипломного проекта с целью получения  комплексной характеристики современного уровня развития туризма в стране с учетом результатов деятельности государства по развитию данной сферы  следует более подробно остановиться на рассмотрении состояния и тенденций развития нормативного правового регулирования, туристской инфраструктуры, подготовки кадров, статистической базы, продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках, а также международном сотрудничестве в сфере туризма. 

1.2. Состояние нормативно-правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации 

     С целью получения комплексной  характеристики современного уровня развития туризма в стране с учетом результатов деятельности государства по развитию данной сферы следует более подробно остановиться на рассмотрении состояния и тенденций развития нормативно-правового регулирования на федеральном и региональном уровнях. Как отмечается в специальных исследованиях, его современное состояние характеризуется следующими тенденциями:
     - развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма;
     - усилением экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение гражданско-правовых обязательств, а как следствие, повышением прозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристского бизнеса;
     - появлением правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.);
     - развитием нормативно-правового регулирования в области безопасности туризма;
     - формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков, страховщиков);
     - комплексностью нормативно-правового регулирования в сфере туризма, в том числе наличием значительного числа "туристских норм" в смежных с законодательством о туристской деятельности отраслях законодательства;
     - развитием регионального правотворчества в сфере туризма и его унификацией; гармонизацией законодательства РФ, права ЕС, законодательства государств СНГ19.
     Наиболее  отчетливо эти тенденции проявились в 2006 – 2007 гг., когда в результате эффективной правотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, Правительства РФ и Федерального Собрания РФ были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы современного цивилизованного туристского рынка. По мнению большинства исследователей, в настоящее время законодательство о туристской деятельности в значительной мере соответствует нормам и принципам международного права, гармонизировано с правом Европейского союза и законодательством развитых в туристском отношении государств20.
     В соответствии со ст. 2 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" законодательство РФ о туристской деятельности относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ и состоит из Закона о туристской деятельности, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Законодательство РФ о туристской деятельности определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав туристов на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов РФ.
     Можно выделить следующие основные принципы государственного регулирования туристской деятельности, закрепленные в ст. 3 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации":
     - Принцип государственной поддержки  туризма, включающий две составляющие: социальную и экономическую. Социальная составляющая заключается в развитии социального туризма в интересах менее обеспеченных граждан, а также молодежного туризма и туризма людей преклонного возраста. Экономическая составляющая предполагает развитие туризма и его индустрии как приоритетного направления государственной социально-экономической политики Российской Федерации, что напрямую влияет на состояние бюджетов субъектов РФ.
     - Принцип формирования представления  о Российской Федерации как  стране, благоприятной для туризма,  прежде всего, связанный с укреплением связей между государствами и развитием национальных туристских ресурсов.
     - Принцип поддержки и защиты  российских туристов, туроператоров,  турагентов и их объединений.  Данный принцип заключается в  разработке нормативных правовых актов, регулирующих туристскую деятельность, принятии мер по обеспечению безопасности туристов и туристских организаций, введении механизмов реализации прав и законных интересов субъектов туристской деятельности, установлении мер ответственности за нарушение прав и свобод туристов и туристских организаций.
     Основным  содержанием норм законодательства о туристской деятельности являются вопросы защиты прав потребителей туристского  продукта, правового регулирования  деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма. Именно в этой области правового регулирования в 2007 г. произошли кардинальные изменения21.
     Так, с принятием Закона от 05.02.2007 № 12-ФЗ механизм лицензирования туристской деятельности, существовавший в период 1993-2006 гг., был заменен на более эффективный способ государственного регулирования туристской деятельности – единый федеральный реестр туроператоров (далее – реестр). В связи с этим основным документом, необходимым предпринимателям для внесения сведений о них в реестр, является договор страхования ответственности туроператора или банковская гарантия исполнения обязательств туроператора (финансовое обеспечение). С 1 июня 2008 г. для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, размер финансового обеспечения не может быть менее 10 млн. рублей, а для туроператоров, занимающихся внутренним туризмом, – 500 тыс. рублей.
     В свою очередь, турагентская деятельность в настоящее время освобождена  от какого-либо избыточного административного регулирования. Деятельность турагентов регламентируется Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ22, а также внутренними стандартами ассоциаций туроператоров и локальными актами турагентов и их объединений.
     Не  менее важными изменениями в  туристском законодательстве являются меры по повышению уровня гражданско-правовой защиты прав и интересов туристов. Это касается страхования туристских рисков и минимизации риска потерь при взаимодействиях субъектов туристского рынка, а также в укреплении всего туристического комплекса страны. Чтобы обеспечить российских туристов качественным и низкорискованными туристскими продуктам, государство обязывает туроператоров иметь договор страхования гражданской ответственности или банковскую гарантию исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.
     Институт  финансовых гарантий достаточно успешно  применяется в США, Испания, Великобритании, Израиле и других странах, причем размеры финансового обеспечения могут устанавливаться как для туроператоров, так и для турагентов и варьироваться от 20 до 150 тыс. долларов и более. Для европейских стран наличие механизма государственного страхования туристских рисков является обязательным условием членства в Европейском союзе.
     Тариф по договору страхования ответственности  туроператора определяется, исходя из сроков действия договора, а также факторов, влияющих на степень страхового риска. Согласно правилам, утвержденным Федеральной службой страхового надзора в апреле 2007 года, базовый тариф по оформлению страховки для туроператоров, специализирующихся на международном туризме, составляет 2,4% от суммы финансовой гарантии в год, на внутреннем – 2,05%. Помимо этого страховщик может применять к базовым ставкам повышающие коэффициенты от 1 до 5 или понижающие от 0,4 до 1. Тарифы на услуги банков колеблются от 1 до 5% от величины финансовой гарантии в год. Значит, сегодня туроператорам, работающим по выездным программам, приходится платить от 50 тыс. до 250 тыс. рублей в год23.
     До  принятия поправок в Федеральный  закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" шли широкие  дискуссии о возможных последствиях24. Некоторые эксперты прогнозировали процессуальную трудность реализации страхового случая конкретным туристом. В качестве недостатков указывались потенциальная возможность вытеснения мелких и средних участников рынка (особенно на региональном уровне) и отсутствие среди участников системы страхования туристских фирм-посредников (турагентов). Однако вступление в силу обновленного закона вопреки ожиданиям многих экспертов не привело к монополизации туроператорского рынка крупными компаниями и к резкому росту цен на путевки.
     Важное  место в деятельности федеральных  органов исполнительной власти уделяется вопросам безопасности туризма. В январе 2008 г. вступил в силу Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания25. Административный регламент направлен на своевременное обеспечение туристов достоверной информацией об угрозах безопасности в стране (месте) временного пребывания.
     Для повышения качества туристских услуг и обеспечения безопасности туризма в области стандартизации и классификации объектов туристской индустрии Ростуризмом утверждены нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы классификации средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей. В течение трех лет классификация гостиниц осуществляется на основе государственно-частного партнерства, подтверждая оценку качества обслуживания, став подобием знака качества. Как показывает международная практика, наличие "звезд" у гостиницы существенно повышает ее привлекательность для потенциальных клиентов. Сейчас эта система активно внедряется в российских регионах, особо нуждающихся в доверии потребителей.
     Так, Система классификации пляжей, введенная в действие еще в 2006 г., и уже два раза пересмотренная, получила положительные отзывы российских и международных экспертов, руководителей санаторно-курортного комплекса и начала реализовываться26. Подобная работа ведется и по внедрению Системы классификации горнолыжных трасс27.
     Названные Системы классификации, призванные существенно повысить уровень безопасности отдыхающих и структурировать российский рынок, включают в себя порядок проведения оценки соответствия гостиниц (пляжей, трасс) требованиям безопасности, информационному обеспечению, предоставлению дополнительных услуг для туристов и другие положения.
     Значительное  внимание в деятельности федеральных  органов исполнительной власти отводится  вопросам анализа и обобщения  правоприменительной практики, на основе которой формируются предложения  по совершенствованию законодательства о туристской деятельности. Так, при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма на постоянной основе функционирует межведомственная рабочая группа по мониторингу законодательства о туристской деятельности. Активную роль в рабочей группе играют представители гражданского общества (ассоциации туроператоров, ассоциации (союзы) банков и страховщиков).
     Законодательство  о туристской деятельности активно  развивается в субъектах РФ. Согласно данным 2009 г. в 48 субъектах существовали специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма (Законы "О туризме", "О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации", "О поддержке развития туризма", "О развитии внутреннего и въездного туризма" и т.д.)28. В настоящее время число подобных законов только увеличилось. Наряду с законами в трех субъектах действуют концепции развития туризма (санаторно-курортного комплекса) на среднесрочную перспективу, в шестнадцати регионах приняты региональные целевые программы развития туризма. Это подчеркивает значение туризма для социально-экономического, культурного, экологического и иного развития субъектов РФ.
     Однако, к сожалению, стоит признать, что действующие нормативные правовые акты субъектов РФ не всегда регулируют актуальные проблемы развития регионального туризма. Часто региональные законы создаются по тем же канонам, что и Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Вместе с тем федеральные законы и законы субъектов РФ имеют очевидное изначальное различие. Первые призваны заложить единые (общие) подходы к государственному регулированию в сфере туризма, а вторые – особенности применительно к конкретным территориям субъектов РФ.
     В связи с этим в целях эффективного развития регионального туризма в разрабатываемых субъектами РФ нормативных правовых актах целесообразно отражать следующие актуальные вопросы правового регулирования туризма:
     1) определения и поддержки в  субъекте РФ приоритетных направлений  туристской деятельности;
     2) защиты прав и законных интересов туристов в субъекте РФ, реализации на его территории мер обеспечения безопасности туризма;
     3) содействия информационному обеспечению  регионального туризма, в том  числе путем продвижения регионального  туристского продукта на внутреннем  и мировом туристских рынках;
     4) содействия стандартизации и  классификации объектов туристской  индустрии, расположенных на территории  субъекта РФ;
     5) классификации и оценки туристских  ресурсов субъекта РФ, установления  режима их охраны, порядка сохранения  целостности туристских ресурсов и реализации мер по их восстановлению, определения порядка использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду;
     6) содействия в субъекте РФ кадровому  обеспечению и развитию научных исследований в сфере туризма;
     7) содействия деятельности предпринимателей  в сфере туризма; 
     8) другие вопросы, за исключением  вопросов, отнесенных к исключительным  предметам ведения и полномочиям  РФ.
     В любом случае важно учитывать, что  эффективное правовое регулирование является основой развития туристской деятельности, детальное урегулирование всего спектра общественных отношений в сфере туризма позволяет говорить об обеспечении защиты участников этих общественных интересов, снижении конфликтных ситуаций при реализации нормативных правовых актов.
     В заключение вышеизложенного можно  сделать следующие выводы.
     Государственное регулирование туризма – это  деятельность органов государственной  власти по воздействию на сферу туризма  с целью обеспечения ее функционирования в заданных параметрах или достижения новых показателей ее развития.
     В настоящее время в Российской Федерации формируется новая  государственная политика в области туризма. Очень серьезные перемены произошли в управлении отраслью. Впервые за всю историю в стране появилось министерство, на которое возложено проведение государственной политики в сфере туризма. Структурируется в субъектах Федерации система исполнительной власти. В муниципалитетах туризм становится важной темой, повесткой дня.
     Проведена большая работа по приведению российского законодательства о туристской деятельности в соответствии с нормами и принципами международного права, гармонизации с правом Европейского Союза и законодательством развитых в туристском отношении государств. В последние несколько лет в сфере государственного регулирования туризма в России действительно произошли серьезные изменения. Эти изменения затронули не только законодательство о туристской деятельности, но и всю правовую сферу.
 

Глава 2. Роль туризма  в экономике государства 

2.1. Современное состояние  и тенденции развития  туризма в мире. Государственная финансовая поддержка сферы туризма 

     В настоящее время индустрия туризма  в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в  международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений – 14%.
     Если  в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туристской индустрии – 2,1 млрд. долл. США, то, согласно данным Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО), в 2006 г. в мире было зарегистрировано 846 млн. прибытий туристов, а поступления от международного туризма достигли 733 млрд. долл. США. В 2010 г. количество международных туристских прибытий в мире достигло отметки 935 млн., что на 58 млн. превышает показатель 2009 года и на 22 млн. – показатель предкризисного пикового уровня 2008 года (913 млн.)29.
     Согласно  последним оценкам ЮНВТО, за 1990-2010 гг. объем доходов от международного туризма вырос с 264 до 940 млрд. долл. США. Занятость в сфере туризма и сопутствующих отраслях в мире составила 7,6% (219,8 млн. чел.) от совокупной занятости, из которых 2,7% (77,3 млн. чел.) работают непосредственно в сфере туризма30.
     В 2010 г. рост международных туристских прибытий был зафиксирован во всех регионах мира, при этом главными двигателями процесса восстановления остаются растущие экономики. Такие быстрые темпы восстановления, менее высокие в развитых экономиках (+5%) и более высокие в растущих экономиках (+8%), являются отражением в широкой перспективе глобальной экономической ситуации, и будут преобладать и в текущем году, и в обозримом будущем.
     "Восстановление темпов роста международного туризма является хорошей новостью, особенно для тех развивающихся стран, которые зависят от этого сектора в плане получения так необходимых им доходов и создания рабочих мест, – считает Генеральный секретарь ЮНВТО Талеб Рифаи. – Сегодня проблема заключается в том, чтобы сохранить этот позитивный рост в последующие годы в условиях все еще нестабильной глобальной экономической среды"31.
     Азия (+13%) стала первым регионом, в котором  произошло восстановление, и который развивался самыми быстрыми темпами в прошлом году. Количество международных туристских прибытий в Азию достигло нового рекордного уровня 204 млн. по сравнению со 181 млн. в 2009 году. Африка (+6%, 49 млн.) – единственный регион, имевший позитивные темпы роста в 2009 году и сохранивший их в прошлом году благодаря усилению динамизма экономики и проведению таких мероприятий, как организованный ФИФА в Южной Африке чемпионат мира по футболу. Результаты, выражающиеся двузначными цифрами, были зарегистрированы на Ближнем Востоке (+14%, 60 млн.), где темпы роста почти всех дестинаций составляли 10% или более.
     В Европе (+3%, 471 млн.) темпы восстановления были более медленными, чем в других регионах вследствие нарушения воздушного движения, вызванного извержением вулкана Эйяфьятлайокудль, и экономической неопределенности в еврозоне. Однако со второй половины 2010 года сектор стал набирать обороты и некоторые страны добились результатов, значительно превосходящих среднерегиональные показатели, но этого было недостаточно, чтобы перекрыть потери 2009 года.
     Американский  регион (+8%, 151 млн.) также смог восстановиться после спада 2009 года, вызванного экономическими трудностями в Северной Америке и вспышкой гриппа A(H1N1).Улучшению результатов региона в целом способствовало восстановление позитивных темпов роста в экономике США, а также усиление процессов региональной интеграции в Центральной и Южной Америке и оживление латиноамериканских экономик. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в Южной Америке (+10%).
     Субрегиональные результаты четко свидетельствуют  о таком быстром восстановлении. Несколько регионов, такие как Северная Африка, Африка южнее Сахары и Юго-Восточная Азия не пострадали от глобального кризиса и на протяжении 2009-2010 годов имели позитивные темпы роста. В субрегионах, пострадавших от кризиса в 2009 году, – таких как Северо-Восточная и Южная Азия, Северная и Южная Америка и Западная Европа – в 2010 году был зарегистрирован рост прибытий, полностью компенсировавший предыдущие потери и превысивший докризисные пиковые уровни. Страны Карибского бассейна и Центральной Америки вернулись на уровни 2008 года, в то время как темпы роста центральной, восточной, южной и средиземноморской Европы были недостаточными, чтобы компенсировать утраченные туристские потоки в 2009 году. Для сравнения: в Северной Европе в 2010 году не были восстановлены позитивные темпы роста.
     Темпы роста поступлений от международного туризма в 2010 году продолжали немного отставать от темпа роста прибытий, что характерно для периодов восстановления. Среди ведущих выездных туристских рынков по объему расходуемых туристами средств за границей лидирующие позиции продолжают занимать растущие экономики: Китай (+17%), Российская Федерация (+26%), Саудовская Аравия (+28%) и Бразилия (+52%). Ситуация в традиционных направляющих рынках, таких как Австралия (+9%), Канада (+8%), Япония (+7%) и Франция (+4%), выправилась, хотя США, Германия и Италия имеют более скромный показатель 2%. На противоположном полюсе находится Великобритания, туристы которой в 2010 году расходовали за границей на 4% меньше средств.
     Опираясь  на статистические показатели, можно  резюмировать, что на протяжении 2010 года спрос в сфере международного туризма сохранялся на должном уровне, несмотря на продолжающуюся экономическую неопределенность на некоторых крупных рынках, стихийные бедствия, политические и социальные беспорядки в ряде стран, серьезные нарушения воздушного движения в результате извержения вулкана в Исландии в апреле 2010 года и проблематичные погодные условия в определенных регионах Европы и США в декабре 2010 года.
     "Туризм проявил себя как сектор, обладающий высокой сопротивляемостью. Тем не менее, мы должны работать сплоченнее и лучше в целях усиления интеграции и сотрудничества между всеми участниками туристского процесса, чтобы повышать нашу конкурентоспособность и более эффективно реагировать на вызовы, подобные тому, который возник вследствие закрытия европейского воздушного пространства в апреле прошлого года", – отмечает г-н Рифаи32.
     В 2010 году также возросло значение мега-событий  – спортивных, культурных и выставочных – в плане их уникальной способности привлекать посетителей и позиционировать страны-организаторы как привлекательные туристские дестинации. Наиболее яркие примеры – зимние Олимпийские игры в Канаде, всемирная выставка Экспо-2010 в Шанхае, чемпионат мира по футболу, проведенный ФИФА в Южной Африке, и Игры стран Содружества в Индии.
     К основным факторам, определяющим будущее  туризма, следует отнести общие  и отраслевые факторы, такие, как  конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития.
     Мировая туристская индустрия в последние  годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами как внутри своего региона, так и  за его пределами. В первую очередь  на это указывают все более  широкие, часто агрессивные меры рекламного воздействия при продвижении своего туристского продукта на внешних рынках. Кроме этого, туристский спрос и туристское предложение зависят от ряда таких меняющихся факторов, как экономическое и финансовое развитие, влияние политики, проводимой государством, демографических и социальных изменений, развитие инновационных технологий. Таким образом, усиление конкуренции как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения является одной из существенных тенденций развития мирового туризма.
     Рост  конкуренции на рынке туристского  спроса происходит в результате действия следующих факторов:
     - появления все большего числа  стран с амбициозными экспансивными  планами привлечения туристов;
     - достижения пика насыщения некоторых  форм и видов туризма, предлагаемых туристскими центрами и странами (например, на рынке пляжного отдыха).
     Это требует от стран, стремящихся сохранить  свою туристскую привлекательность, следующих  действий:
     - попытаться сохранить баланс  между ростом спроса и ростом  предложения;
     - осуществлять планирование развития  туризма в соответствии с принципами  устойчивого развития;
     - предусматривать долгосрочные инвестиции  в сферу туризма;
     - обеспечить наличие ясных государственных  стратегий развития туризма, гибкости  и оперативности в принятии решений.
     По  мере того как экономические выгоды, получаемые от туризма, становятся все  более очевидными, отношение стран  к международному туризму становится все более лояльным и ведет  к уменьшению числа ограничений.
     Анализируя  роль государства в организации и развития туристической деятельности в различных странах мира, можно выделить три типа моделей государственной участия в регулировании этой важной составляющей национальной экономики.
     Первая  модель предполагает отсутствие центральной  государственной туристической администрации, все вопросы решаются на местах на основах и принципах рыночной "самоорганизации". Правительственные органы используют такую модель в тех случаях, когда туризм национальной экономике вообще не очень нужен, или когда субъекты туристического рынка занимают сильные позиции, т.е. способны решать свои проблемы без государственного участия. Подобная модель управления индустрией туризма принята в США после того, как в 1997 г. была ликвидирована государственная структура US Travel and Tourism Administration (USTTA), которая отвечала за развитие туризма в стране.
     Вторая  модель предполагает наличие сильного и авторитетного центрального органа – министерства, которое контролирует деятельность всех предприятий туристической отрасли в стране. Для реализации такой модели политики нужны соответствующие условия, а именно: значительные финансовые вложения в туристическую индустрию: в частности в рекламную и маркетинговую деятельность, инвестирования в туристическую инфраструктуру и т.д. Подобная модель организации управления туристической индустрией действует в Египте, Мексике, Тунисе, Турции и других странах, для которых туризм является одним из основных источников валютных поступлений в бюджет.
     Третья  модель преобладает в развитых европейских государствах. В странах, где используется такая модель, вопросы развития туристической деятельности в стране решаются в "недрах" определенного многоотраслевого министерства на уровне соответствующего отраслевого подразделения. При этом подразделение данного министерства, отвечающего за развитие туризма в стране, осуществляет свою деятельность в двух направлениях: решает или регламентирует общие вопросы государственного регулирования (разработка нормативно-правовой базы, координация деятельности региональной представительной и исполнительной власти, международное сотрудничество на межгосударственном уровне, сбор и обработка статистической информации и т.д.) и направляет и координирует маркетинговую деятельность (участие в выставках и международных объединениях в туристической сфере, управление туристическими представительствами своей страны за рубежом и т.д.).
     Следует заметить, что в рамках рассматриваемой  модели центральная государственная  туристическая администрация работает в тесном взаимодействии с местными властями и частным бизнесом. Такая схема работы оказывается весьма продуктивной с точки зрения нахождения форм конструктивного сотрудничества и взаимодействия административных органов разных уровней государственного и регионального управления, а также для привлечения финансовых средств частного сектора с целью выполнения соответствующих государственных задач. Следствием такой политики является появление смешанных по форме собственности (государственно-частных) институтов в сфере регулирования туристической деятельности33.
     Третья  из рассматриваемых моделей участия государства в развитии индустрии туризма получила условное название "европейской"34. Целесообразно рассмотреть европейскую модель подробнее, поскольку она представляется наиболее приемлемой для Российской Федерации. Особую актуальность исследованию данной модели предоставляет не только ситуация глобальных трансформаций в современном мире, но и выбор Россией европейского вектора развития, необходимость построения в ней демократического, открытого гражданского общества.
     Варианты  реализации третьей модели управления туристическим сектором представляется возможным рассмотреть на примере  четырех европейских стран: Франции, Испании, Великобритании и Италии, на долю которых, по данным Всемирной туристической  организации (ВТО) приходится около 1/3 мировых туристических прибытии35.
     Во  Франции вопросы регулирования  туризма относятся к компетенции  Министерства транспорта и общественных работ, в структуре которого функционируют  Государственный секретариат по вопросам туризма и управления туризма. Кроме того, существует еще целый ряд органов, участвующих в управлении туризмом "с правом совещательного голоса": Совет по туризму при Министерстве транспорта и общественных работ, Национальный наблюдательный совет по туризму (маркетинговые исследования и статистика в туризме), Национальное агентство по вопросам отпускных путешествий (социальный туризм), Национальный комитет по процветанию Франции (вопросы экологии и озеленения городов). Данные органы отвечают за управление и регулирование отраслью, инвестирование и международные отношения в сфере туризма.
     Важное  место в системе управления туристской сферой занимает Агентство по туристской инженерии Франции (AFIT), которое является государственной организацией и  выполняет следующие функции: а) апробированием новых туристских проектов в национальных масштабах; б) анализ и перспективное планирование развития туризма; в) исследование поведения туристов в разных странах (наблюдение за спросом); г) наблюдение за информированием туристов о туристских предложениях; д) составление рекомендаций для различных туристских организаций; е) проведение обучения для отраслевых специалистов, проведение технических дней для передачи "ноу-хау"; ж) ведение проектов "от начала до конца"36.
     Продвижением  образа Франции как туристического центра на международном рынке до 2009 г. занималась ассоциация "Maison de la France" (Национальный туристический дом), возникшая в 1987 г. в результате соглашения о партнерстве между местными администрациями, туристическими фирмами, гостиницами, администрациями объектов экскурсионного показа. На конец 2008 г. ассоциация насчитывала около 800 членов. В штате ассоциации "Maison de la France" состояло более 200 сотрудников, 31 его представительство было представлено в 26 странах мира. Руководящий орган ассоциации был сформирован следующим образом – совет директоров состоит из 27 человек (1/3 – чиновники из госаппарата, а 2/3 – представители частного бизнеса)37.
     Деятельность  ассоциации на 60% финансировалась из госбюджета, остальные инвестиции представляли собой частный капитал. Пример "Maison de la France" ярко продемонстрировал, как многократно можно увеличивать эффект от государственных инвестиций, если их умело дополнять инвестициями частного сектора.
     С мая 2009 г. продвижением Франции как туристического направления в мире занимается группа Atout France (Агентство туристического развития Франции), которая создана в результате слияния Maison de la France (Национального дома Франции) и агентства ODIT France.
     В Испании вопросы туризма координирует Государственный секретариат по вопросам торговли, туризма и малого бизнеса, подчиненный Министерству экономики. Кроме Госсекретариата Министерству подчиняются: Центральная дирекция по туризму (административные вопросы, разработка общих направлений государственной политики в сфере туризма); гостиничная сеть "Paradores" (83 отеля, расположенные в зданиях, представляющих историческую ценность); два выставочно-конгрессных центров (в Мадриде и Малази) и Испанский институт туризма – "Turespaca"38. Последний занимается привлечением иностранных туристов, проводя рекламную деятельность и промоцию испанских курортов за рубежом. Данная организация имеет широкую сеть информационных офисов в Испании и 29 представительств в 21 стране мира. Институт полностью финансируется из госбюджета39.
     Полномочия  самого Министерства экономики в сфере осуществления государственной политики в сфере туризма невелики. Такие важные функции, как лицензирование, сертификация услуг, разработка стратегии развития туриндустрии является прерогативой местных властей. С целью координации их деятельности в стране создан Совет по развитию туризма, в состав которой входят представители государственных органов власти всех уровней и представители частного бизнеса.
     России  в будущем стоит перенять опыт сотрудничества Совета по развитию туризма с представителями частного сектора, который осуществляется через внедрение в организацию и учет выдвинутых последними инициатив, особенно по вопросам продвижения специфических и экологических туристических продуктов.
     В Италии Департамент по туризму входит в состав Министерства производственной деятельности. Основные его функции  сводятся к координации деятельности региональных турадминистраций, разработке нормативно-правовых документов общенационального характера, исследованиям и обработке статистических данных, а также международной деятельности (межправительственные соглашения, взаимоотношения с международными организациями и ЕС)40.
     Полномочия  местных туристических администраций  в Италии в настоящее время  значительно расширены. Они ведают всеми вопросами лицензирования туристической деятельности на своей территории, осуществляют классификацию гостиниц, имеют право продвигать и рекламировать свои регионы внутри страны и за рубежом (рекламные мероприятия, участие в выставках и т.д.).
     Однако  ведущая роль в представлении  Италии на международном туристическом  рынке все же принадлежит Национальному управлению по туризму (Ente Nazionale Italiano per il Turismo – ENIT), основными функциями которого является рекламно-информационная работа, маркетинговые исследования, координация международной деятельности местных турадминистраций. ENIT подчиняется Департамента по туризму и полностью финансируется из госбюджета. В штате ENIT состоит 200 человек, в том числе сотрудники 20 представительств в 16 странах.
     Для нашей страны может представлять несомненный интерес опыт работы ENIT по развитию делового туризма в  отдельных провинциях Италии, презентации  турпродукта крупнейших провинций  страны на международных туристических  салонах и установлению сотрудничества между государственными органами и частными туристическими предприятиями.
     В Великобритании сферу туризма возглавляет Министерство культуры, средств массовой информации и спорта, которому подчиняется орган, который непосредственно координирует деятельность в области туризма – "VisitBritain. Он занимается привлечением иностранных туристов в Великобританию, развитием внутреннего туризма, а также консультирует правительство и другие государственные учреждения по вопросам туризма. "VisitBritain" – наряду с традиционной деятельностью на иностранных рынках (распространение информации туристического характера, реклама, участие в выставках) предоставляет платные консалтинговые услуги, организует выставки и семинары, осуществляет различные проекты с участием иностранного капитала, издает и реализует путеводители, видеофильмы и другую рекламно – информационную продукцию. Разработав собственный обновленный сайт www.visitbritain.com на 19 языках для 36 стран мира, "VisitBritain" продолжает адаптировать его для новых туристических рынков мира.
     Наряду  с национальными программами  регионального развития туризма в последние годы большую роль играет политика территориального регулирования на наднациональном уровне, что особенно актуально для стран Европейского Союза. Основными структурами, которые координируют эту политику, является Комитет по региональной политике при Совете министров ЕС и Европейский фонд регионального развития. Кроме того, в составе Еврокомиссии действует Директорат по предпринимательству и промышленности, в составе которого есть отдел по туризму (tourism unit)41. Отдел состоит как из представителей государств – членов Сообщества, так и из представителей институтов Сообщества (Совета, Парламента, Комитета регионов, Социального и экономического комитета). Отдел по туризму также поддерживает связь с представителями туриндустрии, действует в тесной связи с Совещательным комитетом по туризму. В Европарламенте действует Комитет по транспорту и туризму, также организована Группа по туризму (intergroup for tourism)42.
     Вместе  с тем ни один орган в Сообществе не наделен полномочиями контролировать туризм как особую индустрию, а обладает лишь совещательными функциями. Это  объясняется тем, что ЕС, активно координируя туристическую деятельность, не вмешивается в политику каждой из стран-участниц. Особенностью европейской региональной политики является ориентация на приоритетную роль в решении вопросов экономического развития отдельных регионов (выделенных по специальной методике) перед национальными государствами. Тем самым предполагается постепенная трансформация "Европы национальных государств" в "Европу регионов"43
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.