На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Налоговые правоотношения. Понятие и участники налоговых правоотношений

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего  профессионального образования.
Сибирский государственный аэрокосмический  университет 
имени академика  М.Ф. Решетнева 
 
 

Гуманитарный  факультет 
 
 
 
 

Реферат 

Предмет: «Правовое регулирование налоговых  отношений» 

Тема: «Налоговые правоотношения. Понятие и участники налоговых правоотношений» 
 
 
 
 
 
 

                                                                        Выполнил:
                                                                        студентка группы ННЗУ-81
                                                                     М.Ю.Вейц
                                                                        Проверил:
В.И. Токарев 
 

                                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск  2011 г.
Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность налоговых правоотношений…………….………………………….5
1.1 Понятие и  состав налоговых правоотношений……………………………………..5
1.2. Признаки  налоговых правоотношений…………………………………………… .6
Глава 2. Классификация  участников налоговых правоотношений……………………9
2.1. Налогоплательщики, как участники налоговых правоотношений……………….9
2.2. Налоговые органы…………………………………………………………………..11
2.3. Представительство в налоговых правоотношениях………………………………17
2.4. Иные участники налоговых правоотношений…………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………………...26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      
         Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

     Правоотношения  по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти Российской Федерации, её субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции Российской Федерации1 разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.
     Установленные в законном порядке налоги реализуются  через налоговые правоотношения, которые возникают по поводу взимания этих налогов с организаций и физических лиц.
     Объектом  исследования в данной работе выступают общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов, осуществления налогового контроля.
     Предметом исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля.
     Нормативную основу работы составили нормы конституционного и налогового права.
      Целью данной работы является формирование целостного представления о налоговых правоотношениях и определение основных участников налоговых правоотношений, их прав и обязанностей. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
     1.охарактеризовать понятие и признаки налоговых правоотношений;
     2. определить основных участников налоговых правоотношений;
     3.установить права и обязанности этих участников налоговых правоотношений.
     В первой главе рассматриваются понятие и признаки налоговых правоотношений.
     Во  второй главе рассматриваются классификация участников налоговых правоотношений, их права и обязанности.
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Сущность налоговых  правоотношений

     1. Понятие и состав  налоговых правоотношений

 
 
     Налоговые правоотношения – урегулированные  нормами налогового права общественные отношения, возникающие при установлении, введении, исчислении и уплате налогов и других обязательных платежей.
     Наиболее  точно выразить специфику налоговых  отношений позволяет определения  понятия налогового обязательства, которое характеризуется следующими чертами:
    Имущественное (передача государству денежных средств);
    Относительное (имеет строго определенных состав участников);
    Активный тип (обязанность плательщика платить налоги);
    Гарантированное (побуждением к его выполнению являются санкции, применяемые уполномоченными на то государственными органами за нарушение налогового законодательства);
    Положительное содержание (налоговому обязательству, как правило, не свойственны требования воздержаться от совершения определенных действий).
     Налоговые правоотношения включают следующие элементы:
     - субъекты;
     - объекты; 
     - содержание.
     Субъекты  налоговых правоотношений – физические лица и коллективные образования, способные  участвовать в налоговых отношениях (т.е. обладающие правоспособностью  и дееспособностью) и выступающие как носители налоговых прав и обязанностей.
     Субъекты  налоговых правоотношений обладают налоговой правоспособностью и  дееспособностью, в т.ч. деликтоспособностью в неразрывном единстве.
     Содержание  налоговых правоотношений раскрывается через субъективные права и обязанности их участников. Субъективные права – определенные правовые возможности положительного поведения управомоченных субъектов, требование соответствующего поведения от правообязанных субъектов, использование государственного принуждения в случаях неисполнения одной из сторон своих обязанностей, пользование льготами по обязательным платежам. Отличительной чертой субъективных прав является мера поведения, обеспечиваемая не только законом, но и обязанностями других участников правоотношений. Содержание налоговых правоотношений всегда проявляется в корреспонденции прав и обязанностей их участников2. 

1.2 Признаки налоговых  правоотношений

 
 
     Налоговые правоотношения обладают всеми признаками, свойственными для правоотношений вообще:
     1) Налоговые правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм.
     2) Налоговые правоотношения представляют  собой юридическую связь между  конкретными субъектами. Эта связь  устанавливается через их субъективные  права и обязанности. "Если  не определить содержание субъективных прав и обязанностей, из которых состоит правоотношение, то и само правоотношение остается бессодержательным".
      3) Налоговые правоотношения носят  волевой характер. Во-первых, потому  что через нормы права в  них отражается государственная воля, во-вторых, в силу того, что даже при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться, а затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере, одного из них. Однако здесь следует отметить, что зачастую воля налогоплательщика и воля государства не совпадают, о чем свидетельствуют многочисленные факты уклонения от уплаты налогов;
     4) Налоговые правоотношения охраняются (поддерживаются, гарантируются) мерами  государственного воздействия. Важно  отметить, что к данному воздействию относятся не только меры принуждения, "возможность применения которых обусловлена наличием правонарушения", но и иные меры. В первую очередь это наличие контроля со стороны государства (налогового контроля) за исполнением налогоплательщиками их обязанностей. Также к ним можно отнести способы обеспечения исполнения налогоплательщиком налоговой обязанности (Налогового кодекса Российской Федерации); направление налогоплательщику требования на уплату налога (глава 10 Налогового кодекса Российской Федерации); предоставление отсрочки, рассрочки уплаты налога, налоговый кредит (Налогового кодекса Российской Федерации) и др. Поскольку меры государственного принуждения связаны с существенным ограничением прав налогоплательщиков (в первую очередь права распоряжения своим имуществом) – это всегда крайние меры, и всегда необходимо, в целях обеспечения стабильности в обществе и поддержания доверия к государству, сначала использовать все иные возможности с целью ненарушения баланса публичных и частных интересов в налоговых правоотношениях.
     5) Налоговые правоотношения отличаются  индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей3.
     Помимо  этого, налоговые правоотношения имеют  свои особые признаки:
    Возникают и развиваются в процессе налоговой деятельности государства, т.е. деятельности по установлению, введению и взиманию налогов;
    В налоговых правоотношениях прямо выражается воля и интересы государства, т.е. они являются формой реализации публичных интересов;
    Одним из обязательных участников является уполномоченный на то государственный орган, наделенный властными полномочиями;
    Являются по своей сущности экономическими отношениями и носят ярко выраженный денежный характер;
    Являются обязательственными, что вытекает из обязанности уплачивать установленные законодательством налоги и сборы;
    Включают две группы отношений: общие и специальные. Общие возникают между налогоплательщиками и государством по поводу исполнения налогового обязательства и имеют денежный характер. Специальные возникают в процессе реализации налогового обязательства налогоплательщика перед государством между плательщиком и налоговыми органами, банками, финансовыми органами и т.д4.
     Основным  законодательным актом, регулирующим налоговые правоотношения, является Налоговый кодекс РФ (части 1 и 2). Он не определяет понятие "налоговые правоотношения", однако в некоторых статьях оперирует им (статьи 21, 33, 57 часть 1 Налогового кодекса Российской Федерации). Вместо этого в Налоговом кодексе Российской Федерации предлагается другая терминология – "отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах".
     Налоговый кодекс Российской Федерации в ст.2 определяет их как властные отношения, включающие в себя: отношения по установлению и введению налогов и сборов в Российской Федерации; отношения по взиманию налогов и сборов; отношения, возникающие в процессе налогового контроля; отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц; отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения5.
     
 
Глава 2. Классификация участников налоговых правоотношений
      
2.1. Налогоплательщики, как участники налоговых правоотношений 

      
         Налогоплательщики – организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Основу налогово-правового статуса налогоплательщиков составляет совокупность закрепленных налоговым законодательством субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения. 
Налогоплательщики имеют право:

     - получать от налоговых органов  по месту учета бесплатную  информацию;
     - получать от Минфина Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления – по вопросам применения регионального законодательства и муниципальных нормативно-правовых актов о местных налогах и сборах;
     - использовать налоговые льготы;
     - получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
     - на своевременный зачет или  возврат сумм излишне уплаченных  либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
     - представлять свои интересы в  налоговых правоотношениях лично  либо через своего представителя;
     - присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
     - получать копии акта налоговой  проверки и решении налоговых  органов, а также налоговые  уведомления и требования об уплате налогов;
     - требовать от должностных лиц  налоговых органов соблюдения налогового законодательства; 
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;

     - обжаловать акты налоговых органов  и действия (бездействие) их должностных лиц.
     Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели – помимо этих обязанностей, должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
     - об открытие или закрытие счетов – в десятидневный срок;
     - о всех случаях участия в  российских и иностранных организациях  – в срок не позднее одного  месяца со дня начала такого участия;
     - о всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
     - о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации – в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
     - об изменении своего места  нахождения – в срок не позднее  десяти дней с момента такого изменения6.
     Налогоплательщикам  гарантируется административная и судебная защита их субъективных прав и законных интересов.
     Отличие субъективных прав от законных интересов:
     - субъективные права всегда закрепляются нормативно;
     Законные  интересы представляют собой любые  правомерные возможности реализация которых не запрещены налоговым законодательством. Поскольку законные интересы не оформлены нормативно, государство юридически не обязано содействовать их реализации. С другой стороны, законные интересы наряду с субъективными правами можно защищать в административном или судебном порядке.
      Юридические обязанности налогоплательщиков:
     - уплачивать законно установленные налоги;
     - встать на учет в налоговых органах;
     - вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
     - представлять в налоговый орган  по месту своего учета налоговые  декларации по тем налогам,  которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;
     - представлять налоговым органам  документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
     - выполнять законные требования  налогового органа об устранении  выявленных нарушений, а также  не препятствовать законной деятельности  должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
     - предоставлять налоговому органу  необходимую информацию и документы;
     - в течение четырех лет обеспечивать  сохранность данных бухгалтерского  учета и других документов, необходимых  для исчисления и уплаты налогов7
         Обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательным актом о налогах и сборах. Так, основанием возникновения обязанности уплатить какой-либо налог является, прежде всего, наличие у него соответствующего объекта налогообложения. Другие обязанности связаны и обусловлены этой основной обязанностью. 
         Неспособность юридического лица – коммерческой организации или индивидуальных предпринимателей уплаты налогов является основанием для признания этого лица в установленном законом порядке банкротом. Если юридическое лицо ликвидируется в судебном порядке или по решению собственника, то обязанность уплаты недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию8.


     2.2. Налоговые органы 
 

     В соответствии с действующим налоговым  законодательством налоговыми органами являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения, а также органы налоговой полиции. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам образует единую централизованную систему инспекционных органов, входящих в систему центральных органов государственного управления и осуществляющих контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных налоговых платежей.
     Налоговые органы в своей деятельности руководствуются  конституцией, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, законодательными актами Российской Федерации, нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. 
         Анализ установленных Налоговым кодексом Российской Федерации прав налоговых органов позволяют сделать вывод, что перечень данных прав по сравнению с нормами значительно расширен.

     К числу прав налоговых органов относится:
     1.Право  требовать от налогоплательщика  документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
     2.Право  проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации;
     3.Право  изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
     4.Право  вызывать на основании письменного  уведомления в налоговые органы  налогоплательщиков и иных обязанных  лиц для дачи пояснений в  связи с уплатой (перечислением)  ими налогов. Таким образом,  налоговым органам предоставляется  право не только получать от налогоплательщиков необходимые объяснения по вопросам, возникающим при проверках, как это предусмотрено действующим законодательством, но и вызвать их или иных обязанных лиц для дачи пояснений непосредственно в налоговые органы;
     5.Право  проводить при налоговой проверке инвентаризацию имущества, принадлежащего налогоплательщику. Из этого следует, что налоговые органы при налоговой проверке будут в праве осуществлять проверку фактического наличия имущества у налогоплательщика и сравнить полученной при проверке результат с данными бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждаются совместно Минфином и Министерством РФ по налогам и сборам. В настоящее время проверка фактического наличия имущества налогоплательщика осуществляется на основании представляемых налогоплательщика документов (балансов, инвентаризационных описей, актов инвентаризации и т.д.);
     6.Право  налагать арест на имущество  налогоплательщиков и иных обязанных  лиц в порядке, предусмотренном Кодексом. Согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации арест имущества является одним из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
     7.Право  определять суммы налогов, подлежащие  внесению налогоплательщиками в бюджет. В случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов, либо нарушение установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, налоговые органы в праве требовать от налогоплательщиков или иных обязанных лиц устранение выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
     8.Право  взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
     9.Право  предоставлять налогоплательщикам  отсрочки и рассрочки по уплате  санкций за налоговые правонарушения.
     10.Право  требовать от банков документы,  подтверждающие исполнение платёжных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения. 
         Налоговый кодекс Российской Федерации определяет, что обязанность по уплате налога налогоплательщиком считается исполненной с момента предъявления им в банк поручение на уплату соответствующего налога при наличии достаточного остатка на счёте налогоплательщика (статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

     11.Право  привлекать для проведения налогового  контроля специалистов, экспертов  и переводчиков.
     12.Право  взывать в качестве свидетелей  лиц, которым могут быть известны  какие-нибудь обстоятельства, имеющие  значение для проведения налогового контроля.
     13.Право  заявлять ходатайства об аннулировании  или о приостановлении действия  выданных юридическим и физическим  лицам лицензий на право осуществления  определённых видов деятельности. Осуществляя налоговый контроль  за деятельностью налогоплательщиков, налоговые органы могут выявить нарушение лицензионных требований и условий лицами, осуществляющие свою деятельность на основании лицензии. В связи с этим налоговым органам предоставляется заявлять ходатайства соответствующим органам об аннулировании или приостановлении действий выданных лицензий.
     14.Право  предъявлять в суды общей юрисдикции  или арбитражные суды иски: о  взыскании налоговых санкций  с лиц, совершивших налоговое  правонарушение; о признании недействительности  государственную регистрацию юридического лица или государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвидности организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретённого по таким сделкам имущества в случае, предусмотренном гражданским законодательством РФ; о взыскании в доход государства имущества, неосновательно приобретённого – не по сделке, а в результате совершения других незаконных действий; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите в иных случаях, предусмотренном в Налоговом кодексе Российской Федерации9.
     Необходимо  заметить, что перечень прав налоговых  органов, установленный статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации, не являются закрытыми. В соответствии с пунктом 2 статьи 31 налоговые органы осуществляют так же другие права, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
     В соответствии с пунктом 6 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну.
     Так, налоговую тайну составляют любые  полученные налоговым органом, органом  государственного внебюджетного фонда  и таможенным органом сведения о  налогоплательщике, за исключением сведений:
     1. разглашённых налогоплательщиком  самостоятельно или с его согласия;
     2. об идентификационном номере налогоплательщика;
     3. о нарушениях законодательства  о налогах и сборах и мерах  ответственности за эти нарушения;
      4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с междугородними договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами.
     Налоговым кодексом Российской Федерации впервые установлена обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачёт излишне взысканных или уплаченных сумм налогов, штрафов, пеней. Сейчас установлен общий порядок зачёта или возврата для всех налогов и сборов, который предусмотрен главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
     Налоговым кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами о налогах и сборах могут быть установлены иные обязанности налоговых органов.
     Права и обязанности налоговых органов  реализуются через действия должностных  лиц налоговых органов. Должностные  лица обязаны действовать в пределах своей компетенции.
     Необходимо  отметить, что осуществление ряда полномочий налогового органа возможно только руководителем или его заместителем. Так, руководитель налогового органа или его заместитель может принять решение о взыскании налога за счёт денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (статья 46), или его имущества (статья 47), о проведении выездной налоговой проверки (статья 89), о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, о наложении ареста на имущество налогоплательщика, о взыскании пеней в бесспорном порядке, рассмотреть акт налоговой проверки и по нему вынести решение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.