На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


автореферат Государственное регулирование банковской деятельности в РФ

Информация:

Тип работы: автореферат. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


На  правах  рукописи 
 
 

     Челомбицкая Оксана Васильевна 
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
БАНКОВСКОЙ  И ПАРАБАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
В РФ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 
 
 

              Специальности:   08.00.05  –  экономика и управление народным
              хозяйством  (макроэкономика)
            08.00.10  –  финансы, денежное обращение  и кредит 
         
         
         

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону – 2006
Работа   выполнена    на   кафедре   экономической   теории  и предпринимательства  ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы» 

Научный  руководитель: доктор экономических  наук,  профессор Пономарев Александр Иванович
   
Официальные оппоненты: доктор  экономических  наук, профессор Семенюта  Ольга Гетовна
   
  доктор экономических наук, профессор Андреева  Лариса Юрьевна
   
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный  университет 
экономики и  сервиса»
 
   Защита  состоится  « 10 » октября  2006 г. в 12.00 час. на заседании диссертационного совета  К. 502.008.02 по экономическим наукам в ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы» по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская  70, ауд. 210.
  С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы» по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70.
   Автореферат разослан  «9» сентября  2006 г.
  Отзывы  на автореферат, с указанием должности  рецензирующего, подписанные и заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70,  СКАГС, к. 611, диссертационный совет.
Ученый секретарь 
диссертационного  совета       И. С. Харченко  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
     Актуальность  темы исследования. Российская экономика переживает трудный процесс стабилизации и последующего экономического роста, который зависит от гармонизации отечественных способов и правил регулирования финансовых отношений, построения эффективного механизма взаимодействия институтов и организаций банковской и парабанковской систем.
     В последнем десятилетии XX-го - начале XXI века произошел переход от банковско-ориентированной модели к парабанковской финансово-кредитной модели. Парабанковские институты существенно потеснили банки в накоплении и мобилизации денежного капитала и стали  важнейшими  поставщиками  ссудных и инвестиционных капиталов, поскольку именно они предоставляют для народного хозяйства «длинные» деньги и делают стабильной и предсказуемой  финансово-кредитную систему страны.
     Становление и развитие институтов  и организаций  парабанковского сектора вызывает необходимость адаптации коммерческих банков к постоянно меняющимся условиям их функционирования. Изменения в архитектуре финансовой системы при возрастании мощи ее банковского сектора и росте активности парабанковских институтов вызывают потребность принятия и признания единых подходов государственного регулирования банковской и парабанковской деятельности.
     Поэтому  исследование деятельности институтов и организаций банковской и  парабанковской систем  России, их институциональных основ и функциональных  особенностей,  проблем повышения  социально-экономической эффективности их прямого и косвенного государственного регулирования  представляется нам актуальным и своевременным.
     Степень разработанности  проблемы
     Вопросы совершенствования государственного регулирования банковской и парабанковской деятельности освещены в работах Х. Анхайера,        Э. Аткинсона, Р. Аксельрода, Т. Броунинга, Ж-Д. Лафея Ж., М. Олсона, Дж. Норта Д. Стиглица, Дж. Стрика, И. Сингелмана, Л. Саламона, а также российских ученых С. Андреева, А. Абрамова, С. Андреюк, В. Букато, Н. Бурцева, Л. Белых, В. Зайцева, В. Живалова, С. Ильясова, А. Казьмина, А. Козлова, Р. Кокорева, Л. Красавина, И. Ларионова, Ю. Львова, Ю. Масленченкова, Д. Мастепанова,  В.Пашковского, В. Роика, Б. Рудник, А. Силуянова, И. Стребкова, В. Савченко, А. Смирнова, А. Тавсиева, Г. Тосуняна, А. Шаронова, О. Федотова, Г. Фетисова, Г. Фетисова, А. Хандруева, Е. Четыркина, В. Якимца и др.
    В связи с развитием банковской деятельности в нашей стране, проблеме управления государственными финансами в современной экономике России посвящены труды Т. Брайчевой, В. Игнатова, Е. Пономаренко, Б. Сабанти, Д. Черника, М. Яндиева, Е. Ясина.
    Методологические  проблемы институционализма и неоинституционализма исследованы Т. Вебленом, А. Богдановым, У. Митчеллом, Дж. Коммонсом, Дж. Стиглером, Д. Нортом, О. Уильямсоном, Г. Саймоном, Р. Коузом, Дж. Найт и др. Методологическим и практическим аспектам формирования и функционирования социальной сферы, проблемам развития государственных и негосударственных социальных фондов посвящено большое количество зарубежной и отечественной научной литературы: монографий, статей в сборниках научных трудов вузов и научно-исследовательских институтов, в научных и специальных журналах.
    Вместе с тем, недостаточно разработаны и мало исследованы экономико-теоретические вопросы, относящиеся к  регулированию и взаимодействию банковской и парабанковской систем. Повышение социально-экономической эффективности государственного регулирования банковской и парабанковской деятельности, анализ проблем  функционирования и развития банковской и парабанковской деятельности имеет большое значение в условиях устойчивого роста экономики.
    Цель  и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы, опираясь на теоретический анализ роли, форм и методов государственного регулирования банковской и парабанковской деятельности, углубление представлений об их методологической и институциональной основе, разработать предложения по повышению эффективности банковской и парабанковской стратегии кредитования и инвестирования как факторов экономического роста и финансовой устойчивости.
     Реализация  поставленной цели потребовала решения  следующих задач:
- раскрыть  роль банковской и парабанковской  деятельности в системе макроэкономического регулирования рыночного хозяйства;
- проанализировать  основные инструменты прямого  и косвенного  регулирования банковской и парабанковской деятельности;
- исследовать  институционально-экономическую составляющую и специфику отношений парабанковской  системы;
-  выявить  основные направления повышения  эффективности инвестиционной и кредитной  деятельности банковской и парабанковской систем.
     Объектом  исследования выступает система экономических отношений в процессе государственного регулировании банковской и парабанковской деятельности.
     Предметом исследования является экономико-институциональный  механизм государственного регулирования банковской и парабанковской деятельности в развитии инвестиционного и кредитного рынка России.
     Методологической  основой исследования послужили фундаментальные положения институциональной теории и ее неоинституционального направления, в области финансовых отношений банковской и парабанковской  систем и социальной сферы, основные положения, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам функционирования банковской и парабанковской деятельности, законодательные и нормативные документы, решения Правительства РФ, Ассоциации российских банков, научная литература, периодические издания, материалы конференций, обеспечивающие экономическое и правовое регулирование деятельности банковской и парабанковской деятельности в России.
    В процессе работы автором использовались логический, системно-функциональный подход с использованием методов научной абстракции программно-целевого, структурно-функционального, сравнительного статистического и динамического анализа качественной и количественной характеристики. Применены общенаучные методы сравнительного научного обобщения, классификации, историзма, структурно-системного подхода.
    Информационно-эмпирической базой исследования послужили Законы Российской Федерации, Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, нормативные акты Российской Федерации по вопросам функционирования банковской и парабанковской систем, анализ информации Центрального Банка РФ, Министерства финансов РФ, методические и справочные материалы, информация, опубликованная в специальных и периодических изданиях, справочниках и статистических сборниках Госкомстата РФ, аналитические материалы и данные АРБ, Всероссийского союза страховщиков, Ассоциации негосударственных пенсионных фондов, материалы, размещенные в сети Интернет.
    В качестве нормативно-правовой базы исследования использовались законодательные акты и нормативно-правовые документы, принятые Правительством РФ и Банком России,  региональные и ведомственные нормативные акты.
    Рабочая гипотеза  диссертационной работы заключается в представлении теоретических положений и обоснований научной позиции автора, согласно которой необходимо формирование институционально-экономического механизма, в котором бы органически сочетались государственные и рыночные начала регулирования  банковской и парабанковской деятельности, повышение роли парабанковских институтов и организаций, призванных аккумулировать финансовые ресурсы и осуществлять инвестирование и кредитование российской экономики. Банковская и парабанковская системы являются основным инструментом бюджетно-налоговой политики и выступают эффективным средством макроэкономического регулирования финансовой системы страны.
     Основные  положения исследования, выносимые на защиту:
- по специальности  08.00.05 – экономика  и управление народным  хозяйством (макроэкономика)
    1. Банковские и парабанковские  институты представляют собой институционально-экономическую систему, выступают важнейшим фактором эффективного развития рыночной экономики, условием сохранения макроэкономического равновесия, способом минимизации экономических и социальных потерь и средством аккумуляции долгосрочных инвестиционных и кредитных ресурсов.
    2.  Рыночная экономика дала мощный  импульс для развития парабанковских коммерческих и некоммерческих институтов и организаций.  Подключение к социальному обеспечению, кроме государственных внебюджетных фондов, негосударственных пенсионных фондов, негосударственных фондов медицинского страхования,  организаций, союзов и ассоциаций страховщиков, паевых инвестиционных фондов и т.д.  - это создание реальных условий конкуренции в долгосрочном инвестировании. Теоретические основы функционирования институтов парабанковской системы как субъектов экономических отношений лежат в области преодоления несовершенства рынка, повышения эффективности государственного управления и распределения общественных благ. Анализ деятельности парабанковских институтов и организаций осуществляется как синтез положений  экономической теории и теории институционализма.
    3. Основной целью финансовой политики  государства является концептуальная разработка и реализация комплекса мер по эффективному и соответствующему мировым стандартам удовлетворению потребностей в социальной защите населения, экономических субъектов и государства, которые являются условием обеспечения социальной стабильности, стимулом расширения предпринимательской активности и аккумулирования долгосрочных инвестиционных и кредитных ресурсов. Достижение данной цели предполагает создание специализированных банковских и парабанковских институтов и организаций, формирование гарантийных фондов, направленных на повышение потенциала национальных инвесторов рынка банковских и парабанковских услуг, совершенствование инвестиционной и кредитной политики, обеспечивающей расширение направлений инвестирования денежных средств.
    4.   Государственное регулирование  банковской и парабанковской  деятельности осуществляется как через законодательные и нормативные акты, так и через налоги, трансферты, субсидии, субвенции, а также посредством создания благоприятного инвестиционного и кредитного климата. Налоговый режим, стимулирующий более активное участие банковской и парабанковской систем в инвестиционном процессе и в кредитовании российской экономики,  предполагает необходимость единообразного налогообложения  их деятельности.
    По  специальности 08.00.10. - финансы, денежное обращение  и кредит:
    1. Необходима унификация налогового законодательства, единообразие налогообложения банковской и парабанковской деятельности, разработка оптимальной системы налогообложения как на федеральном, так и на региональном  уровнях. Требуется применять льготное налогообложение, разрешить относить часть взносов на себестоимость банковских услуг; для банков и финансовых компаний в определенных пределах не вычитать взносы из собственного капитала. Льготы должны распространяться на инвестиционные и кредитные операции банковских и парабанковских институтов и организаций, включая налоги на операции с ценными бумагами государства, и на доход, полученный от проведения инвестиционной деятельности.
    2. Нынешнее состояние банковского  рынка России характеризуется  низким уровнем спроса на банковские услуги, неразвитостью банковского кредитования реального сектора экономики, отсутствием надежных инструментов долгосрочного размещения банковских активов, несовершенством и незавершенностью правового и организационного обеспечения государственного и ЦБ России надзора и оттоком экономически необоснованных объемов кредитных и инвестиционных ресурсов за границу. Уровень развития банковской деятельности отражает общее  социально-экономическое положение страны: низкий уровень жизни подавляющей части населения, неустойчивое финансовое положение большинства предприятий, отсутствие в обществе традиций использования банковских услуг.
    3. Для большинства банков привлечение  срочных депозитов, «длинное»  кредитование остаются второстепенными  задачами. Многие коммерческие банки практически не предоставляют средне- и долгосрочных кредитов, сосредоточившись на расчётно-кассовом обслуживании, купле-продаже СКВ, операциях с ценными бумагами, краткосрочных ссудах. Выделение приоритетных направлений кредитования реального сектора, принципов кредитования (целенаправленность и дифференциация условий кредитования), вовлечение большого числа клиентов в кредитный процесс, позволяет консолидировать анализ особенностей  кредитного процесса коммерческих банков, ориентированных на реальный сектор экономики. Кредитование реального сектора экономики – сегмент кредитного рынка, обладающий мощным потенциалом развития.
    4. Институты и организации парабанковской  системы, как один из каналов коллективного инвестирования, отличаются способностью осуществлять долгосрочные вложения аккумулируемых ими средств. При инвестировании средств парабанковской системы в государственные ценные бумаги происходит совпадение должника и кредитора. Данное противоречие вскрывает более глубинную экономическую проблему: при вложении накоплений в госбумаги не происходит никакого инвестирования, денежные средства парабанковской системы не доходят до экономики, не становятся источником долгосрочных  инвестиций.
    5. Реализация банковской и парабанковских  реформ даст хорошо предсказуемый, устойчивый, стабильный приток ликвидности на основные рынки капитала, что привлечет отечественного и зарубежного инвестора, позволит сформировать адекватные рыночной экономике банковские и парабанковских  институты, механизмы,  технологии  и  инфраструктуру на основе сочетания бюджетного и внебюджетного финансирования, обеспечит социальные гарантии населения, ответственность государства и основных социальных субъектов, федерального центра и субъектов Федерации за социально-экономическое развитие страны.
    Научная новизна результатов  исследования состоит в раскрытии макроэкономического потенциала модернизации деятельности и государственного регулирования банковских и парабанковских институтов и организаций, в новом подходе к роли и значению парабанковской деятельности в системе экономических отношений реформируемой экономики.
     Элементы  научной новизны  заключаются в  следующем:
- по специальности  08.00.05 – экономика  и управление народным  хозяйством (макроэкономика):
    - определены функциональные взаимоотношения между субъектами финансовой деятельности, оперирующими на российском рынке капиталов: банками, банковскими организациями и парабанковскими финансовыми организациями (крупнейшими инвестиционными и страховыми компаниями, пенсионными фондами и др.), выявлены основные тенденции и перспективы их развития;
    - показана необходимость вывода  государственных средств из капитала  коммерческих банков и ликвидации  института так называемых «уполномоченных» региональных банков для работы с бюджетными средствами на срочной, конкурсной основе, потому что рыночной экономике присуща двухуровневая банковская система и только одинаковое отношение государства к банкам и банков ко всем клиентам обеспечит равную конкуренцию кредитных организаций;
    - осуществлен анализ современного состояния российского банковского рынка по основным количественным и качественным показателям и выявлена обусловленность уровня развития банковского бизнеса от общего социально-экономического положения страны, характеризующегося низким уровнем жизни, неустойчивым финансовым положением предприятий и отсутствием в обществе традиций использования банковских услуг;
    - доказано, что исходным в определении  некоммерческой парабанковской организации является не принцип ненаправленности деятельности на извлечение прибыли, а то, что основной целью ее создания является достижение общественных благ (пользы), то есть выполнение той или иной содержательной задачи, так называемой миссии, которая по разным причинам может иметь «неденежную» ценность для государства, учредителей и населения;
    - сформулированы рекомендации по  государственному, правовому и налоговому  регулированию банковской и парабанковской  деятельности, повышению качества государственного финансового менеджмента, финансовых преференций, налоговых изменений банковских и парабанковских институтов и организаций с целью повышения эффективности механизма их функционирования и эффективности инвестирования и кредитования реального сектора экономики и социальной сферы.  
 

     По  специальности 08.00.10. - финансы, денежное обращение и кредит:
    - систематизировано и обосновано  на основе анализа фундаментальных  исследований отечественных и  зарубежных авторов различных  школ и течений сущностное, категориальное описание финансов банковской и парабанковской системы. Решение проблем финансовых отношений в социальном обеспечении предполагает обязательное включение в объект исследования институционально-экономической среды социальной сферы;
    - отмечается, что эффективность парабанковских  институтов и организаций, объем и качество их услуг могут существенно повыситься в результате консолидации бизнеса, власти вокруг социально-экономических проектов; для этого, прежде всего, необходим специальный  налоговый режим, единообразное налогообложение деятельности коммерческих и некоммерческих парабанковских институтов и организаций, стимулирующее их более активное участие в кредитовании, инвестировании и социальном обеспечении.
    - определено, что инвестирование денежных средств банковских и парабанковских институтов и организаций в государственные ценные бумаги есть совпадение должника и кредитора. Формальная надежность данных инвестиций маскирует практически неизбежные инфляционные потери;
    - показано, что стабильность финансово-кредитной сферы обеспечивают институты и организации парабанковской системы. Их стабилизирующая роль обусловлена тем, что деньги парабанковской системы являются наиболее «длинными»; это делает предсказуемыми колебания фондовых рынков. Накапливаемые и инвестируемые  в парабанковских институтах и организациях средства не только стабилизируют фондовые рынки, но и развивают их.
    Теоретическая и практическая значимость работы:
    Теоретическая значимость определяется актуальностью  поставленных задач и достигнутым уровнем полученных результатов. Теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейшего исследования механизмов регулирования, формирования и развития банковской и парабанковской сферы и повышения эффективности их деятельности.
    Практическая  значимость заключается в определении  направлений развития и реформирования банковской и парабанковской систем, стратегий их инвестирования и в повышении социально-экономической эффективности парабанковских институтов и организаций на инвестиционном рынке России. Выводы и обобщения диссертационного исследования могут быть использованы банками России для обоснования системы мер повышения результативности их деятельности в сфере кредитования и инвестирования. Отдельные положения диссертации могут быть применены в качестве рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования банковской и парабанковской деятельности.
    Материалы, теоретические выводы и предложения  диссертационного исследования могут  быть использованы в учебном процессе для совершенствования программ учебных курсов по изучению государственных финансов, бюджетной политики, финансово-кредитной сферы, а также в процессе преподавания курсов «Экономическая теория», «Государственное регулирование экономики», «Государственное и муниципальное управление», «Государственные и муниципальные финансы», «Финансы и кредит».
    Достоверность основных выводов и положений  работы обеспечивается научной методологией исследования; изучением и анализом законодательства Российской Федерации, публикаций отечественных и зарубежных авторов, посвященных исследуемым проблемам; диалектически последовательным подходом к решению поставленных задач; обобщением и анализом фактического материала, в котором представлена деятельность институтов и организаций банковской и парабанковской систем, апробацией основных положений работы  в  публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях.
    Апробация результатов работы. Основные положения, теоретические обобщения и практические выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, докладывались в порядке обсуждения на международных и вузовских научно-практических конференциях в г. Ростове-на-Дону, на заседаниях кафедры экономической теории и предпринимательства Северо-Кавказской Академии государственной службы.
    По  теме диссертации опубликовано 6  работ общим объемом  4,8 п. л.
    Структура работы определяется логикой проведенного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.
    Содержит 222 страницы основного текста, 2 рисунка, 6 таблиц.  

Основное  содержание работы
    Во  введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, ее теоретическая и практическая значимость, определяется степень разработанности проблемы, сформулированы цели, задачи, представлены объект, предмет и рабочая гипотеза исследования, его методологическая, теоретическая и эмпирическая база, приводятся положения и выводы, содержащие элементы научной новизны, выделяются основные положения, выносимые на защиту, описывается степень их апробации, представлена структура диссертации.
    В первой главе диссертационной работы «Банковская и парабанковская система: теоретические основы и тенденции развития» представлена типология и основные тенденции развития банковской системы РФ, институциональные основы парабанковской системы, соотношение государственных и рыночных основ в регулировании парабанковской системы.
     При анализе современного состояния  и основных тенденций развития банковской системы, делается вывод, что в РФ признается двухуровневая банковская система: Центробанк и коммерческие банки, на самом деле она является четырехуровневой -
    Центральный банк Российской Федерации (Банк России);
    коммерческие банки с государственным участием;
    так называемые «уполномоченные» коммерческие банки различных регионов;
    обычные коммерческие банки.
    Мы  считаем, что равное отношение государства  к коммерческим банкам требует вывода государственных средств из капитала коммерческих банков. В отличие от кредитных союзов коммерческие банки  должны работать на неизвестных клиентов, то есть все клиенты имеют равные права, поэтому необходимо уполномочивать региональные коммерческие банки работать с бюджетными средствами на конкурсной основе, сроком  на 3 -5 лет. Президент РФ В. В. Путин на совещании с представителями банковского сообщества отметил, что государство может, конечно, участвовать в капитале кредитных организаций, но при условии, что данными банками обеспечивается решение действительно стратегических задач1.
    Одной из острых и дискуссионных проблем является допуск филиалов иностранных банков к работе в России, на переговорах по вступлению во Всемирную торговую организацию некоторые члены ВТО (в частности, США) требуют допустить филиалы своих банков для работы в России. Тем не менее, они успешно используют возможности открытия дочерних банков. Сейчас в России иностранные банки и без того активно проникают на российский рынок: работает 131 такой банк, из которых 38 - со стопроцентным иностранным участием. Но они связаны многими ограничениями. Например, объем кредитования банка привязан к величине его капитала. По заявлению В. В. Путина: «Правительство РФ согласно с нашим банковским сообществом в том, что филиалы иностранных банков, их деятельность в РФ должна быть сегодня ограничена, по сути, она должна быть запрещена. Что же касается «дочек» иностранных кредитных организаций, то их деятельность здесь только приветствуется2».
    Мы  считаем, таких проблем не возникает при работе на российском рынке иностранных институтов парабанковской системы, при условии, что их «длинные» деньги будут «работать» на российском рынке. Действительно, приход филиалов иностранных банков в Россию отрицательно скажется на нашей банковской системе, но они могли бы предоставлять населению дешевые кредиты, тем самым активизировать экономический рост и благосостояние россиян.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.