На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Подростки с девиантным поведением как объект социальной работы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Учреждение  образования
  «Белорусский  государственный педагогический университет 
  имени Максима Танка» 
 

                                                                 Кафедра социальной работы 
 
 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА
    ПОДРОСТКИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ  
 
 
 
 

              Подготовила:
              Студентка 2 курса 221 группы
              Факультета  социально-педагогических технологий
              Ланько  Екатерина Михайловна
              Научный руководитель:
              кандидат  социологических наук, доцент
              Загорская Наталия Степановна 
               

  Минск
  2009
Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения
подростков…………………………………………………………………….....7
1.1 Особенности учащихся подросткового возраста……………………….…7
1.2 Девиантное поведение: определение, характеристика, причины……….13
1.3 Формы девиантного поведения подростков………………………………18
Глава 2. Профилактика как форма социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению………………………….……………..25
2.1 Нормативно-правовые основы профилактики девиантного поведения подростков …………………………………….. ………………………………25
2.2 Направления социальной профилактики девиантного поведения подростков………………………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………36
Список  использованной литературы…………………………………………..38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение
     Среди всех социально-демографических групп молодежь и подростки представляют собой своеобразную группу риска в силу ряда определенных причин, в том числе перехода от внешнего контроля со стороны взрослых к самоконтролю; неопределенности социального положения переходного возраста (в первую очередь это относится к представителям раннего юношеского возраста – подросткам, которые уже не дети, но еще и не взрослые) и т.д. Отклоняющееся поведение у подростков – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Мироощущение таких подростков построено на следующих типичных положениях: “Я невинная жертва, и то, что я делаю, побуждают меня делать другие”, “ Я имею право брать то, в чем мне отказывают, и наказывать тех, кто отказывает мне в том, чего я хочу”, “ Я лучше всех и понимаю все”, “Заработать что-либо не так хорошо, как получить это, не работая” и др. Подобные убеждения могут служить надежным индикатором острого подросткового кризиса В их контексте вырабатываются определенные стратегии поведения, поддерживающие, защищающие и реализующие эти убеждения, преувеличение собственной значимости, манипулирование добровольной заботой, уход от ответственности, провокационное поведение, выработка искаженного взгляда на мир и др.
     Одна  из причин, вызвавших массовое распространение в молодежной среде курения, употребления алкоголя и наркотических средств, увеличение количества правонарушений, – это происходящие перемены в стране. Ввиду кризисной ситуации государство отвернулось от нужд подрастающего поколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность алкогольной продукции, снятие уголовной ответственности за употребление наркотических веществ, отсутствие системы мер в борьбе с вредными привычками. Кризисное состояние общества затрудняет процесс формирования официальных каналов вертикальной восходящей мобильности, высшее образование (даже престижное) не выступает гарантом социальной карьеры и материального благополучия выпускников. В то же время “авантюрная” карьера, работа в предпринимательских кругах с темным (криминальным) прошлым представляются многим представителям молодежи быстрым “социальным лифтом”, каналом, ведущим наверх, к вершине социальной стратификации современного общества. Можно сказать, что “больное” общество “программирует” патологию и на уровне индивидуального поведения. Макросреда выступает своеобразным фоном для воздействия факторов микросоциальной среды, которая непосредственно влияет на социальное поведение.
     Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних бесспорно необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений в Республике Беларусь. Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других проявлений девиантного поведения. Уровень преступлений среди несовершеннолетних был самым высоким в 2009 году. Не может не настораживать общество также и то, что под влиянием социально-экономических причин и снижения морально-этического уровня значительной части населения за последние годы наблюдается распространение такого социального порока, как проституция во всех ее видах: женская, мужская, гомосексуальная, костюмированная. Дельцы от наркобизнеса втягивают в орбиту потребителей наркотиков все большее количество людей, особенно несовершеннолетних. В Республике Беларусь всё больше и больше состоят на учетё в инспекции по делам несовершеннолетних дети в возрасте до 17 лет.
     В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества интерес к проблеме девиантного поведения значительно возрос. Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения тех людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Это явление стало центром внимания социологов, педагогов, психологов, работников правоохранительных органов и социальной сферы. Исследователи считают, что необходимо более тщательно изучить причины, формы, динамику девиантного поведения, разработать более эффективные меры социального контроля – профилактические, коррекционные, реабилитационные. Данные обстоятельства и обусловили интерес к теме исследования «Девиантные подростки как объект социальной работы».
     Цель  курсовой работы – выявление причин, приводящих к девиантному поведению подростков, и определение основных направлений его профилактики.
     Объект  исследования: подростки (14-17 лет), склонные к девиантному поведению.
     Предмет исследования: особенности проявления девиаций у   подростков.
     В соответствии с целью, объектом и  предметом определяются следующие  научно-исследовательские задачи:
  1) раскрыть содержание понятия девиантного поведения и выявить причины, приводящие к нему;
  2) изучить психофизиологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению;
  3) изучить нормативно-правовые основы профилактики девиантного поведения подростков;
  5) выявить направления профилактики девиантного поведения подростков.
     Гипотеза: если выявить склонности к зависимому поведению и провести комплекс профилактических мероприятий, то можно избежать проявлений девиантного поведения у подростка.
     Теоретической основой курсового исследования явились труды специалистов в области теории социальной работы, возрастной психологии и педагогики А.Д. Григорьева, В.Н. Наумчик, В.Т. Кондрашенко, С.Я. Ермолович, Э. Эриксона.
      Для решения поставленных задач использован  комплекс научно-исследовательских методов: анализ научной литературы, изучение законодательной базы, наблюдение, анализ результатов.
     Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков 

1.1 Особенности учащихся подросткового возраст
     Подростковый возраст – это критический период возрастного развития, связанный с кардинальными изменениями в сфере сознания, деятельности и системе взаимоотношений индивида[20; с. 210].
        Подростковый возраст  – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д.
        Основная особенность  подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят по-разному, в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их. Психическое развитие происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее.
        Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости», которая проявляется в изменения внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т. д.
        Следует учесть, что  повышенное внимание подростка к  своей внешности связано с вполне определенными особенностями психического развития ребенка в этот период, со сменой ориентации подростков со взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде.
        Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчужденности от взрослых. У них ярко выражено как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную точку зрения, независимость, права, так и ожидание от взрослых помощи, поддержки, доверия, важность их одобрения и оценок.
        Динамический характер развития, то, что теоретическое, рассуждающее мышление в этот период принимает активную форму, с одной стороны, и социальная незрелость подростка, его ограниченный жизненный опыт – с другой, приводит к тому, что, построив какую-либо теорию, сделав умозаключение, подросток принимает их за реальность, которая может и должна привести к желаемым результатам. Все это порождает ряд специфических особенностей, отражающихся как в учебной деятельности подростка, так и в других сторонах его жизни. Центральное новообразование этого периода – становление уровня самосознания, «я-концепции».
        «Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя [17; с. 28]. Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими его представлениями, чувствами или идеями, приводят к дисгармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность во внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.
        У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. «Я-концепция» здесь действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
     Подростки – особая социально-психологическая группа, имеющая свои нормы, установки, формы поведения, которые образуют собственную подростковую субкультуру. Этот возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Подростковый кризис наступает в 12 –14 лет, в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.  Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости.
     Следует оговорить, что бывают случаи бескризисного  развития ребенка. Чаще всего это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения этих потребностей перестраивают свои отношения с детьми таким образом, чтобы последние могли удовлетворить свои новые потребности. Иногда же бескризисное развитие является лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин может смещаться во времени. Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.
        Этот кризис, как  и остальные, обусловлен внешними и внутренними факторами. Внешние факторы состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).
        Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.
     Симптомы  кризиса зависимости противоположны:
     - чрезмерное послушание;
     - зависимость от старших или  сильных;
     - регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения.
        Кризис подросткового  возраста так же можно определить по отклоняющемуся поведению данной группы личностей. Отклонением в поведении подростков принято называть такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают взрослых. Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:
        а) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок-подросток  ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
        б) глубоким психическим  дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися отношениями со сверстниками в коллективе, неправильным отношением к нему со стороны родителей, товарищей по классу;
        в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического типа;
        г) отсутствием условий  для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности, незанятость последними видами деятельности, отсутствие позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов;
        д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптации, смешением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.
     В итоге зарождаются чувство одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни, по отношению к взрослым, стремление к объединению в кооперации, самоорганизации на основе единомыслия, общности, судьбы, интересов и склонностей.
     Подростковый  возраст – это возраст «социального импринтинга» – повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым. Вследствие этого ряд авторов предлагает различать первичное и вторичное отклонение (девиацию). Первичное отклонение – это собственно нормальное поведение, имеющее различные причины (стремление к реализации, которое почему-то не осуществляется в рамках нормального поведения). Вторичное отклонение – подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведения.
     Имеют значимость для подростка принадлежности к неформальными группам, к асоциальным и антисоциальным компаниям, руководимым правонарушителями; его социально-статусного положения в микросоциальных взаимоотношениях. По данным А.В. Мудрика и И.С. Кона [15; с. 47], типичными чертами подростков являются стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения. Это становится основой для девиантного поведения. Следует отметить, что особенности личности подростка часто оказываются противоречивыми [17; с. 108 – 109].
        Исходя из целей  и задач нашего исследования, мы выработали свое понимание термина «отклоняющееся поведение», отражающего его психологическую сущность.
        Отклоняющееся поведение – это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Для этого используются собственные приемы самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манера, поступки и т.д.
     При этом данные действия выражаются:
     -  в качестве средства достижения цели;
     - как способ психологической разрядки, замены блокированной потребности и переключение деятельности;
     - как самоцель, удовлетворяющая потребность  в самореализации и самоутверждении.
        Считается, что в  поведении подростков наиболее ярко выступают следующие особенности:
     - высокая аффективная заряженность  поведенческих реакций;
     - импульсивный характер реагирования  на фрустрирующую ситуацию;
     - кратковременность реакций с  критическими выходами;
     - высокий уровень готовности к отклоняющемуся поведению.
        Таким образом, нами выяснено, что психо-физиологические особенности подросткового возраста перекликаются с отклонениями в поведении подростков. С одной стороны, подросток нуждается в постоянном сопротивлении для полноценного существования и стремлении к удовлетворению собственных потребностей, поскольку такое сопротивление обеспечивает феномен актуального самочувствия и создает возможности развития. С другой стороны, преодоление сопротивления удовлетворению той или иной потребности всегда представляет собой напряжение, а при отсутствии соответствующего эмоционально-волевого ресурса приводит к деструктивным эффектам: конфликтам, стрессу, агрессии, девиациям.  

  1.2 Девиантное поведение: определение, характеристика, причины
        Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения  людей, которое не соответствует  общепринятым или официально установленным  социальным нормам. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловлена возникновением особого теоретического направления – теории девиантного поведения, которая возникла на стыке социологии, психологии и педагогики. В Республике Беларусь эта наука не имеет теоретического и эмпирического опыта: она на пути становления и развития.
     Анализ  литературы свидетельствует, что ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «девиантное поведение». Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушение правовых норм, третьи различают виды социальной патологии (убийство, наркотизм и т.п.). Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков, видов деятельности, распространенным в обществе или группах, нормам, правилам поведения, идеям, установкам, ценностям. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В естественных и общественных науках норма понимается, как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем.
        Основными причинами, обуславливающими высокую степень вероятности отклонений от социальных норм, являются:
        1) Социальное неравенство.  Это находит выражение в низком, подчас нищенском, уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных, безработица, инфляция, коррупция и т.д.
        2) Морально-этический  фактор девиантного поведения  выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма, отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, взрыве насилия и правонарушениях;
        3) Окружающая среда,  которая нейтрально-благосклонно  относится к девиантному поведению.  Молодые девианты в большинстве  своем выходцы из неблагоприятных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить отношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
        Таким образом, в  современных общественных науках девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. Понятие «норма» является исходным для изучения любых девиаций. Девиантное поведение определяется как поступок, действие человека и как социальное явление.
     Наибольшую  обеспокоенность вызывает то, что  девиантность «молодеет». Можно выделить ряд социальных факторов, влияющих на появление и распространение девиантного поведения у подростков. Нынешние подростки оказались включенными в кризис общества: перемена власти влечет за собой разрушение всего уклада жизни общества. Общество решило жить «по-другому», однако как «по-другому», не решило. Разрушены прежние стереотипы поведения, поставлены под сомнение нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых ценностей происходит хаотично, бессистемно, лавинообразно. Возрастной кризис подростка усугубляется «возрастным» кризисом общества.
        Сейчас подростки особенно уязвимы, поскольку испытывают сильное влияние социального кризиса. Раньше в нашей стране кризис подросткового возраста сглаживался единой идеологической базой, уверенностью в будущем, ясностью перспективы. Сейчас подростки слышат от взрослых о безысходности, об отчуждении, о бесполезности существования, о том, что «умные люди никому не нужны», о том, что «успеха добиваются только те, у кого есть деньги» [17; с. 79]. Нестабильность в обществе порождает нестабильность отношений между взрослыми и детьми, их взаимное отчуждение. Подростки знают о том, что их возраст трудный, и порой умело манипулируют этим.
     Стремительное распространение различных видов девиантного поведения среди молодежи связано с одновременным существованием нескольких групп факторов, каждая из которых, взятая в отдельности, отнюдь не является однозначно провоцирующей. Мы имеем в виду особенности возраста, системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения и др. Указанные группы факторов, взятые каждая отдельно, скорее создают общую негативную ситуацию детства в Республике Беларусь. Однако их одновременное воздействие и порождает необычайно благоприятные условия для молодежной девиации.
        Таким образом, среди  общего количества существующих на данный момент факторов, наибольшее значение имеют следующие:
        1. падение нравственности, свойственное кризисному обществу, отказ от прежних идеалов;
        2. осуществляемая социальная политика (антисемейная социальная политика, политика подрыва национальной идеи воспитания, парализация основных для нашего общества рычагов, причем образцы насилия и произвола показывает сила власти);
        3. неудовлетворенность социальными потребностями;
        4. отсутствие жизненных перспектив, в то же время у некоторых – завышенные амбиции в материальном плане;
        5. плохая организация досуга;
        6. отмена уголовной ответственности за употребление наркотиков, алкоголя, проституцию;
        6. культ насилия, утвердившийся в современном искусстве (широкий поток фильмов, книг, песен и пр.) и формирующий духовный мир молодежи.
        Подробнее рассмотрим воздействие на молодежь такого фактора  как деятельность средств массовой информации.
        На страницах печатных изданий, по молодежному радио и  телевидению молодежь зачастую слышит горделивые признания рок-звезд и кинокумиров о том, какие наркотики они употребляют и как это "круто", как это способствует творческому процессу, обогащает духовный мир, обостряет чувства. А после этого исполняется «хит сезона» – песня о наркотических галлюцинациях и любовном экстазе. Иносказания, недоговоренности, намеки, логические цепочки, кодовые слова, жаргон наркоманов, анекдоты, шутки на эту тему – все это стало обычным явлением на телевидении, радио, в прессе. Все это работает на пропаганду наркотиков, на вовлечение в эту губительную воронку мальчиков и девочек с самого раннего возраста, на интересы и прибыли наркомафии.
        Во многих печатных и электронных средствах массовой информации, ориентированных на молодежную аудиторию, значительная часть печатных площадей, эфирного времени предоставляется откровенной или скрытой пропаганде и рекламе спиртных напитков, сигарет. Реклама всех сортов пива буквально заполонила все СМИ. Результатом этого является рост детского и молодежного алкоголизма. Особенно быстрыми темпами растет, так называемый, пивной алкоголизм в подростково-молодежной среде.
        Романтизация, героизация преступного мира вообще характерная  черта социальной действительности больших городов последних 10-15 лет. Как элемент этого явления  – усиленная трансляция в массы быта, нравов, «героики» уголовной среды, творческих опытов «лагерной культуры» средствами массовой информации, эстрадой, театром, кинопроизводителями и кинопрокатом, литературой и, конечно, журналистикой.
     Сексуально-эротические  отношения, буквально, эксплуатируются  всеми подростково-молодежными СМИ – газетами, журналами, радио, телевидением. Многие из них становятся более похожими на медицинские учебники.
        После сказанного выше остается только удивляться, что еще остаются молодые люди с нормальным, не девиантным поведением, с желанием быть инженерами, учителями, врачами, психологами.
        Само девиантное поведение можно разделить на две группы:
     - первая группа – это отклонение от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое);
     - вторая группа – это асоциальное поведение, нарушающее какие-то моральные, социальные, культурные, правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны, их называют в уголовном порядке – преступлениями.
     Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой проявления которых являются следующие варианты социальной дезадаптации:
     1) дезадаптивное поведение: аффективное,  депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное. В основе такого  поведения лежат нарушения психического и личностного развития, психическая депривация и психологический дискомфорт.
     2) асоциальное поведение: агрессивное,  делинквентное и криминогенное.  В основе – нарушение социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения, социальная дезаадаптация, десоциализация [11; с. 17]. 

  1.3 Формы девиантного поведения подростков
        При всей относительности  понятия «девиантное поведение» за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющихся в различных формах и видах.
        На сегодняшний  день составлена определенная система  форм девиантного поведения. Рассмотрим примерную схему:
     - преступность;
     - наркомания;
     - алкоголизм.
     - проституция;
     - суицид;
     - побеги из дома и бродяжничество;
     - страхи и навязчивости;
     - вандализм и граффити.
     Дадим более полную характеристику каждой форме.
     Преступность. В отечественной литературе истоки девиантного поведения и соответственно правонарушений подростков и юношества принято искать в трудновоспитуемости и педагогической или социально-культурной запущенности. И если криминология – наука, признанная дать ответ на вопрос о причинах совершения преступлений, педагогика – о средствах перевоспитания и педагогических мерах профилактики, социология – о действиях социальных законов, то роль психологии – раскрыть психологические механизмы совершения преступления, включая и такой компонент, как субъективный, личностный смысл такого поведения для подростка. Исследователями выделяются следующие внутренние, психологические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:
     - потребность в престиже, в самоуважении;
     - потребность в риске;
     - эмоциональная неустойчивость;
     - агрессивность;
     - наличие акцентуации характера;
     - отклонения в психическом развитии;
     - низкое самоуважение;
     - неадекватная самооценка.
     Наркомания. Это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с употреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы – наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них: опий, морфий, гашиш, болеутоляющие лекарства [2; с. 81]. Наркомания – это болезнь века. Десять лет назад этой болезнью было поражена лишь небольшая часть праздношатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные подростки, не против того, чтобы побаловаться наркотиком. Общими причинами приобщения молодежи к наркотикам являются:
     - лишнее, не задействованное продуктивной работой, время;
     - отсутствие контроля в семье  за тем, чем занимаются дети;
     - конфликтная атмосфера в семье  и возникшая на этой основе  детская тревожность и напряженность;
     - употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;
     - хранение наркотиков дома;
     - наркотическая наследственность;
     - состояние фрустрации, в которое  впадает часть детей после  того, как их надежды на что-то  достичь, не осуществились.
        Естественно, в каждом конкретном случае толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениями обстоятельств, совокупным действием, слиянием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Поэтому основное направление учебно-воспитательных учреждений – предупредительная, профилактическая работа с учениками всех возрастов. Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам, как к наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему, сформировать личностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей.
     Алкоголизм. Во всем мире употребление несовершеннолетними алкоголя прогрессирует. Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь по сравнению с наркотиками еще более вреден для нервной системы. Среди наиболее распространенных форм борьбы с пьянством и алкоголизмом – просветительные запрещающие меры. Профилактические действия:
     - запрещение употребления слабых  тонизирующих напитков на школьных  праздниках;
     - проведение групповой антиалкогольной  терапии;
     - постоянное объяснение и показ  детям, что есть много других  способов проведения досуга и  отдыха.
     Проституция.  Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности – повышенного по сравнению с последующим периодом полового влечения и интереса к сексу. Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. В истории существовали основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Практика свидетельствует: социально-духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию.
     Суицид. От латинского «убивать себя» – это умышленное лишение себя жизни. Крайняя точка в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения. Суицидальное поведение – осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре суицидального поведения выделяют собственно-суицидальные действия, суицидивные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания). Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения, например, кризисные периоды жизни, такие как подростковый возраст. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели.
        В целом можно  говорить о значительном влиянии  на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. Другим важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Примером может служить поведение подростков, следующих примеру своих кумиров.
     Психологическая превенция суицида осуществляется преимущественно в форме обучения распознаванию суицидальных проявлений и оказанию своевременной помощи близким людям.
     Побеги  из дома, бродяжничество. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личности и тем, кто с ними сталкивается. Причинами побегов из дома подростков являются, как правило, потерянные семейные и родственные связи, а также связи со школой. Среди юношей преобладают эмансипационные побеги, среди девушек – демонстрационные. Уходы осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий, о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя, нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию, начинает употреблять алкоголь или наркотики.
     Страхи  и навязчивость. Возникновение различных страхов (фобии) довольно характерно для детского и подросткового возрастов. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение влияния к своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны, легко проходят, после успокаивающей беседы. В других случаях могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих более длительный период времени. Причиной таких поступков бывают затянувшиеся, травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь, трудноразрешимый конфликт в школе или семье). Страхи проявляются в форме навязчивости, навязчивых действий. Среди навязчивостей преобладают страхи перед инфекцией, боязнь острых предметов, закрытых помещений, навязчивый страх речи у заикающихся.
     Вандализм и граффити. Вандализм – одна из форм разрушительного поведения. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершаются молодыми людьми, не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в школе гораздо ниже. По данным исследований большинство вандалов находятся в кризисной ситуации. В общественном сознании вандализм обычно предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением. Выявление мотивов вандализма стало одной из главных задач социально-психологических исследований. Рассмотрим одну из классификаций мотивов вандализма представленную Кантером Д.К.:
        - Скука. Причина  – желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений; острых ощущений, связанных с запретностью и опасностью.
        - Исследование. Целью  разрушения является любопытство,  желание понять, как работает система.
        - Эстетическое переживание. Наблюдение физического процесса разрушения создает новые визуальные структуры, сопровождающиеся звуками, которые кажутся приятными.
        - Экзистенциональное  исследование. Расшифровывая этот  мотив, Кантор поясняет, что вандализм может выступать как средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, привлечение внимания к себе.
        Граффити – оригинальная форма проявления девиантного поведения среди подростков и молодежи. Сейчас термин «граффити» обозначает всякую неразрешимую надпись, знак, деланный любым способом на объектах и частной собственности. Граффити относятся к тому виду разрушений, ущерб от которых рассматривается по сравнению с другими разновидностями вандализма и насильственными преступлениями, представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные проявления девиантного поведения.
     Классификация граффити не является строгой и абсолютной, но все же они помогает выделить различные формы этого феномена. Е.Л. Эйбл и Б.Е. Бекли выделяют публичные и личные граффити. М. Кокорев выделяет три вида:
     - содержательные граффити;
     - разрушительные граффити;
     - специфические надписи, сделанные  в стиле «хип-хоп» и принадлежащие  к соответствующей подростково-молодежной субкультуре. Выполнены чаще всего пульверизатором и краской.
        На основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков  и содержательных классификаций надписей и рисунков, можно попытаться выстроить причины, побуждающие к созданию граффити:
     а) утверждение личности и групповой  идентичности, выполнение отечественных граффитчиков на английском языке объясняется тем, что он является языком молодежной субкультуры;
     б) протест против социальных и культурных норм;
     в) злобные реакции, содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.