На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Северные конвои

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Мурманский Государственный Технический Университет 
     
     
     
     

    Кафедра истории и социологии 
     
     
     
     
     
     
     

    Реферат по истории 

    на  тему: 

    "Северные  конвои" 
     
     
     
     
     

    Выполнил: курсант гр. Му-111(1)
    Стороженко  А.В. 

Проверил: кандидат философских наук,
доцент  кафедры истории и социологии
Рябинина  Т.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Мурманск
    2011 г.
 

         Содержание:
           Введение…………………………………………………………………..….3       
      Гл. 1 Договоренности на высшем уровне…………………………….……4-5    
      Гл. 2 Начало совместных действий…………………………………….…..5-7
      Гл. 3 В небе Заполярья………………………………………………….…...7-10
      Гл. 4 Союзный долг…………………………………………………….……10-13
      Гл. 5 Судьба PQ-17……………………………………………………….….13-15
      Гл. 6 Боевое содружество……………………………………………….…...15-19
      Гл. 7 Охота на «Тирпиц»………………………………………………….…19-24
       Заключение…………………………………………………………………...24-27
             Список литературы……………………….…………………………………..28                                                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
              Последняя мировая  война унесла 50 миллионов жизней по всему миру. Ее подробному рассмотрению и анализу посвящены тысячи, или даже миллионы книг и научных работ. Вот уже 58 года минуло со времени окончания Второй Мировой войны, а все еще остается много нераскрытого и неизвестного, засекреченного документами с грифом «Совершенно секретно». А сколько документов, опровергающих наше устоявшееся понимание распределения сил в то время, уничтожено и навсегда скрыто от человеческих глаз!
        За 6 лет сражений, с 1939 по 1945 годы произошло  множество событий – громких  побед и ужасных поражений. Большинство из них получили подробное рассмотрение в печати или на телевидении.  
    Пирл-Харбор, Брест, Москва, Прохоровка, Сталинград, Берлин стали вехами истории, отмечающие ее движение вперед. О них было многое сказано.
        Я же хочу рассмотреть в данном реферате тему, получившую, как ни странно, меньшую огласку. Поставки союзников – Великобритании и Соединенных Штатов Америки по союзному договору, названному «ленд-лиз»1 были очень крупной операцией, проходившей с 1941 по 1945 годы. И, тем не менее, в советской, да и в российской печати очень мало сведений об этом, поэтому, я решил посвятить свой реферат этой интересной теме.
        Подробнее я хочу рассмотреть редко упоминаемые взаимодействия союзников, включавшие кроме поставок техники, и сопровождение конвоев, защиту неба Заполярья ВВС Великобритании, крупномасштабные операции в северных водах, такие как «охота за Тирпицем».
        Для объективной оценки я считаю важным упомянуть не только о положительных аспектах взаимодействия, но и о трагических ошибках, таких как судьба конвоя PQ-17

       Ленд-лиз (англ. «Lend-lease») – аренда, ссуда
        Договоренности  на высшем уровне
       Сразу после нападения фашистской Германии на Советский Союз руководители западных стран У. Черчилль и Ф. Рузвельт заявили о своей поддержке Советского Союза в борьбе против нацизма2, так как видели в лице нашей страны единственную реальную силу, способную разгромить фашистскую Германию, спасти их собственные страны и мир от порабощения.
       Выступая  по радио вечером 22 июня 1941 г., Черчилль заявил, что за последние двадцать пять лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем он. Но теперь у англичан одна неизменная цель: они полны решимости уничтожить Гитлера нацистский режим. Поэтому любое государство, которое борется против нацизма, получит их помощь... Мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем3.
       В июле и августе 1941 г. между правительствами  СССР и Великобритании были заключены  соглашения о совместных действиях  взаимной помощи в войне против гитлеровской Германии и о товарообороте4. В дальнейшем подобные документы были подписаны и с Соединенными Штатами. Политические соглашения создали основу для организации совместных действий вооруженных сил на суше и на море.
       В Англии и Советском Союзе с  конца июля 1941 г. начали работу союзные военные миссии, координировавшие организацию взаимных поставок и вопросы совместной обороны северных морских коммуникаций. Для непосредственного решения вопросов, возникающих при доставке грузов и проводке конвоев, базирования и использования союзных сил в зоне Северного флота, были
    созданы английские военно-морские миссии в  Полярном и Архангельске, взаимодействовавшие  с командующим Северным флотом адмиралом  А.Г. Головко, уполномоченным ГКО по перевозкам на Севере И.Д. Папаниным и штабами Северного флота и Беломорской флотилии.

    2 История второй мировой войны, 1939-1945. М., 1982. Т. 12. С. 114, 115.  
    3 Кузнецов П.Г. Курсом к победе. М., 1975. С. 69.
    4 История второй мировой войны, 1939-1945. М., 1975. Т. 4. С. 165.
       Уже летом 1941 г. между командованием Советского Военно-Морского и английским адмиралтейством были достигнуты соглашения о разграничении операционных зон, базировании английских кораблей в советских портах, общих опознавательных сигналах. В связи с тем, что наш Северный флот имел небольшое число крупных надводных кораблей, за организацию конвоев и их непосредственное охранение на всем переходе от Англии до советских портов отвечало британское адмиралтейство. Северный флот в своей зоне усиливал охранение конвоев кораблями, обеспечивал их авиационное прикрытие на подходах к базам, осуществлял траление фарватеров5. Был налажен обмен оперативными сводками между командованием Северного флота и английскими миссиями. 

    Начало  совместных действий 

       Английский  посол и России С. Криппс не без влияния бесед с советскими руководителями предложил британскому кабинету провести две операции либо высадить десант во Франции, против чего единодушно вы ступил английский Генштаб, считая после Дюнкерка операции самоубийственной, либо нанести удар в Арктике. Второй план вы звал возражения в адмиралтействе как весьма рискованный в условиях полярного дня, без поддержки Северного флота и его авиации. Тем не менее, после напряженных обсуждений было решено самолётами с авианосцев бомбардировать две важнейшие базы немцем в Арктике: Петсамо и Киркенес.
       Операция была запланирована на 30 июля. Именно в то время немецкие егеря развернули массированное наступление на Мурманск, и помощь пришлась как нельзя кстати. Помимо двух подводных лодок, переброшенных в Полярный, к берегам Северной Норвегии направились два авианосца - «Викториес» и «Фьюриес» - в сопровождении восьми боевых кораблей. Было очевидно, что подготовить такую операцию в крайне сжатые сроки, без согласования с

    5 Пузырей В.П. Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне. М., 1981.С. 72-73. 

    союзниками  было крайне сложно. Рассчитывать во многом можно было лишь на удачу. К сожалению, она отвернулась от англичан в самом начале операции. Эскадру обнаружил немецкий самолет-разведчик. Внезапность была утрачена.
       Несмотря на повышенную степень риска, 20 «альбакор» 827-й и 828-й
      эскадрилий, прикрываемые девятью истребителями, ровно в полдень поднялись с палубы авианосца «Викториес», взяв курс на Киркенес. Спустя несколько минут для атаки Петсамо с «Фьюриеса» были подняты 24 «альбакоры», «свордфиша» и «фулмара». Через четверть часа самолеты были на подходе к цели. Но там их уже ждали. Несколько мелких судов, оставшиеся в гавани Киркенеса, отрыли плотный заградительный огонь. В воздух с двух соседних немецких аэродромов была поднята вся истребительная авиация. «Это был настоящий ад, - вспоминает бывший стрелок-радист Фрэнк Смит. - Повернувшись, мы увидели, как третий самолет падал к земле. Из девяти членов трех экипажей спасся лишь один радист. При втором заходе было убито еще шесть человек из девяти. Нас атаковали «110-е», два самолета из нашего крыла отвернули к русской границе. Оба были сбиты. Один упал в море, другой на территории России»6. Уцелевшим самолетам все же удалось сбросить торпеды. В результате были повреждены два транспорта. В воздушном бою сбито три «мессершмитта» и один Ю-87. Несколько вражеских машин получили серьезные повреждения. Потери англичан были несоизмеримы. Из 29 самолетов до палубы  «Викториеса» дотянуло лишь 18.
       В Петсамо немцы оказали не столь серьезное сопротивление. Но и англичане не нашли там достойных целей. Был потоплен небольшой пароход и повреждено несколько деревянных мотоботов. В атаке сбито два «альбакора» и «фулмар». Как
    ни  велики были потери, бомбардировка полярных немецких баз вполне оправдала себя. Своими действиями англичане не только продемонстрировали миру реальность боевого сотрудничества с коммунистической державой, но и заставили поверить Гитлера в возможность открытия второго фронта в Норвегии. С точки зрения тактики операция англичан на севере Норвегии позволила смягчить удар
    егерей  по Мурманску, дав возможность союзнику укрепить оборону Заполярья
       
    6 Это был самолет Сирила Биера, найденный в начале 90-х годов.
       Начало  практическому взаимодействию Советских Вооруженных Сил с английским флотом было положено в конце июля 1941 г., когда наш эсминец «Сокрушительный» обеспечил охрану и переход в Белом море минного заградителя «Адвенчур», прибывшего в Архангельск с грузом глубинных бомб и магнитных мин7. В августе у побережья Норвегии в смежных позициях с нашими подводными лодками были развернуты две английские – «Тайгрис» и «Трайдент», базировавшиеся на Полярное. Планы их использования разрабатывались штабом британской миссии и согласовались со штабом Северного флота. 
     

    В небе Заполярья
         Первый конвой прибыл в Россию в рамках операции «Дервиш», к которой были привлечены 48 истребителей британских ВВС «харрикейн» для защиты Полярного и Мурманска. 24 истребителя перелетели в район Мурманска с авианосца «Аргус» 7 сентября 1941 г., другие 24 самолета, а также наземный персонал и запасы пришлось доставить в Архангельск, более удаленный от аэродромов Люфтваффе.
         С 24 августа по 18 октября 1941 г. вместе с североморскими летчиками небо над Кольским заливом защищала группа английских летчиков во главе с майором Э. Миллером. Англичане сделали 365 боевых вылетов и сбили 12 самолетов
    противника, потеряв один свой. Они передали летчикам Героя Советского Союза  капитана Б.Ф. Сафронова опыт использования  самолетов «харрикайн».
       151-е  крыло было сформировано в  июле 1941 г. специально для отправки в СССР и состояло из 134-й (майор А.Г. Миллер) 181-й (майор А.Х. Рук) эскадрилий. В состав крыла входило более 30 летчиков, до сотни человек офицеров управления, техников и летных диспетчеров и около четырехсот человек обслуживающего персонала: медиков, поваров, шоферов, переводчиков. Всего около 550 человек.
       Крылом  командовал всеми любимый новозеландец подполковник X. Ишервуд,
       
    7 Пузырев В.П. Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне. М., 1981.С. 73,74.
    отличный  регбист и очень остроумный собеседник8.
       Для переброски состава крыла в Россию было избрано несколько путей: на британских кораблях, русских эсминцах и транспортах, на поездах через Москву. Основная же часть соединения - летчики, управленцы и техники - вместе с самолетами была отправлена двумя большими партиями: на пароходах через Архангельск с упакованными самолетами и вторая партия своим ходом, с палубы авианосца - на аэродром Ваенга-1, что близ Полярного.
       31 августа 1941 г. к причалам Архангельска  подошли суда первого английского  конвоя PQ-0 («Дервиш»), на котором и прибыли английские летчики. Часть управленцев и техников тотчас был отправлены в Ваенгу двумя транспортными самолетами. Основная группа во главе с командиром крыла через пару дней отбыла в Мурманск на двух английских эсминцах. Остальные были переправлены по железной дороге либо через Кандалакшу, куда добирались пароходом, либо непосредственно из Архангельска. В Архангельске были оставлены иронично названная англичанам «errection party» «эрекционная группа» инженера лейтенанта Гиттинса и часть летчиков-испытателей. Их задачей были сборка и облет доставленных в ящиках 15 «харрикейнов». Местом работ был определен аэродром Кегостров в центре Архангельска. Поселили англичан на борту парохода «Иван Каляев».
       1 сентября «erection party» приступила к работе, длившейся обычно 10-12 часов. Уже на следующий день первые два «харрикейна» обрели крылья. На четвертый был запущен первый двигатель, а на шестой день - в 14.45 - летчики Рук, Хоулмз и Вуластон подняли в небо три новеньких «харрикейна». К 12 сентября все 15 самолетов были собраны и вылетели в Мурманск через аэродром со странным для Заполярья названием Африканда.
       Когда на Кегострове начинались облеты «харрикейнов», решено было приступить ко второму этапу операции «Стренс». 7  сентября авианосец «Аргус»
    прошел 33-й меридиан и приблизился к намеченной точке в Баренцевом море. С
    палубы  «Аргуса», взяв курс на Ваенгу, стартовала основная группа крыла из 24
       
    8 Отделение Центрального военно-морского архива, Ф. 20, Д. 33174, Л. 63.
    самолетов. Посадка прошла нормально, если не считать  поломок двух машин, садившихся с  поврежденными еще на авианосце шасси. Три дня крыло отдыхало. Лишь 11 сентября состоялся первый боевой вылет на патрулирование линии фронта. А через день - воздушный бой с утратами и победами. Летчики 81-й эскадрильи сбили и серьезно повредили четыре Ме-109. Увлекшись преследованием «мессершмитта», 18-летний сержант Норман Смит не заметил зашедшего в хвост вражеского истребителя. Это была первая и последняя смерть в английском крыле над Россией. Второе крупное воздушное сражение англичан в Заполярье состоялось 6 октября при отражении налета «юнкерсов» на аэродром. Три сбитых и девять поврежденных вражеских самолетов были занесены на победный счет англичан. В остальные дни в ходе патрулирования или сопровождения советских бомбардировщиков столкновения с противником носили лишь эпизодический характер. Активизации действий авиации мешали метеоусловия. За два месяца пребывания крыла в России погода позволила нормально летать лишь одну неделю. Но и за этот короткий промежуток времени англичане успешно показали себя и свои самолеты. Соотношение потерь крыла и потерь противника составило 1 : 15.
       Союзники  весьма успешно решали и вторую задачу присутствия в России - обучение советских летчиков управлении новыми машинами. Первыми русскими пилотами, поднявшими в воздух «харрикейн», стали прославленные асы Заполярья - генерал майор Кузнецов и капитан Сафонов. В конце сентября при крыле была создана учебно-тренировочная эскадрилья, в которую в качестве инструкторов были введены советские летчики капитаны Рапутсоков, Сафонов, Кухаренко и старший лейтенант Яковенко. Началось интенсивное обучение советских пилотов. Англичане были в очередной раз удивлены: рядовые русские летчики и механики сдали экзамены по «харрикейну», набрав 80-98 баллов из ста, что часто было недоступно английским офицерам. «Те, кто летает на И-16, легко освоит самый сложный самолет», - не без оттенка хвастовства заявляли выпускники курсов. Из успешно сдавших экзамены было сформировано три советские эскадрильи «харрикейнов» под командованием капитана Сафонова. А спустя два-три дня, 20 октября, была получена телеграмма министра авиации, предлагавшая передать русским все самолеты, а личному составу крыла возвратиться на родину. С того дня английские летчики стали упаковывать чемоданы и группами, с различными оказиями выезжать в Великобританию. 16 ноября последняя партия из семи офицеров, 60 пилотов и техников покинула аэродром Ваенга. Над палубами кораблей, где стояли английские летчики, пронеслись «харрикейны» Героя Советского Союза капитана Сафонова. Они летели строем «Hendon Formaggers», которому научили их англичане. В этой военной церемонии прощания было и стремление прикрыть собой корабли с английскими пилотами и символ признательности союзникам за помощь.
         За первой партией из 48 «харрикейнов» последовали новые. К апрелю 1942 г. истребительные части Северного флота и Карельского фронта более чем на 60% были укомплектованы «харрикейнами». А всего за годы войны 7777 самолетов с запчастями и боеприпасами были доставлены в СССР от британского союзника. Из них подавляющее большинство составили истребители: «спитфайеры» «харрикейны», «аэрокобры» и «киттихоки», заменившие устаревшие советские «ишачки» и «чайки»9.
       Именно  эти новые типы машин, на 90% составившие  парк истребительной
    авиации Севера, позволили добиться господства в небе Заполярья и Карелии. 

    Союзный долг
       В 1941 г. совместными усилиями был обеспечен успешный переход союзных транспортов, следовавших с грузами в Советский Союз из Англии и США через Исландию и в обратном направлении, в сопровождении небольшого числа английских боевых кораблей. В составе шести союзных конвоев, прибывших в Архангельск, было 34 английских, 9 советских, 6 американских и 2 голландских транспорта. Они доставили в нашу страну более 500 танков, 750 самолетов, 10 тыс. т каучука, снаряжение, всего 152 тыс. т. Обратными рейсами в западные страны было вывезено 135 тыс. т. леса и руды.
       
    9 «Аэрокобры», «киттихоки» и «томахоки» американского производства поступали в счет английских поставок.
       Многие  экипажи английских кораблей на деле проявляли солидарность с народом нашей страны. Когда в конце декабря на конференции капитанов конвоя PQ-7 в Исландии обсуждался вопрос о дате выхода и ряд капитанов высказались за то, чтобы отметить новый год в Хваль-фиорде, поднялся тридцатилетний капитан транспорта «Эмпайр Говард» шотландец Генри Джон М. Дональд Доувайн и сказал, что предлагает отложить празднование нового года до Победы. Конвой   PQ-7 вышел их Хваль-фьорда 31 декабря 1941 г.
       Немцы не проявили заметного интереса к  этим перевозкам, полностью поглощенные  решением проблем своей армии  под Москвой, на которые операции ВМС не оказывали непосредственного влияния. К концу 1941 г. в Архангельск и Мурманск была доставлена треть миллиона тонн грузов. При этом из 57 отправившихся на восток судов были потеряны лишь одно и один эскортный эсминец. Они погибли в результате случайных встреч с подводными лодками.
       Такая  благоприятная обстановка длилась  до  конца марта 1942 г., когда немцы  наконец смогли сосредоточить самолеты, подводные лодки и флотилию эсминцев против конвоя PQ-13. Были потеряны пять судов и сильно поврежден крейсер «Тринидад», потопивший при этом один из вражеских эсминцев. PQ-14 попал в плохую погоду, и из 24 судов только восемь не повернули назад. Из продолживших путь одно судно было потоплено. Два следующих конвоя потеряли десять из 60 судов. Прибытие в Архангельск PQ-16 довело общее число благополучно дошедших торговых судов до 179 по сравнению с 17 судами, потерянными в результате действий противника, и еще 18, которые по разным причинам повернули назад. Немцы не предпринимали решительных действий против западных конвоев, и из 145 судов в двенадцати конвоях QP только шесть были потоплены и еще шесть повернули назад.
       Уже в первой половине 1942 г. немецкая разведка установила, что свыше ста английских танков через Архангельск и Ярославль были доставлены в район Сталинграда, а в ноябре они появились и в районе Клина.
       Несмотря  на идеологические разногласия, сотрудничество СССР с США и Великобританией  осуществлялось в целом успешно, но с весны 1942 г. нерушимость союзных обязательств стала подвергаться суровым испытаниям. Фашистская Германия, ослабив действия по союзным конвоям в Атлантике, перебазировала в Северную Норвегию основную часть своего надводного флота, в том числе линейный кораблю «Тирпиц», тяжелые крейсера «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер» «Лютцов», 20 подводных лодок и ударную авиацию. В соответствии с указанием Гитлера военно-морской флот начал активно атаковать «мурманские конвои». Появились потери. Это вызвало необходимость усиления эскорта конвоев английскими кораблями. Британское адмиралтейство, не желая рисковать своими кораблями в наиболее опасной зоне, в Баренцевом море, стало тормозить отправку конвоев, ссылаясь на то, что это становится экономически невыгодным предприятием. Потребовались большие дипломатические усилия советского правительства, чтобы движение конвоев на Севере было продолжено. Советское командование, несмотря на тяжелое положение на сухопутном фронте, усилило воздушное прикрытие конвоев в своей зоне. Проводка конвоев стала осуществляться в виде тщательно спланированных английскими и советскими штабами операций.
       Мужественно сражались английские и советские  моряки за конвои PQ-13 и PQ-16. На последний конвой 27 и 28 мая в районе к югу от острова Медвежий было совершенно несколько массированных налетов авиации противника. Конвой потерял семь транспортов из 35, при этом шесть были потоплены авиацией и один - подводной лодкой. В эти дни героический подвиг совершил экипаж советского теплохода «Старый большевик» под командованием капитана И.И. Афанасьева. Восемь часов подряд, потерявшее ход советское судно отбивало атаки фашистских самолетов, боролось с водой, пожаром и вышло победителем.
       На  помощь конвою подошли советские  эсминцы «Сокрушительный», «Грозный», «В. Куйбышев», которые приняли активное участие в отражении воздушных и подводных атак. Как отмечает английский историк С. Роскилл,         «с подходом трех советских эсминцев дышать стало легче. Последующие атаки противника не принесли ему успеха - конвой потерь больше не понес»10.
       Добавим, что этому способствовало и усиление истребительного прикрытия

    10 Роскилл С. Флот и война. М., 1970. Т. 2. С. 123.
    конвоя  на подходах к Кольскому заливу. В защите конвоя 30 мая участвовали 80 советских истребителей. Летчики-североморцы во главе с Б.Ф. Сафоновым, погибшим в тот день, сбили 10 бомбардировщиков противника и не позволили им прорваться к конвою11. 

       Судьба  PQ-17
       В июльские дни 1942 г. в Баренцевом море разыгралась трагедия конвоя PQ-17, следовавшего из Исландии в Архангельск и Мурманск. Главной причиной гибели большинства транспорта явилось ошибочное решение английского адмиралтейства рассредоточить конвой и отозвать корабли прикрытия на помощь главной эскадре в связи с предположением о выходе в море фашистского линкора «Тирпиц». PQ-17 стал олицетворением катастрофы, так как из 34 судов, вышедших Датского пролива 28 июня 1942 г., 23 были потеряны, а многие из тех, которые достигли России, пережили в пути огромные трудности и лишения, подвергаясь постоянной опасности. Все потери были нанесены самолетами и подводными лодками, но решающим фактором в разгроме была угроза вмешательства немецкого линкора «Тирпиц», который прибыл в Северную Норвегию в феврале 1942 г. и одним своим
    присутствием  оказывал влияние, непропорциональное тому ущербу, который он мог бы причинить, заставив британский флот обеспечить сильное прикрытие, включавшее два новых линкора и авианосец. Больше опасавшийся атак самолетов и подводных лодок, командующий британским ВМФ адмирал сэр Джон Тови
    решительно  выступал против конвойных операций при почти непрерывном дневном свете арктического лета, но его мнение не было учтено - в основном, но политическим причинам. Поэтому он обеспечил для PQ-17 очень сильный ближний эскорт и мощное дальнее прикрытие из двух линкоров, авианосца, восьми крейсеров, 26 эсминцев, 16 эскортных и спасательных кораблей, дополнительно были развернуты одиннадцать подводных лодок, девять из которых с тремя советскими заняли позиции на ожидаемом курсе неприятельской эскадры. Всей
    этой  силой они могли противостоять  «Тирпицу», карманному линкору, крейсеру и

    11 Боевой путь Советского Военно-Морского флота. М., 1974. С. 198.
    десяти  эсминцам.
         PQ-17 вышел из Исландии 27 июня 1942 г., и, несмотря на то что после нескольких сильных воздушных налетов корабли со хранили хороший порядок, он был рассеян вечером 4 июля по прямому приказу адмиралтейства. Первый морской лорд сэр Дадли Паунд, испытывавший стресс и страдавший от скрытой смертельной болезни, поддался своим страхам и приказал рассеять конвой. В то же время источники радиоперехвата «Ультра» отмечали только подготовку немцев к выходу в море. Ни одного сообщения об их обнаружении не поступало ни от находившихся в дозоре подводных лодок, ни с разведывательных гидросамолетов королевских ВВС (RAF), которые базировались в Кольском заливе специально для этих целей «Тирпиц» все-таки вышел в море, но только после полудня 5 июля - слишком поздно, чтобы настигнуть конвой. В действительности немецкие надводные корабли очень быстро вернулись в свои базы. «Лютцов» в сопровождении 3 эскадренных миноносцев на выходе из шхер, в густом тумане, наскочил на подводную скалу и вернулся обратно. Эскадра во главе с «Тирпитцем» и «Адмиралом Шеером» вышла в море и в 18 часов 5 июля севернее острова Ингей была обнаружена и атакована советской подводной лодкой К-21 под командованием капитана 2 ранга Н. А. Лунина. Донесение об этом, посланное командованию Северным флотом, было перехвачено и расшифровано гитлеровцами. Считая, что их замысел раскрыт, и не желая рисковать крупными надводными кораблями, гитлеровское командование приказало эскадре возвратиться в шхеры.
         Разбросанные в Ледовитом океане  торговые суда без эскорта  уничтожались поодиночке подлодками  и Люфтваффе.
       Это был тяжелый удар по британскому  престижу - 22 судна конвоя были американскими, и экипажам было непонятно, зачем нужно было рассеивать конвой, находившийся в полном порядке и доказавший свою устойчивость в ходе воздушных атак. Английские и американские моряки, оказавшись лишенными прикрытия боевых кораблей, принимали все меры для выполнения задачи. Отбивая атаки вражеских бомбардировщиков и подводных лодок, они настойчиво вели свои суда в русские гавани. Американский транспорт «Беллингхэм» под командованием капитана Мортенсена 9 июля прибыл в Архангельск самостоятельно, как и советский танкер «Донбасс», ведомый капитаном М.И. Павловым. Наш танкер по пути спас экипаж торпедированного американского судна «Даниель Морган». Характерно, что спасенные американские моряки (51 человек), оказавшись на борту советского судна, несли вахту и сражались рядом с нашими моряками. Оставшиеся семь транспортов с грузами были собраны у Новой Земли и достигли порта назначения. 

    Боевое  содружество
       В сентябре 1942 г., в разгар Сталинградской битвы, правительство Великобритании направило к нам очередной конвой PQ-18, отправка которого была задержана на месяц. Это был самый крупный конвой первого периода войны. Проводку этого конвоя теперь, по прошествии шестидесяти лет, можно назвать примером боевого взаимодействия на море стран Атлантической коалиции в годы войны. Для его сопровождения английское командование выделило 35 боевых кораблей, в том числе легкий крейсер, конвойный авианосец и двадцать эсминцев, а советская сторона - 300 самолетов и основные силы надводных кораблей и подводных лодок Северного флота и Беломорской флотилии12
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.