На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Характеристика теории и практики развития налогообложения в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
        ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
                            ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
НА ТЕМУ:
ХАРАКТЕРИСТИКА  ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  В РФ 

                        
 
 
 

                                                                                           
 
 
 
 
 

                                                                                             Выполнил:
Студент 4 ФиК 1 гр. Чмуль Р.В.
                                                                             Преподаватель:
                                                                           Алимирзоева М.Г. 
 
 
 
 
 

                                     МАХАЧКАЛА 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы налоговых отношений………...5
      Возникновение налогов, их развитие………………………..5
      Основные налоговые теории……………………………….....9
      Сущность и функции налогов……………………………….16
Глава 2. Характеристика налогообложения  в РФ……………...22
2.1.  Основные принципы и механизмы построения налоговой системы РФ ………………………………………………………….22
2.2    Современное состояние налоговой системы РФ……….…28
Глава 3. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения и практика его применения в РФ…………..36
Заключение  ………………………………………………………….48
Список  литературы…………………………………………………49 
 

 


     Введение 

     История налогообложения в России – сложное  переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в  большей или меньшей мере и  для других стран. В значительно  мере они сохранены и в современной  России.
     Первая  тенденция – периодическое постепенное  разрастание числа налоговых  платежей и податей, заканчивающееся  налоговой реформой, целью которой  является упрощение податной системы  и сокращение общего числа налогов. Спустя некоторое время после  завершения реформы число налогов  вновь начинает возрастать, давая  начало следующему циклу реформирования.
     Вторая  тенденция – постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки  увеличить долю прямого обложения, которые, в конечном счете, приводили  к обратному результату – росту  косвенного обложения. И, наконец, третья тенденция – постоянные колебания  от акцизного обложения алкогольной  продукции и винно-водочных изделий  к государственной монополии  на эту группу товаров (винные откупа, казенная монополия). Еще одной, не столько  тенденцией, сколько характерной  чертой системы налогообложения  на протяжении всего исторического  развития можно считать существенные различия в режимах налогообложения, типах налогов и способах их исчисления на разных территориях нашего государства.
     Налоговое законодательство РФ в части определения налога выделило его из общего понятия «налога, сбора, пошлины как обязательного взноса в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд». Налоговый кодекс, введенный в действие с 1.01.1999 г., развивает определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».1
     Актуальность  данной курсовой работы определена недостаточным уровнем развития современной налоговой системы РФ, и хотелось бы раскрыть данное явление исходя из приведенных в курсовой работе фактов, а также зарубежного опыта реформирования системы налогообложения.
     Целью данной курсовой работы является рассмотрение современной налоговой системы РФ, указание на её относительную несовершенность и необходимость развития налогообложения и его реформирования.
     Исходя  из цели, раскрываются следующие задачи данной курсовой работы:
    Раскрытие сущности налоговых отношений;
    Определение характеристики налогообложения в РФ;
    Рассмотрение зарубежного опыта развития налогообложения и возможности его применения в нашей стране.
     В данной курсовой работе использованы материалы периодической печати (газета «Бизнес», журнал «Финансы»), труды таких ученых-экономистов как Пушкарева В., Майбуров И.А., Мамрукова О.И, Б.Х.Алиев и др.  

 

     
     Глава 1. Теоретические основы налоговых отношений
     1.1 Возникновение налогов, их развитие 

     История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента  возникновения государства и  разделения общества на классы, когда  нарождающиеся социально-государственные  механизмы первобытного общества потребовали  соответствующего финансирования. По словам английского экономиста С. Паркинсона: «Налогообложение старо, как мир, и  его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь  перегораживал устье реки, место  слияния двух рек или горный перевал  и взимал плату за проход с купцов и путешественников2.
     В. Пушкарева в развитии налогообложения  выделяет три периода, каждый из которых  характеризуется теми или иными признаками и особенностями3.
     1. Первый период развития налогообложения,  включающий в себя хозяйственные  системы древнего мира и средних  веков, отличается неразвитостью  и случайным характером налогов.  Именно на этом этапе налоги  и механизмы их взимания возникают  в зачаточном состоянии. 
     Возникновение налогов относят к периоду  становления первых государственных  образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный  аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение  налогообложения.
     Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно  натуральную форму. Подданные несли  повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также  уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени. По свидетельствам историков, персидский царь Дарий (IV в. до н.э.) брал налоги даже евнухами. Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью.
     Одной из первых организованных налоговых  систем, многие стороны которой находят  отражение и в современном  налогообложении, является налоговая  система Древнего Рима.
     На  ранних этапах развития Римского государства  налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим  достатком на основании заявления  о своем имущественном состоянии  и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы  налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками.
     Интересно отметить, что многие принципы определения  объектов налогообложения и подходы  по установлению тех или иных налоговых  сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы  Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.
     Таблица 1

     В Европе XVI—XVII вв. развитые налоговые  системы отсутствовали. Повсеместно  налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли  правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или  иных видов налогов. Сбором налогов  занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные  налоги у государства, внося сумму  налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение посредством  помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налога с населения, учитывая естественным образом и  свою прибыль, которая достигала  иной раз одной четвертой от цены откупа.
     2. Однако развитие европейской  государственности объективно требовало  замены «случайных» налогов и  института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной  системой налогообложения. Именно  в конце XVII — начале XVIII в.в.  наступает второй период развития  налогообложения. В этот период  налоги становятся ведущим источником  доходной части бюджетного устройства.
     В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот  со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.
     Развитие  демократических процессов в  европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии в 1215 года в «Великой хартии вольностей»  было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: «Ни  щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем  иначе, как по общему совету королевства нашего". Данный принцип был повторен и в 1648 году, а в 1689 году Билль о правах окончательно закрепил за представительными органами власти утверждать все государственные расходы и доходы.
     Одновременно  с развитием государственного налогообложения  начинает формироваться научная  теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист  и философ Адам Смит (1723—1790 гг.). В  своей работе «Исследование о  природе и причинах богатства  народов» (1776 год) он впервые сформулировал  принципы налогообложения, дал определение  налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.
     3. Третий период развития налогообложения  начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением  количества налогов и большим  значением права при их установлении  и взимании. Постепенно в обществе  наряду с развитием финансовой  науки происходит становление  научно-теоретических воззрений  на природу, проблемы и методики  налогообложения. Ни одна экономическая  школа, ни одна финансовая теория  не обошли своим вниманием  вопросы фискалитета. Во второй  половине XIX в. многие государства  предприняли попытки воплотить  научные воззрения на практике.
     Однако, как отмечает В. Пушкарева, венцом финансовой науки явились налоговые реформы, проведенные после 1-й мировой  войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда  была заложена конструкция современной  налоговой системы, в которой  прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место. В то же время следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы. Финансовая наука и поныне не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы практически во всех развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения.  
 

     1.2 Основные налоговые теории 

     Основные  налоговые теории стали формироваться  в качестве законченных учений начиная  с XVII в. и как свод важнейших принципов  и положений получили в буржуазной науке наименование «Общая теория налогов». Основные её направления складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества.
     Вообще  под налоговыми теориями следует  понимать ту или иную систему научных  знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической  и социально-политической жизни  общества. Иными словами, налоговые  теории представляют собой различные  модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного  назначения.
     В более широком смысле налоговые  теории представляют собой любые  научно-обобщенные разработки (общие  теории налогов), в том числе и  по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов). К частным  налоговым теориям относятся  учение о соотношении различных  видов налогов, количестве налогов, их качественном составе, ставке налогообложения  и т.д. Ярким примером частной  теории является теория о едином налоге. Таким образом, если направления  общей теории налогов определяют назначение налогообложения в целом, то частные обосновывают, какие виды налогов необходимо установить, каким  должен быть их качественный состав и  т.д.
       Общие теории налогов. Одной из самых первых среди общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключалась в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита, так, как будто бы между королем и подданными действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений.
     В первой половине XIX в. швейцарский экономист  Ж. Симонд де Сисмонди (1773—1842 гг.) в своей  работе «Новые начала политэкономии» (1819 год) сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой  налоги есть цена, уплачиваемая гражданином  за получаемые им от общества наслаждения. При помощи налогов гражданин  покупает ничто иное, как наслаждение  от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности  и т.д. Таким образом, Ж. Сисмонди в обосновании своей теории положил  теорию обмена в современном ему  варианте.
     В этот же период складывается теория налога как страховой премии, представителями которой выступили французский государственный деятель Адольф Тьер (1797—1877 гг.) и английский экономист Джон Мак-Куллох (1789—1864 гг.). По их мнению, налоги — это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики, являясь коммерсантами, в зависимости от величины своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т.д. Однако в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещению, а для того чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка. Таким образом, идея страхования, которая лежала в основе теории рассматриваемой теории, может быть признана только в том случае, когда государство возьмет на себя обязанность по осуществлению страховых выплат гражданам в случае наступления риска.
     Классическая  теория налогов  (теория налогового нейтралитета) имеет более высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723—1790 гг.), Давида Рикардо (1772—1823 гг.) и их последователей. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А.Смит. В рыночных условиях удовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления экономической свободы, свободы деятельности субъектам. А.Смит выступал против централизованного управления экономикой, которое провозглашали социалисты. Не уделяя внимания доказательствам, он считал априори, что децентрализация позволяет обеспечить максимальное удовлетворение потребностей. Несмотря на то, что рыночная экономика не подлежит управлению какой-либо коллективной волей, она подчиняется строгим правилам поведения. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит подробно анализирует эти правила, к примеру, стремление свободной конкуренции приравнять цену к издержкам производства, что оптимизирует распределение ресурсов внутри отраслей.
     В то же время представляется, что  классическая теория сегодня абсолютно  несостоятельна, поскольку в настоящий  момент невозможно изымать путем  налогов четверть национального  продукта без того, что бы это  не имело серьезных экономических  последствий. Взыскание налогов  уменьшают покупательную способность  граждан и снижают инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные  налоги повышают цены на товар и  воздействуют на потребление, а это  уже само по себе влияет на многие экономические процессы в обществе.
     Противоположностью  классицизма выступила кейнсианская теория, которая была основана на разработках английских экономистов Джона Кейнса (1883—1946 гг.) и его последователей. Центральная мысль этой теории состояла в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономикой и выступают одной из слагаемых её успешного развития. По мнению Дж. Кейнса, изложенному им в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 год), экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Для того чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения должны изыматься с помощью налогов.
     Налоговая теория монетаризма была выдвинута в 50-х годах профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фридменом и основана на количественной теории денег. По мнению её автора, регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. При этом налогам не отводится такая важная роль, как в кенсианских экономических концепциях. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымаются излишнее количество денег. В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором — излишние сбереженияя.
     Теория  экономики предложения сформулированная в начале 80-х годах американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэффером10 в большей степени чем кейнсианская теория рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Данная теория исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит и к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в рамках теории предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту.
     Частные налоговые теории. Среди частных теорий одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложения. В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого или косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. В городах раннего средневековья, где вследствие более равномерного распределения собственности ещё сохранялись демократические устои, налоговые системы строились, в основном, на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на состояние народа, поскольку они увеличивают стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломить сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, и, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции косвенные налоги является вредными, поскольку они ухудшают положение народа.
     Вторая  позиция, появившаяся в конце  средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного обложения. Посредством косвенных  налогов предлагалось установить равномерное  налогообложение. Дворянство через  различные льготы и откупы не было обременено прямыми налогами. Поэтому  сторонники идеи косвенного налогообложения  стремились заставить платить привилегированные  классы путем установления налога на их расходы. Тем самым косвенные  налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении.
     Теорию  единого налога неоднократно брали на вооружение социально-политические реформаторы. Необходимо отметить, что эта теория в большей степени рассматривает социально-политические вопросы, чем налоговые. Идея установления единого налога была популярна в разные времена. В XVIII в. в Англии даже существовала партия, девизом которой был единый налог на строения. Различные сторонники данной теории представляли единый налог в качестве панацеи от всех бед. Утверждалось, что после установления этого налога бедность будет ликвидирована, повысится заработная плата, перепроизводство будет невозможно, во всех отраслях промышленности произойдет рост производства и т.д.
     Единый  налог — это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого  объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.
     Одним из наиболее ранних видов единого  налога является налог на земельную  ренту. Так, физиократы — сторонники сельскохозяйственной системы развития общества — считали, что промышленность не производит чистой прибавки к доходу. Все богатство сосредоточено  в земле и проистекает из земли. Поэтому надо установить единый налог  на земельную ренту, как на единственный источник доходов. Следовательно, платить  этот налог должны будут только землевладельцы. В качестве основы для установления этого единого налога предлагалась идея «всеобщности земли». Земля есть дар божий, она должна принадлежать всем. Более того, все богатства  происходят от земли. А поскольку  в действительности земля принадлежит  конкретным людям, то они как обладатели единственного источника богатства, должны платить единый налог. В XIX в. американский экономист Генри Джордж (1839—1897 гг.), выдвигая идею «единого земельного налога», рассматривал его как средство обеспечения всеобщего достатка и «социального мира".
     Рассматривая  теорию единого налога, необходимо отметить, что каким бы ни был  объект налогообложения, данная теория не может являться прогрессивной. Признавая  положительные моменты единого  налога, связанные, в частности, с  простотой его исчисления и сбора, тем не менее, необходимо признать, что в чистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприменима. Однако в сочетании с иными  системами налогообложения она  может сыграть положительную  роль.
     Одна  из основных проблем налогообложения  нашла свое отражение в теории переложения налогов, исследование которой началось ещё в XVII в. Причем вопрос о переложении налогов до сих пор является одним из наименее разработанных вопросов в налогообложении и это с учетом того, что её практическое значение очень огромно. Суть теории переложения основана на том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо — носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения.
     По  словам американских экономистов Энтони Б. Анкинсона и Джозефа Э. Стиглица: «Один из наиболее ценных выводов, сделанных  в результате экономического анализа  государственных финансов, состоит  в том, что человек, на которого формально  распространяется действие положения  о налогообложении, и человек, платящий этот налог, — совсем не обязательно  одно и то же лицо. Определение реальной сферы действия налога или государственной  программы — одна из наиболее важных задач теории госсектора".
     Основоположником  теории переложения считается английский философ Джон Локк (1632—1704 гг.), который  делая, вывод о том, что все  налоги в конечном счете падают на собственника земли, предлагал конкретные пути и методы по разрешению этой проблемы.
 

     
     1.3 Сущность и функции  налогов 

     Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.
     Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти". В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
     Таким образом, налогообложение — это  система распределения доходов  между юридическими или физическими  лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
     Функции налогообложения - это проявление его  сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется  их социальное назначение как инструмента  стоимостного распределения и перераспределения  доходов государства.
     На  практическом уровне налогообложение  выполняет несколько функций, в  каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.
     Рассматривая  современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:
     •   фискальная;
     •   распределительная (социальная);
     •   регулирующая;
     •   контрольная;
     Рассмотрим  эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное  ниже разграничение функций налоговой  системы носит условный характер, так как все они переплетаются  и осуществляются одновременно.
     Фискальная  функция
     Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).
     Фискальная  функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. 

     Распределительная функция
     Распределительная (или как её ещё называют —  перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.
     Посредством налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
     С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры,  на инвестиции и  капиталоемкие и фондоемкие отрасли  с длительными сроками
     окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
     Перераспределительная функция налоговой системы носит  ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
       Регулирующая функция
     С развитием экономической системы  возникла необходимость определённого  корректирующего воздействия государства  на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.
     Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:
     - регулирование рыночных, товарно-денежных  отношений. Оно состоит главным  образом в определении "правил  игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
     - регулирование развития народного  хозяйства, общественного производства  в условиях, когда основным объективным  экономическим законом, действующим  в обществе, является закон стоимости.  Здесь речь идет главным образом  о финансово-экономических методах  воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
     Таким образом, развитие рыночной экономики  регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
     Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
     Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.
     Контрольная функция
     Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью  организаций и граждан, а также  за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
     Через контрольную функцию налогообложения  выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.
     Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.
     Таким образом, процесс возникновения  и развития налогов проходил множество  стадий, затрагивал все стороны жизни  и деятельности населения и государства. Категория «налог» прошла путь от бессистемных платежей, преимущественно в натуральной форме, до вполне состоявшегося научно-обоснованного вида обязательных платежей. Налоги стали приобретать функции в процессе своего развития, ученые-экономисты уделяли много времени изучению категории налог, выдвигалось множество налоговых теорий о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества.
 

     
     Глава 2. Характеристика налогообложения  в РФ
     2.1.  Основные принципы  и механизмы построения  налоговой системы  РФ  

     Прежде  чем давать характеристику и анализировать  налоговую систему Российской Федерации, представляется целесообразным дать понятие  «налоговой системы», рассмотреть основные характеристики и принципы налоговых  систем, обобщив отечественный и  зарубежный опыт.
     Налоговая система создаётся в целях  обеспечения государства финансовыми  ресурсами, необходимыми ему для  покрытия затрат, связанных с обеспечением внешней и внутренней безопасности страны, поддержанием приоритетных отраслей экономики, затратами на проведение социальной политики в стране и т.п.
     В наиболее общем виде налоговая система  представляет собой единство составляющих её элементов (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей), которые  находятся во взаимосвязи, то есть практическое применение каждого из этих элементов  не должно нарушать или дублировать  действий других элементов. Конкретные налоги, сборы и их взаимосвязь  в рамках единой налоговой системы  представляют суть налоговых отношений, сложившихся в данном обществе.
     В современных литературных источниках приводятся следующие понятия налоговых  систем:
     1) Налоговая система – это система  экономико-правовых отношений между  государством и хозяйствующими  субъектами, возникающих по поводу  формирования доходной части  государственного бюджета путём  отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно  установленных налогов и сборов  и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль  за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.4
     2) Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке. 5
     3) Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства6.
     4) Налоговая система – совокупность  и структура различных видов  налогов, в построении и методах  исчисления которых реализуются  определенные требования и принципы  налогообложения.
     5) Налоговую систему можно определить  как целостное единство четырех  основных ее элементов: системы  законодательства о налогах и  сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов  и систем налогового администрирования,  каждый из которых при этом  находится друг с другом в  тесной взаимосвязи и взаимозависимости7.
     К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых  систем относятся:
     - собственная налоговая доктрина  и налоговая политика государства;
     - законодательная база для строительства  налоговой системы;
     - механизм установления и ввода  в действие налогов и сборов;
     - виды налогов;
     - порядок распределения налогов  по уровням бюджетной системы;
     - система налоговых органов;
     - формы и методы налогового  контроля и др.
     Мировая практика организации налоговых  систем показывает, что существуют следующие варианты их построения: разграничение налоговых источников по бюджетным уровням; система долевого участия бюджетных звеньев в  использовании налогов; система  равных прав налогообложения.
     К экономическим факторам, характеризующим  налоговую систему можно отнести  следующие показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного  налога); налоговая нагрузка; соотношение  между прямыми и косвенными налогами; соотношение между налогами и  объёмами внутренней и внешней торговли. Наряду с экономическими факторами  для построения налоговой системы  определяющее значение имеют факторы  политического и правового характера. К таким факторам можно отнести: распределение хозяйственных функций  между федеральным центром и  местными органами власти; роль налогов  в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов  местного самоуправления со стороны  федерального центра.
     Мировая практика свидетельствует, что существует множество принципов, применяемых  государствами при строительстве  налоговых систем, и что каждое государство строит свою налоговую  систему с учётом специфики, складывающихся в данном обществе условий. Поэтому  в каждой отдельно взятой стране при  выборе системы организационных  принципов налогообложения должен присутствовать индивидуальный подход.8
     Принципы  построения эффективной налоговой  системы достаточно обоснованы в  налоговой теории и включают в  себя следующие:
     - Экономическая эффективность - налоговая  система не должна мешать развитию  предпринимательства и эффективному  использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).
     - Определенность налогообложения  - налоговая система должна быть  построена таким образом, чтобы  налоговые последствия принятия  экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.
     - Справедливость налогообложения  - этот принцип является основным  при построении налоговой системы  и предполагает справедливый  подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов  налогоплательщика в отношениях  между ним и налоговой администрацией.
     - Простота налогообложения и низкий  уровень издержек по взиманию  налогов - налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.9
     Система налогообложения Российской Федерации  базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):
     1) принцип всеобщности налогообложения  и принцип равенства прав налогоплательщиков  – каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги  и сборы;
     2) принцип недискриминации (нейтральности)  налогообложения в отношении  форм экономической деятельности  – налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер  и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных  и иных подобных критериев;
     3) принцип недопустимости создания  препятствий реализации гражданами  своих конституционных прав –  недопустимы налоги и сборы,  препятствующие реализации гражданами  своих конституционных прав; налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть  произвольными;
     4) принцип единства экономического  пространства – не допускается  устанавливать налоги и сборы,  нарушающие единое экономическое  пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
     5) принцип определённости правил  налогообложения – при установлении  налогов должны быть определены  все элементы налогообложения;  акты законодательства о налогах  и сборах должны быть сформулированы  таким образом, чтобы каждый  точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке  он должен уплачивать; ни на  кого не может быть возложена  обязанность уплачивать налоги  и сборы, а также иные взносы  и платежи, обладающие установленными  НК РФ признаками налогов или  сборов, не предусмотренные НК  РФ либо установленные в ином  порядке, чем это определено  НК РФ.
     6) принцип истолкования всех неясностей  в налоговом законодательстве  в пользу налогоплательщика –  все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются  в пользу плательщика налога  или сбора.
     В экономической литературе встречается  и ряд других организационных  принципов налогообложения, которые  носят объективный характер. К  ним можно отнести:
     1) принцип подвижности (эластичности) – суть его заключается в  том, что налоговая нагрузка  может быть оперативно изменена  в соответствии с объективными  потребностями государства;
     2) принцип стабильности – этот  принцип предполагает постоянство  налоговой системы, что важно  для субъектов налоговых отношений  (для государства при формировании  доходной части бюджета, а для  плательщиков – при планировании  своих доходов, в том числе  налоговом планировании);
     3) принцип исчерпывающего перечня  региональных и местных налогов  – суть его заключается в  исключении возможности установления  и введения дополнительных налогов субъектами РФ и органами местного самоуправления.
     В мировой практике имеет место  использование и ряда других принципов  налогообложения, к которым можно  отнести принцип доступности  и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип  стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального  удобства для налогоплательщиков; принцип  обложения чистых доходов налогоплательщика  и др.10
 

     
     2.2 Современное состояние налоговой системы РФ 

     По  мнению многих ученых и авторов, современная  налоговая система РФ, являясь  наиболее важным механизмом регулирования  экономики, не в полной мере соответствует  условиям рыночных отношений и является неэффективной и неэкономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но и громоздкой, сложной  и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению  отчетности и компьютеризации.
     Множество льгот по видам налогов для  различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и  изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает  множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы  субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой  информации, усложняет процесс сбора  и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, что делает налоговую систему неэкономичной. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.
     Концентрация  основных сумм налоговых платежей в  федеральном бюджете и внебюджетных фондах не заинтересовывает территориальные  образования регионов в их экономическом  развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия  доходов у субъектов налога в  пользу бюджета региона. Более того, само законодательство не способствует этому в той его части, что  множество субъектов налога как  производителей товаров уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических лиц.11
     Обобщив результаты исследований, проведенных  отечественными учеными и специалистами, можно выделить следующие «узкие места» в налоговой системе нашей  страны:
     1) переоценка роли налога на  прибыль, от уплаты которого  можно уклониться, зная особенности  налогообложения, условия и механизм  его исчисления и уплаты. В  частности, в зависимости от  вида и формы предприятия, политики  руководства, механизма уплаты  налога в организации создаются  условия, при которых прибыль  как таковая отсутствует, особенно  когда руководство преследует  цель обанкротить предприятие  или уйти от налогообложения.
     2) сохранение целевых отчислений  во внебюджетные фонды, формирование  фондов, как и бюджетов, осуществляется  за счет отдельных видов налогов  и неналоговых поступлений, и  в принципе их формирование  производится из одних и тех  же налоговых источников. Этого  можно избежать, если в бюджете  предусмотреть отдельные статьи, например, вместо пенсионного фонда  в бюджете будет определенная  статья, на счет которой законом  предусматривается перечисление  определенной суммы средств. В  данном случае:
     - не нужно будет содержать огромное  количество лишних служащих, что  приведет к упрощению налоговой  и бюджетной систем и их  экономичности;
     - уменьшится число инструкций  и писем соответствующих органов,  упростится информационная база  налоговой и бюджетной систем;
     - упростятся функции отдельных  органов власти и бюрократические  процедуры внутри налоговой и  бюджетной систем;
     - появится возможность упростить  процесс автоматизации, что повысит  экономичность налоговой и бюджетной  систем.
     3) неоправданное принижение роли  и значения налогов, взимаемых  с физических лиц. В РФ доля  подоходного налога в Консолидированном  бюджете РФ колеблется на уровне 9,6-10,6 и более, в Федеральном  бюджете на 2010 год – 0,5-1 %, региональных бюджетах – от 9,2 до 9,8 %, местных бюджетах – от 19 до 19,5 % от общей суммы налоговых поступлений в соответствующий уровень бюджета. Аналогичная картина присуща системам налогообложения государств СНГ и ряда зарубежных стран. В целом эта доля значительно превышает такие виды платежей, как платежи за пользование природными ресурсами, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и сопоставима с акцизами12.
     4) принижение роли налога на  имущество физических и юридических  лиц. Из анализа собираемости  налогов в РФ следует, что  нельзя принижать роль и значение  данного вида налога в общем  бюджете государства. На его  долю приходится в среднем  6,7 % в общем Консолидированном  бюджете РФ, 0,1-02 % в федеральном, 9 % в региональных и до 10 % в местных  бюджетах относительно общих  налоговых поступлений в соответствующий  уровень бюджета. Немногим эта  доля отчислений в сторону  увеличения или уменьшения отличается  в странах СНГ и ряде зарубежных  стран. Несомненно, доля поступлений  данного вида налога в бюджет  соответствующего государства резко  отличается от вида налогоплательщика:  юридического или физического  лица. Например, эта доля составляет 6-9 %, уплачиваемая юридическими лицами, и 0,1-0,3 % - физическими лицами13.
     5) в законодательстве недостаточно  проработаны вопросы налогообложения  природных ресурсов. В частности,  в налоговом законодательстве  РФ не проработан вопрос обложения  налогом природной ренты, за  счет которой предприниматели  получают колоссальные прибыли.  Хотя природные ресурсы и являются общим достоянием народа, но ввиду отсутствия закона о природной ренте народ не получает никакого дохода за счет эксплуатации природных богатств.
     6) необоснованно высокие размеры  санкций за налоговые правонарушения. Например, несвоевременная постановка  на учет в налогом органе  влечет за собой штрафные санкции  в размере от 5000 до 20000 рублей, непредставление  налоговой декларации в налоговый  орган в течение шести месяце  по истечении установленного  срока влечет взыскание штрафа  в размере 30 % от суммы налога, подлежащей уплате на основании  этой декларации, неуплата или  неполная уплата сумм налога  в результате занижения налоговой  базы влечет взыскание штрафа  в размере от 20 до 40 % от суммы  неуплаты налога и так далее.
     7) необоснованное большое количество  налогов и сборов – при этом  многие налоги по своему назначению  сходны, и их можно объединить  в группы по сходным признакам  или в конечном счете заменить  одним налогом на доход и  установить такой размер налоговой ставки, который не уменьшит общую сумму средств, поступающих в бюджет от налоговых сборов.
     8) взимание одновременно нескольких  видов налогов с одного объекта  налога. Например, с товара, продаваемого  на рынке, взимается и НДС,  и акциз. Их природа одна  и та же, но налог взимается  дважды, что противоречит принципу  двойного налогообложения.
     9) необоснованность достаточно высоких  налоговых ставок на отдельные  виды налогов и сборов.
     10) необоснованность введения и  взимания НДС со всех видов  товаров, работ и услуг с  достаточно большой налоговой  ставкой в 18 %. Например, покупка  изделий из драгоценных металлов  не несет в себе абсолютно  никакой добавленной стоимости.
     11) бессистемность и поспешность  внесения изменений, поправок, введения  или отмены новых видов налогов  и сборов характеризует налоговую систему как самую нестабильную и непредсказуемую, что делает непредсказуемыми бюджеты, негативно сказывается на инвестициях в экономику и, следовательно, на развитии социально-экономического сектора и стабильности общества. Введение страхового налога на автотранспорт (ОСАГО) не дает средств в бюджет, а лишь порождает новый слой коррупционеров. Нестабильность налогового законодательства оказывает негативное воздействие на мотивацию деятельности потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Кроме того, наблюдается нестыковка налогового и других видов законодательства, в частности Гражданского права. В связи с этим существует безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над нормами, затрагивающими налоговые вопросы в иных законодательных актах Гражданского права. Отмена налога с продаж изъяла из бюджетов регионов миллиарды рублей, что отрицательно сказалось на обеспеченности граждан, но никоим образом не привело к снижению цен на рынке, как это предполагалось законодателями. Уменьшение налоговой ставки единого социального налога привело к отмене льгот, в том числе пенсионеров.
     12) налоговая система является сложной,  противоречивой, запутанной, отягченной  большим числом налогов, сборов  и платежей, огромным числом чиновников  всех рангов и к тому же  малоэффективной и неэкономичной.  Налоговая система страны характеризуется  серьезной асимметричностью. Она  не является нейтральной по  отношению к различным категориям  налогоплательщиков. Основную тяжесть  налогового бремени несут юридические  лица, в частности крупные предприятия,  вследствие меньшей возможности  уклонения от налогов, существующего  порядка уплаты налогов, усиленного  контроля налого
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.