На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Реструктуризация и санация предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие и основные виды финансового  оздоровления 4
1.1. Антикризисное управление 5
1.2. Реструктуризация и банкротство 11
    1.1.1. Банкротство 13
    1.1.2. Реструктуризация 18
    1.3. Проведение реструктуризации задолженности 20
    1.4. Оценка стоимости компании 22
    1.5. Согласование мер по реструктуризации 23
Глава 2. Пример реструктуризации: «Группа ГАЗ» 31
2.1. Завершение реструктуризации 34
Заключение 37
Список  используемых источников 39
Приложение  №1. График погашения  долга Группы «ГАЗ» 40
Приложение  №2. Структура баланса  группы ГАЗ (2008-2009) 41
Приложение  №3. Финансовые коэффициенты группы ГАЗ (2008-2009) 42 

 


Введение
     Актуальность  проблемы исследования связана с  существующими экономическими условиями  хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления  не столько реформирования промышленных предприятий, сколько восстановления бизнес-процессов с учетом реальных экономических условий и проблем  и возможностей предприятий.  
Особенно учитывая состояния национальной экономики в течение последних лет, изучение процесса финансового оздоровления предприятий, очевидно, является достаточно актуальным вопросом.

     В заключение обоснования актуальности данной темы стоит сказать, что в  России со времен распада Советского Союза и до нынешних времен нет  собственного эффективного института  кризисного управления, что очевидным  образом сказалось на множестве  предприятий экономики в течение  последнего кризисного периода в России. Как результат, мы наблюдали сложнейшее положение огромного количества стратегических предприятий страны, лишь малая часть из которых получила помощь в выходе из кризисного состояния.
     Объектом  исследования являются инструменты антикризисного управления, система механизмов по финансовой стабилизации предприятия, модели восстановления платежеспособности, а также иммитационные модели управления по бизнес-процессам и реструктуризации, опыты функционирования предприятий в России.
     Целью данной работы является установление понимание, как в теории, так и  на практическом примере методов  финансового оздоровления предприятий как способа преодоления кризисного состояния предприятия. В течение всей работы я попытаюсь раскрыть основные способы финансового оздоровления, такие как Антикризисная программа и Реструктуризация, но все же основной акцент сделаю именно на реструктуризации, как наиболее популярном и эффективном методе оздоровления предприятий.
     В начале, в рамках теоретической части, я раскрою основные понятия данной темы и приведу краткие примеры  из реальной практики.
     В качестве практической части я приведу  примеры из реструктуризации таких  компаний как ЗИЛ (Завод им. Лихачева) и группы ГАЗ.
Глава 1. Понятие и основные виды финансового оздоровления
     В первую очередь, введем основные понятия. В Российской Федерации существует закон о «Несостоятельности (банкротстве)» (Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ). Основной закон был принят 27 сентября 2002 года, а в последствии многократно менялся. На текущий момент последнее изменение зафиксировано 17 июля 2009 года №145-ФЗ).
     Итак, в законе о несостоятельности  само понятие банкротства звучит так: признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст.2 ФЗ).
     Финансовое  оздоровление предприятий – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 ФЗ)
     Или же, иными словами, финансовое оздоровление это трансформация предприятий и изменение принципов их действия, направленные на улучшения, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности, посредством применения мер государственной поддержки, разработки и реализации планов финансового оздоровления, механизмов привлечения к кризисным предприятиям инвестиционных ресурсов, антикризисных компаний и инфраструктуры сопровождения реабилитационных процедур (страховые, лизинговые, субконтрактинговые, иные компании).
     Финансовое  оздоровление предприятий ставит своей  основной целью создания необходимости  приведения производственно-технологический структуры промышленности в соответствие рыночному платежеспособному спросу при условии достижения прибыльной работы предприятий.
     В условиях кризисной ситуаций перед  менеджерами встают следующие основные задачи:
    Правильно оценить реальное состояние дел
    Выявить причину проблем
    Найти оптимальные пути преодоления кризисного положения
Признаки  банкротства юридического лица: (Ст.2)
     Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. 

      Антикризисное управление
     В законе о несостоятельности также  существует такое понятие как  «Меры по предупреждению банкротства  организаций:
    В случае возникновения признаков банкротства, установленных пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.
    Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.
    В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.
     Главное отличие реструктуризации предприятий  от других способов преодоления неплатежеспособности и нерентабельности заключается  в том, что антикризисное управление преодолевающими убыточность компаниями реализуется посредством разработки и осуществления комплексных программ реструктуризации. Такое программно-целевое антикризисное управление обретает четко выраженное единство задач и способов достижения заданных ориентиров, увязку намеченных рубежей с предполагаемыми ресурсами.
     Важнейшая цель антикризисной программы - устойчивость работы предприятия, что проявляется  не только в достижении требуемых  показателей платежеспособности и доходности, но и в поддержании их уровня, предотвращающего повторный кризис.
     При разработке и реализации антикризисных  программ важно обращать внимание на повышение их эффективности, т.е. лучшее использование выделяемых ресурсов. Критерий эффективности - отношение приращения чистого дохода предприятия, получаемого за счет инвестирования программы, к объему инвестиций. Показателем эффективности может служить также срок окупаемости вложений.
     Поскольку научных и практических разработок антикризисных программ компаний недостаточно, приходится ориентироваться на общие положения методологии программно-целевого управления, методику формирования целевых федеральных программ, а также опыт реструктуризации промышленных предприятий. В то же время при определении структуры программы, включаемых в нее мероприятий, показателей, ресурсных источников и способов управления ее разработкой и реализацией необходимо иметь в виду специфику отрасли.
     Формированию  антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги. Это позволяет выявить причины кризисного состояния, наметить способы его преодоления.
     Анализ, дополняемый прогнозированием перспективы, помогает также определить структуру, объемы и источники ресурсов, необходимых для устранения убыточности. Чтобы получить более обширные данные о ресурсных потребностях программы и источниках их удовлетворения, требуется разработка мероприятий, ведущих к достижению поставленных целей.
     Традиционно в комплексных социально-экономических  программах на первом месте были мероприятия  в области производства, в настоящее  же время не менее важная роль принадлежит  сфере обращения. Имеются в виду необходимость воздействия на спрос, сбыт, повышение конкурентоспособности продукции, поиск новых сегментов рынка.
     Поэтому в антикризисных программах целесообразен  раздел по маркетингу, формируемый на основе изучения рынка, анализа динамики спроса и конъюнктуры в тех секторах рынка, где фирма способна предложить свой товар. Вместе с тем важны меры, касающиеся изменения объемов производства, ценообразования, повышения эффективности функционирования предприятия, развития рекламного дела, оказания сервисных услуг заказчикам и потребителям.
     Большое значение имеет преобразование форм управления компанией в процессе ее реструктуризации. Нередко это  выдвигается на первое место, исходя из того, что основная причина кризиса  производства - несовершенство управления, неприспособленность его к рыночным условиям хозяйствования.
     Острой  проблемой является ресурсное обеспечение  программ, что вызвано дефицитом денежных средств у нерентабельных предприятий. Приходится привлекать источники инвестиций в виде банковских кредитов, средств заказчиков и других заинтересованных лиц, выручки от продажи неиспользуемого имущества, дебиторской задолженности, иностранных вложений, поступлений от продажи дополнительных выпусков акций за счет «разводнения» акционерного капитала компании.
     Обобщение и осмысление специфических моделей  поведения предприятий в кризисных  условиях позволяет сформулировать следующие выводы:
    попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководителей применять антикризисные меры управления;
    антикризисное поведение предприятий зачастую противоположно тем действиям, которые эффективны в условиях экономического роста или стабилизации экономики;
 
в промышленности стихийно формируются различные  антикризисные модели деятельности предприятий. Необходимо их изучить, признать и сознательно использовать на практике.
     Среди таких предприятий оказалось  много широко известных не только у нас в стране. К их числу  относится завод имени И.А.Лихачева (АМО ЗИЛ), Группа «ГАЗ», Арбат Престиж и другие. Более подробно я остановлюсь на первой компании из списка, ЗИЛе. Вывести это предприятие из кризиса взялось Правительство Москвы. Оно приняло непосредственное участие в разработке комплексной антикризисной программы, включающей:
    развитие маркетинговой службы предприятия, способной обеспечить реализацию выпускаемой продукции в России и за рубежом;
    совершенствование деятельности подразделений АМО ЗИЛ, занимающихся международными связями, для расширения сбыта продукции за рубежом;
    расширение в Москве системы сервисного обслуживания автомобильной техники, выпускаемой АМО ЗИЛ;
    совершенствование ассортимента и наращивание объемов конкурентоспособных товаров народного потребления.
 
  Правительство Москвы взяло на себя финансирование разработки проекта детальной планировки территории предприятия, предусмотрев при этом возможность размещения на ее периферийной части некоторых производств, подлежащих выводу из центра города; оказание финансовой помощи для организации переподготовки и сохранения квалифицированных кадров, создания дополнительных рабочих мест; решение ряда крупных вопросов с Правительством России, министерствами и ведомствами, банковскими учреждениями.
Кроме того, Правительство Москвы:
    установило, что при реализации Москомземом на земельных торгах прав аренды высвобождаемых земельных участков 70% дохода поступает АМО ЗИЛ на реконструкцию производства;
    разрешило предприятию перевод объектов его жилищного фонда, малопригодного для жилья, в нежилой без выплаты компенсационных платежей с целью их последующей продажи или сдачи в аренду;
    оказало содействие в совершенствовании организационной структуры и системы управления предприятием, привлечении средств для реализации перспективных инвестиционных проектов, а также в использовании оптимальных схем погашения кредиторской и дебиторской задолженности;
    утвердило программы мероприятий по передаче объектов социальной сферы АМО ЗИЛ в собственность Москвы и поставок его автомобильной техники для нужд городского хозяйства, а также план мероприятий по его информационной и рекламной поддержке.
     В ряде регионов страны по инициативе местных  органов власти объединяются кредитные  ресурсы, которые аккумулируются во внебюджетном фонде финансовой поддержки промышленности региона и выдаются предприятиям с компенсацией части процентной ставки за счет средств фонда. В числе мер, содействующих функционированию предприятий в условиях кризиса, они также добиваются:
    реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом, внебюджетными фондами и системами энерго-, тепло- и водоснабжения;
    выделения централизованных финансовых ресурсов на обслуживание и поддержку мобилизационных производств и объемов государственного резерва;
    защиты отечественных товаропроизводителей от бесконтрольного ввоза импортных товаров путем введения квот и повышения таможенных пошлин на ввозимую из-за рубежа продукцию, аналогичную конкурентоспособной продукции российских товаропроизводителей;
    введения дифференцированных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом. Одни — на регулярные перевозки, обусловленные сложившейся технологией производства и потребления товаров; другие — на разовые перевозки грузов в связи с реализацией в основном инвестиционных процессов;
    эффективной рекламной поддержки отечественных конкурентоспособных товаров.
 
  Во многих регионах созданы советы по антикризисным  программам, которые:
    разрабатывают и утверждают концептуальные подходы к финансовому оздоровлению предприятий;
    анализируют ход выполнения антикризисных программ, содействуют осуществлению мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий;
    ведут мониторинг формирования портфеля инвестиционных проектов и подготовки антикризисных бизнес-планов;
    заслушивают сообщения территориальных органов по делам о несостоятельности (банкротстве), о применении предусмотренных законодательством процедур финансового оздоровления или банкротства предприятий, имеющих неудовлетворительную структуру баланса.
 
      Реструктуризация и банкротство
     По  сути, реструктуризация часто является составным процессом банкротства, когда в процессе оживления или  же передачи прав собственности на предприятие изменяются сроки выплаты  по долгам и начисляемые проценты.
     Конечно, менеджерам никогда не хочется об этом думать, но у компании может наступить момент, когда она будет не в состоянии расплатиться по своим долгам. Особенно ярко эта тенденция проявляется с наступлением кризисов, следующих за экономическими бумами. Так произошло, например, в России в 2008-2009 годах.
     Из  статьи 31 ФЗ: Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация).
      Решения проблем компании должны зависеть от характера проблем: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Разные проблемы имеют разные методы решения. Иногда разные проблемы сочетаются вместе, но методы решения все равно должны быть специфичны для проблемы. Если у компании неэффективные менеджеры, компанию поглотят конкуренты или неэффективных менеджеров заменит совет директоров (имеем в виду публичные компании, где неэффективные менеджеры не имеют контрольный пакет). Если произошли негативные изменения в индустрии (например, на рынок вышел абсолютно новый продукт, который заменил собой существующий), то надо закрыть или продать неприбыльные линии бизнеса.
      Теоретически в такой ситуации виноваты оба – и заемщик и кредитор (зачем столько давал, да ещё и хороших ковенант раз дело дошло до проблем). Но вместо того чтобы искать виноватых, лучше посмотреть, как можно выбраться из сложившейся ситуации. Выходов несколько: 
 
 
 
 
 
 
 

   Естественно, чтобы снизить долговую нагрузку, вы можете продать часть активов компании. Это нормальный способ решения финансовых проблем, понятный на интуитивном уровне. Много долгов – продай что-нибудь, чтобы с ними расплатиться. Это может быть как продажа какого-то оборудования, брендов или патентов, так и продажа или выделение из структуры компании отдельных подразделений. Далее я сосредоточусь на двух других способах решения финансовых проблем:
    Банкротстве
    Реструктуризации долга
        Банкротство
     Начнем мы с наиболее жесткого метода решения проблем – банкротства. У многих слово «банкротство» в сознании приравнивается к слову «ликвидация бизнеса», но это коренным образом неверно. Даже в России, хотя у нас на данный момент банкротства практически всегда заканчиваются ликвидацией компании-банкрота, ликвидация юридического лица-банкрота не означает ликвидации бизнеса. В подавляющем большинстве случаев бизнес продолжает работать под новой вывеской в рамках нового юридического лица. Если сам по себе бизнес потенциально может приносить прибыль, даже при условии списания большей части долгов, этот бизнес, скорее всего, будет
сохранен. Да, при этом очень многие компании уменьшаются в размерах – продают часть активов, ликвидируют убыточные подразделения. Но в больших компаниях
практически всегда есть подразделения, которые могут выжить в качестве
самостоятельного бизнеса или в качестве дивизиона другой, более сильной компании.
   Что же представляет собой слово «банкротство»? Банкротство – это процедура, к которой может прибегнуть компания, если она не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. Банкротство – это формальный процесс, это состояние жизни компании.
   Для его инициации компания (или кредитор) должна подать в суд заявление о начале процедуры банкротства. Инициировать процедуру банкротства могут и кредиторы компании. После подачи заявления о банкротстве в суд:
    Компания имеет право прекратить платежи по своим долгам
    Иногда у компании меняется орган, принимающий ключевые решения . Например, судом может быть назначен арбитражный управляющий, без одобрения которого менеджеры компании не могут предпринять определенные действия (например, продать имущество). Обычно этот управляющий имеет право оспорить некоторые прошлые действия компании, если эти действия направлены на ущемление интересов кредиторов (например, если менеджеры прямо перед банкротством продали за бесценок основные активы аффилированным структурам или погасили долг дружественному им банку в ущерб другим кредиторам)
    Прекращается начисление процентов по имеющейся на момент банкротства задолженности (за исключением обеспеченных залогом кредитов)
    Компании обычно дается некоторый срок, чтобы представить кредиторам план наиболее эффективного варианта действий, призванного возвратить кредиторам максимально возможное количество денег. Этот план может подразумевать ликвидацию компании или реструктуризацию ее долгов. Кредиторы компании обычно должны принять план большинством голосов.
    Если план принимается, и он дает кредиторам больше денег, чем ликвидация компании, то этот план может быть принят судом, после чего компания начинает «новую жизнь» в соответствии с этим планом и выходит из состояния банкротства.
   Многие крупные и известные компании в какой-то период своего существования проходили через процедуру банкротства, но при этом до сих пор вполне себе продолжают работать. Некоторые, такие, например, как Delta Airlines, даже делали это несколько раз. Опять же по статистике в банкротстве ликвидируются в основном маленькие компании. Большинство крупных компаний в процессе банкротства реорганизуются (про таких говорят: too big to fail – слишком большая, чтобы исчезнуть).
Надо понимать, что ликвидация обычно означает большие потери: вам приходится распродавать компанию, обычно в очень плохое время (в ходе кризиса в экономике), когда покупателей мало и денег у них нет. Вам приходится предлагать большие скидки.
Все это чревато потерями. Поэтому – в подавляющем большинстве случаев банкротства гораздо выгоднее сохранить компанию как работающий бизнес – это принесет больше денег, чем ее ликвидация и распродажа.
Опять же, надо понимать, что есть два разных понятия:
    Существование компании (людей, рабочих мест, оборудования, прочих активов)
    Неизменность состава акционеров
   Надо понимать, что если компания вошла в процедуру банкротства, то это по сути означает, что ее акции ничего не стоят, что долги компании выше рыночной стоимости ее денежных потоков. В этом случае надо понимать, что фактическими собственниками компании (ее будущих денежных потоков) при этом будут уже не акционеры, а кредиторы. В этом случае уже они должны между собой решать, каким образом им стоит распределить между собой денежные потоки компании. По статистике кредиторы получают в банкротствах в среднем около 80% акций банкротящейся компании.
       В этом случае следующий вопрос, который возникает: а как кредиторы должны распределить эти денежные потоки между собой? Казалось бы, давайте посчитаем рыночную стоимость компании на данный момент, потом, если она недостаточна для удовлетворений требований кредиторов, срежем все долги пропорционально и порядок. Например, стоимость денежных потоков компании 90 рублей, долгов – 100 рублей, значит, при реструктуризации срезаем каждому кредитору по 10% его доли задолженности. Но не все так просто. Вспомним, что внутри всей «толпы» кредиторов есть очередь на денежные потоки. Некоторые кредиты «старше» в очереди, то есть имеют право получить свою долю денег раньше остальных. В случае банкротства серьезнейшее влияние на ход переговоров о судьбе компании оказывает очередность требований различных заинтересованных сторон (см. иллюстрацию). Общий порядок удовлетворения требований кредиторов обычно такой: требования более низкого уровня удовлетворяются только после удовлетворения требований кредиторов более высокого уровня. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Первыми в очереди обычно идут требования, обеспеченные залогом. Залог дает кредитору право в случае невозврата долга забрать некое имущество, заложенное по кредиту. Если этого имущества не хватает, то остаток требований обычно становится в одну очередь с необеспеченными кредиторами. Поэтому неудивительно, что банки обычно требуют по кредиту залог – это их способ минимизации рисков.
     Далее наиболее старшими являются требования, которые появились у компании после ее вхождения в процедуру банкротства. Очевидно, что даже после объявления о вхождении в процедуру банкротства, компании в большинстве случаев надо продолжать работать. Для продолжения работы при этом ей часто нужны кредиты – товарные кредиты от поставщиков, кредиты на пополнение оборотного капитала и т.д. Естественно, никто не даст компании-банкроту новые деньги, если не будет уверен в их возврате.
     Чтобы не погубить компанию, которая, вполне возможно, может выжить, компании-банкроты обычно могут получить так называемое DIP финансирование (Debtor-In-Possession). Это новые специально одобренные судом кредиты, которые имеют абсолютный приоритетперед прочими кредиторами, то есть наиболее высокую вероятность их полного погашения.
     Следующими в очереди идут расходы по банкротству, налоги и обязательства компании перед работниками. Далее следуют необеспеченные кредиторы. Последними в списке, естественно, числятся акционеры.
     Как правило, в ходе банкротства все «очередники» разбиваются на классы.
     Обеспеченные кредиторы составляют один класс, DIP-финансирование – другой, необеспеченные кредиторы – третий, акционеры – четвертый. В процессе обсуждения возможности реструктуризации долга или ликвидации компании для одобрения плана действий необходимо не единогласное одобрение плана действий, а его одобрение большинством голосов каждого класса требований.
     В результате переговоров о реструктуризации участники либо могут договориться и принять план реструктуризации, либо могут не договориться. Если договориться они не могут, то это может означать две вещи:  

    Компания будет распродана и ликвидирована. Далее каждый класс кредиторов получит деньги в зависимости от своей очередности
    Суд самостоятельно утвердит некий планреструктуризации, который необязательно будет одобрен кредиторами (но будет, по мнению суда, наиболее справедливым вариантом действий)
 
     Что интересно, принятие плана реорганизации для выхода из состояния банкротства не означает, что это план будет успешно реализован. Исследования показывают, что сами по себе компании после выхода из банкротства не начинают работать лучше. По статистике до 30% компаний, вышедших из банкротства, в течение 4 лет снова туда попадают. Кстати, во многом этот процент зависит от мотивации владельцев и менеджеров.
        Реструктуризация
     Изучая вопрос банкротства, я упомянул о том, что у компании из банкротства может быть два выхода: ликвидация и реструктуризация. В большинстве случаев реструктуризация долгов компании является выходом, создающим наибольшую добавленную стоимость и позволяющим вернуть кредиторам наибольшее количество денег. За счет чего реструктуризация может создать дополнительную стоимость: 

    Ликвидации проблемы нависания долга (мы говорили о ней в главе «Структура капитала»)
    Ликвидация прочих бизнес-проблем, связанных с долговой нагрузкой (потеря клиентов, потеря или ужесточение условий работы с ключевыми поставщиками и т.д.)
 
   Обеспечение возможности продолжить работу, а не распродавать существующие активы с большим дисконтом. Обеспечение возможности избежать расходов на судебные издержки, юристов, управляющих и т.д. – все, что связано с банкротством и ликвидацией. Это очень дорогостоящие процедуры, которые оплачиваются за счет активов компании. Соответственно, расходы на банкротство приведут к уменьшению стоимости активов, доступных кредиторам. Давайте рассмотрим небольшой теоретический пример. Мы уже затрагивали тему финансовых проблем в главе «Структура капитала». Если помните, одной из основных проблем компаний в случае наличия чрезмерного долга была проблема «нависания долга».
     Активы компании через год будут стоить:
     Ожидаемая стоимость компании для акционеров: 65*0,5+0*0,5=32,5 рубля. Сейчас у компании есть инвестиционный проект, который  требует инвестиций в 15 рублей, который  через год однозначно принесет 22 млн. руб (риска нет). Для простоты вычислений предположим, что ставка дисконтирования равна 0. В этом случае NPV = -15+22=7 рублей. Но:
 
 
 
 

С учетом вероятности  для акционеров расчет NPV будет выглядеть несколько иначе:
NPV = -15 + (0,5*22+0,5*0)= -4
Акционеры проект не профинансируют. Они берут на себя полную стоимость инвестиций, но получают только часть возврата на капитал.
     В данном примере без учета нового проекта ожидаемая кредиторами сумма возврата долга с учетом положения компании составит 35*0,5+10*0,5=22,5 руб. Иными словами, кредиторы не рассчитывают получить полностью всю сумму. Но давайте теперь предположим, что, понимая это, кредиторы реструктурируют задолженности в рамках реструктуризации списывают компании 10 рублей долга при условии, что акционеры находят свои деньги на проект. У компании после реструктуризации останется 25 рублей долга. В этом случае, расчет акционеров относительно нового проекта меняется:
 
 
 
 

В целом стоимость компании для акционеров составит NPV = - 15 + (0,5*97+0,5*7) = 37 рублей. В то же время кредиторы гарантированно получат 25 рублей.
Сведем все данные в таблицу:
 
 

     Смотрите, как мы смогли создать дополнительную ценность и ликвидировать проблему нависания долга за счет реструктуризации: теперь  

     Кредиторы со 100% вероятностью получат 25 рублей (на 2,5 рубля больше, чем они могли ожидать без реструктуризации). Акционеры также не останутся внакладе: без реструктуризации их ожидаемое значение стоимости акций составляло 32,5 рубля, с реструктуризацией и проектом ожидаемая стоимость акций возрастает уже до 37 руб. Реструктуризация привела к тому, что в выигрыше остались все. По всем этим причинам большинство ситуаций финансовых проблем компаний заканчиваются реструктуризацией долгов и продолжением работы компании. Как же проводится реструктуризация? Давайте посмотрим подробнее.
      Проведение реструктуризации задолженности
     Финансовые проблемы – это нелегкий период жизни компании. Это революция. Вы уже не можете жить по-старому. Как мы уже видели в кейсе National Convenience Stores, кому-то придется что-то потерять в любом из вариантов действий: 

    Кредиторы потеряют часть стоимости своих кредитов
    Акционеры потеряют часть или всю стоимость своих инвестиций
    Менеджеры вполне могут потерять работу
 
   Конечный результат – это продукт сложных переговоров между всеми этими сторонами. Он может завершиться успешной реструктуризацией, а может и перейти в стадию формального банкротства. Переговорный процесс по досудебной реструктуризации задолженности состоит из нескольких этапов (см. иллюстрацию)
Далее необходимо рассмотреть последовательно  каждый из этапов.  

 


      Оценка  стоимости компании
     Чтобы определить корректный план действий при возникновении финансовых проблем, надо прежде всего оценить, сколько стоит компания в целом (именно компания в целом, а не акции в отдельности, то есть по-английски enterprise value или firm value) при различных вариантах развития событий. На ее основе вы уже далее будете распределять эти денежные потоки между различными заинтересованными сторонами.
При оценке возможно три основных варианта действий, то есть сценария для оценки стоимости компании (см. иллюстрацию):
    Слияние с другой компанией (как вариант: продажа всей компании кому-то)
    Продолжение работы с реструктуризацией долгов, их частичным или полным списанием. Очевидно, что если стоимость денежных потоков компании при условии даже 100% списания долгов больше нуля, то не имеет смысла ликвидировать компанию. В крайнем случае кредиторы могут забрать себе 100% акций, получив себе стоимость ее денежных потоков.
    Ликвидация, то есть распродажа как целых частей компании, так и различных видов ее имущества
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В действительности, задача менеджеров сводится к тому, чтобы договориться с кредиторами  о наиболее выгодном компромиссе  для обеих сторон. В случае, если существует возможность минимизировать потенциальный ущерб для компании, как правило, кредиторы готовы пойти на некоторые уступки по срокам или ставке реструктаризации. За исключением случаев когда у кредитора появляется желание получить власть над предприятием (этот подход далее перетекает в термин «рейдерство»). Но это уже другая тема. Далее я более подробно остановлюсь на процессе реструктаризации.
      Согласование мер по реструктуризации
     Предположим, что удалось согласовать между всеми участниками оценку стоимости компании. Следующий важный момент – это интерпретация результатов и превращение оценки компании в набор мероприятий по реструктуризации. Об операционных мероприятиях типа сокращений персонала, мы уже говорили. Финансовые мероприятия заключаются в:
    Списании части долга
    Снижении процентной ставки по долгу
    Увеличении срока выплаты долга
    Обмене части долга на акции
    Изменении старшинства долга
 
 
 
 
 

     Легче всего переговариваться по поводу изменения процентов и сроков. В этом случае технически кредиторы, вроде как, теряют по минимуму (хотя, как вы понимаете, любые изменения сроков и процентных ставок все равно влияют на PV долга). Им легче на это пойти. Например, можно поставить начисление процентов на уровне ниже рыночного, удлинить сроки кредитов и т.д. Безусловно, самый сложный момент – это списание сумм.
     Кредиторы идут на списание крайне неохотно. Это крайняя мера, когда других возможностей просто нет. В этом случае банкам или финансовым институтам по вашему кредиту или облигациям придется зафиксировать убытки, чего они делать крайне не любят. Им гораздо проще недополучить доходы, чем зафиксировать убытки. Более интересный момент для обсуждения – это роль старшинства долга в реструктуризации и ее изменение. Как правило, при реструктуризации изменяется старшинство долга (см. иллюстрацию)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Не надо воспринимать эту схему как догму. Реструктуризация – вопрос переговоров и финансового состояния компании. Например, новые потребности в капитале могут быть удовлетворены частично за счет вливания нового собственного капитала. Или, например, младший долг может быть преобразован частично в старший, частично в акции.
     Вариантов много. Схема показывает лишь принципиальный ход мышления. Также стоить обратить внимание, что реструктуризация текущих долгов – это всего лишь часть проблемы. Компании для выживания и успешного преодоления трудностей практически всегда нужно будет не просто реструктурировать существующую задолженность, но и получить новые деньги. Например, в прессе много писалось про реструктуризацию задолженности Группы ГАЗ. Но для производителя автомобилей важно не просто разобраться с существующими долгами, но и получить новые деньги для разработки новых продуктов. Это обязательно надо учитывать в финансовой модели. Часто в результате реструктуризации кредиторы не просто реструктурируют существующие долги, но и предоставляют новые займы. Цифровое обоснование всех предлагаемых изменений выражается в финансовой модели, аналогичной модели LBO компании. По сути, реструктуризация долга – это проведение LBO компании. Ваша цель – по максимуму нагрузить обновленную компанию долгами, но так, чтобы долги не были чрезмерными и не привели к необходимости их дальнейшей повторной реструктуризации или ликвидации компании. Как и при LBO, денежные потоки компании в первые несколько лет после реструктуризации будут полностью направлены на погашение долгов. Поэтому моделирование LBO сможет подсказать вам, сколько долга вы можете оставить у компании, каков должен быть процент обмена текущих долгов на новые, сколько долгов надо списать, какой процент долга и в какой форме обменивается на акции компании и т.д.
     Интересно, что в 20% реструктуризаций у компании появляются новые инвесторы, которые приносят с собой новый капитал (в виде выкупа новых акций компании) при условии, что будут успешно завершены переговоры о реструктуризации задолженности.
     Например, в России в ходе переговоров о реструктуризации долгов медиахолдинга РБК на сцену вышло предложение группы Онэксим Михаила Прохорова по поводу покупки контрольного пакета РБК при условии реструктуризации задолженности.
     Еще интересно то, что в мире существует целый класс инвесторов, которые специализируются на покупке долговых обязательств компаний, попадающих в полосу финансовых проблем. Обычно такие долги стоят очень дешево, поскольку ожидаемый процент возврата на них очень низок. Поскольку часто после реструктуризации младший долг превращается в акции, с помощью покупки таких долгов эти инвесторы-стервятники (официальный термин – vulture investors), могут получить контроль над компанией или обеспечить благоприятные для себя условия реструктуризации. Иногда рынок просто неправильно оценивает стоимость проблемных долгов, чем пользуются инвесторы - стервятники. В этом случае они скупают долги компании у кредиторов с большим дисконтом (скажем, 20-30 центов за доллар долга), понимая, что при реструктуризации на выходе они получат больше. Их заработок (так называемый recovery) может составлять десятки центов на доллар.
     Обычно такие инвесторы очень активны: они скупают большие объемы долга, активно участвуют в переговорах о реструктуризации, получают места в совете директоров компании. Их можно понять – чем быстрее и успешнее будет реструктуризация, тем быстрее они получат возврат на свои инвестиции. Кроме того, поскольку долги они покупают с большим дисконтом, их инвестиции существенно ниже чем у кредиторов, которые в свое время давали деньги компании в долг. Например, инвестиции человека, купившего одну облигацию, составляли 1000 долларов. Инвестиции инвестора - стервятника, купившего проблемную облигацию с дисконтом, могут составлять всего 200 долларов. В том случае стервятнику гораздо легче согласиться списать, скажем 600 долларов долга по этой облигации. Его прибыль составит 100%. В то же время кредитору, который купил облигацию в свое время по номиналу, придется зафиксировать 600 долларов убытка. Психологически ему будет сложно это сделать. В этом случае компании гораздо легче вести переговоры о реструктуризации с инвестором-стервятником.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.