Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стратегия управления государственным долгом

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине « Государственное регулирование  национальной экономики» 

на тему «Стратегия управления государственным долгом» 
 
 
 

            Выполнила:, студентка 3-го курса очной формы  обучения экономического факультета,
             Подпись    ___________________________
                   
            Научный руководитель
                         
            Подпись   ___________________________ 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Москва
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. Сущность и значение государственного долга.………………………………4 
      Экономическое содержание государственного долга..…………………….4
      Классификация государственного долга России……..……………………..7
2. Структура управления государственным долгом…………………..............10
2.1 Методы и способы управления государственным долгом…………….....10
2.2 Анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего государственного долга России………………………...……………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...22
Приложение 1. Объем государственного долга субъектов Российской       Федерации и долга муниципальных образований на  01.04.2011…………….23
Приложение 2. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2010 года………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема  государственного долга является в настоящее время одной из важных для российской экономики. Тяжелое бремя накопленной как внутренней, так и внешней государственной задолженности ставит перед правительством задачу стабилизации государственного долга и повышения платежеспособности России в долгосрочном периоде. Успешное решение этой задачи может стать одним из ключевых факторов устойчивого долгосрочного экономического развития нашей страны. Поэтому любая экономическая политика, проводимая правительством, должна обязательно оцениваться с точки зрения ее влияния на состояние государственного долга и перспективы платежеспособности.
     Проблема  платежеспособности усугубляется из-за неточностей в измерении величины бюджетного дефицита и накопленного долга. В связи с этим в работе рассматриваются возможные направления корректировок бюджетного дефицита, способствующих более точному определению его величины.
     Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
     Целью этой работы является выявление места  государственного долга в системе  экономических отношений и определение  проблем, связанных с его функционированием.
     Таким образом, для достижения цели работы необходимо:
- рассмотреть  общее состояние государственного  долга;
-определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;
- рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ.
     ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 
 

      Структура и формы государственного долга
 
     Результатом государственных заимствований  является внутренний и внешний долг.
     Государственный долг как экономическая категория представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами - с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства.
     С точки зрения материально-вещественного  содержания, государственный долг выступает  как сумма долговых обязательств государства по выпушенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.1
     Государственный долг Российской Федерации полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну.
     Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации.
     По  структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:
- задолженности владельцам ГКО-ОФЗ;
- задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета;
- задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан;
- внешней  задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ;
- вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами.
     Предоставляя  для Российской Федерации право  приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.
     Для федерального уровня долговых обязательств государства Бюджетный кодекс устанавливает  верхний предел государственного внутреннего  долга, верхний предел государственного внешнего долга и отдельно предел государственных внешних заимствований на очередной финансовый год. Указанные предельные показатели долговых обязательств устанавливаются для всех уровней бюджетной системы. На федеральном уровне конкретные цифры предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, а также отдельно предельные показатели внешних заимствований устанавливаются федеральным законом о бюджете на очередной год, в котором показатели долговых обязательств подлежат конкретизации по формам обеспечения.
     Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в форме:
- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Модели  оценки последствий  государственного долга
 
     Большинство экономистов считает бюджетный  дефицит и сопровождающий его  государственный долг серьезнейшей экономической проблемой. Существует и альтернативная точка зрения: некоторые экономисты полагают, что бюджетный дефицит и государственный долг не имеют большого значения.
     Традиционный  подход к оценке последствий государственного долга сформулирован в рамках схемы неоклассического синтеза в работе. Он интегрирует взгляды экономистов классического и кейнсианского направлений и подразумевает обсуждение положительных и отрицательных последствий государственного долга в экономике. В качестве положительных последствий отмечается его стимулирующий эффект для закрытой и большой открытой экономик в краткосрочном периоде, в качестве отрицательных - вытеснение инвестиций и чистого экспорта.3
     В соответствии с традиционной точкой зрения на государственный долг, финансируемое за счет займов снижение налогов стимулирует рост расходов потребителей и приводит к сокращению национальных сбережений. Этот рост потребительских расходов повышает в краткосрочночном периоде совокупный спрос и доход, но в долгосрочном плане ведет к снижению объемов накопленного капитала и дохода.4
     Часть экономистов не разделяет традиционный взгляд на государственный долг. Они полагают, что бюджетный дефицит, финансируемый за счет долга, не оказывает существенного влияния на экономику. Аргументы в поддержку подобной точки зрения были впервые отмечены Д. Риккардо. В настоящее время его идеи развил представитель новой классической школы Роберт Барро.
     Согласно  гипотезе Барро-Рикардо финансирование государственных расходов за счет долга и за счет налогов приведет к одинаковым последствиям для экономики. Идея Р. Барро состоит в следующем. Если государство сегодня продает облигации для финансирования бюджетного дефицита, возникшего, например, из-за снижения налогов, то в будущем оно увеличит налоги, чтобы выплатить образовавшийся долг.
     Таким образом, снижение государственных сбережений будет в точности компенсировано увеличением частных сбережений, текущее потребление и национальные сбережения не изменятся, поэтому никакого влияния на экономику снижение налогов не окажет.
     Изменения в бюджетно-налоговой политике могут повлиять на макроэкономические показатели, только если государство объявит о будущем снижении государственных расходов. Тогда потребители, ожидая соответствующего снижения налогов в будущем, могут уже сегодня увеличить объем потребления. Сторонники традиционной точки зрения опровергают утверждение о нейтральности долга для экономики. Критика рикардианского подхода с их стороны основана на доказательствах невыполнимости в действительности его ключевых предпосылок относительно поведения потребителей. Так, наиболее часто подвергаются сомнению предпосылки о рациональности потребителей, совершенном предвидении, неискажающих налогах и совершенстве финансового рынка.
     Выводы  эмпирических исследований неоднозначны, так как трудно выделить воздействие изменения государственного долга на потребительский спрос. Таким образом, проблема последствий государственного долга остается актуальной и окончательное решение спора между сторонниками традиционных взглядов и приверженцами теории Барро—Рикардо пока не найдено.5 

     ГЛАВА 2. ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ 
 

2.1 Величина и структура внутреннего государственного долга России.
Государственный долг субъекта Российской Федерации 

     Классификация видов государственных внутренних долгов представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляемых в валюте РФ.
     В объем государственного внутреннего  долга РФ включаются:
- основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, субъекта РФ, муниципальным ценным бумагам;
- объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием;
- объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием, от бюджетов других уровней;
- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным гарантиям.
     В целом, классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, видов муниципального долга включает конкретные виды внутренних займов и составляет структуру государственного внутреннего долга.6
      На  официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации опубликованы данные по объему внутреннего долга России и его динамика за последние два десятилетия.
Таблица 1
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
По  состоянию на Объем государственного внутреннего долга                               Российской Федерации, млрд. руб.
всего в т.ч. государственные  гарантии Российской Федерации в  валюте Росийской Федерации
01.01.1993 3,57 0,08
01.01.1994 15,64 0,33
01.01.1995 88,06 2,14
01.01.1996 187,74 7,46
01.01.1997 364,46 17,24
01.01.1998 490,92 3,47
01.01.1999 529,94 0,88
01.01.2000 578,23 0,82
01.01.2001 557,42 1,02
01.01.2002 533,51 0,02
01.01.2003 679,91 8,62
01.01.2004 682,02 5,58
01.01.2005 778,47 12,93
01.01.2006 875,43 18,86
01.01.2007 1064,88 31,23
  01.01.2008 1301,15 46,68
01.01.2009 1499,82 72,49
01.01.2010 2094,73 251,36
01.01.2011 2940,39 472,25
 
     Государственный долг субъекта Российской Федерации - совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации. Государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации.
     Долговые  обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в  форме:
- кредитных  соглашений и договоров;
- государственных  займов субъекта Российской Федерации,  осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;
- договоров  и соглашений о получении субъектом  Российской Федерации бюджетных  ссуд и бюджетных кредитов  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации;
- договоров  о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации;
- соглашений  и договоров, в том числе  международных, заключенных от  имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.
     В объем государственного долга субъектов  Российской Федерации включаются:
- основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации;
- объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации;
- объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от бюджетов других уровней;
- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации.
     Долговые обязательства субъекта Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Внешний государственный долг 

     Классификация видов государственных внешних  долгов РФ представляет собой группировку государственных внешних долговых обязательств Российской Федерации, внешнего долга субъектов Российской Федерации, а также долговых обязательств правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед Российской Федерацией, осуществляемых в иностранной валюте.
     Она включает:
1. Задолженность  по кредитам иностранных государств, в том числе:
- задолженность официальным кредиторам Парижского клуба;
- задолженность кредиторам - не членам Парижского клуба;
- задолженность бывшим странам СЭВ.
2. Задолженность  по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм, в том числе:
- задолженность кредиторам Лондонского клуба;
- коммерческая задолженность.
3. Задолженность  перед международными финансовыми организациями.
4. Государственные  ценные бумаги Российской Федерации, указанные в иностранной валюте, в том числе:
- еврооблигационные займы;
- задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа 1999 года;
- задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным Минфину России за счет средств Центрального банка РФ.
5. Государственные  гарантии в иностранной валюте.
6. Внешний  долг субъекта РФ, в том числе:
- по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;
- по кредитам международных финансовых организаций;
- государственные ценные бумаги субъектов РФ, указанные в иностранной валюте.
7. Внешний  долг перед Российской Федерацией, в том числе:
- правительств иностранных государств;
- иностранных коммерческих банков и фирм.
     Внешние долги иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед Российской Федерацией по государственным экспортным и коммерческим кредитам, предоставленным или гарантированным Российской Федерацией, отражается в классификации как государственные внешние активы РФ.7
     Государственные внешние заимствования Российской Федерации используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.
       Право осуществления государственных  внешних заимствований Российской  Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченный Правительством Российской Федерации ответственный федеральный орган исполнительной.8
Таблица 2
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2011 года
Категория долга млн. долларов США эквивалент  млн. евро
Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего  Союза  ССР, принятые Российской Федерацией ) 38 836,9 27 587,0
Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации
692,1 491,6
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 608,2 1 142,4
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ 1 110,1 788,5
Коммерческая задолженность бывшего СССР 56,2 39,9
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 2 959,3 2 102,1
Задолженность по внешним облигационным займам 29 820,0 21 182,0
     внешний облигационный заем с  погашением в 2015 году 2 000,0 1 420,7
     внешний облигационный заем с погашением в 2020 году 3 500,0 2 486,1
     внешний облигационный заем с  погашением в 2018 году 3 466,4 2 462,3
     внешний облигационный заем с  погашением в 2028 году 2 499,9 1 775,7
     внешний облигационный заем с  погашением в 2030 году 18 353,7 13 037,2
Задолженность по ОВГВЗ 1 774,9 1 260,8
     в том числе:    
     ОВГВЗ VII серии 1 750,0 1 243,1
Государственные гарантии Российской Федерации в  иностранной валюте 816,1 579,7
 
     В отношении внешнего долга следует различать платежеспособность государственного сектора и страны в целом. В первом случае оценивается способность государственного сектора платить по внешнему или общему долгу, включая внутренний. Во втором - платежеспособность по внешнему долгу как государственного сектора, так и частных заемщиков (например, коммерческих банков и предприятий).
     Внешняя задолженность государства имеет  специфические особенности, отличающие ее от внутреннего долга. Внешний  долг является чистым бременем для экономики, так как выплачивается иностранцам и поэтому может рассматриваться как чистый трансферт из страны (внешний трансферт). Кроме того, внешний долг не может быть погашен с помощью денежного финансирования, так как исчисляется в иностранной валюте.
     Это устраняет стимул к использованию  эмиссионного способа погашения долга.
     С точки зрения теории в наиболее общем  смысле источником выплат по долгу является ВВП страны, исчисляемый в национальной валюте. Входящие в ВВП доходы страны от международной деятельности, выраженные в показателе чистого экспорта (сальдо торгового баланса), и внутренние доходы страны представляют собой источники поступлений в государственный бюджет.9
    Основным  источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг  на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.
    По  оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.
    Сокращение  дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 г. на 0,5% к ВВП, в 2012 г. - на 0,8% к ВВП, в 2013 г. – на 1,1% к ВВП.
    В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 гг. можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.
    Российская  экономика пока менее эффективна по сравнению с другими странами, и требует реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства – создавать для этого необходимые условия.
      Таблица 3
Иные  источники финансирования дефицита федерального бюджета,
млрд. рублей
Показатель 2010 год Прогноз
2011 год 2012 год 2013 год
Всего источников 1 006,8 1 520,0 1 705,4 1 755,2
%% к ВВП 2,2 3,1 3,1 2,8
увеличение
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.