На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фирма в системе рыночных отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

     Одним из основных хозяйствующих субъектов любой экономической системы является фирма (предприятие) – главная организационная структура  современного бизнеса.
     Производственная  деятельность фирм – основной источник удовлетворения потребностей людей. Фирма сфера приложения труда людей. Конкуренция между фирмами – механизм эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Всё это и предопределяет место и значение фирм в современной рыночной экономике.
     Фирма (предприятие) – самостоятельная, хозяйственная единица, наделённая экономической и юридической самостоятельностью, создающая экономические блага в целях получения прибыли.
     Предпринимательство – созидательная, творческая работа, основанная на критической, конструктивной оценке достигнутого для обеспечения прибыли.
     Становление рыночной экономики в России ведёт  к увеличению числа граждан, занимающихся предпринимательством. К предпринимательской  деятельности готовят в университетах, академиях, институтах, колледжах.
     Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке1
     Совокупность  фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики  в целом. Фирма всегда стоит в  центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.
     
  1«Гражданский кодекс РФ» ст.2 часть 1
     Важнейшая характерная черта современного экономического развития – крупные  перемены в общественном разделении труда. Среди них – выделение  и обособление так называемого  «наукоёмкого производства».
       В России интенсивно идет процесс  формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Я считаю, что фирма является главным звеном рыночной экономики, так как только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон.
     Изучая  экономическую литературу, я ознакомилась с множеством учебных пособий  по выбранной теме. В рассмотренной  литературе присутствуют несколько  взглядов на теорию фирмы, изложенных языком различной степени сложности. Учебник по экономической теории под редакцией И.О. Волкова мне очень помог при изучении вопроса, затрагивающего цели фирмы. В данном учебном пособии, вышеуказанный вопрос изложен понятным и доступным языком.
     В данной работе я хочу рассмотреть  такие вопросы, как: фирма в условиях рыночной экономики; цели фирмы; теории фирмы, управление фирмой в условиях рынка, и виды предпринимательства. 

 

    Фирма в системе  рыночных отношений

1.1. Организационно – правовые формы предприятий
     В условиях рыночной системы хозяйствования фирма выступает её основным звеном. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. На фирме сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономического использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом фирмы, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путём выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ.
     Производственная деятельность в рыночной экономике в основном осуществляется фирмами. Фирма преобразует исходные ресурсы в конечный продукт. Она оптимизирует в своих интересах объём производства, определяя структуру и размеры выпуска готовой продукции.
     Деятельность  фирм в большей степени определяет общую эффективность рыночной экономики. Она достигается благодаря созданию оптимальной комбинации используемых факторов и наилучшим образом их использовать. Или, напротив, не достигается, когда фирмы действуют неэффективно.

Классификация фирм
     Фирмы различаются между собой по многим характеристикам, по которым и ведётся  их классификация. Основными признаками классификации фирм по группам являются:
    Отраслевая и предметная специализация;
    Структура производства;
    Мощность производственного потенциала (размер фирмы).
     Одними  из главных до сих пор считались  отраслевые различия выпускаемой продукции, в том числе её назначение, способы  производства и потребления.
     Уже при создании фирмы чётко определяется, для какого конкретного вида продукции (вида работ) она предназначена. В зависимости от этого фирмы разделяются:
    На промышленные предприятия по выпуску продуктов питания, одежды и обуви; по изготовлению машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и др.;
    Сельскохозяйственные предприятия по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур;
    Предприятия строительной индустрии, транспорта.
     На  практике всё реже встречаются фирмы, отраслевую принадлежность которых  можно чётко определить. Как правило, большинство из них имеют межотраслевую структуру. В связи с этим по структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные, комбинированные.
     Узкоспециализированными считаются предприятия, которые  изготовляют ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, по выпуску тканей, пошиву одежды, производству чугуна, стального проката, литья, поковок для машиностроения, выработке электроэнергии, производству зерна, мяса и т.д.
     К многопрофильным относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Такие организации чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве. В промышленности они могут специализироваться одновременно, например, на изготовлении компьютеров, морских судов, автомобилей, детских колясок, холодильников, станков, инструмента и т.д. В сельском хозяйстве – на выращивании зерна, овощей, фруктов, откорме скота, производстве кормов и т.п.
     Комбинированные предприятия в классическом виде чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем в третий вид. Например, выплавленный в доменных печах чугун используется собственным предприятием, где он переплавляется в стальные слитки. Часть стальных слитков поступает в продажу потребителям в качестве готовой продукции, а часть идёт в дальнейшую переработку в стальной прокат на собственном заводе.
     Группировка предприятий по мощности производственного  потенциала (размеру предприятия) получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые, средние и крупные. При отнесении предприятий к одной из указанных групп используются следующие показатели:
    Численность персонала;
    Стоимостный объём выпуска продукции;
    Стоимость средств производства.

Кто и как управляет  фирмой
     Прежде  всего, разберёмся в том, что представляет собой внутрифирменное управление. Управление производством внутри фирмы представляет собой упорядочивающее, целенаправленное воздействие на процесс кооперированного труда. Управление призвано обеспечить эффективный выпуск товаров и оказание услуг.
     В этих целях на современных предприятиях управление регулирует решающие стороны  хозяйственной жизни:
      Материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции;
      Научные исследования, разработку и внедрение новинок в производство;
      Маркетинговую деятельность: изучение рынков, определение каналов сбыта продукции и услуг, ценообразование и рекламу выпускаемой продукции, оказываемых услуг;
      Работу с персоналом предприятия: подбор, расстановку, обучение работников и другое.
      Сбор, обработку и анализ данных о работе фирмы в целях улучшения её деятельности.
       В ХХ столетии, когда основной  стала акционерная форма предприятий,  мозговым центром, воздействующим  на деятельность гигантского  акционерного общества, стала не  отдельная личность, а большая группа специалистов по управлению (учёные, инженеры, экономисты, юристы). Ведущую роль стали играть менеджеры (от англ. manage - управлять)2 – научно подготовленные специалисты, которых фирма нанимает для управленческой  работы. Все большее усложнение современного производства потребовало развить особую отрасль знаний и умений – менеджмент.
     Менеджмент  – система теоритических и  практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством  в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.
     Какими  навыками и способностями должен обладать современный менеджер? Созданный  исследователями своеобразный словесный  портрет включает следующие качества: 1) способность управлять собой; 2) разумные личные ценности; 3) чёткие личные цели; 4) упор на постоянный личный рост; 5) навык решать проблемы; 6) изобретательность и способность к инновациям (нововведениям); 7) высокая способность влиять на окружающих; 8) знание современных управленческих подходов; 9) способность руководить; 10) умение обучать и развивать подчинённых; 11) способность формировать и развивать рабочие группы.

  2 http://ru.wikipedia.org
     Менеджер  представляет собой тип профессионального  работника, способного управлять фирмой на строго научной основе.
     Он придаёт деятельности предприятия упорядоченность, согласованность и урегулированность, которые соответствуют природе современного индустриального и постиндустриального производства.

Объединения фирм
     Каждая  фирма может либо функционировать  самостоятельно, либо объединяться с другими фирмами, создавая более крупные хозяйственные единицы.
     Современные крупные фирмы – это, как правило, объединение фирм (предприятий). В  основе объединения может лежать:
     - горизонтальная интеграция –  объединение фирм одной отрасли, одной сферы производства. Такая форма объединений распространена в торговле, сфере услуг.
     - вертикальная интеграция – объединение  предприятий, функционирующих на  отдельных этапах производственного  процесса, в отраслях, технологически  связанных между собой.
     - диверсификация – объединение  предприятий разных отраслей, технологически  между собой не связанных. Многие  крупнейшие фирмы оперируют в  различных отраслях и на различных  рынках.
     Наиболее  распространены следующие формы  объединения фирм.
     Картель – соглашения между фирмами одной отрасли, заключаемые в целях установления контроля за условиями продаж, ценами, рынками сбыта, объёмом производства. Предприятия, вступающие в картельные соглашения, полностью сохраняют свою производственную, коммерческую и правовую самостоятельность.
     Синдикат  – объединение фирм, участники  которого сбывают свои товары через  единую торговую фирму, осуществляющую также закупки сырья для участников синдиката. Последние сохраняют  свою юридическую и производственную самостоятельность, но теряют связь с рынком. Создание синдиката позволяет фирмам, входящим в него, устранить конкуренцию в области сбыта и закупок сырья.
     Трест – объединение, в котором входящие в него предприятия теряют свою производственную, коммерческую и правовую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Руководящий орган треста диктует предприятиям политику в отношении цен, условий сделок, объёма производства. Трест может быть одноотраслевым, создаваемым на основе горизонтальной интеграции, или многоотраслевым, объединяющим предприятия разных, но технологически связанных между собой отраслей (вертикальная интеграция).
     Концерн  - наиболее развитая (и распространённая сегодня) форма объединения предприятий, характеризуемая единством собственности и контроля. Концерн возникает на основе скупки одним (головным) предприятием контрольного пакета акций других предприятий. Входящие в концерн предприятия номинально (в правовом отношении) остаются самостоятельными, но фактически всецело подчиняются единому хозяйственному руководству.
     Держателем  контрольного пакета акций, как правило, является холдинговая компания, получающая прибыль за счёт дивидендов на контролируемые ею акции других компаний. Холдинговая  компания может заниматься только контролем и управлением деятельностью других компаний или совмещать контроль и управление с предпринимательской деятельностью в определённой сфере.
     Концерны  могут возникать на основе горизонтальной, вертикальной интеграции или диверсификации. Большинство современных концернов имеет многоотраслевой характер. Концерны позволяют использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования, обладают определённой устойчивостью к конъюнктурным колебаниям, способны перераспределять инвестиционные ресурсы, направляя их в наиболее прибыльные, выгодные производства, что позволяет многим крупным концернам занимать монопольное положение на рынке.
     - Консорциум – временное соглашение  между фирмами для осуществления  конкретных крупных инвестиционных, социальных, экологических проектов. Участники консорциума при заключении соглашения заранее оговаривают долю каждого участника в затратах и ожидаемой прибыли, формы участия в проекте. Участники консорциума полностью сохраняют свою экономическую и правовую самостоятельность. Фирма может быть участницей нескольких консорциумов.
     Таким образом, основные отличия разных форм объединений связаны со степенью сохранения самостоятельности предприятиями, входящими в объединения.
     Согласно  ст. 121 ГК РФ, «коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов».
     Объединения создаются на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии. Предприятия, входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

  Организационно – правовые формы предприятий
     Под организационно – правовой формой фирмы подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти. Организационно – правовая форма фирмы зависит от того, является ли она формой индивидуального или коллективного предпринимательства, от статуса предприятия (физическое или юридическое лицо), целей деятельности (коммерческое или некоммерческое). Разное сочетание этих признаков определяют три основные организационно – правовые формы предприятия:
        Единоличные предприятия;
        Товарищества, или партнёрства;
        Корпорации (акционерные общества).
     Единоличные, индивидуальные фирмы находятся  в индивидуальной частной собственности  отдельного лица или семейства. По обязательствам единоличного предприятия его владелец отвечает всем капиталом предприятия  и своим имуществом. Владелец единоличного предприятия, как правило, сочетает в себе функции собственника, управляющего и работника, хотя может передать свои функции и другим лицам. Обычно в виде единоличного предприятия выступают мелкие и средние фирмы. Однако существуют и очень крупные единоличные предприятия: группа Лазеров (Франция); группа Юносоров (Швеция). За последние 30 – 40 лет многие единоличные предприятия были преобразованы  в  общества – итальянская фирма «Оливетти» (1960 г.), германская фирма «Крупп» (1968 г.), американская фирма «Форд»(1956 г.).
     Однако  преобладающей формой предприятий  в современной рыночной экономике  являются фирмы, представляющие собой  объединения предпринимателей,  среди которых выделяют несколько  видов:
     Товарищества (партнёрства, общества) – предприятия, возникающие на основе сложения капиталов двух и более участников и предполагающие совместное управление деятельностью фирмы. Участники товарищества утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Взамен они получают право на часть дохода, ликвидационную квоту, а также на участие в управлении. Полученная прибыль делится между всеми соучредителями (совладельцами)  пропорционально взносу каждого.
     В зависимости от характера ответственности  по обязательствам товарищества различают:
     Полное  товарищество (товарищество с неограниченной ответственностью), которое предусматривает полную солидарную ответственность. Это означает, что партнёры отвечают по всем обязательствам фирмы, возникающим в связи с её функционированием, всем своим имуществом, независимо от его включенности в капитал товарищества. Полное товарищество создаётся на основе договора, оно не является юридическим лицом, так как его члены сохраняют полную самостоятельность, но несут солидарную ответственность. В форме полных товариществ часто выступают торговые, консалтинговые (дающие консультации по проблемам рыночной конъюнктуры) фирмы, адвокатские конторы.
     Основные  достоинства полного товарищества:
    Возможность привлечения значительных средств в относительно короткие сроки;
    Полные товарищества являются в определённой степени гарантией для кредиторов, так как их члены несут неограниченную ответственность по обязательствам товарищества.
     Недостатками  полного товарищества, которые сужают рамки их распространения, являются:
    Трудность сохранить особые доверительные отношения, без которых распад организации наступает очень быстро;
    Полная и неограниченная ответственность участников полного товарищества в случае банкротства, и не только своим вкладом, но и личным имуществом.
     Хозяйственные общества – это коммерческие организации с разделённым на вклады учредителей уставным капиталом. Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерного общества (АО).
     Общества с ограниченной ответственностью (ООО) – учреждаются одним или несколькими физическими или юридическими лицами, несущими ответственность по обязательствам и за риск убытков только в пределах внесённого вклада. Внесённые вклады могут переходить от одного собственника к другому лишь с согласия всех других членов общества. Текущее управление деятельностью ООО осуществляется единоличным или коллегиальным исполнительным органом. Высшим органом управления является общее собрание участников.
     Смешанное товарищество (товарищество на «вере») объединяет часть участников (физические и/или юридические лица), часть из которых является полными товарищами, принимающими участие в предпринимательской деятельности и несущими полную имущественную ответственность. Другая часть участников – вкладчики, они не принимают участия  в предпринимательской деятельности и несут ограниченную ответственность в пределах суммы своего вклада.
     Производственный  кооператив (артель) – объединение  не менее пяти граждан для совместной производственной и хозяйственной деятельности путём создания коммерческой организации с правом юридического лица. Кооператив создаётся на основе объединения имущественных паевых взносов и предполагает личное трудовое участие членов кооператива. Решения принимаются коллегиально, каждый член кооператива имеет один голос независимо от величины индивидуального пая. Члены кооператива несут солидарную ответственность по его обязательствам.
     Акционерные общества – форма организации  предприятия на базе акционерной  собственности, в которой предприниматель отделён от собственника и собственности, и финансовая ответственность его ограничена. Участники общества (число их неограниченно, и совладельцами корпорации могут быть сотни и даже тысячи людей) несут ответственность за деятельность общества в пределах стоимости принадлежащих им акций.
     Акционерные общества (АО) позволяют юридическим  и физическим лицам объединить свои капиталы для решения крупных  хозяйственных задач, которые не под силу одному лицу ввиду ограниченности его капитала. Капитал АО образуется путём выпуска и продажи ценных бумаг (акций и облигаций). Акционерные общества бывают двух видов: закрытые, акции которых распространяются только среди учредителей и не поступают в открытую продажу, и открытые, акции которых свободно продаются и покупаются. В закрытых АО преимущественное право приобретения акций, которые желают продать акционеры, имеют другие члены АО; в открытых АО владельцы акций вправе их продавать без согласия других акционеров. Акционерное общество – основная организационная форма крупных предприятий.
     Государственные и муниципальные предприятия  имеют, как правило, форму унитарных  предприятий, т.е. коммерческой организации, не наделённой правом собственности  на закреплённое за ней имущество, которое  не делится ни на какие вклады, паи или доли, в том числе работников предприятия, поскольку оно целиком принадлежит собственнику – учредителю – государству или муниципалитету.
     Имущество государственных предприятий находится  в их хозяйственном ведении или  оперативном управлении. Собственник имущества унитарного предприятия (государство, муниципалитет), находящегося в хозяйственном ведении, не отвечает по обязательствам такого предприятия, но несёт ответственность по обязательствам казённого предприятия, за которым государственное или муниципальное имущество закреплено на началах оперативного управления.
     1.2 Производственная структура предприятия
     Структура предприятия - это состав и соотношение  его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект. Структура предприятия определяется следующими основными факторами:
    Размером предприятия;
    Отраслью производства;
    Уровнем технологии и специализации предприятия. Какой-либо устойчивой стандартной структуры не существует.
     Она постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и  социально- экономических процессов. Наряду с этим при всём многообразии структур все производственные фирмы имеют идентичные функции, главные из которых – изготовление и сбыт продукции. Чтобы обеспечить нормальное функционирование, фирма должна иметь в своём составе цехи или мастерские  по изготовлению основной продукции и по обслуживанию производственного процесса. Непосредственное влияние на структуру внутренних подразделений фирмы оказывают её масштабы. Для выполнения разнообразных обязанностей на крупных и средних по размеру фирмах создаются специальные структурные подразделения – отделы, цехи. На малых фирмах указанные обязанности распределяются среди персонала – по взаимной договорённости или же выполняются сторонними организациями по договору.
     Отраслевые  различия структуры  предприятия
     Отраслевая  принадлежность почти всегда в той  или иной мере оказывает влияние  на структуру предприятия и его размеры. Эти два фактора – отрасль производства и размер предприятия – во многом связаны. Структура предприятия во многом складывается непосредственно под воздействием отраслевой технологии производства. Чем выше сложность технологического процесса, тем более разветвлённой и громоздкой оказывается структура предприятия, а, следовательно, и крупнее его размеры. В повседневной инженерной практике сложность технологического процесса определяется:
    Многообразием способов воздействия на предметы труда, необходимые для получения готового изделия;
    Числом деталей, узлов, агрегатов, иных компонентов, из которых комплектуется готовое изделие;
    Количеством технологических операций, которым подвергается изделие в процессе его изготовления;
    Уровнем предельной точности и качества исполнения технологических операций.
     К одной из важнейших отраслевых особенностей структуры предприятия относится  территориальное размещение производственных единиц. В отраслях обрабатывающей промышленности производственные цехи, как правило, размещаются на одной площадке, поскольку связаны между собой технологическим процессом, жёсткими транспортными устройствами и независимы от природно – климатических условий. В добывающих отраслях промышленности размещение шахт, скважин, разрезов полностью зависит от места залегания ископаемых. Поэтому эти предприятия, как правило, разбросаны на большой территории.

  Производственная структура предприятия
     Профиль, масштабы, а также отраслевая принадлежность предприятия определяются составом, технологической специализацией, мощностью и размерами его производственных цехов, участков, мастерских. Все другие звенья предприятия – функциональные отделы, лаборатории, управляющие органы полностью соизмеряются с характеристиками производственных подразделений и создаются исключительно для обеспечения нормальной эффективности их работы.
     Производственные  цехи (филиалы, участки, мастерские) делятся  на две группы: 1) цехи основного производства; 2) вспомогательные и обслуживающие  цехи. К цехам основного производства относятся цехи, в которых непосредственно изготавливается продукция, предназначенная для реализации потребителям. К обслуживающим цехам относятся цехи, в задачу которых входит обеспечение нормальной, бесперебойной работы основных цехов. Это цехи и производственные участки:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.