Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предпринимательство: особенности и проблемы развития в Республике Казахстан

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Костанайский  государственный университет имени  А. Байтурсынова

 
Кафедра Экономической теории 
 
 

Курсовая  работа

На  тему: «Предпринимательство: особенности и  проблемы развития в  Республике Казахстан»

 
Дисциплина  Финансы
Специальность   050509 - Финансы

Выполнила:                                                        Бертазина Ж.А., студентка 1 курса

                                                                                       очной формы обучения 

Руководитель:                                                          Шмидт В.А, к.э.н.  
                                                                                                                          _____________________
                                                               Защита курсовой работы
                                                               состоялась ___ _______200_г.
                                                               оценка_________________ 
 
 
 
 

Костанай, 2009
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность предпринимательской деятельности в РК……………5
      Развитие предпринимательства в Казахстане ………………………...5
      Предпринимательство – стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса ……………………………………………..8
 
Глава 2. Деятельность малого и среднего предпринимательства 
в Казахстане…………………………………………………………………11
2.1 Особенности  развития малого и среднего  бизнеса в РК……………..11
2.2 Проблемы малого  и среднего предпринимательства ………………..13 

Глава 3. Эффективность  развития малого и среднего бизнеса  в Северном регионе Казахстана…………………………………………………………17
3.1 Пути развития  малых и средних предприятий  в условиях Северного 
региона Казахстана…………………………………………………………17
3.2 Статистические данные развития малого и среднего бизнеса в
Костанайской  области……………………………………………………...20 

Заключение………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………..26
Приложения………………………………………………………………...28 
Введение
 
 

     В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических лиц, направленных на получение прибыли.
     Предпринимательство набирает силу, охватывая все новые  сферы экономики и социальную слабость. Его успешное развитие может  происходить при наличии таких  необходимых условий, как частная  собственность и свобода экономической  деятельности.
     В Республике интенсивно создаются все предпосылки развития предпринимательской деятельности, в частности, осуществлена большая работа по приватизации собственности, благодаря которой создается прочная экономическая основа для развития предпринимательства.
Как известно, рынок является средой существования предпринимательства. В республике Казахстан происходит формирование рынков разнообразной формы. Эта задача является одной из долгосрочных приоритетов. Динамично развивается инфраструктура рынка – биржи, банки, страховые компании, аудиторские, консалтинговые фирмы и т.д.
     В Республике Казахстан принимаются  широкомасштабные меры по государственной  поддержке предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» предусмотрено считать поддержку и развитие малого предпринимательства приоритетной сферой государственной экономической политики.
     С развитием и углублением экономической реформы, все большее число хозяйственников вступает в предпринимательскую сферу. Этот процесс будет нарастать. Многим из них, впервые вступивших в эту сферу, необходимо приобрести знания и навыки по основам предпринимательства. Предпринимателю необходимо глубоко знать, прежде всего, законодательную и нормативную базу организации предпринимательского дела в Казахстане и методические подходы к регулированию финансово – экономических отношений, кредитованию, оплате труда и т.д.
      Актуальность  курсовой работы заключается в том, что осуществляемые, в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно – технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т. е. Решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому и среднему предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
     Целью данной работы является дать характеристику сущности малого и среднего предпринимательства, показать его преимущества и определенные недостатки. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем.
     Задачи  курсовой работы:
    Рассмотреть экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса
    Выявить экономические цели деятельности малого предприятия
    Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
     Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность предпринимательской  деятельности в Республике Казахстан 

      Развитие  предпринимательства в Казахстане
 
 
     В Казахстане о предпринимательстве  заговорили в начале 90-х годов, с началом перестройки. В это время началось так называемое «комсомольское предпринимательство», когда наиболее активные люди, в основном комсомольские лидеры начали создавать кооперативы на базе центров научно-технического творчества молодежи. Были созданы льготные условия кредитования. Более того, в условиях нарастающей инфляции именно эта первая волна предпринимательства сумела не только выстоять, но и накопить необходимый так называемый первоначальный капитал, поскольку в кредит выдавались «дорогими», а возвращались назад «дешевыми». Малое предпринимательство в Казахстане прошло 4 этапа:
     Первый  этап развития малого бизнеса в условиях СССР (1986-1990) характеризуется внедрением новых форм собственности, началом  формирования предпринимательской культуры. В качестве основных проблем этого этапа можно назвать трудности доступа к сырью и производственным площадям, бюрократические преграды при регистрации кооперативов.
     Второй  этап в развитии малого бизнеса Казахстана (1991-1996) проходил в условиях перехода от административно – командной к рыночной экономике. На этом этапе, этапе приобретения Казахстаном суверенитета наблюдался резкий рост числа малых предприятий всех форм собственности, Однако, начиная с 1994 года, отмечалось снижение предпринимательской активности, вызванное непомерными налогами и высокими банковскими процентными ставками.
     На  третьем этапе развития малого бизнеса  в условиях становления рыночных отношений (1997-2000) наблюдалась активизация  деятельности в секторе малого бизнеса, усиление государственной поддержки малого бизнеса, развитие неправительственного сектора поддержки малого бизнеса.
     Четвертый этап, этап развития инфраструктуры поддержки  малого бизнеса (2001-2006) характеризуется  активной финансовой поддержкой малого бизнеса через банки второго уровня и микрокредитные организации, созданием лизинговых компаний, бизнес - центов, бизнес - инкубаторов, Центров поддержки предпринимательства.
     Количество  малых предприятий изменялось на каждом этапе ( см. Таблица 1). Если на конец первого этапа 1990 года в республике насчитывалось 12400 малых предприятий, то к концу четвертого этапа 2006 года их уже стало 743000, увеличение произошло в 60 раз. Численность занятых с сфере малого бизнеса за этот период увеличилась в 5 раз: если в 1990 году она составляла 302600 человек, то в 2006 году здесь уже работает 1514000 человек, что составляет 19,8% от общего числа занятых. Для сравнения в развитых странах в сфере малого бизнеса работает более половины всех занятых.[17] 
 

Таблица 1
         Количественные характеристики  развития малого бизнеса по  состоянию на конец этапа 

Этапы Количественные  характеристики малого бизнеса, по состоянию на конец этапа
Количество  малых предприятий, тыс. ед. Численность занятых, тыс. чел.
Этап1. Развитие малого бизнеса в условиях СССР (1986-1990) 12,4 302,6
Этап2. Развитие малого бизнеса в условиях перехода Казахстана от административно-командной  к рыночной экономике (1991-1996) 35,2 358,8
Этап3. Малый бизнес в условиях становления  рыночных отношений (1997-2000) 88,0 591,2
Этап4. Этап развития инфраструктуры поддержки  малого бизнеса (2001-2006) 743 1514
 
 
     За 20 лет развития казахстанского предпринимательства, зародившегося еще в условиях Советского Союза, принято огромное количество нормативно-правовых документов.
     Первым  законом, легализовавшим предпринимательскую  деятельность еще в бывшем Советском  Союзе, был Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан в  СССР», принятый в 1987 году. В 1988 году был  принят «Закон о кооперации». Началось массовое создание кооперативов, товариществ.
     Однако  в условиях отсутствия рыночной инфраструктуры немногие кооперативы устояли. Принятые позже в 1988-1991 годы законы о аренде, совместных предприятиях, банковской деятельности несколько либерализовали экономическую обстановку. В целом, собственность оставалась государственной и небольшие послабления в виде аренды лишь в некоторой степени стимулировали предпринимательскую активность.
     С приобретением независимости в 1991 году Казахстан издал целый ряд  Законов в поддержку предпринимательской активности. В Казахстане толчком к развитию предпринимательства послужили такие законы, как Закон «О свободе хозяйственной деятельности и развития предпринимательства в Казахстане» (1991), Закон «О защите и поддержке частного предпринимательства» (1992). Уже на начало 1991 года количество частных предприятий составило 12,4 тысяч с общим числом занятых – 302,6 тысячи человек. На 1 апреля 2006 года число субъектов малого предпринимательства составило 743,482 тысячи, в них было занято 1514 тысяч человек. Однако в отраслевой структуре малого бизнеса продолжает большую часть занимать торговля вместе с ремонтом автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 40,4%; 26,4% малых фирм задействованы в сельском хозяйстве, на транспорте – 7,6%, в строительстве – 3,5%, в промышленности – 2,4%.
     Такая структура говорит о том, что  серьезного поворота в сторону производственной деятельности в секторе малого бизнеса, к сожалению, еще не произошло. Основные причины такого положения – это большие сроки окупаемости инвестиций в производственную сферу, недостаточная поддержка государства производственных структур, низкая конкурентоспособность производимых товаров.[16]
     В последующие годы новый импульс  развитию предпринимательства придали указы Президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 года №3398 «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» и от 27 апреля 1998 года № 3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности». В соответствии с этим Указом, предполагается создать и организовать работу Агентства по поддержке малого предпринимательства в составе Министерства экономики и торговли – первом специальном государственном органе по развитию малого бизнеса в Казахстане.
     Кроме того, было предусмотрено создание фонда поддержки предпринимательства  при участии международных финансовых институтов, правительственных и  неправительственных структур. В рамках этого фонда предусматривалось финансирование наиболее перспективных проектов в объеме до 5 миллионов тенге. Однако, несмотря на усилия правительства, серьезного перелома в сторону активизации предпринимательской деятельности пока не произошло.
     В 1997 году были введены Закон «Об  индивидуальном предпринимательстве» и Указ Президента РК «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства». В это время наблюдается процесс укрупнения одних фирм и банкротства других, не выдержавших налогового пресса и конкуренции. Такая тенденция привела к общему сокращению численности малых предприятий, часть из которых сменила свою организационно – правовую форму.
     В последние годы (2001-2006 годы) принимаемые  законы и нормативные акты касались в основном таких вопросов, как  упрощение регистрации; упорядочение числа проверок субъектов малого предпринимательства; сокращение количества лицензируемых видов деятельности. В эти годы в Казахстане продолжают разрабатываться специальные Государственные программы поддержки малого предпринимательства. За эти годы приняло 5 таких программ, начиная с 1992 года, заканчивая 2006 годом.[17]
     Важным  шагом для развития франчайзинга в Казахстане является принятие Закона «О комплексной предпринимательской  лицензии (франчайзинге)». Закон «О микрокредитных организациях», принятый в 2003 году способствовал развитию небанковских финансовых учреждений, расширению доступа предприятий малого бизнеса к микрокредитным ресурсам. Наконец, Закон РК «О частном предпринимательстве», принятый в феврале 2006 года, обобщил в едином законодательном акте все предыдущие нормативные акты по вопросам предпринимательства. Таким образом, малое предпринимательство получило единый закон, регламентирующий взаимоотношения бизнеса и государства. 
 

1.2 Предпринимательство  – стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса 

     Предпринимательство – особая область человеческой деятельности, которая отличается от других видов труда. На это в сове время обратив внимание известный немецкий экономист, профессор Гарвардского университета Иозеф Алоиз Шумпетер (1883-1950 гг.), который писал: «Быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие».[5]
     С другой стороны предприниматели  – это прежде всего организаторы предпринимательских единиц, о чем  писал в свое время французский экономист Жан Батист Сей (1767-1832 гг.): «Предприниматель – человек, организующий людей в рамках производственной единицы».
     Термин  «предпринимательство» впервые  ввел Ричард Кантильон (1650-1734 гг.) –  английский экономист, который вкладывал  в это понятие инициативу человека по организации производства с целью получения доходов в условиях рыночного риска.
     В экономической литературе часто  отожествляют такие понятия как  предпринимательство и бизнес. Бизнес и предпринимательство понятия  родственные, но нетождественные. Бизнес – любой вид деятельности, приносящий доход. Бизнес тесно связан с предпринимательской деятельностью. Но предпринимательство – это не только деятельность, направленная на получение дохода, но и новаторство. Настоящий предприниматель – это изобретатель. Поэтому люди, занимающиеся бизнесом, не все, с этой точки зрения, являются предпринимателями.[3]
     В экономической науке существует такое понятие как «предпринимательская способность» - способность человека открывать новое в бизнесе, а это делать могут далеко не все участники бизнеса. Быть энергичным, заставлять себя работать тогда, когда остальные спят, путешествуют, развлекаются, быть настойчивым, целеустремленным, коммуникабельным, то есть обладать способностью легко устанавливать с людьми контакты, связи, строить хорошие взаимоотношения, видеть мир иначе, чем его конкуренты. Подобными способностями обладают далеко не все бизнесмены. Итак, бизнес – это экономическая деятельность людей, приносящая доход. Предпринимательство – это тоже экономическая деятельность людей, связанная с получением дохода, но направленная на поиск нового в этой деятельности, способная идти на риск для осуществления нового.
     Одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве Казахстана, во всех сферах и отраслях производства, на каждом предприятии и в их объединениях.
     Чтобы войти равным партнером в мировое хозяйство и мировой рынок, нужно сформировать предпринимательский тип воспроизводства в стране. Но и сам процесс создания воспроизводства предпринимательского типа невозможен в отрыве от мирового хозяйства. Ибо современный уровень производительных сил таков, что нельзя быть конкурентоспособным во всех отраслях и сферах производства. Нужно обоснованно выбрать свою нишу в мировом рынке, используя преимущество в обеспечении теми основными и развитыми факторами производства, которыми располагает в данное время Казахстан. Казахстан обладает богатыми основными факторами – природными ресурсами, но этого недостаточно для конкурентоспособности на мировых рынках. Чтобы иметь национальные издержки производства ниже мировых, необходимо экономное природопотребление. Это требует наличия особой производительной силы предпринимателей – и ее реализации в деятельности.
     Предпринимательство стало реальным стратегическим ресурсом, который явится одним из основных факторов выхода из глубокого экономического кризиса на путь устойчивого экономического развития и входа в качестве равного субъекта мировых рыночных отношений в мировое хозяйство, нужно правильно понять экономическую сущность и содержание предпринимательства.
     В экономически развитых странах Запада идут по пути развития предпринимательства прежде всего в сфере производства, казахстанские «предприниматели» заняты прежде всего в посреднической сфере – торговле , банковском деле и т.д. До сферы производства не доходят их капиталы, в сфере производства не реализуются их способности, знания, квалификация и пр. Такой путь становления предпринимательства – это зацикливание на первоначальном пути его становления. В данном случае предпринимательство не становится фактором подъема экономики, а ведет к разбазариванию природных, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов страны.
     Для экономического развития необходимо наличие  массы предпринимателей, обладающих соответствующими способностями, знаниями, профессионализмом, соответствующим  опытом. [9]
     Конечно, для того, чтобы выжить в этой обстановке, приходиться учится и тому, как скрыть свои истинные доходы, иметь успех в спекулятивной деятельности, адаптироваться в криминальной, коррупционной, перераспределительной и другой атмосфере. Но такая «наука» не способствует формированию подлинных предпринимателей, способных получать устойчивый, высокий предпринимательский доход, а предпринимательским структурам быть устойчиво конкурентоспособным на региональном, национальном и мировых рынках. Именно предпринимательский доход является важнейшим внутренним источником развития экономики, и вследствие этого подлинные предприниматели являются той производительной силой, которая превращается в стратегический фактор развития национальной экономики.
     
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Деятельность малого и среднего предпринимательства в Казахстане. 

2.1 Особенности развития  малого и среднего  бизнеса в Республике  Казахстан 

     Необходимо  признать, что в условиях трансформации  экономики Казахстана в период «перестройки» и реформ малый бизнес сыграл весьма важную, в определенной степени системообразующую роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства областей, городов и сельских районов.
     Малые предприятия и в целом малый  бизнес заняли нишу экономической деятельности максимально ориентированную на региональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют в производстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%.
     Наибольшее  число активных предприятий в  региональном разрезе приходится на г. Алматы (29,3%), г. Астану (8,3%), а также на Восточно-Казахстанскую (8,2%), Южно-Казахстанскую (7,4%) и Алматинскую (6,6%) области. Другие регионы занимают: Акмолинская область - 8 место (5,0%) и Западно-Казахстанская – 12-14 места (2,7%).
     По-прежнему сохраняется крайняя неравномерность в распределении зарегистрированных МП по областям и регионам Казахстана. На названные первые четыре лидирующих региона РК на 1 июля т.г. приходилось 58,7% зарегистрированных МП, 54,9% действующих и 53,2% общего числа активных малых предприятий (см. Приложение Таблицу 2).[19]
       Если по республике в целом к активным относится лишь 35,7% от числа зарегистрированных Малых предприятий, то в Акмолинской и Алматинской областях этот показатель составляет 54,1%, Кызылординской – 50,9%, в 4 областях этот показатель в интервале от 40 до 50%, еще в 3 областях и в г. Астане этот показатель выше среднереспубликанского уровня (от 35,9 до 38,5%), ниже среднего по стране уровня - в г. Алматы (29,8%), Жамбылской (28,0%), Южно-Казахстанской (29,1%) и Актюбинской областях (32,1%).
     Данный  показатель вполне мог бы быть принят за критерий общего самочувствия Малого бизнеса в областях, городах Алматы и Астана и эффективности его поддержки региональными и местными властями.
     В качестве других критериев уровня развития МП в регионах могли бы быть выбраны: доля занятых на МП в общей численности занятых в экономике; доля МП в производстве валового регионального продукта; производство продукции (работ, услуг) на МП в расчете на душу населения.
     В региональном разрезе наибольший удельный вес в общем доходе от реализации продукции (товаров, услуг) в первом полугодии т.г. приходится на предприятия малого бизнеса г. Алматы (37,5%), г. Астаны – 8,8%, Восточно-Казахстанской области – 8,7%, на остальные области приходится от 2,1 до 6,1% общего объема дохода (см. Таблица 3).  
 

Таблица 3
     Распределение регионов по доходу от реализации продукции (товаров, услуг) за первое полугодие  2009 г. продукции (товаров, услуг)  

Регионы

Области, города Удельный вес  в общем доходе, в %
1 2 3
Центральный Акмолинская, Карагандинская 8,1
Западный Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангистауская 11,6
Восточный Алматинская, Восточно-Казахстанская 14,0
Северный Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская 13,3
Южный Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская 6,7
г. Астана г. Астана 8,8
г. Алматы г. Алматы 37,5
Итого по РК   100,0
 
 
     Количество  МП на 1000 жителей является общепризнанным критерием развития малого предпринимательства.
     Наиболее  высокая предпринимательская активность населения отмечается в городах Алматы (12,2 предприятия на 1000 жителей) и Астана (7,9), а также в Мангистауской (3,8) и Павлодарской (3,7) областях. Наихудшие позиции у Жамбылской (1,2 активных малых предприятия) и Южно-Казахстанской (1,7) областей. По крестьянским хозяйствам значительно опережает другие области Южно-Казахстанская область – 45,2 действующих крестьянских хозяйства на 1000 жителей сельской местности. Относительно хорошие показатели у Алматинской (28,6), Восточно-Казахстанской (22,7) и Карагандинской областей (21 хозяйство). Отстают по данному показателю Кызылординская (3,0), Мангистауская (4,1), Атырауская (6,1) и Акмолинская (7,1), при среднереспубликанском уровне 21,8 действующих крестьянских хозяйства на 1000 сельских жителей. [20]
     Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.