На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Образ «Я» в сознании подростка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...……………..3
Глава 1. Теоретическое изучение становления  и развития образа «Я» в подростковом возрасте……………………………………………………………6
1.1 История  изучения самосознания и становления  образа «Я» у подростков…………………………………………………………………………6
1.2 Условия  и особенности построения адекватного  образа «Я» у подростков………………………………………………………………………....9
Глава 2. Современная Я-концепция…………………………………………….12
2.1 Чувство взрослости………………………………………………………….12
2.2 Развитие  «Я-концепции»…………………………………………………...14
2.3. Образ  «Я»……………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список  литературы………………………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВЕДЕНИЕ
       Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга увлечения.
       Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки во всём стремятся походить на сверстников, пытаясь при этом выделиться в группе; хотят заслужить уважение, но бравируют недостатками; требуют верности, но часто меняют друзей.
       В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт – подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили- как взрослого, как личность. И оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешенный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе.
       А результаты этой “гонки на выживание “ уже  давно дают о себе знать: разгул преступности, безудержный рост наркомании, повседневная бессмысленная жестокость- вот далеко не полный перечень отличительных особенностей нашего времени. Но самое страшное – это то, что в каждом третьем случае главными участниками событий становятся 13-18 летние.” Нарастающая волна преступности среди подростков, причем в насильственных формах, - факт уже официальной статистики… Как свидетельствуют криминологи, нынешние преступления несовершеннолетних все чаще приобретают характер звериной жестокости и изощренного глумления над жертвой…” [4,4]
       Поскольку в подростковом возрасте осуществляется переход от детства к зрелости, его исследование, с одной стороны, позволяет проследить типичные черты человека, выходящего за пределы детства, а с другой – ретроспективно рассмотреть протекание собственного детства. Иными словами, познание источников, условий, механизмов развития в подростковом периоде даёт ключ к раскрытию закономерностей онтогенетического развития в целом. Не случайно с изучением подросткового возраста связан целый комплекс проблем разного уровня, характера и содержания.
      В подростковом возрасте последовательно  появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».
      Я -концепция с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я -концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти.  

        …У  подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода. …
  И.Ю.Кулагина
     Объектом  нашего исследования являются подростки (12-13 лет).
     Предметом выступают структурные компоненты самосознания в подростковом возрасте (то есть соотношение образов «Я»  и взрослого).
     Исходя  из вышесказанного можно определить цель работы: выявить соотношение элементов самосознания, на их основе представить целостную характеристику образа «Я» подростка.
     Из  поставленной цели вытекают следующие  задачи:
     1) Изучить теоретические данные  по данной теме;
     2) Дать общий качественно-количественный анализ особенностей самосознания подростка (включающий в себя определения компонентов образа «Я»); 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретическое изучение становления  и развития образа «Я» в подростковом возрасте
     1.1 История изучения самосознания  и становления образа «Я» у подростков
     В 20-30-е годы ХХ-го века начался период, который в последствие получил  название – «подростковый бум». Исследованиями в этой области занялись многие ученые. В частности: Ш .Бюлер, Л.С. Выготский,                           Э. Шпрангер, В. Штерн, З. Фрейд, К. Хорни и другие.
     В период 30-40-х годов в центре повышенного  внимания психологии оказалось сознание и самосознание. Активнейшее участие  в изучении данного вопроса принимали  не только отечественные психологи  и физиологи, но и зарубежные. Проводимые ими исследования не потеряли актуальности и на сегодняшний день.
     Стенли  Холл в 1904-м году опубликовал свое первое исследование по отрочеству, в  котором впервые описал амбивалентность  и парадоксальность подростка, выделив  ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. Содержание подросткового периода Стенли Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человечество приобретает «чувство индивидуальности». Его называют отцом психологии переходного возраста, так как он первым предложил концепцию, объясняющих данное явление, и очертил круг проблем, связанных с этим возрастом. Представления Стенли Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста, и сегодня представляют ядро психологии подросткового возраста.
     Л.С. Выготский разработал культурно-историческую концепцию, в которой изучил особенности  подросткового возраста и отметил  новообразования данного возраста: развитие рефлексии и на ее основе самосознания, как такой новообразовательной возможности понимания себя, связанной с отсутствием мира собственных переживаний, систематизации познания и упорядочения которых становится возможной только с появлением систематизации в понятиях. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.
     Самосознание  можно определить как образ себя и отношение к себе. В зарубежной литературе мы чаще встречаем термин «Я - концепция», обозначающий «совокупность всех представлений индивида о себе» (М Кун, М. Розенберг и др.).
     Самосознание  выполняет следующие функции: мотивационную; функцию целеполагания; детерминирует  отношение к окружающему миру; определяет развитие тех или иных личностных черт, узаконивая их или возводя в статус желаемых; функция самоконтроля; является основанием для приобщения субъекта к тем или иным людям, группе лиц.
     Сильное влияние на теорию юности и вообще переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник - австрийский  психиатр Зигмунд Фрейд – не создал систематической теории, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностей развития юношеской личности. Его идеи были развиты многочисленными последователями.
     Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще, и  юношеского возраста особенно, был  американский психолог Эрик Эриксон. Развитие человека по Эриксону, связывается  из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками [13; 211]. Самосознание не дано изначально, оно возникает постепенно, в меру того, как человек с помощью слова научится понимать самого себя. Становление подросткового самосознания включает три основные задачи развития:
     - Самосознание временной протяженности  собственного «Я», включающая  детское прошлое и определяющая  для себя проекцию в будущее. 
      - Осознание себя как отличного от постороннего и родительского мнения о себе.
      - Обеспечение системы выборов,  которая обеспечивает целостность  личности (выбор профессии, половой  поляризации, идеологических установок).
     К. Роджерс предложил теорию личностно-центрированного консультирования, в которой по-своему рассматривал процесс формирования самосознания. Он отмечал, что чтобы получить адекватное представление о реальном «Я», необходимо понять суть концепции организмического оценочного процесса. Он подразумевает рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации (стремление развития своих способностей с целью поддержания самого себя и расширения границ своего «Я»). Личностно- центрированная теория различает понятия «Я» и «Я-концепция». «Я» рассматривается как реальное организмическое «Я». Я-концепция людей - это их восприятие самих себя, которое не всегда соответствует их собственному переживанию или организмическому «Я». На начальном этапе Я-концепция формируется в основном на личном опыте индивида. Также люди разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими людьми, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я».
     Видные  русские психологи А. Галич, А. Потебня, И.М. Сеченов и другие рассматривали  развитие самосознания и самосознания в неразрывном единстве субъекта и объекта, считая, что осознание  человеком своей ближайшей среды  и осознание им самого себя осуществляется им в одно и то же время, то есть человек сразу выступает и как «Я», и как «не Я».
     Не  смотря на то, что начало в исследовании подросткового возраста и его  значение в становлении самосознания бывшего ребенка было заложено давно (более 80-ти лет назад), в психологии до сих пор нет единой теории, в которой были бы представлены важнейшие моменты подросткового периода, так, чтобы они не противоречили друг другу и чтобы удовлетворяли ученых, которые занимались исследованиями данного вопроса. Но все же хотелось бы подметить, что вышеперечисленные теории имеют очень важное значение для формирования комплексного представления о самосознании. 

     1.2 Условия и особенности построения  адекватного образа «Я» у подростков 

     Под адекватностью образа «Я» подразумеваются точность и полнота понимания собственной личности и личности другого человека.
     Выявлено, что, чем лучше подростки понимают себя, тем лучше, в общей сложности, они понимают и другого человека. Однако, тех одноклассников, которых  подростки выбирали как сверстников, к которым они относятся хорошо, они понимают лучше, чем тех, к которым высказывали отрицательное отношение. И в том и в другом случае на адекватность образа Я и образа сверстника влияют как эмоциональный, так и мотивационный компоненты. Исключение из анализа одного из них приводит к искаженной реконструкции картины условий, при которых понимание себя и понимание другого человека происходит наиболее полно и адекватно.
     На  адекватность образа «Я» прежде всего  влияет самоуважение и отсутствие внутренней конфликтности, которые находятся между собой в обратной корреляционной связи. То есть, наиболее хорошо разбираются в собственной личности те подростки, у которых наличествует высокое самоуважение при низкой конфликтности и наименее хорошо понимают себя подростки, у которых отсутствует уважение к себе, при высоком негативном фоне по отношению к себе и внутренней конфликтности. Интерес к познанию себя с адекватностью самопонимания непосредственно не связан, однако он оказывает опосредованное влияние через самоотношение. При прочих равных условиях (уровень самоуважения и внутренней конфликтности) наличие интереса повышает адекватность самопонимания, а при его отсутствии - адекватность образа «Я» ниже.
     В ранней юности происходит постепенная  смена «предметных» компонентов Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего Я. Юноша привыкает к своей внешности, формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства Я - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.
     Интерес к себе в подростковом возрасте в одних случаях связан с чувством аутосимпатии, а в других с наличием внутренней конфликтности и общего негативного фона по отношению к себе [8;46].
     Известно, что в подростковом и юношеском  возрасте усиливается стремление к  самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания.
     До  подросткового возраста свои отличия  от других привлекали внимание ребенка  только в исключительных, конфликтных  обстоятельствах. Его «я» практически сводится к сумме его идентификаций с разными значимыми другими людьми. У подростка и юноши положение меняется. Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних идентификаций делает его активным в рефлексии, а также активизирует чувство своей особенности, непохожести на других.
     Подростковый  возраст - это не только период физического  становления, но и этап когнитивного развития, важной функцией которого является построение теории самого себя.
     Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась адекватная Я-концепция. Выделяют 6 различных  Я:
     1. Реальное Я человека;
     2. Собственное Я в представлении  самого человека;
     3. Его Я в представлении других людей;
     4. Представления человека о том,  что о нем думают другие;
     5. Представления о том, каким  ему хотелось бы стать;
     6. Представления о том, каким  его хотели бы видеть другие.
     Рост  самосознания и интереса к собственному «я» у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символами, знаками взросления и возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники.
     Обобщенной структурой самосознания выступает «Я - концепция». Центр личности — «познающее Я», может иметь различные степени ощущаемости, в зависимости от цен грации субъективной системы. Самосознание «Я» включает в себя так же взаимосвязанные подструктуры - воспринимающие «Я-образы»: «актуальное Я», «реальное Я», «идеальное Я» и т.п. Отражая реально действующую в социальных ситуациях личность воспринимающие «Я-образы» создают второй ряд - ситуативные «Я-образы» (осознанные подструктуры эмпирического Я), объединяющие знания и мнения личности о себе, включая её телесные и психические особенности. Ситуативные «Я-образы», актуально осознаваемые и сменяющие друг друга в зависимости от быстроты изменений внешних обстоятельств определяют активность самосознания.
     Таким образом, можем говорить о том, что самосознание подростка обладает определенными особенностями, отличающими его от самосознания, например, младшего школьника или юноши. К таким особенностям в первую очередь относятся: способность рассуждать абстрактно, логически, по аналогии, изменение содержания самоописаний и т.п. 

     Глава 2. Современная «Я-концепция»
      2.1 Чувство взрослости. 

      Чувство взрослости - новообразование подросткового  возраста.
      Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его  готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни.
      С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить (опять таки, по своему разумению). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.
      Хотя  претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Часто подросток меняет свое поведение: сегодня - добрый и ласковый, завтра - манерный, а на следующей неделе - хулиганистый "как соседский Вовка". У кого-то из подростков вхождение в жизнь ознаменовывается разными выходками (доводящих домочадцев до невменяемости).
      Но  встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные  не только для близких, но и для  личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки  или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.
      Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний  облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко  в карманы и сплёвывая через  плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
      Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений  и даже конфликтов в семье. Родителей  не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А  подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.
      Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной  безопасности, психологи рассматривают  как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.
      Внутренне происходит следующее.
      У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к  взрослому.
      Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает (разве что на словах).
      Стремление  к самостоятельности. А по сему контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.
      Появление собственных вкусов и взглядов, оценок, линии поведения (самое яркое - это  появление пристрастия к музыке определенного типа). 

     2.2. Развитие Я-концепции. 

      Чувство взрослости становится центральным  новообразованием младшего подросткового  возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает ещё одит шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о самом себе (теория собственного «Я»), образов «Я». При этом она может и не совпадать с реальным "Я".
      Необходимо  впомнить, как развивалось детское  самосознание. К 3 годам появилась чисто эмоциональная, завышенная самооценка. Позже, в дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых. Несмотря на это, дошкольники судят о себе поверхностно и оптимистично. Если их попросить описать себя, они это сделают в основном с внешней точки зрения, отмечая такие особенности, как цвет волос, рост, любимые занятия. У младших школьников самооценка становится более адекватной и дифференцированной. Они различают свои физические и духовные качества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другими: «Я лучше катаюсь на велосипеде, чем мой брат», «Это мне ничего не стоит сделать на пять. А эта сделает только на двойку, а то и на кол. Она «колышница»
      К концу младшего школьного возраста дети, характеризуя себя, всё чаще описывают  типичное для них поведение, ссылаются  на свои мысли и чувства. Вот что  рассказывает о себе ученик 4-го класса: «Характер у меня слабый, Когда  я был маленьким, ещё когда  в сад ходил и в первый класс, меня другие били, а я сдачи не давал им, только плакал и даже учительнице не жаловался. Потом я научился себя защищать. Меня папа научил в бокс играть. Теперь меня не бьют, но спортсмен я плохой. Мне надо закаляться, стать сильным. Но зарядку я не делаю. Всё собираюсь и никак не начну».
      Примерно  в 11-12 лет возникает интерес к  своему внутреннему миру, а затем  происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток  открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализиуются им пристрастно.
      В 11-12 лет ребенок хочет понять себя, что он из себя представляет, то есть построить свое идеальное "Я". Самопознание происходит через друзей: подросток сравнивает себя с другими, анализирует, ищет сходства. Познать себя ему отчасти помогают близкие и взрослые.  Работает подростковая рефлексия: дружба носит исповедальный характер, пишут дневники, стихи. В них ребенок отражает все свои желания, страхи…
      Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.
      Подростки, изучая себя, представляют, что и  другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление в западной психологии называют «воображаемой аудиторией». Имея воображаемую аудиторию, подросток чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совершенно незнакомых прохожих на улице. Он всё время открыт чужим взглядам, что усиливает его ранимость.
      С развитием самосознания связаны  и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства  одиночества, непонятости и тоски. Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются  в аффективных вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости.
   Рассматривая  структуру Я -концепции, Р.Бернс отмечает, что образ Я и самооценка поддаются  лишь условному концептуальному  различению, поскольку в психологическом  плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я -концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя.  
        Бернс выделяет следующие основные ракурсы или модальности самоустановок:

1. Реальное Я - установки, связанные  с тем, как индивид воспринимает  свои актуальные способности,  роли, свой актуальный статус, то  есть с его представлениями  о том, каков он на самом  деле.  
2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.  
3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

         Столин отмечает, что анализ итоговых  продуктов самосознания, которые  выражаются в строении представлений о самом себе, "Я-образе", или "Я -концепции" осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов "Я", либо как поиск "измерений" (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов "Я" является различение "Я-реального" и "Я -идеального", которое так или иначе присутствует в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение "материального Я" и "социального Я". Более дробная классификация образов предложена Розенбергом: "настоящее Я", "динамическое Я", "фактическое Я", "вероятное Я", "идеализированное Я".  

      2.3. Образ «Я» 

      Образы "Я", которые создаёт в своём  сознании подросток, разнообразны –  они отражают всё богатство его  жизни.
      Физическое «Я», то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о своём уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт Я-концепции – так называемое реальное «Я».
      Познание  себя, своих различных качеств  приводит к формированию когнитивного компонента Я-концепции. С ним связаны  ещё два – оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные подростки поэтому по-разному перживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определённый стиль поведения. Девочка, считающая себя очаровательной, держится совсем иначе, чем её сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.
      Подросток ещё не цельная зрелая личность. Отдельные его черты особенно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.