На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет поступления и выбытия основных средств

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  «МИФИ» 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра «Финансовый менеджмент»
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая  работа по дисциплине 

«Бухгалтерский (финансовый) учет»» 

на тему:
«Учет поступления и  выбытия основных средств» 
 
 
 
 

                                                                               Выполнил студент
                                                                     Вепринский Владислав Валерьевич
                                                                      группа Э07-100 

                                                                    Проверил Санжаров. А.А. 
 

Москва 2011
Содержание
Глава 1. Введение 3
Глава 2. Понятие и классификация основных средств 5
Глава 3. Оценка и задачи учета основных средств 8
Глава 4. Документальное оформление учета основных средств 11
Глава 5. Учет основных средств 13
5.1. Учет поступления основных средств 13
5.2. Учет амортизации основных средств 18
5.3. Учет выбытия основных средств 22
5.4. Инвентаризация основных средств 27
Глава 6. Расчетная часть 30
Глава 7. Заключение 43
Глава 8. Список используемой литературы 44 

1. Введение

     Важнейшим объектом бухгалтерского учета на предприятии являются основные средства. Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно – техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.
     Проблема  повышения эффективности использования  основных средств и производственных мощностей предприятий занимает центральное место в период перехода России к рыночным отношениям. От решения  этой проблемы зависит место предприятия  в промышленном производстве, его  финансовое состояние, конкурентоспособность  на рынке.
     Имея  ясное представление о роли основных средств в производственном процессе, факторах, влияющих на использование  основных средств, можно выявить  методы, направления, при помощи которых  повышается эффективность использования  основных средств и производственных мощностей предприятия, обеспечивающая снижение издержек производства и рост производительности труда.
     Среди проблем, выдвинутых практикой перехода к рыночной экономике, особую актуальность приобретают оценка основных средств  и их отражение в бухгалтерском  балансе, а также методы алгоритмизации.
     Рыночные  отношения обуславливают объективную  необходимость   повышение роли бухгалтерского учета в управлении предприятием. Для принятия оперативных  и тактических решений по управлению предприятием в условиях постоянно  меняющейся рыночной конъюнктуры и  развивающейся конкуренции товаропроизводителей необходима своевременная достоверная  и аналитическая информация.
     В новых условиях у предприятия  возрастает необходимость  активнее использовать бухгалтерский учет, чтобы  контролировать и совершенствовать свою работу.
     Особое  место в системе бухгалтерского учета занимают вопросы, связанные  с состоянием основных фондов. Это  объясняется тем, что они в  своей совокупности образуют  производственно-техническую  базу и определяют производственную цель хозяйства.
     Цель  написания данной работы - рассмотрение вопросов учета поступления и выбытия основных средств. В ней дается детальная классификация и структура основных средств, представлена оценка основных средств, а также рассмотрены особенности учета амортизации объектов основных средств.

2. Понятие и классификация основных средств

     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ 6/01), утвержденным приказом министерства финансов РФ от 30 марта 2001 года № 26 «н»  к основным средствам относят активы, для которых выполнены следующие условия:
    используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;
    используются в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
    не предполагается последующая перепродажа данных активов;
    способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
     Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в  процессе производства, сохранение первоначального  внешнего вида (формы) в течение длительного  периода. Под воздействием производственного  процесса и внешней среды они  изнашиваются постепенно и переносят  свою первоначальную стоимость на затраты  производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.
     Основные  средства предприятия разнообразны по составу и назначению. Чтобы  вести их учет, необходима классификация  их по видам, назначению или характеру  участия в процессе производства, отраслям народного хозяйства, степени  использования и по принадлежности.
     Все основные средства группируются по отраслям народного хозяйства - основные средства промышленности, строительства, сельского  хозяйства, транспорта, что позволяет  получить данные об их стоимости в  каждой отрасли.
     По  назначению основные средства организаций  подразделяются на производственные и  непроизводственные.
     К производственным основным средствам  относятся те основные средства, которые  непосредственно участвуют в  производственном процессе изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг). Они находятся в производственных цехах, участках и функциональных отделах, подразделениях предприятия и закреплены за ними.
     В составе производственных основных средств выделяют их активную часть - машины, оборудование, транспортные средства.
     Непроизводственные - это основные средства, предназначенные  для социально-бытового обслуживания членов трудового коллектива предприятия. К ним относятся: числящиеся на балансе  предприятия жилые здания, объекты  бытового обслуживания (бани, парикмахерские, прачечные и др.), социального (поликлиника, дом отдыха, лагерь труда и отдыха, столовая и др.) и культурного (дом  культуры, библиотека) назначения.
     В соответствии с Типовой классификацией основные средства подразделяются по видам следующим образом:
    Здания.
    Сооружения.
    Рабочие и силовые машины и оборудование.
    Измерительные и регулирующие приборы и устройства.
    Вычислительная техника.
    Транспортные средства.
    Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и   принадлежности.
    Рабочий, продуктивный и племенной скот.
    Многолетние насаждения.
    Внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
     К основным средствам относятся также  капитальные вложения на коренное улучшение  земель (осушительные, оросительные) и  арендованные объекты.
     По  степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:
    в эксплуатации;
    в запасе (резерве);
    в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации;
    на консервации.
     По  принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные. Первые принадлежат предприятию и числятся на его балансе; вторые получены от других предприятий и организаций во временное пользование за плату.
     Учетной единицей основных средств является инвентарный объект. Инвентарным  объектом для бухгалтерского учета  основных средств признается отдельно взятый объект (со всеми приспособлениями и принадлежностями) или обособленный комплекс конструктивно сочлененных  предметов (представляющих собой единое целое), предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.

3. Оценка и задачи учета основных средств

     Основные  средства оценивают по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.
     Первоначальная  стоимость складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию в данной организации. В зависимости от источника поступления основных средств в организацию различен порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств. Для основных средств, приобретенных за плату, а также изготовленных в самой организации, первоначальная стоимость определяется фактически произведенными затратами по приобретению (изготовлению) этих средств, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
       Для объектов основных средств,  поступивших от других организаций  безвозмездно, она определяется  по рыночной стоимости на дату  оприходования, для объектов, внесенных  учредителями в качестве их  вкладов в уставный капитал, - по договоренности сторон.
     При невозможности установить стоимость  ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим использование  обязательств не денежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах  приобретаются аналогичные объекты  основных средств.
     Изменение первоначальной стоимости основных средств происходит в случае достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации основных средств, а также в результате проведения переоценки основных средств. Коммерческая организация имеет право не чаще одного раза в год переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого перерасчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
     Оценка  объектов основных средств, стоимость  которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путём пересчёта иностранной  валюты по курсу Центрального банка  РФ, действующему на дату принятия объекта  к бухгалтерскому учёту.
     Под восстановительной стоимостью основных средств понимается стоимость воспроизводства  основных средств на определенную дату. Обычно восстановительная стоимость определяется путем пересчета первоначальной стоимости (либо восстановительной стоимости, если объект уже переоценивался), путем индексации или методом прямой (либо экспертной) оценки по документально подтвержденным рыночным ценам. Одновременно пересчитываются и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта. Если организация решает переоценить группу основных средств, то необходимо будет делать это регулярно.
     Результаты  проведенной переоценки объектов основных средств отражаются в бухгалтерском  учёте обособленно. Они не включаются в отчетность предыдущего года, а  используются при формировании остаточной стоимости объектов на начало текущего года.
     Суммы дооценки основных средств в результате переоценки увеличивают добавочный капитал организации. Сумма уценки объектов относится на уменьшение добавочного  капитала, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной  в предыдущие годы. Повышение сумм уценки объекта над суммой его  дооценки относится на счет учета  нераспределенной прибыли (непокрытого  убытка) и обязательно раскрываются в бухгалтерской отчетности организации.
     В процессе использования основные средства изнашиваются, от чего уменьшается  их первоначальная стоимость. Денежное выражение потери объектами своих  физических и технико-экономических  качеств называется амортизацией. Первоначальная стоимость за вычетом суммы амортизации  называется остаточной стоимостью. Именно по остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе, поэтому ее еще называют балансовой стоимостью.
     Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить выполнение следующих задач:
    формирование фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету;
    правильное оформление и своевременно отражение операций по движению (приобретение, внутреннее перемещение, выбытие объектов);
    контроль за сохранностью объектов, принятых к учету;
    выбор оптимального способа начисления амортизационных отчислений;
    полное исчисление затрат, связанных с поддержанием объектов в рабочем состоянии;
    обеспечение контроля за сохранностью основных средств;
    достоверное определение финансовых результатов от выбытия (продажи) объектов;
    получение информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.

     4. Документальное оформление учета основных средств

      На  каждый принятый в эксплуатацию объект основных средств комиссией, назначенной  приказом руководителя предприятия, составляется акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств, в котором указывается первоначальная стоимость объекта, краткая техническая характеристика, место эксплуатации. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к данному объекту.
      Каждому объекту присваивается инвентарный номер, который наносится на сам объект (устойчивой краской, путем прикрепления металлического жетона с номером и т.п.) и в дальнейшем проставляется во всех документах, которыми оформляется движение объекта, а также в инвентарной карточке и инвентарных списках. Этим предупреждается путаница в учете (поскольку одинаковые по назначению объекты могут иметь разную стоимость, степень износа и т.п.), обеспечивается контроль за сохранностью основных средств. Инвентарный номер, присвоенный объекту, сохраняется за ним в течение всего времени нахождения в хозяйстве.
      На  каждый объект основных средств открывается  инвентарная карточка, являющаяся регистром аналитического учета. В карточке содержится наименование и номер объекта основных средств, номер акта и дата приемки, первоначальная стоимость, норма амортизации, краткая характеристика, а также делаются отметки о проведенных ремонтах, перемещении и выбытии. На однотипные объекты небольшой стоимости (инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и т.п.), поступившие в хозяйство в одном месяце и имеющие одинаковую стоимость, разрешается открывать одну общую инвентарную карточку. Для обеспечения сохранности инвентарные карточки регистрируются в специальных описях, запись в которых осуществляют по классификационным группам основных средств. Зарегистрированные в описи карточки хранятся в картотеке, где размещаются по классификационным группам и местам эксплуатации. Карточки недействующих основных средств (в запасе, на консервации) помещаются отдельно.
      По  местам использования учет основных средств ведут в инвентарных списках, в которых содержатся краткие сведения о каждом объекте, находящемся в эксплуатации.
      Внутреннее  перемещение основных средств (из цеха в цех, из запаса в эксплуатацию и  т.п.) оформляется актом приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств, составляемого в двух экземплярах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию и служит основанием для записи в инвентарной карточке и перемещения ее в картотеке по новому месту использования. На основании второго экземпляра акта сдатчиком делается отметка в инвентарном списке о выбытии объекта.
      Ежемесячно  итоговые данные инвентарных карточек на поступившие объекты записывают в карточки учета движения основных средств, которые ведут в разрезе групп основных средств. Эти карточки заменяют аналитические ведомости по счету "Основные средства", Поэтому их общий итог ежемесячно сверяется с итогами синтетического учета данного счета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Учет основных средств

5.1. Учет поступления основных средств

    Основными способами приобретения основных средств  являются: приобретение их за плату; возведение (сооружение) и изготовление основных средств; внесение основных средств  учредителями в счет вклада в уставный капитал; получение по договору дарения и в иных случаях безвозмездной передачи; а также приобретение основных средств в обмен на другое имущество.
    Учет  долгосрочных инвестиций организации  предварительно ведется на балансовом счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" по соответствующим субсчетам в  соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета:
08-1 "Приобретение  земельных участков";
08-2 "Приобретение  объектов природопользования";
08-3 "Строительство  объектов основных средств";
08-4 "Приобретение  объектов основных средств";
08-5 " Приобретение нематериальных активов  ";
08-6 "Перевод  молодняка животных в основное  стадо";
08-7 "Приобретение  взрослых животных".
      По  дебету счета 08 " Вложения во внеоборотные активы " и его субсчетов отражаются затраты на приобретение или создание материальных и нематериальных необоротных  активов, а по кредиту - их списание на себестоимость принятых в эксплуатацию объектов.
      На  организацию учета капитальных  инвестиций влияет способ выполнения работ: подрядным способом (то есть специализированными организациями  на договорных началах) или хозяйственным  способом (то есть силами и средствами самого предприятия).
      При подрядном способе выполнения работ  учет материальных, трудовых и финансовых затрат на выполняемые работы осуществляет сам подрядчик. Предприятие-заказчик, в данном случае, осуществляет только учет затрат на капитальные инвестиции и ведет расчеты с подрядчиком за выполненные и принятые по актам работы. Исходя из этого, предприятие-застройщик на стоимость выполненных и принятых по актам строительно-монтажных работ в бухгалтерском учете делает запись: Д08 К60
     Исходя  из положений Гражданского кодекса  Российской Федерации, в соответствии с которым право собственности  и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации  в Едином государственном реестре  учреждениями юстиции, и Закона N 122-ФЗ при решении вопроса о принятии объекта к бухгалтерскому учету  недвижимое имущество до момента  государственной регистрации или  до момента подтвержденного факта  подачи документов на регистрацию вышеуказанных  прав отражается на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Таким образом, без выполнения вышеуказанных условий  объект не может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств.
     Начиная с момента государственной регистрации  права собственности на объект или  с момента документально подтвержденного  факта подачи документов на регистрацию  прав на объект недвижимости в бухгалтерском  учете, производится запись по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции с кредитом счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".
      Счет 01 "Основные средства" предназначен для учета наличия и движения, как собственных основных средств, так и полученных на условиях финансовой аренды (лизинга), а также арендованных целостных имущественных комплексов, которые входят в состав основных средств.
      По  дебету счета 01 "Основные средства" отражают:
    поступление (приобретенных, созданных, бесплатно полученных) основных средств, зачисленных на баланс предприятия;
    суммы расходов, связанные с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и пр.), которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта;
    сумму дооценки стоимости объекта основных средств.
   По  кредиту счета 01 "Основные средства" отражают:
    выбытие основных средств в результате реализации, ликвидации, бесплатной передачи другим предприятиям;
    частичные ликвидации;
    сумму уценки стоимости основных средств.
     Если  предприятие приобретает в качестве объекта основных средств технологическое, энергетическое и производственное оборудование, требующее монтажа, фактические  затраты, связанные с его приобретением  и сооружением, отражаются на счете 07 " Оборудование к установке". К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, вводимое в  действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, к полу, а также комплексы запасных частей такого оборудования. Оборудование учитывается по дебету счета 07 по фактической стоимости приобретения в корреспонденции с кредитом счета 60,71,76..
    Д 07 К 60, 71,76
     Стоимость оборудования, сданного в монтаж, списывается  со счета 07 в дебет счета 08
    Д 08 К 07
     В случае приобретения основных средств за плату или возведения основных средств первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение, изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
     Помимо  сумм, уплачиваемых поставщику (продавцу) объекта основных средств, фактические  затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств  включают:
    суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и др. договорам;
    суммы, уплачиваемые консалтинговым организациям;
    регистрационные сборы, государственные пошлины и др. платежи;
    таможенные пошлины;
    невозмещаемые налоги;
    вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации.
     Согласно  ПБУ 6/01, не включаются в фактические  затраты на приобретение основных средств  общехозяйственные иные аналогичные  расходы.
     Фактические затраты покупателя объектов основных средств, включаемые по установленному порядку в первоначальную стоимость  объектов основных средств при приобретении основных средств за плату или  возведении основных средств, отражаются по дебету счета 08 в корреспонденции  с кредитом счетов учета расчетов.
    Д 08 К 60, 76, 68
     В случае получения объектов основных средств, внесенных учредителями в  качестве вклада в уставный капитал  предприятия, первоначальной стоимостью основных средств считается их денежная оценка, согласованная учредителями организации, если иное не предусмотрено  законодательством РФ. Законодательством  об акционерных обществах с ограниченной ответственностью установлено, что, если стоимость вклада учредителя, вносимого  при формировании уставного капитала общества, составляет более 200 МРОТ, необходима денежная оценка независимым оценщиком  имущества, вносимого в качестве вклада.
     Отражение в бухгалтерском учете операций по формированию уставного капитала путем внесения в качестве вклада объектов основных средств производится в сумме, согласованной учредителями.
    Д 75-1. К 80
При принятии объектов на баланс предприятия, эта  сумма отражается
    Д 08. К 75-1 

      Основные  средства также могут быть получены безвозмездно. Первоначальной стоимостью таких основных средств является их рыночная стоимость на дату и в месте передачи. Сделки дарения между коммерческими организациями на сумму более 3000 рублей запрещены. По безвозмездно принятым основным средствам составляются проводки:
Д08 К99 и  Д01 К08
     Объекты основных средств могут быть получены организацией в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств. Первоначальная стоимость таких объектов основных средств определяется по стоимости  ценностей, переданных или подлежащих передаче, исходя из цены, по которой  в сравнимых обстоятельствах  организация определяет стоимость  аналогичных ценностей.
     Отражение в бухгалтерском учете операции по получению объектов основных средств  в обмен на другое имущество осуществляется
     Д 91 К 10,04
На дату перехода права собственности на обмениваемое имущество
    Д 08 К 91 

5.2. Учет амортизации основных средств

     В процессе эксплуатации основные средства утрачивают свои технические свойства и качества - изнашиваются. Любые  объекты, входящие в состав основных средств, кроме земли подвержены физическому и моральному износу, то есть под влиянием физических сил, технических и экономических  факторов они постепенно утрачивают свои свойства и приходят в негодность. Это значит, что они не могут  выполнять свои функции из-за технических  причин или экономической невыгодности. Физический износ можно частично восстановить, произведя ремонт, реконструируя  и модернизируя основные средства. Однако со временем затраты на ремонт не окупаются, становятся бесполезными.
     В соответствии с Международными стандартами  финансовой отчетности (МСФО) амортизация  основных средств определяется как  систематическое распределение  амортизируемой стоимости актива на протяжении срока его полезной службы.
     Амортизация отражает процесс постепенного списания стоимости объекта в течение  времени его полезного функционирования.
     Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся  у организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, а так же находящиеся  в запасе (на складе).
     По  некоторым объектам основных средств  амортизация не начисляется. К таким  объектам относятся:
    жилищный фонд, если не используется для извлечения дохода; объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты лесного и дорожного хозяйства;
    специализированные сооружения судоходной обстановки и подобные объекты, продуктивный скот;
    многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста.
     Для амортизируемого имущества ПБУ 6/01 установлен следующий порядок начисления амортизационных отчислений: организация  самостоятельно, учитывая принципы, определенные в ПБУ 6/01, устанавливает срок полезной эксплуатации основных средств и, исходя из вычисленного параметра, определяет порядок и нормы помесячного  отнесения на себестоимость амортизационных  отчислений. Срок полезного использования - это период, в течение которого использование объекта основных призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации, определяемый для принятых к бухгалтерскому учету основных средств в соответствии с установленным порядком. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
     Срок  полезного использования объекта  основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
     Определение срока полезного использования  производится исходя из:
    ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой 
    производительностью или мощностью применения;

    ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы планово-предупредительных и иных видов ремонта;
    нормативно-правовых и других ограничений использования объекта.
     Амортизационные отчисления по объекту основных средств  начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к  бухгалтерскому учету. Начисление амортизационных  отчислений производится до полного  погашения стоимости объекта  либо до списания объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного  вещного права. Амортизационные  отчисления по объекту основных средств прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.
     Начисление  амортизационных отчислений не приостанавливается в течение срока полезного  объектов основных средств, кроме объектов в период восстановления, продолжительность  которого превышает 12 месяцев или  переведенных на консервацию по решению  руководителя организации на срок более  трех месяцев.
     ПБУ 6/01 определены способы начисления амортизации  объектов основных средств:
    линейный способ;
    способ уменьшаемого остатка;
    способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
    способ списания стоимости пропорционально объему продукции.
     При линейном способе годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
     При способе уменьшаемого остатка годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Коэффициент ускорения применяется по перечню, устанавливаемому федеральными органами исполнительной власти.
     При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.
     При способе списания стоимости пропорционально объему продукции начисление амортизационных отчислений производится исходя из соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта основных средств пропорционально фактическому выпуску за отчетный период.
     В соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. субъекты малого предпринимательства вправе начислять амортизацию основных производственных средств в размере, в 2 раза превышающем нормы, установленные  для соответствующих видов основных средств, а также списывать дополнительно  как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных средств со сроком полезного использования  более 3 лет.
     Независимо  от избранного организацией способа  начисления амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение  отчетного года начисление производится ежемесячно в размере 1/12 исчисленной  годовой суммы.
     Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете учета амортизации - счете 02 "Амортизация основных средств". Он предназначен для обобщения информации об амортизации основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности и долгосрочно арендуемых им.

5.3. Учет выбытия основных средств

Согласно  п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который не используется для  производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) или для управленческих нужд организации подлежит списанию с бухгалтерского учета.
     Объекты основных средств выбывают из хозяйствующих  субъектов по следующим причинам:
    продажа (реализация) объекта;
    списание в случае морального и физического износа;
    ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных   чрезвычайных ситуациях;
    передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
    передача по договорам мены, дарения;
    по другим причинам.
     Перемещение объектов основных средств между  структурными подразделениями внутри организации выбытием не считается.
     Для решения вопросов о целесообразности или эффективности использования  или восстановления объектов основных средств, а также оформления необходимой  документации на их списание решением руководителя организации создается постоянно действующая комиссия. В состав комиссии обязательно входят лица, ответственные за сохранность объектов основных средств, и главный бухгалтер организации. При необходимости к участию в работе комиссии могут привлекаться сотрудники государственных инспекций. В функции комиссии входит: осмотр и определение целесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности их восстановления; установление причин списания объектов; выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное списание объектов; определение возможности использования и цены возможной реализации отдельных узлов, деталей, материалов; составление акта на списание объектов основных средств.
     Принятое  комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется  актами на списание основных средств. Актом по форме № ОС-4 оформляется  списание одного объекта основных средств, а актом по форме № ОС-46 —  одновременное списание нескольких объектов. Акты на списание оформляются  в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации. На основании акта по форме № ОС-4а списывается автотранспорт. При этом в бухгалтерию организации сдается документ, подтверждающий снятие автотранспортного средства с учета в ГИБДД-т МВД-т РФ.
     Оформленные акты на списание основных средств  передаются в бухгалтерию организации, которая отмечает снятие с учета  объектов в инвентарных карточках (или инвентарной книге). Инвентарные  карточки по выбывшим основным средствам  продолжают храниться в течение  срока, установленного руководителем  организации, но не менее пяти лет.
     Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может быть открыт самостоятельный субсчет «Выбытие основных средств». Тогда выбытие отражается:
    Д-т 01 «Основные средства», суб. «Выбытие основных средств»
     К-т 02 «Амортизация основных средств» — на сумму накопленных амортизационных отчислений по выбывающим объектам основных средств;
      Д-т 01 «Основные средства»
     К-т 01 «Основные средства», суб. «Выбытие основных средств» — на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости выбывающего объекта.
     Таким образом, на субсчете «Выбытие основных средств» определяется остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств. По окончании операции выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
     Кроме того, организация может нести  дополнительные затраты, связанные  с выбытием объектов. Это и начисленная  заработная плата работникам, участвующим  в предпродажной подготовке или  демонтаже объекта; ЕСН; стоимость  израсходованных материалов, запасных частей и приспособлений; налоги и  сборы, уплачиваемые из выручки при  продаже основных средств; стоимость  услуг сторонних организаций; плата за оформление документов и пр. Согласно ПБУ 10/99 все эти затраты относятся к операционным расходам и могут либо предварительно аккумулироваться на счете 23 «Вспомогательные производства», либо сразу относиться на счет 91 «Прочие доходы и расходы». В бухгалтерском учете эти операции отражаются:
     Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», суб. «Прочие расходы»
      К-т 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,
69 «Расчеты  по социальному страхованию и  обеспечению», 68 «Расчеты по налогам  и сборам», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.
     В результате списания или ликвидации объектов основных средств могут  оставаться материальные ценности (запасные части для ремонтов, лом и пр.), которые приходуются по текущей  рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету и показываются:
     Д-т 10 «Материалы»
     К-т 91 «Прочие доходы и расходы», суб. «Прочие доходы».
     Поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств, отражаются:
     Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др.
     К-т 91 «Прочие доходы и расходы», суб. «Прочие доходы».
     Таким образом, вся информация, необходимая  для определения финансового  результата от выбытия объектов основных средств, аккумулируется на счете 91 «Прочие  доходы и расходы». Сопоставив две стороны этого счета, можно определить финансовый результат от продажи или прочего списания объектов. Если кредит счета больше его дебета, организация получила прибыль, а если наоборот — убыток. Этот финансовый результат в конце месяца списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».
     Передача  объекта основных средств в собственность  других лиц (по договорам мены, дарения  или по вкладам в уставные капиталы других организаций) оформляется актами приемки-передачи по формам № ОС-1,
№ ОС- 1а  и № ОС-16. Передаваемые в счет вкладов в уставный капитал другой организации объекты оцениваются по стоимости, согласованной с учредителями (участниками). Остаточная стоимость объекта определяется также на счете 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств». Выбытие объекта в счет вкладов в уставный капитал другой организации отражается:
     Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», суб. «Выбытие основных средств»
     К-т 01 «Основные средства», суб. «Выбытие основных средств» — на сумму остаточной стоимости передаваемого объекта.
     При отражении стоимости приобретенной  доли уставного капитала или стоимости приобретенных акций:
      Д-т 58 «Финансовые вложения», суб. «Паи и акции»
      К-т 91 «Прочие доходы и расходы», суб. «Выбытие основных средств».
     Если  возникла разница между стоимостью вклада, осуществленного в неденежной форме, в уставный (складочный) капитал другой организации и стоимостью предаваемого объекта основных средств, то:
      Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», суб. «Выбытие основных средств»
     К-т 99 «Прибыли и убытки» — оценка вклада выше стоимости передаваемых основных средств; или
     Д-т 99 «Прибыли и убытки»
     К-т  91 «Прочие доходы и расходы», суб. «Выбытие основных средств» — оценка вклада ниже стоимости передаваемых основных средств.
     При безвозмездной передаче основных средств  записи составляются по традиционной схеме. Доходы в данном случае отсутствуют, но в соответствии с действующим законодательством передача основного средства на безвозмездной основе признается реализацией (за исключением случаев, перечисленных в ст. 146 НК РФ) и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
     Согласно  ПБУ 10/99 при безвозмездной передаче объекта основных средств все расходы, связанные с его выбытием, признаются операционными расходами организации. Таким образом, в бухгалтерском учете при безвозмездной передаче основных средств расходами считаются их остаточная стоимость и все затраты, связанные с передачей. В этом случае остаточная стоимость передаваемого объекта определяется на счете 01 «Основные средства» традиционным способом и списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы». На сумму убытка от передачи объекта основных средств делается запись:
     Д-т 99 «Прибыли и убытки»
      К-т 91 «Прочие доходы и расходы», суб. «Выбытие основных средств».
     Обычно  распространена передача имущества  на безвозмездной основе между взаимозависимыми лицами, например, между учредителем, с одной стороны, и учреждаемым им хозяйствующим субъектом, с другой. По договору дарения имущество может передаваться некоммерческим организациям, в благотворительных целях и т.д. 

5.4. Инвентаризация основных средств

     Для инвентаризации основных средств приказом руководителя создается специальная комиссия. До начала проведения инвентаризации подготавливается и проверяется вся необходимая документация по основным средствам. Инвентаризация основных средств проводится не реже одного раза в три года перед составлением годового отчета (но не ранее 1 ноября отчетного года), для библиотечных фондов и объектов недвижимости не реже одного раза в пять лет. Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются и арендованные основные средства, а также находящиеся на ответственном хранении.
     В ходе инвентаризации комиссия (в присутствии  материально ответственных лиц, отвечающих за сохранность объектов) проводит их осмотр и заносит в  инвентаризационные описи фактическое  наличие, инвентарные номера, наименование и основные технические характеристики. При инвентаризации зданий и других объектов недвижимости комиссия проверяет наличие документов, которыми подтверждается право собственности на них. Отдельно отражаются выявленные при инвентаризации неучтенные объекты, а также объекты, непригодные для эксплуатации, причины и виновники этого. Выявленные инвентаризацией неучтенные объекты должны быть оценены по текущим рыночным ценам, а износ определяется исходя из фактического технического состояния объектов. По этим объектам составляется отдельный акт.
     Затем акты и инвентаризационные описи, полностью  оформленные и подписанные всеми членами комиссии и материально ответственными лицами, передаются в бухгалтерию организации. В бухгалтерии сверяют фактическое наличие объектов с данными бухгалтерского учета и оформляют сличительную ведомость результатов инвентаризации. В ней указывается перечень выявленных неучтенных или недостающих объектов и их стоимость. К сличительной ведомости прилагаются объяснения материально ответственных лиц. После этого комиссия выносит свое решение о порядке отражения разниц, которое утверждается руководителем организации. После этого результаты проведенной инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете.
     Излишки основных средств независимо от причин их образования приходуются по текущей рыночной стоимости как внереализационные доходы:
     Д-т 01 «Основные средства»
     К-т 91 «Прочие доходы и расходы», суб. «Прочие доходы».
     При недостачах,  хищениях или порче  объектов основных средств потери от их выбытия в бухгалтерском учете  отражаются:
     Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
     К-т 01 «Основные средства», суб. «Выбытие основных средств» —
на остаточную стоимость недостающих основных средств.
     Если  виновник недостачи или порчи  не установлен или суд отказал во взыскании, то на сумму потерь делается запись:
     Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», суб. «Прочие расходы»
     К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
     Если  виновник недостачи или порчи  основных средств установлен и принято решение о взыскании с него материального ущерба, то в бухгалтерском учете делаются записи:
     Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», суб. «Расчеты по возмещению материального ущерба»
     К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — на остаточную стоимость недостающих основных средств;
     К-т 98 «Доходы будущих периодов», суб. «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью по недостачам ценностей» — на разницу между суммой, подлежащей взысканию, и остаточной стоимостью объекта.
     По  мере взыскания с виновного лица причитающейся с него суммы эта  разница списывается:
     Д-т 98 «Доходы будущих периодов» 
     К-т 91 «Прочие доходы и расходы».
     При авариях, стихийных бедствиях и  других обстоятельствах доходы и расходы, связанные с ликвидацией объектов основных средств, рассматриваются как чрезвычайные и отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Расчетная часть                                                                                           

 Таблица 1
Ведомость остатков по синтетическим  счетам на
1 декабря 2010 года
      Наименование  счета
      Сумма
   
    дебет
кредит
01 Основные средства 18 350 000,00  
02 Амортизация основных средств   10 000 000,00
04 Нематериальные  активы 1 670 000,00  
05 Амортизация нематериальных активов   295 000,00
07 Оборудование  к установке 740 000,00  
08 Вложение во внеоборотные активы 1 650 000,00  
10 Материалы 2 113 000,00    
20 Основное производство 25 100,00   
43 Готовая продукция 1 391 730,00  
50 Касса 2 500,00  
51 Расчетный счет 6 983 500,00  
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками   1 105 000,00
62 Расчеты с покупателями и заказчиками 1 890 750,00  
68 Расчеты  с  бюджетом по налогам и сборам (НДС)   395 800,00
69 Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению   127 300,00
70 Расчеты с персоналом по оплате труда   306 100,00
71 Расчеты с подотчетными лицами 920,00  
76 Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами 15 000,00 4 800,00
66 Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам   1 305 000,00
80 Уставный капитал   17 500 000,00
82 Резервный капитал   500 000,00
83 Добавочный  капитал   250 000,00
84 Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)   920 000,00
99 Прибыли и убытки   2 123 500,00
 
        ИТОГО:
34 832 500,00 34 832 500,00

                             

 
 
 
 
 
 
Таблица 2
Перечень  хозяйственных операций за декабрь 2010 года
Содержание  операции Сумма Дебет Кредит
1 Оприходованы  поступившие на склад товары по цене 472 000 руб. с НДС 18% (20 единиц) 400.000 72.000
41 19
60 60
2 Продан объект основных средств: а) списана первоначальная стоимость 
б) списана сумма  начисленной амортизации на дату списания
в) списана остаточная стоимость оборудования
г) отражена выручка  от реализации с НДС
д) отражен НДС  по реализации
е) определен  финансовый результат от продажи  основного средства
ж) поступила  выручка на расчетный счет
  350.000
160.000 

190.000
118.000
18.000
90.000 

118.000
 
01выб 02 

91.2
62
91.2
99 

51
 
01 01выб 

01выб
91.1
68
91.9 

62
3 Отпущены со склада и израсходованы материалы: а) на изготовление продукции в основном производстве
б) на содержание и эксплуатацию оборудования и иные нужды цехов
в) на ремонт и обслуживание основных средств общехозяйственного назначения
г) на упаковку изготавливаемой продукции
 
 
257.500 
120.000 

17.200 

65.300
 
 
20 
25 

26 

44
 
 
10 
10 

10 

10
4 Начислена амортизация  основных средств: а) производственного оборудования, здания и инвентаря цехов
б) зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения
245.000 
30.000
 
20 
26
 
02 
02
5 Начислена амортизация  по нематериальным активам, используемым на общехозяйственные нужды 300.000  
26
 
05
6 а) Реализованы  товары в количестве 15 единиц по цене 35 400 руб. с НДС за 1 единицу; б) отражен НДС по реализации
в) списана себестоимость  проданных товаров
г) Определен  финансовый результат от реализации товаров
531.000 
 
81.000
300.000
150.000
62 
 
90.3
90.2
90.9
90.1 
 
68
41
99
7 Оплата от покупателей  поступила на расчетный счет 531.000 51 62
8 Выдано под  отчет на хозяйственные нужды 15 000 руб. 15.000 71 51
9 Подотчетным лицом  приобретены материалы на общую  сумму 11 800 руб. с НДС 10.000 1.800
10 19
71 71
10   Неиспользованные  подотчетные суммы возвращены в  кассу 3.200 50 71
11 Поступили деньги в кассу с расчетного счета  для выплаты зарплаты 310.000 50 51
12 Выплачена из кассы  предприятия заработная плата, за ноябрь 2010 г. 306.100 70 50
13 Начислена заработная плата персоналу предприятия  за декабрь 2010 года: а) рабочим основного  производственного цеха за изготовление продукции;
б) рабочим и  служащим за обслуживание и 
управление цехами
в) руководителям, специалистам и служащим за управление предприятием и обслуживание общехозяйственных подразделений
 
 
225.000 
80.000 

40.000 
 

 
 
20 
25 

26
 
 
70 
70 

70
14 Начислен страховые  взносы от начисленной заработной платы, персоналу организации за декабрь 2010 года (суммы определить): а) в основном производстве
б) обслуживание и управление цехами
в) управление организацией
 
 
 
58.500 20.800
10.400
 
 
 
20 25
26
 
 
 
69 69
69
15 Из заработной платы произведены удержания НДФЛ (по ставке 13%)
39.793 70 68
16 Списаны расходы  для включения в себестоимость продукции: а) общепроизводственные расходы цехов
б) общехозяйственные  расходы организации
 
 
220.800 397.600
 
 
20 20
 
 
25 26
17 Оприходована  на складе выпущенная из производства готовая продукция по фактической себестоимости (100 единиц) 1.429.500  
43
 
20
18 Реализованы 40 единиц продукции сторонней организации  по цене 23 600 руб. с НДС за 1 единицу: а) Выручка от реализации;
б) НДС по реализации;
в) Себестоимость  реализованной продукции
г) Затраты на упаковку
д) Финансовый результат 
 
 
 
944.000 144.000
571.800
65.300
162.900
 
 
 
62 90.3
90.2
90.2
90.9
 
 
 
90.1 68
43
44
99
19 Поступила оплата за продукцию на расчетный счет 944.000 51 62
 
 

Главная книга счетов 

Счет 01 «ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА» 
        Дебет
        Кредит
Номер операций
    Сумма
Номер операции
    Сумма
Сальдо  на 1.12.2010 г. 18 350 000,00    
    350 000,00
       
Оборот   Оборот 350 000,00
Сальдо  на 31.12.2010 г. 18 000 000,00    
 
Счет 01 «ВЫБЫТИЕ» 
        Дебет
        Кредит
Номер операций
    Сумма
Номер операции
    Сумма
Сальдо  на 1.12.2010 г. 0,00    
350 000,00 160 000,00
    190 000,00
       
Оборот 350 000,00 Оборот 350 000,00
Сальдо  на 31.12.2010 г.      
 
Счет 02 «АМОРТИЗАЦИЯ» 
        Дебет
        Кредит
Номер операций
    Сумма
Номер операции
    Сумма
    Сальдо на 1.12.2010 г.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.