На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Перспективы развития лизинговой деятельности в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
      ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГА
     На протяжении длительного периода времени экономическая сущность лизинга остается спорной. Содержание и роль его теории и практики трактуется по-разному, а зачастую и противоречиво.
     Одни  рассматривают лизинг как своеобразный способ кредитования предпринимательской  деятельности, другие полностью отождествляют  его с долгосрочной арендой или  одной из его форм, которая в  свою очередь, сводится к наемным  и подрядным отношениям, третьи считают лизинг завуалированным способом купли-продажи средств производства или права пользования чужим имуществом, а четвертые интерпретируют лизинг, как действия за чужой счет, то есть управление чужим имуществом по поручению доверителя.
     Слово leasing (от англ.- аренда) появилось задолго до рубежа 1980-1990 гг., когда в России состоялась первая негосударственная лизинговая практика.
     В литературе имеют место определения  лизинга1:
      Как вида предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств;
      Как формы, промежуточной между кредитованием и прямым инвестированием;
      Как специфические формы финансирования капиталовложений в основные фонды;
      Как специфического вида долгосрочной аренды;
      Как специфической формы кредита;
      Как покупки в рассрочку;
      Как комплекса имущественных отношений.
     Необходимо  отметить, что к лизингу большую  заинтересованность проявляют предприниматели  малого бизнеса, которые, не имея достаточных  средств и не прибегая к привлечению кредитов, благодаря лизингу получают возможность использовать научные разработки, инновации в своем производстве на базе прогрессивного оборудования, новых технологий.
     Лизинг  является эффективным инструментом аккумулирования средств частных  инвесторов, в том числе и населения, вклады которого в различные банки составляют огромную в настоящее время сумму. При этом лизинговые компании, как правило, обеспечивают более высокую доходность своих акции и облигаций, чем банки.
     Единого международного признанного понятия "лизинг" не существует. Это вызвано как сложным, неоднозначным содержанием, отражаемым данным термином, так и различиями в законодательстве, системе отчетности и налогообложения в разных странах. Любое определение финансовой аренды является ограниченным и не может учесть всех форм и проявлений этого кредитно-инвестиционного инструмента.
     В тех странах, где под лизингом понимают только долгосрочную аренду, принято четко ограничивать от него понятие аренды и проката. В других странах и эти последние понятия относятся к разновидности лизинга [13].
     В сравнении с арендой лизинг имеет  более сложную, во многом противоречивую природу. Лизинг является способом вложения средств на возвратной основе в основной капитал. Предоставляя на определенный срок элементы основного капитала, арендодатель в установленное время получает их обратно, то есть налицо существование принципов срочности и возвратности. За свою услугу он получает, сверх затрат, вознаграждение в виде комиссионных – тем самым реализуется принцип платности. Таким образом, с финансовой стороны отношений, лизинг рассматривают как одну из форм кредитования для приобретения машин и оборудования, альтернативную традиционной банковской ссуде. Иными словами, с финансовой стороны, лизинг – это товарный кредит в основные фонды.
     Однако  между кредитом и лизингом тоже есть существенные различия, а именно:
     1) По отношениям собственности. При лизинге право пользования имуществом отделяется от права владения им, функции собственности разделяются между лизингодателем и лизингополучателем. После окончания срока лизинга объект остается собственностью лизингодателя, а пользователь может его купить. При коммерческом же кредите передаются не только право пользования, но и право собственности на товар, с одной лишь поправкой о том, что оплата товара отсрочена;
     2) По взаимосвязи торговой и кредитной сделок. Кредитная сделка обусловлена актом купли-продажи и существует только потому, что произошла торговая сделка. Лизинг же не всегда начинается с покупки имущества, так как оно уже может быть в наличие у лизинговой компании, и не всегда завершается продажей имущества пользователю, если лизинговая сделка имеет оперативный характер;
     3) По форме погашения кредита. Коммерческий кредит предоставляется в товарной, а погашается в денежной форме. При лизинге кредит, хотя и предоставляется в товарной форме, но может погашаться и материально-вещественной форме или компенсироваться встречными услугами, а также продукцией, выпускаемой на арендном оборудовании;
     4) По длительности контракта. Коммерческий кредит имеет чаще всего краткосрочный характер, лизинге же – долгосрочный и среднесрочный [11, с. 10-11].
     Лизинг  представляет собой аренду машин, оборудования, транспортных средств, строительной, сельскохозяйственной техники, средств теле- и радиосвязи, вычислительной техники, различных сооружений производственного назначения, а также прав интеллектуальной собственности – лицензий, компьютерных программ  и т.д.
     Так, например, согласно определению Европейской  федерации национальных ассоциаций по лизингу оборудования (Leaseurope):
     «Лизинг – это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности»
     Другими словами, лизинг представляет собой  соглашение между собственником имущества (арендодателем) и арендатором о передаче имущества в пользование на оговоренный период по установленной ренте, выплачиваемой ежегодно, ежеквартально или ежемесячно [13].
     В общем виде схема осуществления  лизинга может быть представлена в виде схемы (Рис.1) [10, с. 8]:      
     Рис. 1. Схема осуществления лизинга
     1 – заключение договора лизинга;      2 – заключение договора на поставку оборудования по заказу предприятия-пользователя;
     3 – поставка предмета лизинга;
     4 – оплата поставки предмета  лизинга;
     5 – выбор имущества;
     6 – перечисление лизинговых (арендных) платежей.
     При оформлении лизинговых отношений заключается  не один, а два договора. Один – договор купли-продажи между лизингодателем и продавцом выбранного лизингополучателем имущества; второй – договор финансовой аренды между лизингодателем и лизингополучателем. Эти договоры взаимообусловлены, т.к. лизингополучатель, не находясь в договорных отношениях с продавцом арендованного имущества, связан с последним определенными правами и обязанностями. Таким образом, лизинг базируется на договорных отношениях между тремя сторонами в рамках сложной трехсторонней сделки [7, с. 109].
     Если объект лизинга сдается в аренду на заранее определенный фиксированный срок, который короче срока службы объекта, то по окончании договора лизинга арендатор может: а) возвратить основные фонды арендодателю; б) пролонгировать договор на новый период; в) выкупить основные фонды по остаточной стоимости [5, с. 547].
       Экономические преимущества  лизинга, которые он обеспечивает каждой из сторон – участниц лизинговых отношений, заключается в следующем.
     Для продавцов объектов лизинга его преимущества обозначаются как:
    возможность с помощью лизинга расширить каналы сбыта и размеры продаж;
    один из способов обеспечения более высокого уровня своей конкурентоспособности;
    путь снижения запасов готовой продукции, возможность ускорения оборачиваемости капитала;
    поддержка платежеспособного спроса на оборудование, технику.
    Преимущества  инвесторов средств в производство через лизинг следующие:
    экономические выгоды за счет налоговых, амортизационных, таможенных и других льгот. Налоговые льготы заключаются в возможности освобождения в отдельных случаях от налога на прибыль или снижение суммы налогооблагаемой прибыли за счет повышения амортизационных отчислений;
    снижение рисков арендодателей, инвесторов, так как инвестиции производятся в конкретные материальные элементы основных средств, а следовательно, сама сделка гарантируется объектом лизинга;
    в случае международного лизинга привлекательно использование более дешевых денежных ресурсов зарубежных государств, заинтересованных в повышении экспорта в Россию;
    привлечение бюджетных средств в случае поддержки государством соответствующих отраслей и др.
     Лизингополучатели обладают следующими выгодами:
    снижение налогооблагаемой прибыли за счет отнесения на себестоимость лизинговых платежей, освобождение от налога на имущество в части лизингового имущества, остающегося на балансе лизингодателя;
    снижение стартовой финансовой нагрузки, поскольку лизинг не требует немедленного и значительного объема платежей, что позволяет обновлять производственные фонды, увеличивать оборотный капитал для расширения производства;
    сохранения ликвидности фирмы – арендатора в течении всего инвестиционного срока, так как находящиеся в распоряжении арендатора средства не «заморожены» в той части капитала, которая воплощена в объекте лизинга;
    оперативность решения производственных проблем, особенно для сезонных и нерегулярных процессов производства;
    прочная основа для финансовых расчетов, поскольку заранее известный размер арендной платы дает четкую плановую и расходную базу для расчетов;
    существует возможность выбора: выкупить объект лизинга, продлить договор или привлечь новое оборудование;
    балансовое преимущество арендатора, так как лизинговое имущество числится на балансе лизингодателя. Это освобождает от налога на имущество;
    выгода обеспечения сделки, поскольку предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога;
      для мелких фирм лизинг – зачастую единственно возможный способ финансирования;
      уменьшение риска морального и физического износа имущества по причине переноса его на лизингодателя, так как имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование.
    Для государства лизинг важен как средство для:
      ускорения процесса воспроизводства, внедрения достижений НТП;
      создание новых рабочих мест;
      привлечения зарубежных инвестиций в страну;
      увеличения налоговых поступлений в бюджет за счет активизации производственного бизнеса;
      повышения технического уровня производства во всех отраслях экономики;
      развитие и диверсификация рынка средств производства.
      Как любое экономическое явление лизинг может иметь и недостатки, а именно:
      на лизингодателе лежит риск физического и функционального износа имущества и неполучение лизинговых платежей;
      иногда для лизингополучателя выходит, что стоимость лизинга выше, чем цена покупки или банковского кредита.
     Однако  положительных моментов, свойственных лизингу, намного больше, чем отрицательных. В частности, освобождение лизинговых платежей от НДС при сдаче имущества в лизинг, позволит уменьшить эти платежи на 20 % [11, с. 16-17].
     Вывод: как мы видим, в лизинге заинтересованы все участники сделки: производитель получает новые каналы сбыта, пользователь имеет возможность приобрести оборудование без первоначальных финансовых затрат, лизинговая компания становится финансовым звеном между производителем и потребителем, получая за это прибыль. В выигрыше остается и государство – возрождается производство, увеличиваются налоговые поступления в бюджет, уменьшается социальное напряжение за счет создания новых рабочих мест.
     Лизинг  как своеобразная форма арендных отношений (финансовая аренда) – перспективный  финансовый инструмент в деятельности предпринимательских структур. Для многих российских предпринимателей проблема перехода на выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции может быть решена именно через лизинг 
 

    1.2.ФУНКЦИИ ЛИЗИНГА
     Лизинг  как сложное  социально-экономическое  явление выполняет важнейшие  функции по формированию многоукладной  экономики и активизации производственной деятельности. Из многочисленных функций лизинга выделяют четыре основных: финансовая, производственная, снабженческая и обеспечение налоговых льгот.
     Естественно у лизинга преобладает финансовая функция, поскольку он является формой вложения средств в основные фонды, дополняет традиционные каналы инвестирования: собственные средства предприятия и организации, долгосрочные кредиты, бюджетные и прочие источники.
     Лизинг  расширяет каналы по привлечению  средств, сужает сферу использования долгосрочного кредита и расширяет привлечение долгосрочных источников.
     Лизингополучатель освобождается от единовременной оплаты стоимости оборудования (имущества), что позволяет ему делать нужный выбор даже в случае кредитных  ограничений и невозможности  привлечения для этих целей заемных  средств.
     Таким образом, финансовая функция выражается в освобождении товаропроизводителей от единовременной оплаты полной стоимости  необходимого средства производства и  предоставлении ему долгосрочного  кредита.
     Кроме финансовой функции лизинг обеспечивает и производственную, являясь наиболее прогрессивным методом материально-технического обеспечения производства, в том числе передовой техникой. Производственная функция лизинга заключается в оперативном решении производственных задач путем временного использования, а не покупки дорогостоящих и стареющих машин. При полном лизинге передача имущества может сопровождаться широким сервисом: техническое обслуживание, страхование, обеспечением сырьем, рабочей силой и т.д.
     Функция сбыта - расширение круга потребителей и завоевание новых рынков сбыта, вовлечение в сферу лизинга тех, кто не сразу может купить то или другое имущество.
     Функция получения налоговых и амортизационных  льгот имеет следующие особенности:
      Взятое по лизингу имущество может не отражаться на балансе пользователя, поскольку право собственности сохраняется за лизингодателем;
      Лизинговые платежи относятся на себестоимость производимой продукции (услуг), что, соответственно, снижает налогооблагаемую прибыль;
      Возможность применения ускоренной амортизации, исчисляемой не на базе срока службы объекта лизинга, а исходя из срока контракта, снижает облагаемую налогом прибыль и ускоряет обновление имущества.
     В результате лизинг способствует диверсификации предложений спектра товаров  и услуг, вовлекая новые объекты в свою сферу; развивает и диверсифицирует рынок средств производства, сокращает цикл освобождения новых поколений техники. 
 

 

      1.3. ФОРМЫ И ВИДЫ ЛИЗИНГА
           В настоящее время  рынок лизинговых услуг характеризуется  многообразием форм лизинга, моделей  лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции (см. приложение 2) . В соответствии с Законом о лизинге основными формами лизинга являются:
      внутренний лизинг
      международный лизинг
     При осуществлении внутреннего лизинга  лизингодатель и лизингополучатель  являются резидентами Российской Федерации.
     При осуществлении международного лизинга  лизингодатель или лизингополучатель  является нерезидентом Российской Федерации.
     Также можно выделить финансовый, возвратный, оперативный лизинг.

     Финансовый  лизинг.

     При таком виде лизинга лизингодатель  обязуется приобрести в собственность  указанное лизингополучателем имущество  у определенного продавца и передать его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование.
     Срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности  со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его.
     Предмет лизинга переходит в собственность  лизингополучателя по истечении  срока действия договора лизинга  или до его истечения при условии  выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором  лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.
     Итак, финансовый лизинг характеризует следующее: 
    лизингодатель закупает имущество для последующей передачи его в лизинг по указанию лизингополучателя;
    кроме лизингодателя и лизингополучателя в сделке участвует третья сторона - продавец объекта сделки; 
    продолжительный период лизингового договора, соизмеримый со сроком амортизации или превышающий его; 
    невозможность завершения договора и перехода права собственности до выплаты лизингополучателем полной суммы.

     Возвратный  лизинг

     Представляет  собой разновидность финансового  лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает  и как лизингополучатель. По договору о возвратном лизинге организация, владеющая имуществом, продает право  собственности на это имущество другой фирме и одновременно оформляет договор о его аренде на определенный срок с выполнением некоторых условий.
     Фирмой, предоставляющей капитал, может  быть страховая компания, банк, специализированная лизинговая компания и т. д. Таким образом, у организации появляются дополнительные финансовые средства. Причем данный вид аренды предусматривает, как правило, переход права собственности на объект соглашения к организации после совершения последнего платежа. В данной ситуации сохранен один из критериев, позволяющий относить данный вид сделок к группе финансового лизинга.
     По  экономическому смыслу данная операция сходна с кредитованием лизингополучателя, когда объект лизинга выступает  в качестве гарантии, залога. Тем  не менее, есть и существенное отличие, а именно: объект лизинга формально является собственностью лизингодателя, что способствует повышению гарантии выполнения своих обязательств лизингополучателем.
     Смысл таких отношений состоит в  том, что предприятие, нуждающееся  в оборотных средствах и не имеющее возможности их получить иначе, как продав часть своего имущества (производственных основных средств), реализует его лизинговой компании, одновременно заключая с ней договор лизинга на это же имущество и соответственно продолжая им пользоваться.

     Оперативный лизинг

     При этом лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату  на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. Срок, на который имущество передается в лизинг, устанавливается договором.
     Как правило, оперативный лизинг характеризуется  более коротким сроком договора, что  не дает возможность получить лизингодателю  полную стоимость сдаваемого оборудования. По истечении срока действия договора лизинга и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором, предмет лизинга возвращается лизингодателю. Причем необходимо обратить внимание на то, что лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга. При этом повторная сдача такого оборудования возможна только по договору аренды, так как арендодатель уже не приобретает специально имущества, необходимого лизингополучателю, а сдает имеющееся в наличии. При оперативном лизинге предмет лизинга может быть передан в аренду неоднократно в течение полного срока его амортизации. При оперативном лизинге расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в лизинг объектов, не покрываются лизинговыми платежами в течение одного лизингового договора. Ставка лизинговых платежей обычно выше, чем при финансовом лизинге, из-за отсутствия гарантии окупаемости затрат. К оперативному лизингу относится и револьверный лизинг, при котором арендатору последовательно требуется различное оборудование, которое он и получает по истечении оговоренного срока.
     По  объему обслуживания передаваемого  в лизинг имущества выделяют:
    чистый лизинг – обслуживание оборудования возлагается на лизингополучателя;
    полный лизинг (лизинг с полным набором услуг) – обслуживание оборудования возлагается на лизингодателя;
    частичный лизинг (лизинг с частичным набором услуг) – различные функции по обслуживанию оборудования распределяются на договорной основе между лизингодателем и лизингополучателем.
      По  типу финансирования лизинговой операции различают:
    срочный лизинг – имеет место одноразовая аренда имущества;
    возобновляемый (револьверный) лизинг – имеет место продление договора лизинга на следующий период после истечения первого срока контракта (при осуществлении возобновляемого лизинга объекты лизинга через определенное время в зависимости от износа по желанию лизингополучателя могут быть заменены на более совершенные образцы). Классическому лизингу свойственен трехсторонний характер взаимоотношений. Однако в зависимости от экономических условий число участников сделки может увеличиваться или сокращаться. Кроме продавца, лизингодателя и лизингополучателя в ряде случаев в сделке участвуют брокерские лизинговые фирмы, которые непосредственно не занимаются предоставлением имущества, играют роль посредников между продавцом, лизингодателем и лизингополучателем, а также консалтинговые компании, трастовые корпорации и банки.
     В зависимости от состава участников (субъектов) сделки выделяют следующие виды лизинга:
    прямой лизинг – собственник имущества (продавец) самостоятельно сдает объект в лизинг (двусторонняя сделка).
    косвенный лизинг – передача имущества в лизинг происходит через посредника (в данном случае может иметь место сделка с большим числом участников).
      В зависимости от типа имущества различают:
    лизинг движимого имущества (машинно-технический лизинг)
    лизинг недвижимого имущества.
      По  степени окупаемости имущества  лизинг подразделяют на:
    лизинг с полной окупаемостью, когда в течение срока действия одного лизингового договора происходит полная выплата лизингодателю стоимости имущества
    лизинг с неполной окупаемостью, когда в течение срока действия одного лизингового договора окупается только часть стоимости имущества.
     Договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ.
     Дополнительные  услуги (работы) - услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как  до начала пользования, так и в  процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга. Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг (работ) определяются соглашением сторон.
     1.3 ПРЕДМЕТ И СУБЪЕКТЫ ЛИЗИНГА
     Согласно [9, ст. 3] предметом лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов.
     Таким образом, в лизинг может передаваться любое имущество, которое не запрещено к свободному обращению на рынке. Это может быть движимое и недвижимое имущество.
     Согласно [9, ст. 4] субъектами лизинга являются:
     1. Лизингодатель – физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных денежных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
     2. Лизингополучатель – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.
     3. Продавец – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.
     В качестве лизингодателя могут выступать:
    Банки и другие кредитные учреждения, в уставе которых предусмотрена лизинговая деятельность.
    Лизинговые компании – финансовые компании, специализирующиеся только на финансировании сделки (оплате имущества), или универсальные, оказывающие не только финансовые услуги, но и другие услуги, связанные с реализацией лизинговых операций, например, техническое обслуживание, обучение, консультации и т.п.
    Любая фирма, в учредительных документах которой предусмотрена лизинговая деятельность, имеющая лицензию и достаточное количество финансовых средств.
     Лизингополучателем может быть юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получающего имущество в пользование по договору лизинга.
     Продавцом лизингового имущества может быть предприятие-изготовитель, торговая организация или другое юридическое лицо или гражданин, продающие имущество, являющееся объектом лизинга.
     Субъектами  лизинга могут быть также предприятия  с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность на территории РФ.
     Необходимо  заметить, что узко специализированные лизинговые компании обычно имеют дело с одним видом товара (легковые автомобили, контейнеры) или с товарами одной группы стандартных видов (строительное оборудование, оборудование для технических предприятий). Универсальные лизинговые фирмы передают в финансовую аренду разнообразные виды машин и оборудования.
     На  рынке лизинговых услуг можно выделить и специальные  субъекты, такие как:
     1) Страховые компании, осуществляющие  страхование всевозможных рисков, возникающих при лизинговой сделке: страхование имущества лизингодателя, кредитов, предоставляемых лизингодателю кредитным учреждением, от возможных рисков неплатежей и многое другое.
     2) Российская Ассоциация Лизинговых  Компаний ("Рослизинг"), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом, осуществляющая:
     а) координацию деятельности организаций, входящих в нее, и объединение их средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов;
     б) разработку, совместно с органами государственного управления, стратегических направлений и программы развития лизинга в России;
     в) подготовку проектов законодательных  актов;
     г) участие в работе международных  ассоциативных общественных организаций.
     Вся деятельность лизинговых отношений, включая  и объекты и субъекты, регулируется законодательством Российской Федерации [11, с. 13-14]. 
 

 

     2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
         2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 

     Финансирование  частных лизинговых компаний напрямую зависит от общеэкономической ситуации в стране. Последняя характеризуется сильным падением спроса, в особенности инвестиционного, кризисом доверия на рынке кредитования, сокращением промышленного производства и т.д. (рис. 1). 

Динамика  экономических показателей
(2009 г. к  соответствующему периоду 2008 г.) 

%                                                                млн руб.
93¬ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -14 000 000
  ¦                                                             ¦
  ¦                                                             ¦
91+ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - x - +13 800 000
  ¦          *                                                  ¦
  ¦                *                         x                  ¦
89+ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - +13 600 000
  ¦                             *      x                        ¦
  ¦                       *                                     ¦
87+ - - - - -x- - - - - - - - - - - - - - - - - - - x - - - - - +13 400 000
  ¦                x                   *                        ¦
  ¦                                                             ¦
85+ - - - - -о- - - - - - - - - - - - - - - -*- - - - - - - - - +13 200 000
  ¦                о                                *           ¦
  ¦  xо                                                         ¦
83+ - - - - - - - - - - - x - - - x - - - - - - - - - - - - - - +13 000 000
  ¦                       о                                     ¦
  ¦  *                                                          ¦
81+ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -о- - - - - - - о - +12 800 000
  ¦                                                 о           ¦
  ¦                                    о                        ¦
79+ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - +12 600 000
  ¦                                                             ¦
  ¦                                                             ¦
77+ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - +12 400 000
  ¦                                                             ¦
  ¦                               о                             ¦
75+------T-------T-----T------T-----T-----T-----T------T--------+12 200 000
   Январь  Февраль Март  Апрель  Май   Июнь  Июль  Август Сентябрь 

    о Инвестиции  в ОК
    x Промпроизводство
    * Кредиты,  выданные организациям в рублях  и инвалюте (на первое число
месяца) 

    Источники: Росстат, ЦБ РФ. 
 

     Как хорошо видно на рисунке 1, несмотря на масштабное рефинансирование кредитных организаций Банком России в конце 2008 - начале 2009 гг. (около 3 трлн руб. на пике), соответствующего размещения этих средств среди организаций не произошло. Всплеск же первого месяца 2009 г. связан исключительно с переоценкой кредитов, выданных в иностранной валюте.
     Причем  проблема привлечения финансирования для лизингодателей уже сейчас смещается  на второе место. Определяющей же является проблема ухудшения качества потенциальных  клиентов.
     В этих условиях главное значение для дальнейшей деятельности лизингодателей будет иметь наличие возможности собственников данных компаний по их поддержке, которая может осуществляться в разных формах - увеличение капитала, реструктуризация задолженности и т.д.
     В таблице представлен  рейтинг наиболее важных проблем с точки зрения лизингодателей. 

Таблица 1 

Основные  факторы, негативно влияющие на лизинговый рынок 

Место Негативный  фактор
1 Ухудшение кредитного качества потенциальных клиентов, вынуждающее отказывать в осуществлении сделки
2 Нехватка у  ЛК заемного финансирования в достаточном  объеме (в том числе ограниченное кредитование со стороны банков)
3 Нехватка у  ЛК финансирования с длительными  сроками ("длинных денег")
4 Высокий уровень  удорожания для потенциальных лизингополучателей (конечная стоимость лизингового финансирования с учетом процентных ставок банков и маржи лизингодателя)
5 Низкий спрос  на лизинговые услуги из-за опасения клиентов планировать деятельность на длительный срок
6 Низкая обеспеченность лизинговых компаний собственным капиталом
7 Повышенное  внимание к лизинговым сделкам со стороны налоговых органов
 
     Как уже было отмечено, основной фактор - низкий уровень кредитоспособности потенциальных лизингополучателей. Это заставляет лизингодателей намного чаще отказывать в заключении сделок.
     По  мере оживления рынка капиталов (снижение уровня недоверия банков, увеличение объемов размещений на рынке  облигаций) проблема привлечения финансирования перестает быть столь же острой, как в конце 2008 года.
     Отрицательно  на лизинговую деятельность влияют также  высокая стоимость лизинговой услуги для потенциальных клиентов и  низкий спрос на лизинг со стороны  субъектов экономики в связи  с неопределенностью перспектив их дальнейшего развития и боязнью  осуществлять долгосрочные инвестиции. Вопросы возможных конфликтов лизингополучателей с налоговыми органами при осуществлении лизинговых сделок в настоящее время стали менее значимы по сравнению с поиском самой возможности получить лизинговое финансирование.
     Таким образом, объем нового бизнеса в  первом полугодии 2009 г. составил 90,1 млрд руб., а суммарный портфель лизинговых компаний - 992 млрд руб. (табл. 2)
 

     Индикаторы развития рынка  лизинга 

-------------------T---------T-----------T--------T-----------T----------T------------
     Показатели    ¦ 2006 г. ¦I  полугодие¦ 2007 г.¦I полугодие¦  2008 г. ¦I полугодие
                   ¦         ¦  2007 г.  ¦        ¦  2008 г.  ¦          ¦  2009 г.
-------------------+---------+-----------+--------+-----------+----------+------------
 Объем  нового      ¦   399,6 ¦   417,3   ¦   997,5¦     430   ¦   720    ¦    90,1
 бизнеса,  млрд руб.¦   (14,7)¦   (16)    ¦   (39) ¦     (18)  ¦   (28,95)¦    (2,72)
(млрд  долл.)      ¦         ¦           ¦        ¦           ¦          ¦
-------------------+---------+-----------+--------+-----------+----------+------------
 Объем  полученных  ¦   136   ¦   125,2   ¦   294  ¦     215,5 ¦   402,8  ¦   167,2
 лизинговых        ¦         ¦           ¦        ¦           ¦          ¦
 платежей,         ¦         ¦           ¦        ¦           ¦          ¦
 млрд  руб.         ¦         ¦           ¦        ¦           ¦          ¦
-------------------+---------+-----------+--------+-----------+----------+------------
 Объем             ¦   201,1 ¦   195,6   ¦   537  ¦     242   ¦   442    ¦    57,2
 профинансированных¦         ¦           ¦        ¦           ¦          ¦
 средств,  млрд руб.¦         ¦           ¦        ¦           ¦          ¦
-------------------+---------+-----------+--------+-----------+----------+------------
 Совокупный        ¦   530   ¦   873,7   ¦  1 202  ¦   1 320   ¦ 1 390    ¦   992
 портфель          ¦         ¦           ¦        ¦           ¦          ¦
 лизинговых        ¦         ¦           ¦        ¦           ¦          ¦
 компаний,         ¦         ¦           ¦        ¦           ¦          ¦
 млрд  руб.         ¦         ¦           ¦        ¦           ¦          ¦
-------------------+---------+-----------+--------+-----------+----------+------------
 Номинальный  ВВП   ¦26 903,5 ¦     -     ¦33 113,5¦     -     ¦41 540,4  ¦      -
 России, млрд руб. ¦         ¦           ¦        ¦           ¦          ¦
(по данным        ¦         ¦           ¦        ¦           ¦          ¦
 Росстата)         ¦         ¦           ¦        ¦           ¦          ¦
-------------------+---------+-----------+--------+-----------+----------+------------
 Доля  лизинга в    ¦   1,49  ¦     -     ¦   3,01 ¦     -     ¦   1,73   ¦      -
 ВВП, %            ¦         ¦           ¦        ¦           ¦          ¦
-------------------+---------+-----------+--------+-----------+----------+------------ 
 

     Объем рынка в долларовом исчислении с учетом девальвации рубля сократился еще сильнее - в 6,6 раза, сумма новых сделок составила 2,72 млрд долл.
     Объемы  российского рынка лизинга в 2006 - 2009 гг. представлены на рисунке 2. 

 

      Объемы рынка лизинга РФ в 2006 - 2009 гг., млрд. руб. 

700¬- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
   ¦
   ¦
600+- - - - - - - - - - - - - - - - -580,2- - - - - - - - - - - - - - - - -
   ¦                                 ----¬
   ¦                                 ¦   ¦
500+- - - - - - - - - - - - - - - - -¦   ¦- - - 430 - - - - - - - - - - - -
   ¦                       417,3     ¦   ¦     ----¬
   ¦                       ----¬     ¦   ¦     ¦   ¦
400+- - - - - - - - - - - -¦   ¦- - -¦   ¦- - -¦   ¦- - - - - - - - - - - -
   ¦                       ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦
   ¦                       ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦
300+- - - - - - - 275 - - -¦   ¦- - -¦   ¦- - -¦   ¦- - - 290 - - - - - - -
   ¦             ----¬     ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦     ----¬
   ¦             ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦
200+- - - - - - -¦   ¦- - -¦   ¦- - -¦   ¦- - -¦   ¦- - -¦   ¦- - - - - - -
   ¦   124,6     ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦
   ¦   ----¬     ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦
100+- -¦   ¦- - -¦   ¦- - -¦   ¦- - -¦   ¦- - -¦   ¦- - -¦   ¦- - -90,1 - -
   ¦   ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦     ----¬
   ¦   ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦     ¦   ¦
0 +---+---+--T--+---+--T--+---+--T--+---+--T--+---+--T--+---+--T--+---+--¬
       I пол.   II пол.    I пол.   II пол.    I пол.   II пол.    I пол.
      2006 г.   2006 г.   2007 г.   2007 г.   2008 г.   2008 г.   2009 г. 
 
 
 

     По  итогам работы в первой половине 2009 г. наибольшее количество новых сделок было заключено компанией "Росагролизинг" (25,7 млрд руб.). Для поддержания отечественного производителя Правительство выделило в распоряжение государственных лизинговых компаний 35 млрд руб. Лизинговые компании закупали на бюджетные средства сельхозтехнику и оборудование для дорожного строительства.
     Помимо  производителей сельхозтехники Правительство  решило поддержать и отечественных  строителей дорожной техники. Оператором этого проекта стала Государственная  транспортная лизинговая компания (ГТЛК), созданная на базе одноименной компании, занимавшейся с 2001 г. лизингом аэропортовой техники. В феврале Правительство РФ выделило ГТЛК 10 млрд руб., предназначенные на оснащение российских дорожников техникой исключительно отечественного производства.
     Поддержка производителей, безусловно, очень правильный ход. Однако остается открытым вопрос о том, какая часть выделенных средств пошла не на покупку техники, а именно на финансирование лизингополучателей.
     В случае ГТЛК из 10 млрд руб. израсходовано  только 2,2 млрд руб. в связи с тем, что в нынешних условиях чрезвычайно трудно найти кредитоспособных клиентов.
     Что касается "Росагролизинга", то здесь  ситуация складывается следующим образом: согласно данным Росстата, в течение  шести месяцев 2009 г. ОАО "Росагролизинг" закуплено 6137 тракторов, 2038 комбайнов разных марок, 4945 автомобилей и 2160 единиц техники для формирования различных комплексов машин. Однако поставлено хозяйствам из них лишь 2282 трактора, 1569 комбайнов разных марок, 1542 единицы техники для формирования комплексов машин и 3517 единиц автомобильной техники, т.е. около половины. И в связи с этим нельзя утверждать, что показатели рынка лизинга сельхозтехники находятся на столь высоком уровне.
     На  рынке выделяется еще одна компания - "РГ Лизинг" - с объемом нового бизнеса в размере 11,4 млрд руб. Компания активно воплощала в жизнь стратегические планы по диверсификации лизингового портфеля, реализации лизинговых проектов в наиболее перспективных отраслях экономики, в качестве которых компанией были выделены железнодорожная отрасль, энергетика, авиатранспорт и телекоммуникации. В рамках развития лизинга авиационной техники "РГ Лизинг" пополнила в июне 2009 г. парк собственных воздушных судов двумя региональными самолетами российского производства Ан-140. Самолеты переданы в финансовую аренду ОАО "Авиакомпания "Якутия". Также компания реализовала крупный проект по лизингу телекоммуникационного оборудования с ОАО "ЦентрТелеком".
     В 2009 г. в этой компании сменилось руководство  в целях реализации стратегических планов по развитию лизинга в сфере малого и среднего бизнеса, регионального развития и возможного ребрендинга (так как название компании никак не ассоциируется со Сбербанком РФ, являющимся ее единственным акционером).
     Лидерами  рынка по объему новых сделок в первом полугодии 2009 г. стали также компании, имеющие финансовую поддержку со стороны государства ("ВЭБ-Лизинг"), работающие в сегментах ликвидной техники (Europlan и "CARCADE Лизинг") и в экспортно ориентированных отраслях ("Газтехлизинг").
     Таблица 3
     Важными качественными направлениями развития рынка лизинга являются увеличение конкуренции и совершенствование  лизинговых продуктов в уже существующих сегментах рынка. Мировой опыт лизинговой деятельности позволяет определить шесть стадий развития рынка лизинга в стране (табл. 4). 

Таблица 4 
 

Стадия  развития Характеристики  лизинговых продуктов на каждой стадии рынка   развития рынка
Первая Краткосрочная аренда, предполагающая возврат имущества арендатору  в конце срока договора
Вторая Предполагает осуществление сделок классического финансового лизинга с полной окупаемостью и  передачей
права собственности лизингополучателю  в конце срока
договора. Обычно эта стадия развития рынка  длится не
¦более 5 - 7 лет
Третья Осуществляется "креативный" финансовый лизинг. Лизингодатель разрабатывает и организует разнообразные
формы сделок, появляется многовариантность  в применении
опционов  на передачу права собственности  на имущество. В
период  нахождения рынка на этом этапе наблюдается
наибольшая  динамика роста объемов операций и доли лизинга
в общем  объеме капитальных инвестиций. На первых трех
стадиях развития находятся лизинговые рынки  практически
всех  развивающихся стран
Четвертая Проходит под  знаком оперативного лизинга. Появляются новые, нестандартные лизинговые технологии, увеличивается
набор требований со стороны лизингополучателей,
заканчивается формирование вторичного рынка оборудования
по большинству  позиций. В итоге условия лизинговых
договоров в значительной степени подстраиваются под
индивидуальные требования клиентов. Распространяются
сделки  с дополнительными условиями (установкой, введением
в эксплуатацию и предоставлением инжиниринговых и
логистических услуг). К своим функциям лизингодатели
добавляют управление активами, ремаркетинг и  работу на
рынке бывшего в эксплуатации имущества. На этом этапе
развития  рынка находятся не только большинство  развитых
государств, но и некоторые развивающиеся - Сингапур, ЮАР,
Тайвань и Южная Корея. Для этой стадии характерна
стабилизация  основных показателей рынка. Темпы роста
объемов операций совпадают с темпами  роста капитальных
инвестиций  в стране, стабилизируется показатель доли
лизинга в инвестициях
Пятая Появляются  разнообразные новые и усложняются  уже известные продукты. Например, возникает выбор  среди
опционов на передачу права собственности (пут, кол, право
на внесение дополнений, досрочное прекращение  или
продление договора, замену оборудования на новое  и пр.).
Здесь также возникают такие возможности  для
финансирования, как секьюритизация лизингового  портфеля,
венчурный лизинг, лизинг в комплексе с другими  формами
финансирования. К странам, находящимся на этом этапе
развития  лизинга, относятся Германия, Великобритания,
Япония, Австралия
Шестая Определяется  значительной консолидацией лизингового бизнеса в стране, которая принимает форму слияний,
поглощений, создания совместных предприятий, реализации
совместных проектов, обмена акциями и пр. Этому этапу
свойственно также значительное снижение лизинговой маржи,
что и  заставляет лизингодателей искать пути повышения
эффективности бизнеса, в том числе посредством  расширения
международного  сегмента своего бизнеса. На этом этапе
сейчас  находится самый старый лизинговый рынок - рынок
США
             
     Очевидно, что с точки зрения приведенной  классификации этапов развития рынка российский рынок лизинга находится на третьем этапе. При этом необходимо отметить, что сегменты российского рынка лизинга (по типам предметов лизинга) весьма разнородны и характеризуются разным уровнем развития. Поэтому наиболее правильным будет утверждать, что некоторые сегменты находятся лишь на втором этапе развития, характеризующемся простейшими схемами сделок (это присуще сегментам с низкой конкуренцией или небольшими объемами сделок), некоторые - на третьем этапе (большинство сегментов по видам имущества), а некоторые - уже на четвертом этапе развития.
     В частности, сегмент лизинга автотранспорта демонстрирует основные признаки четвертого этапа развития: усложнение лизинговых продуктов, распространение сделок оперативного лизинга, появление "креативных" лизинговых продуктов, таких как лизинг автотранспорта для физических лиц и лизинг с полным набором услуг по сопровождению автопарка. Также этим сегментам присущи высокая конкуренция и стабилизация лизинговых ставок, наличие довольно развитого вторичного рынка.
     Хотя  традиционным источником финансирования лизинговых операций остается кредит российских банков (более 60% от всех источников финансирования), постепенно все большую  роль начинают играть альтернативные источники финансирования. В любом случае лизинговые компании будут все более широко использовать такие инструменты, как кредиты зарубежных банков, облигации, векселя, а также секьюритизация.
     Постепенно  это может привести к снижению роли российских банков как посредников  по предоставлению финансирования лизинговым компаниям и выравниванию условий финансирования по кредиту и лизингу.
     Российский  финансовый сектор на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных  для иностранных компаний. Лизинг же, как один из сегментов этого  рынка, привлекателен своей открытостью, быстрой отдачей и потенциально очень высокими темпами роста. Недостатком отечественного лизингового рынка является отсутствие регулятора, но в то же самое время это одно из главных преимуществ для иностранных инвесторов, ведь барьеры для входа практически отсутствуют.
     В каждом сегменте рынка к настоящему времени сформировались лидеры, которые  теснят конкурентов, поэтому небольшие  лизингодатели, не нашедшие себе стратегического  инвестора, предоставляющего финансирование, обречены на потерю рыночных позиций. Впрочем, амбиции небольших компаний в плане развития в среднесрочной перспективе, как правило, ограничиваются лишь усилением веса в "домашнем" регионе.
     В то же время крупные компании показывают более динамичные темпы и, имея возможность получать эффект масштаба и снижать ставки, перетягивают на себя клиентскую базу. Сегодня потенциальные лизингополучатели рассматривают условия нескольких лизингодателей одновременно и идут туда, где дешевле и больше набор услуг. А значит, у мелких лизинговых компаний будет продолжаться сокращение клиентской базы.
     Что касается лизинговых компаний среднего звена, то их клиентура, как показывает опыт, в значительной мере сформирована благодаря личным контактам руководителей  и сотрудников данных компаний. Однако в условиях ужесточающейся конкуренции "дружба" будет отходить на второй план, а на первый выйдет достижение максимальной эффективности использования ресурсов. Возможен отток клиентов к крупным компаниям с меньшим удорожанием и большим набором сервисных услуг.
     - портового оборудования, морских  и речных судов различных классов;
     - легкового и грузового автотранспорта;
     - дорожно-строительной техники;
     - сельскохозяйственной техники;
     - техники специального назначения;
     - оборудования для добычи и транспортировки нефти и газа;
     - энергетического, телекоммуникационного  и промышленного оборудования;
     - интегрированных систем безопасности;
     - контейнеров для перевозки грузов.
     Необходимо  также отметить, что в политике многих региональных властей в последние годы на первый план вышли реальное стимулирование экономического роста, осуществление крупных инвестиционных проектов при поддержке властей региона. На уровне многих региональных бюджетов также внедряются программы по стимулированию лизинговых инвестиций.
     Подобная  ситуация создает как возможности, так и риски для лизинговой отрасли. Возможность развития состоит  в организации эффективных механизмов государственной поддержки отдельных  отраслей и регионов с помощью  лизинга. Риск состоит в появлении  государственных компаний-гигантов, предлагающих ставки ниже рыночных, что в любом сегменте рынка лизинга означает вытеснение из этого сегмента коммерческих лизинговых компаний и фактически отсутствие перспектив для развития коммерческого лизинга в нем.
     Необходимо  выделить еще ряд рисков микро- и макроуровня, присущих рынку лизинга в настоящее время, успешное преодоление которых является условием дальнейшего выживания лизинговых компаний.
     Угрозы  на микроуровне - это потеря лизингодателями  платежеспособности, ухудшение качества лизингового портфеля и возможные проблемы во взаимоотношениях с налоговыми органами. Угрозами на макроуровне являются неопределенность дальнейшего развития экономики и обесценение предметов лизинга.
     В этих условиях лизинговые компании и  их клиенты нуждаются в усилении государственной поддержки как в части финансирования, так и в плане улучшения законодательной базы. В частности, необходимы:
     - законодательное упрощение процедуры  изъятия имущества в случае  нарушения лизингополучателем лизингового  договора;
     - ужесточение ответственности за  невозврат предмета лизинга;
     - компенсация части процентных  ставок по привлекаемым банковским  кредитам;
     - субсидирование государством части  затрат компаний на лизинговые  платежи по определенным видам  оборудования (парк которого в стране требует скорейшей замены). При этом получение субсидий должно быть организовано на основе принципа равных возможностей, но с учетом ряда требований к финансовому состоянию лизингополучателя;
     - применение механизмов госгарантий. 

     Из  основных тенденций рынка в 2009 гг. можно выделить следующие:
     1. Резкое повышение стоимости финансирования, сокращение его сроков, а также  затруднение в получении средств.  Банки не готовы возобновить  кредитование в докризисных объемах.  К тому же остается "валютная" проблема - рынок будет готов работать с относительно дорогими кредитными ресурсами, но только после того, как у его игроков появится уверенность в стабильности отечественной валюты. Лизинговые компании будут отдавать предпочтение работе со старыми проверенными клиентами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.