Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет наличия и движения денежных средств на примере ООО «ИНСАЙТ»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА 

ИНСТИТУТ  ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ  

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА 
 

                                                                                         УТВЕРЖДАЮ
                                                                                         Заведующий кафедрой
                                                                                       канд. эконом. наук, доцент
                                                                                      _________  Т.В. Терентьева 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Бухгалтерский (финансовый) учет» 

Учет  наличия и движения денежных средств
на примере  ООО «ИНСАЙТ» 
 
 
 

Студент                                                           __________________ Е.А. Слипуха
гр. ВВБУ-04  
 

Руководитель                                                  ___________________ Г.С. Резаева
канд. эконом. наук, доцент 
 
 
 
 
 

Владивосток 2006 г.
 
      Содержание
      Введение  ……………………………………………………………………3
      Глава 1. Денежные средства…………………………...…………………..5
        Денежные средства, их значение, задачи учета,
        нормативное регулирование…….…………………………….6
        Особенности деятельности ООО «ИНСАЙТ» и их влияние на организацию учета денежных средств……………….…..10
      Глава 2.  Организация учета денежных средств…………...…………...18
        Организация учета кассовых операций…......……………....18
        Учет операций на расчетном счете…..……………………...36
        Особенности учета операций на валютном счете, учет прочих денежных средств…………………….…...…………41
      Заключение……...…………………………………………………...……54
      Список  литературы……………………………………………………….56
      Приложения……………………………………………………………….58 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Хозяйственные связи – необходимое условие  деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции.
      Оформляются и закрепляются хозяйственные связи  договорами, согласно которым одни предприятия выступают поставщиками товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другие – их покупателями, потребителями, а значит и плательщиками. Для своевременного поступления денежных средств нужна четкая организация расчетов между покупателями и поставщиками.
      Выполнение  производственного задания влечет за собой расчеты с персоналом предприятия (рабочими и служащими, с подотчетными лицами), расчеты с бюджетом по отчислениям на различные налоги  и взносы, расчеты с поставщиками и подрядчиками за товары, выполненные работы или оказанные услуги и другие виды расчетов. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.
      Расчеты между юридическими лицами производятся в безналичном порядке, а также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
      Именно  поэтому возникает необходимость точного, полного и своевременного учета наличия и движения денежных средств.
      Целью данной курсовой работы является изучение учета денежных средств, их наличия и движения.
      В соответствии с поставленной целью  в работе должны быть решены следующие задачи:
    рассмотреть денежные средства, их значение, состав денежных средств, задачи учета;
    изучить нормативно-правовое регулирование денежного обращения;
    рассмотреть особенности деятельности исследуемой организации и их влияние на организацию учета денежных средств;
    изучить организацию учета кассовых операций;
    изучить учет операций на расчетном, валютном и прочих счетах;
    изучить раскрытие информации об учете денежных средств в бухгалтерской отчетности.
      Объектом  исследования является общество с ограниченной ответственностью «ИНСАЙТ». Основной вид деятельности – услуги по сбору и вывозу ТБО. Информационная база – данные бухгалтерской отчетности за 1-ое полугодие 2006 г.
      Для решения задач в работе использованы материалы нормативно-законодательных актов, материалы периодических изданий, теоретические и методологические положения, изложенные в справочной и учебной литературе российских авторов, таких как Кондраков Н.П.,  Пошерстник Н.В. и Мейксин М.С., Камышанов П.И. и Камышанов А.П., а также материалы и справочная информация с использованием СПС «ГАРАНТ».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 1.  Денежные средства 

      Любое предприятие ежедневно осуществляет огромное количество расчетных операций со своими контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками. Безусловно, доминирующую роль в расчетных операциях составляют расчеты за приобретенные сырье и материалы и за проданную продукцию. В первом случае на предприятии имеет место отток денежных средств, во втором – их приток. В зависимости от формы расчетов между предприятием и его контрагентами потоки материальных ресурсов и соответствующие им потоки денежных средств чаще всего не совпадают во времени.
      В соответствии с пунктом 1 статьи 140 Гражданского кодекса РФ [1] платежи по территории России осуществляются путем наличных или безналичных расчетов. При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме банкнот и монет, а при безналичных – право на денежную сумму передается путем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записей по счетам.
      Между налично-денежным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного обращения. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении.
        Таким образом, наличное и безналичное  обращение образуют общий денежный оборот, в котором действуют единые  деньги одного наименования. 
 
 

      Денежные  средства, их значение, задачи учета, нормативное регулирование
      В настоящее время практически  все предприятия осуществляют свою текущую, инвестиционную и финансовую деятельность на основании денежных расчетов.
      Денежные  средства предприятий представляют совокупность денег, находящихся в  кассе, на банковских расчетных, валютных и других счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах. В широком смысле к денежным активам относятся также вложения в легко реализуемые ценные бумаги и требования на получение денежных средств.
      Денежные  средства характеризуют начальную  и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств, скоростью движения которых во многом определяется эффективность всей предпринимательской деятельности. Объемом имеющихся у предприятия денег как важнейшего платежного средства определяется платежеспособность предприятия - одна из важнейших характеристик его финансового положения. Денежные средства являются единственным видом оборотных средств, обладающим абсолютной ликвидностью, то есть немедленной способностью выступать средством платежа по обязательствам предприятия. Поэтому именно их объемом определяется платежеспособность предприятия. Абсолютно платежеспособными считаются предприятия, обладающие достаточным количеством денежных средств для расчетов по имеющимся у них текущим обязательствам. Кроме того, предприятию необходимы определенные запасы резервных денежных средств для оплаты возможных непредвиденных обязательств, а также для осуществления неожиданных выгодных инвестиций. Однако всякие излишние запасы денежных средств приводят к замедлению их оборота, то есть к снижению эффективности их использования, а в условиях инфляции - и к прямым потерям за счет их обесценивания.
      Поэтому искусство управления денежными  средствами заключается не в том, чтобы накопить как можно больше денег, а в оптимизации их запасов, в стремлении к такому планированию движения денежных потоков, чтобы к каждому очередному платежу предприятие по своим обязательствам обеспечивалось поступлением денег от покупателей и других дебиторов при сохранении необходимых резервов. Такой подход обеспечивает возможность сохранения повседневной платежеспособности предприятия, извлечения дополнительной прибыли за счет инвестиции появляющихся временно свободных денежных ресурсов без их омертвления. Оборот денежных средств также непосредственно зависит от правильности и своевременности осуществления расчетных операций, которые возникают в процессе деятельности предприятия в результате взаимоотношений с поставщиками, покупателями, подотчетными лицами, разными дебиторами и кредиторами, кредитными организациями и др.
      Все это придает большое значение обороту денежных средств как  важнейшему инструменту управления денежными потоками, контроля сохранности, законности и эффективности использования  денежных средств, поддержания повседневной платежеспособности предприятия.
      Поэтому для правильной организации денежного обращения, расчетов предприятия, укрепления платежной дисциплины, эффективного использования финансовых ресурсов имеет особое значение учет  наличия и движения денежных средств.
      Учет  наличия и движения денежных средств осуществляется с помощью бухгалтерского (финансового) учета.
      Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:
      точный, полный и своевременный учет денежных средств и операций по их движению;
      контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием;
      контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины;
      выявление возможностей более рационального использования денежных средств.
 
      В соответствии с Конституцией РФ проведение в стране денежной политики возложено на Правительство РФ, которое часть своих полномочий передает Банку России и Государственному таможенному комитету РФ.
      При организации бухгалтерского учета  денежных средств и расчетов следует  руководствоваться следующими нормативными актами:
      Гражданский кодекс РФ;
      Налоговый кодекс РФ;
      Кодекс об административных правонарушениях РФ;
      Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ);
      Закон РФ от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;
      Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. от 24.03.2000 г.);
      План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. Приказа Минфина РФ от 07.05.2003 г. № 38н);
      Положение Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденное 3 октября 2002 г. № 2п;
      Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40;
      Указание Банка России от 14 ноября 2001 г. № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»;
      Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н;
      Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденное Приказом Минфина России от 10 января 2000 г. № 2н;
      Инструкция Банка России № 91-И, ГТК России № 01-11/28644 от 4 октября 2000 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров»;
      Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утвержденное Приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н;
      Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.
 
 
 
 
 
 
 
 
      Особенности деятельности ООО «ИНСАЙТ» и их влияние на организацию учета денежных средств
 
      Объектом  исследования данной курсовой работы является общество с ограниченной ответственностью «ИНСАЙТ».
        ООО «ИНСАЙТ» создано в марте  2004 года для  ведения предпринимательской деятельности с целью получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, имеет отдельный расчетный счет и баланс.
      Основным  видом деятельности данного предприятия  является оказание услуг по сбору  и вывозу твердых бытовых отходов, услуг по уборке территории и аналогичная деятельность.
      Общество  действует на основании Устава, в  соответствии с которым:
      1. Высшим органом управления ООО «ИНСАЙТ» является Общее собрание участников, которое может быть очередным и внеочередным к исключительной компетенции которого относится:
      • определение основных направлений  деятельности;
      • изменение Устава и уставного  капитала;
      • утверждение годовых отчетов  и годовых бухгалтерских балансов и прочее.
    Единоличным исполнительным органом является генеральный директор, который осуществляет оперативное руководство текущей деятельностью, распоряжается имуществом и финансовыми средствами и прочее. Он несет ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности, обладает правом первой подписи на платежных документах, чеках, счетах.
 
      Организационная структура ООО «ИНСАЙТ» представлена на рисунке 1.1. 
 

     

     
 
 

 

     
 

 
 
 
 
 

Рис. 1.1  Организационная структура управления ООО «ИНСАЙТ»

 
 
      В ООО «ИНСАЙТ» для осуществления  деятельности созданы следующие службы, отделы и подразделения:
    финансовая служба – представлена должностями главного бухгалтера и бухгалтера – кассира; осуществляет бухгалтерский и налоговый учет, формирует различную отчетность;
    коммерческий отдел – состоит из главного менеджера и менеджера; осуществляет работу с клиентами, включая заключение договоров, способствует продвижению услуг ООО «ИНСАЙТ», как товара, на рынке.
    диспетчерская служба – представлена должностью диспетчера-координатора, который координирует деятельность сотрудников структурных подразделений по качественному оказанию услуг клиентам;
    структурное подразделение по уборке территории – рабочий по уборке территории базы, которую на основании договора об оказании услуг обслуживает ООО «ИНСАЙТ» и водитель грузовика;
    структурное подразделение по сбору и вывозу ТБО – водители-механики грузовых мусоровозов; осуществляют сбор и вывоз пакетированного мусора (ТБО) у выездных клиентов, расположенных на территории г. Владивостока и в пригороде;
    коммерческий директор – осуществляет координацию и контроль коммерческого отдела и всех структурных подразделений, подчиняется непосредственно генеральному директору.
      Штат  сотрудников состоит из 12 человек.
      Для реализации своей деятельности  ООО «ИНСАЙТ» имеет три грузовых специализированных автомашины (грузовые мусоровозы) и один грузовик.
      ООО «ИНСАЙТ» оказывает два вида услуг  согласно Уставу
    уборка территории;  сбор и вывоз ТБО.
      Услуги  по уборке территории  и вывозу мусора с территории компания оказывает  клиентам оптовой базы «Норд-Ост» на основании договора на оказание услуг. Непосредственным исполнителем является соответствующее структурное подразделение. Для реализации услуг используется грузовик.
      Услуги  по сбору и вывозу ТБО компания оказывает «выездным» клиентам, которые находятся в г. Владивостоке и пригороде. Соответствующее структурное подразделение осуществляет сбор и вывоз пакетированного мусора с использованием трех грузовых мусоровозов. Коммерческий отдел занимается подбором клиентов, заключением договоров с ними, рекламой оказываемых услуг.
      На  сегодняшний день количество клиентов ООО «ИНСАЙТ» составляет около 200, среди них ООО, ЗАО, индивидуальные предприниматели, бюджетные организации и даже физические лица. Благодаря работе менеджеров компании количество клиентов по сравнению с прошлым кварталом увеличилось в 2,5 раза.
      По  истечении квартала каждому клиенту  выдается справка о количестве вывезенного мусора для предоставления отчетности в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора.
      Координирует  работу водителей структурных подразделений  диспетчер-координатор, который, учитывая пожелание клиентов, распределяет и составляет маршруты, отслеживая исполнение условий договора с каждым клиентом.
      Коммерческий  директор, также как  финансовая и диспетчерская службы, координирует, контролирует, проводит анализ осуществляемой деятельности организации в целом, т.е. по двум направлениям оказываемых услуг.
      В ООО «ИНСАЙТ» генеральный директор учредил финансовую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.
      Главный бухгалтер подчиняется непосредственно  генеральному директору  ООО «ИНСАЙТ» и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Также главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
      В ООО «ИНСАЙТ» в 2004-2005 годах была разработана и утверждена приказом генерального директора учетная политика, в соответствии с которой:
    бухгалтерский учет на предприятии ведется с использованием компьютерной техники и бухгалтерской программы «1С: Предприятие 7.7»;
    используется рабочий план счетов, разработанный на основе типового Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31 декабря 2000 года № 94н [11];
    доходы и расходы учитываются методом начисления;
    амортизация основных средств в бухгалтерском и налоговом учете начисляется линейным способом;
    при отпуске материально-производственных запасов для реализации услуг и ином выбытии их оценка производится предприятием по средней себестоимости;
    предусмотрены положения по учету затрат на оказание услуг, которые выражаются в следующем:
      - учет прямых затрат ведется на счете 20 «Основное производство»;
      - учет  косвенных затрат – на счете  26 «Общехозяйственные расходы»;
      - для  учета расходов будущих периодов  применяется счет 97 «Расходы будущих  периодов».
      На  предприятии применяется традиционная для отечественных предприятий система учета полных затрат. То есть в исследуемой организации применяется традиционный для отечественной практики калькуляционный вариант по полной себестоимости.
      На  исследуемом предприятии для  калькулирования себестоимости  продукции используются следующие  статьи калькуляции, представленные в  таблице 1.1 (Приложение А).
      С 1-го января 2006 года ООО «ИНСАЙТ» перешло  на упрощенную систему налогообложения  с объектом налогообложения  доходы. В связи с этим доходы учитываются кассовым методом (т.е. в день поступления денежных средств на счет в банк или в кассу), расходы признаются затратами после их фактической оплаты. Расходы для целей налогообложения не учитываются.
      Основные средства принимаются к учету, как и при общей системе налогообложения,  амортизация основных средств в бухгалтерском и налоговом учете начисляется линейным способом.
      ООО «ИНСАЙТ» оформляет и представляет отчетность установленного образца, согласно действующему законодательству, в фонд социального страхования, в пенсионный фонд, в инспекцию ФНС по месту регистрации, в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора (в экологию).
        Применение ООО «ИНСАЙТ» упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организации, налога на имущество и единого социального налога уплатой единого налога. А также ООО «ИНСАЙТ» не признается плательщиком НДС. 
      Одним из наиболее важных участков бухгалтерского учета является учет денежных средств и расчетных операций предприятия.
     В структуре операций с денежными  средствами удельный вес безналичных операций  составляет 30 - 35 процентов от осуществляемых операций в рублях. Валютных операций нет.
      Для осуществления расчетов наличными деньгами на предприятии создана касса и ведется  кассовая книга по установленной форме в соответствии с нормативными документами.
      В кассу  предприятия денежные  средства поступают от покупателей за реализованные услуги (с обязательным использованием ККМ), от подотчетных лиц, от учредителей.
      Для осуществления безналичных расчетов исследуемое предприятие имеет  расчетный счет, открытый в ОАО  «Дальневосточный банк» в городе Владивостоке. Обработка банковских документов ведется с помощью системы «Банк-Клиент».
    Операции  с денежными средствами подлежат документальному оформлению соответствующими документами. Порядок прохождения документов, начиная с момента выписки до момента сдачи в архив, составляет документооборот.
    Примерная схема документооборота по учету денежных средств в ООО «ИНСАЙТ» представлена на рисунке 1.2. 

      

     1                                                                                                                                         2 

                                                              3
                   
                                                               4
      5                                                                                                                                        2 

                                                  
        6                                        7 
         

    1 -  Выписка банка, первичные документы
    2 -  Поступление денежных средств
    3 -  Первичные документы 
    4 -  Отчет кассира, первичные документы
    5 -  Формирование учетных регистров
    6 -  Перенос данных из журналов-ордеров  в главную книгу
    7 –  Формирование и составление отчетности 
     
     

    Рис. 1.2  Схема документооборота в ООО «ИНСАЙТ» 
 

      Дадим общую оценку деятельности предприятия, используя основные показатели ООО «ИНСАЙТ» за 1-ое полугодие 2006 года. Основанием для проведения данного анализа является отчет о прибылях и убытках (форма 2).
      Основные  показатели деятельности представлены в таблице 1.2 (Приложение Б).
      В результате проведенного сравнительного анализа по основным экономическим показателям ООО «ИНСАЙТ» выявлено следующее. Выручка от реализации возросла на 105 тыс. рублей (или на 44,12 %), что связано с расширением деятельности за счет привлечения новых клиентов.
     При этом прибыль от продаж увеличилась на 57 тыс. рублей (219,23 %). Это связано с увеличением выручки от реализации (на 44,12 %), по сравнению с увеличением себестоимости (на 41,92 %).
     Согласно  проведенному анализу затраты на 1 тыс. рублей реализованных товаров составили во 2-м квартале 2006 года 500 рублей. Относительно предыдущего квартала  затраты на 1 тыс. рублей снизились на 300 рублей, что вызвано снижением себестоимости при увеличении выручки от реализации.
     По  этой же причине рентабельность продаж тоже увеличилась по сравнению с 1-м кварталом 2006 года и составила 9,04 %.
      Таким образом, на предприятии сложилась  ситуация, в которой наметилась тенденция снижения убытков и увеличения прибыли за счет меньшего роста себестоимости услуг при заметном увеличении выручки. В дальнейшей деятельности ООО «ИНСАЙТ» необходимо снизить себестоимость услуг и увеличить выручку от реализации. Этого можно достигнуть путем снижения расходов на ГСМ (за счет более рационального составления маршрутов и использования транспортных средств) и некоторых видов управленческих расходов, а также увеличения количества обслуживаемых клиентов и расширением ассортимента оказываемых услуг.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 2.  Организация учета денежных средств 

      Денежные  средства организаций находятся  в кассе в виде наличных денег  и денежных документов на счетах в  банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, чековых  книжках и т.д.
      Для точного, полного и своевременного учета денежных средств и операций по их движению необходимо знать и  правильно организовать учет кассовых операций, учет операций на расчетном  и валютном счетах, учет прочих денежных средств. 

      Организация учета кассовых операций
 
      Порядок хранения, расходования и учета денежных средств в кассе установлен Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40 [2].
      В соответствии с этим документом организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.
        Организации производят расчеты по своим обязательствам с другими организациями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Для осуществления расчетов наличными  деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
    Прием наличных денег предприятиями при  осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
    Наличные  денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.
    Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность  принятых ценностей.
    В кассах предприятий могут храниться  наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
    Лимит остатка наличных денег в кассе  устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
    Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие  представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по установленной форме "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу".
    При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.
    Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота  предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка  и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.
    По  предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.
    Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и другие), а также в соответствии с договором банковского счета.
    Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх  установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.
    Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков, и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
    Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.
    Предприятия не имеют права накапливать в  своих кассах наличные деньги для  осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера) до установленного срока их выплаты.
        Выдача наличных денег под  отчет производится из касс  предприятий.
      Предприятия выдают наличные деньги под отчет  на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий.
      Выдача  наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся  командированным лицам на эти  цели.
      Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3-х рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
      Выдача  наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.
      Передача  выданных под отчет наличных денег  одним лицом другому запрещается.
      Кассовые  операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
      Прием наличных денег в кассу предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
      О приеме денег выдается квитанция  к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
        Выдача наличных денег из касс  предприятий производится по  расходным кассовым ордерам или  надлежаще оформленным другим  документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными.
      В тех случаях, когда на прилагаемых  к расходным кассовым ордерам  документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись  руководителя предприятия, подпись  его на расходных кассовых ордерах  не обязательна.
      В централизованных бухгалтериях на общую  сумму выданной заработной платы  составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляются  на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости.
      При выдаче денег по расходному кассовому  ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку получателя. Если заменяющий расходный кассовый ордер документ составлен на выдачу денег нескольким лицам, то получатели также предъявляют указанные документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей графе платежных документов. Однако в последнем случае запись о данных документа, удостоверяющего личность, на денежном документе, заменяющем кассовый расходный ордер, не производится.
      Расписка  в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно  чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей - прописью, копеек - цифрами. При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается.
      Выдача  денег лицам, не состоящим в списочном  составе предприятия, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.
      Выдачу  денег кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Если выдача денег производится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег бухгалтерией указывается фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Если выдача денег производится по ведомости, перед распиской в получении денег кассир делает надпись: "По доверенности".
      Доверенность  остается в документах дня, как приложение к расходному кассовому ордеру или  ведомости.
      Оплата  труда, выплата пособий по социальному  страхованию и стипендий производится кассиром по платежным (расчетно-платежным) ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.
      На  титульном (заглавном) листе платежной (расчетно-платежной) ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия или лиц на это уполномоченных.
      В аналогичном порядке могут оформляться  и разовые выдачи денег на оплату труда (при уходе в отпуск, болезни  и др.), а также выдача депонированных сумм и денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, нескольким лицам.
      Разовые выдачи денег на оплату труда отдельным  лицам производятся, как правило, по расходным кассовым ордерам.
    По  истечении установленных выше сроков оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий кассир должен:
    - в платежной (расчетно-платежной) ведомости против фамилии лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки: "Депонировано";
    -   составить реестр депонированных сумм;
    -   в конце платежной (расчетно-платежной) ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью. Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись: "Деньги по ведомости выдавал (подпись)". Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается;
    - записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: "Расходный кассовый ордер N _____".
    Бухгалтерия производит проверку отметок, сделанных  кассирами в платежных (расчетно-платежных  ведомостях), и подсчет выданных и депонированных по ним сумм.
    Депонированные  суммы сдаются в банк, и на сданные  суммы составляется один общий расходный кассовый ордер.
    Приходные кассовые ордера и квитанции к  ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы  должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой  ручкой или выписаны на машине (пишущей, вычислительной). Подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются.
    В приходных и расходных кассовых ордерах указывается основание  для их составления и перечисляются  прилагаемые к ним документы.
    Выдача  приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов на руки лицам, вносящим или получающим деньги, запрещается.
    Прием и выдача денег по кассовым ордерам  может производиться только в  день их составления.
    При получении приходных и расходных  кассовых ордеров или заменяющих их документов кассир обязан проверить:
    -  наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере или заменяющем его документе разрешительной надписи (подписи) руководителя предприятия или лиц на это уполномоченных;
    -  правильность оформления документов;
    -  наличие перечисленных в документах приложений.
    В случае несоблюдения одного из этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерию  для надлежащего оформления. Приходные  и расходные кассовые ордера или  заменяющие их документы немедленно после получения или выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью "Оплачено" с указанием даты (числа, месяца, года).
    Приходные и расходные кассовые ордера или  заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей регистрируются после их выдачи.
    Регистрация приходных и расходных кассовых документов может осуществляться с  применением средств вычислительной техники. При этом в машинограмме "Вкладной лист журнала регистрации  приходных и расходных кассовых ордеров", составляемой за соответствующий день, обеспечивается также формирование данных для учета движения денежных средств по целевому назначению.
    Все поступления и выдачи наличных денег  предприятия учитывают в кассовой книге.
    Каждое  предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
    Записи  в кассовой книге ведутся в 2-х  экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.
    Подчистки и неоговоренные исправления  в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего.
    Записи  в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
    На  предприятиях при условии обеспечения  полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись  автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно с ней формируется машинограмма "Отчет кассира". Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.
    Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах  осуществляется автоматически в  порядке возрастания с начала года.
    В машинограмме "Вкладной лист кассовой книги" последним за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в последней за календарный год - общее количество листов кассовой книги за год.
    Кассир  после получения машинограмм "Вкладной лист кассовой книги" и "Отчет кассира" обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.
    В целях обеспечения сохранности и удобства использования машинограммы "Вкладной лист кассовой книги" в течение года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости) машинограммы "Вкладной лист кассовой книги" брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия и книга опечатывается.
    Контроль  за правильным ведением кассовой книги  возлагается на главного бухгалтера предприятия.
    Выдача  денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход предприятия.
    Главный (старший) кассир перед началом рабочего дня выдает другим кассирам авансом  необходимую для расходных операций сумму наличных денег под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег.
    Кассиры в конце рабочего дня обязаны  отчитаться перед главным (старшим) кассиром в полученном авансе и в  деньгах, принятых по приходным документам, и сдать остаток наличных денег  и кассовые документы по произведенным операциям (главному) старшему кассиру под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег.
    По  авансам, полученным для оплаты труда  и выплаты стипендий, кассир обязан отчитаться в срок, указанный в  платежной ведомости, для их выплаты. До истечения этого срока кассиры обязаны ежедневно сдавать в кассу остатки наличных денег, не выданных по платежным ведомостям. Эти деньги сдаются в опечатанных кассирами сумках, пакетах и других упаковках главному (старшему) кассиру под расписку, с указанием объявленной суммы.
    Руководители организаций обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.
    Помещение кассы должно быть изолировано, а  двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы  лицам, не имеющим отношения к  ее работе, воспрещается.
    Кассы предприятий могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством.
    Все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических  шкафах, а в отдельных случаях - в комбинированных и обычных  металлических шкафах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются печатью кассира.
    Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается  оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты.
    Учтенные  дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. хранятся у руководителей предприятий. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем предприятия, результаты ее фиксируются в акте.
    При обнаружении утраты ключа руководитель предприятия сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа.
    Хранение  в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному  предприятию, запрещается.
    После издания приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу руководитель предприятия обязан под расписку ознакомить его с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, после чего с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности.
    Кассир  в соответствии с действующим  законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих несет полную материальную ответственность  за сохранность всех принятых им ценностей  и за ущерб, причиненный предприятию  как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.
    Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам.
      На  предприятиях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены, исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя предприятия (решению, постановлению). С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности.
      В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь и др.) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера предприятия или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем предприятия. О результатах пересчета и передачи ценностей составляется акт за подписями указанных лиц.
      На  малых предприятиях, не имеющих в  штате кассира, обязанности последнего могут выполняться главным бухгалтером  или другим работником по письменному распоряжению руководителя предприятия при условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности.
      В сроки, установленные руководителем  предприятия, а также при смене  кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.
      В условиях автоматизированного ведения  кассовой книги должна производиться  проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.
      Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей  предприятий, главных бухгалтеров  и кассиров.
      Лица, виновные в неоднократном нарушении  кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют банки (не реже одного раза в два года).
      За  несоблюдение условий работы с денежной наличностью и Порядка ведения кассовых операций в соответствии со статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. [3] предусмотрены следующие меры финансовой ответственности:
      -   за осуществление расчетов наличными  денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм;
      -   за неоприходование (неполное  оприходование) в кассу денежной  наличности;
      -   за несоблюдение действующего  порядка хранения свободных денежных  средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов
      наложение штрафов на должностных лиц в  размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических  лиц – от 400 до 500 МРОТ.
      В настоящее время в соответствии с Указанием Банка России от 14 ноября 2001 г. № 1050-У [4] установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке – 60 тыс. рублей.
      Денежные  средства, хранящиеся в кассе, учитывают на активном синтетическом счете 50 «Касса». В дебет этого счета записывают поступление денежных средств в кассу, а в кредит – выбытие денежных средств из кассы. Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприятия на начало месяца.
      К счету 50 «Касса» могут быть открыты  субсчета:
      50-1  «Касса организации»;
      50-2  «Операционная касса»;
      50-3  «Денежные документы» и др.
      На  субсчете 50-1 «Касса организации» учитывают  денежные средства в кассе. Если организация  проводит кассовые операции с иностранной  валютой, то к счету 50 «Касса» открывают  субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.
      На  субсчете 50-2 «Операционная касса» учитывают  наличие и движение денежных средств  в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, в билетных и багажных кассах портов, вокзалов и т.п. Этот субсчет открывается организациями при необходимости.
      На  субсчете 50-3  «Денежные документы» учитывают находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной пошлины и другие денежные документы. Денежные документы учитывают на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на их приобретение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.