На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Институт президента в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. История появления  института президента в России…………………….4
2. Президент  РФ. Правовой статус, полномочия…………………………...6
3. Понятие избирательной  системы в РФ…………………………………..14
4. Избирательный  процесс в России………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....31
 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Термин "президент" происходит от латинского "Praesidens", что буквально означает "сидящий впереди". В современном значении президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Исторические корни института президентства уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства. В ХХ веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колоний, привели к образованию множества независимых государств и в большинстве из них был учрежден пост президента. В настоящее время насчитывается около 150 стран, в которых главой государства является президент.
     Президентство является относительно молодым, новым  и еще не полностью устоявшимся  юридическим институтом в российской конституционно-политической практике, особенно если рассматривать его  в сравнении с институтом Президента ряда зарубежных стран (США, Франция  и т.п.), в которых он насчитывает  достаточно длительную и обширную историю  практической деятельности. В то же время, несомненно, что он вызывает к себе пристальный интерес, отчасти  обусловленный его новизной для  нашего государства. Появилось немало посвященных ему исследований. Скорее всего, данная тема претендует на то, чтобы  стать в России одной из "вечных". Однако, от этого она не превратилась в предельно раскрытую и исчерпанную. Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок и детальных исследований ученых, политологов, историков и юристов. Некоторым аспектам данного института и посвящена данная курсовая работа. Рассматриваемая тема особенно актуальна на пороге предстоящих президентских выборов. 

 

      1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ  ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА  В РОССИИ 

     Впервые о введении поста президента в  советской России говорили еще в 1936 году. При обсуждении Конституции  СССР в одной из поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР не Верховным Советом, а  всем населением - наподобие выборов  президента в США. Разумеется, И.В. Сталин категорически отверг это предложение, утверждая, что в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого  всем населением, - "Президент в СССР коллегиальный - это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого не всем населением, а Верховным Советом, и подотчетного Верховному Совету".
     Следующая попытка ввести институт президента возникла в середине 60-х годов. В 1964 году Н.С. Хрущев внес на рассмотрение комиссии по подготовке проекта новой  Конституции СССР предложение учредить пост президента. Была даже разработана  соответствующая глава Конституции. Однако по разным причинам это предложение  не прошло. По сложившейся традиции роль главы государства по-прежнему отводилась "коллегиальному президенту" - Президиуму Верховного Совета.
     Л.И. Брежнев совместил в одном лице высшие партийные и государственные должности, что в сумме дало больше властных полномочий, чем мог бы дать президентский пост. Поэтому в "эпоху застоя" вопросов о президентстве не возникало. Только в марте 1990 года внеочередной III съезд народных депутатов СССР принимает закон "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в конституцию (Основной закон) СССР" и избирает первого (и последнего) президента СССР Михаила Горбачева.
     В марте 1991 года после долгих обсуждений и дискуссий на всероссийский  референдум был вынесен вопрос о  введении государственного института Президента России. Тогда 70% участников голосования высказались за введение президентства. IV съезд народных депутатов РСФСР 21-25 мая 1991 года утвердил законы "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР", а также внес соответствующие изменения в Конституцию РСФСР. В июне состоялись выборы первого президента России Бориса Ельцина.
     В декабре 1991 года распался Советский  Союз, и последовавшее вслед за этим сложение с себя полномочий президентом  СССР создало благоприятные условия  для дальнейшего упрочения президентской  власти в России. Президент Борис  Ельцин взял под свой контроль стратегические ядерные вооружения, вопросы государственной  безопасности и международной политики. И с этого времени президент  России выступает в качестве представителя  независимого суверенного государства - правопреемника СССР.
     Состоявшиеся  в 1993 году выборы в Государственную  Думу и Совет Федерации, принятие на референдуме новой Конституции  России изменили расстановку политических сил в стране. Если итог первых выборов  президента России в 1991 году фактически был предопределен, то выборы 16 июня (3 июля) 1996 года характеризовались ожесточенным противостоянием с левой оппозицией и победой Бориса Ельцина, имевшего опыт политической борьбы.
     Перед новым 2000 годом Президент Борис  Ельцин заявил о своей отставке. Эта новость стала мировой  сенсацией нового года. Согласно Конституции  и закону "О выборах Президента РФ" выборы нового Президента были назначены  на 26 марта. В этот день граждане России выбрали второго Президента страны Владимира Путина. 
 
 
 
 

     2. ПРЕЗИДЕНТ РФ. ПРАВОВОЙ  СТАТУС, ПОЛНОМОЧИЯ 

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.80) Президент России является главой государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и в международных отношениях. Это означает, что Президент России обладает правом вести официальные встречи и переговоры не только с представителями иностранных государств и международных организаций, но и руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выражая при этом позицию и интересы всей Федерации в целом.
     Наделение Президента России такими обширными  полномочиями прямо вытекает из конституционной  нормы о том (п.2 ст.80), что он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В отличие от ранее действующего Основного Закона России Конституция РФ не называет Президента страны главой исполнительной власти, ограничиваясь лишь указанием на то, что Президент России - это глава государства. Однако перечень полномочий Президента России и характер его взаимоотношений с другими должностными лицами и органами власти, позволяют сделать вывод о том, что Президент Российской Федерации оказывает самое непосредственное влияние на организацию деятельности исполнительной власти. Это проявляется, прежде всего, в праве Президента России определять в соответствии с Конституцией и Федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства. Кроме того, Президент РФ активно участвует в определении персонального состава Правительства РФ и организации его работы. Так, согласно п. "а", "б", "в", "г", "и" й"к" ст.83 Конституции РФ Президент Российской Федерации:
     - назначает с согласия Государственной  Думы Председателя Правительства  РФ;
     - принимает решение об отставке  Правительства РФ;
     - по предложению Председателя  Правительства РФ назначает на  должность и освобождает от  должности заместителей Председателя  Правительства РФ, Федеральных министров;
     - имеет право председательствовать  на заседаниях Правительства  РФ;
     - формирует Администрацию Президента  РФ;
     - назначает и освобождает своих  полномочных представителей в  субъектах РФ.
     Президент России обладает весьма значительными  полномочиями учредительного характера  в отношении других государственных  органов:
     - представляет Государственной Думе  кандидатуру для назначения на  должность Председателя Центрального  банка РФ;
     - ставит перед Государственной  Думой вопрос об освобождении  от должности Председателя Центрального  банка РФ;
     - представляет Совету Федерации  кандидатуры для назначения на  должность судей Конституционного  Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ, а также  кандидатуру Генерального прокурора  Российской Федерации;
     - вносит в Совет Федерации предложения  об освобождении от должности  Генерального прокурора РФ;
     - назначает судей других федеральных  судов, в том числе и судей  военных судов военных округов,  групп войск, армий, флотилий, гарнизонов и им равных военно-судебных  органов;
     - назначает и отзывает после  консультации с соответствующими  комитетами или комиссиями палат  Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
     Президент РФ осуществляет ряд функций, связанных с обеспечением деятельности парламента РФ и принятием федеральных законов. Так, в соответствии с положением ст.84 Конституции РФ, Президент РФ:
     - назначает выборы Государственной  Думы;
     -распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
     - вносит законопроекты в Государственную  Думу;
     - подписывает и обнародует Федеральные  законы;
     -назначает референдум в порядке, установленном Федеральным конституционным законом.
     Президент России как должностное лицо, призванное обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти, наделен Конституцией РФ (ст.85) правом использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и Федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Обращаться в судебные инстанции Президент может также в случае, если не достигнуто согласованное решение по спорам как между органами власти РФ и её субъектами, так и органами власти субъектов Федерации между собой.
     Весьма  значительными полномочиями обладает Президент РФ в сфере реализации внешнеполитических функций Российского государства. В соответствии с Конституцией РФ (ст.86) Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратифицированные грамоты (после ратификации международных договоров парламентом России); принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций. Содержание полномочий Президента РФ в области организации обороны страны определяется тем, что, получая власть от народа Российской Федерации, он обязан в силу Конституции РФ (ст.80, 82) и в соответствии с присягой принимать меры по охране суверенитета России, её независимости, безопасности и территориальной целостности государства. В связи с этим Президент наделяется Конституцией РФ и военным законодательством весьма обширными и ответственными полномочиями.
     Как было уже отмечено, Президент РФ по предложению Правительства РФ назначает на должности Федеральных  министров и руководителей оборонного комплекса России: министра обороны  и председателя комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности. Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. В этот орган, основными функциями которого является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации, кроме Президента входят руководители палат парламента и председатель Правительства Российской Федерации, ряд федеральных министров (обороны, иностранных дел, внутренних дел и др.), руководители других государственных органов (службы внешней разведки и др.).
     Среди полномочий Президента есть и такие, осуществление которых самым  непосредственным образом влияет на боевую готовность Вооруженных Сил  Российской Федерации:
     - утверждение военной доктрины  Российской Федерации; 
     - назначение и освобождение от  должности высшего командования  Вооруженных Сил Российской Федерации;
     - присвоение высших военных званий;
     - издание указов о призыве граждан  России на военную службу.
     В соответствии с Конституцией РФ (ст.87) Президент России является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Именно в этом качестве Президент РФ согласно Закона Российской Федерации "Об обороне" утверждает концепцию и планы строительства, планы применения Вооруженных Сил РФ, утверждает Положение о Министерстве обороны России и Генеральном штабе Вооруженных сил Российской Федерации, утверждает по представлению министра обороны РФ планы дислокаций войск и размещении военных объектов. Кроме того, Президент РФ, будучи должностным лицом, непрерывно осуществляющим свои властные функции, наделен Конституцией Российской Федерации (ст.87, 88) правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности граждан. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозе агрессии Президент России вводит на всей территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. В соответствии с законом РФ "Об обороне" Президент в случае внезапного вооруженного нападения на Российскую Федерацию объявляет состояние войны, общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом парламенту России. Президент вводит в действие нормативные акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы государственного управления военного времени в соответствии с Законом РФ о военном положении. Равным образом Президент России сообщает Совету Федерации и Государственной Думе об осуществлении им и другого своего права - введение на всей территории Российской Федерации или отдельных её местностях чрезвычайного положения (ст.88 Конституции РФ).
     Президенту  России присущ и ряд полномочий, характерных для главы любого государства (ст.89 Конституции РФ), среди которых:
     -решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
     - награждение государственными знаками  Российской Федерации;
     - присвоение почетных званий Российской  Федерации;
     - осуществление помилования (в  виде указа Президента России  о полном или частичном освобождении  конкретного осужденного от наказания  либо замене назначенного ему  судом наказания более мягким; этим актом может предусматриваться  также снятие судимости с лиц,  ранее отбывших наказание).
     По  вопросам своей компетенции Президент  России издает указы и распоряжения. Указы Президента России по своей юридической силе бывают нормативные (т.е. имеющими общеобязательный характер и содержащие предписания общего характера) и ненормативными, индивидуальными (т.е. распространяющими свое действие на конкретных субъектов правоотношений и рассчитанных на одноразовое применение). К нормативным указам Президента России относится, например, указ о введении чрезвычайного положения, а к ненормативным - о назначении руководителя того или иного министерства или ведомства.
     Указы и распоряжение Президента России обязаны  на всей территории Российской Федерации. Данное требование Конституции РФ (ст.90) означает, что акты Президента имеют  прямое действие в отношении органов  государственной власти, их должностных  лиц, общественных объединений, органов  местного самоуправления и граждан. Указы и распоряжения Президента России не должны противоречить Конституции  РФ и федеральным законам. С целью  успешного осуществления своих  многообразных полномочий Президент  России формирует Администрацию Президента Российской Федерации. Возглавляют её назначенный Президентом Руководитель Администрации, который координирует деятельность управлений, отделов и служб Президента России или его Администрации. К числу таких управлений относятся: Финансово-бюджетное управление Президента России, управление делами Президента России, Управление делопроизводства Администрации Президента России, Управление информационного обеспечения Администрации Президента России и др. Главными задачами указанных Управлений являются обеспечение эффективной деятельности главы государства в соответствующей сфере, принятие им обоснованных решений и организации взаимодействия с другими органами государственной власти.
     Важную  роль в Администрации Президента России играет Государственно-правовое управление Президента России. Оно призвано осуществлять разработку предложений по концепции правовой политики и правовому обеспечению осуществляемых социально-экономических реформ, обеспечивать формирование программ законопроектных реформ, готовить заключение по поступающим на подпись Президенту России Федеральным законам, контролировать правильность и своевременность опубликования указов и распоряжений Президента России, Федеральных законов и других актов, принимаемых Федеральным Собранием Российский Федерации. На Государственно-правовое управление Президента РФ возложена также координация работ по вопросам нормативного регулирования деятельности правоохранительных органов, органов военного управления, а также других государственных органов, осуществляющих деятельность в области обороны и безопасности. С этой целью в составе ГПУ создан и действует Отдел правоохранительных органов, вопросов безопасности и обороны.
     Ряд ответственных задач решает Отдел  писем и приема граждан, Отдел  по взаимодействию и партиями и общественными  объединениями, Аппарат советников Президента России (в его составе  есть советник по правовой политике, по оборонным вопросам и др.), Комиссии при Президенте (комиссии по вопросам помилования, по государственным наградам, по присвоению высших военных званий и др.), Координационные комитеты (по делам инвалидов, по экологической политике и др.). Для обеспечения взаимодействия Администрации Президента России с парламентом, главой государства назначается полномочный представитель Президента России в Федеральном Собрании.
 

      3. ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РФ 

     В современной юридической литературе нет единой точки зрения на понятие "избирательная система". Одни под ней понимают совокупность фактических  общественных отношений, возникающих  в процессе организации и проведения выборов, взаимоотношения между  избирателями и депутатами, другие под избирательной системой понимают порядок определения результатов  выборов.
     Избирательное право есть совокупность: избирательного права (юридические нормы, закрепляющие права граждан избирать и быть избранными в органы государственной  власти) и порядка определения  результатов выборов. Следовательно, избирательное право, и порядок  подсчета результатов выборов являются составными частями избирательной  системы. Таким образом, избирательная  система и становится системой, так  как она состоит из упорядоченной  системы совокупности элементов, институтов: правовых норм и порядка определения  результатов выборов. Это дает нам  определение избирательной системы  в широком смысле. В узком смысле – это порядок определения  результатов выборов.
     В этом случае избирательную систему  следует рассматривать как технико-процедурные  нормы, которые позволяют объективно определить результаты выборов.
     Источниками избирательной системы являются: Конституция Российской Федерации; федеральные законы: "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", "О  выборах Президента РФ", "О выборах  депутатов Государственной Думы ФС РФ", "О формировании Совета Федерации ФС РФ", Конституции  республик, уставы, законы субъектов  РФ о выборах в представительные органы государственной власти и  органы местного самоуправления.
     В зависимости от порядка определения  результатов выборов избирательные  системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.
     Мажоритарная  система – это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.
     Мажоритарная  система имеет разновидности, обусловленные  различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства  голосов. Самая простая разновидность  – система относительного большинства, при которой избранным считается  кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах и в  России. Часто она используется при  местных выборах. При этой системе, чем больше кандидатов баллотируется  на одно место, тем меньше голосов  требуется для избрания. В России предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной  комиссией несостоявшимися в  случае, если в них приняло участие  менее 20 % от числа избирателей, внесенных  в списки избирателей.
     Оказанный минимальный процент может быть повышен для выборов в федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  РФ. Федеральный закон "О выборах  депутатов Государственной Думы ФС РФ" повысил указанный минимум  до 25 %. Кроме того, чтобы победить на выборах в одномандатном избирательном  округе, кандидату необходимо, чтобы  полученное относительное большинство было больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Иначе выборы будут признаны несостоявшимися.
     Мажоритарная  система абсолютного большинства  – система, при которой кандидату  для избрания необходимо получить более  половины голосов (50 % + 1 голос). В качестве базы для подсчета выступает, как  правило, общее число поданных голосов. При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по данной системе часто оказываются  нерезультативными.
     Преодолевается  нерезультативность перебаллотировкой кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это так называемый второй тур выборов (повторное голосование). Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" предусматривает перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов. В России избирательная система двух туров применяется на выборах высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов РФ и иногда в муниципальных образованиях.
     Пропорциональная  система (пропорциональное представительство партий и движений). При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.
     Пропорциональная  система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление  множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы  избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.
     В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению мандатов не допускаются. Но, если за федеральные  списки кандидатов, преодолевших семипроцентный барьер, подано в совокупности 60 % или менее процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускаются последовательно в порядке убытия числа полученных голосов списки кандидатов, собравшие менее 7 % голосов, пока общее число голосов избирателей не превысит в совокупности 60 % голосов избирателей.
     Распределение мандатов при пропорциональной системе  происходит по определенной методике, предусмотренной ст. 3 ФЗ "О выборах  депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации". Закон включает изменения в порядке  определения результатов выборов  по партийным спискам в федеральном  округе. Существенным моментом стало  увеличение избирательного барьера  для прохождения кандидатов от избирательного объединения с 5 до 7 % голосов избирателей.
     Полупропорциональные системы. Данная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата, хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие большее
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.