На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Состояния бухгалтерского учета денежных средств и их аудиторской проверки в ООО «Престиж»

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 21.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление:
    Введение……………………………………..…………………………………….3
    1. Основные направления учета и аудита денежных средств
    1.1 Нормативно – правовое регулирование учета и аудита денежных средств в Российской Федерации…………………………………………….7
    1.2 Учет денежных средств………………………………………………….13
    1.3 Аудит денежных средств………………………………………………...27
    2. Учет и аудит денежных средств на примере предприятия ООО «Престиж»
     2.1 Общая характеристика организации  ООО «Престиж»………………...38
    2.2 Порядок осуществления и бухгалтерский учет наличных форм расчетов……………………………………………………………………….39
    2.3 Порядок осуществления и бухгалтерский учет безналичных форм расчетов……………………………………………………………………….48
    2.4 Составление бухгалтерской отчетности………………………………..52
    2.5 Аудиторская проверка кассовых операций…………………………….58
    2.6 Аудиторская проверка операций по расчетному счету………………..62
    2.7 Аудиторская проверка расчетов с поставщиками, покупателями и заказчиками…………………………………………………………………...65
    2.8 Аудиторская проверка расчетов с дебиторами и кредиторами……….67
    3. Предложения по совершенствованию учета и контроля за денежными средствами…………………………………………….………………………….70
    Заключение…………………………………………………………………….…75
    Список литературы………………………………………………………………78
    Приложения…………………………………………………………………...…81 
     
     

Введение
      В процессе осуществления своей деятельности каждая организация налаживает хозяйственные связи с другими организациями. Например, у одних организаций она покупает материалы для производства своей продукции, другим – заказывает выполнение определенных работ и т.д. В свою очередь, организация продает другим организациям свои товары и продукцию, выполняет для них работы и оказывает услуги в зависимости от вида деятельности, которыми она занимается. Иными словами, организация все время имеет хозяйственные отношения с поставщиками и покупателями и осуществляет с ним денежные и иные расчеты. Кроме поставщиков и покупателей организация ведет денежные расчеты с банками, с бюджетом, внебюджетными фондами и другими кредиторами и дебиторами.
      Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных  средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Расчеты могут быть как внешними, так и внутренними, а организации могут выступать как продавцами, так и покупателями. Наиболее распространёнными видами внешних расчётов являются: расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары, расчеты с покупателями и заказчиками. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Из внутренних расчетов следует обратить особое внимание на расчеты с подотчетными лицами и на расчеты с персоналом по прочим операциям. Эти расчеты производятся в основном наличными денежными средствами и связаны с оплатой расходов предприятия. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния. Кроме того, рациональная организация расчетов, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям.
  Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоколиквидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. Между организациями большинство расчетов производится безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательшика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. Поэтому большое значение имеет учет денежных средств и контроль за их обращением на расчетных и валютных счетах в банках. Наличными же средствами ведутся внутренние расчеты. Движение наличных денег совершается посредством кассовых операций. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли. Поэтому бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования.
    Контроль  за движением денежных средств, расчетами  и банковским кредитом является одной из основных задач для предприятий. Обычно контроль осуществляется аудиторами. Если в составе организации нет аудиторской службы, то необходимо прибегнуть к помощи сторонней аудиторской фирмы.
    Актуальность  выбранной темы вызвана современными условиями хозяйствования. Приобретает актуальность своевременности расчетов, повышение ответственности предприятий за выполнение договорных обязательств и обеспечение платежей в связи с тем, что увеличение объемов реализации продукции, работ, услуг и прибыли является важнейшим показателем качественной оценки работы предприятий. При кажущейся простоте учета денежных расчетов и, в частности, кассовых операций, тем не менее, многие практические работники, даже со значительным стажем работы допускают грубые нарушения действующих правил учета и расчетов наличными деньгами. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций.
    В данной дипломной работе рассматриваются  вопросы учета и аудита денежных средств на предприятии ООО «Престиж». Предприятие имеет оптово-сбытовую сеть книжной продукции во всех регионах Российской Федерации. Основная проблема, с которой сталкиваются некрупные издательства — превышение выпуска книг над пропускной способностью торговой розничной сети. Поэтому издатели хотят, чтобы существовал оптовик, который будет особенно заинтересован в распространении именно их ассортимента книг. Кроме того, затраты на содержание своего отдела реализации для среднего издательства выше, чем вознаграждение оптовика за ту же работу. Основной вопрос здесь — доверие. Непросто доверить свой сбыт сторонней организации. В этой ситуации нам помогает безукоризненная репутация ООО «Престиж», как честного и надежного партнера и, что немаловажно, честного плательщика.
    Это широкий, постоянно пополняющийся спектр актуальной, тщательно подобранной практической и учебной литературы по юриспруденции, экономике, гуманитарным и естественным дисциплинам.
    Это работа под заказ, комплектование библиотек, формирование ассортимента «отделов деловой литературы» для розничной и мелкооптовой торговли от одного экземпляра.
    Это электронная обработка заказов в момент их поступления, оперативная отгрузка (склад и офис – на одной территории), и любые виды отправок с доставкой до потребителя.
    Это информационная поддержка совместной работы, рассчитанная на любой уровень технической оснащенности – от телефона до E - mail.
    Целью дипломной работы является изучение состояния бухгалтерского учета  денежных средств и их аудиторской проверки, выявление недостатков в организации учета и контроля денежных средств и рекомендации по улучшению учета и контроля за денежными средствами на примере ООО «Престиж».
    Исходя  из актуальности темы, при написании  дипломной работы поставлены следующие задачи:
    рассмотреть понятие денежных средств, основных расчетных операций, банковского кредита, их документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета;
    охарактеризовать аудиторскую проверку кассовых операций, денежных средств на расчетном и валютном счетах, расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, подотчетными лицами;
    дать рекомендации по совершенствованию учета и контроля за денежными средствами предприятия.
      Информационной  базой исследования является правовая-нормативная документация, литература по бухгалтерскому учету, анализу финансово - хозяйственной  деятельности и аудиту, публикации  экономических журналов и газет, регистры синтетического и аналитического учета денежных операций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Основные направления учета и аудита денежных средств
1.1 Нормативно – правовое регулирование учета и аудита денежных средств в Российской Федерации
    Ведение   бухгалтерского   учета   осуществляется    в    соответствии с нормативными  документами,  имеющими  разный  статус.  Одни  из  них обязательны к  применению  (Закон  «О  бухгалтерском  учете»,  положения  по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План  счетов, методические указания, комментарии). В  зависимости  от  назначения   и   статуса   нормативные   документы регулирующие   движение   денежных   средств   целесообразно  представить  в виде следующей системы:
1-й   уровень:   законодательные    акты,    указы    Президента    РФ           и   постановления Правительства,   регламентирующие   прямо   или косвенно   организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К ним   относятся:
    Гражданский   кодекс    РФ;
    Налоговый Кодекс РФ;
    Федеральный   закон   «О   бухгалтерском   учете»   №   129-ФЗ    от 21  ноября  1996  года.  Этот   Закон   определяет   правовые   основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию,  основные направления  бухгалтерской  деятельности  и  составления   отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский  учет  и предоставлять финансовую  отчетность,   требования    к    составлению первичной   документации   и   учетных   регистров;
    Указ   Президента   Российской   Федерации   от   19 ноября 1998  года №  416-У  « О  мерах   по   повышению   собираемости    налогов    и других   обязательных   платежей   и    упорядочению    наличного    и безналичного   денежного   обращения ».
    Указ Президента РФ от 16 февраля 1993 года № 224 “Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением” (в редакции от 25.07.2000 г.);
    Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
2-й   уровень:  стандарты  (положения)  по   бухгалтерскому   учету   и отчетности. Учетный  стандарт можно определить как свод  основных  правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения  призваны  конкретизировать закон о бухгалтерском  учете  и  отчетности.   Единственным   регулирующим   органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ. К ним   относятся:
    Положение по ведению  бухгалтерского  учета    и    отчетности  в  РФ, утвержденное приказом   Минфина РФ от   29 июля 1998 года    № 34н. Регулирует общие вопросы организации и ведения  бухгалтерского  учета, составления первичных документов, организации документооборота;
    «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2000. Утверждено приказом  Минфина  РФ  от  10   января 2000 года   №2н;
    «Бухгалтерская  отчетность  организации». ПБУ 4/99 г.   Утверждено приказом Минфина РФ от 06  июля  1999 года  № 43н;
3-й   уровень:  методические   рекомендации   (указания),   инструкции, комментарии,    письма Минфина   РФ   и   других   ведомств.    Методические рекомендации и инструкции  призваны  конкретизировать  учетные  стандарты  в соответствии  с  отраслевыми  и  иными  особенностями.  Они  разрабатываются Минфином    РФ   и    различными      ведомствами.
    План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению,  утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года №  94н. Эта инструкция   применяется   как   регулирующая организацию и   ведение бухгалтерского учета кассовых  операций;
    Приложение № 2 к Постановлению Министерства  труда  и      социального развития РФ от 31 декабря 2002 года № 85       «Типовая  форма договора   о   полной   индивидуальной   материальной ответственности»;
    Приказ  Минфина  РФ  от  22  июля  2003  года   №   67н   «О   формах бухгалтерской  отчетности  организаций»   -   применяется    в   части требований по группировке и детализации данных  о  движении  наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению Отчета о движении денежных   средств;
    «Порядок  ведения  кассовых   операций   в   Российской   Федерации», утвержденный   решением   Совета   директоров    Центрального    банка Российской Федерации от 22 сентября  1993  года   №  40  и  сообщенный письмом Банка России от 4 октября   1993 года №18 применяется в полном объеме;
    Положение о правилах организации наличного денежного         обращения на территории Российской  Федерации, утвержденное   постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года №14-П    применяется  в  части порядка получения денежных средств в банке и сдачи наличных денег в банк, установления лимита остатков  наличных  денег  и  других вопросов, касающихся отношений между организацией и  банком  в  рамках договора о расчетно-кассовом обслуживании;
    Положение  о  порядке   ведения   кассовых   операций   в   кредитных организациях на территории Российской Федерации,   утвержденное постановлением Центробанка РФ от 9 октября  2002 года №199-П применяется в части, касающейся организации  порядка банками приема   денежной   наличности   и   ее   выдачи   организациям;
    Приложение №13 к Инструкции Центробанка РФ от 16 ноября  1995 года  №31 «По  эмиссионно-кассовой  работе  в  учреждениях   банка   России»;
    Указание Центробанка РФ от 14 ноября 2001 года №1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными    деньгами  в Российской  Федерации  между  юридическими  лицами по одной сделке, указания  Центробанка  РФ  в  изменение  данного указания, а также разъяснения Центробанка РФ, Минфина РФ и МНС РФ о порядке применения указаний  Центробанка РФ о пределах расчетов наличными денежными    средствами;
    "О   введении   новых    форматов   расчетных   документов "  Указание от 22 февраля 1999 года N502-У о внесении изменений    и дополнений в указание банка России от 03 декабря 1997 №51-У;
    Инструкция  №  28  о   расчетных,  текущих   и    бюджетных    счетах, открываемых    в     учереждениях     Госбанка      СССР.   Утверждена Госбанком   СССР   03  октября  1986   года   (С   изменениями    от 21.06.03  года №1297-У);
    Методические    указания    по     инвентаризации     имущества     и финансовых обязательств. Утверждены   приказом   Минфина  РФ от 13 июня 1995 года №49. Письмо МНС РФ от 15.04.2002 г. № АС-6-06/476 “ О бланках строгой отчетности”
    Указание ЦБ РФ от 31.10.2002 г. № 1201-У “О внесении изменений в положение Банка России от 5.01.98г. № 14-У “О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ”.
    Постановление Госкомстата России № 132 от 25 декабря 1998 года “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин”.
      4-й  уровень:  рабочие  документы  по бухгалтерскому  учету самого  предприятия. Рабочие документы  самого предприятия определяют  особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
    документ по учетной политике предприятия;
    утвержденные руководителем формы первичных учетных
           документов;
    графики документооборота;
    утвержденный   руководителем    План  счетов бухгалтерского
           учета;
    утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
    ЦБ  РФ Указанием от 14 ноября 2001 года № 1050-У “Об установлении предельного  размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами” установил предельный размер расчетов наличными деньгами в следующих размерах: между юридическими лицами – 60 тысяч рублей.
    Денежные  расчеты с населением при осуществлении  торговых операций или оказании услуг  на территории РФ производятся всеми  юридическими лицами, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Для осуществления расчетов с населением юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:
    регистрировать контрольно-кассовые машины;
    использовать исправные контрольно-кассовые машины;
    выдавать покупателю отпечатанный на контрольно-кассовой машине чек за покупку (услугу);
    обеспечивать работникам налоговых органов беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам.
    За  неприменение контрольно-кассовой машины, а также в случаях, приравненных к неприменению контрольно-кассовой машины (использование аппарата без пломбы, без фискальной памяти, пробитие чека на меньшую сумму) на организацию может быть наложен штраф 30 000 - 40 0000 рублей (ст. 14.5 КоАП).
    Свободное перемещение финансовых средств  гарантировано Конституцией (ст. 8), любое ограничение их перемещения  не имеет под собой правовых оснований.
    К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:
    Гражданский кодекс Российской Федерации;
    Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 14.12.2001 N 164-ФЗ);
    Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ;
    Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 190;
    Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.
    В РФ система нормативного регулирования  аудиторской деятельности находится  в стадии становления. Происходит процесс  определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую  деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. При разработке правовых актов, регулирующих деятельность аудиторов учитывались единые финансовые принципы аудита, использовался международный опыт, общепринятая терминология, сложившаяся практика этой деятельности за рубежом. При создании нормативной базы аудита учитывались задачи унификации законодательств РФ по этим вопросам. Сложилось мнение, что аудит это сочетание ревизионной и экспертно-консультационной деятельности. Однако, что касается целей и задач аудита, то закон об аудите определяет его цели, оценку достоверности ведения бухгалтерского учета и соответствие современных финансово-хозяйственных операций законодательству РФ. Аудит не подменяет государственные контролирующие органы структуры ведомственного контроля. Он остается предпринимательской деятельностью по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственных субъектов на договорной и платной основе.
1.2 Учет денежных средств
    Счета денежные средства предназначены для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а также ценных бумаг, платежных и денежных документов. Денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются в рублях, определяемых путем пересчета иностранной валюты в соответствии с ПБУ 3\2000. Одновременно эти средства и операции отражаются в валюте расчетов и платежей.
    Учет  кассовых операций
    Кассовые  операции - операции по приему, хранению и расходу наличных денег и  денежных документов. Порядок осуществления  кассовых операций регламентируется нормативными актами Центробанка РФ.
    Работу  с кассой осуществляет кассир, на которого посредством подписания договора о полной материальной ответственности возлагается ответственность за сохранение денег и денежных документов. Наличные деньги и денежные документы хранятся в кассе - специально оборудованном помещении организации или сейфе. Работая с наличными деньгами необходимо соблюдать следующие правила:
    Соблюдение лимита остатка кассы. Ежегодно организация обязана предоставлять на утверждение в банк, осуществляющий ее кассовое обслуживание, Расчет сумм лимита (предельно допустимой суммы наличности в кассе на конец дня). Когда лимит не установлен, он признается равным нулю. Ежедневно в случае превышения лимита на конец дня излишек должен быть сдан в банк (кроме 3х рабочих дней для выплаты зарплаты, когда допускается хранение неограниченного количества денег).
    Использование наличной выручки. Расходование наличной выручки согласовывается с банком и ограничено конкретным перечнем расходов на выплату зарплаты, пособий, премий, закупку с/х продукции, скупку тары и вещей у населения, командировочные расходы, хозяйственные нужды. Внесение наличных денег из кассы организации на банковские счета других организаций и физических лиц не допускается.
    Соблюдение предельного размера расчетов наличными между юридическими лицами. Согласно указанию ЦБ РФ "Об установлении предельного размера расчетов между юридическими лицами" данный предел составляет 60 000 рублей по одной сделке. Т.е. по договорам, стоимость которых больше указанной суммы, расчеты наличными деньгами запрещены. К расчетам с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями данное ограничение не применяется.
    Применение контрольно-кассовой техники. При продаже товаров, работ, услуг за наличный расчет (или при оплате пластиковыми картами) в установленных случаях должна применяться контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный Реестр.
     Нарушение правил работы с наличными деньгами влечет административную ответственность  должностных лиц организации  в размере от 4000 до 5000 рублей и организации как юридического лица - 40000 - 50000 рублей (ст.15.1 КоАП РФ).
Наличные деньги поступают в кассу организации:
    с банковских счетов организации;
    от покупателей (выручка от продаж);
    от подотчетных лиц (возврат неиспользованных сумм);
    в оплату за денежные документы;
    от сотрудников организации (возврат займов, возмещение ущерба);
    от учредителей (внесение уставного капитала) и т.д.
     Операции  по поступлению денежных средств  в кассу оформляются унифицированным  первичным документом - Приходным кассовым ордером (форма КО-1). Бухгалтер выписывает (оформляет на компьютере) 1 экземпляр приходного кассового ордера. Отрывную часть (квитанцию) необходимо заверить печатью и выдать лицу, внесшему деньги в кассу. 
Деньги, которые поступают в кассу как выручка за товары, работы, услуги нужно оформлять с применением кассового аппарата, т.е. помимо квитанции к приходному ордеру покупателю должен быть выдан кассовый чек. Если в течение дня таких операций совершается несколько (например, работа магазина), то покупатель получает только чек, а в конце дня на сумму общей выручки оформляется один приходный ордер.

     Выписанный  приходный ордер регистрируется в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма КО-3), и подшивается к отчету кассира (отрывной лист Кассовой книги).
    Для учета поступления наличных денег в кассу и выдачи их из кассы в Плане счетов предназначен счет 50 «Касса». Этот счет активный, сальдо по дебету счета 50 «Касса» показывает остаток наличных денег в кассе. Все поступления денежных средств в кассу организации отражаются по дебету счета 50 «Касса», а выдача денег из кассы — по кредиту этого счета. Корреспондирующий счет зависит от содержания хозяйственной операции. К счету 50 "Касса" могут быть открыты субсчета: 50-1 "Касса организации", 50-2 "Операционная касса", 50-3 "Денежные документы" и др.
     При работе с кассовыми документами  необходимо строго соблюдать следующие требования:
    приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны на машине (пишущей, вычислительной);
    в этих документах не допускаются подчистки, помарки или исправления (даже оговоренные);
    прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления;
    в приходных и расходных кассовых ордерах обязательно указываются основания для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы.
    Все поступления и выдачи наличных денег  записываются в кассовую книгу. Записи ведутся в двух экземплярах через копирку чернилами или шариковой ручкой. По каждому кассовому ордеру или заменяющему его документу делается отдельная запись. В конце рабочего дня кассир подсчитывает обороты по операциям за день и выводит остаток денег в кассе на начало следующего рабочего дня.
    Каждая  организация ведет одну кассовую книгу. Она должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Процедура опечатывания должна проводиться в соответствии с требованиями, изложенными в порядке ведения кассовых операций в РФ. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия. При нумерации листов книги первые и вторые экземпляры должны иметь одинаковый номер. Первые экземпляры остаются в кассовой книге. Вторые экземпляры должны быть отрывными, они передаются в бухгалтерию вместе с приходными и расходными кассовыми документами в качестве отчета кассира под расписку в кассовой книге. При ведении кассовой книги не допускаются подчистки и неоговоренные исправления. Каждое исправление должно быть заверено подписями кассира и главного бухгалтера или лица, его заменяющего.
    Контроль  за правильным ведением кассовой книги  возлагается на главного бухгалтера. А ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций несут  три лица — руководитель организации, главный бухгалтер и кассир. В свою очередь банки должны систематически проверять соблюдение организациями порядка ведения кассовых операций.
    Для обеспечения сохранности денежных средств в кассе периодически должна проводиться ревизия кассы в сроки, установленные руководителем организации. Кроме того, ревизия проводится и при смене кассира. Ревизия кассы должна быть внезапной, денежная наличность проверяется путем полного полистного пересчета. Остаток денежной наличности сверяется с данными учета по кассовой книге. По результатам ревизии составляется акт.
Учет  операций по расчетному счету
     Расчетные операции между организациями —  юридическими лицами возникают из договорных отношений по поставке материальных ценностей, оказанию услуг, выполнению работ. В соответствии с заключаемыми договорами одна сторона берет на себя обязательства поставить свою продукцию или товары, выполнить определенные работы, оказать услуги, а другая сторона обязуется оплатить стоимость полученных материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг. В процессе хозяйственной деятельности у организаций возникают также обязательства по расчетам с бюджетом и внебюджетными органами, связанные с налоговыми платежами и уплатой единого социального налога. Поэтому организация системы расчетов, ее бесперебойное функционирование является важнейшим условием, обеспечивающим хозяйственные связи между организациями. Вопросами организации расчетов, их нормативным регулированием занимается Центральный банк Российской Федерации. В соответствии с установленным им порядком расчеты между организациями, как правило, осуществляются путем безналичных платежей через банковскую сеть. Для этого организация открывает в банке расчетный счет.
    Расчетный счет может открыть организация, являющаяся юридическим лицом, а значит, наделенная собственным имуществом, оборотными средствами и имеющая самостоятельный баланс. Этот счет используется для взаимных расчетов с другими организациями в безналичном порядке, но с него можно получить и наличные деньги (например, для выдачи заработной платы, для расчетов с работниками по  командировкам, на хозяйственные нужды), а также зачислить на него наличные денежные средства (полученную от организаций наличную; выручку, невыданную заработную плату, возвращенные работниками , остатки неиспользованных авансов, выданных им под отчет на командировочные расходы или на хозяйственные нужды).
    При открытии расчетного счета с банком заключается договор банковского счета, который регламентирует взаимоотношения между банком и клиентом по расчетно-кассовому обслуживанию. В приложении к договору определяются ставки на услуги банка. После подписания договора на расчетно-кассовое обслуживание счету присваивается номер.
    Банк  гарантирует клиенту право беспрепятственно распоряжаться своими денежными средствами, ограничения могут устанавливаться только законом. При этом банк, не нарушая право клиента на распоряжение имеющимися на счете денежными средствами, может использовать временно свободные денежные средства клиента в своих целях, за что клиенту начисляются проценты.
    Банк  устанавливает лимит остатка  денежных средств, хранящихся на счете  клиента. Если сумма денежных средств  на счете окажется ниже этого лимита и несмотря на предупреждения банка  не будет восстановлена в течение месяца, банк имеет право расторгнуть договор с клиентом по своей инициативе. Другим основанием для расторжения договора по инициативе банка является отсутствие операций по счету в течение года. Организация может расторгнуть договор банковского счета по своей инициативе в любое время на основании заявления об этом.
    Расчеты производятся через банк на основании  расчетных документов. Установленные законодательством РФ формы расчета:
   1)Расчеты  платежными поручениями.
     Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя.
 Рис. 1.   Схема расчетов платежными поручениями
     Если  по условиям договора между поставщиком  и покупателем производится предварительная  оплата (оплата до отгрузки поставщиком материальных ценностей, до выполнения работ, до оказания услуг), то последовательность операций меняется.
 
Рис. 2.  Схема расчетов платежными поручениями  при предварительной оплате 

     Банк  исполняет поручение на основании первого экземпляра, плательщику выдается копия платежного поручения с отметкой банка об исполнении.
     2)Расчеты  платежными требованиями.
       Платежное требование представляет собой расчетный документ, в котором содержится требование поставщика к покупателю об уплате ему определенной суммы через банк за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги.
 Рис.3. Схема расчетов платежными требованиями
     Возможен  вариант, когда требование поставщик направляет прямо покупателю.
 
Рис.4. Схема  расчетов при прямом направлении  платежного требования плательщику
     В определенных случаях не требуется  согласие (акцепт) плательщика. Например, требования на оплату за газ, воду, электроэнергию, телефон и другие аналогичные услуги оплачиваются без акцепта.
     3)Расчеты  аккредитивами.
       Аккредитив представляет собой  поручение банка покупателя банку поставщика оплатить расчетные документы, предъявленные поставщиком, на определенных условиях, указанных в аккредитиве.
 
Рис.5. Схема  документооборота при аккредитивной  форме расчетов.
     Аккредитивы делятся на отзывные и безотзывные. Отзывный аккредитив банк-эмитент может аннулировать или изменить его условия без согласования с поставщиком, если в этом возникнет необходимость. Безотзывный аккредитив не может быть аннулирован, и его условия не могут быть изменены без согласия поставщика, в пользу которого открыт аккредитив.
     4)Расчеты  чеками.
     Чек представляет собой письменное поручение владельца чека (чекодателя) банку, который его обслуживает, на перечисление определенной суммы денег, указанной в чеке, с его счета на счет получателя денежных средств (чекодержателя).
     Для расчетов чеками организация должна получить в своем банке чековую книжку. Для этого она подает в банк заявление и одновременно платежное поручение на депонирование денежных средств, т.е. снятие определенной суммы денег с расчетного счета организации и зачисление их на специальный счет в этом же банке, с которого будут только оплачиваться чеки, выдаваемые владельцем чековой книжки.
 Рис.6. Схема расчетов чеками
     Чек оплачивается в полной сумме, на которую  он выписан. Чековая книжка, по которой  установлен лимит расчетов, называется лимитированной чековой книжкой. По такой книжке помимо лимита устанавливается также срок ее действия. Лимит устанавливается в размере суммы денежных средств, находящихся на специальном счете.
    Движение  денежных средств на расчетном счете организации, т.е. их зачисление и списание, оформляется банковской выпиской.
    Счет 51 "Расчетные счета" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях. По дебету счета 51 "Расчетные счета" отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту счета 51 "Расчетные счета" отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").
     Операции  по расчетному счету отражаются в  бухгалтерском учете на основании  выписок кредитной организации  по расчетному счету и приложенных  к ним денежно - расчетных документов. Аналитический учет по счету 51 "Расчетные счета" ведется по каждому расчетному счету.    
Учет  операций по валютным счетам
     Для проведения операций в иностранной  валюте российским юридическим лицам  открываются валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Для открытия валютного счета представляются такие же документы, как и для открытия расчетного счета. После проверки документов банк оформляет распоряжение на открытие счета и заключает с клиентом договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором устанавливаются тарифы на услуги банка, сроки проведения операций (в пределах установленных банковским законодательством), сроки предъявления претензий и другие условия. Для проведения расчетов организациям открываются два счета – транзитный валютный счет и текущий валютный счет.
     Транзитный  валютный счет предназначен для зачисления всех сумм иностранной валюты, поступающих  в пользу клиента как от нерезидентов, так и от резидентов. Круг операций по транзитному валютному счету организаций ограничен. Основное предназначение этого счета – контроль за обязательной продажей валюты и проведение операций по её продаже.
    Текущий валютный счет организации предназначен для осуществления расчетов по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Поступления от экспорта зачисляются в части, не подлежащей обязательной продаже, с транзитного валютного счета организации. На этот счет зачисляются также с транзитного валютного счета все другие поступления в иностранной валюте, не связанные с экспортными операциями организаций (на благотворительные цели, кредиты банков и др.).
     Для обобщения информации о наличии  и движении средств в иностранной  валюте используется счет 52 «Валютные  счета». К нему открываются субсчета «Транзитный валютный счет» и «Текущий валютный счет». Они открываются банком каждому клиенту одновременно и ведутся параллельно. Поступления валютных средств в пользу организации отражаются у неё в учете по дебету названных счетов, списание сумм иностранной валюты – по кредиту счетов. Основанием для соответствующих записей в бухгалтерском учете являются выписки банка и приложенные к ним денежно-расчетные документы.
     Отдельный счет – специальный транзитный валютный счет открывается организациям, осуществляющим покупку иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынка РФ через уполномоченные банки. Этот счет предназначен только для зачисления купленной иностранной валюты и её перевода в соответствии с той целью, которая была указана в поручении банку на покупку валюты. Никакие другие операции по этому счету не производятся.
     Все операции по валютным счетам, осуществляемые организациями, должны соответствовать  действующему валютному законодательству и режиму соответствующего счета.
     Бухгалтерский учет наличия и движения валютных средств на счетах организации ведется в двух оценках – в иностранной валюте и в рублях. Пересчет сумм иностранной валюты в рубли производится по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции, т. е. на дату зачисления и списания денежных средств в иностранной валюте. Кроме того, на каждую отчетную дату или при каждом изменении курса ЦБ РФ производится пересчет в рубли остатка средств в иностранной валюте по курсу Банка России, действующему на дату пересчета.
   Для учета операций на валютном счете предприятия предусмотрен активный валютный счет 52 «Валютный счет». На счете 52 открываются валютные счета: 52/1 — «Валютные счета внутри страны», 52/2 — «Валютные счета за рубежом».
    Записи  операций на валютных счетах ведутся  в валюте платежа (доллары США, немецкие марки и т. д.) и её рублевом эквиваленте  по курсу ЦБ РФ, установленному на дату поступления (списания) средств на валютные счета с валютных счетов.
    По  дебету счета 52 фиксируются поступления  валютных платежей с кредита счетов: 50, 41, 62, 75, 76, 90 и др. в зависимости от вида поступления, а по кредиту – списания валютных средств в дебет счетов: 50, 60, 75, 76, 90 и др. в зависимости от вида платежа.
    Выписки банка по валютному счету отражают все операции в иностранной валюте, а бухгалтерия должна переводить путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату выписки расчетно-денежных документов. Все выписки банка обрабатываются и разносятся в инвалютных рублях в регистрах бухгалтерского учета (в рублях и валюте). Ежеквартально уполномоченные банки начисляют и выплачивают предприятию проценты по текущим валютным счетам, которые в бухгалтерии отражаются так: Дебет 52  «Валютные счета» Кредит 99 «Прибыли и убытки». По транзитным валютным счетам проценты не начисляются.
    Аналитический учет по счету 52 ведется по каждому  счету, открытому в банке и по субсчетам. Для этих операций можно использовать карточки аналитического учета в рублях и иностранной валюте с одновременной переоценкой остатка средств. Также учет средств по счету 52 можно вести в журнально-ордерной или мемориально-ордерной форме.
Учет  денежных средств  на специальных счетах
    Счет 55 "Специальные счета в банках" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
    К счету 55 "Специальные счета в  банках" могут быть открыты субсчета: 55-1 "Аккредитивы"; 55-2 "Чековые книжки"; 55-3 "Депозитные счета" и др.
    На  субсчете 55-1 "Аккредитивы" учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах. Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" и кредиту счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и других аналогичных счетов.
    Принятые  на учет по счету 55 "Специальные счета  в банках" средства в аккредитивах списываются по мере использования  их (согласно выпискам кредитной организации), как правило, в дебет счета 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками". Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления кредитной организацией на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются по кредиту счета 55 "Специальные счета в банках" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета". Аналитический учет по субсчету 55-1 "Аккредитивы" ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву.
    На  субсчете 55-2 "Чековые книжки" учитывается  движение средств, находящихся в  чековых книжках. Депонирование  средств при выдаче чековых книжек отражается по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" и кредиту счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и других аналогичных счетов. Суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных организацией чеков, т.е. в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков (согласно выпискам кредитной организации), с кредита счета 55 "Специальные счета в банках" в дебет счетов учета расчетов 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др. Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным кредитной организацией (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55 "Специальные счета в банках"; сальдо по субсчету 55-2 "Чековые книжки" должно соответствовать сальдо по выписке кредитной организации. Суммы по возвращенным в кредитную организацию чекам (оставшимся неиспользованными) отражаются по кредиту счета 55 "Специальные счета в банках" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета". Аналитический учет по субсчету 55-2 "Чековые книжки" ведется по каждой полученной чековой книжке.
    На  субсчете 55-3 "Депозитные счета" учитывается  движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады. Перечисление денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета". При возврате кредитной организацией сумм вкладов в учете организации производятся обратные записи. Аналитический учет по субсчету 55-3 "Депозитные счета" ведется по каждому вкладу.
Учет  переводов в пути
    Счет 57 "Переводы в пути" предназначен для обобщения информации о движении денежных средств (переводов) в валюте Российской Федерации и иностранных валютах в пути, т.е. денежных сумм (преимущественно выручка от продажи товаров организаций, осуществляющих торговую деятельность), внесенных в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленные по назначению.
    Основанием  для принятия на учет по счету 57 "Переводы в пути" сумм (например, при сдаче  выручки от продажи) являются квитанции  кредитной организации, сберегательной кассы, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т.п. Движение денежных средств (переводов) в иностранных валютах учитывается на счете 57 "Переводы в пути" обособленно. 

1. 3 Аудит денежных средств
     Целью аудиторской  проверки операций с денежными средствами является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.
     При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главной книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета. До заключения договора на аудиторскую проверку осуществляется предварительное планирование аудита, которое на практике часто называют предварительной экспертизой состояния дел клиента.
     На  стадии предварительного планирования необходимо выяснить следующие важные вопросы, в результате чего, можно  будет определить, сколько аудиторов и на какой период требуется для проведения проверки кассовых операций организации:
     1. cколько касс в организации;
     2. имеет ли организация структурные подразделения и, как осуществляются расчеты с подразделениями в части выдачи заработной платы, сдачи наличности и т.п.;
     3. ведется одна или несколько кассовых книг у организации и подразделений;
     4. какие операции проводятся через кассу (расчеты с подотчетными лицами, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты с поставщиками и подрядчиками и т.п.);
     5. сколько расчетных счетов у организации;
     6. осуществляются ли расчеты с использованием иностранных валют и сколько валютных счетов у организации.
    После проведения предварительной экспертизы аудиторская организация определяет объем операций, осуществляемых по кассе организации, а затем метод проверки: сплошной или выборочный.
      Аудит кассовых операций
Цель аудита кассовых операций:
      Проверка правильности оформления первичных документов и их обобщения в учетных регистрах.
      Проверка обоснованности хозяйственных операций.
      Правильность отражения на счетах синтетического и аналитического учета.
      Проверка соблюдения лимита остатка денег в кассе и расчета наличными деньгами в пределах установленных норм.
Источники информации для аудита кассовых операций:
      Приходный кассовый ордер (правильность заполнения, отражение хозяйственных операций, подписи, регистрация в журнале приходных/расходных ордеров).
      Расходный кассовый ордер (целевое использование наличных денег, есть ли две подписи – руководителя и главного бухгалтера, фактическое получения денег – соответствует ли дата получения, отражен ли документ удостоверяющий личность получателя – паспорт, военный билет).
      Журнал регистрации приходных и расходных документов (прошнурован, пронумерован и указано количество листов, подпись руководителя, регистрация в момент выписки ордера).
      Кассовая книга (прошнурована, пронумерована, подписи, печать, есть ли исправления).
      Журнал ордер №1 и ведомость №1 (правильность отражения хозяйственных операций).
     Инвентаризация  кассы проводится в соответствии с приказом №49 Минфина РФ от 13.06.1995 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" и Порядком ведения кассовых операций. Цель инвентаризации - проверка правил хранения наличных денег, оформления первичной и вторичной учетной документации, соответствие остатка в кассовой книге фактическому остатку в кассе. Проведение инвентаризации обязательно в случаях: при смене кассира; при выявлении недостач и хищений; перед составлением годовой отчетности. В остальных случаях сроки проведения инвентаризации устанавливает руководитель организации в Приказе о проведении инвентаризации, также в Приказе назначается комиссия для проведения инвентаризации (представители руководства, бухгалтерии, службы аудита). Инвентаризация начинается с проверки учетного остатка, отраженного в отчете кассира, фактическому наличию денег в кассе. Если фактический остаток больше учетного, то в кассе имеется излишек, который должен быть признан в составе внереализационных доходов организации. В обратном случае в кассе недостача, которая должна быть взыскана за счет кассира. По результатам инвентаризации составляется Акт по форме Инв-15, на основании которого в бухгалтерии делают проводки: Дебет 50 Кредит 91-1 - на сумму излишка Дебет 94 Кредит 50 - на сумму недостачи Дебет 73 Кредит 94 - недостача отнесена на кассира.
      Возможны следующие нарушения при ведении операций по кассе:
    Прямое хищение денежных средств (ничем не замаскированное или замаскированное неоформленными документами и расписками). Прямое хищение денежных средств без подлогов выявляется при проверке кассы путем инвентаризации кассовой наличности. Иногда оно маскируется расписками должностных лиц, покрывающими, по существу, растраты, совершенные кассиром либо другими должностными лицами, в частности работниками счетного аппарата.
    Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от различных физических и юридических лиц по приходным ордерам, от различных юридических лиц по доверенности). Наиболее часто встречаются случаи неоприходования в кассу денег, полученных с расчетного счета. Присвоение денежных средств в этом случае вскрывается взаимной проверкой операций кассы и банка. Необходимо сверить в первую очередь корешки выданных чеков с приходными документами по кассе.
    Излишнее списание денег по кассе (повторное использование одних и тех же документов, неправильный подсчет итогов в кассовых документах и отчетах, списание сумм без оснований или по подложным документам, подлог в законно оформленных документах с увеличением сумм списаний).
    Присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и организациям (присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям; присвоение сумм, причитающихся другим предприятиям). Наиболее распространенным видом неоприходованных платежей по кассовым ордерам являются платежи увольняющихся лиц, погашающих при расчете свою задолженность.
    Расчеты суммами наличных денежных средств, которые превышают предельную величину (с другими юридическими лицами и предпринимателями, действующими без образования юридического лица; поступающими в кассу проверяемого предприятия). Борьба с присвоением денег, полученных от других предприятий, требует в первую очередь осуществления безналичных расчетов во всех возможных случаях.
    Расчеты с населением наличными за готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги без применения контрольно-кассовых машин, без регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах.
    Нарушение лимита остатка кассы организации.
    Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.
Аудит операций на расчетном счете
Цели проведения аудита по операциям на расчетном  счете:
      Правильность оформления расчетных документов в банке.
      Целесообразность совершенных операций.
      Соответствие перечисленных сумм кредиторской задолженности или формам оплаты согласно договора.
      Соответствие остатка денег на расчетном счете с балансом предприятия.
      Правильность обобщения всех хозяйственных операций на синтетических и аналитических счетах и их формирование в журнале-ордере №2 и в Главной книге.
     Для проверки безналичных расчетов необходимы документы: 
1. Журнал-ордер № 2,3 и др., ведомость № 2. 
2. Выписки банка. 
3. Платежки, чеки и другие платежные документы. 
4. Объявление на взнос наличных. 
5. Договор об РКО с банком.

    При проверке безналичного расчета проверяется главная книга по счету 51 «Расчетный счет», проверяется арифметически и на соответствие оборотов по корреспондирующим счетам. Главная книга сверяется с данными журнала-ордера №2 и ведомости №2 (последние проверяются арифметически, а также на направленность оформления и заполнения). Данные журнала-ордеров и ведомостей сверяются с выписками банка. "Итого" по строке журнала-ордера должно совпадать с "Итого" расход по выписке из банка за ту же дату. "Итого" по троке ведомости № 2 должно совпадать с "итого" приход по выписке изанка за туже дату. Выписка банка сверяется с данными первичных документов: проверяются арифметически на правильность расставления проводок возле каждой суммы. Первичные документы проверяются на правильность  и своевременность составления, а так же на наличие основания для их составления. При проверке безнала расчетов, проверяющему необходимо удостовериться в наличии и правильности оформления различных договоров с партнерами. При проведении проверки специальных счетов в банке сч. 55, проверяющему необходимо помнить, что к счету 55 кроме субсчетов 55.1 аккредитивы, 55.2- чековые книжки, могут быть открыты субсчета для учета средств условного финансирования. Проверяется правильность использования этих средств, т.е. те цели, на которые они получены. Расчеты аккредитивами проверяются сверкой сумм оборотов по выпискам банка с записями в реестрах бухгалтерского учета. Проверяются полнота и своевременность использования и возврата неиспользованных аккредитивов. Проверяется оприходование материальных средств, поступивших от поставщиков при аккредитивной оплате. Операции с чековыми книжками также анализируются с точки зрения их правильности и полноты оплаты. Особо проверяются совпадения остатков последнего использованного чека и остатки по счету 55.2  с чековой книжки. Отдельно проверяется счет 56 на котором ведется учет денежных документов, осуществляемые по номинальной стоимости. Таки же образом проверяются счета 57- перевода в пути, который предназначен для учета ДС, внесенных в кассы банка или почтовых отделений для зачисления на расчетный счет. Подтверждением принятия этих сумм служит квитанция или сопроводительная ведомость. Для проверки счетов 56, 57 используется журнал-ордер № 3 и ведомость № 3 Приобретенные ценные бумаги учитываются предприятием на счете 58. Наличие ценных бумаг и денежных документов проверяются методом инвентаризации и сличается их количество, номера и серии с описью или книгой регистрации. Сравниваются  полученные данные с показателями бухгалтерского учета по счетам.
    Аудит операций валютного  счета
Цель аудита операций валютного счета: проверить  – 
    Своевременность представления платежных поручений на продажу валюты,
    Правильность отражения учета в операциях по покупке и продаже валюты.,
    Правильность определения и отражения в учете курсовых разниц,
    Правильность составления бухгалтерских записей, соответствие записей с выпиской банка, с записями в Журнале-ордере №2 по счету 52 и Главной книге,
    Полноту и своевременность зачисления валютной выручки на валютный транзитный счет в уполномоченном банке,
    Имеются ли факты наличия счетов в иностранных банках, открытых без разрешения ЦБ РФ,
    Правильность использования собственной валютной выручки.
Источники информации:
      Платежные поручения.
      Платежные требования.
      Сводное платежное поручение и требование-поручение.
      Корешки чеков на получение иностранной валюты (Журнал-ордер №2)
    Ведение бухгалтерского учета не зависимо от номенклатуры валют осуществляется в рублях (Дт52 – положителен, если курс валюты вырос, Кт52 – отрицательный, если курс валюты упал, курсовая разница: счет 91 – прочие расходы и доходы, счет 90 – продажа валюты). Временной фактор учета валюты – ежеквартально.
      Аудит прочих операций в  банках
Цель аудита расчетов и прочих операций в банках:
      Проверить своевременность отражения в учете операций на прочих счетах.
      Изучить какие открыты у предприятия прочие счета.
      Проверить правильность составления бухгалтерских записей и их соответствие выпискам банка и журналу-ордеру №3.
      Проверить соответствие журнала-ордера №3 записям в Главной книге и в балансе предприятия.
      При открытии аккредитивных счетов изучить договор с предприятием по аккредитивной форме.
Источники информации:
      А) При аккредитивной форме расчетов: договора, заявление на открытие аккредитивного счета, соответствие выплаченных сумм товарно-транспортным накладным при отгрузке.
    Аккредитив - счет 55 «Специальные счета в банке», 55-1 "Аккредитивы"; 55-2 "Чековые книжки"; 55-3 "Депозитные счета" и др.: заключается договор с предприятием поставщиком, форма расчетов аккредитивная, открывается счет в банке поставщика, в течение месяца поставщик отгружает сырье, а деньги с нашего расчетного счета переводятся на счет открытый нами в банке поставщика; форма оплаты хороша для поставщика, и не совсем удобна для клиента, т.к. при срыве поставок деньги с аккредитивного счета клиент не может забрать быстро: (1-ая хозяйственная операция – Дт55-Кт51, 2-ая хозяйственная операция – Дт60-Кт55/1, 3-ая хозяйственная операция – Дт51-Кт55/1).
    Б) При расчете чековыми книжками –  проверяется корешки чековых  книжек, при установлении лимита – правильность использования лимита, проверка достоверности возникшей оплаты по чеку - счет 55/2 – чековая книжка, (Дт55/2-Кт51, Дт60-Кт55/2, Дт51-Кт55/2).
      В) Депозитные счета – наличие документов подтверждающих перечисление денежных средств на депозитные счета.
      Цель  открытия депозитных счетов – порядок  начисления % и отражения их в учете – Журнал-ордер №3, Главная книга.
      Депозитные  счета открываются на определенный срок ( сроком на 3, 6, 9 мес. и т.д.), если есть свободные средства (счет 55/3 – депозитные счета, открытие Дт55/3-Кт51(50,52), начисление % - Дт55/3-Кт91 – получение дохода, при закрытии Дт51-Кт55/3).
      Аудит денежных документов
Цель  аудита денежных документов:
      Проверка наличия денежных документов и их оценки.
      Правильность отражения в учете денежных документов.
      Правильность отражения в учетных регистрах движения денежных документов (счет 50/3 – денежные документы, счет 50/2 – операционная касса).
      Соответствие учетного регистра Главной книги.
Источники информации:
      Документы подтверждающие оплату за денежные документы (платежные поручения, расходные кассовые ордера).
      Описи оценочной стоимости денежных документов.
      Денежные документы – авиабилеты, ж/д билеты и др.
      Учетный регистр, Главная книга.
    Задачами  проверки является: установить сохранность денежных средств и ценных бумаг в кассе; установить своевременность их оприходования; установить законность и реальность совершения  банковских кассовых операций; проводить соблюдение правил ведения кассовых операций. Для проверки необходимы следующие документы: журналы-ордера и ведомость; кассовая книга; отчеты кассира; приходные кассовые ордера и расходные кассовые ордера; распорядительные документы, подтверждающие необходимость выдачи чужих денег; договор материальной ответственности с кассиром и корешки чеков  чековых книжек.
    Аудит и ревизия  расчетных и кредитных операций   
Задачи  ревизии расчетных и кредитных  операций следующие:
1. проверить  целесообразность и законность  производственных расчетов;
2. проверить  соблюдение размеров и сроков  выплаты ДС; 
3. проверить правильность отражения операций в учетных регистрах; 
4. проверить полноту и своевременность оприходования ТМЦ (работ, услуг), полученных в результате расчетных операций;

5. проверить  обоснованность получения, эффективность  использования и своевременность  погашения банковских кредитов.
      Для проверки используются следующие источники: первичные документы (платежные поручения, платежные требования, чеки, ТТН, командировочные удостоверения, авансы, отчеты и т.д.); учетные размеры, журналы-ордера № 3,4,5,6,7,8;  записи бухгалтерских счетов 50 Касса, 51 Расчетные счета, 52 Валютные счета, 55 Специальные счета в банках, 57 Переводы в пути, 58 Финансовые вложения , 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками, 62 Расчеты с покупателями и подрядчиками заказчиками, 66 Расчеты по краткосрочным заказчиками кредитам и займам, 67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам, 68 Расчеты по налогам и сборам, 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению, 71 Расчеты с подотчетными лицами, 70 Расчеты с персоналом по оплате труда, 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям, 75 Расчеты с учредителями лицами, 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами, 80 Уставный капитал, 86 Целевое финансирование, 90 Продажи, 91 Прочие доходы и расходы, 98 Доходы будущих периодов, 99 Прибыли и убытки, 96 Резервы предстоящих расходов; выписки из банковских счетов.
Вывод:
          Работа организаций  с наличными деньгами регламентируется Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, Порядком ведения кассовых операций в РФ. Порядок ведения кассовых операций предусматривает: наличие кассы и ведение кассовой книги; хранение свободных денежных средств в учреждениях банков; расходование наличных денег, полученных из банков, на цели, указанные в чеке; хранение наличных денег в кассах организаций в пределах лимитов, установленных обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями организаций.
    Вопросами организации безналичных расчетов и их нормативным регулированием занимается Центральный Банк Российской Федерации. Расчетные счета открываются юридическими лицами, имеющими самостоятельный баланс. С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета или с их согласия.
    Для проведения операций в иностранной  валюте российским юридическим лицам  открываются валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Для проведения расчетов организациям открывают два счета – транзитный валютный счет и текущий валютный счет.
    Целью аудиторской проверки операций с  денежными средствами является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» в соответствии применяемой методики учета  денежных средств.
2. Учет и аудит денежных средств на примере предприятия ООО «Престиж»
2. 1 Общая характеристика ООО «Престиж»
    Предприятие ООО «Престиж» является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность с 2000 года, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет в банке «МДМ-банк». ООО «Престиж» осуществляет свою деятельность   на   территории России,  и руководствуется в своей деятельности  законами и нормативными актами  России. Размер Уставного капитала равен 10 000 рублей, лимит остатка кассы равен 10 000 рублей, общая численность сотрудников равна 15 человек.
Основными видами деятельности организации ООО  «Престиж» являются:
    Это оптовая сбытовая сеть книжной продукции во всех регионах Российской Федерации.
    Это широкий, постоянно пополняющийся спектр актуальной, тщательно подобранной практической и учебной литературы по юриспруденции, экономике, гуманитарным и естественным дисциплинам.
    Это работа под заказ, комплектование библиотек, формирование ассортимента «отделов деловой литературы» для розничной и мелкооптовой торговли от одного экземпляра.
    Это электронная обработка заказов в момент их поступления, оперативная отгрузка (склад и офис – на одной территории), и любые виды отправок с доставкой до потребителя.
    Это информационная поддержка совместной работы, рассчитанная на любой уровень технической оснащенности – от телефона до E-mail.
     Торговая  сеть ООО "Престиж" постоянно расширяется. Это связано с тем, что при выверенном, высоколиквидном ассортименте и высоком качестве обслуживания "Престиж»" предлагает литературу по минимально возможной цене. Клиентам просто очень удобно с нами работать. Сегодня "Престиж" поставляет книги во все субъекты Российской Федерации. Нашими клиентами являются оптовики, магазины, лотошники, а также ВУЗы, библиотеки, гос. учереждения и т.д.
     На  предприятии ООО «Престиж» можно  сделать заказ в электронной  версии прайс-листа и отправить  его по факсу или электронной  почте. Заказ оформляется в письменном виде. Заявка считается действительной при наличии: Юридического наименования и платежных реквизитов заказчика; Ф.И.О. персоны для контактов; почтового адреса; номеров телефонов (с кодом города); данных о способе оплаты заказа и желательной дате вывоза. После обработки заказа книги резервируются, и покупателям выставляется счет на их оплату, который действителен в течение 5-ти банковских дней. По истечении этого срока книги могут быть возвращены в продажу. В связи с этим ООО «Престиж» рекомендует подтвердить оплату копией платежного поручения по факсу или сообщением по e-mail или телефону. Книги отпускаются после поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу организации. Возврат приобретенной литературы возможен в течение 60 дней с даты отгрузки при отсутствии претензий к товарному виду. Если покупателям необходимы услуги по доставке заказа, то это оговорится в заявке. Кроме того, советуем заранее связаться с нашими специалистами по вопросу стоимости доставки. Доставка и подвоз партий книг стоимостью более 10 тыс. рублей по Москве осуществляется бесплатно. 

2. 2 Порядок осуществления и бухгалтерский учет наличных форм расчетов
     Для приема, хранения и расходования наличных денег - предприятие ООО «Престиж»  имеет кассу. Порядок ведения кассовых операций регламентируется инструкцией банка России от 04.10.93г. «0 порядке ведения кассовых операций в РФ». В соответствии с этим документом все организации и предприятия независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. А для осуществления расчетов наличными деньгами должны иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Размер сумм наличных денег в кассе предприятий ограничен лимитом. Для этого предприятие ООО «Престиж» представляет в «МДМ-банк» расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающих в его кассу». Лимит остатка денег в кассе – предельное значение количества денег в кассе, зависит от среднедневного поступления денег в кассу.  Лимит устанавливается банком по согласованию с ними. В ООО «Престиж» установленный лимит МДМ-Банком равен 10 000 рублей.
    Сверх установленных норм наличность на предприятии хранится только в дни выплаты заработной платы в течении трех рабочих дней, включая день получения денег в банке. Всю денежную наличность сверх лимита ООО «Престиж» сдает в банк.
    Наличные  деньги поступают в кассу организации: с банковских счетов организации; от покупателей (выручка от продаж); от подотчетных лиц (возврат неиспользованных сумм); в оплату за денежные документы; от сотрудников организации (возврат займов, возмещение ущерба); от учредителей (внесение уставного капитала) и т.д.
    Операции  по поступлению денежных средств  в кассу предприятия ООО «Престиж» оформляются унифицированным первичным документом - Приходным кассовым ордером (форма КО-1) (приложение 1). Бухгалтер выписывает (оформляет на компьютере) 1 экземпляр приходного кассового ордера. Отрывную часть (квитанцию) заверяется печатью и выдать лицу, внесшему деньги в кассу. Деньги, которые поступают в кассу как выручка за товары, работы, услуги оформляются с применением кассового аппарата, т.е. помимо квитанции к приходному ордеру покупателю выдается кассовый чек. Выписанный приходный ордер регистрируется в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма КО-3), и подшивается к отчету кассира (отрывной лист Кассовой книги).
    Корреспонденция счетов по приходу денежных средств
Содержание  операции Дебет Кредит
1. Поступила выручка  от реализации за наличный расчет 50 91-1
2. Поступили деньги с расчетного счета 50 51
3. Поступили деньги от покупателей 50 62
4. Возвращен остаток  подотчетных сумм 50 71
5.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.