На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Реформирование социальной сферы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

 

Введение

     Осуществляемое  в России коренное реформирование социальной системы объективно повлекло за собой и столь же радикальное изменение политики в отношении социально уязвимых слоев населения [9, с. 33].
     В практическом плане это означало постепенный отказ от их социального  обеспечения и переход к новой  парадигме, адекватной формируемым  общественным отношениям.
     Формой  социальной политики переходного периода, реализуемой в деятельности социальных служб, стала социальная защита населения.
     При необходимо отметить, что одним из основных направлений административной реформы бюджетной сферы является внедрение и распространение новых форм организации предоставления социальных услуг населению.
     Ключевыми идеями этого реформирования являются переход от натуральных социальных льгот к потребительским субсидиям  и переход от содержания поставщиков  социальных услуг к покупке услуг.
     Применение  новых подходов необходимо рассматривать  в общем контексте предоставления социальных услуг населению и  в общей системе возможных  различных подходов к организации  предоставления услуг, включая и  существующие традиционные подходы.
     Это позволит не только лучше понять суть новых подходов, но и осуществлять их корректный выбор при проведении реформы на местах.
     Кроме того, номенклатура, условия предоставления, специфика клиентских групп этих услуг чрезвычайно разнообразны, и именно поэтому важно понимать, что выбор только одного универсального подхода к организации их предоставления может быть неправильным и неэффективным.
      Объектом  работы является процесс реформирования социальной защиты населения.
      Целью курсовой работы является анализ новых форм организации предоставления социальных услуг населению.
      Для достижения поставленной цели решаются задачи:
      изучение проблем реализации законодательства в сфере системы социального обслуживания;
      рассмотрение политики, характеристики и управления рынком труда, занятостью населения и социального обслуживания населения города Челябинска.
      В работе использована теория и методология  по проблеме реформирования социальной защиты населения, в том числе нормативно-правовые акты, справочная и учебная литература, а также материалы администрации города Челябинска.
 

Проблемы  реализации законодательства в сфере системы  социального обслуживания

 
     Все подходы к организации предоставления социальных услуг можно, в целом, разделить на две большие группы по направленности финансовых ресурсов от распорядителя бюджетных средств – потребительские субсидии, где ресурсы направляются непосредственно потребителю услуги, и прямое финансирование поставщика услуги.
     Применять потребительские субсидии оптимально в тех случаях, когда речь идет о предоставлении тех услуг (например, проезд в общественном транспорте), которые характеризуются следующими взаимосвязанными признаками:
    Стабильность и постоянность предоставления данной услуги на конкретной территории, обеспечиваемая тем, что они востребованы, потребляются и оплачиваются широкими слоями и различными категориями населения.
    На рынке этих услуг имеется конкуренция поставщиков.
    При наличии у потребителя этих услуг необходимых средств он достаточно дееспособен и компетентен для того, чтобы самостоятельно выбирать поставщика.
     Потребительские субсидии несут в себе оптимальное  соотношение удобства для потребителей, обеспечивая свободу их потребительского выбора, административной нагрузки на распорядителя бюджетных средств  и качества услуг, которое достигается за счет максимальной конкуренции среди поставщиков услуг. Эти субсидии могут реализовываться в двух формах – денежные выплаты и социальные ваучеры. Последняя форма позволяет стимулировать целевой спрос получателей на услугу – потребитель получает здесь от распорядителя бюджетных средств не деньги, которые мог бы использовать по своему усмотрению, а специальный ваучер (талон), который он может обменять на получение конкретной услуги у поставщиков. Круг этих поставщиков может заранее определяться распорядителем бюджетных средств путем квалификационного отбора, но должен быть максимально широким для обеспечения удобства потребителей и конкуренции среди поставщиков. После оказания услуги поставщик по полученному от потребителя талону получает возмещение стоимости услуги от распорядителя бюджетных средств. При применении социальных ваучеров, несомненно, возникают более значительные административные затраты, чем при простой денежной выплате, но их использование оптимально в том случае, когда речь идет о жизнеобеспечивающих услугах (например, питание малоимущих пенсионеров), есть большая вероятность того, что неполучение услуги может вызвать дополнительные расходы бюджета (например, зубопротезирование) или когда услуга оказывается через посредника (например, детское молочное питание). Кроме того, очень важным преимуществом социальных ваучеров является то, что их применение максимально снижает коррупционные риски, так как поставщики услуг в конечном итоге конкурируют между собой не перед чиновниками, а перед самими потребителями услуг.
     Практическим  примером потребительских субсидий в денежной форме являются единовременные денежные выплаты, которые в настоящий  момент стали заменять существовавшие ранее натуральные льготы для  отдельных категорий граждан, например, по проезду в городском общественном транспорте. Что касается ваучера, то практика его применения пока почти не распространена. В 2005 г. при содействии Фонда «Институт экономики города» технология социальных ваучеров начала применяться в г. Владимир, где городская администрация решила таким образом организовывать горячее питание граждан пожилого возраста. Также применение ваучеров перспективно по обеспечению предоставления услуг по дневному присмотру и воспитанию детей дошкольного возраста. Подготовительную работу по внедрению технологии социальных ваучеров в данной сфере осуществляет Администрация г. Арзамаса, эта работа также проводится при содействии Фонда «Институт экономики города».
     Вместе  с тем, не всегда применение потребительских субсидий может быть эффективным и даже возможным. В этих случаях необходимо использование прямого финансирования поставщика. К услугам, предоставление которых должно организовываться таким образом, относятся услуги со следующими опять же взаимосвязанными признаками:
    Зависимость предоставления данной услуги на территории от наличия, возможностей и намерений одного конкретного заказчика или потребностей ограниченной конкретной группы потребителей.
    Крайне ограниченная или даже нулевая конкуренция поставщиков.
    Неспособность или недостаточная компетентность потребителя по самостоятельному выбору поставщика услуги даже при наличии у потребителя необходимых средств.
    Трудность определения конкретной целевой группы потребителей, поскольку у потенциальных потребителей в текущий момент может не быть явной потребности в услуге, но она может экстренно появиться.
     Примерами таких услуг могут быть различные  реабилитационные услуги, в том числе  и «принудительные» (например, для  несовершеннолетних правонарушителей), экстренная психологическая помощь по телефону доверия, надомный уход за одинокими пожилыми людьми и т.д.
     Основной  на сегодняшний день формой прямого  финансирования поставщиков социальных услуг является традиционное содержание поставщика по смете.
     Традиционная схема финансирования подведомственных бюджетных учреждений представлена на рисунке 1. 

 

Рисунок 1 - Традиционная схема финансирования подведомственных бюджетных учреждений 

     Эта форма имеет серьезные недостатки.
     Во-первых, распорядитель бюджетных средств не имеет полного представления о конкретных услугах, которые оказывает поставщик и их удельной стоимости. Как правило, это представление ограничено общими понятиями о тематике услуг, например, «работа с семьей», «работа с детьми-инвалидами» и т.д. А на основе существующего постатейного сметного финансирования чрезвычайно сложно понять, сколько же конкретно стоит та или иная услуга, и поэтому невозможно четко соотнести предоставляемые услуги с выделяемыми на их оказание бюджетными ресурсами.
     Во-вторых, содержание по смете ориентирует поставщика не на достижение результата социальных услуг, то есть положительных изменений у потребителей (например, приобретение детьми-инвалидами способности самостоятельно надевать одежду и обувь), а на обеспечение процесса оказания социальных услуг (например, исключительно на количество обслуженных детей-инвалидов), а в худшем случае – и на демонстрацию этого процесса. Стремление достичь результата является в существующей системе правом поставщика, а не его обязанностью, что ставит результативность социальной услуги в абсолютную зависимость от субъективных факторов.
     В-третьих, распорядитель бюджетных средств  очень часто не имеет представления  о минимальных стандартах, при  которых возможно качественное и результативное оказание услуги.
     Эти и другие недостатки традиционной системы  призван решить переход на другую форму прямого финансирования поставщиков  – заказ социальных услуг.
     Законодательная база применения технологий финансирования услуг:
      Федеральный закон № 94-Ф3 от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
      Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ;
      Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон 17 июля 1998 года №145-ФЗ;
      Гражданский  Кодекс  РФ. Часть 1.: Федеральный закон  от  30 ноября 1994 года № 51-ФЗ; 
      Гражданский  Кодекс  РФ. Часть 2.: Федеральный закон  от  26 января 1996 г. № 14-ФЗ;
      Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
      Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

     Рисунок 2 – Реформа системы социального  обслуживания населения 

     В отличие от описанного выше содержания поставщика по смете заказ осуществляется по принципу покупки услуг, где распорядитель бюджетных средств становится полноценным покупателем или заказчиком услуг в пользу третьих лиц – потребителей услуг.
     В качестве предмета заказа выступает формируемое заказчиком техническое задание на оказание социальных услуг, которое включает в себя конкретные параметры, ожидаемые результаты (положительные изменения у потребителей услуг) и рассчитанная максимальная стоимость оказания услуг.
     Ответственность поставщика за соблюдение требуемых параметров технического задания и достижение результатов обеспечивается договорной основой отношений заказчика и поставщика.
     Появление четкого предмета заказа создает возможность демонополизации рынка социальных услуг – заказ на выполнение технического задания может быть размещен на конкурсной основе и выдан наилучшему поставщику услуг, включая общественные некоммерческие организации или частных подрядчиков, что повышает качество услуг и оптимизирует бюджетные затраты. В случае, когда возможностей для конкурсного размещения заказа нет (например, данную услугу оказывает только один поставщик, и других просто-напросто нет), заказ может размещаться на бесконкурсной основе в виде государственного или муниципального задания.  
 

 

Рисунок 3 – Итог преобразований (заказ) 

     Данная  форма следует установке «лучше покупать услуги у монополиста, чем  просто его содержать» и одновременно с этим она направлена на стимулирование возникновения конкурентной среды поставщиков социальных услуг. Наличие четкого технического задания позволяет заказчику проводить полноценный мониторинг поставки услуг, а также последующую оценку их результативности и эффективности. Особенностью мониторинга выполнения заказа является то, что внимание должно обращаться на содержательные аспекты оказания услуг (соблюдение качественно-количественных параметров технического задания) и достижение результатов предоставления услуг, а не на процессные характеристики деятельности исполнителя, в частности, постатейное расходование исполнителем финансовых средств, общий объем которых определен договором. Другими словами, вопрос мониторинга заказа заключается не в том, как исполнитель тратит деньги, а в том, делает ли он то, что на эти деньги было ему заказано.
     В 2001-2004 гг. при содействии Фонда «Институт экономики города» технология конкурсного заказа на социальное обслуживание населения стала применяться во многих городах РФ.
     Сферами, в которых размещался заказ, были реабилитация детей-инвалидов и трудных подростков, помощь жертвам домашнего насилия, профессиональное обучение взрослых инвалидов, телефон доверия для граждан пожилого возраста и т.д.
     Участниками конкурсов и исполнителями заказов  выступали как муниципальные  и государственные учреждения социального обслуживания, так и общественные некоммерческие организации.
     Оценка  внедрения технологии конкурсного  заказапоказала, что в действительности применение технологии заказа может повышать качество предоставления социальных услуг.
     Эта выводы были получены путем сбора  и сравнения информации по различным  показателям результативности реабилитационных услуг для детей-инвалидов, которые  они получали от поставщиков, работающих по заказу и поставщиков, работавших по традиционной схеме финансирования по смете.
     Итогом  оценки является и то, что общественные некоммерческие организации вполне могут конкурировать с муниципальными учреждениями социального обслуживания по качеству и результативности оказания услуг.
     По  мнению сотрудников администраций, занимающихся размещением заказов и их мониторингом, технология заказа в ряде случаев гораздо удобнее существующего управленческого подхода, при котором сотрудникам администрации приходится самостоятельно организовывать предоставление тех или иных видов услуг (например, организация работы детского летнего лагеря - подбор персонала, заключение договоров, переговоры о предоставлении базы для оказания услуг, непосредственное управление оказанием услуг и т.д.).
     При применении технологии заказа все оперативные вопросы организации предоставления услуг ложатся на плечи привлекаемого на конкурсной и договорной основе внешнего поставщика услуг, а функции сотрудников администрации ограничиваются формированием технического задания, проведения конкурса и мониторинга работы поставщика. Технология заказа проявила себя как важнейший инструмент успешной реализации местной или региональной социальной политики.
     Через формирование заказа на основе конкретных приоритетов территориальной социальной политики у местной или региональной администрации появляется возможность четко определять и через договор ориентировать поставщиков услуг на требуемые группы получателей услуг, требуемую номенклатуру услуг с их качественно-количественными характеристиками и ожидаемые результаты.
       Также существует и третья  форма прямого финансирования  поставщика социальных услуг  – грант на выполнение социального  проекта. 
Таблица 1 – Сравнительная характеристика видов финансирования социальных услуг
Показатели Грант Заказ
За  что платят деньги? Инновация Развитие  поставщика
Конкретные  услуги
Техническое задание Нет Есть
Максимальная  стоимость Указывается, но не рассчитывается Рассчитывается
Круг  претендентов Может ограничиваться Не должен ограничиваться
Собственный вклад Может требоваться Не должен требоваться
 
     В последнее время муниципальные  и региональные грантовые конкурсы социальных и культурных проектов стали  достаточно популярным явлением. Эта  форма, являясь совершенно отдельным  управленческим инструментом, направлена на поддержку и апробацию новых социальных технологий решения тех или иных социальных проблем, которые определяются организатором грантового конкурса в рамках конкурсных номинаций.
     Здесь заказчик изначально не формирует техническое  задание, поскольку либо ищет новые способы решения проблемы, либо даже дает свободу действий участникам конкурса в определении абсолютно новой, пока неизвестной ему самому проблемы.
     В гранте техническое задание в  отличие от заказа формируется не заказчиком, а участником грантового конкурса в виде своего конкурсного проекта под тему той или иной номинации. Затем организатор конкурса, проводя отбор проектов, решает, желает ли он видеть данный проект в роли технического задания, к грантовому договору, то есть уже некого своего заказа. Практика проведения грантовых конкурсов показывает, что грант не может обеспечить устойчивость предоставления услуг, но является хорошим средством для поиска новых способов решения той или иной социальной проблемы.
     Таким образом, каждый раз, когда распорядитель  бюджетных средств решает вопрос о том, как лучше всего организовать предоставление той или иной социальной услуги, где он достаточно уверен в правильности и необходимости предоставления именно такой услуги именно такой клиентской группе, ему необходимо выбрать оптимальный подход. Безусловно, на этот выбор может оказывать влияние множество разнообразных факторов, не упоминаемых в данной статье, однако, максимально обеспечивая учет интересов потребителей и наилучшее качество и результативность услуги за счет создания конкуренции среди поставщиков, целесообразно последовательно «примерять» на услугу различные подходы в следующем порядке:
      потребительская субсидия в форме денежной выплаты;
      потребительская субсидия в форме социального ваучера;
      конкурсный заказ;
      бесконкурсное задание.
     Также при осуществлении этого выбора можно использовать специальную  логическую матрицу, структура которой  приведена в таблице 2.
     Если  при выборе ответа на тот или иной вопрос или утверждения по конкретной услуге, в соответствующей строке под тем или иным подходом оказывается крестик, то это означает, что применение данного подхода может быть целесообразно по данной услуге и присваивает этому подходу 1 балл. Тот подход, который в итоге набирает наибольшее количество баллов, и может быть оптимальным для применения.
Таблица 2 - Логическая матрица
Наименование  факторов Потребительские субсидии Прямое  финансирование поставщика
Денеж-ная выплата Вау-чер Конкурс-ный заказ Бесконкурс-ное задание
    Услуга жизнеобеспечивающая?
Да   + + +

Нет + + + +
    Услуга уже оказывается на территории?
Да + + + +

Нет     + +
    Есть минимум два фактических или потенциальных поставщика услуги?
Да + + +  

Нет       +
    Потребитель готов и может осуществлять свой потребительский выбор грамотно и самостоятельно?
Да + +    

Нет     + +
    Есть большая вероятность того, что неоказание/неполучение услуги может вызвать в дальнейшем дополнительные бюджетные расходы?
Да   + + +

Нет +      
    Услуга  предоставляется потребителю напрямую или через посредника?
Напрямую + + + +

Через посредника   + + +
    У потенциальных потребителей потребности в услуге может не быть в настоящий момент, но она может экстренно появиться.
    + +
Баллы: 2 4 7 6
 
     В представленной таблице приведен пример наложения матрицы на услугу по предоставлению психологических и консультационных услуг жертвам домашнего насилия по телефону доверия. Наибольшее количество баллов (7) набирает конкурсный следовательно, на нем и может быть остановлен выбор.
     Данная  матрица учитывает основные критерии выбора, но, безусловно, не может претендовать на учет всех возможных нюансов. Кроме того, ее использование может осложняться субъективным характером суждений ее пользователя о таких понятиях как «жизнеобеспечивающая услуга» и т.д. Однако в целом, на наш взгляд, она представляет правильную логику выбора. Также необходимо отметить, что в случае если самое большое количество баллов набирается одновременно двумя подходами (хотя в практике тестирования матрицы такие случаи пока не встречались), то следует выбирать те из них, которые в большей степени обеспечивают свободу потребительского выбора самих потребителей услуг и конкуренцию среди поставщиков. Следует помнить, что, как уже указывалось выше, в конечном счете, следование принципу свободы потребительского выбора максимально ограничивает и такое негативное явление как коррупцию.
     Практика  применения различных современных  подходов к организации предоставления социальных услуг показывает, что  чрезвычайно важным моментом является последовательность в применении выбранного подхода и недопущение смешивания подходов.
     Так, например, если предоставление услуг  решено организовывать через социальный ваучер, то при проведении квалификационного  отбора поставщиков необходимо стремиться к допуску к оказанию услуг  как можно большего числа поставщиков, желающих обслуживать потребителей поставщиков и отвечающим квалификационным требованиям. Важно понимать, что в данном случае большее число поставщиков будет обеспечивать большее удобство для потребителей и более высокое качество услуги, достигаемое за счет большей конкуренции среди поставщиков перед потребителями. Поэтому отбор организаций, имеющих право оказывать услуги по ваучеру недопустимо проводить по принципу конкурсного заказа, при котором наличие победителя (или победителей) конкурса всегда подразумевает наличие и проигравших. Если все участники отбора отвечают квалификационным требованиям, то всем им должно быть предоставлено право оказывать услуги для потребителей.
     При применении того или иного подхода  также могут отличаться и требования к поставщикам услуг – они не должны создавать неоправданных барьеров для поставщиков. Например, требование к поставщику не иметь задолженности по налоговым платежам и доказать это предоставлением соответствующей справки из налоговых органов совершенно оправданно при заказе, который может предусматривать предоплату услуг, но совершенно неоправданно при использовании механизма ваучеров, поскольку он предусматривает оплату услуг только по факту их оказания. Более того, создание таких совершенно излишних административных барьеров требований на этапе внедрения ваучерной технологии даже вредно, так как неоправданная сложность процедур может снизить заинтересованность поставщиков к участию в отборе.
 

Политика, характеристика и управление рынком труда, занятостью населения  и социального обслуживания населения Челябинской области и города Челябинска

 
     Численность трудовых ресурсов и перспектива  их количественного изменения в  решающей степени зависят от возрастного  состава населения области и  его динамики. За предыдущее десятилетие возрастная структура населения Челябинской области претерпела значительные изменения. Высокими темпами растет численность населения в трудоспособном возрасте и этот процесс будет нарастать, как результат вступления в трудоспособный возраст поколения высокой рождаемости в 80-х годах и выхода из него малочисленного военного поколения [13].
Таблица 3 - Распределение населения по постоянным возрастным группам (в % ко всему населению)
Годы Население в  возрасте моложе трудоспособного Население в  трудоспособном возрасте Население в  возрасте старше трудоспособного
1990 24,9 56,7 18,4
1995 23,1 56,8 20,1
2000 20,0 59,4 20,6
2004 17,5 62,2 20,3
                                                                                                             
     Указанные структурные изменения в возрастной структуре населения в значительной мере снизили коэффициент демографической нагрузки ( число нетрудоспособных, приходящихся на 1000 лиц трудоспособного возраста) с 764,6 чел. в 1990 году до 606,9 чел., в 2004 году, в том числе лицами моложе трудоспособного возраста - с 439,5 чел. до 280,1 чел., старше трудоспособного возраста - с 325,0 чел. до 326,7 чел. 
     Гораздо выше демографическая нагрузка в  сельской местности: в 2004 в городских  поселениях коэффициент демографической нагрузки составил 586,2 чел., а в сельской местности - 707,3 чел.
     С экономической и социальной точек  зрения в ближайшем будущем это  возможность облегчения финансового  бремени на содержание социальной сферы, с другой стороны - это весьма предостерегающий фактор относительно следующего поколения.
     В последние годы довольно значительно  увеличилась численность трудовых ресурсов, в основном, за счет демографической  составляющей, т.е. роста численности  населения в трудоспособном возрасте (к трудовым ресурсам относят население трудоспособного возраста, т.е. мужчин 16-59 лет и женщин 16-54 лет (за исключением неработающих инвалидов 1-й и 2-й групп и пенсионеров, получающих пенсии по возрасту на льготных условиях) и население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в экономике).
Таблица 4 - Динамика трудовых ресурсов (тыс.  человек)
Показатели 1990 1995 2000 2003
Трудовые  ресурсы - всего 2098,3 2096,8 2260,9 2269,1
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.