На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Незаконное вооруженное формирование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
         
             На современном этапе развития общества и государства одним из наиболее актуальных направлений борьбы с преступностью стала организованная преступность. В последние годы в Российской Федерации, особенно, на Северном Кавказе обозначилась тенденция к росту преступлений террористического характера.  
            Организация незаконного вооружённого формирования, относится к одной из форм проявления организованной преступности и к преступлениям террористического характера.

            Характерная особенность данного преступления заключается в том, что незаконные вооруженные формирования (далее - НВФ) представляют угрозу общественной безопасности, порождают социальную напряженность среди населения, содержат высокую вероятность причинения вреда гражданам, создают неправомерные условия для неконституционного силового решения накопившихся социальных и иных проблем, а также представляют опасность для территориальной целостности и единства Российской Федерации. В то же время в функционировании НВФ находят своё выражение процессы, связанные с проявлением сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма, имеющие наибольшую распространенность и остроту в Северо-Кавказском регионе России. Практика показывает, что разрастание НВФ, запаздывание с принятием и осуществлением эффективных и действенных мер против них выливается в широкомасштабное вооруженное насилие, становится опасным источником распространения терроризма, ставшего одной из глобальных проблем человечества в XXI веке. Организация НВФ и участие в них носит международный характер и имеет свою историографию. Кроме России НВФ действуют ещё в нескольких десятках стран мира, преимущественно сталкивающихся с проблемами сепаратизма или конфликтующих на почве федеративного устройства (например, Канада, Испания, Ирак, Индия, Шри-Ланка, Грузия).Проблема НВФ многие десятилетия оставалась в России и бывшем СССР без должного внимания со стороны практических работников и учёных в области уголовного права и криминологии, тогда как за рубежом она была весьма актуальна и её разрабатывают в научном и практическом плане. Очевидно, по этой причине в судебно-следственной практике встречаются ошибки как при квалификации совершаемых членами НВФ деяний по совокупности с другими преступлениями, так и при разграничении организации НВФ или участия в нём со смежными преступлениями. В результате виновным лицам удается избежать ответственности за совершение тяжкого преступления. По сей день остаются нерешенными и ряд других вопросов. Так, не осмыслен и не разработан в необходимой мере понятийный аппарат. Прежде всего, это относится к искомому понятию «незаконное вооружённое формирование (НВФ)» и его признакам. Отсутствует основательный юридический анализ составов преступления. Решение указанных вопросов требует совершенствования законодательства об оружии, об уголовной и административной ответственности за незаконный оборот его видов, корректировки отдельных положений ряда постановлений Пленумов Верховного суда РФ и т. д. На сегодняшний день в специальной юридической литературе освещению рассматриваемых проблем уделено недостаточно внимания. Имеются лишь отдельные, в основном журнальные публикации, краткие толкования в научно-практических пособиях, в комментариях к Уголовному кодексу и в учебниках по уголовному праву. Отсутствуют самостоятельные монографические исследования и соответствующая тема слабо освещена в учебниках криминологии.  
В настоящем исследовании рассматриваемая тема представлена с учётом изменений и дополнений норм УК РФ. Изложенное обуславливает актуальность, теоретическую и практическую значимость проблем ответственности за организацию НВФ и необходимость их исследования в уголовно-правовом и криминологическом аспектах. Актуальность данной темы определяется также необходимостью поиска наиболее оптимальных и эффективных путей, средств и способов предупреждения и пресечения НВФ.

            Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с организацией НВФ и участием в них, законодательство об ответственности за организацию НВФ или участие в нём, а также практика противодействия им.  
Предметом исследования являются уголовное и иные законодательства, касающиеся организации и деятельности НВФ, уголовно-правовые, организационно-управленческие и оперативно-розыскные средства, методы и способы, применяемые правоохранительными органами в процессе борьбы с организацией НВФ или участием в них.

            Целью исследования является обозначение и анализ уголовно-правовых и криминологических проблем организации НВФ или участия в нём и попытка определить новые подходы к предупреждению данного преступления, повышению эффективности борьбы с ним. В соответствии с целью выдвинуты следующие задачи:  
1) определить предпосылки установления уголовной ответственности за организацию НВФ или участие в нём на территории России; 2) дать понятие НВФ и проанализировать составы преступления; 3) дать понятие бандитизму или участия нём; 4) выявить разницу между НВФ и бандитизмом.

           Методологическая, нормативная, теоретическая и эмпирическая основы исследования. В процессе работы были использованы и применены ряд научных методов исследования и анализа, в числе которых: сравнительно-правовой, системно-структурный, логико-юридический, документальный, статистический и социологический.  
           Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, законы РФ «О милиции», «О безопасности», «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», Федеральные законы «Об органах федеральной службы безопасности», «Об обороне», «Об оружии», «О государственной охране», «О внутренних войсках МВД РФ», «О борьбе с терроризмом», «О ведомственной охране», «О пограничной службе РФ» и иные источники.
 

Глава 1. Незаконное вооруженное формирование.
      Предпосылки установления уголовной ответственности за организацию незаконного вооружённого формирования или участие в нём.
   
         
Российское государство находится на переходном этапе развития от одной общественно-экономической формации к другой. Социалистический строй, плановая экономика, однопартийная система, сильная централизация управления и существенная роль государства во всех сферах жизнедеятельности общества сменяется либеральным общественным строем, рыночными отношениями в экономике, многопартийностью, децентрализацией власти и ослаблением роли государства во многих областях жизни. Несмотря на наметившиеся в последнее время тенденции укрепления федеральных органов власти и управления, усиления роли и авторитета государства и его институтов в общественной жизни, вышеназванные последствия переходного этапа обусловили и углубили процессы расслоения общества, переоценки ценностей, идеологического вакуума и правового нигилизма. 1Во многих регионах России в разной мере проявились тенденции национализма, экстремизма и сепаратизма. Зачастую эти явления получали и получают свое крайнее выражение в убийствах, похищениях людей, терроризме, массовых беспорядках, посягательствах на жизнь государственных и общественных деятелей (террористических актах), вооруженном мятеже и других преступлениях.  
             Во многих из этих преступлений самым активным образом оказывались задействованы вооруженные группы и объединения граждан, которые, как правило, создавались и функционировали без какой-либо правовой базы. В некоторых случаях они действовали на основании решений органов местного самоуправления (муниципальных органов) или органов власти субъектов РФ (региональных властей). Инициатива создания подобных вооруженных групп исходила от отдельных политических лидеров, различных объединений или отдельных граждан. Порой не предусмотренные законодательством вооруженные объединения образовывались стихийно, без предварительной договоренности и инициативы, как быстрая и адекватная реакция населения и различных слоев общества на определенные события и явления жизни. Возникшие в различных регионах России незаконные вооруженные формирования зачастую были задействованы в совершении преступлений террористического характера и в других тяжких и особо тяжких преступлениях. При этом грубо нарушалось и нарушается спокойствие граждан, подвергаются опасности их жизнь и здоровье. Образование подобных формирований осуществлялось зачастую по инициативе различных объединений граждан, лидеров национальных меньшинств, отдельных экстремистски настроенных лиц. 1Нередко функционирующие без лицензий, с нарушением условий лицензирования или с просроченными лицензиями службы безопасности (СБ) различных организаций и частные охранные предприятия (ЧОП) по существу превращались в незаконные вооруженные формирования. В качестве незаконных могут рассматриваться вооруженные формирования, представляющие составную часть внутренних войск МВД РФ или регулярных войск МО РФ, вышедшие из под контроля, управления и командования руководства этих ведомств и Президента РФ, являющегося согласно Конституции РФ  Верховным Главнокомандующим. Таким образом, способы образования, а равно деятельность незаконных вооруженных формирований носили и носят разнообразный характер. Проблема незаконных вооруженных формирований и борьбы с ними носит международный характер. По различным оценкам и данным НВФ функционируют примерно в 40 странах мира.

             Норма об ответственности за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем появилась в уголовном законодательстве сравнительно недавно. Криминализационным поводом для законодателя в данном случае послужили события в Чечне и, в частности, деятельность возглавляемых Д.Дудаевым вооруженных формирований. Срок существования соответствующей статьи, показал, что следственно - судебные органы испытывают достаточно большие сложности с ее применением. Нам представляется, что в связи с новой идеологией формирования системы (Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства) сохранение анализируемой нормы в системе норм о преступлениях против общественной безопасности недостаточно обосновано.
              Материальным основанием криминализации анализируемого деяния явилась высокая общественная опасность функционирования в государстве неконтролируемых органами власти вооруженных формирований. Деятельность таких формирований нарушает стабильность и равновесие между различными ветвями и уровнями власти, создает угрозу неконституционного, насильственного разрешения проблем государственного строительства и власти, а неконтролируемые действия значительного числа вооруженных людей порождают социальную напряженность в обществе, содержат в себе потенциально высокую возможность причинения вреда личности, человеческих жертв, серьезного материального ущерба.
           Для защиты интересов государства, общества, жизни, здоровья и прав граждан могут создаваться специальные вооруженные структуры. Однако основы и организация их деятельности, полномочия органов государственной власти по осуществлению контроля и надзора за функционированием этих структур должны определяться федеральными законами. В настоящее время существует ряд законов, которые подробным образом регламентируют полномочия, направления деятельности, силы и средства соответствующих вооруженных формирований.'" 1Так, в соответствии с Федеральным законом РФ "Об обороне" и Федеральным законом РФ 2"06 органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" Вооруженные силы Российской Федерации являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны Российской Федерации, а органы федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. В Федеральном законе "Об обороне" прямо сформулирован запрет на создание иных военизированных организаций: "Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, положение которых не урегулировано федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону".
Также  говорится о действиях, направленных на создание и функционирование определенного формирования. Само понятие формирования в законе не дается, однако указывается на примерный перечень его разновидностей - объединение, отряд, дружина или иная группа. В специальной литературе попытка определения понятия формирования как признака преступления была предпринята                     Ляпуновой Ю.И. В своей статье он приходит к выводу, что "формирование - это воинская часть или близкая к ней по своим основным параметрам (количеству, вооруженности, дисциплине и подготовленности к ведению боевых операций) вооруженная организация."1
           Нам такое понимание содержания формирования представляется слишком узким. Воинская часть - формирование достаточно крупное и его численность может насчитывать 300 и более лиц. А требование подготовленности к боевым операциям реально применимо лишь к высокопрофессиональным объединениям. Но как быть, если это будет менее масштабное явление - боевая дружина или иная незначительная по численности группировка. В самом законе не определяется минимально необходимое число членов группировки для признания ее формированием. Вместе с тем, некоторые изменения в законодательстве позволяют сделать определенные выводы. Дело в том, что в отличие от старой редакции в новом УК вместо обобщающего термина "формирование" появился другой термин - "иная группа". Данный термин является более привычным и определенным для уголовного права.
             По смыслу закона группа лиц предполагает участие в преступлении двух или более исполнителей без предварительного сговора. Следовательно, в количественной характеристике данное преступление не отличается от бандитизма и организации преступного сообщества (преступной организации), что несомненно создаст для судебно-следственных органов определенные сложности при разграничении указанных преступлений друг от друга. Каких-либо однозначных численных критериев незаконного формирования выделить невозможно, поэтому решение в каждом конкретном случае должно приниматься с учетом всех обстоятельств дела. Действительно, формирование - это вновь созданный, составленный, организованный коллектив, воинская часть и т, п. Диапазон численности состава формирования может быть достаточно широким и в том числе различаться в десятки раз. Представляется, что именно с учетом данного обстоятельства законодатель и употребляет различные по объему понятия - объединение, отряд, дружина, иная группа. Однако это должно быть действительно организованное формирование: с определенной дисциплиной, управлением и подчиненностью, распределением обязанностей среди членов формирования, своими внутренними нормами поведения и санкциями за их нарушение, формализованными отношениями и общими отличительными признаками (формой, опознавательными знаками и т. д.). Именоваться формирования могут по разному, в том числе и созвучно с законными вооруженными формированиями.
             Обязательным признаком незаконного формирования является его вооруженность. На наш взгляд вооруженность означает наличие в формировании оружия в соответствии с штатным расписанием и установленными для него нормами. Какое конкретно количество единиц оружия и его виды определяется в зависимости от поставленных перед формированием задач и для квалификации значения иметь не должно. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ «Об оружии» от 13 декабря 1996 года под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Оно может быть огнестрельным (оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. К нему относятся все виды боевого ручного стрелкового и холодного, служебного и гражданского оружия - винтовки, карабины, пистолеты, автоматы и т. д.- независимо от калибра, включая и гладкоствольное охотничье ружье независимости от того, подвергалось оно изменениям или нет), холодным (оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения. Оно классифицируется на холодное клинковое оружие - кинжалы, боевые ножи, охотничьи ножи, являющиеся оружием, сабли и т. д. , оружие режущего, колющего, рубящего или комбинированного вида - копья, боевые топоры и т. д и ударно - раздробляющего действия - кастеты, нун-чаки, кистени и т. д.), метательным (оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека - метательные ножи и топоры, дротики и т. д. или механического устройства -луки, арбалеты и т. п.), газовым (оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации - газовые пистолеты и револьверы) или пневматическим (оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа) - ст. 1, 5 Федерального закона от 13 декабря 1996 года.1 Что же касается механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации и электрошоковых устройств и искровых разрядников отечественного производства, имеющих выходные параметры, соответствующих требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также пневматического оружия с дульной энергией не более 7, 5 Дж и калибра до 4, 5 мм включительно, то поскольку для их приобретения не требуется соответствующей лицензии и они не подлежат регистрации, следовательно, их нельзя рассматривать в качестве оружия в смысле данной статьи.
               Вооруженными формирования следует признавать и тогда, когда они оснащены боеприпасами или взрывными устройствами. Боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание (снаряды и мины, гранаты, авиабомбы, все виды патронов к стрелковому огнестрельному оружию и т. д.). Не относятся к боеприпасам патроны к длинноствольному гладкоствольному охотничьему оружию, так как они не предназначены к боевому применению и патроны не имеющие поражающего элемента (снаряда - пули, картечи, дроби и т. п.) и не предназначенные для поражения цели.
            Под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению - взрыву. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, дымный и бездымный порох, твердое ракетное топливо и т. п. Взрывное устройство представляет собой комбинацию взрывчатого вещества и специального приспособления, предназначенного для производства взрыва. Оно имеет целью подрыв различных объектов и может быть различной мощности. Для квалификации по ст. 208 не имеет значения было ли оружие, боеприпасы, патроны и взрывчатые вещества заводского изготовления либо самодельные. Вместе с тем, когда для определения характера предметов требуются специальные познания, по делу необходимо проведение соответствующей экспертизы.
              В отличие от старых УК в новом Уголовном кодексе ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем дифференцируется в зависимости от выполняемой функции лица. По ч. 1 ст. 208 ответственность наступает за создание незаконного вооруженного формирования или руководство им, а по ч. 2-за участие в незаконном вооруженном формировании. Данное обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку оно позволяет правильно оценить характер и степень общественной опасности содеянного и в соответствии с этим назначить справедливое наказание.
            1Незаконность формирования определяется в ст. 208 УК как непредусмотренность его федеральным законом. Так, например, в соответствии с ч. 9 ст. 1, ч.1 ст. 17 Федерального закона "Об обороне", ч. 7 ст. 2 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" создание и существование вооруженных формирований и иных видов войск, не предусмотренных федеральными законами запрещено и преследуются по закону. Незаконными следует признавать формирования как не имеющие нормативной базы своего появления, так и создаваемые на основе нормативных актов, не являющихся федеральными законами (законов, постановлений и распоряжений органов власти и управления субъектов федерации, решений органов местного самоуправления, а также указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений федеральных органов исполнительной власти).
            Под созданием как элементом объективной стороны следует понимать любые действия, результатом которых стала организация незаконного вооруженного формирования. Организационная деятельность может выражаться в принятии решения о создании формирования и издании в связи с этим соответствующих нормативных актов, разработке структуры формирования и утверждении штатного расписания, подборе кадров, назначении лиц, ответственных за конкретные участки деятельности формирования, решение вопросов финансирования, материального обеспечения необходимыми ресурсами и т. д. Как частный случай создания формирования следует рассматривать и реорганизацию законно действующего формирования в незаконное, например, из охранно-сыскных агентств или народных дружин в группировки, фактические цели деятельности которых принципиально меняются.
                Под руководством вооруженными формированиями следует понимать определение деятельности уже созданного формирования. Это может выражаться в форме издания приказов и распоряжений по текущим вопросам и осуществлении контроля за их исполнением, осуществление кадровой политики, решение финансовых вопросов, вопросов взаимоотношений с органами власти и управления, руководстве проведением конкретных операций и т. д.
              Участие в незаконном вооруженном формировании выражается в вступлении в данное формирование и выполнение вытекающих из этого факта любых действий в соответствии с планами и задачами деятельности формирования (членство или служба в формировании, осуществление патрулирования или дежурства, выполнение разовых поручений или каких-либо работ, связанных с хозяйственным обеспечением деятельности формирования и т. д,). Виновное лицо, которое не является членом формирования, однако оказывает ему содействие путем, например, предоставления технических средств, вербовки новых членов, финансового обеспечения и т. л. привлекается к ответственности за пособничество организации незаконного вооруженного формирования или участию в нем.
              С точки зрения законодательной конструкции организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем сформулирована по типу усеченного состава преступления. Такая конструкция обычно применяется в случаях повышенной общественной опасности конкретного преступления. Следовательно, ответственность за оконченное преступление должна наступать уже в случае создания незаконного вооруженного формирования. Для лиц, которые не принимали участие в создании такого формирования ответственность наступает с момента выполнения каких - либо действий по руководству таким формированием либо по участию в нем. То обстоятельство, что формирование или его члены не успели совершить в соответствии с целями деятельности формирования какие - либо акции на квалификацию влияния оказывать не должно. Действия, направленные на создание незаконного вооруженного формирования, но не завершившиеся его созданием по причинам, не зависящим от виновного, должны квалифицироваться как покушение на создание незаконного вооруженного формирования. Лицо, давшее согласие на участие в деятельности формирования, но не успевшее приступить к исполнению обязанностей члена формирования также привлекается к ответственности за покушение на преступление.
            Законодатель определяет преступность организации вооруженного формирования именно через незаконность его образования. Относительно целей, с которыми создается вооруженное формирование, в законе не содержится каких - либо указаний и, следовательно, они не являются конститутивными признаками преступления. В специальной литературе было высказано мнение, что формирования могут создаваться с любыми целями, в том числе и непреступными. Мы полагаем, что отсутствие в диспозиции ст. 208 указания на характер цели является пробелом в законе и существенно, затрудняет отграничение данного преступления от смежных составов. По нашему мнению, создавая незаконные вооруженные формирования, виновные лица в гораздо большей степени преследуют непреступные цели, поскольку иначе невозможно будет отграничить анализируемое преступление от вооруженного мятежа, насильственного захвата власти или насильственного удержания власти, бандитизма и организации преступного сообщества (преступной организации). В качестве вышеозначенных целей можно назвать защиту интересов субъектов федерации, поддержание общественного порядка, охрану учреждений, организаций и граждан, борьбу с преступностью и т. п,
            По- прежнему сохраняется в новой редакции примечание к ст. 208, в соответствии с которым лицо может быть освобождено от уголовной ответственности. Данная норма имеет поощрительный характер и направлена на максимальную нейтрализацию негативных последствий совершенного преступления. В качестве оснований освобождения от ответственности в законе выделяются три условия: а) добровольность прекращения участия. При этом мотивы, в силу которых лицо принимает такое решение, значения не имеют; б) сдача оружия; в) отсутствие в действиях лица иного состава преступления.              Поскольку в законе говорится: «Лицо прекратившее участие», постольку освобождению подлежат не только собственно участники формирований, но также создатели и руководители таких формирований.
             По смыслу закона само создание незаконного вооруженного формирования или руководство им, а равно участие в таком формировании, образует оконченное преступление. Следовательно, совершение в составе данного формирования каких - либо иных преступлений требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Организация незаконного вооруженного формирования.
 
            Межнациональные и религиозные конфликты на Северном Кавказе приводят к нарушению законодательства о частной охранной деятельности, к возрождению радикальных организаций, вооруженных формирований этнонационального, ваххабитского, казачьего и иного толка, обладающих значительным арсеналом оружия (в основном незаконного), что и обусловило появление в отечественном уголовном законодательстве нормы об ответственности за организацию или участие в незаконных вооруженных формированиях. Теоретическая значимость заключается в развитии понятия незаконного вооружённого формирования и его признаков, в трактовке общественной безопасности (в узком и широком смысле), в обосновании уголовной ответственности организаторов и участников НВФ.
           Начиная с 90-х годов прошлого столетия в России произошли кардинальные перемены, связанные с изменением в экономике и государственном устройстве страны. Наряду с многими позитивными процессами в постсоветском периоде развития России стали проявляться тенденции и негативного характера: жесткая борьба за власть и государственную собственность, рост организованных форм преступности, коррупция, сепаратизм, политический и религиозный экстремизм и т.д. Отмеченные процессы происходят на фоне правового нигилизма и ослабления правопорядка в стране.1 Существенной особенностью деятельности прокуратуры и других правоохранительных органов в условиях Северо-Кавказского региона, прежде всего непосредственно на территории Чеченской Республики, является значительное число преступлений, совершаемых организованными преступными группами.
           Для решения антиконституционных задач в Чечне и некоторых других районах Северного Кавказа в 90-х годах стали образовываться незаконные вооруженные формирования (НВФ), деятельность которых создает угрозу общественной безопасности, является источником многих опасных преступлений.                             
         Участниками НВФ совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как умышленные убийства и причинение тяжкого вреда здоровью, терроризм, захват заложников и др. Этим определяется специфика расследования преступлений, предусмотренных как непосредственно ст. 208 УК РФ, связанных с организацией, руководством вооруженного формирования или участием в нем, а также совершения членами такого рода преступных объединений иных преступлений.
            Создание вооруженного формирования  не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием, - наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет.
           Участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
            В целях противодействия созданию и функционированию НВФ Федеральным законом в России впервые была введена уголовная ответственность за организацию или участие в этих формированиях. В действующем УК РФ ст. 208 предусматривает уголовную ответственность за организацию, руководство или участие в НВФ. Борьба с НВФ по-прежнему особенно актуальна для региона Северного Кавказа. Чрезвычайно важно в связи с этим своевременно решать вопросы, с одной стороны, предупреждения таких преступлений, а с другой — привлечения к уголовной ответственности виновных. Вместе с тем наблюдается определенная специфика в применении отдельных положений уголовно-процессуального закона, прежде всего при возбуждении уголовных дел, их соединении и выделении, а также в организации и тактике их расследования, в доказывании указанных преступлений. Все это, в свою очередь, обусловливает особенности осуществления уголовного преследования в Северо-Кавказском регионе. При работе в экстремальных условиях повышается роль прокурорского надзора как в целом за соблюдением предписаний уголовно-процессуального закона, так и при проведении неотложных следственных действий, обеспечении законности и обоснованности привлечения к уголовной ответственности участников НВФ, поддержании обвинения в суде. Особенности деятельности правоохранительных органов по расследованию отдельных категорий преступлений обычно находят отражение в соответствующих методических рекомендациях. Однако до недавнего времени методика расследования организации, руководства или участия в незаконном вооруженном формировании не разрабатывалась, несмотря на очевидную значимость решения этого вопроса.
            С объективной стороны данное преступление выражается в трех формах: I) создание незаконного вооруженного формирования; 2) руководство таким формированием; 3) участие в нем. Формированием считается объединение, отряд, дружина или иная группа, структурно и функционально определенная, имеющая управление и подчиненность, распределение обязанностей, места базирования или определенную форму или опознавательные знаки и предназначенная для решения задач, свойственных т.н. силовым структурам (охрана, оборона различные виды принуждения и т.п.). Процесс создания НВФ может протекать скрытно, но действуют они в целом открыто — от своего имени, от имени организации или лидера. Незаконным признается такое вооруженное формирование, существование и деятельность которого не предусмотрены федеральным законом, т.е. не урегулированы им либо запрещены. Вооруженным считается формирование, имеющее любые виды оружия предусмотренные Федеральным законом «Об оружии», а также любые виды боевого вооружения войск. Не обязательно, чтобы вооружены были все участники НВФ. Создание НВФ охватывает организационную деятельность по планированию, вовлечению людей, распределению обязанностей, налаживанию снабжения, созданию других условий существования и функционирования НВФ. Руководство НВФ означает выполнение управленческих функций, возложенных на лицо в полном объеме или по отдельным направлениям в отношении всего формирования. Участие в НВФ предполагает выполнение вступившим в него лицом возложенных на него обязанностей, приказов или поручений либо инициативных действий по осуществлению основных задач, а также вспомогательных функций, обеспечивающих жизнедеятельность НВФ. Оконченное участие обусловлено практической деятельностью лица в составе НВФ. Организацию (создание и руководство) НВФ следует признавать оконченным преступлением с момента, когда формирование приступает к выполнению своих основных задач хотя бы и не в полном составе по сравнению с планируемым, т.е. когда НВФ начинает функционировать по своему предназначению. Предшествующая организационная деятельность образует покушение на создание или руководство НВФ. Сговор двух или более лиц на организацию НВФ оценивается как приготовление к преступлению. Поскольку участие в НВФ относится к преступлению средней тяжести, то приготовление к нему уголовно не наказуемо. По отношению к организации и участию в НВФ возможно соучастие в виде подстрекательства и пособничества со стороны лиц, не входящих в состав НВФ, не создававших его и не руководивших им (например, склонение лица к организации НВФ, финансирование, поставка вооружения, предоставление нужной информации и т.д.). Если участие в НВФ выражается в совершении насильственных и иных действий, содержащих другие составы преступлений (например, убийство, причинение вреда здоровью, хищение, и тд.), то содеянное квалифицируется по совокупности соответствующих преступлений. Аналогично несут ответственность лица, создавшие НВФ или руководившие им, если их умыслом охватывались преступления, совершенные участниками НВФ. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 208 УК, характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Преобладает прямой умысел, но возможен и косвенный. Мотивы и цели преступления в законе четко не обозначены, хотя могут значительно влиять на оценку содеянного, поскольку по своему содержанию они могут быть как преступными, так и не преступными. Указание в Кодексе конкретных мотивов и целей рассматриваемого преступления представляется нецелесообразным. Уголовная ответственность организаторов и участников НВФ определяется местом, временем, обстановкой и средствами его создания и функционирования. Закон предусматривает норму об освобождении от уголовной ответственности, что может иметь место как в силу общих оснований, предусмотренных уголовным законом, так и в силу специального основания в виде примечания.  Организатор осознает, что создает НВФ в определенных целях или руководит им и желает создать его и (или) управлять им. Участник осознает свою принадлежность к НВФ, цели (предназначение) этого формирования, характер своего участия в нем и желает участвовать в таком формировании. 
Если лицо добросовестно заблуждалось относительно незаконности вооруженного формирования, в которое вступило, считая его законным, то вопрос о его ответственности за участие в НВФ должен решаться по правилам фактической ошибки. В подобном случае нет умышленного участия именно в незаконном, хотя и вооруженном формировании, поэтому лицо может нести ответственность лишь за те действия, в которых содержится иной состав преступления. 
Мотивы и цели рассматриваемых деяний, как и цели самого НВФ, не являются признаками данного состава преступления. Они учитываются при назначении наказания, разграничении со схожими преступлениями и решении вопроса о совокупности преступлений. Основные вопросы квалификации организации НВФ или участия в нем сводятся к наличию либо отсутствию реальной или идеальной совокупности:  незаконное приобретение, хранение и ношение оружия членами НВФ во время участия в нём образует идеальную совокупность ст.208 и ст.222 ч.З УК РФ. Те же действия, совершённые членами НВФ до вступления в его ряды, будут образовывать реальную совокупность ст.208 с одной из частей (кроме ч.4) ст.222 УК РФ. Квалификация действий членов НВФ по ст.208 и ст.222 (ч.З) УК РФ должна оставаться неизменной в случае наличия в НВФ тяжёлых видов оружия, а также оружия массового поражения. В предлагаемой редакции ст.208 УК РФ деятельность членов НВФ, обладающего оружием массового поражения, должна охватываться квалифицирующим признаком п. «в» ч.З ст.208 УК РФ; — в случаях, когда вооружённому мятежу предшествовало создание НВФ, члены которого в последующем влились в ряды мятежников, действия виновных лиц необходимо квалифицировать по реальной совокупности ст.ст. 208 и 279 УК РФ. Если НВФ изначально создавалось в целях, предусмотренных ст.279, и сразу приступило в связи с этим к активным действиям, подобное достаточно квалифицировать по ст.279 УК РФ; — исключается идеальная совокупность ст.ст. 208 и 210 УК РФ, если целью НВФ не было совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Если же цели носят именно такой характер, то совокупность будет отсутствовать в связи с поглощением ст.210 действий, предусмотренных ст.208 УК РФ; - если члены НВФ принимают участие в нападениях на армейские военные склады, дежурные части органов внутренних дел и т.д., их действия должны квалифицироваться как бандитизм только по ст.209 УК РФ. Если НВФ имело корыстную цель изначально или переориентировало членов на совершение преступлений с подобными целями, то их действия также достаточно квалифицировать по ст.209 УК РФ;  
- действия должностных лиц, организовавших НВФ из корыстной или иной личной заинтересованности путём использования служебных полномочий, необходимо квалифицировать по совокупности ст.208 ч.1 и ст.285 ч.1 или ч.2 УК РФ. В предлагаемой редакции ст.208 УК РФ деяние по ст.285 охватывается квалифицирующим признаком п. «а» ч.З ст.208 УК РФ и дополнительной квалификации не требует. Нормы ст.208 УК РФ нуждаются в более совершенной законодательной конструкции путём дополнения квалифицирующими признаками (связанными со специальным субъектом, последствиями имущественного характера и вооружённостью) с изменением содержания её примечания и санкции части второй. Для этого предлагается дополнить ст.208 УК РФ частью третьей (квалифицированным составом) следующего содержания: «Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные:  
а) должностными лицами органов государственной власти или органов местного самоуправления; б) с причинением ущерба в крупном размере; в) с использованием оружия массового поражения, наказываются лишением свободы на срок на пяти до десяти лет.». Для однозначного толкования примечания к ст.208 необходимо изложить его в следующей редакции: «Участник незаконного вооруженного формирования, добровольно прекративший свою деятельность в его составе и сдавший оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства правоохранительным органам освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.». В связи с тем, что ограничение свободы и арест до настоящего времени не применяются судами на территории Российской Федерации из-за отсутствия необходимых условий для их реализации предлагается замена в санкции ч.2 ст.208 УК РФ данных видов наказания на реально действующие штраф и исправительные работы. В комплексе обще социальных мер предупреждения организации и деятельности НВФ проанализированы меры экономического, социального, политического, правового, организационно-управленческого, идеологического и нравственно-воспитательного характера и свойства. Специально-криминологические меры предупреждения и пресечения организации и деятельности НВФ должны заключаться в совокупности мероприятий, направленных на: а) совершенствование законов, способствующих борьбе с НВФ, и практики их применения; б) прекращение практики принятия частых либеральных амнистий Госдумой РФ и применения их к необоснованно широкому кругу лиц, включая организаторов и участников НВФ, судебно-следственными органами; в) повышение в обществе престижа службы в милиции и армии, борьбу с коррупцией в правоохранительных органах, улучшение финансового обеспечения сотрудников милиции и военнослужащих, материально-технической оснащенности органов внутренних дел и армии; г) восстановление доверия и уважения населения к правоохранительным органам, сотрудничество и активную помощь граждан при раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений, в том числе совершаемых членами НВФ, их стимулирование к подобного рода деятельности через систему материальных и моральных стимулов с параллельным обеспечением личной безопасности; д) реализацию оперативно-розыскных мероприятий и проведение спецопераций (розыск, задержание, физическое устранение) оперативными подразделениями МВД, ФСБ, ФСКН, уголовно-процессуальных мер следственными подразделениями прокуратуры, МВД, ФСБ и судебными органами, уголовно-исполнительных мер органами УИН и ССП МЮ, направленных на нейтрализацию активных участников и руководителей НВФ; е) улучшение координации деятельности силовых и правоохранительных органов государства, их федеральных и региональных структур и подразделений, содействие данной работе на местах со стороны глав администраций, других должностных лиц, а также представителей религии и духовенства; ж) проведение наряду с оперативными мероприятиями спецслужб общевойсковых операций регулярных частей МО РФ и внутренних войск МВД РФ по окружению, блокированию и уничтожению крупных НВФ, нанесению по их базам и местам дислокаций превентивных силовых ударов с привлечением авиации и использованием современного высокоточного оружия, не исключая территории зарубежных стран; з) развитие международного сотрудничества в области борьбы с организованной преступностью, в том числе организацией и деятельностью НВФ (задержание и выдача-экстрадиция преступников, предоставление и обмен оперативной информацией и т.п.), прежде всего, с соседними закавказскими государствами - Грузией и Азербайджаном, их правоохранительными органами; и) проведение органами внутренних дел мероприятий, направленных на изъятие и добровольную сдачу гражданским населением незаконно хранящегося огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; к) осуществление комплекса мероприятий по предотвращению хищений оружия в армии и поступления его в незаконный оборот с заводов-изготовителей; л) реализацию уголовно-правовых, процессуальных и оперативных мер по пресечению и ликвидации каналов финансирования НВФ из внутренних и внешних легальных и нелегальных источников (с участием Комитета РФ по финансовому мониторингу - КФМ РФ, Интерпола и других государственных структур и международных организаций).

           Субъект организации или участия в НВФ — общий. Примечание к ст. 208 УК определяет специальное основание освобождения от уголовной ответственности участника НВФ при наличии следующих условий: 1) добровольное прекращение участия в НВФ; 2) сдача оружия; 3) отсутствие в действиях участника НВФ иного состава преступления. В России вооруженные формирования могут создаваться исключительно на основании федерального закона. Это закон "Об обороне", "О ФСБ", "О милиции" и т.д. Субъекты федерации не имеют право создавать собственные вооруженные формирования. Создание незаконных вооруженных формирований, это, прежде всего, результат противоречий между ветвями власти. Функционирование этих формирований создаёт угрозу силового решения политических вопросов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.