На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Договор розничной куплипродажи

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 
 

Факультет коммерции и маркетинга 

Контрольная работа по дисциплине Коммерческое право 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: Договор розничной куплипродажи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Выполнила:
                      Студентка IV курса
                      з/о  группы № 41
                      Иштрякова Д.И.
                      Преподаватель:
                      Бугорский В.П. 
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

2006
Содержание. 
 

Введение 2
1. Понятие и особенности договора розничной купли–продажи 3
 1.1. Разновидности договора розничной купли продажи 7
 1.2. Особенности 8
2. Стороны договора купли–продажи 11
3. Права и обязанности продавца по договору 13
4. Права и обязанности покупателя по договору 15
 4.1. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре 16
 4.2. Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли–продажи 18
Заключение 20
Задача 21
Список использованной литературы 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Договор розничной купли–продажи – самый массовый договор. Ежедневно совершаются миллионы покупок. Ежедневно миллионы людей вступают в правовые отношения, при этом, не вспоминая о правовых тонкостях отношений профессионального продавца и рядового покупателя.
   Поэтому данный договор занимает первое место  среди разновидностей купли-продажи  в Гражданском кодексе РФ.
   Важность  данного договора подчеркивает и  то обстоятельство, что правило о розничной купле–продаже носят в основном обязательный характер и направлены в первую очередь на обеспечение интересов потребителей. На защите интересов «слабой стороны» не связанной с предпринимательской деятельностью - потребителя, стоят не только нормы ГК РФ, но законодательство защите прав потребителей.
   Однако  на практике, все же, нередко встречаются  случаи нарушения прав потребителей. Чаще всего, продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.
   При этом нарушителями прав потребителей могут быть как небольшие хозяйствующие субъекты, например, автомастерские, осуществляющие недоброкачественный ремонт, так и гигантские, с точки зрения потребителя, компании, например, Волжский автомобильный завод, скрывающий факты выпуска небезопасного товара.
   Учитывая  вышеназванные обстоятельства, мне  видится актуальным исследование договора розничной купли-продажи.
   На  мой взгляд, безусловную актуальность представляет рассмотрение и обобщение судебной практики в связи с заключением, исполнением и расторжением договора розничной купли-продажи, применением норм законодательства о защите прав потребителей. Кроме того, определенный интерес представляет анализ правил о публичной оферте. Что признается публичной офертой? Как в таком случае защитить нарушенные права потребителя? По мере развития и применения в нашей стране законодательства о защите прав потребителей все чаще встает вопрос об ответственности продавца или изготовителя продукции: Полагается ли компенсация морального вреда покупателю?
   Итак, цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи.
   Исходя  из поставленной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
    рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
    проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
    исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты;
   В проделанном исследовании будет  проанализирована современная периодика  о договоре розничной купле–продаже, весь пласт действующего законодательства. Мое исследование пройдет в сравнительном ключе: общие положения о договоре розничной купле–продаже – примеры из судебно-арбитражной практики. В заключение работы будут подведены итоги, намечены пути решения накопившей проблематики. 
 
 
 

    1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи 

   Легальное определение договора розничной  купли–продажи содержится в п.1 ст.492 Гражданского кодекса РФ.
   По  договору розничной купли–продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
   Из  определения можно выделить характерные  черты, позволяющие выделить договор розничной купли-продажи в самостоятельный вид договора купли–продажи:
   Во–первых, необходимо отметить специфику продавца как субъекта договора розничной купли–продажи. В качестве данного продавца может выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торговое предприятие).
   Во–вторых, определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли–продажи. Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
   Нормы о розничной купле–продаже не распространяются на такие товары, как недвижимость, электра и теплоэнергия, газ и вода, так как их купля-продажа выделена в ГК в качестве самостоятельных разновидностей.
   Учитывая  то обстоятельство, что в договорные отношения по розничной купле-продаже  вступают предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность по продаже товаров в розницу, и экономически более слабые потребители, другой специфической его чертой является публичность данного договора. В связи с этим к нему применяются правила, установленные ст. 426 ГК. Условия публичного договора, не соответствующие указанным требованиям, ничтожны.
   Будучи  публичным, договор розничной купли-продажи  может заключаться с использованием публичной оферты, под которой в соответствии со ст. 437 ГК понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Согласно ст. 494 ГК предложение продавцом в розничной купле-продаже товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли–продажи. Боле того, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли–продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
   В этой связи публичную оферту следует  отличать от рекламы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О рекламе» реклама представляет собой распространяемую в любой форме и любым способом информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Важнейшей отличительной особенностью рекламной информации является тот факт, что она, по сути, представляет собой лишь предложение направлять оферты, но сама не содержит существенных условий договора и соответственно не возлагает на лицо, ее распространяющее, обязательств оферента.
   Важно отметить, что необходимым условием правильного оформления оферты является указание в ней всех существенных условий договора.
   При этом существенными признаются следующие  условия договора:
    условия о предмете договора;
    условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
    все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
   Законодательство  о розничной купле–продаже, и принятые в его исполнение законы и подзаконные нормативные акты – «кнут» стоящий на защите прав потребителей. Большинство нарушений совершаемых продавцами – сознательные действия профессионала, поэтому законодатель пошел по пути максимальной защиты прав покупателя.
   Продавцом по данному типу договора выступает  юридическое лицо или частный  предприниматель, осуществляющий предпринимательскую  деятельность по продаже товаров  в розницу, для использования  не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом, продавец со статусом юридического лица или частного предпринимателя, должен быть зарегистрирован как субъект предпринимательства, а в случае торговли некоторыми видами товаров (прежде всего, подакцизными: алкоголем, табачными и ювелирными изделиями, бензином) требуется получение специальной лицензии.
   Покупателем по договору розничной купли-продажи  обычно выступает гражданин, но и юридические лица могут приобретать товары на основе этого договора, если их использование не связанно с предпринимательской деятельностью.
   Характеризуя  данный договор необходимо отметить, что он всегда является:
    консенсуальным, то есть, считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям);
    возмездным, то есть, основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены;
    взаимным, то есть, наличествуют субъективные права и обязанности у обеих сторон договора. Еще одной специфической чертой договора розничной купли–продажи является его предмет. Как явствует из определения, данного в ст. 492 ГК, продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.1 Товары могут приобретаться для личных нужд (например, покупка предметов личной гигиены), либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора для использования как дома, так и на занятиях). Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве или редакции и т. д.).
   Вместе  с тем предметом розничной  купли–продажи могут быть и такие товары, которые дают возможность использовать их в производственных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Например, предметом розничной купли-продажи может быть насос или культиватор, используемые для выращивания гражданином урожая, излишки которого могут быть им проданы на рынке.
   Специфической чертой данного договора также являются особые требования к его форме. Согласно ст. 493 ГК, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли–продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли–продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. В том случае, когда покупатель присоединяется к условиям формуляров или иных стандартных форм, предложенных продавцом, следует признать, что договор заключается в письменной форме. Такой договор приобретает черты договора присоединения (в ст. 493 ГК сделана прямая ссылка на ст. 428 ГК).
   Наиболее  распространенный способ розничной  торговли – через прилавок –  являет собой устную форму данного договора, так как это типичная сделка, в которой момент ее совершения и исполнения совпадают. В том случае, когда момент совершения и исполнения сделки не совпадают, необходимо руководствоваться требованием ст. 161 ГК, согласно которому сделки должны совершаться в простой письменной форме. Кассовый или товарный чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара по договору розничной купли–продажи, когда момент его заключения и исполнения не совпадают, представляют собой письменную форму договора. Однако отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий при заключении договора, как в устной, так и в письменной форме (ст. 493 ГК).
   Зачастую, на практике, соблюдая письменную форму договора, продавцы умышленно навязывают потребителям «незаконные условия».
   Приведем  пример:
   «18 июня 1997 года С. заключил с ответчиком договор купли–продажи автомобиля "Пежо–406". В связи с обнаружением в автомобиле существенных недостатков, С. обратился в суд, по месту своего жительства, с иском к ответчику о расторжении договора купли–продажи и взыскании соответствующих сумм.
   Суд данное дело передал на рассмотрение в Савеловский межмуниципальный суд г. Москвы.
   В кассационном порядке определение суда оставлено без изменения.
   Президиум Верховного суда РТ отменил судебные постановления.
   Передавая дело на рассмотрение суда г. Москвы судебные инстанции указали, что стороны сами определили подсудность. При этом сослались на п.8.1. договора, заключенного между сторонами, согласно которому разногласия либо претензии между сторонами должны разрешаться в народном суде г. Москвы. Однако в данном случае отношения сторон регулируются нормами Закона РФ «О защите прав потребителей».
   Согласно  ст.17 Закона РФ "О защите прав потребителей" иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда.
   Истец в соответствии с вышеуказанными требованиями Закона сам определил  подсудность, предъявив иск по месту своего жительства. Никаким договором данное его право не может быть ущемлено. В этом случае указанный пункт договора следует признать недействительным, поскольку он ухудшает положение потребителя.
   Таким образом, части договора ущемляющие права покупателя следует признавать недействительными.
   Специфика договора розничной купли–продажи проявляется и в закреплении законом преддоговорных обязанностей продавца, которые согласно ст. 495 ГК состоят в предоставлении покупателю информации о товаре. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Покупатель имеет право еще до заключения договора розничной купли–продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
   Наконец, договор розничной купли–продажи имеет специфику по сравнению с общими правилами о купле–продаже и с точки зрения содержания, т. е. существенных условий. Согласно п.1 ст. 500 ГК РФ, покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли–продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
   Цена  товара по общему правилу должна устанавливаться одинаковой для всех покупателей. Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора. Отсюда можно сделать вывод о том, что покупатель по договору розничной купли–продажи не может непосредственно участвовать в определении цены товара. Покупатель, которому товар продан по более высокой цене, чем другим, вправе требовать признания договора недействительным, при этом стороны возвращаются в первоначальное положение.
   На  отдельные виды товаров цены устанавливаются или регулируются государством и, следовательно, приобретают для продавца обязательный характер.
   В случае, когда договором розничной  купли–продажи предусмотрена предварительная оплата товара (статья 487), неоплата покупателем товара в установленный договором срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.1. Разновидности договора розничной купли продажи 

   Гражданский Кодекс Российской Федерации выделяет следующие виды договора розничной купли–продажи:
    продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок;
    продажа товаров по образцам (описаниям, каталогам);
    продажа товаров с использованием автоматов;
    продажа товара с условием о его доставке покупателю;
    договор найма–продажи.
   Однако, как отмечают большинство исследователей, приведенная классификация Гражданского Кодекса, не является удачной, т.к. не основывается на юридически значимых особенностях договоров этого типа.
   Так, например, А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой  отмечают: «Очевидно, этот перечень не является классификацией разновидностей розничной купли–продажи или договорных условий. Он неполон, непоследователен и лишен системности – главных достоинств любой классификации. Между тем полноценное регулирование договорных обязательств невозможно без учета их общих и особенных свойств. Именно поэтому отсутствие единой системы изложения нормативного материала в §2 главы 30 ГК привело к многочисленным противоречиям и дублированию норм»1.
   Отдельные авторы вообще не классифицируют данный договор, выделяя лишь «договора розничной купли–продажи с отдельными нетипичными условиями.2
   Логична была бы классификация розничной  купли–продажи по следующим специфическим характеристикам договора:
    место исполнения договора; способ вручения товара;  время передачи товара;  срок оплаты товара;  обязанность доставки товара.
   Соответственно, по месту исполнения договора можно  было бы выделить продажу товара на дому у покупателя и продажу на торговой площади продавца;
    по времени передачи товара: продажу по предварительным заказам и продажу с немедленной передачей товара;
    по способу вручения товара: продажу через автоматы, продажу с обслуживанием покупателя работниками продавца;
    по сроку оплаты товара: договор с предварительной оплатой, с немедленной оплатой и с оплатой в кредит (в том числе в рассрочку);
    по обязанности доставки товара: продажу с обязательством доставить товар покупателю и без такового.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2. Особенности 

   По  договору розничной купли–продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
   Одной из сторон этого договора – продавцом – является субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий продажу товаров в розницу с целью получения прибыли.
   Покупателем в договоре розничной купли–продажи может быть любое юридическое или физическое лицо, приобретающее товар для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Последнее обстоятельство и отличает розничную куплю–продажу от такого вида купли-продажи, как поставка, в которой товар приобретается именно для использования в предпринимательской деятельности.
   Если  покупателем является гражданин, то к его отношениям по договору розничной купли–продажи, не урегулированным ГК РФ РФ, применяется Закон о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним. Такие правовые акты применяются к договору розничной купли-продажи в части, не противоречащей ГК РФ. В одних случаях они конкретизируют и детализируют положения ГК РФ о розничной купле–продаже, в других – устанавливают правила, не предусмотренные ГК РФ, а в третьих – предусматривают иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их определения иными законами.
   Существенным  условием договора розничной купли–продажи как разновидности купли-продажи является условие о предмете, которое считается согласованным, если определены наименование и количество товара. Остальные условия розничной купли-продажи: качество, ассортимент, цена определяются по правилам купли–продажи с учетом особенностей, установленных ГК РФ для розничной купли–продажи.
   Особенности имеет порядок определения требований к качеству товаров по договору розничной купли-продажи. Условие о соответствии товара обязательным требованиям ГОСТов должно быть включено в договор. Но поскольку в большинстве случаев договор розничной купли-продажи заключается не в письменной форме, то условие о качестве доводится до покупателя способами, установленными Законом о защите прав потребителей, иными правовыми актами или принятыми в торговле способами. В частности, условие о качестве товара может определяться в техническом паспорте на товар или правилах его использования; на этикетках или ярлыках, где указывается документ по стандартизации, артикул, фасон, окраска, размер, правила ухода и др.; на самом товаре или его упаковке, где называются нормативный документ по стандартизации, дата изготовления, срок годности и т. п.
   Продавец  обязан предоставить покупателю необходимую  и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемыми в розничной торговле требованиями к содержанию и способам предоставления такой информации. До заключения договора розничной купли-продажи покупатель вправе осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду свойств товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
   Отказ продавца от предоставления информации о товаре, от проведения проверки свойств и демонстрации использования товара рассматриваются как необоснованное уклонение продавца от заключения договора розничной купли–продажи (ст. 495 ГК РФ). В этом случае покупатель вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи, и обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Если договор все же был заключен, а информация о товаре продавцом не предоставлена, покупатель вправе в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
   Продавец, не предоставивший покупателю возможность  получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.
   Поскольку договор розничной купли–продажи является публичным договором, по которому продавец–предприниматель обязан продать товар любому и каждому, кто к нему обратится, продавец может определить условия договора в формулярах или иных стандартных формах, к которым покупатель присоединяется (ст. 428 ГК РФ).
   Договор розничной купли–продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Однако ни кассовый или товарный чек, ни иной документ, подтверждающий оплату товара, не являются письменной формой договора. Эти документы лишь подтверждают факт заключения договора и суть его условий (о предмете и цене – на товарном чеке, либо только о цене – на кассовом чеке).
   Договор розничной купли-продажи может  заключаться в любой форме, предусмотренной для сделок – устно, если он исполняется при совершении, путем конклюдентных действий. Например, договор розничной купли-продажи с использованием автоматов считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара. Кроме того, для некоторых разновидностей розничной купли–продажи, в соответствии с актами Правительства РФ, установлена письменная форма. Так, Правилами продажи товаров по образцам предусмотрено, что доставка товара покупателю оформляется квитанцией или иным документом установленной формы и содержания, которые подпадают под письменную форму договора.
   ГК  РФ предусмотрены следующие способы  продажи товара и определены условия  договора розничной купли–продажи при том или ином способе продажи.
   Во–первых, договор розничной купли–продажи может быть заключен с условием о принятии товара покупателем в определенный договором срок, в течение которого товар не может быть продан другому покупателю (ст. 496 ГК РФ). Неявка покупателя или не совершение им иных действий для принятия товара в этот срок могут рассматриваться продавцом как отказ покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено договором.
   Во–вторых, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным продавцом. В этом случае договор розничной купли-продажи товара по образцу считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в договоре, а если оно не определено договором – с момента доставки товара покупателю по месту жительства гражданина или месту нахождения юридического лица. Это правило применяется, если иной порядок исполнения не предусмотрен законом, иными правовыми актами или самим договором.
   В–третьих, продажа товара может производиться с использованием автоматов (ст. 498 ГК РФ). В этом случае на владельца автоматов возлагается обязанность довести до покупателей информацию о продавце товаров путем помещения на автомате или предоставления покупателям иным способом сведений о наименовании (фирменном наименовании) продавца, месте его нахождения, режиме работы, а также о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения товара.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.