На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Основные направления государственного обеспечения экономической безопасности России

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Государственный университет управления

Институт  национальной и мировой  экономики
Кафедра государственного регулирования национальной экономики
Специальность: Национальная экономика
Специализация: Регулирование национальной экономики
Отделение: очное

Д и п л о м  н а я  р а  б о т а

 
на тему: «Основные направления государственного обеспечения экономической
          безопасности России»

СТУДЕНТА                         _________________       Олейникова А.С.

РУКОВОДИТЕЛЬ               _________________  к.э.н., доцент ПЛЕХАНОВ А.М.
КОНСУЛЬТАНТЫ             ________________   ____________________________

Допустить к защите

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ
       
    (подпись)    (ученая  степень, звание, фамилия и инициалы)
 
«___»   ________________  2008 г.
Москва 2008 г.

Содержание 

 
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы  экономической безопасности  национальной экономики…………………………………………………………………………..6
1.1. Понятие и  система экономической безопасности        государства…………………………………………………………………………..6
1.2. Основные  направления государственного обеспечения  экономической безопасности………………………………………………………………………..16
1.3. Зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности………………………………………………………………………..23
2. Анализ системы  государственного  обеспечения экономической  безопасности России………………………………………………………………34
2.1. Исторический  опыт обеспечения экономической  безопасности России…..34
2.2. Система  государственного обеспечения экономической
безопасности  в современных российских условиях……….……………………..45
2.3. Основные  проблемы обеспечения экономической  безопасности России………………..………………………………………………………………55
3. Направления совершенствования государственного регулирования экономической безопасности в России…………………………….……………63
3.1. Перспективные  направления государственного обеспечения  экономической безопасности………………………………………………………..……………….63
3.2. Предложения  по совершенствованию обеспечения экономической безопасности……………………………………………………………………...…69
Заключение………………………………………………………………………….83
Список используемых источников………………………………………………...86
Приложения…………………………………………………………………………90

Введение

 
     Актуальность  темы обусловлена тем, что на современном этапе развития национальной экономики Российской Федерации важнейшую роль для стабильного экономического развития и процветания играет защищенность экономики, уровень экономической безопасности государства. Это связано как с внутренними, так и внешними факторами, такими как глобализация мирового хозяйства. В этой связи чрезвычайно важно определить факторы, за счет которых можно обеспечивать экономическую безопасность, учитывая, что она является фундаментом национальной экономики, поскольку система не может стабильно и успешно развиваться до тех пор, пока она не находится в состоянии защищенности от внешних и внутренних угроз.
     Первоочередным  фактором в контексте обеспечения  национальной экономической безопасности является экономическая роль государства. В России в период проведения так называемых рыночных реформ отказ от государственного регулирования экономики и преувеличение роли рыночного саморегулирования привели к затянувшемуся экономическому  трансформационному процессу, а вместе с этим и к ослаблению не только экономической, но и национальной безопасности России.
     Как показывает мировая практика, те государства, которые не способны обеспечить национальную экономическую безопасность, нередко  попадают в экономическую, а вместе с ней и в политическую зависимость от развитых стран. В таком случае, по словам В.В.Путина, у стран-лидеров появляется «повод для роста геополитических амбиций» [19]. Нередко решение проблемы обеспечения экономической безопасности сводят к устранению криминализации хозяйственной деятельности. Однако, по нашему мнению, такое понимание проблемы является узким, поскольку это всего лишь один из множества аспектов обеспечения экономической безопасности. Криминализация экономики – это следствие «провалов» рынка и государства в сложившейся экономической системе.
     Экономическую безопасность нельзя обеспечить только правовыми методами. Необходимо исследовать  механизмы действия экономических  законов и использовать их в решении  всего комплекса проблем, способствующих созданию системы эффективного обеспечения экономической безопасности, отвечающей требованиям ХХI века.
     Поиск решения проблем обеспечения  экономической безопасности российской экономики требует совершенствования  государственного регулирования, особенно в контексте глобализации. Все вышеизложенное делает избранную тему актуальной с позиции перспектив экономического развития России.
     Целью исследования является разработка основных направлений совершенствования  государственного обеспечения экономической  безопасности России.
     Для достижения цели исследования в работе постановлены и решены следующие задачи:
      исследовать теоретические вопросы экономической безопасности национальной экономики;
      провести анализ системы государственного обеспечения экономической безопасности России;
      изучить  особенности государственного обеспечения экономической безопасности в современных российских условиях;
      исследовать основные проблемы обеспечения экономической безопасности России;
      Проанализировать зарубежный опыт государственного обеспечения экономической безопасности
      определить основные направления совершенствования государственного обеспечения экономической безопасности.
     Объектом исследования являются процессы, закономерности и тенденции формирования, развития и совершенствования экономической безопасности страны в условиях рыночной экономики.
     Предметом исследования являются социально-экономические отношения в системе государственного обеспечения экономической безопасности в современных условиях. 

 


       Глава I. Теоретические основы экономической безопасности национальной экономики 

      Понятие и система экономической  безопасности государства
 
     В словарной трактовке под словом «безопасность» [9, с. 67-68; 9, с. 37] понимается отсутствие опасности для какого-то объекта или субъекта со стороны кого-либо или чего-либо, т. е. такое состояние, когда полностью исключена опасность любого вида [20, с. 41]. Термины же «национальная безопасность» и «экономическая безопасность» появились во второй половине ХХ века.
     В России проблемы национальной и экономической  безопасности стали глубоко исследоваться в связи с принятием Закона Российской Федерации «О безопасности» 05 марта 1992 года, где впервые было определено государственное понятие «...безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз...» [1]. В Конституции Российской Федерации были закреплены правовые основы обеспечения национальной безопасности личности, общества и государства. Первым концептуальным документом в определении роли и значения экономической безопасности стала «Государственная стратегия экономической безопасности (Основные положения)», которая была утверждена и введена в действие Указом Президента РФ №608 от 29 апреля 1996 года [2], где впервые:
     1) дана классификация угроз экономической безопасности;
     2) определены критерии и параметры  экономической безопасности;
     3) разработаны направления экономической  политики,
     институциональных преобразований и механизмов, необходимых  для полного устранения угроз  экономической безопасности, либо для максимального снижения их воздействия. В соответствии с Указом правительству поручено разработать в 1996 году меры по реализации государственной стратегии экономической безопасности.
     Таким образом, только в мае 1997 года  была принята концепция национальной безопасности, которая должна была объединить силы и средства российских спецслужб и правоохранительных органов - прежде всего Департамента экономической безопасности ФСБ, а также соответствующих подразделений МВД, ГРУ, Федеральной службы налоговой полиции и ГТК.
     10 января 2000 был принят 2-ой (и на  данный момент последний) вариант  Концепции национальной безопасности  России. Этот документ определяет  принципиальные исходные положения  по национальной безопасности  страны, которые должны стать  основой формирования внутренней и внешней политики государства. В нем дан анализ места России в мировом сообществе, определены ее национальные интересы, процессы и явления, им угрожающие.
     Первостепенную  роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности: оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической и других зависит от экономических возможностей страны. В то же время, разработка программы первоочередных и долговременных мер по обеспечению экономической безопасности России и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое осознание современных угроз.
     Согласно  концепции национальной безопасности: «в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости».
     Впервые термин "экономическая безопасность" появился в 70е годы прошлого столетия. Отстаивая реалистичную оценку сложившейся  в то время международной обстановки, представители стран Западной Европы выступили за использование экономических методов обеспечения национальной безопасности. Первоочередной задачей экономической безопасности является сохранение и укрепление позиций страны в мировой экономической системе.
     В настоящее время экономическая безопасность основана на общенациональном комплексе мер, направленных на постоянное устойчивое развитие и совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает социально-политическую стабильность и самостоятельность государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам. Безусловно, понятие национальной безопасности шире, чем понятие экономической безопасности государства. Помимо нее, в систему национальной безопасности и многие другие виды безопасности (рис. 1.1).  



 
 

 
 

Рис. 1.1 Состав элементов национальной безопасности России
     Однако  экономическая безопасность может  считаться фундаментальной основой  национальной безопасности, так как  именно она является материальной базой  всей системы безопасности государства, выражает основополагающие интересы людей, хозяйствующих субъектов, общества и государства. Кроме этого, в каждом из существующих структурных элементов национальной безопасности можно выделить экономический аспект, обусловленный тем, что практически любой национальный интерес несет в себе определенное экономическое содержание. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.
     Таким образом, экономическая безопасность занимает ведущее место в системе  национальной безопасности: она одновременно является и базисным элементом системы  национальной безопасности, и важным компонентом других структурных составляющих последней.
     Экономическая безопасность, будучи сложным многоаспектным понятием, определяется разными российскими  учеными, занимающимися этой проблематикой, достаточно разнопланово и даже порой противоречиво. Но можно выделить три подхода, наметившиеся в определении категории экономической безопасности [20, с. 410]:
    определение через "интересы" (национальные, государственные, общественные и т.д.);
    определение через "стабильность" или "устойчивость" (национальной экономики, экономического развития, социально-экономической системы);
    определение через "независимость" (экономики от внешних рынков, экономической политики от влияния извне).
     Определения экономической безопасности через  «интересы» встречаются наиболее часто. Примером такого определения может быть следующее: «сущность экономической безопасности можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [17, с. 12]. Именно этот подход используется в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, принятой в начале 2000 года.
     Определение через устойчивость акцентирует  внимание на поддержании определенных характеристик функционирования экономики  в условиях воздействия неблагоприятных  факторов. Можно привести следующий  пример формулировки в рамках этого  подхода: «Национальная экономическая безопасность – это состояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства» [21, с. 114].
     Определения экономической безопасности через  «независимость» практически никогда  не встречаются в литературе в «чистом виде», а входят составной частью в дефиниции через «устойчивость» или «интересы». Иллюстрацией данного подхода может послужить следующая формулировка: «Экономическая безопасность – состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям» [12, с. 173].
     Однако, по нашему мнению, наиболее правильным будет дать определение, синтетически отражающее все 3 подхода, а также соответствующее реалиям современной экономической конъюнктуры. По нашему мнению определение термина «экономическая безопасность» должно выглядеть следующим образом. Национальная экономическая безопасность – это такое явление, которое обеспечивается четкими механизмами государственного воздействия на экономическую, политическую и социальную сферу, направленное на защиту национальных экономических интересов в долгосрочной перспективе, независимость национальной экономики и обеспечение высокого уровня жизни населения.
     По  мнению специалистов [20, с. 41; 12, с. 156], состояние экономической безопасности может быть достигнуто лишь при таком развитии экономики, которое обеспечило бы:
    защиту гражданских прав населения России, достойный уровень жизни, гарантирующий социальный мир и спокойствие в обществе;
    эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных проблем, исходя из национальных интересов;
    эффективное влияние на социально-экономические процессы, происходящие в различных регионах Земли и затрагивающие национальные интересы России.
     Для лучшего понимания сущности экономической  безопасности важно уяснить её связь  с понятиями «развитие» и «устойчивость». Развитие — один из компонентов экономической безопасности. Ведь если экономика не развивается, то резко сокращаются возможности её выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность  — важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не стоит противопоставлять, из них каждая по-своему характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки». Безопасность — это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности самовыживания в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.
     Для обеспечения экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения — это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально — экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений — о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.
     Критерий  экономической безопасности — это  оценка состояния экономики с  точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
     Система показателей-индикаторов в количественном выражении позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения — к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и так далее.
     Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами пороговых значений показателей безопасности национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Среди показателей экономической безопасности можно выделить следующие наиболее важные из них:
    экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
    характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
    характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
    качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и так далее).
     Пороговые уровни снижения безопасности можно  охарактеризовать системой показателей  общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:
    предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;
    предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального «человеческого капитала» и нации как органичной части цивилизованной общности;
    предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и другие.
     Таким образом, экономическая безопасность — это способность экономики  обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую защиту от различного рода угроз и потерь. Из этого можно сделать следующие выводы.
     1. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.
     2. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики. 
 
 

 


      Основные  направления государственного
         обеспечения экономической безопасности.
 
     Обеспечение экономической безопасности принадлежит  к числу важнейших задач управления государством. Экономика является одной  из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности невозможно оценить без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому государственное обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха.
     Cложно переоценить роль науки в разработке концепции экономической безопасности, в контексте полноценного раскрытия глубины и сути проблемы, выявления реальных угроз и предложения надежных и эффективных новейших методов борьбы с ними, с учетом всех факторов динамично развивающей и изменяющейся мировой экономической конъюнктуры.
     Рассмотрим  основные элементы государственного обеспечения национальной экономической безопасности, начиная с антикоррупционной политики, состав которых приведен на рисунке 1.2.
       
       
         

Рис. 1.2. Наиболее важные элементы государственного
      обеспечения экономической  безопасности 

     Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика — следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда увеличивается, когда страна находится в стадии модернизации. Россия до сих пор переживает не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев. Поэтому неудивительно, что она следует общим закономерностям развития, в том числе — негативным. Связь между коррупцией и порождающими ее проблемами двухсторонняя. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению. Отсюда следует, что, во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно только одновременно решая проблемы, ее порождающие, и, во-вторых, решению этих проблем будет способствовать противодействие коррупции со всей решительностью и по всем направлениям.
     Основная  причина [27, с. 65] экспансии коррупции  в переходный период — несоответствие между новыми условиями, в которых должен функционировать государственный организм, и старыми механизмами этого функционирования.
     Не  меньшее значение, чем антикоррупционная  политика имеет государственный  контроль за использованием государственных  ресурсов. Экономика России несет значительные потери из-за недостаточно эффективной работы системы государственного финансового контроля. Реальной угрозой для экономической безопасности страны выступает как масштабное нецелевое использование государственных средств и прямое их расхищение, так и слабый государственный контроль за финансовыми потоками в экономике [15, с. 13].
     Проблемы, связанные с повышением роли и  эффективности государственного финансового  контроля в обеспечении экономической  безопасности страны, приведенные на рисунке 1.3 [15, с. 262]. 

       


 
 

Рис. 1.3. Классификация проблем эффективности
       государственного  финансового контроля 
 

     В той мере, в какой осуществляется финансовый контроль, он недостаточно эффективен, не имея профилактического  характера и возмещая не более 10-20 % от выявляемого ущерба [15, 262].
     Для государства очень важным инструментом обеспечения национальной безопасности является государственный бюджет, который является механизмом перераспределения ресурсов, снижение эффективности которого потенциально ведет к обострению угроз экономической безопасности. Особенно это связано с неэффективным контролем за целевым использованием бюджетных средств, допущением возможности их истощения [22, с. 148].
     Центральной проблемой государственного финансового  контроля в плане выявления угроз экономической безопасности является обеспечение устойчивости бюджетной системы на основе эффективного и экономного использования ресурсов.
     Другим  важнейшим направлением государственного обеспечения национальной экономической безопасности является борьба с экономической преступностью, также включающее в себя борьбу с рейдерством.
     Ежегодно  в Российской Федерации возрастает число экономических преступлений довольно высокими темпами. Так, по данным ежегодных статистических отчетов МВД России, в 2005 году по сравнению с 2004 годом их число выросло на 16,6 % и составило 287, 9 тысяч преступлений экономической направленности [35]. Это стало действительно серьёзной проблемой, требующей проведения значительных мер со стороны государства, так как ущерб для экономики страны получаемый от экономических преступлений ежегодно составляет весьма значительные суммы, в виде потерь для бюджета, например, в 2005 году  - в размере 576, 4 млрд. рублей [23, с. 168].
     Это создаёт определенные угрозы для  национальной экономики страны:
    преступления, связанные с укрытием хозяйствующими субъектами истинных доходов и другие финансовые махинации приводят к тому, что государственный бюджет теряет значительную свою часть;
    большое количество экономических преступлений резко повышает риск предпринимательской деятельности и, естественно, не создаёт благоприятных условий для крупных вложения со стороны инвесторов;
    незаконный захват промышленных предприятий новыми владельцами, заинтересованными лишь в территории, на которой расположено предприятие, может привести как к срыву важнейших государственных заказов, так и вымиранию целых видов продукции и даже целых отраслей;
    всё большее распространение такого явления как промышленный шпионаж создает условия, при которых появляется нездоровая конкуренция на рынке.
       Отсюда  видно, что экономические преступления могут иметь действительно глобальные последствия для национальной экономики  страны.
       Экономический терроризм как явление появилось  совсем недавно (впервые о нём  упоминается в 1999 году), но, тем не менее, за 9 лет он стал поистине глобальной проблемой государственного масштаба [31, с. 126].
       Рейдерство -  экономический терроризм, суть которого заключается в  силовой ликвидации юридического лица с целью получения его прав на располагаемую собственность.  Незаконный захват права владения предприятием – мероприятие прибыльное, поэтому рейдерство стало самым настоящим бизнесом, оказывающим негативное влияние на экономику страны [23, с. 168].
       В первую очередь следует обратить внимание на следующие последствия  экономического терроризма для национальной экономики страны:
    Появляется высокий уровень безработицы и социальной напряжённости (поскольку при захвате предприятия новый собственник, как правило, избавляется от персонала, задействованного на предприятии);
    Резко падает инвестиционная привлекательность, поскольку у инвесторов нет уверенности в перспективном долгосрочном развитии потенциального объекта капиталовложений;
    Срываются масштабные производства государственного значения (зачастую объектами для рейдерства становятся крупные НИИ и НИОКР, которые занимаются стратегически-важными производствами и при их захвате новый владелец естественно не заинтересован в развитии производства, не приносящего быстрые и астрономические доходы, которые может принести использование площади, на которой располагается предприятие для коммерческих целей);
    Рейдерство может привести, в буквальном смысле, к вымиранию целых отраслей промышленности [23, с. 168], так как атакам экономических террористов часто подвергаются как отдельные заводы, так и крупные холдинги, консолидирующие целые отрасли народного хозяйства.
       Другой  важной составляющей обеспечения экономической  безопасности является антимонопольная политика. Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся в индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента обеспечения экономической безопасности предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг.
       Российская  экономика унаследовала от советской  экономики высокий уровень  концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также  большой  рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие  в базовых сферах экономики - электроэнергетике  и транспорте. Монополии создают нездоровую атмосферу в экономике, приводит к нарушению сбалансированности рыночной конъюнктуры, что, разумеется, не может не сказываться на уровне безопасности национальной экономики.
       Отсутствие  конкурентной среды делает неэффективным  использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное  регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике: государственные органы  управления (общенациональные или региональные) определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие объем и  ассортимент  предлагаемых товаров и услуг [7, с. 64].
     С другой стороны многие хозяйствующие  субъекты, уклоняясь от уплаты налогов, наносят большой ущерб государственной казне. Высокий уровень криминализации экономики отпугивает иностранных инвесторов, а крупные иностранные вложения необходимы нашей экономики для устойчивого развития.
     В части антимонопольной политики следует отметить, что монополии  приводят к нарушению сбалансированности рыночной конъюнктуры, что, разумеется, не может не сказываться на уровне безопасности национальной экономики. 

 


      Зарубежный  опыт обеспечения  экономической безопасности
 
     Поскольку в странах с развитой рыночной экономикой существует достаточно большой  позитивный опыт в сфере обеспечения  национальной экономической безопасности, который в настоящее время представляет несомненный интерес. Рассмотрим на примере некоторых стран разные аспекты обеспечения национальной экономической безопасности, которые могут представлять интерес для России.
     После окончания "холодной войны" обеспечение  экономической безопасности стало приоритетным направлением в политике США.
     В декабре 1995 года президентом США был утвержден меморандум, в котором излагалось основное содержание Национальной программы обеспечения экономической безопасности, с целью принятия соответствующих мер по обеспечению экономической безопасности. Результатом реализации программы стало создание единой в масштабах страны и взаимосвязанной во всех ее элементах системы экономической безопасности, направленной на сохранение лидерства США в технологических областях и обеспечение экономических интересов страны.
     Межведомственной  рабочей группой, в которую входили  заместитель министра обороны, заместитель  директора ЦРУ, министр энергетики, представители ФБР и АНБ, руководители ведущих корпораций - "Дженерал электрик", "Боинг", "ТРВ", были:
    определены параметры общей политики в области экономической безопасности и ее современные критерии;
    разработан механизм руководства системой обеспечения экономической безопасности;
    предложены проекты новых инструкций и директив;
    внесены изменения в систему подготовки и переподготовки кадров.
     В концепцию экономической безопасности в качестве главных целей наряду с традиционным положением о защите секретов от иностранных спецслужб  были введены положения об обеспечении национальных экономических интересов США в конкурентной борьбе с соперниками на мировой арене и о защите "лидирующих позиций США в технологических сферах", а "сохранение экономической мощи США" прямо связывается с проведением мер по обеспечению экономической безопасности.
     Поскольку в результате происшедших в мире изменений основным "полем боя" стали экономика и научно-технический  прогресс, то,  важнейшую роль в  борьбе за лидерство в этих областях играют спецслужбы. Как писала в  феврале 1995 года газета "Вашингтон пост", заблуждаются те, кто считает, что в период после "холодной войны" можно экономить на разведке подобно тому, как это делается в отношении военного ведомства, бюджет которого подвергается сокращению. В США в 90-е годы на экономическую разведку выделялось почти 40% ресурсов разведывательного сообщества страны (т.е. всех спецслужб США) [7, с. 26].
     В настоящее время спецслужбам  США поручено добывать сведения о  динамике мировых экспортно-импортных  процессов, мерах иностранных правительств по поощрению экспорта и защите собственных рынков от зарубежных конкурентов. Разведка должна выявлять отрицательные экономические тенденции, заблаговременно предупреждать о готовящихся акциях иностранных правительств в областях внешней торговли, снабжать разведывательной информацией американские делегации на торговых переговорах.
     Теперь  рассмотрим опыт различных стран  в борьбы с коррупцией и организованной преступностью.
     Россия  сегодня занимает 127-е место в  индексе восприятия коррупции, опубликованном международной организацией Transparency International [36]. Это означает, что по сравнению с 1996 г. ситуация у нас в стране ухудшилась. Надеясь на исправление такой ситуации, полезно оценить опыт стран трех типов: не преодолевших коррупцию, болевших коррупцией в тяжелой форме, но сумевших существенно снизить ее.
     Одним из соседей России по упомянутой выше таблице является Китай, испытывающий те же трудности переходного периода, что и наша страна. Коррупция неоднократно объявлялась в Китае важнейшей  национальной проблемой на партийных  и государственных форумах, периодически начинались кампании борьбы с коррупцией, сводившиеся в основном к борьбе против коррупционеров. В итоге на непродолжительный срок коррупция пряталась, но вслед за тем возникала с новой силой.
     Основная  причина неудач китайских антикоррупционных кампаний уходит корнями в стратегию реформирования экономики и политической системы, избранную китайским руководством. Ее суть — постепенная либерализация экономики при сохранении фундамента политической системы, обширного государственного контроля, политического монополизма. В частности, под жестким государственным и административным контролем функционируют рынки земли и недвижимости, ограничивается передвижение граждан, особенно в свободные экономические зоны, сохраняются элементы централизованного распределения ресурсов, судьба многих предприятий, производств зависит от организационных решений, принимаемых властями. Тем самым сохраняются и усугубляются все описанные выше негативные эффекты переходного периода, способствующие процветанию коррупции.
     Коррупция, сочетающаяся со слабостью государства, невыполнением им своих минимальных  обязанностей, является серьезной проблемой  для многих развивающихся стран  Африки, Латинской Америки, Азии. Для  каждого из этих регионов можно привести примеры стран, где образовался "порочный круг" бедности, отсталости и коррупции.
     Вместе  с тем есть страны, начавшие преобразования и постепенно вышедшие на "благотворный цикл реформ". В таких странах  удается во многом обуздать коррупцию [28].
     Так, Уганда была клептократическим государством в первый постколониальный период. До 1967 г. режим правил страной без выборов и создал к 1971 г. предпосылки прихода к власти Иди Амина, при котором правительство практически превратилось в систему организованной преступности, которая наживалась за счет населения. Процветали поддержка экономически невыгодных проектов, чрезмерных военных расходов, взятки за получение государственных контрактов, грабительский контроль над экспортом, экспроприация собственности [30].
     В ходе гражданской войны в 1986 г. было создано новое правительство, которое начало преобразования. Были предприняты реформы социально-экономической политики, менялись объем и способы государственного регулирования экономики для уменьшения базы извлечения коррупционных доходов. Реформировались государственные учреждения с целью упрощения бюрократических процедур; сокращался аппарат, улучшались оплата труда чиновников, их профессиональная подготовка; был создан жесткий этический кодекс. Кроме того, была укреплена служба Генерального инспектора, имеющего полномочия проводить расследования, выдвигать обвинения и привлекать к ответственности. Важную роль сыграла организация кампании по связям с общественностью для консолидации общественных усилий, направленных на борьбу с коррупцией.
     Действующая в Гонконге (Китай с 1 июля 1997 года) Независимая комиссия по борьбе с  коррупцией (НКБК) является одним из примеров института, успешно реализующего решительные меры против глубоко  укорененной коррупции. Основой  для борьбы служит тщательный мониторинг действий властей — как со стороны официальных институтов, так и со стороны отдельных граждан, — а также судебное преследование виновных.
     Однако  у комиссии есть свои проблемы. Главная  из них та, что она отчитывается только перед губернатором. А комиссия по борьбе с коррупцией, отчитывающаяся перед единоличным правителем, может быть использована как инструмент репрессии против политических противников; такие обвинения делались и в адрес НКБК. Ее проверяли несколько комиссий по надзору и независимые судебные инстанции, но без скандалов все же не обошлось.
     Агентство (комиссия) по борьбе с коррупцией в  Сингапуре подчинялось премьер-министру Ли Куан Ю, обладая при этом значительной политической и функциональной независимостью [27].
     Одной из ключевых мер антикоррупционной программы в Сингапуре было существенное повышение заработной платы государственных служащих. Отчитываясь в 1985 г. перед парламентом об оправданности затрат на содержание аппарата, премьер-министр говорил: "Я являюсь одним из самых высокооплачиваемых и, вероятно, одним из самых бедных премьер-министров стран третьего мира… Имеются различные пути решений. Я же предлагаю наш путь в рамках рыночной экономики, который является честным, открытым, оправдываемым и осуществимым. Если вы ему предпочтете лицемерие, вы столкнетесь с двуличием и коррупцией. Делайте выбор".
     С июля 1973 г. специальная антикоррупционная программа была развернута в Министерстве финансов Сингапура. Эта программа включала, в частности, следующие меры:
    совершенствование процедур взаимодействия с гражданами и организациями с целью исключения проволочек;
    обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими;
    введение ротации чиновников для избежания формирования устойчивых коррупционных связей;
    проведение непредвиденных проверок;
    обеспечение режима конфиденциальности для предотвращения утечек важной информации, которой можно воспользоваться в коррупционных целях;
    введение процедуры пересмотра комплекса антикоррупционных мер каждые 3-5 лет [27].
     Введя в действие в начале 70-х годов антикоррупционную программу, Сингапур достиг в этом впечатляющих успехов, и теперь занимает девятое место в рейтинге коррупционности. (Это значит, что менее этой страны коррумпированы только восемь стран.)
     В результате серьезных целенаправленных усилий позитивные сдвиги отмечаются в Перу. Там с 1990 г. началось наступление на коррупцию и неэффективность в сфере услуг. К 1995 г. доход в этой сфере был повышен от $625 миллионов до $2.6 миллиардов в год и было уменьшено среднее время отгрузки товаров с пяти дней до двух часов [27].
     70% служащих общественного сектора  в Перу профессионально тренированы,  тогда как в 1990 г. их было всего 2%, и любое свидетельство коррумпированности ведет к немедленному увольнению", — отмечал Генеральный секретарь Мировой организации потребителей Джеймс Шейвер [27].
     Многим  странам, достаточно чистым в отношении  коррупции, — они входят в первую десятку или двадцатку стран  по рейтингу коррупционности, по-видимому, удалось создать эффективный  механизм борьбы с коррупцией. К таким странам относятся (по увеличению рейтинга): Дания, Финляндия, Швеция, Новая Зеландия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Австралия, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Ирландия, Германия, Великобритания, Израиль, США, Австрия.
     Рассмотрим  некоторые особенности организации антикоррупционной деятельности в таких странах. Коррупция, во-первых, осознается правительством этих стран как серьезная проблема национальной безопасности. При этом коррупция рассматривается как внешняя и внутренняя угроза. Четко разделяются два аспекта коррупции: политическая и экономическая. Развитие политической коррупции может привести к неконтролируемости политической ситуации в стране и представляет угрозу демократическим институтам и балансу различных ветвей власти. Экономическая коррупция снижает эффективность рыночных институтов и регулирующей деятельности государства. Важно отметить, что усилия по ограничению коррупции в этих странах, как правило, институциализированы и впечатляют своим масштабом.
     Система борьбы с коррупцией в Нидерландах включает следующие процедурные и институциональные меры [29, с. 14]:
    Постоянная отчетность и гласность в вопросах обнаружения коррупции и обсуждение последствий — наказаний за коррупционные действия. Ежегодно министр внутренних дел этой страны представляет доклад парламенту об обнаруженных фактах коррупции и принятых мерах по наказанию лиц, замешанных в коррупции.
    Разработка системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях, и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих точках.
    Создание системы прав и обязанностей должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики, включая коррупцию. Эта система указывает также правила поведения по исправлению допущенных нарушений.
    Основной мерой наказания за коррупционное действие является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба, например пенсионного и социального обслуживания. Шкала наказаний включает в себя также штрафы и временное отстранение от исполнения обязанностей.
    Во всех значимых организациях, в частности в министерствах, имеются службы внутренней безопасности, обязанностью которых является регистрация и выявление ошибок чиновников, их намеренных или случайных нарушений действующих правил и соответствующих последствий таких нарушений. Государственные организации стремятся поощрять позитивные действия должностных лиц. Система поощрений направлена на то, чтобы чиновнику было выгодно и в материальном, и в моральном планах вести себя честно и эффективно.
    Организована система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции.
    Все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке становятся доступными для общественности.
    Каждый чиновник имеет право ознакомиться с информацией, характеризующей его как с положительной, так и с отрицательной стороны.
    Создана специальная система обучения чиновников, разъясняющая, в частности, политический, общественный вред коррупции и возможные последствия участия в ней.
    Создана система государственной безопасности по борьбе с коррупцией типа специальной полиции, обладающей значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции.
    Чиновники всех уровней обязаны регистрировать известные им случаи коррупции, и эта информация по соответствующим каналам передается в министерства внутренних дел и юстиции.
    Большую роль в борьбе с коррупцией играют средства массовой информации, которые обнародуют случаи коррупции и часто проводят их независимые расследования. В то же время клеветнические сообщения приводят к утере общественного доверия и репутации соответствующих источников информации. Тем самым предотвращается, в значительной степени, безответственность в подготовке разоблачительных материалов.
     Израиль является одной из достаточно свободных  от коррупции стран.
     Наряду  с аналогичными мерами в Нидерландах  применяется система определенного  дублирования мониторинга за возможными коррупционными действиями. Оно осуществляется правительственными организациями и специальными подразделениями полиции, ведомством Государственного контролера, обладающего независимостью от министерств и государственных ведомств, и общественными организациями типа Ведомства за чистоту правительства. Эти организации исследуют возможные коррупционные точки, а в случае их обнаружения информируют органы расследования. Причем полученная информация должна в обязательном порядке доводиться до общественности. Очень важна независимость этих организаций от руководства министерств и ведомств, чьи чиновники могут быть вовлечены в коррупцию. На управление по борьбе с коррупцией, входящее в Администрацию премьер-министра, возложена также обязанность постоянно обучать чиновников предотвращению возможных коррупционных действий и координировать работу различных внутриведомственных служб по борьбе за чистоту государственных органов. [27, с. 36]
     Важную  роль также играют СМИ. Согласно высказыванию одного из крупнейших политических деятелей этой страны, наиболее опасны для его политической карьеры обвинения в коррупции, которые могут появиться в уважаемой газете [27, с. 39]. Следует отметить, что в Израиле, в силу значительных социальных льгот для чиновников и безжалостного их наказания при обнаружении коррупции, низовая коррупция практически отсутствует.
     Следует заметить, что многие развитые и даже некоторые развивающиеся страны достигли определенных успехов в борьбе с угрозами экономической безопасности государства, особенно самыми серьезными из них, такими, как коррупция, экономическая преступность. Для России особенно интересен опыт антикоррупционной борьбы Нидерландов, Сингапура, Гонконга. Чрезвычайно важен и поучителен опыт США по организации работы спецслужб на поприще обеспечения национальной экономической безопасности.
     Таким образом, мы определили сущность и комплексность понятия экономическая безопасности, рассмотрели систему и направления, по которым, прежде всего надо двигаться государству с целью обеспечения национальной экономической безопасности и сделали следующие выводы.
     1. Экономическая безопасность основана  на общенациональном комплексе  мер, направленных на постоянное  устойчивое развитие и совершенствование  экономики страны.
     2. Экономическая безопасность является фундаментальной основой национальной безопасности, так как именно она является материальной базой всей системы безопасности государства, выражает основополагающие интересы людей, хозяйствующих субъектов, общества и государства.
     3. Национальная экономическая безопасность – это такое явление, которое обеспечивается четкими механизмами государственного воздействия на экономическую, политическую и социальную сферу, направленное на защиту национальных экономических интересов в долгосрочной перспективе, независимость национальной экономики и обеспечение высокого уровня жизни населения.
     4. Экономическая безопасность страны  должна обеспечиваться, прежде всего,  защитными мерами, осуществляемыми  государством, а также укрепляться  эффективностью самой экономики на основе высокой производительности труда, качества продукции и так далее.
     5. Практический интерес представляет  использование позитивного опыта  стран с развитой рыночной  экономикой в сфере обеспечения  национальной экономической безопасности. 

 


Глава II. Анализ системы государственного обеспечения
экономической безопасности России 

2.1. Исторический опыт  обеспечения экономической 
               безопасности России 

     Экономическая безопасность является важнейшим элементом  государственной безопасности России. Проблемы обеспечения экономической безопасности России, как важнейшего условия устойчивого развития, с каждым годом привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, широких слоев населения.
     Развитие  экономики под воздействием рыночных механизмов привело к необходимости выделить в качестве самостоятельной функцию государства по защите экономической безопасности. Это вызвано тем, что рыночные механизмы не способны выполнять данную функцию. Опыт развитых стран показывает, что надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее устойчивого социально-экономического развития.
     Проблемы  экономической безопасности в зарубежной литературе рассматриваются достаточно широко. Президент США Ф. Рузвельт еще в 1934 г. начал применять термин «экономическая безопасность». В Советском Союзе проблемы экономической безопасности рассматривались и решались на уровне Комитета государственной безопасности [32, с. 18].
     В 90-х гг. XX в. термин «экономическая безопасность»  появился в публикациях экономистов, а также в средствах массовой информации России. Это внимание нашло  свое отражение в основных политических документах. Например, в Концепции  национальной безопасности Российской Федерации подчеркнуто, что реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Обеспечение экономической безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
     Рассмотрим  исторический опыт обеспечения экономической  безопасности в нашей стране на примере  некоторых из направлений, определенных в первой главе, как ключевых определяющих экономической безопасности. Прежде всего, интересен опыт борьбы против коррупции.
     История коррупции не уступает по древности  известной нам истории человеческой цивилизации, где бы она ни творилась  — в Египте, Риме или Иудее. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в., когда было издано первое законодательное ограничение коррупционных действий. Век спустя была введена смертная казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. В 1648 году произошел единственный народный бунт антикоррупционной (с точностью до используемой в те времена терминологии) направленности, который закончился победой москвичей: часть города сгорела вместе с немалым количеством мирных жителей, и заодно царем были отданы на растерзание толпе два коррумпированных "министра" [32, с. 32].
     При Петре Великом расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерен эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в  коррупции и повешен при всем истеблишменте сибирский губернатор.
     На  протяжении всего царствования дома Романовых коррупция, как отмечается в специальных исследованиях, оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, один из канцлеров получал за службу российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве "агента влияния") — двенадцать тысяч в той же валюте [15, с. 37].
     Есть  документальные основания утверждать, что смена государственного строя  и формы правления в октябре 1917 г. не отменила коррупцию как явление, но зато сформировала лицемерное отношение к ней, немало способствовавшее укоренению мздоимства и лихоимства (как выражались предшественники большевиков) в новой административной среде [30, с. 26].
     После того как 2 мая 1918 г. Московский революционный  трибунал рассмотрел дело четырех сотрудников следственной комиссии, обвинявшихся во взятках и шантаже, и приговорил их к шести месяцам тюремного заключения, узнавший об этом Председатель СНК В.И. Ленин настоял на пересмотре дела. ВЦИК повторно вернулся к этому вопросу и приговорил троих из четырех к десяти годам лишения свободы. В архивах хранятся записка Ленина Д. И. Курскому о необходимости немедленного внесения законопроекта о строжайших наказаниях за взяточничество и письмо Ленина в ЦК РКП (б) с предложением поставить в повестку дня вопрос об исключении из партии судей, вынесших слишком мягкие приговоры по делу о взяточниках. Декрет СНК "О взяточничестве" от 8 мая 1918 г. стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). Необходимо отметить, что в этом декрете покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершенному преступлению. Кроме того, не был забыт и классовый подход: если взяткодатель принадлежал к имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался "к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам", а все имущество подлежало конфискации.
     История борьбы Советской власти с коррупцией закончилась вместе с самой властью, не увенчавшись успехом. Эта борьба характеризуется несколькими интересными и важными чертами.
     Во-первых, власти не признавали слово "коррупция", позволив ввести его в употребление лишь в конце 80-х годов. Вместо него использовались термины "взяточничество", "злоупотребление служебным положением", "попустительство" и т.п. Отрицая термин, отрицали понятие, а значит — явление. Тем самым заранее обрекали на неудачу и анализ этого явления, и любую борьбу с его частными уголовно наказуемыми последствиями.
     Во-вторых (и это теснейшим образом связано  с "во-первых"), советское "правосознание" не объясняло причин коррупционных  явлений. Так, в закрытом письме ЦК КПСС "Об усилении борьбы со взяточничеством  и разворовыванием народного добра" от 29 марта 1962 г. говорилось, что взяточничество — это "социальное явление, порожденное условиями эксплуататорского общества". Октябрьская революция ликвидировала коренные причины взяточничества, а "советский административно-управленческий аппарат — это аппарат нового типа". В качестве причин коррупции перечислялись недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь, в области воспитания трудящихся.
     В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6000 случаев взяточничества, что на 50 % больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных групп (пример — более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах [32, с. 40].
     Таким образом, видно жесткое соответствие между слабым пониманием коррупционных  явлений, примитивным объяснением  их причин и неадекватными средствами борьбы с ними.
     В-третьих, за редким исключением, практически  неприкосновенны были высшие советские  и партийные чиновники. Когда  за взятки и злоупотребления был  осужден заместитель министра внешней  торговли Сушков, КГБ и Генеральная  прокуратура Союза сообщали в  ЦК о побочных результатах следствия: министр Патоличев систематически получал в качестве подарков от представителей иностранных фирм дорогостоящие изделия из золота и других драгоценных металлов, редкие золотые монеты [32, с. 45].
     В-четвертых, с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это приводило к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг.
     Последней мерой влияния Советской власти на положение дел в данной сфере  было принятое в июле 1991 г. Постановление  Секретариата ЦК КПСС "О необходимости усиления борьбы с преступностью в сфере экономики". Однако ни о взяточничестве, ни о коррупции в нем не было ни слова.
     В 1992 г. был издан Указ Президента Российской Федерации "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". Из-за отсутствия механизмов реализации он оказался одним из самых игнорируемых за всю историю российского президентства. Его нормы о необходимости чиновникам предоставлять декларации о доходах и имуществе начали реализовываться только через пять лет после выхода дополнительного Указа в 1997 г. А норма, запрещающая чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, не выполняется до сих пор: по данным МВД, в период с 1994 по середину 1997 г. выявлено более 800 случаев подобных нарушений. Понятно, что возможность безбоязненно совмещать государственную службу с коммерческой деятельностью — это не только гигантская брешь для коррупции, но и стимул для занятия государственных должностей исключительно с целью незаконного обогащения.
     Для уменьшения коррупции в правоохранительных органах принимались необходимые институциональные решения. Управления собственной безопасности были организованы в Федеральной службе безопасности, Министерстве внутренних дел, Государственном таможенном комитете, Федеральной службе налоговой полиции. По данным Прокуратуры РФ, наиболее эффективна служба внутренней безопасности МВД, силами которой раскрывается 60 % должностных преступлений внутри системы. Кроме того, была принята Федеральная программа по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 гг., но ее выполнение находилось на крайне низком уровне.
     Состояние борьбы с коррупционными нарушениями  можно оценить по динамике судебных приговоров в этой сфере. В таблице  2.1 [35] приведены данные для СССР, а в таблице 2.2 [35] — для Российской Федерации, а на рисунках 2.1 и 2.2 – динамика вышеупомянутых показателей. 

     Таблица 2.1
Динамика  числа осужденных по делам о взяточничестве в СССР (с округлением) [35]
     Год      1957      1970      1980
     Число осужденных      1800      3000      6000
      
 

     Таблица 2. 2
Динамика числа осужденных по делам о взяточничестве в Российской Федерации  [35]
     Год      1994      1996      1999             2003             2007
     Число осужденных      1114      1243      1843      2680      5660
 

Рис 2.1 Динамика числа осужденных по делам  о взяточничестве в СССР 

     
     Рис 2.2 Динамика числа осужденных по делам  о взяточничестве в России 

     Заметим, что численность населения Российской Федерации меньше населения СССР на 40%. В то же время число осужденных за взяточничество сократилось в пять раз. Нет оснований считать, что это произошло из-за резкого роста нравственности во властных структурах.
     Причем, из общего числа осужденных за взяточничество в 1994-1996 гг. приговоры, связанные с лишением свободы, получили лишь 34%, а в 2000-2007 годах – и того меньше – 32,4%, в среднем по регионам России. Если сопоставить эти сведения с данными Прокуратуры РФ, которая за тот же период выявляла в среднем около 5 тысяч "проявлений" взяточничества в год, то выяснится, что обвинительные приговоры выносятся не более чем каждому пятому обвиняемому Прокуратурой РФ, а вероятность попасть за решетку после возбуждения дела не превосходит 8 процентов.
     Таким образом, нынешнее состояние коррупции  в России во многом соответствует  тенденциям, которые имеются и в других странах, находящихся в переходным состоянии.
     Ещё одним важнейшим направлением обеспечения  экономической безопасности является антимонопольная политика государства. Рассмотри исторический опыт антимонопольной  политики в России.
     Особенностью  рыночной системы России является высокий  уровень монополизации рынка, структура  которого сложилась еще в советский  период.
     Спецификой  монополизма в России является также  то, что монополистические структуры  формировались "сверху". Государственные органы не только не препятствовали, а, наоборот, активно способствовали повышению степени монополизации хозяйства. Формирование монопольных структур началось в 1930-е гг. и развивалось все годы Советской власти. Начальной точкой отсчета была принудительная централизация всех функций управления экономикой в руках государства. В результате складывалась высокомонополизированная экономика. К началу  1991 г. 1800 наименований различных видов продукции выпускалось только на одном предприятии  в стране, более 1100 предприятий являлись абсолютными монополистами в производстве своей продукции [25, с. 23].
     Система планового производства и распределения  произведенной продукции привела  еще к одному специфическому проявлению монополизма в плановой экономике - возникновению дефицита. При этом с началом рыночных реформ освобожденные от директивного планирования, в частности в области ценообразования, сверхконцентрированные предприятия, во-первых, оказались производственно неэффективными, что обнаружилось в высоких издержках производства и низком качестве продукции. Во-вторых, не сталкиваясь с ощутимой конкуренцией со стороны национальных предприятий, сверхкрупные компании получили возможность диктовать свои цены, чтобы возместить недостаточную эффективность.
     В России особое место среди фирм, обладающих рыночной властью, занимают естественные монополии. Естественными монополиями контролируются значительные доли национального рынка. Графически их положение по данным за первое полугодие 2001 года представлено на Рис. 2.3 [33, с.16]
       
Рис. 2.3 Доли  рынка, контролируемые крупнейшими  естественными монополиями России. [11, с. 30] 

     Антимонопольное регулирование в Российской Федерации  ведет  свою  историю  с 1991  г.  Тогда  был  принят  Закон  РСФСР  "0  конкуренции  и   ограничении монополистической деятельности на  товарных  рынка" [3]. Закон  определяет основные положения государственной  антимонопольной политики, направленной на предупреждение  и пресечение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, а также формы недобросовестной конкуренции и способы ее преодоления. Впервые в этом нормативно-правовом акте был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган - Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (с 1997 г. — Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации - ГАК России, в настоящее время – Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ)) (см. приложение 3).
     К основным функциям органа по антимонопольной  политике предполагалось относить:
     подготовку  предложений по совершенствованию  антимонопольного законодательства и  практики его применения, других нормативных актов и проектов законов, связанных с функционированием рынка;
     разработку  для органов власти и управления рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;
     осуществление мер по демонополизации производства и обращения;
     контроль  крупных сделок по купле и продаже  акций, которые  могут  привести к  доминирующему положению хозяйствующих  субъектов;
     контроль  соблюдения антимонопольных требований при создании, реорганизации и  ликвидации хозяйствующих субъектов.
     Закон РСФСР "О конкуренции" создавался на базе обширного законодательства и практического опыта антимонопольного регулирования стран с развитой рыночной экономикой. Основным содержанием новой редакции закона является предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующим субъектом (группой хозяйствующих субъектов) доминирующим положением на рынке.
     В процессе разгосударствления, приватизации и демонополизации в России на этапе 1992-1994 гг. достаточно конкретно  определился круг естественных монополий  и был разработан проект - федерального закона "О естественных монополиях" [2]. Первоначально в этот законопроект были включены  нормы, связанные с государственной монополией на производство и оборот отдельных видов продукции. Однако при работе над законопроектом стало  очевидно, что государственные монополии - предмет особого законодательства. Основой законопроекта о естественных монополиях являлось включение в него монополий, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.