На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Древняя Русь IX - XII века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Тема: Древняя Русь (IX – первая треть XIII в.)
Содержание
    Проблема этногенеза восточных славян (введение)
    Образование Древнерусского государства
    Государственный и социально – экономический строй Древней Руси в период расцвета
    Русские земли в условиях феодальной раздробленности
    Внешняя политика Древнерусского государства
    Культура Древней (домонгольской) Руси:
    1. Культура  как социальное явление, ее  структура и формы.
    1.2. Понятие  «культура»: Материальная культура. — Духовная культура.
    1.2.  Мировая культура. Национальная культура.
    1.3. Понятие  «субкультура».
    1.4. Формы культуры: Элитарная культура. — Народная  культура. — Массовая культура.
    2. Особенности древнерусской культуры.
    2.1. Общие особенности  средневековой культуры; Воздействие  христианства и христианской этики. — Отсутствие науки.
    2.2. Влияние  культур соседних народов.
    2.3. Синтетический  характер древнерусской культуры: Языческая культура восточнославянских  племен. — Христианская культура  Византии.
    3.  Письменность и образование.
    3.1. Проблема  дохристианской письменности.
    3.2. Славянская  азбука Кирилла и Мефодия: Глаголица. — Кириллица.
    3.3. Распространение  грамотности: Берестяные грамоты.  — Граффити.
    3.4. Первые  школы.
    4. Устное народное  творчество и становление  древнерусской письменной литературы.
    4.1. Усткор народное творчество.
    4.2. Древнерусская  письменная литература: Переводная  литература. — Оригинальная древнерусская литература: Летописание. — Жития святых (агиография). — Слово (поучения, речи). — «Хождения» («хожения»). — «Слово о полку Игореве».
    5.  Архитектура.
    5.1. Деревянное  зодчество.
    5.2. Каменное  строительство: Строительство храмов. — Светские постройки.
    5.3. Особенности  русской архитектуры.
    5.4. Складывание  местных архитектурных школ  в XII—XIII вв.: Владимиро-Суздальское зодчество. — Новгородское и Псковское зодчество. — Смоленское зодчество.
    6.  Изобразительное искусство.
    6.1. Живопись: Фреска. — Мозаика. — Иконопись.
    6.2. Книжная  миниатюра.
    6.3. Скульптура.
    7.  Декоративно-прикладное искусство.
    8.  Музыка.
    8.1. Народная  музыка. Влияние языческой культуры.
    8.2. Богослужебная  музыка
       7. Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Проблема  этногенеза восточных  славян (введение)
 
Природной колыбелью восточнославянских народов  и российской государственности  была Восточно – Европейская равнина. Ее ландшафт, почвенно – климатические условия, речные бассейны определяли не только формирование доминирующих хозяйственно – культурных комплексов и размещения в связи с ними населения, но и складывание этнических и государственных границ в связи с результатами военно – политических конфликтов и колонизационными процессами.
Древнейшим  хозяйственно – культурным типом  были общества охотников, собирателей  и рыболовов, сохранившиеся на просторах  Сибири от Урала до Тихого океана и  на крайнем севере Восточной Европы.
Древнейшие  описания страны, вплоть до первых столетий нашей эры, не дают упоминания имени  славян. И это неудивительно. Восточные  славяне возникли в результате слияния  так называемых праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы.
Этим  объясняется тот факт, что при  всей схожести языка и элементов  культуры, с ним связанных, в остальном  между славянскими народами имеются  серьезные различия, даже по антропологическому типу. Это касается не только, например, южных и западных славян, но и  отдельных групп тех или иных восточнославянских народов.
Из начальной  летописи известно о крупных восточнославянских племенных группах – полянах, живущих на Днепре возле Киева, их соседях – древлянах (столица  Искоростень), словенах, дреговичах, кривичах, северянах, вятичах и т.д.
Это крупные  племенные союзы, образованию которых  непосредственно предшествует возникновение  государства. У каждого из этих союзов было свое «княженье». Это еще не княжества в более позднем, феодальном смысле слова. Князьями первоначально  именовались племенные вожди.
«Откуда есть пошла Русская земля» (первые слова исторического труда летописца  Нестора «Повесть временных лет). В историографии по вопросу происхождения  Руси не прекращается борьба. Длительность споров во многом объясняется противоречиями в источниках, обилием домыслов и догадок у самих древних авторов. К примеру, в источниках есть прямые указания на то, что русы – варяги, и столько же прямые свидетельства их славянства. (И. Н. Кузнецов «Отечественная История»). 
 

2.Образование Древнерусского государства
Появление государства у  восточных славян.
Первые  упоминания о Руси.
Первые упоминания имени « Русь » относятся к V – VII векам нашей эры. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром , греки называли их антами , скифами, сарматами, готские историки – росоманами ( русыми людьми) , а арабы - русью. Но очевидно, что речь идет об одном и том же народе.
Вопрос о начале государства Русь породил длинную  дискуссию между норманистами и антинорманистами , в которой большую роль сыграют политико – идеологические соображения. Норманисты создали и отстаивали норманнскую теорию , утверждая , что государство на Руси было создано скандинавами – норманнами ( варягами ) : в середине IX века ( по летописи в 862 году ) по призванию новгородских славян , кривичей и чуди к ним прибыл на княжение из Скандинавии Рюрик , которого , по- видимому, призвали для того , чтобы иметь силу викингов и для преодоления острых внутренних противоречий , объективную основу для которых создавал сложный этнический состав Приильменья.
Оппоненты же яростно  отрицали теорию норманнистов и искали первых правителей и создателей государства Русь среди других народов – западных славян, финнов , венгров, хазар и т. д. Однако нередко и те и другие отождествляли происхождение государства с происхождением правящей в ней династии. Дискуссионной является и проблема происхождения названия «Русь». Наиболее разработанной является « скандинавская » версия происходящая  от значения древнескандинавского глагола « грести » , означающего воинов гребцов или княжеских дружинников.
Основание Киева.
Уже к концу V века нашей эры ученые относят  помещенные в русской летописи события , связанные с основанием великого города – Киева – столицы одного восточнславянского союза племен , названного по имени , ставшего позднее столицей древнерусского государства.
Летопись рассказывает , что один из полянских князей Кий вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город и нарекли его Киевом в честь старшего брата . Затем Кий « ходил к Царю – городу », то есть в Константинополь , был там принят императором с большой честью, а возвращаясь обратно , осел со своей дружиной на Дунае , оснавал там « градок », но впоследствии вступил в борьбу с местными жителями и вновь вернулся на днепровские берега , где и скончался . Эта легенда находит известное подтверждение в данных археологии , которые говорят о том , что в конце V – VI века на Киевских горах существовало укрепленное поселение городского типа , бывшее центром полянского союза племен .
История образования  древнейшего города имеет место  во всей истории древнерусского государства . Ведь некогда маленькое поселение славян дало название целому государству.
Образование государства у восточных славян .
К началу VIII века имя Русь стало применяться к  восточным славянам – это говорит  о возникновении государственности  у них, но прежде им пришлось пройти долгий путь.
Накануне объединения  большинства восточнославянских племен под властью Киева здесь существовало по меньшей мере 15 крупных племенных союзов. В Среднем Поднепровье обитал мощный союз племен , объединенный именем « поляне » . Среднее Поднепровье было наиболее развитым районом среди других восточнославянских земель . Именно здесь на привольных черноземных землях , в условиях благоприятного климата , на торговой « днепровской » дороге прежде всего сосредотачивалось наибольшее количество населения . Именно здесь развивались и сохранялись древние традиции пашенного земледелия , скотоводства , огородничества , совершенствовались железоделательное , гончарное производство , зарождались другие ремесленные специальности . Особенно интенсивно продолжало совершенствоваться земледелие – основной вид хозяйства раннесредневекового мира . Улучшались орудия труда . Широко распространенным видом сельскохозяйственной техники стал плуг , при уборке урожая стали использовать серпы . Каменные и бронзовые орудия ушли в прошлое . С каждым годом расширялись пахотные земли , широко осваивались удобные для земледелия степные и лесостепные земли . Двухпольные и трехпольные севообороты стали распространяться в славянских землях , заменяя собой подсечное земледелие , которое характеризовалось очищением земли из-под леса , использованием ее до истощения , а потом забрасыванием . Широко стало практиковаться унаваживание почвы . А это делало урожаи более высокими , обеспечение жизни людей более прочным . Постоянно улучшающееся хозяйство восточных славян в конце концов привело к тому , что отдельная семья , отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода , сородичей . Единое родовое хозяйство стало распадаться , огромные дома , вмещающие до ста человек , все чаще стали уступать свое место небольшим семейным жилищам . Общая родовая собственность , общая пахотная земля , угодья стали распадаться на отдельные участки , принадлежащие семьям . Появившееся плуг с железным лемехом , железный топор , лопата , мотыга , лук и стрелы , стальные мечи значительно расширили и усилили власть отдельного человека , отдельной семьи над природой и способствовали отмиранию родовой общины .
Теперь она  стала соседской , где каждая семья имела право на свою долю ибщинной собственности . Так зарождалось право частного владения , частной собственности , появилась возможность для отдельных сильных семей
Освоить большие  участки земли , получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности , создать определенные их излишки накопления . В этих условиях резко возрастала власть и хозяйственные возможности племенных вождей , старейшин , племенной знати , воинов , окружавших вождей . Так зарождалось в славянской среде имущественное неравенство,которое чаще всего попадало в руки имущих , углубляло имущественное различие между богатыми и бедными, порождало классы. А также с каждым годом множились продукты ремесленников . Постепенно их труд все более отделялся от сельского труда . Сами ремесленники стали селиться там , где им было удобнее и легче сбывать и обменивать свои изделия .
Такими местами  становились , конечно , поселения , расположенные там , где находились святыни , куда прибывало множество людей на поклонение .Это способствовало образованию городов , развитию торговых связей.
Города зарождались  как поселения , которые выполняли единовременно все политические , хозяйственные , религиозные , военные задачи . Они имели перспективы дальнейшего развития и превращались в крупные населенные центры , объединяя огромные территории между собой , которые приобрели статус государства .
Формирование  Киевской Руси как государства .
Политической  стороной генезиса феодального общества у славян в VIII – X веках было формирование средневековых государств . Оно шло в двух основных формах : в Великой Моравии , на Руси, в Польше и Чехии – путем подчинения одному союзу племенных княжеств других союзов ; в Сербии , Хорватии , Словении – в пределах одного союза племенных княжеств . За исключением территорий к югу от Дуная , отнятых славянами у Восточной Римской империи , славянские государства возникли в областях , не входивших в зону античной цивилизации , и феодальные отношения у них в отличие от Западной Европы складывались замедленным бессинтезным путем . Государство восточных славян возникло в IX – X веках . Столицей его стал город Киев . Отсюда повелось название государства – Киевская Русь . Уже в VII- IX веках в нем сложилось общественное устройство – военная демократия, которая представляла собой последний период первобытнообщинного строя , который уже содержал признаки общественного неравенства , будущих классовых отношений . Вожди племени теперь превращались в князей , в чьих руках концентрировались управление племенем и союзом племен . Они отмечались богатством , наличием сподвижников и военной поддержки . Рядом с князем выделялся и воевода – предводитель племенного войска . Более важную роль играла дружина , лично преданная князю . Она отделялась от племенного ополчения , основной работой которого была война , особенностью-привилегированность в обществе . Основную же часть племени составляли свободные люди – смерды , которые имели право участвовать в войне и народных племенных собраниях – вече . Затем среди людей свободных стали выделять тех , кто должен был им подчиняться – слуг . На низших ступенях общества стояли « холопы » - бедняки общины , неимевшие своих семей и хозяйства . А самый низ социальной лестницы заполнили « рабы » - пленники , занимающиеся принудительным трудом . Таким образом строй племенной жизни древнерусского государства имел сложную , разветвленную систему , в которой четко различались социальные различия .
Для раннефеодального государства все же были характерны такие черты , как неразвитость государственного аппарата и наличие остатков родоплеменной организации общества ( вече , ополчение из крестьян и ремесленников , суд на основе обычаев ) .
Подчинение  восточнославянских племен русским  князьям .
В VIII – X веках  киевские князья постепенно подчиняли  восточнославянские союзы племенных  княжеств . Ведущую роль в этом играла , конечно , военно –служилая знать – дружина . Некоторые из союзов были подчинены в два этапа . .На первом они лишь выплачивали подать – дань , сохраняя внутреннюю автономию . Дань собиралась посредством полюдья – сбора дани с васальных племен с глубокой осени до весны . На втором этапе происходило непосредственное подчинение союзов киевскому князю . Местное княжение ликвидировалось , и представитель киевской династииназначался как наместник . При этом для нейтрализации сепаратистских тенденций местной знати вместо старого племенного центра строился новый « град » : Владимиро – Волынский , Туров , Смоленск и т. д.
Земли древлян , дряговичей , радимичей , кривичей были подчинены в IX веке. Вятичи все же долго боролись за свою независимость . Волыняне и хорваты сразу подчинились Киеву , но лишь в конце X века . Земли уличей и тивирцев заняли печенеги , тоже в X веке .
 Первые  русские князья .
Как говорилось раньше , родоначальником княжения на Руси стал Рюрик , приглашенный из Скандинавии славянскими племенами . Но после его смерти в 879 году , престол в Киеве захватил его приемник – Олег – объединив два важнейших центра восточных славян : Киев и Новгород . Согласно летописным данным , в 882 году Олег выманил из Киева и убил Аскольда и Дира – варягов , освободивших полян от дани хазарам . Затем он подчинил древлян , северян , радимичей . Князь правил в Киеве 33 года . Легенда о его смерти воспета А. С. Пушкиным в « Песне о Вещем Олеге » . Таким образом , более развитое Среднее Поднепровье стало ядром государственной территории Руси , а северные земли превратились в подчиненную киевским князьям область .
Приемником же Олега стал Игорь ( 912 – 945 ) , по летописи – сын Рюрика , который был убит при сборе дополнительной дани с древлян в 945 году . Его вдова , Ольга , жестоко отомстила древлянам , раззорив их земли и истребив знать .
Деятельность  первых русских князей.
Уже во времена  правления Рюрика русская рать осущесвляла боевые походы на крымские владения Византии , передвигаясь на быстроходных ладьях по Черному , Азовскому , каспийскому морям , завоевывая побережье Крыма от Херсонеса до Керчи . В следствие этих походов и случайного тяжелого недуга Рюрик первым принял крещение . Благодаря Рюрику к началу IX века Русь освободилась от выплачивания дани хазарам . После Византии Рюрик направился в Малую Азию , завоевывая земли вдоль Днепра , в районах Черного и Азовского морей , Волги , Каспия , а также покоряя греков и хазар , аваров и прибалтов . Итак , Рюрик положил начало зарождению мощной державы с определенными военно – стратегическими интересами .
Олег же , прийдя к власти укрепил ее , приняв титул великого князя , сделав других князей своими данниками . Он также осуществлял походы на Византию.
Это было одно из важнейших направлений русской  внешней политики , ведь походы киевских князей , заканчивающиеся победой , открывали важнейшие торговые пути , которые сулили процветание и укреплпние едва сформировавшемуся древнерусскому государству .
Следует также  сказать , что первым русским князьям принадлежит инициатива присоединение к титулу « князь » восточного титула « каган ». Этот акт символизировал независимость от Хазарии – турского государства , сложившегося в VII веке в междуречьи низовий Дона и Волги , которое тоже носило название Хазарский каганат .
Киевская  Русь в конце IX века.
Формирование  территориальной структуры государства  Русь завершилось в конце IX века , хотя и не до конца . Но к этому времени была ликвидирована автономия почти во всех восточнославянских союзах племенных княжеств , кроме вятичей , волыняней и хорватов . Изменилась и форма взимания дани. Полюдье было ликвидировано . Дань взималась теперь наместниками киевского князя . Две трети ее отправлялось в Киев , а оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя – наместниками . Территории , управляемые княжескими наместниками , получили название – волость .В целом же в IX веке государство именовалось « Русь » , « Русская земля » . Название распространилось со Среднего Приднепровья на всю территорию , подвластную великим киевским князьям (Б.А. Рыбаков . Киевская Русь и русские княжества . Москва . « Наука ». 1993 год).
    3.Государственный и социально – экономический строй
      Древней Руси в  период расцвета
Особо важно  в современных условиях твердо знать, что территориально в период наивысшего могущества Древнерусское государство  располагалось от Балтийского (Варяжского) и Белого морей, а также от ладожского и Онежского озер на севере до Черного (Русского) моря на юге, от восточных склонов Карпатских гор на западе до верховьев Волги и Оки на востоке. На огромных территориях жило около 5 млн. человек.
Семья составляла двор, «дым», «десяток». Семьи представляли территориально – соседские (уже не кровно – родственные) общины («вервь», «сотня»). Общины тяготели к погостам – торговым и административным центрам, на месте которых вырастали города («полк», «тысяча»). На месте прежних племенных союзов формировались княжества («земли»).
В политической жизни главную роль играли великий  князь (из дома рюриковичей), Боярская дума и народное вече. Управление осуществляли князья, посадники из бояр, воеводы, выборные тысяцкие в городах и др. вооруженные силы включали в себя профессиональную княжескую дружину и при необходимости народное ополчение во главе с тысяцким.
В 988 году при  Владимире I христианство в византийском варианте было принято в качестве государственной религии вместо язычества.
В хозяйстве  Древней Руси преобладали пашенное земледелие, ремесло, внешняя торговля (пути «из варяг в греки», «из варяг в арабы»). Государство собирало дань, чеканило деньги, вело внешнюю и внутреннюю политику.
Большинство специалистов определяют Древнюю Русь как феодальную монархию. (Е.Э. Платова, В.В. Фортунатов «Отечественная История»). 

    4.Русские земли в условиях феодальной раздробленности
С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям — Мономаху, его сыну Мстиславу — удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновлялся с новой силой: И Любечский съезд князей в 1097 г. установил: «… каждо да держит отчину свою».
Можно назвать  следующие причины феодальной раздробленности  на Руси:
· во-первых, особенности  становления феодализма на Руси. Князья наделяли своих наследников не комплексом обширных вотчин, а рентой-налогом. Нужны были гарантии того, что наследник  со временем будет главой княжества. В то же время увеличение княжеских  родов и сравнительно малый рост совокупного прибавочного продукта обостряли борьбу между князьями за лучшие княжества и территории, с которых можно было получать больший налог. Поэтому княжеские  междоусобицы — это прежде всего борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества;
· во-вторых, натуральное  хозяйство, отсутствие экономических  связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму  местных боярских союзов;
· в-третьих, развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли  и т. п. — вело к усилению экономической  мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации. Местные бояре стали приглашать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями;
· в-четвертых, рост и укрепление городов как новых  политических и культурных центров;
· в-пятых, в XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских купцов, а также новгородцев  все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг в греки» постепенно терял свое значение;
· в-шестых, борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее.
Итак, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50.
Последствия феодальной раздробленности:
Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед  монголо-татарским нашествием), но и  положительную роль: он способствовал  бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной культуры — строились  архитектурные сооружения, создавались  летописи и т. п. Русь не распалась  полностью. Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская  православная церковь, которая выступала  за единство Руси, осуждала княжеские  усобицы;
полному сепаратизму (отделению) препятствовала внешняя  опасность со стороны половцев.
Состав Руси:
Наиболее крупными были княжества:
· Киевское (Киев);
· Черниговское (Чернигов), Северское (Новгород-Северский);
· Галицко-Волынское (Галич и Владимир-Волынский);
· Владимиро-Суздальское (Владимир-на-Клязьме);
· Новгородская земля (Великий Новгород).
Но определились три основных политических центра: на юго-западе — Галицко-Волынское  княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское  княжество и Новгородская земля.
Владимиро-Суздальское  княжество.
В течение долгих веков Северо-Восточная Русь была дикой окраиной, которую восточные  славяне заселили относительно поздно. Лишь в VIII в. здесь появилось племя вятичей. Плодородные почвы, богатые леса, множество рек и озер создавали благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и ремесла. Здесь проходили торговые пути на юг, восток и запад, что обусловило развитие торговли. Немаловажное значение имело и то, что северо-восточные земли хорошо были защищены лесами и реками от набегов кочевников. Здесь сложились крупные городские центры — Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. При Владимире Мономахе были построены города Владимир и Переяславль. В 1125 г. суздальским князем стал младший сын Мономаха — Юрий (1125—1157), за жажду власти, за свою военную активность получивший прозвище Долгорукий. При князе Юрии Ростово-Суздальское княжество отделилось от Киева, превратилось в обширное независимое государство. Он постоянно воевал с Волжской Булгарией, вел борьбу с Новгородом за влияние на пограничные земли и дважды захватывал киевский престол. При нем впервые упоминается Москва, когда после одной из побед над соперниками Юрий пригласил своего союзника черниговского князя Святослава отметить это событие в Москву. 4 апреля 1147 г. союзники встретились в Москве, где был устроен пир. Эту дату принято считать годом основания Москвы, хотя археологи считают, что поселение на месте Москвы возникло ещё в XI в. Москва была построена Долгоруким на месте усадьбы боярина Кучки. В 1157 г. Юрий умер в Киеве (отравлен) и власть в Ростово-Суздальской земле перешла к сыну Юрия Андрею по прозвищу Боголюбский. Андрей Боголюбский продолжил политику своего отца, направленную на расширение Ростово-Суздальского княжества: он воевал с Новгородом, Волжской Булгарией. Вместе с тем он стремился к возвышению своего княжества над другими русскими землями, ходил на Киев, взял его, подверг страшному разорению, но в Киеве не остался. Андрей Боголюбский проводил жесткую политику по отношению к боярам в своем княжестве. Наступая на их права и привилегии он жестоко расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчин. Стремясь еще больше отделить от бояр и опереться на горожан, он перенес столицу из Ростова в молодой торгово-промышленный город Владимир. Именно под Владимиром в местечке Боголюбове он устроил свою резиденцию, за что и получил прозвище Боголюбский. Между Андреем Боголюбским и боярами назревал серьезный конфликт. Возник заговор против князя, в который были вовлечены слуги Андрея — осетин Анбал, ключник Ефрем Мозевич. 29 июня 1174 г. заговорщики ворвались в княжеский дом и зарубили князя. После смерти Андрея началась усобица. Ростовские и суздальские бояре пытались отдать престол своим ставленникам, но жители Владимира предложили сыновей Юрия — Михаила и Всеволода. В конце концов, в 1176 г. князем стал Всеволод, прозванный Большим Гнездом, так как имел 8 сыновей и 8 внуков. При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Он первым среди князей Северо-Востока принял титул великого князя. Всеволод жестоко наказал мятежных бояр. При нем была захвачена Рязань. Всеволод вмешивался в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти князя его сыновья разделили княжество на части и вели усобицы. Лишь в XIV в. Северо-Восточная Русь станет центром объединения русских земель.
Новгород Великий. Великий Новгород занимал особое место среди русских княжеств. Как и Киев, Новгород был центром  славянских земель на Северо-Западе Руси. Новгородская земля располагалась между озерами Ильмень и Чудским, по берегам рек Волхов, Ловать, Великая. Она делилась на пятины, а они, в свою очередь, на сотни и погосты. Новгород, как и Ростово-Суздаль-ское княжество, вел активную завоевательную политику, в результате которой к Новгородской земле были присоединены земли карелов, водь, заволодской чуди (финно-угорские племена), саамы и ненцы; они платили Новгороду дань. Новгород сложился из трех разноплеменных поселений, по отношению к ним он был «новым городом» со своим кремлем. Река Волхов делила Новгород на две стороны — Софийскую и Торговую. В город входило пять районов (концы), которые делились на улицы. Купцы и ремесленники создавали по профессиональному признаку свои объединения (уличанские сотни и братчины).
Природные условия  Новгорода были непригодны для земледелия, поэтому он развивался как торговый и ремесленный центр. Основу хозяйственной  деятельности Новгорода составляли ремесло, скотоводство, рыболовство, пушные и соляные промыслы, добыча железной руды. Кузнецы, ткачи, гончары, ювелиры, оружейники, плотники производили изделия  очень высокого качества. Ремесленники в основном работали на заказ, но ткачи, кожевники, представители некоторых  других специальностей уже производили  свои изделия для рынка, как внутреннего, так и внешнего. Географическое положение  Новгорода было исключительно благоприятным  для торговли. Новгородские купцы торговали с Германией, Швецией, Средней Азией, Закавказьем, вывозя пушнину, воск, мед, лен, моржовую кость, кожи. С Запада везли сукно, вина, цветные и драгоценные металлы. В городе стояли «Немецкий» и «Готский» дворы. В торговле участвовали не только купцы, но и бояре, священники, монахи. Интересы боярства, купечества, церкви сплетались воедино, городская верхушка — аристократия играла большую роль в политической жизни. Здесь сложился особый политический строй — феодальная демократия. Высшим органом власти в Новгороде являлось вече — народное собрание. Оно собирало на площади около торга самых знатных людей города — бояр, примерно 400 человек — столько в Новгороде было боярских усадеб. На нем часто присутствовали и феодально-зависимые, кабальные люди. Они не имели права голоса, но бурно реагировали при обсуждении тех или иных вопросов. Вече избирало посадника из бояр, он ведал всеми делами феодальной республики, вершил суд, контролировал деятельность князя. Избирался тысяцкий, который занимался сбором налогов (с каждой тысячи населения), возглавлял народное ополчение и вершил суд по торговым делам. На вече избирался также новгородский архиепископ (владыка), который не только возглавлял церковь, нои ведал казной и внешними сношениями, Рядовые новгородцы свои вопросы решали на вечах улиц, здесь же выбирались старосты. Вечевой строй Новгорода — форма феодальной демократии. Фактически власть принадлежала боярству и верхушке купечества. Все управленческие Должности — посадские, тысяцкие — занимали только представители аристократической знати. Исторически сложилось так, что в Новгороде не было своей княжеской династии. В XI в. здесь обычно сидел на правах князя-наместника старший сын великого киевского князя. Но по мере развития политического сепаратизма Новгород становился все более независимым от Киева. В 1136 г. в Новгороде княжил внук Мономаха — Всеволод, которым новгородцы были недовольны. Произошло восстание, князя арестовали, предъявили ряд обвинений и изгнали из города. С этого момента новгородцы сами приглашали князя, заключая с ним договор. Князь не имел права передавать власть по наследству, не мог вмешиваться в гражданские дела, не имел права владеть землями и жить в самом городе. Он охранял город от врагов, на его имя поступала дань, он играл роль третейского судьи. Если князь не нравился, то его изгоняли. После событий 1136 г. Новгород стал окончательно боярской аристократической республикой, где крупные бояре, купцы, архиепископ определяли политику города.
Феодальная раздробленность на Руси в XII—XIV вв. была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент: постоянные усобицы между князьями истощали силы русских земель, ослабляли их перед лицом внешней опасности, в частности перед приближающимся монголо-татарским нашествием. Хотя некоторые из князей делали попытки сохранить единое государство, процесс распада в этот период был необратим. (Янин В.Л."Новгородская феодальная вотчина", Козлов Ю.А. "От князя Рюрика до императора Николая II: станицы управления государством", Насонов А.Н."Русская земля и образование территории древнерусского государства.").
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.