На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Безналичный расчет

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ 

   ВВЕДЕНИЕ
1 ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЁТОВ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1 Сущность  и значение безналичных расчётов в кредитных организациях
1.2 Основы организации безналичных расчётов в кредитных организациях
1.3 Принципы и законодательные основы организации безналичных расчётов в кредитных организациях
1.4 Формы  безналичных расчётов в кредитных организациях 
2 ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЁТЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРИ СОВЕРШЕНИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЁТОВ
   ЗАКЛЮЧЕНИЕ
   ЛИТЕРАТУРА
   ПРИЛОЖЕНИЕ
  
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

   Курсовая работа выполнена на основании ГОСТ 2.105-95,2, ГОСТ 2.106-96,2, ГОСТ 2.104-2006, ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 8.417-2002.               В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в деятельности экономических субъектов.
   Качественные изменения в организационных формах проведения денежных расчетов произошли вследствие возрастания экономической активности всех субъектов рынка, расширения числа и объемов сделок. Появилось огромное количество новых коммерческих структур, что сказалось на резком росте документооборота, связанного с обслуживанием платежной системы в целом.
   Перестройка платежной системы  потребовала изменения принципов  организации безналичных расчетов, использования новых форм и  способов осуществления платежей. Любое предприятие ежедневно  осуществляет огромное количество  расчетных операций со своими контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками.
  Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товара и оказание услуг, движение ссудного капитала и доходов различных социальных групп.
  Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной. В данной курсовой работе рассказывается о безналичных формах расчета.
   Безналичные расчеты - это расчеты путем перевода банками денежных средств по счетам клиентов на основании расчетных документов.
   Безналичные расчеты составляют  основу денежных расчетов между  предприятиями и организациями  за различные товары и услуги. Безналичные расчеты позволяют  осуществить платежи в короткие  сроки. Благодаря автоматизированному  учету потоков денежных средств их можно легко контролировать.
   Определение четкого порядка  осуществления расчетных операций  позволяет кредитным организациям  и юридическим лицам выбирать  такие формы и пути прохождения  платежей, которые будут наиболее  оптимально обеспечивать поступление денежных средств (платежей) к их конечному получателю.
   Учитывая актуальность данного  вопроса, основными целями курсовой  работы являются:
1.Отражение  и закрепление основных теоретических  аспектов.
2.Представление  безналичных расчетов в современных экономических условиях с точки зрения бухгалтерского учета.
3.Подготовка к практическому использованию знаний в области бухгалтерского учета операций по безналичным расчетам. 
 

    ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЁТОВ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
   1.1 Сущность и значение безналичных расчётов в кредитных организациях 

   С совершенствованием платежно-расчетных отношений менялось и соотношение между наличными и безналичными сферами денежного обращения. До конца 19 в. преобладали платежи наличными деньгами. В современных условиях удельный вес наличных денег, особенно в промышленно развитых государствах, невелик, например, в США  он составляет около 10%. 
   Безналичные расчеты имеют важное  экономическое значение в ускорении  оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения.
   Безналичные расчеты — это  расчеты, совершаемые путем перевода  банками средств по счетам  клиентов, на основе платежных  документов, составленных по единым  стандартам и правилам. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и (или) Банк России по счетам, открытым на основании договоров банковского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.
   Безналичные расчеты обслуживают в основном сферу хозяйственных связей предприятий и их взаимоотношения с финансово-кредитной системой.
   Организация денежных расчетов  с использованием безналичных  денег гораздо предпочтительнее  платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.
   Значение безналичных расчетов  велико, так как:
1) безналичные расчеты способствуют концентрации денежных ресурсов в банках. Временно свободные денежные средства предприятий, хранящиеся в банках, являются одним из источников кредитования;
2) безналичные расчеты способствуют нормальному кругообороту средств в народном хозяйстве;
3) четкое разграничение безналичного и наличного денежного оборотов создает условия, облегчающие планирование денежного обращения и безналичного денежного оборота. Расширение сферы безналичного оборота позволяет более точно определять размеры эмиссии и изъятия наличных денег из обращения.
   С одной стороны, развитие безналичных  расчетов приводит к сокращению  потребности в наличных деньгах и к экономии издержек обращения. Чем крупнее платеж, тем сильнее проявляются эти преимущества. Однако, если сумма уплаты незначительна, то более экономичен взнос наличными. С другой стороны, безналичные расчеты могут заменять собой банкнотное обращение. Особое значение приобретают безналичные расчеты при попытках стабилизации валюты, так как они облегчают переход от «падающих» денег к золотому обращению (или к валюте, имеющей золотое обеспечение). Столь же значительно влияние безналичных расчетов на покупательную способность денег внутри страны. Когда безналичные расчеты получают общественное признание (например, развитая чековая система), тогда чрезмерное форсирование их, подобно чрезмерному выпуску банкнот, может действовать инфляционно. Поэтому развитие безналичного оборота должно подвергаться такому же регулированию, как и эмитирование банкнот.
   Безналичные расчеты подразделяются  на одногородние (местные) и иногородние.
   Одногородние (местные) расчеты - это расчеты между организациями,  обслуживаемыми одним или разными учреждениями банка, находящимися в одном населенном пункте.
Иногородние расчеты — это расчеты между  организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, расположенными в разных населенных пунктах.
   Для осуществления безналичных расчетов необходимо открыть расчетный счет в банке.
   Через расчетный счет в банке  осуществляется большинство расчетных  операций предприятия любой организационно-правовой  формы: операции, осуществляемые  полностью безналичным путем,  безналичные поступления средств на расчетный счет и безналичные перечисления с расчетного счета; операции по зачислению наличных на расчетный счет, по объявлению на взнос и получение наличных с расчетного счета по чеку и т.д.
   Основной частью денежного оборота (80-90%) является безналичный оборот. Безналичным путем осуществляется оплата за реализацию продукции, услуг, работ, бюджетные операции, получение и возврат банковских кредитов, выплата денежных доходов населения. Участниками безналичных отношений являются предприятия и объединения (акционерные общества, банки и финансовые органы, некоммерческие организации).
   Безналичная форма расчетов связана с оформлением соответствующих документов единообразной формы и поэтому более трудоемка. Для обеспечения текущей деятельности организации расчеты по небольшим денежным суммам, в том числе и между юридическими лицами могут осуществляться наличными денежными средствами. С этой целью инструктивными документами Банка России устанавливаются предельные размеры расчетов наличными деньгами по одному платежу.
   Формы безналичных расчетов и их краткая характеристика приведены в Гражданском кодексе РФ. Непосредственно техника расчетов устанавливается инструктивными документами Банка России, в частности инструкцией от 3 октября 2002 г. № 2-П “Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации”. В указанной инструкции сформулированы основные принципы организации безналичных расчетов. 

      Основы  организации безналичных расчётов в кредитных организациях
 
   Безналичные расчеты за товары  и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.
   В соответствии с действующим  законодательством, в современных  условиях допускается использование  следующих форм безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями,  расчеты по инкассо, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, а также расчеты векселями.
   Формы расчетов избираются клиентами  банков самостоятельно, предусматриваются  в договорах, заключаемых ими  со своими контрагентами (в  основных договорах).
   Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензии к банковской системе, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в форме в обслуживающий их банк, а уже сами банки ведут переписку по этим претензиям между собой.
   Банки осуществляют операции  по банковским счетам клиента  на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или электронного документа распоряжение:
- плательщика  произвести платеж определенной  денежной суммы получателю средств;
- получателя  средств (взыскателя) на списание  денежных средств со счета  плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
   При осуществлении безналичных  расчетов используются следующие  расчетные документы: платежные  поручения, платежные требования, аккредитивы, чеки, инкассовые поручения.  Расчетные документы принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и должны содержать следующие реквизиты:
- наименование расчетного документа;
- номер  расчетного документа, число,  месяц и год его выписки;
- вид  платежа («почтой», «телеграфом», «электронно»);
- наименование плательщика, его идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и номер счета;
- наименование  и место нахождения банка плательщика,  его банковский идентификационный  код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
- наименование  получателя средств, его ИНН и номер счета;
- наименование  и место нахождения банка получателя, его БИК;
- номер корреспондентского счета или субсчета;
- назначение  платежа;
- сумму  платежа, обозначенную прописью и цифрами;
- очередность  платежа;
- вид  операции в соответствии с  «Перечнем условных обозначений  (шифров) документов, проводимых по счетам в банках»;
- подписи  уполномоченных лиц и оттиск печати.
   Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Списание банком денежных средств со счета производится всегда на основании первого экземпляра расчетного документа. Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать денежно-расчетные документы, и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. Расчетные документы индивидуальных предпринимателей принимаются банками к исполнению без печати, при наличии на первом экземпляре одной подписи. Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы и действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.
   Сформировав уставный капитал и создав материальную базу банк может выполнять разрешенные ему банковские операции. Однако, собственных средств банку недостаточно для извлечения необходимого уровня прибыли от своей деятельности. Он должен организовать работу по привлечению дополнительных средств. Одно из основных направлений – привлечение клиентов на расчетно-кассовое обслуживание. Основная система расчетов юридических лиц в Российской Федерации - безналичные расчеты требует хранение безналичных денежных средств на счетах в банках. В связи с тем, что на счетах почти всегда имеется какай-то остаток средств, банк получает дополнительные средства для проведения своих активных операций и извлечения прибыли. В ряде случаев, за предоставленные услуги при выполнении этих операций он получает дополнительно и комиссионное вознаграждение.
   Жизнеспособность рыночной экономики определяется состоянием системы безналичных расчетов. Безналичные расчеты - это расчеты, осуществляемые посредством перечисления по счетам в кредитных учреждениях (со счета плательщика на счет получателя) и путем зачета взаимных требований. Безналичные расчеты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в максимально короткие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала, оборачиваемости средств.
   В процессе совершения безналичных расчетов возникают отношения, создающие условия для взаимного контроля поставщика и покупателя за выполнением хозяйственных договоров, предупреждения неплатежей, а со стороны банка - проверки соблюдения установленных правил расчетов в интересах их участников, законности расчетных операций.          Основу системы безналичных расчетов составляют банковские счета предприятий (клиентов), а также расчетно-денежная документация. Виды счетов, открываемых в банке клиентам, предопределены их правовым статусом и характером деятельности. Это могут быть расчетные, текущие, бюджетные и другие счета. Расчетный счет является основным счетом предприятия.
   Безналичный оборот могут совершать и средства, находящиеся в личной собственности граждан. Безналичные перечисления делаются со счетов предприятий и организаций, выплачивающих денежные доходы гражданам, на счета в банках, где хранятся сбережения, или непосредственно в оплату расходов. Оплата расходов населения безналичным путем может производиться и со счетов по вкладам в банках. Замещение в этих случаях денежных знаков безналичными перечислениями оптимизирует весь денежный оборот в целом, так как сокращается количество наличных денег в обращении. Наибольшая эффективность достигается в тех случаях, когда доходы населения, принявшие безналичную форму, используются также без применения наличных денег, то есть путем перечислений по счетам.
   При открытии расчетного или  текущего счета в банке, про  очередность платежей (очередность  списания денежных средств) со  счета никто не задумывается, так как все настраиваются  работать без финансовых проблем.
   Наличие на счете денежных  средств, сумма которых всегда  достаточна для удовлетворения  всех требований, предъявляемых  к счету, позволяет производить  списание этих средств со счета  в порядке поступления распоряжений  клиента и других документов на списание, т.е. банками при проведении расчетов по таким счетам клиентов соблюдается календарная очередность платежей.
   При недостаточности денежных  средств на счете для удовлетворения  всех предъявленных к нему  требований, ситуация меняется, и возникает потребность в установлении очередности платежей. Списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
- в первую  очередь осуществляется списание  по исполнительным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных  средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
- во  вторую очередь производится  списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление  или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)
- в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования; (в ред. Федеральных законов от 24.10.1997 N 133-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
- в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди; (в ред. Федерального закона от 12.08.1996 N 110-ФЗ)
- в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;(в ред. Федерального закона от 12.08.1996 N 110-ФЗ)
- в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности; (в ред. Федерального закона от 12.08.1996 N 110-ФЗ)
   Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. 

      Принципы  и законодательные основы организации безналичных расчётов в кредитных организациях
   В современном обществе основным видом денежных расчётов являются безналичные расчёты. Придавая огромное значение рациональному использованию денежных средств и сокращению издержек обращения, государство организует безналичные расчёты, устанавливает условия их осуществления и порядок применения расчётных документов. Система безналичных расчётов представляет собой плановую организацию безналичного денежного оборота, регулируемого общегосударственными законами и банковскими правилами. Основными ее элементами являются: принципы организации безналичных расчётов, способы платежей, формы безналичных расчётов.
   Система безналичных расчетов представляет собой совокупность принципов организации расчетов, предъявляемых к ним требований, форм и способов расчетов.
   Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей – обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Рыночный оборот по существу представляет собой совокупность  различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретным должником в пользу кредитора.
   Второй принцип – осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика – необходимая предпосылка расчетов.
   Платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. Главное требование, предъявляемое в данном случае банком к субъекту рынка — участнику расчетов, — это осуществление последним платежей в пределах имеющегося остатка средств на счете.
   Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств.
   Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от формы собственности) в организации договорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится роль посредника в платежах. Видна тенденция к превращению плательщика в главный субъект платежной операции, так как во всех формах безналичных расчетов инициатива платежа принадлежит плательщику. Данное обстоятельство соответствует рыночным отношениям в экономике страны.
   Пятый принцип – срочность платежа – вытекает из самой  сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису.
   Шестой принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов.
   Седьмой принцип – их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут  применение гражданско-правовой ответственности в форме  возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.
   В связи с внедрением рыночных основ в экономику России, пожалуй, ни в одной сфере экономических отношений, за исключением налоговой, не было принято столько законов и подзаконных актов, как в области расчетных взаимоотношений.
   Согласно Статьи 80 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 10 января 2003 г.), Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации.
   Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.
   Общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации.
   Банком России было принято Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (с изменениями от 3 марта 2003 г.) Настоящее Положение разработано в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст.410; N 34, ст.4025; 1997, N 43, ст.4903; 1999, N 51, ст.6228), Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790), Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст.357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст.492; 1998, N 31, ст.3829; 1999, N 28, ст.3459; N 28, ст.3469; 2001, N 26, ст.2586; N 33 (часть I), ст.3424; 2002, N 12, ст.1093) и иными федеральными законами Российской Федерации, которое регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами.
   Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета) (далее счет), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.
   При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, согласно статье 855 ГК РФ.
   Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
   Ограничение прав владельца счета на распоряжение находящимися на нем денежными средствами не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 
 
 
 

      Формы безналичных  расчётов в кредитных организациях
 
   Участники сделки имеют право выбрать одну форму безналичных расчетов с учетом конкретных операций. Вся система расчетов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств. Задержка в расчетах лишает поставщиков выручки от реализации, затрудняет выполнение производственных и финансовых задач. При задержке платежей у покупателей образуется кредиторская задолженность, и нарушаются важнейшие принципы организации финансов.
   В современных условиях рекомендуются  следующие формы расчетов:
- Расчеты платежными поручениями;
- Расчеты платежными требованиями;
- Расчеты чеками;
- Расчеты аккредитивами;
- Расчеты по инкассо;
- Расчеты векселями;
- Расчеты пластиковыми карточками.  

   Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета.
   Платежными поручениями могут  производиться:
а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;
г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
   В соответствии с условиями  основного договора платежные  поручения могут использоваться  для предварительной оплаты товаров,  работ, услуг или для осуществления  периодических платежей.
   Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060.
   Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.
   При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок". При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.
   Допускается частичная оплата платежных поручений из картотеки по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок". При частичной оплате платежного поручения банком используется платежный ордер формы 0401066. Порядок его изготовления и заполнения соответствует общему порядку изготовления и заполнения бланков расчетных документов. При оформлении платежного ордера на частичную оплату на всех его экземплярах в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату также заверяется подписью контролирующего работника банка. На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка "Частичная оплата". Запись о частичном платеже (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, сумма остатка, подпись) выполняется ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платежного поручения. При осуществлении частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым произведена оплата, помещается в документы дня банка, последний экземпляр платежного ордера служит приложением к выписке из лицевого счета плательщика. При осуществлении последней частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым был произведен этот платеж, вместе с первым экземпляром оплачиваемого платежного поручения помещается в документы дня. Оставшиеся экземпляры платежного поручения выдаются клиенту одновременно с последним экземпляром платежного ордера, прилагаемым к выписке из лицевого счета.
   Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.
Схема документооборота при расчетах платежными поручениями
 

    Заключение  договора – контракта;
    Отгрузка продукции, оказание услуг, сдача работ;
    Передача платежного поручения на право списания банком суммы платежа;
    Выписка из расчетного счета о списании денежных средств;
    Платежное поручение на право зачисления платежа на расчетный счет получателя;
    Выписка из расчетного счета о зачислении платежа.
 
   Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
   Платежные требования применяются  при расчетах за поставленные  товары, выполненные работы, оказанные  услуги, а также в иных случаях,  предусмотренных основным договором.
   Расчеты посредством платежных  требований могут осуществляться  с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.
   Без акцепта плательщика расчеты  платежными требованиями осуществляются  в случаях:
1) установленных  законодательством;
2) предусмотренных  сторонами по основному договору  при условии предоставления банку,  обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
   Платежное требование составляется  на бланке формы 0401061.
Кроме реквизитов,  в платежном требовании указываются:
а) условие  оплаты;
б) срок для акцепта;
в) дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов в случае, если эти документы были отосланы (вручены) им плательщику;
г) наименование товара (выполненных работ, оказанных  услуг), номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), способ поставки товара и другие реквизиты - в поле "Назначение платежа".
   В платежном требовании, оплачиваемом с акцептом плательщика, в поле "Условие оплаты" получатель средств проставляет "с акцептом".
   Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней.
   При оформлении платежного требования кредитор (получатель средств) по основному договору в поле "Срок для акцепта" указывает количество дней, установленных договором для акцепта платежного требования. При отсутствии такого указания сроком для акцепта считается пять рабочих дней.
   При оформлении платежного требования кредитор (получатель средств) по основному договору в поле "Срок для акцепта" указывает количество дней, установленных договором для акцепта платежного требования. При отсутствии такого указания сроком для акцепта считается пять рабочих дней.
   Платежные требования помещаются  исполняющим банком в картотеку  по внебалансовому счету N 90901 "Расчетные документы, ожидающие  акцепта для оплаты" до получения  акцепта плательщика либо наступления  срока платежа.
   Плательщик вправе досрочно акцептовать платежное требование путем представления в банк заявления, составленного в произвольной форме и оформленного подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати.
   Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в основном договоре, в том числе в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора и указанием мотивов отказа.
   Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта формы N 0401004, составляемым в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика.
   Ответственный исполнитель банка, на которого возложен прием заявлений об отказе от акцепта платежных требований, проверяет правильность и полноту оформления клиентом заявления об отказе от акцепта, наличие основания для отказа, ссылки на номер, дату, пункт договора, в котором это основание предусмотрено, а также соответствие номера и даты договора указанным в платежном требовании и заверяет все экземпляры заявления об отказе от акцепта своей подписью и оттиском штампа банка с указанием даты.
   При полном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки по внебалансовому счету N 90901 "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" и в тот же день подлежит возврату в банк-эмитент вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возврата получателю средств.
   Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта с копией платежного требования помещается в документы дня банка плательщика в качестве основания возврата расчетного документа без оплаты и списания с внебалансового счета N 90901 "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты", третий экземпляр заявления возвращается плательщику в качестве расписки в получении заявления об отказе от акцепта.
   При частичном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки по внебалансовому счету N 90901 "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" и оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком. При этом сумма, обозначенная цифрами, обводится и рядом с ней выводится новая сумма, подлежащая оплате. Произведенная запись заверяется подписью ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта вместе с первым экземпляром платежного требования помещаются в документы дня в качестве основания списания денежных средств со счета клиента, второй экземпляр заявления направляется не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления об отказе от акцепта, в банк-эмитент для передачи получателю средств, третий экземпляр заявления возвращается плательщику в качестве расписки в получении заявления об отказе от акцепта.
   Все возникающие между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.
Схема движения денег и документов при расчетах платежными требованиями с акцептом 


    Отгрузка  продукции и отправка товарно- транспортных документов;
    Сдача комплекта платежного требования в банк;
    Пересылка (доставка) платежного требования в банк плательщика;
    Сообщение о прибытии платежного требования с указанием срока акцепта;
    Акцепт платежного требования;
    Деньги снимаются со счета плательщика и через РКЦ пересылаются в банк поставщика (зачисляются на счет поставщика) ;
    Банк сообщает получателю денег в виде выписки из его расчетного счета подтверждение, что деньги ему поступили
 
  В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле "Условие оплаты" получатель средств проставляет "без акцепта", а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи), на основании которого осуществляется взыскание. В поле "Назначение платежа" взыскателем в установленных случаях указываются показания измерительных приборов и действующие тарифы либо производится запись о расчетах на основании измерительных приборов и действующих тарифов.
   В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств на основании договора в поле "Условие оплаты" получатель средств указывает "без акцепта", а также дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право безакцептного списания.
   Безакцептное списание денежных средств со счета в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денежных средств либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания).
   Отсутствие условия о безакцептном списании денежных средств в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта. Данное платежное требование оплачивается в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней.
   При отсутствии указания "без акцепта" платежные требования подлежат оплате плательщиком в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней.
   Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
   Чек оплачивается плательщиком  за счет денежных средств чекодателя.
   Чекодатель не вправе отозвать  чек до истечения установленного  срока для его предъявления  к оплате.
   Представление чека в банк, обслуживающий  чекодержателя, для получения  платежа считается предъявлением  чека к оплате.
   Плательщик по чеку обязан  удостовериться всеми доступными  ему способами в подлинности  чека. Порядок возложения убытков,  возникших вследствие оплаты  плательщиком подложного, похищенного  или утраченного чека, регулируется  законодательством.
   Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на внебалансовом счете N 91207 "Бланки строгой отчетности".
   Хранение бланков чеков банками  осуществляется в порядке, установленном  нормативными актами Банка России.
   Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями.
   Чеки кредитных организаций могут  использоваться клиентами кредитной  организации, выпускающей эти  чеки, а также в межбанковских  расчетах при наличии корреспондентских  отношений.
Чеки, выпускаемые  кредитными организациями, не применяются  для расчетов через подразделения  расчетной сети Банка России.
   Чек должен содержать все обязательные  реквизиты, установленные Гражданским  кодексом Российской Федерации,  а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.
   В случае, когда сфера обращения  чеков ограничивается кредитной  организацией и ее клиентами, чеки используются на основании договора о расчетах чеками, заключаемого между кредитной организацией и клиентом.
   Чеки, выпускаемые кредитными организациями,  могут применяться в межбанковских  расчетах на основании договоров,  заключаемых с клиентами, и межбанковских соглашений о расчетах чеками в соответствии с внутрибанковскими правилами проведения операций с чеками, разрабатываемыми кредитными организациями и определяющими порядок и условия использования чеков.
   Межбанковское соглашение о расчетах чеками может предусматривать:
- условия  обращения чеков при осуществлении  расчетов;
- порядок  открытия и ведения счетов, на  которых учитываются операции  с чеками;
- состав, способы и сроки передачи информации, связанной с обращением чеков;
- порядок  подкрепления счетов кредитных организаций - участников расчетов;
- обязательства  и ответственность кредитных  организаций - участников расчетов;
- порядок  изменения и расторжения соглашения.
    Внутрибанковские правила проведения  операций с чеками, определяющие порядок и условия их использования, должны предусматривать:
- форму  чека, перечень его реквизитов (обязательных, дополнительных) и порядок заполнения  чека;
- перечень  участников расчетов данными  чеками;
- срок  предъявления чеков к оплате;
- условия  оплаты чеков;
- ведение  расчетов и состав операций  по чекообороту;
- бухгалтерское  оформление операций с чеками;
- порядок  архивирования чеков.
   Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее - банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее - исполняющий банк) произвести такие платежи.
   Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.
   Банками могут открываться следующие  виды аккредитивов:
- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
- отзывные  и безотзывные (могут быть подтвержденными).
   При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.
   Отзывным является аккредитив, который  может быть изменен или отменен  банком-эмитентом на основании  письменного распоряжения плательщика  без предварительного согласования  с получателем средств и без  каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.
   Условиями аккредитива может  быть предусмотрен акцепт уполномоченного  плательщиком лица. Получатель средств  может отказаться от использования  аккредитива до истечения срока  его действия, если возможность  такого отказа предусмотрена условиями аккредитива. Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором отражаются следующие условия:
- наименование  банка-эмитента;
- наименование  банка, обслуживающего получателя  средств;
- наименование  получателя средств;
- сумма  аккредитива;
- вид  аккредитива;
- способ  извещения получателя средств  об открытии аккредитива;
- способ  извещения плательщика о номере  счета для депонирования средств,  открытого исполняющим банком;
- полный  перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств;
- сроки  действия аккредитива, представления  документов, подтверждающих поставку  товаров (выполнение работ, оказание  услуг), и требования к оформлению  указанных документов;
- условие  оплаты (с акцептом или без акцепта);
- ответственность  за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.
   Плательщик представляет обслуживающему  банку аккредитив на бланке формы 0401063.
   Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика.
   Инкассовые поручения применяются:
1) в  случаях, когда бесспорный порядок  взыскания денежных средств установлен  законодательством, в том числе  для взыскания денежных средств  органами, выполняющими контрольные функции;
2) для  взыскания по исполнительным  документам;
3) в  случаях, предусмотренных сторонами  по основному договору, при условии  предоставления банку, обслуживающему  плательщика, права на списание  денежных средств со счета  плательщика без его распоряжения.
   Инкассовое поручение составляется  на бланке формы 0401071.
   Инкассовые поручения на взыскание  денежных средств со счетов, выставленные  на основании исполнительных  документов, принимаются банком  взыскателя с приложением подлинника  исполнительного документа либо его дубликата.
   Банки не принимают к исполнению  инкассовые поручения на списание  денежных средств в бесспорном  порядке, если прилагаемый к  инкассовому поручению исполнительный  документ предъявлен по истечении  срока, установленного законодательством.
   Банки, обслуживающие должников  (исполняющие банки), исполняют поступившие  инкассовые поручения с приложенными  исполнительными документами либо, при отсутствии или недостаточности  денежных средств на счете  должника для удовлетворения  требований взыскателя, делают на исполнительном документе отметку о полном или частичном неисполнении указанных в нем требований в связи с отсутствием на счете должника денежных средств и помещают инкассовое поручение с приложенным исполнительным документом в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок". Инкассовые поручения исполняются по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.
   Инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право бесспорного списания. 

Схема документооборота при расчётах аккредитивом

1.Заключение  договора, предусматривающего аккредитивную  форму расчета;
2.
   Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа — векселя, представляющего из себя ценную бумагу. Вексель — это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника оплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные. В вексельном обращении могут участвовать как граждане РФ, так и юридические лица РФ. Векселя в бездокументарной форме запрещены.
   Простой вексель-представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств или его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской.
   Переводной вексель -это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу. В отличие от простого, в переводном векселе участвуют не два, а, как минимум, три лица:
- векселедатель (трассант), выдающий вексель;
- плательщик (трассат), к которому обращен  приказ произвести платеж по  векселю;
- векселедержатель (ремитент) — получатель платежа  по векселю.
   Переводной вексель обязательно должен быть акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцептант переводного векселя, так же как векселедатель простого векселя, является главным вексельным должником, он несет ответственность за оплату векселя в установленный срок. Акцепт отмечается в левой части лицевой стороны векселя и выражается словами «акцептован», «принят», «заплачу» и т. п. с обязательным проставлением подписи плательщика. Вексель является строго формальным документом. Он содержит перечень обязательных реквизитов. Отсутствие хотя бы одного из них лишает вексель юридической силы. К обязательным вексельным реквизитам относятся:
- вексельная  метка, т. е. включение слова  «вексель» не только в название, но и в сам текст документа;
- место  и время составления векселя (день, месяц и год составления);
- обещание  уплатить определенную денежную  сумму;
- указание  денежной суммы цифрами и прописью (исправления не допускаются);
- срок  платежа
- место  платежа;
- наименование  того, кому или приказу кого  должен быть совершен платеж;
- подпись  векселедателя (проставляется им  собственноручно рукописным путем).
   Банковская карта — это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. С ее помощью можно оплатить покупку в торговой сети и снять наличные деньги со счета.
   Основные правила выпуска и  применения банковских карт в  Российской Федерации регулируются  «Положением о порядке эмиссии  кредитными организациями банковских  карт и осуществления расчетов  по операциям, совершаемым с  их использованием». Как правило, участниками платежной системы на основе банковских карт являются:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.