На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Факторы, способствующие становлению современного Египта. Общие сведения о Египте. Общая характеристика ресурсного сектора. Нефтегазовая промышленность. Энергетика. Нил. Сельское хозяйство. Население. Занятость. Уровень жизни.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 08.06.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
    Содержание.
    Введение. 3
    I. ГЛАВА. Факторы, способствующие становлению современного Египта. 4
      I.I. Общие сведения о Египте. 4
      I.II. Общая характеристика ресурсного сектора. 4
        I.II.I. Нефтегазовая промышленность. 4
        I.II.II. Энергетика. 5
        I.II.III. Нил. 7
        I.II.IV. Сельское хозяйство. 8
      I.III. Население. 8
        I.III.I. Занятость. 9
        I.III.II. Уровень жизни. 11
    II. Глава. Современный Египет. 12
      II.I. Экономика. 12
      II.II. Промышленность. 13
      II.III. ВТО. 14
      II. IV. Финансы и банковская система. 16
      II.V. Экономические отношения с соседями. 18
      II.VI. Экономические связи с Россией. 22
      II.VII. Инвестиции. 32
    Заключение. 35
    Список литературы. 36
    Приложение. 37

Введение.

Египет - это одна из стран третьего мира. Бытует мнение, что такие страны в современном мировом распределении труда не играют практически никакой роли. Считается, что такие страны служат сырьевым придатком для развитых государств, а также они являются поставщиком дешевой рабочей силы. Так же Египет известен, как один из наиболее популярных туристических центров.

Я в своей курсовой работе постаралась опровергнуть стереотипы и показать, что Египет - это полноправный член системы мирового разделения труда. И занимает в ней не последнее место.

Эта тема кажется мне достаточно актуальной, так как Египет встал на новый путь развития, и, возможно, в будущем будет занимать значительную позицию в мировой экономике.

Для написания своей курсовой работы я использовала ресурсы интернета. Я ознакомилась с сайтами, как и официальных египетских организации, так и зарубежных, в том числе российских. Точки зрения разных источников не расходятся, поэтому для написания своей работы я использовала как те, так и другие.

В своей работе я ставила следующие цели: рассмотреть факторы становления современного Египта, а значит понять причины нынешнего положения дел; выявить место Египта в мировой экономике. Отсюда следуют следующие задачи:

1. ознакомиться с факторами становления Египта;

2. рассмотреть ресурсные возможности страны;

3. выяснить социальную обстановку;

4. выявить наиболее важные черты современного Египта;

5. ознакомиться с экономикой страны;

6. выявить наиболее важных партнеров;

7. понять роль инвестиций.

Тема моей курсовой работы, кажется мне очень интересной, так как у меня, как и всех людей страны Африки вызывают одинаковые ассоциации, это бедность. И кажется, что такие страны не могут занимать достойного места в мировой экономике, а могут лишь быть сырьевым придатком более сильных государств. Я хотела выяснить, это стереотип или правда.

I. ГЛАВА. Факторы, способствующие становлению современного Египта.

I.I. Общие сведения о Египте.

Арабская республика Египет (АРЕ) -- ключевая страна Арабского Востока, обладает значительным экономическим потенциалом и трудовыми ресурсами. Расположена на северо-востоке Африки и частично в Азии (Синайский полуостров). Граничит с Израилем, Палестинской национальной автономией (сектор Газа), Суданом и Ливией. На севере омывается водами Средиземного моря, на востоке -- Красного моря. Площадь 1001,4 тыс. км2. По территории Египта проходит Суэцкий канал (173 км) -- кратчайший морской путь из Средиземного моря в Индийский океан. Столица: город Каир. Порты: Александрия, Асуан, Асьют, Порт-Саид, Суэц, Думьятт, Мерса-Матрух, Бур-Сафага, Эль-Гурдака. Численность населения 74,72 млн. чел. ( данные на 2003 год).

Египет является республикой. Конституция принята в 1971. Глава государства -- президент. Законодательный орган -- однопалатное Народное собрание. Исполнительная власть принадлежит президенту, который формирует Совет министров и назначает премьер-министра. Территория АРЕ делится на 26 мухафаз (губернаторств) school807.narod.ru

.

Почти вся территория Египта лежит в зоне тропических пустынь. Рельеф большей части страны -- плато с преобладающими высотами от 300 до 1000 м (в пределах Ливийской, Аравийской и Нубийской пустынь). Поверхность плато постепенно повышается на восток до 2187 м и обрывается к Красному морю и Суэцкому заливу. На востоке -- Синайский полуостров. Большую его часть занимает пустынное плато Эт-Тих. На юге полуострова расположены горы, в т. ч. самая высокая точка Египта -- гора Гебель-Катрин (2637 м). Между обрывистыми плато Ливийской и Аравийской пустынь -- долина Нила (длина в пределах Египта около 1200 км, ширина на севере до 25 км, на юге -- 1--3 км). На северо-западе -- низменности с понижениями, иногда лежащими ниже уровня моря (самая большая -- впадина Каттара). Климат узкой прибрежной полосы вдоль Средиземного моря -- субтропический, на остальной территории страны -- пустынный тропический. Воздух здесь исключительно сухой, круглый год малооблачно, осадки выпадают очень редко. Для всей территории Египта характерны значительные суточные колебания температуры воздуха. На юге в год выпадает около 3 мм осадков, на севере -- до 200 мм. Особенностью весеннего периода являются юго-восточные горячие и сухие ветры, дующие из пустыни, -- «хамсин». Единственная река -- Нил.

I.II. Общая характеристика ресурсного сектора.

Приблизительно 96 процентов территории Египта - пустыня. Недостаток лесов, лугов и пастбищ увеличивают нагрузку на пахотные земли, которые составляет приблизительно 3 процента территории страны. Есть природные ископаемые. В стране ведется добыча нефти, фосфатов, марганца, железной руды. Так же имеются разведанные запасы хрома, урана и золота.

I.II.I. Нефтегазовая промышленность.

Нефтегазовая промышленность является одной из ведущих отраслей. В ней занято 57 тыс. человек. По состоянию на янв. 1998 г. разведанные запасы нефти в АРЕ оценивались в 3,8 млрд. баррелей, а газа и газового конденсата -- 27,6 трлн. куб. футов. Общие запасы этих продуктов в пересчете на нефть составляли 1090 млн.т.

Основные районы добычи нефти -- Суэцкий залив, Западная пустыня, Синай, Восточная пустыня, шельфы Средиземного моря.

Все 8 действующих НПЗ принадлежат госкомпаниям: Alexandria Petroleum, Ameria Petroleum Refining, Assyout Petroleum Refining, Cairo Petroleum Refining (заводы в Каире и Танте), Suez Petroleum Procesing, El Nasr Petroleum. Их мощность оценивается в 30 млн.т. в год. www.economy.gov.eg

Газодобывающая промышленность. Добыча природного газа относится к одному из наиболее быстро развивающихся секторов экономики. Объем добычи газа составляет более 16 млрд.куб.м. в год.

С открытием новых месторождений на побережье Средиземного моря (дельта Нила) и в Западной пустыне разведанные запасы природного газа значительно увеличились. Подтвержденные запасы газа АРЕ оцениваются в 810 млрд. куб.м. Дельта Нила уже в течение продолжительного времени рассматривается как газовый бассейн крупного значения. Главным производителем газа в АРЕ является International Egyptian Oil (IEOC), созданная с участием итальянской ENI. В сотрудничестве с американской Amoco, IEOC в первую очередь направляет свои усилия на исследования и обустройство месторождений природного газа в районе дельты Нила. Предполагается, что добыча газа на этом месторождении может достигнуть 56,6 млрд.куб.м. в год и что газ будет потребляться на местном рынке.

Весьма перспективными считаются месторождения в Западной пустыне: «Обейд» и «Халида». Месторождение «Халида» (участок «Салям») должно давать до 5,5 тыс.куб.м. в день.

В 1996 году был разработан план сооружения «Трубопровода мира» для транспортировки газа в Израиль. Согласно проекту, трубопровод должен взять начало в Порт-Саиде и, проходя по палестинским территориям, закончиться в Израиле. Возможно его продолжение в Ливан и ответвление в Иорданию. Согласно первоначальным соглашениям, по трубопроводу, начиная с 1999 года, в Израиль должно было транспортироваться 2-2,4 млрд.куб.м. газа в год. Кроме политических причин, реализация проекта строительства «Трубопровода мира» отложена еще и из-за сложностей в согласовании цен на газ и недостаточной развитости израильской газораспределительной сети.

О транспортировке нефти и газа по территории АРЕ. Благодаря своему географическому положению, Египет играет стратегически важную роль в вопросе транспортировки нефти и газа из Персидского залива в Европу.

За последние годы доходы египтян от прохода Суэцкого канала нефтеналивными судами снизились, так как альтернативный трубопроводный транспорт и морской маршрут вокруг мыса Доброй Надежды стали пользоваться относительно большой популярностью.

I.II.II. Энергетика.

Удельный вес энергетики в производстве ВВП составляет примерно 1,8%. Производство электроэнергии равнялось 62,7 млрд.квт.ч. (19,1% было выработано гидроэлектростанциями, в основном ГЭС Высотной Асуанской плотины, и 80,9% -- тепловыми станциями), 4% электроэнергии было потреблено в сельском хозяйстве и более 42% -- в промышленности.

Рост потребности в электроэнергии в АРЕ составляет 5-7% в год. В целях обеспечения необходимых средств, правительство прорабатывает планы частичной приватизации электроэнергетической отрасли, расширения иностранных инвестиций.

Для более динамичного расширения производственных мощностей правительство планирует использовать схему «строительство-владение-управление-передача» (BOOT, Build-Own-Operate-Transfer). Финансирование по этой схеме позволяет сооружать электростанции и другие объекты инфраструктуры без увеличения внешней задолженности, так как частные инвесторы получают возможность компенсировать затраты на строительство объектов, владея и управляя ими в течение фиксированного периода времени. По истечении этого периода объект передается в собственность государства. Первый проект, сооружение которого производится по такой схеме, это ТЭС в Сиди Керир.

Также планируется реализовать проект объединения сетей Египта, Иордании, Сирии, Турции и Ирака. Название проекта -- Five Country.

Ежегодно в строительство новых и в развитие ранее построенных энергетических объектов инвестируется около 1,6 млрд.долл. Значительные суммы выделяются международными финансовыми организациями, а также в рамках оказания экономической помощи Египту со стороны США. За последние 15 лет американские вложения в энергетическую область составили 1,9 млрд.долл.

Основу гидроэнергетики АРЕ составляет Асуанский гидроэнергетический комплекс, сооруженный при экономическом и техническом содействии СССР. Первые три агрегата комплекса пущены в 1967 г., подписание декларации о сдаче ГЭС в эксплуатацию состоялось 15.01.1971 г. Кроме того, принято решение о строительстве в течение 5 лет пятой ГЭС на Ниле. Ожидаемая производительность 41 млн. квт.ч. в год. С использованием опыта западноевропейских стран, в АРЕ начато проектирование принципиально новой гидроаккумулирующей ГЭС в районе Суэцкого залива.

Нетрадиционная энергетика (ветросиловая, солнечная, мини-энергетические установки и др.). Большие перспективы в отдаленных и быстроразвивающихся районах страны имеет использование нетрадиционных возобновляемых источников получения электроэнергии. На территории губернаторства Kpacнoe море, в районе крупного центра водного туризма Хургада, в 1994 году при техническом содействии германской компании «Вентис» были пущены в эксплуатацию 30 ветросиловых энергетических установок германского и, частично, египетского производства, мощностью 100 квт. каждая.

В декабре 1997 года египетское правительство провело международную конференцию по итогам выполнения I этапа программы экономии электроэнергии в стране и развития нетрадиционных, альтернативных способов получения электроэнергии с использованием энергии солнца и ветра. Международные участники отметили значительный прогресс АРЕ в этой области и выразили готовность финансировать работы по получению энергии из альтернативных источников. Африканский банк развития выделил на эти цели 2 млн.долларов. Сооружение в Хургаде экспериментальной солнечной опреснительной установки мощностью в 300 тыс. л. воды в сутки финансирует ЕС.

Определенное место в энергобалансе страны будут занимать мини-ГЭС, то есть станции, использующие для производства электроэнергии малые перепады воды. Так, в районе водопадов оазиса Фаюм с помощью французских и китайских компаний предполагается соорудить 6 мини-ГЭС, которые позволят вырабатывать более 20 млн.квт.ч. электроэнергии.

Атомная энергетика. В конце 50-х гг. при техническом содействии СССР был создан исследовательский атомный центр (АИЦ) в Иншасе (пригород Каира). Советские организации поставили и пустили в эксплуатацию легководный реактор. Затем, после длительного перерыва, вызванного известными политическими разногласиями между нашими странами, уже в конце 80-х годов советские организации в счет взноса СССР в МАГАТЭ приняли участие в создании комплекса по очистке радиоактивных отходов АИЦ Иншаса. В АИЦ Иншаса при содействии Аргентины построен и запущен в эксплуатацию ядерный реактор бассейнового типа на обычной воде мощностью 22 мвт. (тепловых) стоимостью 350 млн.ф. На церемонии сдачи реактора в эксплуатацию 31 января 1998 года присутствовал президент Аргентины.

После преодоления чернобыльского синдрома единственным препятствием для полномасштабной реализации национальной ядерной программы Египта являлась внешнеполитическая кампания, направленная на то, чтобы склонить Израиль к подписанию Соглашения о нераспространении ядерного оружия и установлению контроля МАГАТЭ за национальными ядерными программами. Не добившись успеха в давлении на Израиль, египетское политическое руководство приступило к ускорению реализации программы развития ядерной энергетики. Правительством Египта рассматривается вопрос о строительстве первой промышленной АЭС мощностью 900 мвт. на подготовленной площадке на побережье Средиземного моря. С целью обеспечения безопасности ядерных объектов страны, а также для контроля уровня радиации в соседних странах, в Египте уже развернуто 32 станции слежения за радиоактивной обстановкой, объединенные в единую автоматизированную сеть.

I.II.III. Нил.

Река Нил - это главная питательная артерия страны. Она находится в постоянной эксплуатации. Так же постоянно вводятся все новые и новые проекты по увеличению отдачи от использования ресурсов Нила. В связи с такой мощной эксплуатацией река постепенно начинает истощаться.

Следует отметить «Нильский манифест», опубликованный в феврале 1996 году в Женеве, содержащий аналитические данные об угрожающем Нилу высыхании в течение 20 лет, что, как считают авторы «Манифеста», приведет к дальнейшему опустыниванию Египта, Судана, Эритреи и северо-западной части Эфиопии. Также говориться, что в ближайшем будущем потребности Египта и Судана в нильской воде возрастут, и даже при наличии доброй воли и сотрудничества между странами бассейна, для реализации планируемых ирригационных проектов объема водных ресурсов Нила будет недостаточно.

Отмечая «катастрофический» недостаток внимания к проблеме рационального распределения вод Нила со стороны государств бассейна «перед лицом грядущей засухи», в «Манифесте» указывается, что чистоте нильской воды угрожают экологически несовершенные каирские системы очистки сточных вод и контроля за состоянием вод Нила. В «Манифесте» также отмечается, что существует большая вероятность возникновения острого конфликта между Суданом, Эфиопией и Эритреей, предотвратить который может только объединение международных усилий под эгидой ООН, направленных на решение проблемы возрастающего дефицита водных ресурсов.

О реализации ирригационного проекта «Салям». В рамках данного проекта осуществляется переброска вод Нила на Синай, что позволит оросить 620 тыс. федданов (260 тыс.га) земли по обе стороны Суэцкого канала. На этой территории предполагается расселить 1,5 млн.человек.

Стержнем всего комплекса является канал «Салям», который берет свое начало в районе Дамиетты, проходит по четырем водоводам под Суэцким каналом и затем направляется в северную часть Синайского полуострова. Общая протяженность канала должна составить 242 км., из которых 155 км. -- на Синае. Осуществление проекта затянулось. Использованию орошаемых земель мешает засоленность многих из них. Для исправления положения требуются дополнительные расходы. www.middleeast.org.ua

Эта проблема, актуальная для всего мира (1,4 млрд.человек испытывают нехватку воды, пригодной для питья, а к 2025 г. это число увеличится до 4 млрд.), имеет особое значение для АРЕ и других арабских стран с учетом специфики их климатических и природных условий. Потребление воды на душу населения в арабском мире возросло во второй половине XX века в 4 раза, при этом число жителей увеличилось в 3 раза. Все большее количество воды требуется для освоения и орошения земель, развития производства. Все это при ограниченности водных запасов арабских государств может уже в близкой перспективе резко обострить проблему водоснабжения в регионе, превратив ее в источник конфликтов и потрясений.

Данная тема всесторонне обсуждалась в августе 1998 г. в Каире на конференции по водным ресурсам, на которой присутствовало 300 официальных представителей и экспертов из 15 арабских стран.

I.II.IV. Сельское хозяйство.

В сельском хозяйстве АРЕ занято 5 млн. чел. В среднем на трех фермеров приходится 1 га обрабатываемых земель. Возделываются пшеница, кукуруза, рис, бобы, хлопок, сахарный тростник, овощи и фрукты. Несмотря на то, что для сельского хозяйства пригодно всего 3% (14,5 млн. феданов) земли, его доля в товарной структуре египетского экспорта составляет 20%.

Выращивание сахарного тростника, риса и отдельных сортов хлопка осуществляется под контролем государства. В 1994г. правительство отменило все субсидии на удобрения, семена и на борьбу с вредителями, однако электричество для сельскохозяйственных нужд предоставляется по сниженным тарифам. Работы по ирригации и дренажу осуществляются за счет государства.

АРЕ является крупнейшим в мире импортером продовольствия. Так, в страну ежегодно поступает 6,5 млн.т. пшеницы.

Разведением крупно-рогатого скота занимаются в основном мелкие фермеры. Поголовье стабильно и составляет 6,2 млн. голов. После отмены государственных субсидий на корма в 1990г. ситуация стала ухудшаться. В птицеводстве положение несколько лучше, хотя также зависит от импортных поставок. В 1997г. был снят 9-летний запрет на импорт мяса птицы, в то же время для защиты местного производителя была введена импортная пошлина в 80%.

Доля в ВВП сельского хозяйства за последние 10 лет снизилась с 20 до 15,7%, а процент занятой в нем рабочей силы -- с 50 до 29,5%.

Наиболее динамично развивается растениеводство (71% сельскохозяйственной продукции). Далее идут животноводство (21,8%), рыболовство и рыбоводство (7,1%). Важнейшими сельскохозяйственными культурами являются хлопок, особенно длинноволокнистые сорта, пользующиеся спросом на мировых рынках (400 тыс.т.), пшеница (5,9 млн.т.), кукуруза (5,8 млн.т.), рис (4,9 млн.т.), овощи (17,1 млн.т.), в том числе лук (1,4 млн.т.). www.egyptagro.com

Наибольшей проблемой в этой отрасли является нехватка пригодных для сельскохозяйственной обработки земель, составляющих всего около 1% территории страны. Климатические условия и наличие воды для орошения, накапливаемой в водохранилище Асуанской плотины, позволяют на одной и той же площади собирать 2, а то и 3 урожая в год. Коэффициент использования обрабатываемых земель составляет около 1,8. Проблема нехватки сельскохозяйственных земель решается за счет ввода в сельскохозяйственный оборот пустынных земель путем строительства систем искусственного орошения.

Сельское хозяйство АРЕ не в состоянии полностью обеспечить потребности страны в продовольствии. Среднегодовые темпы прироста производства в сельском хозяйстве до недавнего времени отставали от темпов прироста населения, и лишь в 90-х годах тенденция изменилась. Решение продовольственной проблемы во многом осуществляется за счет импорта продуктов питания, ежегодный ввоз которых составляет около 3 млрд.долл.

I.III. Население.

Население: 63,8 млн.человек (1998 год), включая 3-3,5 млн. египтян, работающих за границей. Большинство населения -- мусульмане-сунниты, 10% -- христиане, преимущественно копты. Египетские арабы, бедуины и берберы составляют 99% населения, греки, нубийцы, армяне и другие европейцы (преимущественно итальянцы и французы) вместе составляют 1%. 94% верующих -- мусульмане-сунниты, коптские христиане и другие общины -- 6%. Нубийцы -- народ нило-сахарской группы -- сохраняют клановую структуру общества. Кроме нескольких племен неарабского происхождения, пустыни Синая населяют кочевые племена -- выходцы из Аравии. Южная часть Восточной пустыни заселена кочевыми племенами беджи. Жители Западной пустыни --- потомки от браков арабского и берберского населения. Население оазисов Западной пустыни первоначально было берберским, однако имеются небольшие группы арабского, турецкого, суданского и даже негритянского происхождения. Со второй половины 19 в. европейцы, главном образом французы, итальянцы и англичане, играли значительную роль в верхних слоях общества. Наибольшая численность наблюдалась в 1920-е годы (200 тыс. человек). После обретения независимости численность европейцев резко сократилась. Официальный язык -- арабский, но французский и английский широко распространены. Городское население 45%. Плотность населения 74,6 чел./км2.(см. приложение, рис.1) Темпы прироста населения: 2,1% (1,3 млн.чел. в год).

I.III.I. Занятость.

Общая социально-экономическая отсталость страны, большая численность и плотность населения наряду с ограниченностью природных ресурсов создают ситуацию, при которой огромные массы жителей лишены возможности трудиться, становясь изгоями общества.

В Египте весьма трудно выявить границу между реальной и псевдозанятостью. Здесь особенно распространена скрытая безработица. Речь идет о лицах, которые формально считаются трудоустроенными, но получают от своей «деятельности» самые мизерные, чисто символические доходы (многие уличные торговцы, занимающиеся в действительности попрошайничеством, массы людей, перебивающихся случайными заработками, и т.п.).

При Насере, начиная с 1960 года, среднегодовой уровень безработицы опустился, согласно официальным данным, до отметки 2-3% по отношению к общей численности самодеятельного населения. Аграрная реформа, индустриализация страны способствовали созданию рабочих мест. «Разбухал» госаппарат, расширение штатов на предприятиях общественного сектора выходило за рамки производственной необходимости, выпускникам вузов и уволенным из вооруженных сил в обязательном порядке предоставлялась работа и т.п. Это, естественно, негативно сказывалось на производительности труда и уровне зарплаты.

С первой половины 70-х годов, с пересмотром «социалистических» преобразований Насера и переходом к политике «открытых дверей», безработица увеличилась до 7%. Ее рост мог бы стать еще более значительным, если бы не было «бума» в строительном секторе (на его долю приходилось тогда 22% новых рабочих мест) и массового отъезда египтян на заработки в нефтедобывающие государства Аравийского полуострова и Персидского залива (до 10-15% общего количества рабочей силы АРЕ).

После 1985 года, когда началось замедление темпов прироста ВВП, показатели в области занятости продолжали ухудшаться. И успешный в целом ход экономических реформ в АРЕ в 90-е годах не остановил пока эту тенденцию.

В конце 1998 года было официально зарегистрировано 1,7 млн.чел., не имеющих работы. Их удельный вес в составе самодеятельного населения поднялся, таким образом, до 10% (эксперты МОТ называют 13%). Фактически же безработица, включая ее скрытые формы, охватывает, по некоторым оценкам, более 8 млн.человек.

В периферийных районах уровень безработицы нередко в 2-2,5 раза выше, чем, например, в Каире. Среди египтян в возрасте 20-25 лет около 40% не могут найти работу (в других возрастных группах данный процент заметно ниже). Особенно сложно сделать это лицам, впервые предлагающим свои услуги на рынке труда. С проблемой занятости сталкиваются не только люди с низким уровнем образования, но и выпускники вузов (не имеют работы около 12% их общего числа). Среди женщин безработица в 2 раза выше, чем среди мужчин.

Наличие огромного количества «лишних людей» препятствует развитию производительных сил страны, тормозит модернизацию производства, отвлекает значительные средства от экономического, социального и культурного строительства. Увеличение безработицы негативно отражается на оплате труда и уровне жизни: к середине 90-х годов средняя реальная зарплата в АРЕ снизилась на треть по сравнению с 1985 годом (несмотря на то, что объемы производства и производительность труда в этот период имели тенденцию к росту). Боязнь потерять место нередко вынуждает рабочих и служащих в частном секторе отказываться от вступления в профсоюз, что делает их бесправными. На многих египетских частных предприятиях профсоюзы отсутствуют вообще.

В ходе реформ должен уменьшиться наполовину персонал находившихся в руках государства компаний, который до начала приватизации насчитывал 1,1 млн. человек. Увольнения уже затронули более 200 тыс. человек и натолкнулись на сопротивление рабочих и служащих. Для «мягкого» решения этой проблемы -- путем досрочного выхода на пенсию одних (с единовременной компенсацией в размере 12-35 тыс.ф.) и переучивания других сокращаемых -- требуется 11 млрд.ф. (3,24 млрд.долл.), которые еще предстоит изыскать.

Не оправдываются до настоящего времени расчеты египетского руководства на то, что поощряемый правительством частный капитал обеспечит наращивание количества рабочих мест и тем самым компенсирует сокращение занятости в госсекторе. Инвестиции частного сектора увеличились до 65% от общего объема капиталовложений (по сравнению с 30% в начале 80-х гг.). Но значительная часть средств, которыми владеют предпринимательские круги, направляется не на производственные нужды, а на торгово-спекулятивные операции, скупку недвижимости, приобретение предметов роскоши и т.п. Пересмотр аграрной реформы времен Насера и вытеснения арендаторов с земельных участков, которые они обрабатывали долгие годы, лишает источников существования примерно 1 млн. сельских жителей.

Все последние годы сокращаются возможности египтян трудоустроиться вне страны. Число египтян на заработках за рубежом превышает 3 млн.человек (3/4 из них -- в арабских странах). И раньше были случаи, когда устроившимся на работу за границей приходилось возвращаться домой раньше срока. Кризис 1990-91 годов в Персидском заливе вынудил сделать это 450 тыс. египтян. Сейчас основные «работодатели», в связи с падением цен на нефть, стремятся укомплектовывать штаты преимущественно собственными национальными кадрами; взят курс на замену египтян (и других неместных арабов) более дешевой рабочей силой. Египетским гражданам становится все труднее «обосноваться» и в Европе (их число в этом регионе составляет 350-400 тыс.). МИД АРЕ подготовил в конце 1998 года доклад, рекомендующий правительству предпринять усилия для расширения трудоустройства египетских рабочих и служащих в странах Черной Африки в качестве альтернативы арабскому и европейскому направлениям.

Каковы же перспективы в деле обеспечения занятости в Египте? В целом они выглядят пока не слишком обнадеживающими. По официальным оценкам, чтобы остановить нынешние негативные тенденции на рынке труда, необходимо ежегодно создавать не менее 500 тыс. новых рабочих мест. Некоторые эксперты называют более высокую цифру -- 700 тыс. Но даже для достижения рубежа, обозначенного властями, ВВП должен возрастать не менее, чем на 7% в год. Однако на деле увеличение ВВП оказалось ниже намеченного. Для реализации заявленных правительством планов ускорения экономического развития надо поднять суммарный уровень инвестиций с нынешних 20% до, как минимум, 26% ВВП. Не менее важно обеспечить надлежащее повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки рабочей силы. Современное производство, на которое должен ориентироваться Египет, не может «абсорбировать» малограмотных людей, преобладающих сейчас на рынке труда (почти 50% населения не умеет читать и писать). Модернизация системы образования также связана с крупными финансовыми затратами.

I.III.II. Уровень жизни.

Площадь Египта составляет 1001,4 тыс.кв.км, 95% которых занимают пустыни. Под хозяйственные цели используется 35,2 тыс.кв.км.

Население АРЕ в 2003г. увеличилось на 1 млн. человек и на 1 январь 2004года достигло 70,2 млн. человек, включая 2,9 млн. египтян, проживающих за границей, из которых 1,9 млн. временно выехали из страны для работы за рубежом. Темпы естественного прироста населения снижаются - в 2003г. они уменьшились до 1,9%. На мужчин приходится 51% населения. По прогнозу Центрального агентства мобилизации и статистики, население Египта к 2029году удвоится и составит 123 млн. человек.

Египетское законодательство признает трудоспособным лицо, которое достигло 15-летнего возраста. Численность трудоспособного населения АРЕ на 1 январь 2003года превысила 20 млн. человек. Число постоянно занятых составило 18 млн. человек. Несмотря на то, что, по оценке экспертов МВФ, реальные потребности государственного сектора экономики АРЕ в рабочей силе не превышают 0,6 млн. чел., в нем занято 6 млн.чел.

Число безработных - 2 млн.человек. К временной и сезонной работе в 2003г. привлекался 1 млн. человек, в том числе - 0,3 млн. детей в школьном возрасте для уборки хлопка. Через биржи труда в 2003г. был трудоустроен 1 млн. человек, в том числе 0,8 млн. выпускников учебных заведений. В 2004году правительство планирует трудоустроить 0,6 млн. человек.

На детей в возрасте до 15 лет приходится 37% населения страны. Египтяне в возрасте от 15 до 40 лет составляют 41% населения, от 40 до 60 лет - 16% и старше 60 лет-6%. Продолжительность жизни мужчин в Египте в 2003году достигла 68 лет и женщин - 72 лет. Среднестатистическая египетская семья состоит из 5 чел.

В дельте Нила живет и работает 97% населения Египта. Плотность населения в этом районе считается одной из самых высоких в мире. В Каире этот показатель составляет 32 тыс. человек на 1 кв. км.

Одной из трудно разрешимых проблем Египта считаются вопросы, связанные с состоянием окружающей среды. 80% промышленных сточных вод сбрасываются в окружающую среду без какой-либо очистки. Полной и частичной очистке подвергается только 20% сточных вод. Египетская промышленность выбрасывает 10 тонн летучих отходов в минуту. Содержание окиси свинца и кадмия в каирском воздухе в 8 раз превышает допустимый уровень.

В Каире проживает 7,5 млн. человек, в провинции Гиза, относимый египтянами к так называемому большому Каиру - 5,4 млн. человек и в Александрии - 3,6 млн. человек.

Уровень зарплаты неквалифицированного рабочего составляет 300 ег.ф., квалифицированного-600 ег.ф. в месяц (50 и 100 долл.). На уборке хлопка ставка составляет 15 ег.ф. за двое суток при 12-часовом рабочем дне.

Несмотря на то, что 40 млн. человек страны живет бедно или находится за чертой бедности, внутриполитическое положение в египетском обществе относительно стабильно. Это объясняется отлаженной системой подавления любого проявления социального недовольства и сохранением в стране чрезвычайного положения, введенного в 1981году после убийства мусульманскими террористами египетского президента А.Садата.

В марте 2003года связи с началом боевых действий в Ираке жители Каира провели несколько массовых демонстраций протеста у американского и британского посольств, в ходе которых полиция не обеспечила контроля событий. На городских улицах были сожжены несколько автомобилей. После этого все митинги протеста в 2003года проводились на центральном стадионе в одном из новых районов Каира Наср-сити. Не санкционированные властями демонстрации и митинги запрещены.

II. Глава. Современный Египет.

II.I. Экономика.

По численности населения АРЕ занимает 1 место среди арабских стран, а по развитию экономики уступает только Саудовской Аравии (см. приложение, таблица 1).

Согласно данным Всемирного Банка, среднегодовые темпы роста ВВП, достигшие в 1999г. 6%, несколько понизились и в 2000г. составили 3,2%. Объем ВВП, по данным Министерства пранирования АРЕ, в 2001 году составил 343,3 млрд. ег. фунтов, т.е. увеличился на 21 млрд. ег. фунтов по сравнению с 2000г. В то же время необходимо отметить, что в течение последних двух лет ЦБЕ дважды повышал официальный обменный курс египетского фунта, который в настоящее время составляет 4,62 ег. фунта за 1 доллар США. Рост потребительских цен в 2000г. составил 2,7%.

По официальным данным, безработица составляет 7,4%, по оценкам независимых экспертов - 15-25%. Минимальная зарплата составляет 25 долл. в месяц при 42-часовой рабочей недели. 20-30% населения живут за чертой бедности. www.sis.gov.eg

Формирование валютных резервов, запасы которых сократились с 18,7 млрд. долл. в 1997г. до 13,2 млрд. долл. в 2000г., происходит главным образом за счет выручки, полученной от экспорта нефти (3,7 млрд. долл.), доходов от эксплуатации Суэцкого канала (2 млрд. долл.), денежных переводов египтян, работающих за границей (3 млрд. долл.), и доходов от туризма (4,3 млрд. долл.). Сокращение валютных резервов страны вызвано отчасти снижением доходных поступлений из данных источников на общем фоне замедления темпов развития мировой экономики, отчасти из-за массивных валютных интервенций ЦБЕ по поддержанию курса национальной валюты, в результате которых египетский фунт «спасти» так и не удалось, хотя темпы инфляции в стране были замедлены.

Согласно данным МВФ, дефицит платежного баланса в 2000г. составил 971 млн. долл.

По данным Всемирного Банка, внешняя задолженность АРЕ в 1999 году составила 30,4 млрд. долл., т.е. 34% от ВВП, из которых 26,11 млрд. образуют задолженность по средне- и долгосрочным обязательствам, а 4,29 млрд. - задолженность по краткосрочным обязательствам. Проценты, начисленные на всю сумму долга, составили 1,73 млрд. долл.

В начале 90гг. правительство АРЕ для покрытия бюджетного дефицита активно использовало практику внутренних заимствований посредством выпуска казначейских векселей и облигаций. Таким образом, внутренняя задолженность в 2001г. составила 235 млрд. ег. фунтов (67,7 млрд. долл.), т.е. 64% от ВВП. Правительство сократило выпуск казначейских векселей и увеличило срок их погашения, выпустив новую серию государственных казначейский облигаций (ГКО). Первый выпуск ГКО на общую сумму 3 млрд. ег. фунтов с фиксированным доходом в 12% и со сроком погашения через пять лет состоялся в апр. 1995г. После чего, с авг. 1998г. на крупные партии ГКО (500 млн. ег. фунтов) срок погашения был увеличен до 7 лет, а доход снижен до 10%.

Крупнейшим финансовым донором АРЕ являются США. Размер ежегодной экономической помощи составляет 735 млн. долл., военной помощи - 1,3 млрд. долл.. Крупнейшим торговым, партнером АРЕ является ЕС.

В апр. 1999г. правительство АРЕ утвердило план социально-экономического развития страны, расчитанный на 20 лет. Приоритетной задачей является освоение Синая и Южной Долины Западной Пустыни. К 2017г. планируется освоить до 30% площади этих районов (промышленность, сельское хозяйство, инфраструктура). Другой важной задачей является развитие частного сектора экономики, который в дальнейшем будет обеспечивать до 75% всех инвестиций. Планируется также увеличить темпы роста ВВП до 7,6%, ежегодно создавать 550 тыс. новых рабочих мест и увеличить темпы роста в промышленности с 9 до 11%.

Вступление АРЕ во ВТО в июне 1995г., ее участие в зоне свободной торговли Общего рынка стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) с июня 1998 года, подписание соглашения с ЕС о вступлении в ассоциацию, объединяющую страны ЕС и страны Средиземноморского бассейна, а также практика заключения соглашений с отдельными странами о создании зоны свободной торговли, получившая широкое распространение, существенно будут способствовать укреплению и развитию экономики страны.

Строительство. Иностранная финансовая помощь в начале 80гг. при реализации крупных строительстных объектов позволила достичь и сохранить высокие среднегодовые темпы роста в строительстве на уровне более 20%. В июне 2000г., в целях устранения отрицательного эффекта юго-восточного экономического кризиса на экономику АРЕ, правительство приняло первый закон об ипотечном кредитовании.

Все необходимые для капстроительства материалы производятся в АРЕ. Производство цемента в АРЕ составляет 25 млн.т. в год, импорт - 5 млн.т.

20-летняя программа социально-экономического развития страны предусматривает строительство 44 новых городов и населенных пунктов к 2017г. Во вновь освоенные районы Суэцкого канала, северо-западного побережья, Южной Долины, Красного моря. Синайского полуострова, а также районы вблизи озера Насера планируется переселить 6 млн. чел.

Связь и коммуникации. Модернизация, развитие и либерализация рынка телекоммуникационных услуг и его инфраструктуры является одним из основных направлений развития страны. Правительство АРЕ объявило о выделении на эти цели 1,1 млрд. долл. в течение 3 лет.

За последние несколько лет была полностью модернизирована телефонная система. Бурно развивается рынок информационных технологий. В 2000г. инвестиции в эту сферу составили 179 млн. долл. На рынке работают 64 компании, предоставляющие доступ в Интернет. Число пользователей Интернета в 2000г. составило 500 тыс. чел..

Туризм является одним из основных источноков поступлений инвалюты. Однако развитие туризма во многом определяется как политической стабильностью в стране и регионе, так и текущим состоянием экономики в странах, обеспечивающих основной поток туристов в АРЕ. Число туристов из стран Западной и Южной Европы и стран Ближнего Востока в 2001г. составило 4,4 млн. чел. Туризм создает рабочие места для 2,2 млн. египтян.

Среди всех отраслей экономики АРЕ следует выделить 5 наиболее развитых, в которых создается 60% ВВП страны. Это торговля и финансовые услуги (21%), промышленность (20%), сельское хозяйство (16%), транспорт (9%) и строительство (6%).

II.II. Промышленность.

В этой сфере занято 2,5 млн. чел. В последние годы отмечается четкая тенденция к повышению ее удельного веса в экономике АРЕ. В основном это связано с бурным развитием нефте- и газодобывающей промышленности. В настоящее время в государственном секторе отмечается снижение объемов производства, в то время как в частном секторе вследствие проводимых правительством АРЕ процессов приватизации и либерализации - повышение.

Так, 65,5% доли промышленности в ВВП в 2001г. согласно данным министерства экономики и внешней торговли АРЕ была создана в частном секторе. Большинство предприятий частного сектора - это малые предприятия с количеством работников от 15 и меньше. Среди наиболее развитых отраслей промышленности следует выделить пищевую и текстильную промышленность, производство мебели и керамики, фармацевтическую промышленность, металлургическую промышленность и машиностроение.

Основными промышленными товарами являются хлопковая пряжа, шелк, готовая одежда, легковые и грузовые автомобили, автобусы, стиральные машины, промышленные холодильники, аллюминий, цемент, фосфаты, фосфатные и азотные удобрения, мыло.

С начала 70гг., в качестве одной из форм развития промышленности, правительство АРЕ активно занимается созданием новых свободных промышленных зон. В настоящее время на территории АРЕ действуют 7 свободных промышленных зон.

В горнодобыче преобладает добыча сырой нефти, разведанные запасы которой на сентябрь 2001г. составляли 3,75 трл. бар. В 1999г. среднесуточная добыча нефти составила 835 тыс. барелей. Основные месторождения нефти находятся в Западной Пустыне недалеко от ливийской границы, в оффшорной зоне Средиземного моря и на Синайском полуострове. Добыча осуществляется при содействии иностранных компаний и регулируется соглашением о разделе продукции.

Разведанные запасы природного газа, по состоянию на март 2001г., оцениваются в примерно 20 трлн. куб. м., а потенциальные запасы - 40 трлн. куб. м. Для наращивания экспорта нефти правительство АРЕ поощеряет использование природного газа в электроэнергетике. С этой целью оно планирует заключить франчайзинговое соглашение с четырьмя частными компаниями по газификации страны.

Активно ведется работа по созданию «Арабского регионального газопровода» длиной 850 км и стоимостью 700 млн. долл.. Газопровод должен соединить египетский г.Эль Ариш и иорданский порт Акаба в обход Израиля, северную часть Иордании, Сирию и Турцию. Затем из Сирии можно будет пустить газовую ветку в Ливию и на Кипр.

Основные запасы o каменного угля находятся на Синайском полуострове и оцениваются в 50 млн.т.. Однако, вследствие того, что уголь по своему химическому составу бедный, его разработка считается экономически нецелесообразной.

В оазисе Бахария (Западная Пустыня) ведется добыча железной руды, а на Красном море (Бур Сафага и Кусейр) - известняка и фосфатов. Для освоения фосфатного месторождения в Абу Тартур правительство АРЕ приняло решение найти частного инвестора, который должен будет компенсировать ему расходы на освоение месторождения в 1,5 млрд. долл., а также примерно 3 млрд. долл. за создание инфраструктуры.

В АРЕ есть также запасы марганца, золота, цинка, олова, свинца, меди, углекислого калия и урана. Однако удаленность этих месторождений, высокая стоимость работ по их добыче, а также транспортные расходы препятствуют их освоению.

II.III. ВТО.

Египет, являясь членом ВТО, имеет благоприятные, правовые условия для обеспечения доступа своих товаров на внешние рынки и может использовать достаточно эффективный механизм урегулирования торговых споров, который не только дает возможность оспаривать и отменять необоснованные ограничения, но и играет важную превентивную роль, удерживая торговых партнеров от произвольных односторонних действий.

К примеру, Египет может использовать этот механизм ВТО в качестве защиты при проведении антидемпингового расследования в отношении плоского проката и железа, поставляемого Египтом в страны ЕС. Антидемпинговое расследование, проводимое ЕС с 20 12.2001г. в отношении шести стран, включая Египет (6% рынка плоского проката из железа ЕС), инициировано Федерацией Европейских производителей стальной продукции и должно завершиться в апреле 2002г. Как заявил министр внешней торговли Египта Б.Гали, в случае неблагоприятного для Египта хода расследования, будут приняты все необходимые меры для защиты своей продукции от ввода антидемпинговых пошлин. www.idsc.gov.eg

Египет активно использует предоставленный ему, как развивающейся стране, льготный период (до 2005г.) для защиты своих производителей от конкуренции импортных товаров пугем введения повышенных таможенных тарифов и технических барьеров. Так, в феврале 2002г. введен повышенный тариф на импорт готовой одежды. Предполагается, что указанный льготный период будет использован для модернизации национальной промышленности которая сможет выпускать конкурентоспособную продукцию.

Египетские экспортеры текстильной продукции используют льготны период для увеличения объема экспорта своих товаров, освоения новых рынков.

В то же время после истечения льготного периода и отмены ограничена в торговле египетской текстильной промышленности придется испытывав жесткую конкуренцию особенно со стороны стран Юго-Восточной Азии. То же самое можно отнести к автомобильной промышленности и к ряду других отраслей.

Таким образом, членство Египта в ВТО на данном этапе позволит успешно решать определенный круг торгово-экономических вопросов, но в случае, если египетская промышленность не будет модернизирована и не будет налажен выпуск конкурентоспособной продукции до истечения льготного периода, последствия либерализации торговли могут привести к негативным результатам.

Невозможность решить существующие проблемы в торговле используя только механизм ВТО, побуждает Египет искать дополнительные средства для их урегулирования путем заключения соответствующих соглашений как с отдельными странами, так и с региональными объединениями.

В июне 2001г. подписано Соглашение об ассоциированном членстве Египта в ЕС, которое, по мнению экспертов Египетского центра экономических исследований, окажет более глубокое воздействие на национальную экономику, чем присоединение к ВТО. В соответствии с условиям Соглашения через 12 лет после его ратификации сторонами должно завершиться создание Зоны свободной торговли со странами ЕС, на которое приходится 40% египетского внешнеторгового оборота.

Кроме того, Египет является участником действующего соглашения об Общем рынке для стран Восточной и Южной Африки - КОМЕСА, Панарабского соглашения о свободной торговле.

Активизация египетско-иракских торговых связей привело к созданию в 2001г. между двумя странам Зоны свободной торговли.

В январе 2002г. создана Зона свободной торговли уже между Египтом, Ираком, Сирией и Ливией с полной отменой всех таможенных пошлин и сборов. Как ожидается, ее создание будет способствовать активизации процессов формирования Арабского общего рынка.

Основными направлениями внешнеэкономической политики Египта остаются: увеличение притока зарубежных средств для финансирования экономического развития, а также экспорта египетских товаров и услуг, рационализация импорта, которые все чаще реализуются путем заключения двусторонних торговых соглашений. Дисбаланс в торговле с рядом стран также побуждает Египет активизировать работу по заключению таких двусторонних соглашений.

Так, между Египтом и США, одним из его основных торговых партнеров, действует подписанное в 1999г. рамочное Соглашение о торговле и инвестициях, которое является основой развития двусторонних торгово-экономических отношений между двумя странами.

Двусторонний Совет - созданный в соответствий с указаным Соглашением, координирует работу, направленную на подписание Соглашения о свободной торговле между Египтом и США, устраняющего препятствия в двусторонней торговле и способствующего созданию более благоприятных инвестиционных условий. Активизации этого процесса послужил визит в 2001г. в США президента Египта X.Мубарака.

Между Египтом и Францией действует ряд двусторонних торгово-экономических соглашений, являющихся основным фактором расширения взаимной торговли и, прежде всего, способствующих увеличению египетского экспорта во Францию (ежегодный рост составляет 13,5%).

Двусторонние соглашения между Египтом и Италией, являющейся вторым после США торговом партнером Египта (12,7% египетского экспорта), являются определяющим фактором в развитии торговли и привлечении инвестиций в экономику Египта.

Во время недавнего визита в Китай президента Египта X.Мубарак подписан ряд двусторонних соглашений, призванных расширить экономические связи между странами и сбалансировать торговлю.

Достигнута договоренность с Индией об образовании совместной рабочей группы для изучения и подготовки преференциального двустороннего торгового соглашения.

Действуют двусторонние соглашения между Египтом и другими европейскими, африканскими и азиатскими странами и этот процесс получает свое дальнейшее развитие.

Египет, используя определенные преимущества предоставляемые ему членством в ВТО, одновременно стремится решить проблемы торгово-экономического сотрудничества с зарубежными государствами путем заключения двусторонних соглашений.

II. IV. Финансы и банковская система.

Финансовое положение Египта продолжает оставаться сложным. Несмотря на регулярные оптимистические заявления правительства о способности стабилизировать курс национальной валюты, все остается прежним.

Много вопросов вызывают утверждения главы египетского кабинета, что насыщение внутреннего валютного рынка долларовой наличностью будет путем регулярных интервенций ЦБ из средств специального стабилизационного фонда (ССФ), образованного за счет заимствований из различных внешних источников.

Представители западных доноров в Каире не скрывают своего удивления тем, что Глава правительства АРЕ говорит о формировании ССФ как о решенном вопросе. По их данным МВФ пока лишь «в принципе» обещал оказать финансовую поддержку египтянам. Однако объемы этой помощи до сих пор не определены. Кроме того, насколько известно, эти средства предназначены для реформирования финансовой системы АРЕ, а не «аварийного» обеспечения плавучести курса египетской национальной валюты.

Египет остается одной из самых зависимых от внешней помощи стран мира. Только США за последние 25 лет представили АРЕ с учетом военной составляющей 50 млрд. долл. В этой связи ряд местных экспертов высказывает сомнение относительно способности нынешнего кабинета справиться с экономическими трудностями даже за счет массированных внешних финансовых вливаний. Хотя они признают, что без внешней поддержки правительству никак не удается решить триединую задачу в финансовой сфере: обеспечить достаток долларовой наличности для стабилизации курса национальной валюты, продолжать осуществлять необходимые импортные закупки, а также закрывать бюджетные бреши, образовавшиеся в результате падения доходов от туризма, экспорта нефти и эксплуатации Суэцкого канала в условиях неблагоприятной международной и региональной конъюнктуры, лишь за счет внутренних золотовалютных резервов, которые за последние два года снизились с 20 до 12,7 млрд.долл.

Отмывание денег. В октябре 2003г. Египет был вновь внесен в список стран, не борющихся с отмыванием денег. В этой связи был заявлен официальный протест, и для ознакомления с банковской системой Египта приглашены эксперты Международной рабочей группы по борьбе с отмыванием денег (FATF) при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

По действующему в этой области в АРЕ законодательству египетские банки обязаны располагать информацией о своих клиентах, знать источник происхождения средств владельцев счетов и располагать информацией о бенефициаре. Запрещается открывать неименные счета и счета на предъявителя. Все банковские документы должны хранится до 5 лет. Банкам предписывается обращать особое внимание на крупные денежные переводы с последующим обналичиванием, на факты регулярного внесения на счета наличных денег, на несоответствие декларированной деятельности владельца счета с характером банковских операций, на открытие документарных аккредитивов, несоответствующих роду деятельности владельца счета. Учету подлежат платежи, по которым конечными бенефициарами являются неизвестные банку иностранные лица, и предоставление кредитов по банковским операциям, которые не имеют к клиентам отношения. Египетские банки обязаны представлять в соответствующие органы информацию обо всех необычных банковских операциях владельцев счетов, а также в случаях, если сумма банковской операции превышает 0,5 млн.ег.ф. (110 тыс.долл.).

Государственные банки. На начало 2003г. египетская банковская система включала 4 государственных банка, 28 акционерных банков с участием госкапитала, 30 частных и иностранных банков и 2 банка «Араб Интернешнл» (Arab International Bank) и «Нассер Сошиэл» (Nasser Social Bank), которые учреждались на основании межправительственных соглашений и не подлежат контролю со стороны ЦБ Египта.

Исторически в АРЕ доминируют 4 государственные банка:

· «Банк Александрия» (Bank of Alexandria). Основан в 1950г. Участвует как учредитель в акционерном капитале большинства египетских средних банков. Имеет 160 отделений. Заграничных представительств нет. 75% операций связано с финансированием акционированных госпредприятий. Ведущий банк в области финансирования промышленности;

· «Банк дю Кэр» (Banque du Caire), Основан в 1952г. Имеет 200 отделений. Обслуживает счета Управления Суэцкого канала, «Иджипт Эйр» и Генеральной организации по туризму. Проводит бюджетные расчеты по импорту стратегических товаров - комплектного оборудования, стали и удобрений;

· «Банк Мыср» (Banque Misr). Специализируется на финансировании предприятий пищевой, прядильной и ткацкой промышленности, включая импорт сырья и оборудования. Финансирует закупки по линии министерства обороны АРЕ. Ведет расчеты по финансовой помощи США. Имеет 400 отделений по стране. Банк обращался к российской стороне по вопросу открытия отделения в России и получил, соответствующие разрешение Банка России, выданное 22 июня 1994г. на срок до 3-х лет, но им не воспользовался;

· «Национальный банк Египта» (National Bank of Egypt). Создавался для выравнивания экономического развития регионов Египта. Ведет бюджетные счета правительства, счета Египетской генеральной нефтяной корпорации. Финансирует правительственные закупки продовольствия. Осуществляет расчеты при закупках из США по линии госпомощи. Имеет 304 отделения по стране www.egtrade.com

.

В 1957-74гг. в Египте работали только банки, имеющие египетский капитал. В 1974г. разрешено 49% участие иностранцев в капитале частных банков, но деятельность таких банков была ограничена в основном операциями с инвалютой. С 1983г. отменены ограничения, установленные для банков с участием иностранного капитала по розничным операциям с местной и инвалютой.

На 1 ноября 2003г., розничная сеть египетской банковской системы состоит из 2588 банковских отделений, из которых 852 находится в сельской местности. В среднем одно банковское отделение приходится на 26 тыс. жителей.

К операциям по обмену иностранной валюты допущено 126 частных компаний с уставным капиталом 221,5 млн.ег.ф. Оборот этих компаний оценивается в 4,6-4,9 млрд.долл. ежегодно. Что составляет примерно 30% поступающей на рынок наличной валюты. Принятое в 2003г. новое банковское законодательство предусматривает увеличение уставного капитала указанных компаний с 10 до 100 млн.ег.ф.

На 1 июля 2003г. ЦБЕ зарегистрировал 29 представительств и 14 отделений банков-нерезидентов. В окт. 2003г. Европейский инвестиционный банк объявил о решении открыть в Каире региональное отделение, через которое будут осуществляться операции банка в странах средиземноморского бассейна. Накопленный объем инвестиций в финансирование в Египте проектов в газовой и нефтехимической отраслях оценивается в 2,5 млрд. евро.

Египетское правительство объявило о присоединении в рамках ВТО к соглашению по основным средствам связи, и был проведен ряд мероприятий по внедрению в банковскую систему информационных технологий. В 2003г. ведущие египетские банки имели 7 тыс. электронных терминалов для перевода денег из банка для оплаты покупок и 1,6 тыс. банкоматов. Четыре банка осуществляли банковское обслуживание через домашний компьютер, включая переводы денежных средств и оплату счетов. Три банка предлагали клиентам банковское обслуживание по системе электронной связи. Большая четверка банков разрабатывала в 2003г. меры по открытию интернет отделений. Ведущие египетские банки имеют веб-сайты. Национальный банк Египта предлагал своим клиентам в 2003г. специальную карту для расчетов за покупки в интернете.

Курс египетского фунта. В течение 2003г. негосударственные египетские банки испытывали трудности в связи с недостаточными продажами государственными банками и египетскими экспортерами свободно конвертируемой валюты, ожидавшими дальнейшую реорганизацию валютного рынка и придерживавшими иностранную валюту. Приобрести иностранную валюту в банковской системе по официальному курсу было весьма сложно. Курс черного рынка превышал официальный курс на 12-15%.

В 1991г. с началом в Египте рыночных реформ фиксированный курс египетской валюты был отменен и продержался до середины 1998г., т.е. до азиатского банковского кризиса. Плавающий курс египетского фунта был стабилен и равен 3,30 ег.ф. за долл. В 1998г. спрос на египетском рынке на иностранную валюту резко возрос, и на поддержание курса египетского фунта ЦБЕ потратил в сент.-дек. 1998г. из золотовалютных резервов 1 млрд.долл. и в январе - июне 1999г. - 5,1 млрд.долл. Это привело к уменьшению золотовалютных резервов страны, в целях дальнейшего сохранения которых египетское правительство вернулось к фиксированному курсу египетского фунта. Фактически официальный валютный рынок был закрыт.

Одновременно зашли в тупик переговоры египетского правительства с МВФ об отсрочке платежа в 4 млрд.долл. по задолженности странам - членам Парижского клуба, так как МВФ настаивал на дальнейшем сохранении рынка валюты и считал, что египетский фунт переоценен, на 25-40%. Сохранение плавающего курса означало девальвацию фунта и могло привести к дальнейшему уменьшению золотовалютного резерва, который, по мнению правительства, является символом устойчивости и жизнеспособности египетской экономики. В результате давления МВФ в дек. 2000г. египетский фунт был девальвирован до 3,90 египетских фунтов за долл., в авг. 2001г.- до 4,15 ег.ф., в дек. 2001г. - до 4,5 ег.ф.

Количество денег в обращении на 1 ноября 2003г. составило 54,6 млрд.ег.ф. и возросло по сравнению с 1 января 2001г. на 10%. По оценке ЦБ Египта, отношение количества денег в обращении к ВВП, в 2003г. составило 9%.

II.V. Экономические отношения с соседями.

О египетско-ливийских отношениях. Объем ливийских инвестиций составлял на начало 1999 г. 3,7 млрд.ф. Ливийцы заинтересованы в участии в реализации проекта Новая Долина путем создания «инфраструктурных оазисов», включающих в себя гостиницы, конференц-залы, сеть бензоколонок и мастерских.

Стороны договорились провести изучение проекта по прокладке 360 км. газопровода для экспорта египетского природного газа в Ливию с перспективой его дальнейшей продажи в Европу.

АРЕ и Ливия планируют поднять уровень торгового обмена до 1 млрд.долл. в год (сейчас его объем оценивается в 300 млн.долл.). Предложено создание арабского координационного органа, формируется совместная группа по проработке вопроса единой денежной системы www.telefax.com.eg

.

На совместных министерских заседаниях в Каире оценены результаты процесса создания единой энергетической системы, рассматривались перспективы ливийских инвестиций в сельскохозяйственные проекты в Египте. Будет собрана египетская экспертная группа для изучения возможностей мелиорации на Великой реке в Ливии.

Решено преодолеть проблему взаимных задолженностей. Договорились также о создании общей информационной базы по промпроектам, вырабатываются меры по унификации стандартов и применению системы «единого качества» промышленной продукции. Подписано соглашение о научно-техническом сотрудничестве. Обсуждена идея строительства аэропорта на египетско-ливийской границе.

Отношения со странами Персидского залива. Активное сотрудничество с заливными странами в экономической области по-прежнему имеет для египтян первостепенное значение в связи с возможностью доступа к значительным финансовым ресурсам, в том числе в рамках инвестиционного сотрудничества.

Наиболее заметны инвестиционные вклады заливников в реализацию проекта «Новая Долина»: ОАЭ безвозмездно предоставили Египту 4 млрд.ф. (1 млрд.долл.) на строительство канала им. шейха Заида. Саудовский принц Аль-Валид бен Талал заключил с Египтом контракт на приобретение 120 тыс. федданов в Новой Долине, для освоения которых он собирается потратить 1 млрд.долл. В перспективе бен Талал планирует развернуть сельскохозяйственную и промдеятельность на 500 тыс. федданов. Обсуждается реализация решения Кувейтского фонда развития о предоставлении АРЕ на льготных условиях 200 млн.долл. на финансирование работ в «Новой Долине».

Немаловажное значение для АРЕ имеет и арабский туризм, объем которого составляет 33% от общего числа туристов, посещающих Египет. КСА вкладывает 1 млрд.долл. инвестиций в туристические проекты Египта.

Поддерживаются тесные связи с Оманом, подтверждением чему стал визит султана Кабуса в АРЕ 4-9 февраля 1999 г., выявивший совпадение позиций двух стран по необходимости снятия санкций с Ирака, прежде всего отмены экономического эмбарго. В 1998 г. на заседании Совместного комитета стороны подписали соглашения по поощрению и защите инвестиций и укреплению эконом- и техсотрудничества. Подписано соглашение о сотрудничестве в области научных исследований и технологий с Бахрейном, предпринимающим активные шаги по увеличению объема торгового обмена с АРЕ: принято решение об открытии египетского торгпредства в Манаме, есть договоренность по организации обмена выставками промпродукции.

Арабский общий рынок. Идея создания АОР была впервые сформулирована в августе 1964 г., однако из-за крайне нестабильной военно-политической ситуации в регионе и крупномасштабных военных конфликтов на Бл. Востоке в 1967 г. и 1973 г. ее осуществление было отложено до лучших времен www.nbe.com.eg

.

В июне 1996 г. участники Каирского саммита приняли принципиальное решение о формировании арабской зоны свободной торговли (АЗСТ).

1 января 1998 г. было объявлено о начале поэтапного осуществления плана создания АЗСТ, рассчитанного на 10 лет. В 2007 г. в результате ежегодного снижения таможенных сборов на 10% намечается выйти на режим беспошлинной торговли между участниками действующего соглашения о поощрении и развитии взаимного товарооборота, в число которых на тот момент входили 18 арабских государств (о намерении в самое ближайшее время подключиться к соглашению заявили также Алжир, Джибути, Коморские о-ва и Мавритания). Будут созданы базовые предпосылки для углубления экономической интеграции арабских государств, конечной целью которой, как отмечено в решениях Каирского саммита, должно стать образование АОР.

Устранение таможенных барьеров должно способствовать ускоренному росту межарабской торговли, объемы которой составляют 38,5 млрд. долл. в год, при том, что суммарный внешнеторговый оборот арабских государств превышает 306 млрд.долл. Следующим шагом в направлении формирования АОР должна стать унификация действующих в отдельно взятых странах систем мер и стандартов, что в свою очередь позволит приблизиться к запуску экономической кооперации на двусторонней и многосторонней основе.

Возвращение в Африку. 30 июня 1998 г. состоялось официальное вступление АРЕ в экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки (KOMECA). На III очередном саммите организации в Киншассе соответствующие документы подписал министр иностранных дел А.Муса, тем самым Египет присоединился к этому крупнейшему экономическому объединению 20 африканских стран, где проживает 370 млн.человек.

АРЕ подала заявку на вступление в КОМЕСА, преемницу экономической группировки государств, применяющих на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования в торговле, еще в 1993 г. Однако из-за жесткого противодействия некоторых стран, в первую очередь Судана, в основе которого лежали мотивы политического характера, членство Египта в КОМЕСА было отложено на 5 лет.

По мере изменения региональной ситуации в пользу Египта и после однозначного согласия всех государств-членов КОМЕСА, АРЕ добилась статуса полноправного, 21-го, участника этого самого крупного экономического союза на африканском континенте.

Египтяне стремятся к запуску общеафриканских проектов в металлургической и пищевой промышленности, призывают партнеров по КОМЕСА к проведению совместных изысканий в области геологии. При этом со стороны АРЕ выражается готовность оказывать техпомощь (современное оборудование, интеллектуальная поддержка), обеспечивать подготовку кадров, организовывать конференции и выставки. Египет нацелен решать проблемы морских и воздушных перевозок в рамках КОМЕСА, планируя довести в течение ближайших двух лет число воздушных линий, соединяющих АРЕ с африканскими партнерами, до 12 (действуют 6 линий: Эритрея, Эфиопия, Кения, Танзания, Уганда, Судан). Предстоит также решить проблему свободного доступа на рынки КОМЕСА египетских экспортных товаров, чему пока препятствует отсутствие механизма страхования грузов от рисков некоммерческого характера (войны, госперевороты и т.д.).

Одновременно МИД, минторговли и промышленности АРЕ занимаются изучением переданных секретариатом КОМЕСА требований по стандартам, соблюдение которых необходимо при производстве продукции, предназначенной для экспорта в страны-члены этой экономической группы (египтян в данном контексте не устраивает требование обязательного использования не менее 35% местных компонентов в товарах «комесовской ориентации»).

24-25 мая 1999 г. Египет впервые после вступления в КОМЕСА принял участие в саммите данной организации (египетскую делегацию возглавлял министр иностранных дел А.Муса), прошедшем в Кении. На саммите были утверждены предложения АРЕ о проведении ежегодной встречи на уровне министров иностранных дел, переносе в Каир суда данной организации, создании инвестиционного агентства стран-членов КОМЕСА. Позитивно встречена участниками и инициатива египтян созвать пятый саммит организации в Каире в 2001 г. www.egyptvolt.com

Средиземноморье. ЕС в своей политике в отношении южного и восточного Средиземноморья руководствуется растущей взаимосвязью Европы со странами данного региона. Учитывается влияние складывающейся в них внутренней обстановки не только на экономические интересы ЕС, но и на безопасность на европейском континенте, на формирование оборонной политики Европы и усилия европейцев по контролю за демографической ситуацией.

Отсутствие четкой политики по поддержке экономического развития стран южного и восточного Средиземноморья приведет к тому, что разрыв в их доходах, по сравнению с государствами Европы в 1998 г. составлявший 1 к 12, к 2010 г. возрастет до 1 к 20. Подобное соотношение неизбежно вызовет рост иммиграционных потоков в страны Европы и обострение здесь социально-экономической, демографической и криминогенной обстановки. При этом общая численность населения стран южного и восточного Средиземноморья в 2010 г. будет насчитывать более 300 млн.человек (в 1995 г. -- 220 млн.человек). ЕС исходит также из того, что эти страны обеспечивают 20% энергетических потребностей, поставляют в Европу половину своей экспортируемой продукции (в случае североафриканских государств -- 2/3) и закупают у него половину своего импорта.

Идея евросредиземноморского партнерства, которая впервые была высказана на встрече глав государств и правительств стран ЕС в Лиссабоне в 1992 г., получила свое развитие на встречах в Корфу в июне 1994 г. и в Эссене в декабре того же года. В июне 1995 г. в Каннах были одобрены предложения Европейской Комиссии по созданию механизма партнерства между странами Европы и Средиземноморья. В итоге в ноябре 1995 г. участники Барселонской конференции -- министры иностранных дел 15 и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.