На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


статья Формирование индивидуальной картины мира ребенка в условиях современного урока литературы

Информация:

Тип работы: статья. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФОРМИРОВАНИЕ  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТИНЫ  МИРА РЕБЕНКА В  УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ 

Л.А. ОСТАПЕНКО,
г .Белгород,
Белгородский  государственный  университет 

     Образование отдельного человека складывается и  растет в ходе взаимодействия с культурой  сообщества. Чем разнообразнее и шире контакты личности с мировой культурой (в данном случае – с литературой), тем богаче перспективы индивидуального образования. Главная роль в организации этих контактов на протяжении веков принадлежала школе, способной вывести учащихся за узкие рамки культуры своей ниши.
     К  началу XXIвека ситуация разительно изменилась. Развитие транспорта, средства связи, компьютерных технологий неизмеримо расширило образовательные возможности каждого человека. Традиционная же система образования все еще многом придерживается установок советской школы. В ней как будто по – прежнему неявно предполагается, что все люди одинаковы и должны освоить одни и те же  совокупности знаний, умений и навыков. Технологии кофигуративного (проектная работа, иные формы группового обучения) образования находятся в стадии разработки и относительно малого применения. Вступление в новую эпоху в области образования выражается в увеличении количества и разнообразия альтернативных образовательных систем, в расширении развивающего обучения, в которых основной ценностью является индивидуальное развитие личности, формирование индивидуальной картины мира ребенка.
     Весьма  актуальной в последнее  время  является задача повышения развивающего эффекта школьного филологического  образования. Чтобы достичь этого, необходимо «ввести детей в мир человеческой культуры через ее открытие, где продуктивное воображение становится ведущим механизмом культуроосвоения» (1, 39). Поэтому филологическое  образование должно строиться на программах, имеющих творчески-развивающую направленность. Это представляется нам одним из перспективных направлений школьного образования.
     Следует сказать, что проблемами методики литературного  образования занимались многие ученые-педагоги и методисты: соединением теории и практики характеризуется первый капитальный методический труд, известная книга Ф.И. Буслаева  "О преподавании отечественного языка", лучшие методические работы  В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, А.Д. Алферова, М.А. Рыбниковой, В. В. Голубкова и других русских педагогов- словесников.
     В научных исследованиях поднимались  различные методические проблемы, такие  как цели и содержание литературного  образования, читатель - школьник, восприятие художественной литературы учащимися, школьный анализ литературного произведения, организация чтения, читательский интерес, урок литературы, взаимосвязь методов и приемов обучения, устная и письменная речь учащихся, развитие читательской самостоятельности.
Вместе  с тем осталось немало нерешенных вопросов, особенно в том случае, когда речь идет  о падении интереса к классике среди большей части молодежи, о проблеме детского « нечтения», об отсутствии такого понятия как «читательская культура».
  Перед российской школой поставлены  новые вопросы. Применительно к филологическому образованию  это означает, что, осознавая обучение чтению сложных книг как одну из важнейших задач российской школы, следует считаться в обучении с потребностями ребенка, возрастными и индивидуальными особенностями, своеобразием его мировосприятия и деятельности в каждый период развития.    Все это должно способствовать более успешной реализации тех высоких требований, которые эта концепция предъявляет как к учителю, так и к ученику.
   Главная задача школы в области преподавания литературы может быть сформулирована однозначно: усилить воспитательное воздействие данного предмета на учащихся, так как во многом чтение определяет путь человека, его назначение и смысл жизни, что является важнейшими темами гуманистической психологии. Гуманистическая психология полагает,  что человек способен обрести свой путь в культуре, смысл собственной жизни, он свободен в выборе того и другого и несет ответственность за их осуществление. То есть данное направление рассматривает ребенка как творческое существо, способное реализовать, раскрыть свои способности и склонности. В наибольшей мере это происходит на уроках гуманитарного цикла и требует пристального внимания   к вопросам чтения художественной литературы:
    как приохотить к чтению, не принуждая, но разумно руководя этим процессом?
    как организовать «преднамеренное восприятие» художественного произведения?
   Многими педагогами отмечается, что это должна быть занимательность, Однако интерес возбуждается не только занимательностью. Нужен целенаправленный труд, развитие серьезного интереса к процессу познания. В данном случае к познанию художественному. Нельзя сводить чтение к примитивному знакомству с именами классиков. Каждое произведение предлагается рассматривать, сопрягая самые малые его особенности и возводя их к целому. Переходя от первоначального, целостного, но неопределенного впечатления – переживания, которое осталось от домашнего чтения, от первых появившихся вопросов и догадок о смысле прочитанного, к наблюдению над текстом, к анализу его строения. И наконец – к пониманию смысла художественного произведения во всей полноте связей его элементов, к осмыслению  задач автора. То есть помнить, что в искусстве объективное нерасторжимо слито с субъективным. Художественное произведение в процессе его восприятия преломляется через  душу читателя – школьника, воздействуя на его внутренний мир, активизируя его эмоции, разум, волю, вызывает к себе определенное оценочное отношение. В восприятии объективное (художественные ценности) сливаются с субъективными (особенностями читательской индивидуальности). Диапазон отношений читателя-школьника  к художественному  произведению  почти безграничен: изображенные классикой формы прошедшей жизни, резко отличаются от современных многих человеческих чувств и способов их выражения, что вызывает иной раз и спор с писателем, его героями, и « присмысливание» себя  к конфликтно – сюжетным ситуациям, и неприятие определенных положений. Однако главный эффект, который все - таки вызывает художественное произведение – это сопереживание. Это особенно важно в подростковом возрасте, так как  подростки – это читатели, мучительно взрослеющие, переживающие острые эмоциональные кризисы. В том мощном сопереживании, которое порождает классическая литература, формы изображения действительности  способны реально восстановить то, что разрушает современная жизнь. К сожалению, современный уклад жизни уничтожает и то, что человечество в течение веков вырабатывало для обуздания инстинктов и темных страстей, уничтожает, низводя к инстинкту, вовсе незводимые к нему истинные проявления человеческой природы. Так, например, воцарившемуся сейчас культу агрессивной жестокости может противостоять сопереживание тому ограничению этой жестокости честью и благородством, которые несут кажущиеся наивными изображения рыцарских турниров.  А низведению любви на уровень проявления « тупого инстинкта» может противостоять сопереживание той любви, образ которой встает со страниц классической литературы(2, 248).
   Итак, разрешение проблем школьника - читателя видится в том, чтобы, организуя чтение, изучение произведения, следует опираться на личностную сферу ученика, его жизненный опыт, на его субъективность. Г. Беленький разграничивает в данном случае жизненный и житейский опыт и предостерегает от опасности перейти грань, за которой « вообще перестает существовать эстетическое отношение к объекту, замещаясь отношениями другого ряда и превращая художественное произведение в нечто иное»(3, 94). Нельзя « опускать» произведение до личного, бытового, житейского опыта читателя – школьника, а наоборот, иногда  отталкиваясь  от этого опыта, расширять горизонты школьника, поднимать его до глубокого восприятия произведения искусства, до интересов общечеловеческих (4, 48) Недостаточно продуманные вопросы могут разрушить впечатления от прочитанного  и услышанного. Психологи указывают, что эстетическое переживание  далеко не всегда  выражается во внешних проявлениях чувств, в аффектации, в словах; больше того, задержка во внешнем проявлении эмоций нередко способствует глубине переживаний.
    Не  менее важными в литературном образовании, формирующем индивидуальную картину мира ребенка, является следующие проблемы:
      Литературные способности школьников, которые определяют цели их развития;
      Критерии литературного развития, помогающие выявить уровни развития, ступени движения ученика в отношении к литературе;
      Периоды развития читателя – школьника
      Учет возрастных особенностей и эмоциональной сферы при обращении к личностной сфере юного читателя. 
     Литературные  способности,  обусловленные типом  личности (« художник», «мыслитель», « средний» тип) существенно влияют на процесс чтения, определяют сложное  взаимодействие разных сфер читателя. Критерии литературного развития ученика во многом определяют формы и направленность изучения литературных произведений. Педагогу следует учитывать исследования в области психологии при организации работы учащегося с текстом. Особое место следует отвести работам С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова. Так, например, П.П. Блонский, исследуя развитие мышления, выделяет эпоху конкретно- ситуативного мышления дошкольника и « эпоху рассуждающего мышления» подростка и юноши. По мнению Блонского, в подростковом  возрасте и усиливается новый компонент представления о людях - психологический, в юношеском  возрасте  на первый план выступает историческая, социальная концепция и эстетическая мотивация. Важно учитывать  на занятиях по литературе, что индивидуальное восприятие прихотливо, субъективность нередко переходит в субъективизм.  Восприятие школьника нуждается в постоянной корректировке и углублении со стороны учителя, так как существует опасность подмены серьезной работы над текстом личностным восприятием художественного текста.
     Спорным вопросом  является наличие в  курсе литературы историко – литературных тем. Именно эти темы, по мнению многих, далеких от школы людей, отталкивают детей от литературы, схема проведения этих уроков стабильно, из поколения в поколение отбивает охоту читать не только классику, но и любую другую литературу, доскональное разжевывание даже гениального произведения, навязывание стереотипных выводов, не соответствующих возрастному восприятию, делает чтение настоящей пыткой для школьника. Отметим, что это мнение ошибочно. Литературоведческая подготовка школьника – читателя необходима. Ученик должен знать факты, так как обучение на фактах всегда прочнее и успешнее воспитания на выводах  из фактов ( М. Горький).
     Конечно, сформированные указанные знания и умения, начитанность, владение литературоведческими знаниями не являются еще гарантами высоконравственного поведения личности. Вооружение знаниями, умениями – средство формирования личности, ее взглядов, ее эмоционального мира, нравственно – этической культуры. Сами знания обладают определенным воспитательным потенциалом. Но чтобы этот потенциал обратить в действие, нужно прежде воспитать определенное отношение к этим знаниям.
     Выход – сближение преподавания литературы с жизнью. А это значит пронизать современностью каждый урок, раскрыть актуальность и значение искусства прошлого и произведений настоящего, вовлечь в активную деятельность каждого ученика, сделать ставку на развитие его творческих способностей, самостоятельности мысли.  По мнению Мариэтты Омаровны Чудаковой, три четверти урока литературы в школе надо читать тексты вслух. Подобная позиция близка многим литературоведам (Г.И. Беленький, А.С. Немзер).  Художественное слово в выразительном чтении должно звучать на каждом уроке. Учебник надо минимизировать. Дети должны приучаться к тому, что художественная речь не равна бытовой. Задача учителя -  организовать диалог юного читателя с писателем, ввести ученика в художественный мир автора, полагаясь на силу художественного внушения и способность школьника поддаться магии искусства (4, 48).  
     И наконец, в непростой ситуации, сложившейся  в старшем звене, когда школы  переходят  на профильное обучение и  в современном мире для выпускников  приоритетными становятся точные науки, проблему снижения качества гуманитарного образования можно решить с помощью внедрения в процесс новых технологий. Одна из них – применение активных форм обучения в обучении:
- межпредметных  семинаров  для учащихся 9-11 классов,  объединяющих несколько предметов   гуманитарного цикла: историю, литературу, православную культуру, художественную культуру России;
- развернутое,  всестороннее  обсуждение вопроса   с использованием разнообразных  источников;
- доклады  и сообщения с их обсуждением  и оппонированием.
Форма проведения различных семинаров позволяет поддержать качество гуманитарного образования, так как развивает у учащихся целостное представление о взаимосвязи историко - культурных процессов, об особенностях диалектики культуры через учебные дискуссии и диалоги.
     Наличие  специфических противоречий процесса филологического образования школьников подвигает методику на поиск новых технологий, приемов, форм.  Уместно в этом случае напомнить требование « педагогики и человечности», сформулированное выдающимся советским педагогом П.П. Блонским « Учитель – лишь сотрудник, помощник и руководитель ребенка в собственной работе ребенка». Кроме того, актуальным  является постулат, сформулированный Г.Н. Иониным в острой полемике с замечательным ленинградским учителем Е.Н. Ильиным на страницах « Вопросы философии» в 1987 году: « На современном уроке (и это, на мой взгляд, действительно новая методологическая идея) ученик должен получить право на выбор своего метода активного постижения литературы, тяготеющего либо к художественной  интерпретации, либо к публицистике, либо к посильному и увлекательному исследовательскому поиску, либо чаще всего, к индивидуально неповторимому сочетанию этих методов. Так можно решить проблему единства обучения и самообразования на уроке литературы с учетом  специфики предмета и при условии постановки ученика в предельно активную роль. В этом принцип полифонического урока, на котором методы, избранные разными учениками, взаимодействуют и восполняют  друг друга. Но ясно, что учитель, чтобы вести полифонический урок, должен владеть всеми специфическими методами и ни в коем случае не абсолютизировать один из них».(5, 22) Литература в школе необходима, история литературы в старших классах – полезна, так как все это занимает особое место в развитии  школьника – читателя, его духовного мира, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал. 

Литература:
1.Юдин Э.Г.  Системный подход и принцип  деятельности. Текст/ Э.Г. Юдин. М.: Педагогика, 1978. – 304с.
2.Барская Н.А.  Наши дети и художественная  литература. – М.: Лепта, 2005 – 329с.
3.Столович Л.Н.  Жизнь, творчество, человек. –  М., 1985
4. Беленький  Г.И. Некоторые актуальные вопросы  методики литературы // Русский язык  и литература в средних учебных  заведениях. – 1987.- №3
5.Цит. по Замостьянов  А.А. История литературы в школьной программе //Литература в школе. – 2010. - №10


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.